Трагедия "Союза-11"

Автор Шамс, 21.05.2022 16:03:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Цитата: hlynin от 27.04.2025 13:44:15
Цитата: Штуцер от 27.04.2025 12:00:18Нет.
Горит транспарант "Люк не закрыт". Подкладывают под концевик.
Кстати, подобное было и у Гагарина. Ивановский закрывал люк.
Но Ивановский не подкладывал под концевик?
Не знаю.  8)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

AB57

Цитата: hlynin от 27.04.2025 13:43:08
Цитата: AB57 от 27.04.2025 11:54:01Этого разве не достаточно, чтобы после очевидного удара по крылу, вместо теоретических изысканий, напрямую посмотреть как там дела??  Вроде как, с учётом предыдущего горького опыта, это должно было быть очевидно - разве нет??
Нет. Что за предыдущий горький опыт? Никакого отношения к планеру. Колумбия летала более 20 лет. Ничего серьёзного. Никто не ужасался
Почему именно Колумбия???   41G, STS-26, STS-27 - это как раз то самое - по плиткам всё время что-то било.

А горький опыт - это результат высокомерного пренебрежения поступающими "звоночками". Кольца прогорали, снизу предупреждали, но начальник сказал "Луна твёрдая" - и всё тут! "Главное, чтобы проблема случилась не в мою смену".

Давайте больше не будем засорять тему - это уже переходит в область человекоустройства и философии :)

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 13:52:19
ЦитироватьНо Ивановский не подкладывал под концевик?
Не знаю.  8)
Такое было бы просто невозможно. Просто открутили и закрутили тщательнее

hlynin

Цитата: AB57 от 27.04.2025 14:00:47Давайте больше не будем засорять тему - это уже переходит в область человекоустройства и философии :)
Не будем.
Напоследок - и било и плитки отлетали и прочие гнусности типа дятлов. И разбирались и устраняли. Или давали заключение - так сойдёт. У СССР всё было гораздо-гораздо хуже. Но была гонка. А у США к тому же программа, расписанная на годы вперёд (у СССР тоже была, но народ про неё не знал, спал спокойно, её меняли и говорили народу, что всё идёт по плану. Как и ныне. 

Штуцер

Цитата: hlynin от 27.04.2025 14:02:35Такое было бы просто невозможно. Просто открутили и закрутили тщательнее
Чего бы это? 
А первый раз закрутили нетщательно?
Концевик, как таковой на герметичность не влияет. Влияет правильный порядок затяжки и момент. Так что понимая сущность конструкции конструкцию крепления концевика вполне могли и у Гагарина подложить. )))
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 14:25:09Концевик, как таковой на герметичность не влияет.
А какой датчик на что влияет? Концевик только сигнализирует, что не ощущает люк. Неплотность, негерметичность или перекос - ему всё равно. Не могли подложить. Не тот случай. Гагарин не улетел бы, пока не разобрались бы с причиной. А в других случаях, когда выхода нет, допускалось и рискнуть. Гагарин не мог проверить герметичность. А на Союзе-11 - могли.

Штуцер

Цитата: hlynin от 27.04.2025 14:33:44Гагарин не мог проверить герметичность.
Уверен, какая то проверка была.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 14:36:00Уверен, какая то проверка была.
ну какая ещё проверка? Там и наддува не было. Концевик сработал - всё нормально. До этого всё проверяли

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 14:25:09А первый раз закрутили нетщательно?
Можно закручивать как удобно (один за другим и на полную). А можно - как правильно (крест накрест и равномерно). По памяти там 22 болта. 

Штуцер

Цитата: hlynin от 27.04.2025 15:05:18ну какая ещё проверка? Там и наддува не было. Концевик сработал - всё нормально. До этого всё проверяли
А не сработал? Ненормально? )))
А если не сработал и на герметичность это не влияет, почему бы и не положить что то под концевик?
Если стык двухбарьерный, то проверяется элеметарно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#410
Цитата: hlynin от 27.04.2025 15:08:43Можно закручивать как удобно (один за другим и на полную). А можно - как правильно (крест накрест и равномерно). По памяти там 22 болта.
32. Так как закручивали? Думаю, что и первый раз закручивали правильно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Возвращаясь к Союз-11.
Мнение Феоктистова:
ЦитироватьИсследования показали, что произошел отказ в одной из вспомогательных систем спускаемого аппарата. Произошло преждевременное вскрытие клапана дыхательной вентиляции, соединяющего при его открытии внутренний объем спускаемого аппарата с наружной средой. Он должен вскрываться уже внизу, перед самой посадкой, для уравнивания давления внутри корабля с наружным, на высоте около пяти километров. В этом полете клапан вскрылся на высоте примерно 150 километров. В результате произошла разгерметизация корабля. Космонавты погибли от декомпрессии. Причину преждевременного вскрытия клапанов установить не удалось. Сам момент разгерметизации указывал на то, что наиболее вероятной причиной могли оказаться перегрузки, возникающие при раскрытии стыка нижнего шпангоута орбитального отсека с верхним шпангоутом спускаемого аппарата. Этот стык соединялся пиротехническими болтами с суммарной силой затяжки порядка 100 тонн. При разделении отсеков подавалось напряжение на пирозаряды, находящиеся внутри болтов, они взрывались, болты разрушались, и стягивающая стык сила около 100 тонн за время приблизительно в миллионные доли секунды исчезала. Для конструкции соединительного шпангоута это эквивалентно удару силой 100 тонн. А именно на этом верхнем шпангоуте и установлены клапаны дыхательной вентиляции. Конечно, клапаны и их замки проверялись на ударные нагрузки, и при работе комиссии этот процесс воспроизводился много раз. Но прямого доказательства, что именно перегрузки, возникающие при вскрытии стыка, явились причиной разгерметизации, получить не удалось.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 15:16:5232. Так как закручивали? Думаю, что и первый раз закручивали правильно.
Если концевик не сработал, значит, неправильно. Я столько этих гаек и болтов накрутил, что понимаю

