Рассекреченные исторические документы на сайте Роскосмоса

Автор Дмитрий В., 12.09.2019 20:20:32

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитатаНовости
Новости
#РГАНТД#Памятная дата
27.08.2021 19:09
Совместная работа РГАНТД и Роскосмоса прошла конкурсный отбор на участие во II Всероссийском кинофестивале архивных фильмов
Телесюжет РГАНТД и телестудии Госкорпорации «Роскосмос» «100 лет со дня рождения Юрия Александровича Мозжорина» будет представлен жюри II Всероссийского кинофестиваля архивных фильмов «Российский хронограф».
В работе представлены краткая биография и профессиональный путь выдающегося деятеля в области ракетно-космической техники Юрия Александровича Мозжорина, возглавлявшего в течение трёх десятилетий (1961-1990) НИИ-88/ЦНИИмаш. В настоящее время ЦНИИмаш -- головное предприятие Госкорпорации «Роскосмос». Такой статус ЦНИИмаш обрёл, в первую очередь, благодаря плодотворной деятельности Юрия Александровича.
В телесюжете сделан на документальное наследие о деятельности Ю.А. Мозжорина, связанной с созданием советскими учёными сети командно-измерительных пунктов и Центра управления полётами (г. Королёв, Московская область), отражен его вклад в международное сотрудничество в космосе, а также социальные инициативы, в числе которых развитие программы молодёжного жилищного строительства.
Будучи Председателем специальной Межведомственной комиссии по отбору кино, фото и фонодокументов по истории ракетно-космической техники и космонавтики, Ю.А. Мозжорин внёс свой вклад в формирование фондов Российского государственного архива научно-технической документации.
II Всероссийский кинофестиваль архивных фильмов «Российский хронограф» состоится в октябре 2021 года в Екатеринбурге.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

-- Открывая архивы. Кто и как дает вторую жизнь историческим документам
https://www.roscosmos.ru/32693/
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru
"Известия": РКС раскрыли подробности лунной программы СССР


МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. "Российские космические системы" (РКС, входит в госкорпорацию Роскосмос) рассекретили данные о плане полета советского космического корабля на Луну. Об этом сообщила в пятницу газета "Известия" со ссылкой на отчет РКС.
В документе, который был подготовлен 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня - РКС), описано формирование принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну ракеты с экипажем из трех человек, отмечает газета. Более того, техника сама должна была изучить площадку и выбрать место для посадки.
В РКС добавили, что в полете должна была преобладать работа автономной системы, так как ее применение не ограничено сеансами видимости с Земли. Кроме того, в схеме полета с возвращением на Землю планировался взлет ракеты с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна - Земля и управляемым спуском на поверхность Земли, отмечается в отчете.
По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, лунный проект воплотить в жизнь было невозможно из-за отсутствия системы посадки. "Если в двигателестроении мы еще как-то могли конкурировать с американцами, то в части микроэлектроники и приборостроения СССР отставал катастрофически. Создать системы посадки, о которых говорится в документе, было невозможно", - цитирует газета Ионина.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

