Водородная "Ангара"

Автор Дмитрий В., 01.08.2005 07:50:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mihalchuk

Гость:
ЦитироватьЧто касается "картинки".
Два блока с общей тягой в вакууме 800 тонн на что передают усилие?
Кстати, какое будет ускорение в момент предшествующий разделению ступеней? Около 5 единиц?
Тогда центр будет "весить" около 500 тонн.
С такой ситуацией столкнулся и я, когда рассматривал "Ангару" на керосине с переливом. Действительно, ЦБ оказывается в подвешенном состоянии, усилия боковушек передаются на переходник. Но такая ситуация благоприятна - баки ЦБ разгружаются, их можно облегчить. Конечно, вырастет масса переходника, 100-килограммовыми кронштейнами тут не отделаешься. Но дополнительную обвязку можно сбросить вслед за ускорителями.

Конецно, в этом деле много тонкостей, но в целом, похоже, все так.

STEP

Цитировать
Цитировать1) Раз вы баллистик, так выложите траекторию вашей ракеты. Непонятно каким образом вы массовую долю ПН раза в два больше, чем у существующих ракет и ещё удивляетесь, что это вызывает сомнения.
 По поводу массы блока А -
 Stage Number: 0. 4 x Energia Strapon Gross Mass: 355,000 kg. Empty Mass: 35,000 kg. Thrust (vac): 806,200 kgf. Isp: 337 sec. Burn time: 145 sec. Isp(sl): 309 sec. Diameter: 3.90 m. Span: 4.20 m. Length: 37.70 m. Propellants: Lox/Kerosene No Engines: 1. RD-170 Status: Out of Production. Comments: Essentially identical to Zenit stage 1.
 http://www.astronautix.com/lvs/energia.htm
 10% масса одной боковушки.

 Ваши авторитарные аргументы я вообще не рассматриваю как и программу ratman'а.

 Итак, вы передаёте тягу около 400 тонн через две детали массой 100 кг? Передаёте на кислородный бак центрального блока, причём как-то сверху.
 И как закреплён тот кронштейн на баке?

 Почему ЦБ легче, я не знаю, в данном случае. Никакого такого "свойства" пакетной схемы нет.
1 -по поводу блоков А пользуйтесь более достоверной информацией, а не домыслами Вейда - например очень точная информация содержится в книге Б.И.Губанова. Так вот, конечная масса блока А, а именно эта масса рассматривается при расчете конструктивного совершенства, составляет 65,6 т, в том числе конструкция 59,1 т
2- насчет программы ратмана, как Вам угодно, конечно, но она дает вполне адекватные результаты. Траекторию я для Вас выкладывать не собираюсь - некуда, тем более результаты траекторных расчетов я уже в теме сообщал. Если Вас интересует траектория - пожалуйста, обращайтесь по мылу. С удовольствием вышлю, если 5 мб Вас не напрягают.
3-кронштейны крепятся не к баку (хотя опыт Р-7 показывает, что можно и к баку), а к сухому отсеку - переходнику, а именно к  силовым шпангоутам и лонжеронам. Если Вы имеете представление о силовых схемах и прочности РН, то поймете, о чем я говорю.
4-на РН пакетной схемы ЦБ, как правило относительно легче, чем ББ по следующим причинам: влияние масштабного фактора из-за большего объема, разгрузка ЦБ от сжимающих усилий при передаче осевых нагрузок в верхнем поясе связи

Не забудьте, что на боковых блоках стоит по два двигателя, вместо одного на ЦБ. А это тоже заметный вес.
Дурят нашего брата, дурят ...

X

Цитировать1 -по поводу блоков А пользуйтесь более достоверной информацией, а не домыслами Вейда - например очень точная информация содержится в книге Б.И.Губанова. Так вот, конечная масса блока А, а именно эта масса рассматривается при расчете конструктивного совершенства, составляет 65,6 т, в том числе конструкция 59,1 т
2- насчет программы ратмана, как Вам угодно, конечно, но она дает вполне адекватные результаты. Траекторию я для Вас выкладывать не собираюсь - некуда, тем более результаты траекторных расчетов я уже в теме сообщал. Если Вас интересует траектория - пожалуйста, обращайтесь по мылу. С удовольствием вышлю, если 5 мб Вас не напрягают.
3-кронштейны крепятся не к баку (хотя опыт Р-7 показывает, что можно и к баку), а к сухому отсеку - переходнику, а именно к  силовым шпангоутам и лонжеронам. Если Вы имеете представление о силовых схемах и прочности РН, то поймете, о чем я говорю.
4-на РН пакетной схемы ЦБ, как правило относительно легче, чем ББ по следующим причинам: влияние масштабного фактора из-за большего объема, разгрузка ЦБ от сжимающих усилий при передаче осевых нагрузок в верхнем поясе связи

 1) Эти данные у Губанова даны для многоразового блока А. :)

 2) А что вам мешает выложить небольшую табличку - дальность, скорость, высота? Можно с достаточно большим шагом - секунд 5-10.
 У вас там довольно большой обтекатель ПН есть, интересно, не снесёт ли его скоростным напором.

