Водородная "Ангара"

Автор Дмитрий В., 01.08.2005 07:50:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Большое спасибо STEP и Know How за проделанный труд!
Проектные параметры «Водородной Ангары» (по состоянию на 14.04.2006г.).
1) Базовый вариант:
Стартовая масса 500 т.
Схема – 2-ступенчатая, пакетной компоновки с параллельной работой ступеней.
Компоненты топлива – ЖК/ЖВ (соотношение 6:1) на обеих ступенях.
Тип и количество двигателей: по 2*11д122 на каждом ББ, 1*11д122 на ЦБ.
Параметры опорной орбиты 185*185 км, i=51,7 град.
Схема выведения на опорную орбиту – промежуточное выведение на переходную орбиту 0*185 км, с последующим довыведением на опорную орбиту с помощью блока довыведения или ДУ КА.
ХС=9247 м/с (при выведении на переходную орбиту).
Масса ПН – 30,73 т (на переходной орбите).
Количество боковых блоков – 2.
Диаметр боковых блоков – 4,1 м.
Масса рабочего запаса топлива в 1-м ББ – 128,73 т.
Масса рабочего запаса топлива в ЦБ - 151,73 т.
Масса топлива, вырабатываемого из ЦБ до момента отсечки тяги ББ – 64,36 т.
Конечная масса одного ББ (масса конструкции ББ, приведенная масса головного обтекателя, масса невырабатываемых остатков топлива и газов наддува) – 21,61 т .
Конечная масса ЦБ – 16,87 т.
Конструктивная характеристика ББ (отношение массы заправленного блока к конечной массе блока) – 6,96.
Конструктивная характеристика ЦБ – 9,99.
Тяговооруженность 1-й ступени – 1,56.
Тяговооруженность 2-й ступени – 1,489.
Указанные параметры близки к оптимальным и позволяют транспортировать блоки РН по ЖД с минимальным конструктивным членением.
2) Без наложения ограничений на тягу ЖРД, при Мст=500т, масса ПН составила бы 31,47т (но пришлось бы отказаться от одинаковых ЖРД на обеих ступенях, поскольку оптимальная тяговооруженность 1-й ступени составила бы 2,05, а 2-й – 1,323).
3) Также был рассмотрен вариант с одинаковым объемом топливных баков ББ и ЦБ. В этом случае, при Мст = 500т, ПН = 30,36т (при массе топлива 1-го ББ = массе топлива ЦБ = 136,45т). Однако в данном варианте получается чрезмерная тяговооруженность 2-й ступени, равная 1,757 (что ведет и к чрезмерным осевым перегрузкам).
С уважением, Дмитрий В.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

X

Интересно, как это ракета с массовым совершенством хуже, чем у Дельты-4 и массой меньше, чем Дельта-4, да ещё о двух ступенях, выводит ПН больше, чем Дельта-4.

 Ошибка, очевидно здесь - "ХС=9247 м/с (при выведении на переходную орбиту)".

 Интересно, на какой высоте планируется разделение ступеней и как?

Дмитрий В.

ЦитироватьИнтересно, как это ракета с массовым совершенством хуже, чем у Дельты-4 и массой меньше, чем Дельта-4, да ещё о двух ступенях, выводит ПН больше, чем Дельта-4.

 Ошибка, очевидно здесь - "ХС=9247 м/с (при выведении на переходную орбиту)".

 Интересно, на какой высоте планируется разделение ступеней и как?
Ошибки в расчете ХС нет. Разделение ступеней происходит на высоте примерно 80-90 км, разделение - по аналогии с 11к25. Импульс скорости для довыведения ПН порядка 50-70 м/с. Что касается Дельты-4, прошу учесть, что УИ ее ЖРД на 35 с ниже чем у 11д122, а тяговооруженность ступеней существенно ниже (что резко увеличивает гравитационные потери ХС). Кроме того в Дельте массовая отдача принесена в жертву идее унификации блоков чтупеней, ну и т.п. Так что в "мерзких" параметрах Дельты ничего удивительного нет.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Know How

А вот и еще одна "Водородная "Ангара"". (с) Александр Шлядинский по материалам Дмитрия В.


hcube

А что будет, если все-таки взять унифицированные одинаковые блоки 1 и 2 ступени (по баку унифицированные, понятно), но добавить еще третью ступень типа пресловутого УКВМ? Ну, 40 тонн тяги, 40 тонн заправки, 8 тонн сухой массы. Это уберет избыточную тяговооруженность второй ступени, и добавит одновременно третью ступень что увеличит ПН тонны на 4-5, примерно, верно?

