История Н1-Л3

Автор Шамс, 25.02.2022 15:19:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Шамс

На американском LM люк открывался внутрь и вбок.
Нигде не могу найти, как открывался люк в ЛК.
Самое интересное, что я видел ЛК в МАИ, будучи студентом.
Залезал внутрь ЛК, который был в Тамбове.
Помню, что всё скрипело подо мной.
Я тогда еще подумал, хоть бы чего-нибудь не сломать.
А вот как крепился люк - совсем не помню.

KLantratov

Цитата: Шамс от 10.08.2022 23:49:28На американском LM люк открывался внутрь и вбок.
Нигде не могу найти, как открывался люк в ЛК.
Самое интересное, что я видел ЛК в МАИ, будучи студентом.
Залезал внутрь ЛК, который был в Тамбове.
Помню, что всё скрипело подо мной.
Я тогда еще подумал, хоть бы чего-нибудь не сломать.
А вот как крепился люк - совсем не помню.
Сереж, люк в ЛК, наверняка, тоже открывался внутрь, чтобы внутренним давлением его прижимало к шпангоуту, а не отрывало наружу (как на Кванте-2)

Шамс

Я тоже так думаю.

aaa

Коллега передает привет.


Шамс

Значит, все таки внутрь и вбок.

Nick Stevens

Цитата: Шамс от 01.08.2022 22:01:54ЛКИ Т2К №1

Доступны ли такие документы для других миссий t2K?
Nick Stevens - http://www.nick-stevens.com, Twitter @Nick_Stevens_Gr

Шамс

В РГАНТД много документов по программе Н1-Л3.
Самое интересное в фондах НПОЭ и ЦПК.
Там залежи документов, уже рассекреченных, и пока никому неизвестных.

Шамс

#27

Шамс

Вот, еще два листа документа, которые не вошли в публикацию.

Nick Stevens

Nick Stevens - http://www.nick-stevens.com, Twitter @Nick_Stevens_Gr

TechSpatiales

#30
Здравствуйте!
В рамках работы над документальным фильмом про Н-1, у меня появилось несколько фундаментальных вопросов об этой программе.
Первая часть данного документа посвящена азотным, гелиевым и фреоновым бакам ракеты-носителя. В конце этого документа я также задаю несколько более общих вопросов о Лунном корабле.
Прежде всего, данная схема из книги «Средства выведения космических аппаратов»:


Рис. 1


Дополняя информацией из книги «Незабываемые космические программы», из схемы понятно, что смеситель (CмГ) направляет смесь гелия и горячего керосина для создания давления в баке с керосином, и что теплообменник (TOK) испаряет кислород, чтобы создать давление в баке кислорода. Кроме того, гелий также используется для генератора электричества ЭРС (электрическое разъемное соединение), а азот используется для создания давления в уплотнителе турбонасоса двигателя НК-15 и для работы клапанов двигателей. Примечателен еще один момент из этой же книги: азот используется для продувки трубопроводов верхних ступеней непосредственно перед тем, как происходит их запуск (в Блоке А находятся баки с азотом для продувки Блока Б, в Блоке Б – баки с азотом для продувки Блока В и т. д.). Наконец, начиная с Н1-6Л, в нижней части (рядом с моторами) находятся баки с фреоном для непрерывного заполнения секции с двигателем во время взлета и для аварийной системы в случае пожара.
Вот вкратце о том, что я знаю о вторичных пневматических системах Н-1. Зная это, мне трудно понять, где именно в носителе находятся эти вторичные баки. Я располагаю следующими элементами по данному вопросу, которые основаны на схемах носителя:
Рис. 2

Данная фотография предположительно сделана изнутри Блока А (без указания точного месторасположения: между двух главных баков или в хвостовой части), где видны два разных типа баков:
Рис. 3

Важная информация: согласно этим фотографиям, на которых показаны трубопроводы керосина, которые проходят в обход кислородного бака, существует магистраль газа или жидкости, которая циркулирует от нижней части Блока А к верхней части (или наоборот):
Рис. 4
Еще один момент, который стоит отметить: в двигателе НK-15 (в отличие от НK-33) не было сферического азотного бака, входящего в двигатель, для клапанов или для уплотнителя турбонасоса, поэтому они должны были находиться снаружи (возможно, это бак 2 или 3 на рис. 2?).
Здесь нет ни одного сферического азотного бака перед полетом 3Л:
Рис. 5
Однако, в двигателе НK-33 эти 2 отдельных бака (один для клапанов и кранов, другой для уплотнителя турбонасоса) были встроены в двигатель:
Рис. 6

