Союз-Аполлон: 30 лет

Автор В А Д И М, 14.07.2005 22:19:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

ЦитироватьСантей, тот пример, который Вы привели, говорит не столько о недостатке самого корабля, сколько о недостатке в подготовке экипажа. И многие заявления Старого о "Союзе" (по части неудачных сыковок в 60-70 г.г., например) имеет тот же привкус. Ведь каждая проблема в полете носит, как правило, комплексный характер. Нельзя создать идеальную машину. Нельзя научить идеального космонавта. Но можно и нужно сделать машину, которая будет выполнять все свои задачи, при условии качественного изготовления и подготовки к полету матчасти, правильной подготовки экипажа, и безошибочной работы ЦУПа. Только при должном анализе этих трех составляющих можно серьезно говорить о достоинствах и недостатках. А если выдергивать отдельные факты, то можно бесконечно ходить по порочному кругу.

Менее всего в мои планы входило выдергивание отдельных фактов. Подобные цитаты приходится приводить в качестве хоть какой-то компенсации того бесконечного потока негатива, которые постоянно извергает Старый по отношению к нашей технике.
Ну и, откровенно говоря, я не считаю приведенный отрывок каким-то слишком уж большим передергиванием. Тут дело не столько в выучке экипажа, сколько в различии конструкции кораблей - раз на "Союзе" подобное не могло произойти в принципе или по крайней мере вероятность подобного являлась существенно меньшей.

Старый

ЦитироватьСантей, тот пример, который Вы привели, говорит не столько о недостатке самого корабля, сколько о недостатке в подготовке экипажа. И многие заявления Старого о "Союзе" (по части неудачных сыковок в 60-70 г.г., например) имеет тот же привкус.
Подготовка экипажа тоже имеет значение. Но от техники зависит чаще или реже экипаж будет допускать ошибки. Допустим если космонавт смотрит вперёд в окно то у него больше шансов заметить что корабль летит вверх ногами нежели чем при взгляде в перископ (Союз-3), или что автоматика повела корабль на таран (Союз-23) и т.д. Опыт показывает что вмешательство человека для компенсации ошибок автоматики требуется гораздо чаще чем вмешательство автоматики для компенсации ошибок человека. Поэтому излишняя заавтоматизированность отнюдь не является достоинством.
 И сколько бы ни хвалились автоматической стыковкой но слишком уж часто космонавтам приходилось перехватывать управление когда автоматика летела не туда. И кончилось всё тем что теперь и при стыковках Прогрессов космонавт держит руки на пульте телеоператорного управления.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Скажу даже так: излишняя заавтоматизированность служит скорее источником аварийных ситуаций нежели страховкой от них.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьТут дело не столько в выучке экипажа, сколько в различии конструкции кораблей - раз на "Союзе" подобное не могло произойти в принципе или по крайней мере вероятность подобного являлась существенно меньшей.
На Аполлоне через этот клапан зашёл гептил а на Союзе-11 через этот клапан зашёл вакуум. Кому от этого стало легче? Кстати, в отличие от Аполлона кислородных масок на Союзе не оказалось.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Andy_K64

ТОРУ это один из резервов. И не иметь его наготове глупо. Может пригодиться. Хоть и не часто его приходится использовать. Сейчас автоматическая стыковка на существующем Курсе стала относительно ненадежной, так как конфигурация станции, ее панелей СБ и радиаторов дают много переотражений. Плюс качество изготовления приборов в Киеве и Виннице, да и у нас, мягко говоря, не улучшилось в последние годы. А не лениво тебе посчитать общее количество стыковок у нас? И сколько из них не состоялось? Не состоялось, т.е. были отменены. Интересно посмотреть цифры.

Andy_K64

ЦитироватьСкажу даже так: излишняя заавтоматизированность служит скорее источником аварийных ситуаций нежели страховкой от них.
Это известное мнение летчиков. Ничем не подтвержденное, кроме эмоций. Ручные и автоматические режимы должны дополнять друг друга, а не отрицать.

