Трагедия "Союза-11"

Автор Шамс, 21.05.2022 16:03:09

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Шамс

21.05.2022 16:03:09 Последнее редактирование: 22.05.2022 15:34:25 от Liss
Первый полет экипажа корабля "Союз-11" в июне 1971 года на станцию "Салют-1" должен был стать триумфом. Однако случилась самая страшная катастрофа в истории отечественной космонавтики, когда одновременно погибли три космонавта: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Как готовилась миссия "Союз-11"? Каковы были причины трагедии? И главное, какие уроки сделала отечественная космонавтика. После трагедии "Союз-11" были разработаны нормы безопасности, которые до сих пор обеспечивают безопасность полетов отечественных космических кораблей.
В программе использовались документы Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД), в ней принял участие Алексей Елисеев, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Рассекреченная история. "Союз-11": ушедшие за горизонт // Смотрим (smotrim.ru)

Старый

1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Елисеев мелет про душевую установку на борту.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Парень в музее показывает не на тот клапан.
Шамс тоже рассказывает не о том клапане.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Я говорил Шамсу чтобы он порылся в архивных докладах на предмет найти какието намёки на то что клапан подорвали на земле и корабль отправили в полёт с открытым клапаном. Но видать не нашёл... :(
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Вобщем все известные факты указывают на то что Союз-11 отправили в полёт с открытым клапаном. 
 За время с предыдущего обсуждения этой темы я подумал вот ещё что: вся работа по поиску причины аварии была направлена на то чтобы доказать что при определённой неправильной сборке/установке/изготовлении клапана он может открыться самопроизвольно от удара при разделении отсеков.  Но ведь все клапаны то вернулись на землю целыми и невредимыми. И их можно было исследовать на предмет правильно ли они были изготовлены и смонтированы. И если всё было правильно и дефектов не найдено то какой смысл искать что будет с дефектным клапаном? Эти то клапаны были нормальными и то что дефектный клапан может сам открыться не имеет к данному случаю никакого отношения. 
 Таким образом ясно что попытки заставить неправильно собранный клапан самопроизвольно открыться производились не для поиска реальной причины а для отвода глаз, для подтверждения версии-отмазки. 
 То есть реально все знали что произошло и занималтсь лишь подтверждением версии-отмазки.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

hlynin

Цитата: Старый от 21.05.2022 19:14:28То есть реально все знали что произошло и занималтсь лишь подтверждением версии-отмазки.
поскольку клапан вернулся, узнать причину - пара пустяков. Вероятно, он был дефектным. Так или иначе - да, все усилия были направлены на сокрытие причины. Во всяком случае - от народа
Большие мои извинение - из-за предмодерации мой ответ может задерживаться на часы. Возможно на сутки
Старый: твой ответ может задержаться на недельку-другую, а то и насовсем.

Бертикъ

Цитата: Старый от 21.05.2022 16:41:45Я говорил Шамсу чтобы он порылся в архивных докладах на предмет найти какието намёки на то что клапан подорвали на земле и корабль отправили в полёт с открытым клапаном. Но видать не нашёл... :(
Не могли бы Вы дать ссылку на предыдущее обсуждение на форуме этой темы или вкратце объяснить, как корабль мог летать три недели с открытым клапаном?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Старый

Цитата: Бертикъ от 21.05.2022 22:25:38Не могли бы Вы дать ссылку на предыдущее обсуждение на форуме этой темы или вкратце объяснить, как корабль мог летать три недели с открытым клапаном?
Легко. Отверстие было закрыто орбитальным модулем. И после его отделения оказалось открыто в окружающее пространство. Причём то что при присоединённом орбитальном модуле отверстие оказывается внутри гермоконтура это установленный факт.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

hlynin

То есть - СА на Земле вообще не проверялся на герметичность? (отдельно от ОБ)  или клапан открыли уже после сборки?
Так или иначе - невозможно представить, чтобы причину не выявили мгновенно после катастрофы. Приходилось читать, что клапан "рассыпался" после разделения. Уже подобный термин навевает подозрение на заморачивание мозгов народа. Но ведь должны быть хотя бы правдоподобные отчёты!
Большие мои извинение - из-за предмодерации мой ответ может задерживаться на часы. Возможно на сутки
Старый: твой ответ может задержаться на недельку-другую, а то и насовсем.