iz.ru
Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР
Ольга Коленцова


«Российские космические системы» рассекретили для «Известий» документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем подробно описана не только схема ракеты, но и система управления, которая должна была посадить корабль, а также вернуть его на Землю с тремя космонавтами. Эксперты изучили предоставленную информацию и рассказали, почему шансы воплотить этот проект в жизнь были небольшими. Главная проблема заключалась в том, что СССР не мог делать двигатели с достаточной тягой, способные выдержать необходимую нагрузку. Кроме того, эксперты усомнились в том, что специалисты в те времена смогли бы обеспечить посадку в автоматическом режиме, как это планировали советские инженеры. Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной.
 Скрытый текст:
На Луну и обратно
«Российские космические системы» (РКС) передали «Известиям» уникальный исторический документ, раскрывающий ранее неизвестные подробности истории освоения космоса. Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня -- РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек.
123
Фото: ТАСС
Исследование Луны.Панорама снята телефотометром, установленным по левому борту лунохода
-- Документ, который мы публикуем сегодня, -- это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое, -- подчеркнул заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров.
По планам специалистов НИИ-885, система управления лунного орбитального корабля должна была обеспечивать измерение параметров движения и выработку корректирующих команд в окололунном пространстве без использования наземных радиосредств. Проще говоря, техника сама должна была обследовать площадку и выбрать место для посадки.
По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. При этом основными инструментами должны были быть автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов.
Однако роль в лунной миссии должны были сыграть и люди -- как экипаж, так и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полета. Даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом. Полностью передача управления операторам на Земле была возможна, если бы речь пошла о спасении жизни экипажа лунного корабля.
В техническом отчете о работе системы судна также представлена подробная схема полета с возвращением на Землю.
123
Фото: ТАСС/Альберт Пушкарев
Космический корабль на стартовой площадке, СССР, 1976 год
На первом этапе предполагался вывод лунной ракетной системы, состоящей из четырех блоков орбитального корабля и опускаемой кабины, на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 км. Затем планировался разгон с этой орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника.
На обратном пути планировался взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна-Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.
Неподъемная ноша
«Известия» попросили инженеров и экспертов по космосу оценить материалы, найти достоинства и недостатки предложенной схемы и объяснить, почему не удалось воплотить план в жизнь.
Ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Натан Эйсмонт был участником этого проекта, носившего название Н1-Л3. Он сообщил, что по объективным характеристикам, например по отношению массы полезной нагрузки к стартовой массе, это была хорошая ракета. Ученый рассказал, что специалисты боролись за снижение каждого килограмма массы носителя.
Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что этот проект воплотить в жизнь было заведомо невозможно. Эксперт предложил внимательно рассмотреть двигатель -- самый высокотехнологичный элемент ракеты, по сути, определяющий ее характеристики.
123
Фото: Общественное достояние
Ракета H-1
-- Американская ракета «Сатурн-5» выводила 140 т полезной нагрузки -- и то это был предел, -- отметил Андрей Ионин. -- Говорили, что посадочный модуль, садящийся на Луну, был настолько тонкий, что его едва ли не пальцем можно было проткнуть. Советская ракета H-1 для Луны вывозила только 100 т. Даже сейчас, при существующем уровне развития техники, сверхтяжелой ракеты, которая вывозит 100 т, недостаточно для полета на Луну.
Объясняется разница в массе полезной нагрузки просто. На первой ступени «Сатурна» стояло пять двигателей, а на ракете H-1 (стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 советской лунно-посадочной пилотируемой программы) СССР -- 30 двигателей. Проблема была в создании мощного мотора. В стране не было таких технологий, утверждает Андрей Ионин. В итоге стала большой стартовая масса, ухудшилась аэродинамика, возникли проблемы из-за вибрации двигателей, пояснил эксперт. Кроме того, в США для второй и третьей ступеней использовали в качестве топлива жидкий водород, в СССР же это было невозможно, добавил он.
-- Если в двигателестроении мы еще как-то могли конкурировать с американцами, то в части микроэлектроники и приборостроения СССР отставал катастрофически. Создать системы посадки, о которых говорится в документе, было невозможно, -- уверен Андрей Ионин.
Больше реализма
Что касается нынешней ситуации по лунной программе, Натан Эйсмонт считает, что она улучшилась. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро. Это были буквально неподъемные финансовые траты для страны, считает эксперт.
-- Россией было принято решение не следовать тем путем, то есть не создавать один сверхтяжелый носитель для полета на Луну. Дело не только в том, что это дорого, дело еще в том, что кроме лунного проекта эти носители ни для чего не нужны. А вот, скажем, тяжелый носитель «Протон» уже используют несколько десятилетий. Вообще нынешняя идея отправить экипаж на Луну с помощью собираемой на орбите связки аппаратов выглядит более удачным решением, -- отметил Натан Эйсмонт.
Пуск ракеты-носителя «Протон-М»
Пуск ракеты-носителя «Протон-М»
Фото: РИА Новости/Пресс-служба ГК «Роскосмос»
Пожелавший остаться неназванным источник «Известий» из ракетно-космической отрасли согласился, что сейчас делать носитель, как задумывали в СССР, смысла нет.
-- Нынешняя схема такова: сначала запускается лунный корабль, потом пилотируемый транспортный корабль, они стыкуются и летят к Луне, -- пояснил собеседник. -- Каждый из аппаратов весит примерно по 115-120 т. Это позволит отправить на спутник Земли четырех космонавтов на две недели. Советский носитель отправил бы только на несколько дней. Стоит отметить, что сейчас Луну пора изучать более основательно, поэтому лететь туда на пару дней смысла нет.
Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

