История Н1-Л3

Автор Шамс, 25.02.2022 15:19:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: Шамс от 21.11.2022 18:32:14Спасибо. Напечатано - БДО. Может и опечатка.
Так вот, еще нужна помощь.

№ 8Л и 9Л: введение двигателей 11Д111 (блок «А»), 11Д112 (блок «Б»), 11Д113 (блок «В») и 11Д114 (блок «Г») с многоразовым запуском без переборки двигателя, выключение двигательной установки блока «Г» от системы КОРД со снятием КСДУ, введение дублирования гамма-высотомера механическими датчиками касания лунной поверхности, резервирование электрогидравлического магистрального клапана ДОЛК, проведение огневых испытаний стендовых блоков «Б», «В» и «Г»;

КСДУ и ДОЛК - что это?
ДОЛК - скорее всего, двигатели ориентации Лунного корабля
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Владимир Юрченко

Цитата: Шамс от 21.11.2022 18:32:14КСДУ
Возможно, корректирующе-сближающая (стыкующая) двигательная установка.

Дмитрий В.

Цитата: Владимир  Юрченко от 21.11.2022 19:16:58
Цитата: Шамс от 21.11.2022 18:32:14КСДУ
Возможно, корректирующе-сближающая (стыкующая) двигательная установка.
Судя по цитате (если это не опечатка) - КСДУ - принадлежность блока Г. А откуда на Блоке Г корректирующе-сближающая ДУ?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ОАЯ

#23
Если КОРД и КСДУ упоминается в связке без запятой, то возможно после "  Для контроля работы двигателей разрабатывается специальная система диагностики КОРД, которая дает команду на отключение двигателя при возникновении признаков его возможного отказа. Одновременно отключается диаметрально противоположный двигатель. " КСДУ - Комплекс спасения двигательной установки?"

 Ведь после очередной аварии одного двигателя было принято решение заполнять двигательный отсек не горючим газом.

http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/22.html

По результатам анализа причин аварии было принято решение ввести фреоновую систему пожаротушения с форсункойраспылителем над каждым двигателем.

https://tech.wikireading.ru/647

Feol

Комплекс согласования двигательной установки - не может быть?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Штуцер

Комплекс сбора данных и управления
Контроль сигнализаторов двигательной установки 
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Шамс от 21.11.2022 18:32:14выключение двигательной установки блока «Г» от системы КОРД
А на блоке Г была система КОРД?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ОАЯ

В ВМС - КСДУ - комплексная система дистанционного управления
Но есть же в документации расшифровки. Как минимум в трех, четырех местах. В конце, концов запрос сделать в то учреждение, кто делал или кто купил документацию.

doc

Цитата: Шамс от 18.11.2022 17:54:03Приближается знаменательная дата.
23 ноября 1972, полвека назад, была запущена последняя Н-1.
Я тогда ходил в третий класс. Вот, если бы я тогда знал, что мы пытаемся полететь на Луну.
Вообще, удивительное совпадение!
23 ноября 1972 - последний пуск Н-1.
19 декабря 1972 - возвращение с Луны последнего "Аполлона".
16 ноября 2022, спустя 50 лет, старт к Луне "Ориона".
Ну да ладно, это всё эмоции.
Сейчас готовлю статью к 23 ноября.
И надо же, какая удача. Нашел таки.

Выписка из протокола № 30 заседания Государственной комиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 № 7Л от 4 апреля 1972 г.
Цитирую (документ будет опубликован 23 ноября):
Головной блок Л-3 в составе ракетных блоков Г и Д, лунного орбитального корабля, макета лунного корабля и головного обтекателя изготовлен в штатной комплектации варианта 6А.
Госкомиссия решила провести ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л с осуществлением полета Л-3 к Луне, выходом ее на экваториальную орбиту ИСЛ и возвращением спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана.
спутниковый снимок 16 ноября 1972 года.
Вы не можете просматривать это вложение.