АСПОС ОКП

А в предыдущих полётах клапан не открывался, и учитель был там? Скорее всего, он просто пытался "личным примером" привить студентам должное уважение к Ньютону и Бернулли.
...and therefore never send to know for whom the bell tolls; it tolls for thee

Старый

Цитата: hlynin от 22.05.2022 08:06:03То есть - СА на Земле вообще не проверялся на герметичность? (отдельно от ОБ)  или клапан открыли уже после сборки?
Естественно после сборки. Его случайно подорвали при проверке обтекания малым током. 


Цитата: hlynin от 22.05.2022 08:06:03Так или иначе - невозможно представить, чтобы причину не выявили мгновенно после катастрофы
То что открылся клапан было установлено сразу же. А вот когда и почему он открылся установить было не так то просто. То есть открылся ли он при разделении отсеков или был открыт ещё до старта. 


Цитата: hlynin от 22.05.2022 08:06:03Приходилось читать, что клапан "рассыпался" после разделения. Уже подобный термин навевает подозрение на заморачивание мозгов народа.
Если бы это было так то это было бы точно установлено при осмотре клапана. 


Цитата: hlynin от 22.05.2022 08:06:03Но ведь должны быть хотя бы правдоподобные отчёты!
Если было принято решение скрывать причину и продвигать версию-отмазку то в документах врядли будут какието свидетельства. Остаётся надежда только на какието намёки. 

 Хорошо бы увидеть официальное заключение аварийной комиссии. Вот это и надо рыть в архиве.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Кстати. Неплохо бы найти чертёж клапана. Посмотреть при подрыве пирозаряда выходят газы наружу или нет. Потому как подорвать клапан и не заметить - тоже вещь интересная.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Дмитрий В.