Наконец, вот верхняя часть Блока Б, где видны соединения между Блоком Б и Блоком В:
Рис. 7
Исходя из вышесказанного, я выдвигаю следующие временные гипотезы:
- В двигателе НK-15, вероятно, были азотные баки, прикрепленные где-то в нижней части Блока А?
- Сферические баки гелия также находятся внизу (вероятно, типа T2, рис. 3), так как гелий должен соединять кислые газы и немного керосина в смесителе? Тем не менее, есть только один трубопровод, который идет к верхней части блока (рис. 4): я предполагаю, что это трубопровод «теплого» газа, который соединен с выходом смесителя (кислород, испаренный керосин и гелий), который будет создавать давление в керосиновом баке.
- Этот трубопровод наддува обязательно должен быть подсоединен к верхней части верхнего бака (по причине расслоения). Либо путем циркуляции вдоль изоляционного материала, установленного на керосиновом баке, но я так и не нашел изображения, которое могло бы подтвердить это, или путем прохождения через конструкционные трубы внутри бака, представленных на схемах выше. Возможно ли это?
- Одна из гипотез состоит в том, что баки типа T2 (рис. 3) между баком с керосином и баком с кислородом могут быть баками с азотом, которые служат только для продувки двигателей верхней ступени перед их запуском?
- Альтернативная гипотеза: смесители, а также гелий находятся в верхней части (между баками жидкого кислорода и керосина), и это кислотный газ, который поднимается по некоторым трубопроводам (рис. 4), а другие трубопроводы, идущие вверх, предназначены для керосина. И поскольку эти смесители не видны на фотографиях или технических чертежах НK-33, их перемещение в другое место в пусковой установке вполне вероятно. В верхнюю или нижнюю часть блока? С другой стороны, если в верхней части располагаются баки гелия, я абсолютно не знаю, где находятся азотные баки, которые должны осуществлять продувку верхней ступени. Также наверху?
- Я не знаю, где именно находятся фреоновые баки. Я знаю только, что они находятся близко к двигателям. Есть ли у Вас информация по этому поводу?
- Знаете ли Вы, что это за элемент, обведенный зеленым на рис. 2? Электрические разъемные соединения?
Вот с чем я совершенно не разобрался, так это с фотографией, представленной ниже, на которой кажется изображена внутренняя часть Блока Б, где хорошо видны небольшие баки типа Т1 в верхней части, но там же находятся и большие белые баки (я их называю баки типа Т3), о которых я вообще не имею понятия:
Рис. 8
Я нашел несколько версий, объясняющих работу ЭРС (электрическое разъемное соединение). Отрывок из книги «Незабываемые космические программы»: «К сказанному следует добавить то, что турбогенераторные источники, которые снабжали электроэнергией РН во время полета, установленные на первой и третьей ступенях, обеспечивались питанием (газообразным гелием), а также средствами ПГС (баллоны, арматура, разъемные соединения)».
Далее читаем: «В качестве бортовых источников электропитания служили турбогенераторные источники (ТГИ), устанавливаемые на блоках А и В. Подача электропитания на борт довключения бортовых источников производилась через кабель-мачту и электрическое разъемное соединение (ЭРС), устанавливаемое на блоке А. Электрическая связь блоков производилась с помощью ЭРС, устанавливаемых на донной защите блоков Б и В».
Наконец, в документальном фильме КБОМ «Стартовый комплекс ракеты Н1-Л3» сообщается: «Для [...] системы энергопитания корабля, вдалеке от стартовой позиции создан специальный пункт перелива жидкого водорода», что заставляет, напротив, думать о топливном элементе. Я не до конца понимаю, где и как функционируют эти ЭРС.
К сожалению, после прочтения у меня появляется много гипотез и мало ответов.


Итак, я могу резюмировать свои вопросы следующим образом:
- Где именно в блоках находятся баки азота, гелия и фреона?
- Где находятся смесители двигателей НK-15? Какой путь проходит газ, который впрыскивается в верхней части бака с керосином?
- Где и как работают ТГИ? Откуда поступает газ, который питает ТГИ?
- Какая жидкость или газ проходит через трубы на рис. 4? В каком направлении?
- Каковы различные соединители между ступенями на рис. 7?
- Что это за большие белые баки (тип Т3) на рис. 8?

Кроме того, у меня есть несколько более общих вопросов о комплексе Л3:
- Как Блок Д вместе с ЛК отделялись от головного обтекателя, который покрывал их до спуска на Луну во время отделения от ЛОК? Происходило ли скольжение обтекателя по рельсам, или обтекатель раскрывался на две части?
- В книгах, кажется, описывается маневр «мертвая петля», который совершал ЛК непосредственно перед сбросом Блока Д. Не могли бы Вы, пожалуйста, рассказать подробнее? Действительно ли ЛК находился в перевернутом состоянии на высоте нескольких сотен метров? Какова была точная цель этого маневра? Выполнялось ли это вручную или автоматически?
- Какой вид компьютера был установлен в ЛК? Цифровой или аналоговый?
- Цвет T2K был зеленым с некоторыми белыми частями. Почему было использовано два разных цвета? У настоящего ЛК были бы такие же цвета, или он был бы полностью белым?
- Почему в ЛК был использован эрголь длительного хранения, а не криогенный, как в Блоке Д?
- Во время двух последних запусков Н-1, на борту были ненастоящие  ЛК. Что именно это было, симулятор массы? Были ли у них какие-либо инструменты на борту?

Это ключевые вопросы о ракете-носителе Н-1 и комплексе Л3, и без этих основных элементов я не смогу закончить свой документальный фильм.

С уважением,
Грегори

Nick Stevens

Кажется, я помню, как читал, что ко времени 3-го и 4-го запуска N1 люди, работавшие над лунным посадочным модулем, сомневались в ценности взрыва их работы в атмосфере Земли...
Nick Stevens - http://www.nick-stevens.com, Twitter @Nick_Stevens_Gr

Старый

Цитата: TechSpatiales от 14.08.2022 12:15:33- Где и как работают ЭРС? Откуда поступает газ, который питает ЭРС?
ТГИ?
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары и Восточного - выкачать из бюджета максимум денег.
3. Фалкон-9 длиннее и толще чем  УРМ-1
4. Зато у Рогозина тоннели длиннее и толще чем у Маска
5. Было стыдно и весело (с) Hiroo

TechSpatiales

Цитата: Старый от 14.08.2022 14:41:34
Цитата: TechSpatiales от 14.08.2022 12:15:33- Где и как работают ЭРС? Откуда поступает газ, который питает ЭРС?
ТГИ?
Да, я поправил свой текст. Спасибо.

Шамс

#34
Испытания "Кречета" в Ту-104ЛЛ:
Испытания скафандров для выхода на поверхность Луны, советская лунная программа. - YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=emNQ9aAg8lQ

Шамс

#35