Старый

ЦитироватьА не лениво тебе посчитать общее количество стыковок у нас? И сколько из них не состоялось? Не состоялось, т.е. были отменены. Интересно посмотреть цифры.
Есть такая задумка но это долго. Может быть в августе если возьму на работу МПК.
 Да, и конфигурация станции против автоматической стыковки. А когда сех этих модулей, солнечных батарей и манипуляторов нагородят то будет вообще не протолкнуться. Будут вручную ощупью летать.
 И сейчас раз за разом оказывается что при ручной перестыковке топлива тратится меньше чем при автоматической.
 И в итоге оказывается что применённая американцами "авиационная" иделогия: "пилот делает всё что может, автоматика делает только то что человек сделать не в состоянии" оказывается правильной.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьЭто известное мнение летчиков. Ничем не подтвержденное, кроме эмоций.
Да уж какже! Тяжёлые аварийные ситуации вызванные отказом автоматики (и отсутствием ручного дублирования) хорошо известны, а вот вызванные ошибками операторов довольно редки. Вспоминаются в основном "переворот" Берегового и пара таранов Мира при ручном управлении.  

ЦитироватьРучные и автоматические режимы должны дополнять друг друга, а не отрицать.
И всётаки преподносить нашу заавтоматизированность как крупное достоинство не стоит.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

ЦитироватьСкайлэб без дозаправки летал дольше (баллистическое существование) чем Салюты с заправками.
Болтался, то есть, а не летал.  

Все равно неверно: "Салюты" второго поколения (которые дозаправлялись) летали сравнимые сроки (но при этом активно эксплуатировались):

1763 сут.  -- "Салют-6"
2248 сут.  -- "Скайлэб"
3215 сут.  -- "Салют-7"

"Салюты" первого поколения летали меньше, но они не дозаправлялись.

ЦитироватьА чего? Хотели? Очень мучились и не смогли?

Не сделали. Я не душевед, как вы -- не могу сказать, сильно ли мучались.

ЦитироватьА багор это совсем из другой области

Багор может и из другой, а описание того, как они парились при стыковке, можно посмотреть.

ЦитироватьНастоящих стыковок у Аполлона было примерно 25, из них примерно 15 на межпланетных траекториях и окололунных орбитах. Ну из них 9 перестыковок можно за полноценные стыковки и не считать так как не было дальнего сближения

7 лунных "Аполло", из них один за номером 13 -- шесть. Три к "Скайлэбу". Один ЭПАС. Всего получается 11. Что забыто?

ЦитироватьУ Аполлона был стыковочный радар покруче нашего. На орбите луны стыковались без помощи с земли. Не было только системы определения относительного положения
Я чувствую, вам все-таки хочется в пилоты "Прогресса". Вы для этого и брюзжите, и выдумываете свои дивные интерпретации. Увы, здесь я вам помочь не смогу, это не в моей власти.

P.S. И еще о кислороде: если бы легко было отказаться от чисто-кислородной атмосферы, американы бы с ней и не связывались с самого начала. Таков естественный ход мысли. А вот откуда вы берете свои загадочные интерпретации -- это вопрос.

X

Цитировать
ЦитироватьТут дело не столько в выучке экипажа, сколько в различии конструкции кораблей - раз на "Союзе" подобное не могло произойти в принципе или по крайней мере вероятность подобного являлась существенно меньшей.
На Аполлоне через этот клапан зашёл гептил а на Союзе-11 через этот клапан зашёл вакуум. Кому от этого стало легче? Кстати, в отличие от Аполлона кислородных масок на Союзе не оказалось.

Кстати, по описанию я не вижу подобия в этих случаях. История про "Аполло" -- как при исправной технике ненажатие на кнопку чуть не привело к неприятностям. Плохая эргономика+не до конца продуманная логика системы, которая допустила работу двигателей во время парашютного спуска. Типичный конструктивный недостаток.

История про "Союз-11" -- бракованный клапан. Печально, но ничего не говорит о самом корабле.

Считаться трупами не вижу смысла. Безупречные американцы без них тоже не обошлись. И, судя по приведенной истории, считать это полной случайностью не приходится. Предпосылки имелись. Кому-то повезло (А-13, ЭПАС), а кому-то нет.

Еще кстати, вы наверняка лучше меня помните, почему экипаж "Союза-11" был без скафандров и как долго продержалась такая практика.

X

Цитировать
ЦитироватьКислородная атмосфера? Да какую закажете! Когда для Скайлэба потребовалось сделать кислородо-азотную то сделали по счёту "раз". Раз! и кислородно-азотная. Даже не занося это в список проблем.

Значит на р-раз, говорите? Интересно в таком случае, почему после гибели астронавтов в 1967 НАСА для того, чтобы трагедия не повторилась,  предприняла кучу мер, перестроила свою работу. И то и другое потребовало много средств и времени. И это вместо того, чтобы на раз-два взять и свести на нет основную причину трагедии, поменяв кислородную атмосферу на близкую по составу к земной.. В общем, либо за идиотов вы держите не только советских конструкторов, либо одно из двух.

