Рассекреченные исторические документы на сайте Роскосмоса

Автор Дмитрий В., 12.09.2019 20:20:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьНовости
Новости
#РГАНТД#Памятная дата
27.08.2021 19:09
Совместная работа РГАНТД и Роскосмоса прошла конкурсный отбор на участие во II Всероссийском кинофестивале архивных фильмов
Телесюжет РГАНТД и телестудии Госкорпорации «Роскосмос» «100 лет со дня рождения Юрия Александровича Мозжорина» будет представлен жюри II Всероссийского кинофестиваля архивных фильмов «Российский хронограф».
В работе представлены краткая биография и профессиональный путь выдающегося деятеля в области ракетно-космической техники Юрия Александровича Мозжорина, возглавлявшего в течение трёх десятилетий (1961-1990) НИИ-88/ЦНИИмаш. В настоящее время ЦНИИмаш — головное предприятие Госкорпорации «Роскосмос». Такой статус ЦНИИмаш обрёл, в первую очередь, благодаря плодотворной деятельности Юрия Александровича.
В телесюжете сделан на документальное наследие о деятельности Ю.А. Мозжорина, связанной с созданием советскими учёными сети командно-измерительных пунктов и Центра управления полётами (г. Королёв, Московская область), отражен его вклад в международное сотрудничество в космосе, а также социальные инициативы, в числе которых развитие программы молодёжного жилищного строительства.
Будучи Председателем специальной Межведомственной комиссии по отбору кино, фото и фонодокументов по истории ракетно-космической техники и космонавтики, Ю.А. Мозжорин внёс свой вклад в формирование фондов Российского государственного архива научно-технической документации.
II Всероссийский кинофестиваль архивных фильмов «Российский хронограф» состоится в октябре 2021 года в Екатеринбурге.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

— Открывая архивы. Кто и как дает вторую жизнь историческим документам
https://www.roscosmos.ru/32693/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru
"Известия": РКС раскрыли подробности лунной программы СССР


МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. "Российские космические системы" (РКС, входит в госкорпорацию Роскосмос) рассекретили данные о плане полета советского космического корабля на Луну. Об этом сообщила в пятницу газета "Известия" со ссылкой на отчет РКС.
В документе, который был подготовлен 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня - РКС), описано формирование принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну ракеты с экипажем из трех человек, отмечает газета. Более того, техника сама должна была изучить площадку и выбрать место для посадки.
В РКС добавили, что в полете должна была преобладать работа автономной системы, так как ее применение не ограничено сеансами видимости с Земли. Кроме того, в схеме полета с возвращением на Землю планировался взлет ракеты с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна - Земля и управляемым спуском на поверхность Земли, отмечается в отчете.
По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, лунный проект воплотить в жизнь было невозможно из-за отсутствия системы посадки. "Если в двигателестроении мы еще как-то могли конкурировать с американцами, то в части микроэлектроники и приборостроения СССР отставал катастрофически. Создать системы посадки, о которых говорится в документе, было невозможно", - цитирует газета Ионина.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