Старый

Цитата: Шамс от 22.11.2022 18:36:25Протокол заседания совета главных конструкторов от 2 июля 1973 года:
Состояние остатков материальной части каркаса хвостового отсека показывает, что наибольшим разрушениям со следами копоти подверглись элементы, расположенные во II плоскости.
В числе найденных магистралей обнаружен трубопровод окислителя с разрушенным участком фланца насоса окислителя двигателя № 4 и датчиком ЛХ-415. Датчик отправлен на исследование в НИИИТ.
В декабре 1972 г. техническая комиссия определила, что первым прекратил работу двигатель № 4 на 106,93 сек.
Однако сам якобы взорвавшийся двигатель так и не был подвергнут исследованию, о его состоянии ничего не известно. Каркас хвостового отсека проанализировали, а двигатель - нет. По крайней мере в документах об этом ничего нет. Странно, не так ли? Хотя казалось бы зачем анализировать фланцы и датчики - проанализируй сам кислородный насос - взорванный он или нет. Найти и осмотреть двигатель можно за несколько дней и всё будет сразу ясно. Однако пришлось потратить 9 месяцев на анализ копоти на остатках хвостового отсека. 
 Странно, не так ли? 
 Вобщем вопрос века: почему "исследовали" что угодно только не сам двигатель? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

ЛХ-415/40
Цену и наличие уточняйте, пожалуйста, у наших менеджеров по email: dak-s0803@mail.ru или по телефону 8 (843) 554-58-09
ЛХ-415/40
 

Цена:2 500 руб
На складе:в наличии
Запросить

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Все еще продаются.  :o
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Feol

Там у Чертока, помнится, по ТМИ якобы видели распространение ударной волны от двигателя к двигателю по пропаданию данных с них. А имхо, наиболее вероятно, что из-за продольных колебаний начало садить топливо из всех труб и щелей, создалась взрывоопасная концентрация и хвостовой отсек мгновенно взорвался.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Очень интересен вопрос по 3-ему пуску. Правда утрачена запись ТМИ с него или нет?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

И по 4 пуску - в какую величину оценивался возмущающий момент по крену?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Старый

Цитата: Feol от 22.11.2022 23:35:28Там у Чертока, помнится, по ТМИ якобы видели распространение ударной волны от двигателя к двигателю по пропаданию данных с них. А имхо, наиболее вероятно, что из-за продольных колебаний начало садить топливо из всех труб и щелей, создалась взрывоопасная концентрация и хвостовой отсек мгновенно взорвался.
Естественно! И объёмный взрыв действительно начался в районе четвёртого двигателя. 
Да, и не продольные колебания а гидроудар. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

#36
По крену проблемы были в 3 пуске.
" Проведенное в ОКБ 1 математическое моделирование показало, что этот момент достигал 40 тс·м."
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Старый от 22.11.2022 18:57:14Однако сам якобы взорвавшийся двигатель так и не был подвергнут исследованию,
Откуда это известно?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rgantd.ru

Последняя Н-1. Из истории советской лунной пилотируемой программы.


Программой Н1-Л3, которая осуществлялась в СССР в 1964–1974 гг., предусматривался полет двух космонавтов к Луне на борту пилотируемого комплекса Л-3. После выхода на окололунную орбиту один космонавт должен был оставаться на борту Лунного орбитального корабля (ЛОК; 11Ф93), а второму предстояло выполнить посадку на поверхность Луны в Лунном корабле (ЛК; 11Ф94).
В 1969 г. начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты-носителя Н-1, предназначенной для выведения комплекса Л-3 к Луне. В 1969–1971 гг. были выполнены пуски трех ракет Н-1 № 3Л, 5Л, 6Л, которые, к сожалению, оказались аварийными. После этого на следующей ракете № 7Л были внесены усовершенствования, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полетом стал осуществлять новый бортовой вычислительный комплекс «Бисер». В состав двигательных установок были введены рулевые двигатели, система пожаротушения, улучшена механическая и тепловая защита приборов и бортовой кабельной сети. На ракете Н-1 № 7Л в общей сложности было установлено более 13 тысяч различных датчиков.
  • Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (внешний вид); первые три ступени (вид снизу и сверху). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (внешний вид); первые три ступени (вид снизу и сверху). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    1/4
  • Шлядинский А.Г. Модели ракет «Восток» и

    Шлядинский А.Г. Модели ракет «Восток» и Н-1, выполненные в программе Autocad (в одном масштабе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    2/4
  • <p Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.
    ">

    Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    3/4
  • Шлядинский А.Г. Модель головного блока Н-1 с комплексом Л-3, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    Шлядинский А.Г. Модель головного блока Н-1 с комплексом Л-3, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    4/4
23 ноября 1972 г. был произведен пуск Н-1 № 7Л. Ракета нормально ушла со стартовой позиции, пролетела без замечаний 107 секунд. Однако, за семь секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло мгновенное разрушение насоса окислителя (жидкий кислород) двигателя № 4 первой ступени. В результате этого последовал мощнейший взрыв всей ракеты.
Б.Е. Черток вспоминает: «Четвертым пуском мы по существу начинаем летные испытания новой ракеты. Все три предыдущих пуска ракет были аварийными. Первые два пуска фактически были огневыми испытаниями 30 двигательных установок первой ступени. Только на третьем пуске Н-1 № 6Л мы впервые могли проверить динамику управления при исправно работающих всех двигателях первой ступени. И тут же нарвались на неустойчивость по крену. На 14-й секунде ракета закрутилась и после 50-й секунды ,,ушла за бугор". Для устранения этого принципиального недостатка ракеты начиная с № 7Л для управления по крену (относительно продольной оси) были установлены четыре управляющих двигателя...
23 ноября в 9 часов — пуск [Н-1 № 7Л]. Время московское. Отчетливо слышны доклады с ИП-1:
— 50 секунд! Тангаж, рыскание, вращение в норме. Полет нормальный.
— 95 секунд! Двигатели центра выключены. Полет нормальный.
— 100 секунд! Полет нормальный.
Так и должно быть. На 94,5 секундах по программе выключаются шесть центральных двигателей блока ,,А". Неужели проскочили? Все внутри сжимается в ожидании доклада о разделении и запуске блока ,,Б". Это должно произойти на 113-й секунде.
— 110 секунд... сбои! Сбой информации. Потеря информации по всем каналам!
Информация с борта после доклада о сбоях так и не восстановилась. Уже ясно. Не проскочили! Авария на первой ступени. Теперь авария всего за несколько секунд до включения двигателей блока ,,Б" и разделения...».
В РГАНТД в фонде Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР хранятся рассекреченные документы, существенно дополняющие воспоминания Б.Е. Чертока.
В выписке из протокола № 30 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 № 7Л от 4 апреля 1972 г. (Ф. 213. Оп. 6-6. Д.226) приведены данные по аварии Н-1 № 6Л, а также перечислены мероприятия, проведенные на ракете Н-1 № 7Л для повышения ее надежности. Кроме того, в протоколе имеется важная историческая информация по составу комплекса Л-3 и его программе полета.
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    1/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    2/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    3/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    4/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    5/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    6/6
В состав головного блока Л-3 для Н-1 № 7Л входили: ракетные блоки «Г» и «Д», лунный орбитальный корабль, макет лунного корабля и головной обтекатель, изготовленные в штатной комплектации варианта 6А. Госкомиссией было принято решение провести ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л с осуществлением полета Л-3 к Луне, выходом его на экваториальную орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ) и возвращением спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана.
В выписке из протокола № 38 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 от 3 июля 1973 г. (Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 237) приведены результаты анализа и заключение о причине аварии Н1-Л3 № 7Л. В документе говорится, что «авария Н1-Л3 № 7Л произошла в результате повреждений в хвостовом отсеке блока ,,А", вызванных разрушением двигателя 11Д51 № 4. Причиной разрушения этого двигателя явился разгар насоса окислителя. Предположительной причиной разгара насоса окислителя могло быть разрушение радиально-упорного подшипника вследствие отрыва головок заклепок его сепаратора или нарушение баланса осевых сил ротора турбонасосного агрегата (ТНА) при износе элементов узлов уплотнения, или разрушение шнека БДО». Версию о том, что причиной аварийного исхода испытания явились сильные продольные колебания, возникшие после резкого одновременного отключения на времени 94,45 секунд шести центральных двигателей с общей тягой более 900 тонн, Госкомиссия отклонила, как неподтвержденную результатами исследований.
Вопрос повышения надежности комплекса Н1-Л3 обсуждался еще 16 октября 1970 г. на заседании Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 (Ф. 213. Оп. 6-6. Д.212). Тогда был составлен план мероприятий по дальнейшему повышению надежности комплекса Н1-Л3 на изделиях №№ 7Л-14Л. А именно:
№ 7Л: отработка аппаратуры на комплексных стендах;
№ 8Л и 9Л: введение модифицированных двигателей 11Д111 (блок «А»), 11Д112 (блок «Б»), 11Д113 (блок «В») и 11Д114 (блок «Г») с многоразовым запуском без переборки двигателя, выключение двигательной установки блока «Г» от системы КОРД (контроль работы двигателей) со снятием КСДУ, введение дублирования гамма-высотомера механическими датчиками касания лунной поверхности, резервирование электрогидравлического магистрального клапана ДОЛК (двигателей ориентации лунного корабля), проведение огневых испытаний стендовых блоков «Б», «В» и «Г»;
№ 10Л: использование модернизированного блока «Д», обеспечение повторного запуска блока «Д» в аварийной ситуации, введение гарантированного увода блока «Д» при посадке из зоны излучения посадочного радиолокатора, переход на штатную посадку спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана;
№ 11Л: дублирование блока логики АФУ (антенно-фидерное устройство) типа «решетки» системы ДРС (дальняя радиосвязь) на лунном орбитальном корабле (ЛОК);
№ 12Л: увеличение маневра лунного корабля (ЛК) перед посадкой на Луну;
№ 4Л и 13Л: дублирование контура ручной ориентации ЛОК автоматической системой.
Одновременно с ЛКИ комплекса Н1-Л3 проводились работы по подготовке его пилотируемых полетов. В РГАНТД в фонде ЦПК им. Ю.А. Гагарина хранится «Заключение по результатам летных испытаний на самолетах-лабораториях ЛЛТу-104» (Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69). В этом документе говорится, что в период с 30 октября 1969 г. по 20 апреля 1970 г. на аэродроме Чкаловская были выполнены 44 испытательных полета на двух самолетах ЛЛТу-104 (летающая лаборатория). Целью испытаний являлась отработка в условиях кратковременной невесомости конструкций и компоновки ЛОК и ЛК, а также эксплуатационных характеристик скафандров «Кречет» (для командира ЛК) и «Орлан» (для командира ЛОК).
Для этого в салонах самолетов ЛЛТу-104 были размещены макеты бытового отсека ЛОК, отсека лунной кабины и поверхности верхнего переходника между ЛОК и ЛК. Отработку проводили семь испытателей — сотрудников ЦПК им. Ю.А. Гагарина и завода «Звезда» (разработчик скафандров). Испытатели полностью отработали всю программу: одевание скафандров, шлюзование и переход из корабля в корабль по внешней поверхности переходника между ЛОК и ЛК.
По результатам летных испытаний на ЛЛТу-104 были разработаны методики действий экипажа комплекса Л-3 для штатной программы полета и в особых случаях. Таким случаем могла быть потеря работоспособности одним из космонавтов.
В 1973–1974 гг. на Байконуре к старту готовился комплекс Н1-Л3 № 8Л. Пуск планировался на август 1974 г. Однако, в мае 1974 г. все работы по программе Н1-Л3 были приостановлены. В 1976 г. эта программа была окончательно закрыта.
С.Х. Шамсутдинов
  • Макет бытового отсека ЛОК. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 139.

