Трагедия "Союза-11"

Автор Шамс, 21.05.2022 16:03:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

hlynin

Цитата: Вернер П. от 27.04.2025 09:08:33Также интересный момент:
если сработают пироболты для разделения корабля, будут ли отсеки сохранять взаимное положение до тех пор пока на отсеки не начнут действовать аэродинамические силы? (никаких толкателей не предусмотрено)
Мне кажется, подрыв пироболтов достаточен для расхождения. Иное дело, есть невнятка подрывались ли они штатно или нет, в связи с чем у меня возникло предположение, что СА мог задеть люком за отстыкованный БО. Но это никак не объясняет отсутствие связи

Старый

Цитата: Вернер П. от 27.04.2025 09:04:42Возможно, подрыв произошел в момент когда включили систему. Т.е. условия на подрыв по какой-то причине сформировались раньше, но сам подрыв произошел только когда систему запитали
Второй клапан сработал от штатной системы в штатное время.
Экспертиза показала что пиропатрон первого клапана тоже сработал в атмосфере а не в вакууме. Т.е. срабатывание клапана в космосе исключено.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: WkWk от 27.04.2025 09:04:51Насколько я знаю - да. После Союза-11 им предлагали, но они отказались.
Один экипаж. Они предложили садиться в скафандрах но со снятыми шлемами. Им запретили. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: hlynin от 27.04.2025 09:10:23Озвучили сколько секунд сколько помирал. И через сколько секунд после аварии. Только время аварии не сообщили. Каналов телеметрии много. Судя по всему, до того, как спасатели передали шифр 111 - в ЦУПе не знали
После разделения отсеков связи с СА нет и телеметрии нет. Всё пишется на бортовой магнитофон и считывается после посадки. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

AB57

Цитата: hlynin от 27.04.2025 06:40:04
Цитата: AB57 от 26.04.2025 23:55:56Теоретически верное утверждение, но в жизни все равны, но кто-то всегда равнее, а кто-то ещё и знает, что он равным не будет... Вот если бы всё произошло по вине фон Брауна, то, уверен, что весь гнев американского народа во главе с руководством НАСА заклеймил бы его вечным позором и изгнал бы из НАСА. Подозреваю, что именно поэтому он в марте 1961 года настоял на пуске MR-BD вместо MR-3. Просто у одних идёт "процесс познания", а другие - "некомпетентные бракоделы".

А 2003 год - это "сейчас"? Сильно наказали???  Уверен, что если (не дай бог, конечно!) что-нибудь случится с Драгоном, то известные персонажи тоже сильно не пострадают. 
Есть процесс познания и процесс заведомо преступных действий, иначе говоря умышленно подвергнуть опасности. Что 2003 год? Кто знал, что кусок пены может пробить крыло? Кто знал, что пена пробила крыло? То, что шаттл не окупит себя и опережает время, говорили многие. Это просто выбор концепции. Она оказалась ошибочна. В 1971-м считали так, а после 2003-го стали считать иначе и убрали шаттлы. Но они вернутся
Боюсь, что уходим в глубокий оффтоп, но здесь даже не вопрос в том, что кусок пены пробил кромку крыла, а то, как с этим "разбирались" в полёте и, не сильно заморачиваясь, быстренько разрешили посадку.

Точно так же было и с О-кольцами на ускорителях в 1985-86 -- ведь знали же о прогарах, более того, рад людей говорил руководству, что они играют с огнём, но никто мер не предпринял.

Как-то Ширра в своём интервью затронул интересную тему. Он удивлялся, что многие задают ему вопрос о том, каково ему было лететь на ненадёжных кораблях того времени. Он утверждал, что это было не так, что к моменту старта он всегда был уверен в том, что всё, что на тот момент было известно о потенциальных проблемах, было учтено и были предприняты все меры, чтобы не допустить потенциально опасные развития ситуации итд.

Отчасти, такая уверенность была ещё подкреплена тем, что астронавты лично "вели" свой корабль практически с первого болта. Такая глубокая вовлечённость в процесс создания конкретно "своего" корабля закончилась на шаттле.   

   

Вернер П.

Цитата: hlynin от 27.04.2025 09:24:18есть невнятка подрывались ли они штатно или нет
Если они подрывались нештатно (типа подорвались одновременно а должны были с задержкой) т тем более надо искать огрехи в электросхеме, чудес не бывает

Старый

Цитата: hlynin от 27.04.2025 09:24:18СА мог задеть люком за отстыкованный БО
Но следов на люке не осталось. Логично, чё...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вернер П.