VV

ЦитатаТакже эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
А уж по результатам - тем более. Сколько замечательных докладов уже сделано и ещё предстоит сделать на Совете по космосу РАН, российских и зарубежных конференциях!
Твёрдо стою на пути исправления

hlynin

Цитата: АниКей от 15.10.2021 08:16:37Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной.
Слеза прошибает от данного словотворчества. Действительно, что может быть реалистичней ежегодных обещаний и их так сказать, пролонгаций? Сбалансированность не вызывает сомнений - ни одной аварии в лунной программе за 30 лет! А скоко денег удалось сберечь по сравнению с расточительно-аварийным СССР!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#РКС#История#Луна#Архивы
15.10.2021 12:52
Как в СССР готовились к пилотируемому полету на Луну
Уникальные исторические документы, раскрывающие ранее неизвестные подробности истории освоения космоса, продолжает публиковать холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Сегодня на сайте компании размещена электронная версия документа 1965 года «Автономная радиоэлектронная система управления объектом НI-Л3 (АРСУ)» с концепцией управления лунного орбитального корабля (АРСУ-ЛОК).
Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня -- РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек. Этот проект так и не был реализован. Тем не менее документ имеет историческое значение, а также представляет интерес с точки зрения понимания подходов к созданию новой технологии межпланетного перелета.
Заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям РКС Евгений Нестеров: «Мы в компании с большим уважением и интересом относимся к истории отрасли и тому бесценному инженерно-техническому наследию, которое хранится в наших архивах. Документ, который мы публикуем сегодня, -- это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое».
В настоящее время ряд стран, в том числе Россия, Китай и США имеют свои программы по освоению Луны. Интерес человечества к спутнику Земли связан прежде всего с тем, что там обнаружены уникальные районы, обладающие благоприятными условиями для возможного строительства лунных баз. В России реализация лунной программы будет проходить в несколько этапов до 2040 года.
Специалисты РКС в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан комплекс средств дальней космической связи, который успешно работает в рамках проекта ExoMars. Одновременно инженеры холдинга постоянно повышают возможности и совершенствуют технологии производства бортовых систем телеметрии, которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению Луны.
Подробности подготовки полета на Луну и лунном орбитальном корабле -- в новой публикации «Из архивов РКС». Ранее были опубликованы исторические материалы о «Луноходе-1» и «Луноходе-2».
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей


Технический отчет -- Автономная Радиоэлектронная Система Управления Объектом (АРСУ) Лунный Орбитальный Корабль (ЛОК)
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