По поводу Дельты - там эффективных ступеней меньше ;-) Обсуждаемая РН - фактически 'водородный Союз', распределение тяги и расхода топлива именно такое. А у Дельты к окончанию работы 1й ступени во второй остается от силы треть начального запаса топлива. А третья ступень мелкая - приходится ЕЩЕ снижать тягу, жертвуя и так невысоким УИ.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьА вот и еще одна "Водородная "Ангара"". (с) Александр Шлядинский по материалам Дмитрия В.

Снимаю шляпу! Спасибо!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьА что будет, если все-таки взять унифицированные одинаковые блоки 1 и 2 ступени (по баку унифицированные, понятно), но добавить еще третью ступень типа пресловутого УКВМ? Ну, 40 тонн тяги, 40 тонн заправки, 8 тонн сухой массы. Это уберет избыточную тяговооруженность второй ступени, и добавит одновременно третью ступень что увеличит ПН тонны на 4-5, примерно, верно?
Попробую прикинуть ближе к понедельнику.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

avmich

По вопросам унификации ракетных блоков, мне кажется, хорошее решение было предложено разработчиками Н-1. Унифицированные блоки в разных ракетах исполняют роль разных ступеней. Семейство - Н-1, Н-11, Н-111... Может оказаться, что потери на унификацию в такой схеме меньше :) хотя вряд ли удастся потерь избежать совсем.

mihalchuk

Как вам такая идея: на ЦБ поменять местами баки кислорода и водорода. Баки будут дешевле в производстве и немного легче.

X

ЦитироватьОшибки в расчете ХС нет. Разделение ступеней происходит на высоте примерно 80-90 км, разделение - по аналогии с 11к25. Импульс скорости для довыведения ПН порядка 50-70 м/с. Что касается Дельты-4, прошу учесть, что УИ ее ЖРД на 35 с ниже чем у 11д122, а тяговооруженность ступеней существенно ниже (что резко увеличивает гравитационные потери ХС). Кроме того в Дельте массовая отдача принесена в жертву идее унификации блоков чтупеней, ну и т.п. Так что в "мерзких" параметрах Дельты ничего удивительного нет.

 35 секунд УИ это меньше, чем 10%.
 Масса предлагаемой ракеты на 50% меньше, чем Дельта-4.

 Что касается тяговооруженности, Дмитрий В., выложите траекторию вашей ракеты, высота, скорость, дальность, и т. п. Сомневаюсь, что такая траектория реально возможна.

 Что касается "картинки".
 Два блока с общей тягой в вакууме 800 тонн на что передают усилие?
 Кстати, какое будет ускорение в момент предшествующий разделению ступеней? Около 5 единиц?
 Тогда центр будет "весить" около 500 тонн.

Дмитрий В.

Цитировать1)Что касается тяговооруженности, Дмитрий В., выложите траекторию вашей ракеты, высота, скорость, дальность, и т. п. Сомневаюсь, что такая траектория реально возможна.

 2)Что касается "картинки".
 Два блока с общей тягой в вакууме 800 тонн на что передают усилие?
 Кстати, какое будет ускорение в момент предшествующий разделению ступеней? Около 5 единиц?
 Тогда центр будет "весить" около 500 тонн.
1)Ваши сомнения - от незнания. Траектория Водородной Ангары будет близка к траектории РН Гроза и Энергия, имеющих схожие тяговооруженности ступеней. Можете и сами посчитать с помощью спредшита ratman'а.
2)Продольные усилия передаются через кронштейны, установленные на верхнем переходнике ЦБ-это видно на рисунке.
А чем Вас смущает перегрузка в 5 единиц?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

X

Цитировать1)Ваши сомнения - от незнания. Траектория Водородной Ангары будет близка к траектории РН Гроза и Энергия, имеющих схожие тяговооруженности ступеней. Можете и сами посчитать с помощью спредшита ratman'а.
2)Продольные усилия передаются через кронштейны, установленные на верхнем переходнике ЦБ-это видно на рисунке.
А чем Вас смущает перегрузка в 5 единиц?

 1) У Энергии выше массовое совершенство ступеней. Каким образом существенно более тяжелая ракета выводит относительно в полтора раза больше полезной нагрузки - совершенно непонятно. Не говоря уже о нагрузках на ракету в процессе полёта.

 2) И эти кронштейны такие, что центр имеет массу меньше, чем боковушки? :) Меня смущает то, что центр легче.

 Вообще, ракета имеет более тяжелую конструкцию и две ступени, как я сказал выше. За счёт изменения траектории получается ПН аж в 6%? Удивительно, а что это никто так не сделал ещё?

avmich

Присоединяюсь к вопросам Гостя.

Хотя насчёт траектории - не надо недооценивать возможности оптимизации. Субъективно мне 6% не выглядят невозможными. И орптимизацией действительно занимаются - та же Н-1, скажем.