iz.ru
Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР
Ольга Коленцова


«Российские космические системы» рассекретили для «Известий» документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем подробно описана не только схема ракеты, но и система управления, которая должна была посадить корабль, а также вернуть его на Землю с тремя космонавтами. Эксперты изучили предоставленную информацию и рассказали, почему шансы воплотить этот проект в жизнь были небольшими. Главная проблема заключалась в том, что СССР не мог делать двигатели с достаточной тягой, способные выдержать необходимую нагрузку. Кроме того, эксперты усомнились в том, что специалисты в те времена смогли бы обеспечить посадку в автоматическом режиме, как это планировали советские инженеры. Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной.
Спойлер
На Луну и обратно
«Российские космические системы» (РКС) передали «Известиям» уникальный исторический документ, раскрывающий ранее неизвестные подробности истории освоения космоса. Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня — РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек.
123
Фото: ТАСС
Исследование Луны.Панорама снята телефотометром, установленным по левому борту лунохода
— Документ, который мы публикуем сегодня, — это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое, — подчеркнул заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров.
По планам специалистов НИИ-885, система управления лунного орбитального корабля должна была обеспечивать измерение параметров движения и выработку корректирующих команд в окололунном пространстве без использования наземных радиосредств. Проще говоря, техника сама должна была обследовать площадку и выбрать место для посадки.
По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. При этом основными инструментами должны были быть автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов.
Однако роль в лунной миссии должны были сыграть и люди — как экипаж, так и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полета. Даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом. Полностью передача управления операторам на Земле была возможна, если бы речь пошла о спасении жизни экипажа лунного корабля.
В техническом отчете о работе системы судна также представлена подробная схема полета с возвращением на Землю.
123
Фото: ТАСС/Альберт Пушкарев
Космический корабль на стартовой площадке, СССР, 1976 год
На первом этапе предполагался вывод лунной ракетной системы, состоящей из четырех блоков орбитального корабля и опускаемой кабины, на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 км. Затем планировался разгон с этой орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника.
На обратном пути планировался взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна–Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.
Неподъемная ноша
«Известия» попросили инженеров и экспертов по космосу оценить материалы, найти достоинства и недостатки предложенной схемы и объяснить, почему не удалось воплотить план в жизнь.
Ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Натан Эйсмонт был участником этого проекта, носившего название Н1-Л3. Он сообщил, что по объективным характеристикам, например по отношению массы полезной нагрузки к стартовой массе, это была хорошая ракета. Ученый рассказал, что специалисты боролись за снижение каждого килограмма массы носителя.
Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что этот проект воплотить в жизнь было заведомо невозможно. Эксперт предложил внимательно рассмотреть двигатель — самый высокотехнологичный элемент ракеты, по сути, определяющий ее характеристики.
123
Фото: Общественное достояние
Ракета H-1
— Американская ракета «Сатурн-5» выводила 140 т полезной нагрузки — и то это был предел, — отметил Андрей Ионин. — Говорили, что посадочный модуль, садящийся на Луну, был настолько тонкий, что его едва ли не пальцем можно было проткнуть. Советская ракета H-1 для Луны вывозила только 100 т. Даже сейчас, при существующем уровне развития техники, сверхтяжелой ракеты, которая вывозит 100 т, недостаточно для полета на Луну.
Объясняется разница в массе полезной нагрузки просто. На первой ступени «Сатурна» стояло пять двигателей, а на ракете H-1 (стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 советской лунно-посадочной пилотируемой программы) СССР — 30 двигателей. Проблема была в создании мощного мотора. В стране не было таких технологий, утверждает Андрей Ионин. В итоге стала большой стартовая масса, ухудшилась аэродинамика, возникли проблемы из-за вибрации двигателей, пояснил эксперт. Кроме того, в США для второй и третьей ступеней использовали в качестве топлива жидкий водород, в СССР же это было невозможно, добавил он.
Если в двигателестроении мы еще как-то могли конкурировать с американцами, то в части микроэлектроники и приборостроения СССР отставал катастрофически. Создать системы посадки, о которых говорится в документе, было невозможно, — уверен Андрей Ионин.
Больше реализма
Что касается нынешней ситуации по лунной программе, Натан Эйсмонт считает, что она улучшилась. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро. Это были буквально неподъемные финансовые траты для страны, считает эксперт.
Россией было принято решение не следовать тем путем, то есть не создавать один сверхтяжелый носитель для полета на Луну. Дело не только в том, что это дорого, дело еще в том, что кроме лунного проекта эти носители ни для чего не нужны. А вот, скажем, тяжелый носитель «Протон» уже используют несколько десятилетий. Вообще нынешняя идея отправить экипаж на Луну с помощью собираемой на орбите связки аппаратов выглядит более удачным решением, — отметил Натан Эйсмонт.
Пуск ракеты-носителя «Протон-М»
Пуск ракеты-носителя «Протон-М»
Фото: РИА Новости/Пресс-служба ГК «Роскосмос»
Пожелавший остаться неназванным источник «Известий» из ракетно-космической отрасли согласился, что сейчас делать носитель, как задумывали в СССР, смысла нет.
Нынешняя схема такова: сначала запускается лунный корабль, потом пилотируемый транспортный корабль, они стыкуются и летят к Луне, — пояснил собеседник. — Каждый из аппаратов весит примерно по 115–120 т. Это позволит отправить на спутник Земли четырех космонавтов на две недели. Советский носитель отправил бы только на несколько дней. Стоит отметить, что сейчас Луну пора изучать более основательно, поэтому лететь туда на пару дней смысла нет.
Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