 3) Я понимаю, что вы говорите - центр, который больше и переходник имеют массу меньше, чем боковушка. Я понимаю, что "так хочется".

 4) Ну, допустим, здесь масштабный фактор особой роли не играет. Центр-то может и разгружен от сжимающих усилий, но центр наполовину залит топливом в момент максимальной перегрузки.

X

ЦитироватьС такой ситуацией столкнулся и я, когда рассматривал "Ангару" на керосине с переливом. Действительно, ЦБ оказывается в подвешенном состоянии, усилия боковушек передаются на переходник. Но такая ситуация благоприятна - баки ЦБ разгружаются, их можно облегчить. Конечно, вырастет масса переходника, 100-килограммовыми кронштейнами тут не отделаешься. Но дополнительную обвязку можно сбросить вслед за ускорителями.

Конецно, в этом деле много тонкостей, но в целом, похоже, все так.

 А я и не спорю, что тянуть центр выгоднее, чем толкать снизу.
 Но перегрузка в конце работы боковушек будет 4-5. Кислородный бак метров 10, если в нём половина кислорода к этому моменту, это дополнительное давление в 2-2,5 атмосферы на нижнюю часть бака.

X

ЦитироватьПо поводу относительной стоимости водородных и керосиновых РН здесь уже много чего говорилось. Скажу лишь, что вывод об однозначной дешевизне керосиновых РН по сравнению с водородными - типичное заблуждение дилетантов. Люди более знакомые с проектированием ракет таких однозначных выводов не делают. Скорее можно сделать вывод, что водородные РН КАК ПРАВИЛО ДОРОЖе, но бывают ситуации, когда они могут быть и дешевле. В рассматриваемом примере для Водородной Ангары не нужно было роазрабатывать двигатели - они были давно созданы, а в Ангаре-5 используется 6 ЖРД 2-х типов, разработанных с нуля.

 Водородный вариант будет примерно в два раза больше по объёму.
 Как-то кажется, что сделать ракету в два раза больше будет несколько дороже.

Дмитрий В.

Цитировать1) Эти данные у Губанова даны для многоразового блока А. :)

 2) А что вам мешает выложить небольшую табличку - дальность, скорость, высота? Можно с достаточно большим шагом - секунд 5-10.
 У вас там довольно большой обтекатель ПН есть, интересно, не снесёт ли его скоростным напором.

 3) Я понимаю, что вы говорите - центр, который больше и переходник имеют массу меньше, чем боковушка. Я понимаю, что "так хочется".

 4) Ну, допустим, здесь масштабный фактор особой роли не играет. Центр-то может и разгружен от сжимающих усилий, но центр наполовину залит топливом в момент максимальной перегрузки.
1 - да, для многоразового, а для одноразового (вариант Энергия-М) 51 тонна - конечная масса, из них тонн 46-47 - конструкция - смотрите у Лукашевича про Энергию-М
2- мешает то, что Водородная ангара - это развлечение, а мне надо работу работать, так что если хотите, могу по запросу расчеты сбросить по мылу, в раровском виде на 1м тянут. Ну, а на нет и суда нет.
3- факты важнее домыслов. В подавляющем большинстве РН пакетной схемы ЦБ существенно легче ББ, по крайней мере относительно. Р-7, 11к25, Шаттл, Ариан-5 и куча проектов типа Вулкана, Грозы, Энергии-М.
4- и чем Вас пугает такая ситуация? Да гидростатика дает некоторый прирост внутреннего давления-это не критично, в том чичле и по массе конструкции.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьВодородный вариант будет примерно в два раза больше по объёму.
 Как-то кажется, что сделать ракету в два раза больше будет несколько дороже.
Да, скорее всего, стоимость производства будет несколько выше, чем у Ангары-5, хотя и не думаю, что сильно. Однако для современной ситуации относительно редких запусков, на первое место в стоимости пуска могут выйти затраты на разработку, а они примерно на 40% определяются стоимостью разработки ЖРД. У Водородной Ангары - ЖРД давно разработаны, а для Ангары-5 их пришлось разрабатывать практически с 0 (надеюсь, Вы понимаете, что в основная сложность в ЖРД - это ТНА, а отнюдь не камера?)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Ах, да, совсем забыл! Ведь для Водородной Ангары можно использовать готовую протоновскую оснастку и оба ее блока одного диаметра. Тогда как для Ангары-5 надо заново делать/восстанавливать оснастку на диаметр 2,9 м. Да еще и УРМ-2 другого диаметра... Так что не знаю, может Водородная Ангара и подешевле выйдет.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Новичок