Публикация на Яндекс Дзен в 2021 г. (в Гугле уже не находится):
Что же привело к гибели космонавтов? Только сегодня, 50 лет спустя, стали известны причины той страшной катастрофы.
ЗАГАДОЧНОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ
Спускаемый аппарат удачно сел в Джезказганской степи. Всего на десять километров он отдалился от расчетной точки. Спасатели без труда нашли капсулу. Она лежала на боку. Люк - закрыт. «Странно», - подумали поисковики. Они рассчитывали, что космонавты сами выберутся к их приходу.
Командир постучал по обшивке... Ответа не последовало. Пришлось срочно вскрывать люк. Может, экипаж без сознания и ему срочно нужна помощь! Так и есть. Космонавты сидели в креслах, в спокойных позах, но бледные как полотно и без признаков жизни. Ремни на их креслах были отстегнуты, а у Виктора Пацаева - еще и перекручены. Их тела еще хранили тепло, что оставляло надежду. Началась немедленная реанимация, которая продолжалась около часа. Но космонавты не подавали признаков жизни.
За это время спасатели осмотрели спускаемый аппарат. Все приборы были в порядке. Но что все-таки произошло?
Первую версию озвучили врачи. У всего экипажа - признаки взрывной декомпрессии. Вскипевшая кровь, отек легких, разрыв барабанной перепонки. Ее могло вызвать только резкое падение давления в воздухе. Но почему это случилось? Аппарат приземлился точно и без повреждений. Это был уже одиннадцатый по счету запуск кораблей серии «Союз». Все предыдущие ошибки - учтены. В причинах предстояло разобраться специальной комиссии.
КОСМИЧЕСКИЙ «ГЛУХАРЬ»
Декомпрессия могла случиться только по одной причине - разгерметизация. Но как из спускаемого аппарата вышел воздух? Конструкторы закрыли его и погрузили в резервуар с водой. Аппарат полностью герметичен. Единственные отверстия, через которые мог бы выйти воздух, это два клапана дыхательной вентиляции. Они автоматически открываются при входе в атмосферу. Их в конструкцию включили на всякий случай. Вдруг, космонавты потеряют сознание и не смогут сами открыть дверь люка? Но видимо клапаны сработали не в атмосфере, а в полном вакууме. Так можно объяснить и отстегнутые ремни безопасности на креслах экипажа. Космонавты пытались закрыть клапаны с помощью рычага, который находится на потолке. Но видимо, воздух вышел так стремительно, что им не удалось дотянуться до ручного управления. Или же они не сразу поняли причины утечки... А вдруг внутри аппарата случился конфликт? Вопросов у комиссии оставалось много. И самый главным был: почему же открылись эти злосчастные клапана?
Вспоминает проектант спускаемых аппаратов серии «Союз» Виктор Миненко: «Что только с ними не делали! Опускали в жидкий азот, нагревали, роняли с высоты - они оставались целыми и работали! Нашли, что на заводе-изготовителе не до конца закрутили гайки. Виновных, конечно, наказали. Но и с незакрученными гайками клапана продолжали открываться. Какое-то наваждение...»
Тогда клапаны отвезли на экспертизу в НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники. Военные нашли на устройствах необычный нагар. Но его происхождение никто объяснить не мог. Эта тайна раскроется гораздо позже...
ЗАГОВОР НА ЖИЗНЬ
К гибели космонавтов Добровольского, Волкова и Пацаева привела целая цепь трагических совпадений. Казалось, сама судьба толкала их к катастрофе.
Полет «Союза-11» был чрезвычайно важен для СССР. Это был не просто рядовой старт, а часть первой в мире долгосрочной программы. Она состояла из двух важных пунктов. Во-первых, «Союз-11» должен был состыковаться с первой в мире орбитальной станцией «Салют». Во-вторых, на этой станции экипаж собирался провести целых 23 дня. Это подняло бы престиж страны и вернуло бы СССР статус первой космической державы, который слегка пошатнулся после высадки американцев на Луну. На такой ответственный полет не могли послать новичков. К нему готовился опытный экипаж под руководством Алексея Леонова. Кому же еще доверить ответственную миссию? Он первым вышел в открытый космос, выдержал полный курс подготовки к полету на Луну. И теперь его ждал новый рекорд. Леонов тренировался отчаянно. Он до винтика изучил корабль. Очевидцы вспоминают, что даже по дороге на Байконур Алексей крутил в кармане самодельный тренажер, готовясь провести стыковку. Весь экипаж год жил только этим полетом.
Добровольский, Волков и Пацаев дублировали основной экипаж. Они проходили то же программу, но все же с другим психологическим настроем. Лететь-то все равно не им... Это как артисты, которые должны сыграть один спектакль, но на всякий случай - выбирают второй состав. Неужели они будут выкладываться и учить роли? Ведь на сцену они не выйдут....
Старт был назначен на 6 июня. Оба экипажа - и основной, и дублирующий, вылетели на Байконур за две недели. На космодроме продолжились тренировки, изучение корабля и - медицинские осмотры. Их было несколько, но на самом последнем, предстартовом, врачи разглядели в легких бортинженера Валерия Кубасова небольшое темное пятно. Что это могло быть? Пневмония, туберкулез или банальная аллергия? Разбираться было некогда. До старта оставалось всего два дня!
В то время действовала жесткая модель по здоровью. Любой дефект - насморк, больной зуб или подкашливание, и космонавт мгновенно отсеивался.
Что делать со стартом? На Байконуре срочно собралась госкомиссия. Ей предстояло принять трудное решение. Или оставить экипаж Леонова и заменить Кубасова бортинженером Волковым, или полностью сменить экипаж. После долгих совещаний выбрали второе.
Леонов сопротивлялся, как мог. Он рвался в полет, уговаривал комиссию, заменить только одного члена экипажа. Но большинство комиссии высказалось за полную смену. Что, если в полете они ошибутся? Ведь в таком составе космонавты никогда не тренировались.
О полете Добровольский, Волков и Пацаев узнали за 11 часов до старта. Даже на кадрах кинохроники они выглядят слегка растерянными. Ведь дома оставалось столько дел. Близился отпуск. Космонавт Волков собирался дописывать книгу, Пацаев и Добровольский - поехать с семьями на отдых. Но 6 июня в 7:55 экипаж рванул в небо. Для того, чтобы уже не вернуться.
Как можно объяснить цепь загадочных совпадений? Почему в последний момент один обреченный экипаж заменился другим? Экстрасенсы считают, что дело в особой «заговоренности» Алексея Леонова. Он несколько раз избегал смертельных опасностей. В 1965 году космонавт едва не погиб при выходе в открытый космос. В 1969, во время покушения на Брежнева, он сидел в обстрелянной машине. Погиб водитель, а на Леонове - ни царапины. И ровно через два года судьба снова его спасла.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ
Из дублеров «Союз-11» только Владислав Волков уже летал в космос. Однако командиром корабля был не он, а подполковник Георгий Добровольский. И это сразу породило конфликты на борту. Авторитетный и напористый Волков не хотел уступать лидерство новичку, пусть даже и военному летчику. В сложных ситуациях он вопреки уставу брал командование на себя. А их в том полете было немало...
Сразу после удачной стыковки станция заполнилось дымом и запахом гари. Это горела проводка. В ЦУПе экипажу разрешили свернуть программу и вернуться на землю, но команда оказалась против. Им удалось потушить пожар. Руководил действиями космонавтов Волков, он же и выходил на связь. «Почему молчит Добровольский», - спрашивали с Земли. Этот вопрос оставался без ответа. «Если это психологическая совместимость, что тогда несовместимость?» - опишет ситуацию сам Добровольский в своем дневнике.
Ведь что такое станция «Салют» на самом деле? Это помещение размером с микроавтобус. Троим мужикам там надо было жить, работать, вкалывать, тренироваться.
Инженер-исследователь Виктор Пацаев оставался от конфликтов в стороне. Но именно ему удалось сделать в этом полете несколько полезных открытий. Он впервые в мире наблюдал космическое пространство за пределами земной атмосферы, описал такое атмосферное явление как серебристые облака.
Но все же, даже несмотря на столкновения, полет прошел удачно. Экипаж полностью выполнил программу. Мировой рекорд был поставлен! 29 июня космонавты провели расстыковку, перешли на корабль, сели в спускаемый аппарат. 30 июня прошел последний сеанс связи. «Готовьте коньяк», - наказал Волков ЦУПу. Однако его выпили уже по другому поводу.