Штуцер

Цитата: hlynin от 27.04.2025 15:47:43Я столько этих гаек и болтов накрутил, что понимаю
;D Сергей Палыч!
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#414
Кто нибудь знает, какой на Союзе-11 был диаметр люка?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#415
Цитата: hlynin от 27.04.2025 15:47:43Если концевик не сработал, значит, неправильно.
Прошу прощения. Был неправ.  ;D
У Гагарина под концевик не подкладывали, подогнули кронштейн.
ЦитироватьВ 7:05 часов утра 12 апреля 1961 года (здесь и далее время московское) Юрий Гагарин, облаченный в скафандр СК-1, занял место в кабине своего космического корабля, подключил скафандр к бортовой системе жизнеобеспечения проверил скафандр, пристегнулся к катапультируемому креслу, проверил аппаратуру связи. В это время стартовый расчет (Владимир Морозов и Николай Селезнев) под руководством ведущего конструктора ОКБ-1 Олега Ивановского закрыл крышку люка, но подтверждения ее герметичности не поступило. А до старта меньше часа! Пришлось вновь отвернуть 30 гаек, подогнуть кронштейн концевого выключателя КП-3 и снова закрыть люк. До старта оставалось 42 минуты.
(с) Маринин
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 15:17:38Возвращаясь к Союз-11.
Мнение Феоктистова:
Феоктистов не мог сказать ничего. Во-первых это его изделие, во вторых он конструктор, никак не электрик, да и не было его на связи. Он просто повторяет чужие слова. Ах, 100 тонн. Ну и что с того?

Ещё раз Черток
Клапаны подвергались испытаниям на устойчивость при воздействии больших ударных нагрузок. Прошел установленный Политбюро двухнедельный срок работы комиссии, но десятки экспериментов не приносили столь необходимых доказательств. Клапаны от взрывных ударов не открывались. По предложению Мищука на заводе было собрано несколько клапанов с заведомо допущенными технологическими дефектами. С точки зрения ОТК - явный брак. Но и они не пожелали открываться от взрывных ударов. От безысходности Келдыш , который чуть ли не ежедневно о ходе работ докладывал Устинову и раз в неделю - Брежневу, предложил процесс разделения СА и БО промоделировать в большой барокамере. Предполагалось, что ударная волна при одновременном подрыве всех пироболтов в вакууме, распространяясь только по металлу, будет мощнее, чем при нормальном атмосферном давлении.
"Задержим отчет на неделю, но у нас совесть будет чиста: мы сделали все, что могли", - сказал он. Одним из организаторов этого труднейшего эксперимента был Решетин - в то время начальник проектного отдела, отвечавшего за разработку СА . Ныне доктор технических наук, профессор, мой коллега по базовой кафедре московского физтеха Андрей Решетин вспоминает: "Этот сложный эксперимент проводили в большой барокамере ЦПК в Звездном городке. Макеты СА и БО были стянуты штатными пироболтами. Дыхательные клапаны установили заведомо с технологическими нарушениями, которые якобы могли иметь место при их изготовлении. Пироболты подрывались одновременно по схеме, которая использовалась в полете.
Эксперимент проводили дважды. Клапаны не открывались. Истинная причина открытия дыхательного клапана при разделении СА и БО "Союза-11" так и осталась тайной".

Штуцер

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 15:57:48Кто нибудь знает, какой на Союзе-11 был диаметр люка?
Пишут, что  диаметр люка-лаза спускаемого аппарата (СА) космического корабля «Союз» — 620 мм
Это 195 тонн на прижатие люка к шпангоуту. Даже если была негерметичность, при отстреле БО его обжало бы.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 16:01:22Прошу прощения. Был неправ.  ;D
У Гагарина под концевик не подкладывали, подогнули кронштейн.
Да, это ещё хуже.
Но есть нюанс. У Гагарина он просто не нужен ни хрена. Он просто показывает, есть люк или нет. Возможно, это связано с системой (наверняка). Может его Гагарин согнул, когда залезал. Тогда, может и в первый раз было закручено правильно. Просто надо было уговорить концевик. Сам Гагарин мог бы это сделать. 30 (или 32) болта закрученные на резину, негерметичности не дадут. Тут и проверять нечего (и невозможно)
И совсем иное дело в СА в космосе. Там не болты, а механизм закрытия. Нужен упор, силы и совершенно неясно, зажал или нет. И проверка возможна. Опять же с нюансом - если люк окажется негерметичным, то наддувать нечем. Поэтому, вероятно, из БО не весь воздух скачали

Вернер П.

Цитата: Старый от 27.04.2025 11:40:22Пироболты заряжены порохом. Это не бризантное ВВ и оно не даёт детонационной волны.
Это какие-то особенные пироболты?
Обычно пироболты снаряжают как раз бризантными ВВ (производящими дробящее действие )