    Макет бытового отсека ЛОК. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 139.

    1/10
  • Макет лунной кабины и части верхнего переходника с люком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 161.

    Макет лунной кабины и части верхнего переходника с люком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 161.

    2/10
  • Лунная кабина со стороны аварийного люка. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 160.

    Лунная кабина со стороны аварийного люка. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 160.

    3/10
  • Макет лунной кабины (внутренний вид). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 162.

    Макет лунной кабины (внутренний вид). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 162.

    4/10
  • Левый борт лунной кабины. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 165.

    Левый борт лунной кабины. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 165.

    5/10
  • Выход испытателя из лунной кабины в скафандре «Кречет». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 166.

    Выход испытателя из лунной кабины в скафандре «Кречет». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 166.

    6/10
  • Макет верхнего переходника (вид со стороны агрегатного отсека ЛОК). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 151.

    Макет верхнего переходника (вид со стороны агрегатного отсека ЛОК). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 151.

    7/10
  • Проход испытателя по поручням верхнего переходника. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 154.

    Проход испытателя по поручням верхнего переходника. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 154.

    8/10
  • Скафандр «Кречет» с защитным фартуком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 157.

    Скафандр «Кречет» с защитным фартуком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 157.

    9/10
  • Скафандр «Орлан». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 159.

    Скафандр «Орлан». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 159.

    10/10
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!