Я сделаю самоцитату. Про кислородно-азотную атмосферу на "Скайлэбе" тоже преувеличение: давление оставалось пониженным, и содержание азота было невелико:


"Астронавты дышали смесью кислорода с азотом при давлении 0,35 ат." (Гетленд, о "Скайлэбе").
"Атмосфера кабины - чистый кислород при давлении 0,35 ат." (он же, об "Аполло").
Просто обеднили содержание кислорода. Не сильно, так как иначе в такой атмосфере трудно было бы работать. Вот в Еж. БСЭ 75:

"Система жизнеобеспечения станции рассчитана на создание кислородно-азотной атмосферы (74% кислорода и 26% азота) при давлении 0,35 кг/см2".

X

ЦитироватьМенее всего в мои планы входило выдергивание отдельных фактов. Подобные цитаты приходится приводить в качестве хоть какой-то компенсации того бесконечного потока негатива, которые постоянно извергает Старый по отношению к нашей технике.
...
Значит на р-раз, говорите? Интересно в таком случае, почему после гибели астронавтов в 1967 НАСА для того, чтобы трагедия не повторилась, предприняла кучу мер, перестроила свою работу. И то и другое потребовало много средств и времени. И это вместо того, чтобы на раз-два взять и свести на нет основную причину трагедии, поменяв кислородную атмосферу на близкую по составу к земной.. В общем, либо за идиотов вы держите не только советских конструкторов, либо одно из двух.

Угу. При этом об одной стороне говорится буквально с придыханием, а для второй негатив выдумывается со сладострастием и любой ценой. Это неприятно.

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьЭто известное мнение летчиков. Ничем не подтвержденное, кроме эмоций.
Да уж какже! Тяжёлые аварийные ситуации вызванные отказом автоматики (и отсутствием ручного дублирования) хорошо известны, а вот вызванные ошибками операторов довольно редки. Вспоминаются в основном "переворот" Берегового и пара таранов Мира при ручном управлении.  

ЦитироватьРучные и автоматические режимы должны дополнять друг друга, а не отрицать.
И всётаки преподносить нашу заавтоматизированность как крупное достоинство не стоит.
Старый, а ты знаешь обо всех крупных ошибках экипажей в космосе? Я очень сильно в этом сомневаюсь.

Старый

ЦитироватьСтарый, а ты знаешь обо всех крупных ошибках экипажей в космосе? Я очень сильно в этом сомневаюсь.
Да. Все крупные ошибки становятся известны.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьСтарый, а ты знаешь обо всех крупных ошибках экипажей в космосе? Я очень сильно в этом сомневаюсь.
Да. Все крупные ошибки становятся известны.
У нас с тобой разные понятия о крупности ошибок :-)

Старый

ЦитироватьУ нас с тобой разные понятия о крупности ошибок :-)
Ну уж если говорить о мелких глюках автоматики то тогда лучше совсем молчать ибо это перманентное явление.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьУ нас с тобой разные понятия о крупности ошибок :-)
Ну уж если говорить о мелких глюках автоматики то тогда лучше совсем молчать ибо это перманентное явление.
Мы сейчас говорим об экипаже. Еще можно добавить работу персонала в ЦУПе, это тоже, своего рода, экипаж. Он активно управляет станцией и кораблями.

VK

Цитировать
ЦитироватьПочему - у нас? У них давным-давно Биг Джемини такой был.
Что значит "был". Химерические прожекты не в счёт!
Был - в смысле "был проект, доведенный до макета". Это был реальный конкурент Аполлону в околоземных полетах, и если бы не Шаттл, то вполне мог бы существовать в реале.

Но я не об этом. Я имел в виду, что концепция "стыковаться задом", как планируется на Клипере, не новая, и разрабатывалась еще в 60-е. И при этом не считалась каким-то извратом.

Старый

"Доведённый до макета..." :) В кружах юных техников любили делать макеты фотонных звездолётов... :)
 А концепция Клипера передрата 1:1 с Гермеса, как чтото мне подсказывает.
 Ну а стыковаться вроде всётаки предпочитают глядя в окно?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

ЦитироватьА концепция Клипера передрата 1:1 с Гермеса, как чтото мне подсказывает.

А с чего передрат Гермес? Тоже на что-то сильно-сильно похож...