Георгий Добровольский во время службы в 43-ем авиационном полку истребителей-бомбандировщиков
[color=rgba(0, 0, 0, 0.6)]Георгий Добровольский во время службы в 43-ем авиационном полку истребителей-бомбандировщиков[/font][/size][/color]

РАЗГАДКА ТАЙНЫ
Что же случилось со спускаемым аппаратом? Чрезвычайной комиссии так и не удалось разобраться, почему клапаны сработали в открытом космосе. Дела сдали в архив. Но загадка не давала покоя проектанту спускаемого аппарата Виктору Миненко. Корабль он знал как свои пять пальцев. Почему же случилась неполадка? Но ответа все не было...
После трагедии СССР не проводил запуски три года. Вся советская космонавтика и военные инженеры пытались разобраться в трагедии и устранить возможность ее повторения. Только в 1973 году очередной "Союз" взлетел в открытый космос. Работа пошла в прежнем режиме, и вот во время очередного испытания произошел любопытный случай. Корабль в собранном виде издал негромкий хлопок. Что могло случиться? Конструкцию разобрали, и в спускаемом аппарате нашли открытые клапаны дыхательной вентиляции. Оказалось, что пульт, с которого управлялись электронные процессы, был неисправен. Он и спровоцировал автоматическое открытие клапанов.
Сейчас Виктор Миненко уверен, что то же самое произошло и с «Союзом-11».
«Пульт, возможно, был тот же. И хотя их тоже проверят по нескольку раз, с ним могла случиться такая же история, как часто было со старыми ламповыми телевизорами. Помните? Они рябят, не показывают, а стоит по нему как следует кулаком ударить, то что-то замыкается, и телевизор как новый. То же самое, возможно, было и с тем пультом. Перед проверкой работал исправно, а потом начинал дурить".
Видимо, пульт «дурил» и во время испытаний «Союза-11». Он открыл клапаны в спускаемом аппарате, но так как корабль был в сборе, хлопок был негромким. На него просто не обратили внимания... Но одной проверкой перед стартом не ограничиваются. Корабль разбирают и испытывают по нескольку раз - по частям и в сборе. Но почему же очередные тесты не показали разрыв цепи? Оказалось, что все дело в нагаре, на который обратили внимание военные. Он проводит электричество. Во время испытаний образовавшийся налёт замыкал цепь и не показывал разрыв. А клапаны при этом оставались открытыми. Таким образом, экипаж взлетел уже обреченным.
Но из любой трагедии в космонавтике делают выводы. После «Союза-11» экипаж в спускаемых аппаратах находился только в скафандрах, а ручка управления клапанами перенесена на кресло. Авария повториться не может, утверждают инженеры.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: ОАЯ от 22.05.2022 09:59:36Добавлю свои пять копеек. В институте учитель по проектировапнию измерительной техники рассказывал, что он проектировал этот злополучный клапан. В конструкцию вкралась ошибка с расчетом порогового значения срабатывания от наружного давления. Клапан открылся при слишком низком наружном давлении. Закончил он рассказ словами: "И вот я здесь".
Это чего - за организацию политически значимой катастрофы с гибелью трёх космонавтов отправляют на повышение - из проектантов в институтские профессора? 

 Клапан не должен срабатывать ни от какого давления, ни от порогового ни от запорогового, ни высокого ни низкого ни внешнего ни внутреннего. Он должен срабатывать когда на него подастся электрический сигнал. 