vm.ru

Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
Екатерина Головина



В отделе ин- формационного обеспечения ТАСС, где собраны данные по раз- личным отраслям знаний за несколь- ко десятилетий, фото 1989 года / Жигайлов Алексей / Фотохроника ТАС
Хорошо забытое старое часто оборачивается для производителей миллионными убытками. А забывать в этом веке мы стали так интенсивно, что даже породили новую область деятельности -- инженерную археологию.
В конце октября инженеры из Саутгемптонского университета анонсировали уникальный метод записи информации -- на... CD. На компакт-диске из кварцевого стекла лазер создает объемные нанокристаллы, размер, ориентация и положение которых вместе с силой и поляризацией светового импульса дают пять «измерений», где можно закодировать данные. По словам создателей девайса, на одну болванку можно записать до 500 терабайт данных, причем с рекордной скоростью.
Главное достоинство накопителей (помимо емкости) -- в их супернадежности: они стойко держат температуру до 1000 градусов и даже в относительном пекле (+190 градусов С) смогут хранить данные 14 миллиардов лет -- больше, чем существует Вселенная. Если, конечно (добавим мы от себя), за это время кто-нибудь не шарахнет по диску чем-нибудь тяжелым -- кварцевое стекло, как известно, вещь не самая антивандальная.
К чему мы это? А к тому, что цифровой век, пришедший на смену бумажным тысячелетиям, уже на нашей с вами памяти жонглировал носителями, как лихой циркач -- мячиками: перфокарты, микрофильмы, магнитные ленты, дискеты 8-дюймовые, дискеты 5-дюймовые, флоппи-диски, CD и DVD, флешки и SSD... А им уже наступают на пятки носители с магниторезистивной и ДНК-памятью... Уже сейчас найти устройство, способное прочитать информацию, записанную на магнитной ленте (не говоря уж о перфокартах), -- тот еще квест. А ведь там может оказаться информация поистине уникальная, а то и бесценная. Добавьте к этому организационную чехарду, которая то и дело сотрясает современные предприятия (переезды, поглощения, реорганизации...), и вы поймете, насколько короткой памятью обладает нынешний индустриальный мир.
Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
5D-носитель из кварцевого стекла, претендующий на звание надежного хранителя информации, на деле оказывается не таким уж и надежным / Фото: University of Southampton
Несколько лет назад в интернете активно постили документальный рассказ инженера из США о попытке восстановить эту память в рамках одного конкретного завода. Построенный в начале 1980-х, он тихо-мирно выдавал на-гора какие-то нужные в госхозяйстве полимеры, пока, спустя почти 40 лет, руководство не решило его модернизировать -- улучшить производственный процесс, перестроить парочку цехов... Затык объявился там, где не ждали -- внезапно оказалось, что компания абсолютно забыла, как этот завод работает. То есть где на конкретном станке жать на какую кнопку, персонал еще был в курсе. И как осуществлять плановое ТО этих станков -- тоже. Но вот что за магия происходит внутри них, компания абсолютно не понимала. Более того, оказалось, что никто не знает, как завод был построен и почему именно так, а не иначе. Для чего, скажем, нужен был простаивающий чан в цехе А? И зачем цеха Б и В соединены трубопроводом? И почему у труб именно этот диаметр?
Проектировала предприятие контора, которой уже нет. Строила -- другая, тоже приказавшая долго жить. За указанные десятилетия заводской офис несколько раз менял место дислокации, сама компания растворилась в более крупной корпорации, что повлекло за собой полную перестройку отделов, перетасовку кадров и чехарду в документации. Да еще и документы хранились то на одних носителях, то на других, а то и вовсе терялись и гибли пачками. А те, что можно прочитать, оказались написаны языком, непонятным молодым инженерам. Они даже нашли старые учебники и попытались заново освоить технологии 40-летней давности, но шло все со скрипом: «Некоторые из методик и форм записи давно устарели. Даже там, где официально ничего не изменилось, все равно изменилось многое, потому что изменился сам критерий того, что необходимо задокументировать, а что можно не писать, потому что каждый образованный человек и так это знает...»
В общем, там еще было много интересного -- и изобильные детективные коллизии, и активное расшибание лбов о каменные стены... В итоге индустриальные археологи вышли на автора текста -- заводского инженера на пенсии, который когда-то в обход отдела безопасности накопировал для себя всю нужную служебную документацию (дабы не тратить на получение допусков драгоценное время). Эти старые синьки и ликвидировали в итоге тотальную коллективную амнезию и закрыли все «как?», «зачем?» и «почему?»
-- Во всем мире проблема обрыва технической связи между поколениями стоит очень остро, -- считает историк науки Сергей Александров. -- И мы не исключение. Например, в начале 1970-х годов было принято постановление о создании Архива тогда космической, а сейчас научно-технической документации, по которому все предприятия ракетно-космической отрасли должны были передавать туда копии всей своей научно-технической документации. И на протяжении остававшейся советской истории это было выполнено ровно один раз -- в архив ушел полный комплект документов по программе « Союз» -- «Аполлон». Во всех остальных случаях предприятия на это дружно забивали. Возможно, потому, что эта документация имела гриф секретности, а его снятие -- та еще головная боль. В итоге последующие после перестройки лихие времена уничтожили очень многие ценные для истории техники документы. Например, в 1992 году в ЦНИИмаше огромный объем отчетов по НИР за 1960-е годы был уничтожен, потому что хранить было негде, а рассекречивать долго, некому и лень.
Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
Заведующая фототекой Фотохроники ТАСС Надежда Орлова (слева) на летучке со своими сотрудниками / Фото: ТАСС