А в корабле проводка вообще двух- или однопроводная? 

hlynin

Цитата: AB57 от 27.04.2025 09:38:17Боюсь, что уходим в глубокий оффтоп, но здесь даже не вопрос в том, что кусок пены пробил кромку крыла, а то, как с этим "разбирались" в полёте и, не сильно заморачиваясь, быстренько разрешили посадку.
А разве знали про пробитое крыло? Думаю, тогда бы организовали  попытку спасения либо ремонта, либо дали рекомендации по параметрам входа

AB57

#329
Цитата: hlynin от 27.04.2025 09:51:04
Цитата: AB57 от 27.04.2025 09:38:17Боюсь, что уходим в глубокий оффтоп, но здесь даже не вопрос в том, что кусок пены пробил кромку крыла, а то, как с этим "разбирались" в полёте и, не сильно заморачиваясь, быстренько разрешили посадку.
А разве знали про пробитое крыло? Думаю, тогда бы организовали  попытку спасения либо ремонта, либо дали рекомендации по параметрам входа
Так видели, что что-то ударило. Но даже не озаботились тем, чтобы хотя бы как-нибудь посмотреть. Просто решли, что не страшно. 

Вот на Скайлэб и на STS-1 разведывательными спутниками смотрели (я понимаю, что спутником ту дырку в крыле не увидишь). А здесь - решили, что всё хорошо, даже не попытавшись хоть как-то посмотреть. На STS-27, между прочим, смотрели...

Деградация руководящих кадров, однако...

Штуцер

Цитировать- Спускаемый аппарат после посадки проверен, повреждений не обнаружено. Разгерметизация могла произойти по двум причинам. Первая - преждевременное срабатывание дыхательного клапана. В этом случае давление будет падать по верхней кривой. Вторая возможная причина - неплотность люка. Кривая расчетного падения давления при открытии клапана в точности сопадает с записью фактического спада давления после разделения. Кроме совпадения расчетной и фактической кривых спада мы имеем свидетельства системы управления спуском. Регистрация поведения СУСа показывает наличие нештатного возмущения. По величине и знаку это возмущение совпадает с расчетным для случая выхода воздуха из отверстия, образованного при открытии дыхательного клапана. Грушин перебил Мишина, пытаясь понять, зачем вообще нужен этот дыхательный клапан.
Это пересказ Чертоком доклада Мишина на комиссии Келдыша.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

А это Черток на той же комиссии о своей епархии - электрике.
ЦитироватьМищук спросил, как анализировалась электрическая версия, почему о ней никто не говорит. Я ответил, что записи и телеметрии, и автономного регистратора тщательно просмотрены. Никаких признаков прохождения ложной преждевременной команды на пиропатрон вскрытия клапана не обнаружено. Из анализа записей "Мира" следует, что герметичность нарушена в момент разделения спускаемого аппарата и бытового отсека (БО) .
...
Кривая спада давления соответствует размеру дырки, равной проходному сечению одного клапана. На самом деле клапанов два: один - нагнетающий и другой - отсасывающий. Если бы была ложная команда, то открылись бы сразу оба клапана: электрически они в одной цепи. Команда на открытие двух клапанов прошла штатно, как ей положено на безопасной высоте. По заключению специалистов НИИЭРАТа - Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники (такое хитрое название носил институт ВВС, монополист в расследовании всех авиационных катастроф) - пиропатроны сработали не в вакууме, а на высоте, соответствующей по времени выдаче штатной каманды. Но один клапан к этому времени был уже открыт без электрической команды.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Вернер П. от 27.04.2025 09:46:42Если они подрывались нештатно (типа подорвались одновременно а должны были с задержкой) т тем более надо искать огрехи в электросхеме, чудес не бывает
А вот не искали. Возились и проверяли механику клапана. А вообще даже без космонавтов корабль сел без малейших замечаний. т.е. всё работало. Мне кажется, вообще нет смысла включать КВД в схему. По сигналу "Спуск" включается бародатчик (а вероятно и вся парашютная система). И бародатчик запускает операции по мере наростания давления. Т.е. КВД после парашютов. И никогда парашюты не открывались на орбите. А СА были сотни (большинство беспилотных). И везде были КВД (я думаю). И ничего подобного.
Поэтому я думаю, что КВД - это либо тень на плетень либо поиски пьяного под фонарём. Я думаю, что КВД вообще не при чём. Но мест разгерметизации всего три - 2 КВД и люк. Люк проверить невозможно и нехорошая история с заклеиванием концевика. Не надо трогать люк. Значит надо искать в КВД.

Штуцер

Еще из Чертока.
Цитировать- Процесс разделения длился всего 0,06 секунды, - доложил Шабаров.

- В 1 час 47 минут 26,5 секунд зафиксировано давление в СА 915 миллиметров ртутного столба. Через 115 секунд оно упало до 50 миллиметров и продолжало снижаться. При входе в плотные слои атмосферы зафиксирована работа СУСа . Перегрузка доходит до 3,3 единицы и затем снижается. Но давление в СА начинает медленно расти: идет натекание из внешней атмосферы через открытый дыхательный клапан. Вот на графике команда на открытие клапана. Мы видим, что интенсивность натекания увеличилась. Это соответствует открытию по команде второго клапана. Анализ записей "Мира" подтверждает версию об открытии одного из двух клапанов в момент разделения отсеков корабля. Температура на шпангоуте СА недалеко от кромки люка достигла 122,5 градуса. Но это за счет общего нагрева при входе в атмосферу.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Вернер П.