ЦитироватьТакже эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
А уж по результатам - тем более. Сколько замечательных докладов уже сделано и ещё предстоит сделать на Совете по космосу РАН, российских и зарубежных конференциях!
Пропитый день обмену и возврату не подлежит

hlynin

Цитата: АниКей от 15.10.2021 08:16:37Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной.
Слеза прошибает от данного словотворчества. Действительно, что может быть реалистичней ежегодных обещаний и их так сказать, пролонгаций? Сбалансированность не вызывает сомнений - ни одной аварии в лунной программе за 30 лет! А скоко денег удалось сберечь по сравнению с расточительно-аварийным СССР!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#РКС#История#Луна#Архивы
15.10.2021 12:52
Как в СССР готовились к пилотируемому полету на Луну
Уникальные исторические документы, раскрывающие ранее неизвестные подробности истории освоения космоса, продолжает публиковать холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Сегодня на сайте компании размещена электронная версия документа 1965 года «Автономная радиоэлектронная система управления объектом НI-Л3 (АРСУ)» с концепцией управления лунного орбитального корабля (АРСУ-ЛОК).
Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня — РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек. Этот проект так и не был реализован. Тем не менее документ имеет историческое значение, а также представляет интерес с точки зрения понимания подходов к созданию новой технологии межпланетного перелета.
Заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям РКС Евгений Нестеров: «Мы в компании с большим уважением и интересом относимся к истории отрасли и тому бесценному инженерно-техническому наследию, которое хранится в наших архивах. Документ, который мы публикуем сегодня, — это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое».
В настоящее время ряд стран, в том числе Россия, Китай и США имеют свои программы по освоению Луны. Интерес человечества к спутнику Земли связан прежде всего с тем, что там обнаружены уникальные районы, обладающие благоприятными условиями для возможного строительства лунных баз. В России реализация лунной программы будет проходить в несколько этапов до 2040 года.
Специалисты РКС в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан комплекс средств дальней космической связи, который успешно работает в рамках проекта ExoMars. Одновременно инженеры холдинга постоянно повышают возможности и совершенствуют технологии производства бортовых систем телеметрии, которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению Луны.
Подробности подготовки полета на Луну и лунном орбитальном корабле — в новой публикации «Из архивов РКС». Ранее были опубликованы исторические материалы о «Луноходе-1» и «Луноходе-2».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Технический отчет — Автономная Радиоэлектронная Система Управления Объектом (АРСУ) Лунный Орбитальный Корабль (ЛОК)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