Примеров подобной безалаберности -- не счесть. Их, например, в изобилии можно найти на профильных ресурсах, где люди вспоминают, как оцифровывали кучи полуистлевших записок (салфетки в пятнах кетчупа, слепые копии под 5-ю копирку, торопливые заметки в блокноте главного инженера...), гордо именуемых архивом. Или как находили во время ремонта идущие непонятно откуда кабели под напряжением, не указанные ни в одном плане. Или как за вечно пьяненьким сторожем приезжали на стройку денди на мерсах и умоляли починить подшипник, который тот в бытность свою заводским наладчиком чинил за шесть секунд, а сейчас нанятые специалисты не могут уже неделю...
Но часто вина лежит не только на людях, но и на самом техническом прогрессе, уверен наш эксперт:
-- Веками наше техническое окружение менялось очень медленно. Например, Анна Каренина бросилась под паровоз во второй половине XIX века, и знаменитую 50-мегатонную царь-бомбу, юбилей которой мы отмечали недавно, везли из Сарова на Кольский в 1961-м тоже на паровозе. То есть как минимум три поколения людей имели дело с паровозами. А тут на протяжении всего лишь одного поколения сменился целый калейдоскоп техники: шутка ли -- от табуляторов на перфокартах до ДНК-накопителей! Многие руководители, думаю, просто не могли предвидеть всех этих кардинальных перемен в мире и того, что дети будут разговаривать на совершенно другом техническом языке, чем родители.
Это непонимание, увы, оборачивается не только нарушением преемственности, но и лишними тратами времени и денег. Летом этого года Роскосмос с помпой отметил стыковку с МКС модуля «Наука» -- первого российского модуля за 11 лет.
-- Его основа проектировалась в конце 1960-х, -- рассказывает историк. -- Там было заложено крайне много интересного -- начиная от металла с определенными пластичными свойствами, который уже не выплавляют, и заканчивая золотыми руками сборщиков. «Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом. И когда в 2013-м все же решили, что ему лететь, оказалось, что находится он не в лучшей форме. Все оставшееся время его долго и муторно доводили до ума. Хотя создали в свое время за три с лишним года. Вроде бы, чего проще -- взять старые чертежи, собрать быстро такой же и отправить на орбиту. Но, увы, нет уже ни оборудования, на котором его можно сделать (да и чертежей, по которым это оборудование реально воссоздать), ни рук, способных на это (там пайка сложнейшая, филигранная просто, этот модуль действительно рукотворное чудо!), ни исчерпывающей документации. По идее, в бумагах на такие объекты должно отражаться все, но этого не происходит, в том числе и потому, что у высококвалифицированного рабочего, знающего себе цену, нет мотивации плодить конкурентов. Поэтому многие нюансы и тонкости своей работы он предпочитает в документации не отражать. Ну а дальше -- проходит десятилетие, другое, все мы смертны, и вот уже секрет потерян...
Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
Стыковка лабораторного модуля «Наука» с МКС в июле 2021-го, которая, будь его хозяева прозорливее, могла произойти много раньше / Фото: Пресс-служба ГК «Роскосмос» / ТАСС
Как же спасти цивилизацию от амнезии? А то ведь, не ровен час, окажется как с унылым Средневековьем, где и про канализацию античную забыли, и про приличные дороги, и про то, что Земля совсем не плоская... Оно нам надо -- заново колесо изобретать?
-- Во-первых, ужесточить требования по хранению информации на промпредприятиях, -- перечисляет пункты спасения историк науки. -- Хотя бы силами Ростехнадзора. Во-вторых, приобщать публику к истории техники, чтобы люди понимали, что в не совсем уж дикие времена жили их предки. В-третьих, неплохо было бы ввести курс инженерной археологии в технических вузах. В-четвертых -- надо трансформировать систему воспитания так, чтобы у людей появилось понимание, что не они на этом свете первые и не они последние. Потому что очень многие живут по принципу «После нас -- хоть потоп» и демонстрируют неспособность думать на перспективу (максимум -- лет на 5-10). Это касается и подготовки всякого рода эффективных менеджеров. Потому что в случае с серьезными объектами -- котельными, электростанциями, гидросооружениями -- эта философия чревата. Скажем, у нас по одной только Волге куча плотин, построенных лет 60-80 назад, и последние 30 лет обслуживались они сильно не так, как надо бы. С документацией там тоже все непросто. Ведь когда плотины возводили, это было единое хозяйство, а теперь там хозяев выше крыши, и не всегда они знают, где какая бумага лежит. Да и бумаги писались во времена, когда какие-то вещи принимались по умолчанию, а сейчас уже забыты, но в случае аварии могут аукнуться не только материальными, но и человеческими потерями.
Так что техническая преемственность -- это тот контур безопасности цивилизации, которого, к сожалению, у нас пока нет, но необходимость в котором ощущается все сильнее.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Iv-v

Цитата«Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом.
Да,  я помню. Стоял модуль между павильонами.

Но неужели это реально была "Наука"  а не макет?

Цитата: Iv-v от 14.11.2021 17:25:11
Цитата: undefined«Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом.
Да,  я помню. Стоял модуль между павильонами.

Но неужели это реально была "Наука"  а не макет?
Если это так, то тех, кто ее возродил и довел до полета надо не ругать, а памятник ставить. Снимаю шляпу.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

algol5720

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 24.11.2021 23:14:03
Цитата: Iv-v от 14.11.2021 17:25:11
Цитата: undefined«Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом.
Да,  я помню. Стоял модуль между павильонами.

Но неужели это реально была "Наука"  а не макет?
Если это так, то тех, кто ее возродил и довел до полета надо не ругать, а памятник ставить. Снимаю шляпу.
Согласен. Жаль только шляпы нет,ушла на свалку истории... ::)