Цитата: Старый от 27.04.2025 09:25:32Экспертиза показала что пиропатрон первого клапана тоже сработал в атмосфере а не в вакууме. Т.е. срабатывание клапана в космосе исключено.
Конечно в атмосфере, только в атмосфере корабля. Клапан же находится в герметичной зоне.
Если все пиросредства сработали одновременно, то и клапан сработал когда еще БО был в составе корабля.
Потеря радиосвязи также в пользу  версии, что все пиросредства сработали в момент подачи питания на систему.
Далее корабль летел уже без жесткого соединения отсеков

Штуцер

ЦитироватьВ связи с замечанием Мишина, что космонавты "могли бы сообразить и по звуку заткнуть отверстие пальцем", Евгений Воробьев официально заявил, что при таком темпе спада давления сознание туманится через 20 секунд.
- Сообразить, что произошло, расстегнуться, найти под внутренней обшивкой дыру за 20 секунд нереально. Надо было бы заранее их на это тренировать. Мы проверили возможность закрытия дыхательного отверстия ручным приводом, который сделан для случая посадки на воду. На эту операцию в спокойной обстановке требуется 35-40 секунд. Таким образом, никаких шансов на спасение у них не было. Клиническая смерть наступила через 90-100 секунд одновременно у всех. 
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер


ЦитироватьКаждый болт имеет заряд пороха, который подрывается пиропатронами по электрической команде от программно-временного устройства. Взрыв всех пироболтов происходит одновременно. Взрывная волна в вакууме может распространяться только по металлу. Ее удар настолько силен, что клапан, смонтированный на том же шпангоуте, что и взрывные болты, мог самопроизвольно открыться. Вот такая простая версия. 
НУЖЕН чертеж.  ::)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hlynin

Цитата: Штуцер от 27.04.2025 10:03:08Кривая спада давления соответствует размеру дырки, равной проходному сечению одного клапана. На самом деле клапанов два: один - нагнетающий и другой - отсасывающий. Если бы была ложная команда, то открылись бы сразу оба клапана: электрически они в одной цепи. Команда на открытие двух клапанов прошла штатно, как ей положено на безопасной высоте. По заключению специалистов НИИЭРАТа - Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники (такое хитрое название носил институт ВВС, монополист в расследовании всех авиационных катастроф) - пиропатроны сработали не в вакууме, а на высоте, соответствующей по времени выдаче штатной каманды. Но один клапан к этому времени был уже открыт без электрической команды.
Всё верно. Я читал это (да и сканировал).
1. Как определили, что клапан уже был открыт? Тут же все уверяют, что открыть его нельзя без сигнала. Ну вообще никак. И вручную нельзя. Я читал, что в клапане, якобы, обнаружены частицы пороха. Ну и что это доказывает?
2. Кривая давление показывает. Но почему не может быть утечки через люк похожего размера. Да и вообще хотелось бы посмотреть на кривую давления, посчитать. А клапан, как я понимаю, не создаёт чистую дыру в 100 кв.см. (это просто не нужно). Там рвётся мембрана, вылетает металлическая пластина
3. Непонятно это  На самом деле клапанов два: один - нагнетающий и другой - отсасывающий. Везде написано, что они одинаковые и один просто резервный. И, хотя его тоже подрывают, но он нужен только на земле. открыть-закрыть вручную. Может, он имел ввиду, что вентилятор перегоняет воздух от одного к другому?
4. Если падение началось при разделение отсеков, то причина отсутствия связи?

Вернер П.

#338
Цитата: Штуцер от 27.04.2025 10:03:08Если бы была ложная команда, то открылись бы сразу оба клапана: электрически они в одной цепи. Команда на открытие двух клапанов прошла штатно, как ей положено на безопасной высоте.
Если система однопроводная, то при некоторых схемотехнических решениях возможно одновременное срабатывание и другого клапана при подаче сигнала только на первый при неисправностях как раз в "минусовойй" цепи
пс в данном случае подразумеваются не два клапана вентиляции а один клапан вентиляции (его пиропатрон) и пироболт на разделение отсеков

Вернер П.

Цитата: hlynin от 27.04.2025 10:21:50Непонятно это  На самом деле клапанов два: один - нагнетающий и другой - отсасывающий.
Всё как раз понятно.
Это клапаны вентиляции (а выравнивание давления это для клапана вентиляции автоматически выполняемая функция).
Чтобы обеспечить воздухообен кабины достаточный для жизнедеятельности 3 человек нужно 2 отверстия- для притока и для оттока воздуха. Ну и вентилятор конечно.