vm.ru

Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
Екатерина Головина



В отделе ин- формационного обеспечения ТАСС, где собраны данные по раз- личным отраслям знаний за несколь- ко десятилетий, фото 1989 года / Жигайлов Алексей / Фотохроника ТАС
Хорошо забытое старое часто оборачивается для производителей миллионными убытками. А забывать в этом веке мы стали так интенсивно, что даже породили новую область деятельности инженерную археологию.
В конце октября инженеры из Саутгемптонского университета анонсировали уникальный метод записи информации — на... CD. На компакт-диске из кварцевого стекла лазер создает объемные нанокристаллы, размер, ориентация и положение которых вместе с силой и поляризацией светового импульса дают пять «измерений», где можно закодировать данные. По словам создателей девайса, на одну болванку можно записать до 500 терабайт данных, причем с рекордной скоростью.
Главное достоинство накопителей (помимо емкости) — в их супернадежности: они стойко держат температуру до 1000 градусов и даже в относительном пекле (+190 градусов С) смогут хранить данные 14 миллиардов лет — больше, чем существует Вселенная. Если, конечно (добавим мы от себя), за это время кто-нибудь не шарахнет по диску чем-нибудь тяжелым — кварцевое стекло, как известно, вещь не самая антивандальная.
К чему мы это? А к тому, что цифровой век, пришедший на смену бумажным тысячелетиям, уже на нашей с вами памяти жонглировал носителями, как лихой циркач — мячиками: перфокарты, микрофильмы, магнитные ленты, дискеты 8-дюймовые, дискеты 5-дюймовые, флоппи-диски, CD и DVD, флешки и SSD... А им уже наступают на пятки носители с магниторезистивной и ДНК-памятью... Уже сейчас найти устройство, способное прочитать информацию, записанную на магнитной ленте (не говоря уж о перфокартах), — тот еще квест. А ведь там может оказаться информация поистине уникальная, а то и бесценная. Добавьте к этому организационную чехарду, которая то и дело сотрясает современные предприятия (переезды, поглощения, реорганизации...), и вы поймете, насколько короткой памятью обладает нынешний индустриальный мир.
Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
5D-носитель из кварцевого стекла, претендующий на звание надежного хранителя информации, на деле оказывается не таким уж и надежным / Фото: University of Southampton
Несколько лет назад в интернете активно постили документальный рассказ инженера из США о попытке восстановить эту память в рамках одного конкретного завода. Построенный в начале 1980-х, он тихо-мирно выдавал на-гора какие-то нужные в госхозяйстве полимеры, пока, спустя почти 40 лет, руководство не решило его модернизировать — улучшить производственный процесс, перестроить парочку цехов... Затык объявился там, где не ждали — внезапно оказалось, что компания абсолютно забыла, как этот завод работает. То есть где на конкретном станке жать на какую кнопку, персонал еще был в курсе. И как осуществлять плановое ТО этих станков — тоже. Но вот что за магия происходит внутри них, компания абсолютно не понимала. Более того, оказалось, что никто не знает, как завод был построен и почему именно так, а не иначе. Для чего, скажем, нужен был простаивающий чан в цехе А? И зачем цеха Б и В соединены трубопроводом? И почему у труб именно этот диаметр?