ЦитироватьАх, да, совсем забыл! Ведь для Водородной Ангары можно использовать готовую протоновскую оснастку и оба ее блока одного диаметра. Тогда как для Ангары-5 надо заново делать/восстанавливать оснастку на диаметр 2,9 м. Да еще и УРМ-2 другого диаметра... Так что не знаю, может Водородная Ангара и подешевле выйдет.
Коли речь пошла о размерах, то можно полюбопытствовать, как предполагается выполнить двигательный отсек на ББ и на сколько планируется выносить сопло за диаметр 4,1м?
С наилучшими пожеланиями Новичок

X

Цитировать1 - да, для многоразового, а для одноразового (вариант Энергия-М) 51 тонна - конечная масса, из них тонн 46-47 - конструкция - смотрите у Лукашевича про Энергию-М
2- мешает то, что Водородная ангара - это развлечение, а мне надо работу работать, так что если хотите, могу по запросу расчеты сбросить по мылу, в раровском виде на 1м тянут. Ну, а на нет и суда нет.
3- факты важнее домыслов. В подавляющем большинстве РН пакетной схемы ЦБ существенно легче ББ, по крайней мере относительно. Р-7, 11к25, Шаттл, Ариан-5 и куча проектов типа Вулкана, Грозы, Энергии-М.
4- и чем Вас пугает такая ситуация? Да гидростатика дает некоторый прирост внутреннего давления-это не критично, в том чичле и по массе конструкции.

 1) Боковушка Энергии существенно тяжелее массы первой ступени Зенита? ;)
 Тогда ваша боковушка должна быть ещё тяжелее. :)

 2) Вы не можете выложить 20 точек по траектории?
 Гениальная прогамма не позволяет? :)

 3) Я верю, что вы можете сделать ЦБ существенно легче боковушек. Приведённые вами примеры к этому и относятся, боковушки у этих изделий не похожи на центр.
 Тогда так и говорите - ЦБ мы сделаем используя другую технологию.

 4) "Цена вопроса" ваша разница в массе ЦБ и боковушек. Вы просто отняли массу одного двигателя от массы бокового блока.
 Как вы думаете, почему верхние ступени имеют более низкое массовое совершенство, чем нижние? Для обычной, последовательной схемы вроде Зенита.

X

ЦитироватьДа, скорее всего, стоимость производства будет несколько выше, чем у Ангары-5, хотя и не думаю, что сильно. Однако для современной ситуации относительно редких запусков, на первое место в стоимости пуска могут выйти затраты на разработку, а они примерно на 40% определяются стоимостью разработки ЖРД. У Водородной Ангары - ЖРД давно разработаны, а для Ангары-5 их пришлось разрабатывать практически с 0 (надеюсь, Вы понимаете, что в основная сложность в ЖРД - это ТНА, а отнюдь не камера?)

 Надеюсь, Вы понимаете, что объём топлива, который должен перекачать водородный ТНА в 6 раз больше, чем ТНА для керосиновой ракеты?
 Значит, сам ТНА должен быть раз в 6 больше.

X

ЦитироватьАх, да, совсем забыл! Ведь для Водородной Ангары можно использовать готовую протоновскую оснастку и оба ее блока одного диаметра. Тогда как для Ангары-5 надо заново делать/восстанавливать оснастку на диаметр 2,9 м. Да еще и УРМ-2 другого диаметра... Так что не знаю, может Водородная Ангара и подешевле выйдет.

 Что, простите, использовать?

 Один водородный бак будет иметь длину около 30 метров.

 Так вот "взять и использовать"?

Дмитрий В.

По просьбе уважаемого hcube привожу оценки проектных параметров Водородной Ангары в 3-хступенчатом варианте. Расчеты ориентировочные (из-за отсутствия у меня более точной модели для 3-хступенчатых РН), но дают представление об изменениях основных параметров при переходе к 3-м ступеням.
 В качестве двигателя для 3-й ступени принят 11д57М (УИ=461 сек в пустоте, тяга 42 тс). С учетом роста гравитационных потерь для 3-й ступени и некоторым уменьшением тяговооруженности 1-й ступени (до 1,45) принято ХС=9400 м/с. В качестве ограничений принято, что масса топлива ББ = массе топлива в ЦБ = 136,45 т. В результате получаем:
Мст = 521,47 т, ПН = 35 т, масса топлива 3-й ступени = 15,53т (конструктивная характеристика 8,28). Тяговооруженности ступеней: 1-й – 1,45, 2-й – 1,43 (как для 2-хступенчатого основного варианта), 3-й – 0,8. В случае, если принять, что масса топлива ББ = массе топлива в ЦБ = 128,73 т (как масса топлива ББ у основного 2-хступенчатого варианта, что обеспечивает гарантированное размещение ББ в вагоне, пере переднего переходника и ЖРД) получим притой же стартовой массе (521,47 т) ПН около 36 т, правда при увеличении топлива в 3-й ступени до 35,63 т и снижении тяговооруженности 3-й ступени до 0,59-0,6).
С уважением, Дмитрий В.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: "Anonymous"
Цитировать2) Вы не можете выложить 20 точек по траектории?
 Гениальная прогамма не позволяет? :)
 