Цитата: ОАЯ от 22.05.2022 09:59:36Как-то не верится, что корабль нормально совершил подъем и спуск отдельно от станции с дыркой в корпусе и под самый конец испустил весь воздух.
Ты так и не смог понять что отверстие было закрыто орбитальным отсеком?
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 22.05.2022 10:26:33Космонавты сидели в креслах, в спокойных позах, но бледные как полотно и без признаков жизни. Ремни на их креслах были отстегнуты, а у Виктора Пацаева - еще и перекручены.
Интересно: как же это они отстёгнутыми сидели в креслах в опрокинувшемся набок спускаемом аппарате?
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 22.05.2022 10:26:33Тогда клапаны отвезли на экспертизу в НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники. Военные нашли на устройствах необычный нагар. Но его происхождение никто объяснить не мог. Эта тайна раскроется гораздо позже...
Эта история имела место. Только никакой тайны там не оказалось. Экспертиза показала что оба заряда были подорваны в атмосфере. То есть или один клапан был подорван до запуска или клапан открылся самопроизвольно а его заряд был подорван уже позже штатно при спуске в атмосфере.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 22.05.2022 10:26:33После трагедии СССР не проводил запуски три года. Вся советская космонавтика и военные инженеры пытались разобраться в трагедии и устранить возможность ее повторения. Только в 1973 году очередной "Союз" взлетел в открытый космос.
Уууу..., как всё запущено... :( Полёты возобновились через год. Следующий Салют был запущен в июле 72-го. Но... до орбиты он не долетел. Предназначенные для него корабли и космонавты остались на земле. 

 А товарищ, оказывается к теме не имеет отношения и пишет сам не знает что. В основном творчески домысливает открытые СМИ.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 22.05.2022 10:26:33Корабль в собранном виде издал негромкий хлопок. Что могло случиться? Конструкцию разобрали, и в спускаемом аппарате нашли открытые клапаны дыхательной вентиляции. Оказалось, что пульт, с которого управлялись электронные процессы, был неисправен. Он и спровоцировал автоматическое открытие клапанов.
Сейчас Виктор Миненко уверен, что то же самое произошло и с «Союзом-11».
Ну слава богу и на этом. Только не подорвали очередной клапан а просто "при проверке обнаружили что пульт неисправен". "Проверку" я так думаю провели сразу же после катастрофы. Или возможно даже до.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары - выкачать из бюджета максимум денег.
3. У Маска Фалкон-9  длиннее и толще чем у Рогозина УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска

hlynin

Цитата: Дмитрий В. от 22.05.2022 10:26:33Но из любой трагедии в космонавтике делают выводы. После «Союза-11» экипаж в спускаемых аппаратах находился только в скафандрах, а ручка управления клапанами перенесена на кресло. Авария повториться не может, утверждают инженеры.
1. А я читал, что клапаны отменили вообще. Их нужность весьма сомнительна.

2. Странность в том, что а) клапаны долго мучили, хотя они оказались супернадёжными и было вполне ясно, что они были либо открыты на Земле, либо открылись при разделении б) систему управления заподозрили буквально через годы. Но ведь нагар, это элементарно, Ватсон! Это проверяется сразу. 
Видимо, пульт «дурил» и во время испытаний «Союза-11».
"Дурил" - это классное техническое обяснение...
Какие-то странные намёки на пожар на ОКС. Но СА был законсервирован, причём изолирован многократно и причём тут намёки на пожар?
Странно и сравнение с телевизором. Известно зачем по ящику стучат - контакты налаживают. Но уж клапан-то - конструкция простейшая. И на вибростенде проверяется. 
Особенно удивительно, что клапаны окунали в жидкий азот. Зачем? Как нашли недокрученные гайки? После того, как сняли? И зачем наказали кого-то? Кого? Впечатление, что клапан отдали на растерзание, уже понимая, что причина не в нём.
Кроме того
Цитата: Дмитрий В. от 22.05.2022 10:26:33После трагедии СССР не проводил запуски три года. Вся советская космонавтика и военные инженеры пытались разобраться в трагедии и устранить возможность ее повторения. Только в 1973 году очередной "Союз" взлетел в открытый космос.

зацените фразу. 
а) не запуски, а пилотируемые запуски. Не три, а два
б) советская космонавтика и военные инженеры - это две разные фирмы что ли?
в) в "открытый космос" - это сильно. Наверно, космические корабли могут и в закрытый космос летать
г) впечатление от абзаца - три года испытывали и исправляли злосчастный клапан...
Большие мои извинение - из-за предмодерации мой ответ может задерживаться на часы. Возможно на сутки
Старый: твой ответ может задержаться на недельку-другую, а то и насовсем.