Проектировала предприятие контора, которой уже нет. Строила — другая, тоже приказавшая долго жить. За указанные десятилетия заводской офис несколько раз менял место дислокации, сама компания растворилась в более крупной корпорации, что повлекло за собой полную перестройку отделов, перетасовку кадров и чехарду в документации. Да еще и документы хранились то на одних носителях, то на других, а то и вовсе терялись и гибли пачками. А те, что можно прочитать, оказались написаны языком, непонятным молодым инженерам. Они даже нашли старые учебники и попытались заново освоить технологии 40-летней давности, но шло все со скрипом: «Некоторые из методик и форм записи давно устарели. Даже там, где официально ничего не изменилось, все равно изменилось многое, потому что изменился сам критерий того, что необходимо задокументировать, а что можно не писать, потому что каждый образованный человек и так это знает...»
В общем, там еще было много интересного — и изобильные детективные коллизии, и активное расшибание лбов о каменные стены... В итоге индустриальные археологи вышли на автора текста — заводского инженера на пенсии, который когда-то в обход отдела безопасности накопировал для себя всю нужную служебную документацию (дабы не тратить на получение допусков драгоценное время). Эти старые синьки и ликвидировали в итоге тотальную коллективную амнезию и закрыли все «как?», «зачем?» и «почему?»
— Во всем мире проблема обрыва технической связи между поколениями стоит очень остро, — считает историк науки Сергей Александров. — И мы не исключение. Например, в начале 1970-х годов было принято постановление о создании Архива тогда космической, а сейчас научно-технической документации, по которому все предприятия ракетно-космической отрасли должны были передавать туда копии всей своей научно-технической документации. И на протяжении остававшейся советской истории это было выполнено ровно один раз — в архив ушел полный комплект документов по программе « Союз» — «Аполлон». Во всех остальных случаях предприятия на это дружно забивали. Возможно, потому, что эта документация имела гриф секретности, а его снятие — та еще головная боль. В итоге последующие после перестройки лихие времена уничтожили очень многие ценные для истории техники документы. Например, в 1992 году в ЦНИИмаше огромный объем отчетов по НИР за 1960-е годы был уничтожен, потому что хранить было негде, а рассекречивать долго, некому и лень.
Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
Заведующая фототекой Фотохроники ТАСС Надежда Орлова (слева) на летучке со своими сотрудниками / Фото: ТАСС
Примеров подобной безалаберности — не счесть. Их, например, в изобилии можно найти на профильных ресурсах, где люди вспоминают, как оцифровывали кучи полуистлевших записок (салфетки в пятнах кетчупа, слепые копии под 5-ю копирку, торопливые заметки в блокноте главного инженера...), гордо именуемых архивом. Или как находили во время ремонта идущие непонятно откуда кабели под напряжением, не указанные ни в одном плане. Или как за вечно пьяненьким сторожем приезжали на стройку денди на мерсах и умоляли починить подшипник, который тот в бытность свою заводским наладчиком чинил за шесть секунд, а сейчас нанятые специалисты не могут уже неделю...
Но часто вина лежит не только на людях, но и на самом техническом прогрессе, уверен наш эксперт:
— Веками наше техническое окружение менялось очень медленно. Например, Анна Каренина бросилась под паровоз во второй половине XIX века, и знаменитую 50-мегатонную царь-бомбу, юбилей которой мы отмечали недавно, везли из Сарова на Кольский в 1961-м тоже на паровозе. То есть как минимум три поколения людей имели дело с паровозами. А тут на протяжении всего лишь одного поколения сменился целый калейдоскоп техники: шутка ли — от табуляторов на перфокартах до ДНК-накопителей! Многие руководители, думаю, просто не могли предвидеть всех этих кардинальных перемен в мире и того, что дети будут разговаривать на совершенно другом техническом языке, чем родители.