Отвечаю на этот вопрос. На остальные - вечером, если руки дойдут.
Ну, уломали...
Вот результаты расчетов траектории Водородной Ангары (расчет по спредшиту ratman'a). Скорость указана в стартовой подвижной системе координат (без учета вращения Земли):
T=8 сек (окончание вертикального участка) V= 48 м/с, H= 125 м
T=30 сек V= 213,7 м/с, H= 2665 м
T=60 сек V= 627,1 м/с, H= 12893 м
T=90 сек V= 1304,6 м/с, H= 33000 м
T=144 сек (разделение ступеней окончание АУТ 1-й ступени) V= 3200,5 м/с, H= 98000 м
T=180 сек V= 3535,3 м/с, H= 140300 м
T=200 сек V= 3806,8 м/с, H= 156680 м
T=220 сек V= 4132,0 м/с, H= 168951 м
T=250 сек V= 4719,5 м/с, H= 180534 м
T=280 сек V= 5434,7 м/с, H= 185392 м
T=300 сек V= 5994 м/с, H= 185938 м
T=320 сек V= 6635,4 м/с, H= 185287 м
T=200 сек V= 3806,8 м/с, H= 156680 м
T=343 сек (окончание АУТ 2-й ступени) V= 7449 м/с (абсолютная скорость = 7741 м/с), H= 184495 м.
Полезная нагрузка массой 30740 кг выведена на переходную орбиту с апогеем = 185001 м, перигеем = -1,4 м (задано апогей 185 км, перигей 0 км). В процессе выведения максимальная осевая перегрузка первой ступени составила 5,2, а 2-й ступени 4 единицы. Возможно ограничение максимальной осевой перегрузки 1-й ступени величиной 4 единицы путем плавного дросселирования двигателей (снижение тяги не превышает 20% от номинала), начиная со 132с полета (в результате, из-за потерь УИ и некоторого роста гравитационных потерь ПН может уменьшиться, оценочно на 200 кг). Максимальный скоростной напор достигается на 50 сек полета и составляет около 36 кПа.
Несколько слов о «гениальной» программе. Как я уже говорил, пользуюсь спредшитом ratman'a. Возможно, что точность этой программы не фантастическая, но она (заявляю как бывший баллистик) вполне пригодна для прикидочных расчетов и для меня очень удобна.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

X

Ну вот оно.
 T=60 сек V= 627,1 м/с, H= 12893 м

 В момент максимальной неустойчивости ракеты, выработана почти половина топлива из боковых блоков, скоростной напор 5,5 тонн на квадратный метр.
 Интересно, сорвёт обтекатель ПН или нет? :)

X

Да, и понятно происхождение такой большой ПН.
 Активный участок не 500-600 секунд, а 343.

 Потери, соответственно, меньше. Можно было не городить огород, а просто заявить, что надо укоротить активный участок.
 Если бы это было возможно, это давно бы сделали.

X

О, вот ещё одно. :)

 Пиригей-то равен нулю.

Дмитрий В.

ЦитироватьКоли речь пошла о размерах, то можно полюбопытствовать, как предполагается выполнить двигательный отсек на ББ и на сколько планируется выносить сопло за диаметр 4,1м?
2 ЖРД опираются на торцевой силовой шпангоут ХО, тяга распределяется через лонжероны. ЖРД установлены в изолированных кожухах-обтеекателях-примерно, как на блоке Ц 11к25 или как F-1 на ХО Сатурн-5. Насчет выноса ЖРД не смотрел - набросок практически от руки. Если Вы опасаетесь увеличения шарнирного момента, то можно несколько увеличить обтекатели ЖРД и чуть сдвинуть их к центру блока.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьНадеюсь, Вы понимаете, что объём топлива, который должен перекачать водородный ТНА в 6 раз больше, чем ТНА для керосиновой ракеты?
 Значит, сам ТНА должен быть раз в 6 больше.
Бред какой-то, извините. Посмотрите-ка лучше фото 11д122, благо найти их не проблема...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьО, вот ещё одно. :)

 Пиригей-то равен нулю.
Читайте внимательнее- я сразу сказал, что ПН 30,7 т - на переходной орбите 0*185 км  :lol: , да еще и импульс довыведения привел (от 50 до 70 м/с), а по факту около 60 м/с.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!