Дмитрий В.

Цитировать1) У Энергии выше массовое совершенство ступеней. Каким образом существенно более тяжелая ракета выводит относительно в полтора раза больше полезной нагрузки - совершенно непонятно. Не говоря уже о нагрузках на ракету в процессе полёта.

 2) И эти кронштейны такие, что центр имеет массу меньше, чем боковушки? :) Меня смущает то, что центр легче.

 Вообще, ракета имеет более тяжелую конструкцию и две ступени, как я сказал выше. За счёт изменения траектории получается ПН аж в 6%? Удивительно, а что это никто так не сделал ещё?
1) У Энергии массовое совершенство не выше: блок А имел конструктивную характеристику меньше 6, а блок Ц -9,5-10 (см. буран.ру). Про Энергию можете посмотреть в теме "технические аспекты возрождения Энергии", ну, и вообще уже много про нее информации. То, что Вам совершенно непонятно, извините, но это Ваши проблемы. Меня учили понимать 6 лет в авиационном ВУЗе и 3,5 года в ракетном КБ, где я занимался соответствующими расчетами (я баллистик по образованию).
2) Вы можете объяснить русским языком, что Вам конкретно непонятно? Масса кронштейнов килограмм 100 у каждого. Да ЦБ, как это свойственно РН пакетной схему, существенно легче (относительно) ББ?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьПрисоединяюсь к вопросам Гостя.

Хотя насчёт траектории - не надо недооценивать возможности оптимизации. Субъективно мне 6% не выглядят невозможными. И орптимизацией действительно занимаются - та же Н-1, скажем.
В данном случае, для Водородной Ангары оптимизации (с точки зрения максимума "мю ПН")подлежат: угол наклона траектории в конце АУТ 1-й ступени и относительные конечные массы ступеней (величины, обратные числу Циолковского). Представленные здесь параметры - это результаты данной оптимизации. Произведена проверка спредшитом ratman'а, подтвердившая возможность выведения около 31 т ПН на переходную орбиту. В конце-концов - все это даже не бумажный проект, а так фантазии на тему - не берите в голову! С уважением, Дмитрий В.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

X

Цитировать1) У Энергии массовое совершенство не выше: блок А имел конструктивную характеристику меньше 6, а блок Ц -9,5-10 (см. буран.ру). Про Энергию можете посмотреть в теме "технические аспекты возрождения Энергии", ну, и вообще уже много про нее информации. То, что Вам совершенно непонятно, извините, но это Ваши проблемы. Меня учили понимать 6 лет в авиационном ВУЗе и 3,5 года в ракетном КБ, где я занимался соответствующими расчетами (я баллистик по образованию).
2) Вы можете объяснить русским языком, что Вам конкретно непонятно? Масса кронштейнов килограмм 100 у каждого. Да ЦБ, как это свойственно РН пакетной схему, существенно легче (относительно) ББ?

 1) Раз вы баллистик, так выложите траекторию вашей ракеты. Непонятно каким образом вы массовую долю ПН раза в два больше, чем у существующих ракет и ещё удивляетесь, что это вызывает сомнения.
 По поводу массы блока А -
 Stage Number: 0. 4 x Energia Strapon Gross Mass: 355,000 kg. Empty Mass: 35,000 kg. Thrust (vac): 806,200 kgf. Isp: 337 sec. Burn time: 145 sec. Isp(sl): 309 sec. Diameter: 3.90 m. Span: 4.20 m. Length: 37.70 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 1. RD-170 Status: Out of Production. Comments: Essentially identical to Zenit stage 1.
 http://www.astronautix.com/lvs/energia.htm
 10% масса одной боковушки.

 Ваши авторитарные аргументы я вообще не рассматриваю как и программу ratman'а.

 Итак, вы передаёте тягу около 400 тонн через две детали массой 100 кг? Передаёте на кислородный бак центрального блока, причём как-то сверху.
 И как закреплён тот кронштейн на баке?

 Почему ЦБ легче, я не знаю, в данном случае. Никакого такого "свойства" пакетной схемы нет.

X

Цитировать
ЦитироватьПрисоединяюсь к вопросам Гостя.

Хотя насчёт траектории - не надо недооценивать возможности оптимизации. Субъективно мне 6% не выглядят невозможными. И орптимизацией действительно занимаются - та же Н-1, скажем.
В данном случае, для Водородной Ангары оптимизации (с точки зрения максимума "мю ПН")подлежат: угол наклона траектории в конце АУТ 1-й ступени и относительные конечные массы ступеней (величины, обратные числу Циолковского). Представленные здесь параметры - это результаты данной оптимизации. Произведена проверка спредшитом ratman'а, подтвердившая возможность выведения около 31 т ПН на переходную орбиту. В конце-концов - все это даже не бумажный проект, а так фантазии на тему - не берите в голову! С уважением, Дмитрий В.