Это непонимание, увы, оборачивается не только нарушением преемственности, но и лишними тратами времени и денег. Летом этого года Роскосмос с помпой отметил стыковку с МКС модуля «Наука» — первого российского модуля за 11 лет.
— Его основа проектировалась в конце 1960-х, — рассказывает историк. — Там было заложено крайне много интересного — начиная от металла с определенными пластичными свойствами, который уже не выплавляют, и заканчивая золотыми руками сборщиков. «Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом. И когда в 2013-м все же решили, что ему лететь, оказалось, что находится он не в лучшей форме. Все оставшееся время его долго и муторно доводили до ума. Хотя создали в свое время за три с лишним года. Вроде бы, чего проще — взять старые чертежи, собрать быстро такой же и отправить на орбиту. Но, увы, нет уже ни оборудования, на котором его можно сделать (да и чертежей, по которым это оборудование реально воссоздать), ни рук, способных на это (там пайка сложнейшая, филигранная просто, этот модуль действительно рукотворное чудо!), ни исчерпывающей документации. По идее, в бумагах на такие объекты должно отражаться все, но этого не происходит, в том числе и потому, что у высококвалифицированного рабочего, знающего себе цену, нет мотивации плодить конкурентов. Поэтому многие нюансы и тонкости своей работы он предпочитает в документации не отражать. Ну а дальше — проходит десятилетие, другое, все мы смертны, и вот уже секрет потерян...
Хранить вечно: как спасти цивилизацию от амнезии
Стыковка лабораторного модуля «Наука» с МКС в июле 2021-го, которая, будь его хозяева прозорливее, могла произойти много раньше / Фото: Пресс-служба ГК «Роскосмос» / ТАСС
Как же спасти цивилизацию от амнезии? А то ведь, не ровен час, окажется как с унылым Средневековьем, где и про канализацию античную забыли, и про приличные дороги, и про то, что Земля совсем не плоская... Оно нам надо — заново колесо изобретать?
— Во-первых, ужесточить требования по хранению информации на промпредприятиях, — перечисляет пункты спасения историк науки. — Хотя бы силами Ростехнадзора. Во-вторых, приобщать публику к истории техники, чтобы люди понимали, что в не совсем уж дикие времена жили их предки. В-третьих, неплохо было бы ввести курс инженерной археологии в технических вузах. В-четвертых — надо трансформировать систему воспитания так, чтобы у людей появилось понимание, что не они на этом свете первые и не они последние. Потому что очень многие живут по принципу «После нас — хоть потоп» и демонстрируют неспособность думать на перспективу (максимум — лет на 5–10). Это касается и подготовки всякого рода эффективных менеджеров. Потому что в случае с серьезными объектами — котельными, электростанциями, гидросооружениями — эта философия чревата. Скажем, у нас по одной только Волге куча плотин, построенных лет 60–80 назад, и последние 30 лет обслуживались они сильно не так, как надо бы. С документацией там тоже все непросто. Ведь когда плотины возводили, это было единое хозяйство, а теперь там хозяев выше крыши, и не всегда они знают, где какая бумага лежит. Да и бумаги писались во времена, когда какие-то вещи принимались по умолчанию, а сейчас уже забыты, но в случае аварии могут аукнуться не только материальными, но и человеческими потерями.
Так что техническая преемственность — это тот контур безопасности цивилизации, которого, к сожалению, у нас пока нет, но необходимость в котором ощущается все сильнее.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Iv-v