 А как сия гениальная программа учитывает разного рода условия вроде управляемости ракеты?

X

Кстати, по поводу стоимости этой затеи.
 Сравним Водородную Ангару с обычной.

 И там и там 5 двигетелей, грубо говоря, стоимость или одинаковая или у водородного варианта больше. Смею думать, что водородный ЖРД стоит подороже ЖРД на керосине.

 Теперь баки. Объём баков у обычной Ангары пропорционален приведённой плотности топлива, для пары керосин/кислород это около 1.
 А для пары водород/кислород это около 0,3. При той же массе баки объёмнее в 3 раза.

 Водородный вариант имеет столько же двигателей и по объёму будет больше керосинового для той же ПН, даже при меньшей массе.

 Значит эта ракета будет дороже.

Дмитрий В.

Цитировать1) Раз вы баллистик, так выложите траекторию вашей ракеты. Непонятно каким образом вы массовую долю ПН раза в два больше, чем у существующих ракет и ещё удивляетесь, что это вызывает сомнения.
 По поводу массы блока А -
 Stage Number: 0. 4 x Energia Strapon Gross Mass: 355,000 kg. Empty Mass: 35,000 kg. Thrust (vac): 806,200 kgf. Isp: 337 sec. Burn time: 145 sec. Isp(sl): 309 sec. Diameter: 3.90 m. Span: 4.20 m. Length: 37.70 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 1. RD-170 Status: Out of Production. Comments: Essentially identical to Zenit stage 1.
 http://www.astronautix.com/lvs/energia.htm
 10% масса одной боковушки.

 Ваши авторитарные аргументы я вообще не рассматриваю как и программу ratman'а.

 Итак, вы передаёте тягу около 400 тонн через две детали массой 100 кг? Передаёте на кислородный бак центрального блока, причём как-то сверху.
 И как закреплён тот кронштейн на баке?

 Почему ЦБ легче, я не знаю, в данном случае. Никакого такого "свойства" пакетной схемы нет.
1 -по поводу блоков А пользуйтесь более достоверной информацией, а не домыслами Вейда - например очень точная информация содержится в книге Б.И.Губанова. Так вот, конечная масса блока А, а именно эта масса рассматривается при расчете конструктивного совершенства, составляет 65,6 т, в том числе конструкция 59,1 т
2- насчет программы ратмана, как Вам угодно, конечно, но она дает вполне адекватные результаты. Траекторию я для Вас выкладывать не собираюсь - некуда, тем более результаты траекторных расчетов я уже в теме сообщал. Если Вас интересует траектория - пожалуйста, обращайтесь по мылу. С удовольствием вышлю, если 5 мб Вас не напрягают.
3-кронштейны крепятся не к баку (хотя опыт Р-7 показывает, что можно и к баку), а к сухому отсеку - переходнику, а именно к  силовым шпангоутам и лонжеронам. Если Вы имеете представление о силовых схемах и прочности РН, то поймете, о чем я говорю.
4-на РН пакетной схемы ЦБ, как правило относительно легче, чем ББ по следующим причинам: влияние масштабного фактора из-за большего объема, разгрузка ЦБ от сжимающих усилий при передаче осевых нагрузок в верхнем поясе связи
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьКстати, по поводу стоимости этой затеи.
 Сравним Водородную Ангару с обычной.

 И там и там 5 двигетелей, грубо говоря, стоимость или одинаковая или у водородного варианта больше. Смею думать, что водородный ЖРД стоит подороже ЖРД на керосине.

 Теперь баки. Объём баков у обычной Ангары пропорционален приведённой плотности топлива, для пары керосин/кислород это около 1.
 А для пары водород/кислород это около 0,3. При той же массе баки объёмнее в 3 раза.

 Водородный вариант имеет столько же двигателей и по объёму будет больше керосинового для той же ПН, даже при меньшей массе.

 Значит эта ракета будет дороже.
По поводу относительной стоимости водородных и керосиновых РН здесь уже много чего говорилось. Скажу лишь, что вывод об однозначной дешевизне керосиновых РН по сравнению с водородными - типичное заблуждение дилетантов. Люди более знакомые с проектированием ракет таких однозначных выводов не делают. Скорее можно сделать вывод, что водородные РН КАК ПРАВИЛО ДОРОЖе, но бывают ситуации, когда они могут быть и дешевле. В рассматриваемом примере для Водородной Ангары не нужно было роазрабатывать двигатели - они были давно созданы, а в Ангаре-5 используется 6 ЖРД 2-х типов, разработанных с нуля.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!