Цитировать«Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом.
Да,  я помню. Стоял модуль между павильонами.

Но неужели это реально была "Наука"  а не макет?
73!

Цитата: Iv-v от 14.11.2021 17:25:11
Цитата: undefined«Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом.
Да,  я помню. Стоял модуль между павильонами.

Но неужели это реально была "Наука"  а не макет?
Если это так, то тех, кто ее возродил и довел до полета надо не ругать, а памятник ставить. Снимаю шляпу.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

algol5720

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 24.11.2021 23:14:03
Цитата: Iv-v от 14.11.2021 17:25:11
Цитата: undefined«Наука» числилась в резерве, но о ее полете никто всерьез не говорил, и модуль таскали по выставкам и авиасалонам. Например, в конце 1990-х на одном из МАКСов он вообще стоял на улице под открытым небом.
Да,  я помню. Стоял модуль между павильонами.

Но неужели это реально была "Наука"  а не макет?
Если это так, то тех, кто ее возродил и довел до полета надо не ругать, а памятник ставить. Снимаю шляпу.
Согласен. Жаль только шляпы нет,ушла на свалку истории... ::)

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Архивы#Венера#НПО Лавочкина#РГАНТД
01.03.2022 09:00
Роскосмос впервые публикует рассекреченные документы миссии «Венера-13»
Спойлер
Спускаемый аппарат станции «Венера-13» в музее НПО Лавочкина Спускаемый аппарат станции «Венера-13» в музее НПО Лавочкина
Орбитальный (пролетный) аппарат станции «Венера-13» в Монтажно-испытательном корпусе (МИКе) Орбитальный (пролетный) аппарат станции «Венера-13» в Монтажно-испытательном корпусе (МИКе)
Посадочный аппарат станции «Венера-13» Посадочный аппарат станции «Венера-13»
Посадочный аппарат станции «Венера-13» Посадочный аппарат станции «Венера-13»
Грунтозаборное устройство станции «Венера-13» Грунтозаборное устройство станции «Венера-13»
Схема припланетного участка полёта АМС Схема припланетного участка полёта АМС
Зал управления полётом Координационно-вычислительного центра (КВЦ) (ныне – Центр управления полетами Центрального научно-исследовательского института машиностроения ЦУП ЦНИИмаш) Зал управления полётом Координационно-вычислительного центра (КВЦ) (ныне – Центр управления полетами Центрального научно-исследовательского института машиностроения ЦУП ЦНИИмаш)
Рабочий момент в КВЦ Рабочий момент в КВЦ
Изображение поверхности Венеры,  снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13» Изображение поверхности Венеры, снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13»
Изображение поверхности Венеры,  снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13» Изображение поверхности Венеры, снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13»
Изображение поверхности Венеры,  снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13» Изображение поверхности Венеры, снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13»
Изображение поверхности Венеры,  снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13» Изображение поверхности Венеры, снятое посадочным аппаратом станции «Венера-13»
Аверс вымпела, установленного на орбитальном (пролетном) аппарате станции «Венера-13» Аверс вымпела, установленного на орбитальном (пролетном) аппарате станции «Венера-13»
Реверс вымпела, установленного на орбитальном (пролетном) аппарате станции «Венера-13» Реверс вымпела, установленного на орбитальном (пролетном) аппарате станции «Венера-13»
Памятный знак, установленный на спускаемом аппарате станции «Венера-13» Памятный знак, установленный на спускаемом аппарате станции «Венера-13»
Участок поверхности Венеры, снятый посадочным аппаратом станции «Венера-13» Участок поверхности Венеры, снятый посадочным аппаратом станции «Венера-13»
Место посадки спускаемых аппаратов на карте Венеры Место посадки спускаемых аппаратов на карте Венеры
Устройство получения изображений, полученных со станцией «Венера-13» Устройство получения изображений, полученных со станцией «Венера-13»
Спускаемый аппарат станции «Венера-13» в музее НПО Лавочкина Спускаемый аппарат станции «Венера-13» в музее НПО Лавочкина
Орбитальный (пролетный) аппарат станции «Венера-13» в Монтажно-испытательном корпусе (МИКе) Орбитальный (пролетный) аппарат станции «Венера-13» в Монтажно-испытательном корпусе (МИКе)
[свернуть]


40 лет назад, 1 и 5 марта 1982 года, автоматические межпланетные станции «Венера-13» и «Венера-14» произвели мягкую посадку на поверхность Венеры в разных районах планеты и предоставили новые, ранее недоступные данные. Станции были разработаны в Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).
Цитата: undefinedСегодня Роскосмос публикует ряд рассекреченных документов о подготовке и выполнении этой программы.
Каждая космическая экспедиция на Венеру — это всегда новый этап исследований: ставятся новые эксперименты и совершенствуются проводившиеся ранее. Советскими учёными была создана целая серия аппаратов «Венера», которые открыли один из наиболее интересных миров в нашей Солнечной системе.
30 октября 1981 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон» стартовала станции «Венера-13». Отделение спускаемого аппарата от орбитального блока производилось за двое суток до подлёта к планете. 1 марта посадочный аппарат вошёл в атмосферу. Парашют раскрылся на высоте 62 км. Плавно опускаясь на парашюте в плотной атмосфере планеты, аппарат проводил научные измерения и передавал информацию на Землю. После прохождения облачного слоя, на высоте 47 км, парашют был отстрелен, и дальнейший спуск аппарата в течение часа осуществлялся с помощью жёсткого тормозного щитка. Посадочный аппарат совершил посадку на скорости 7,5 м/с, один раз подпрыгнул и пришёл в состояние покоя в точке с координатами 7,55° ю. ш. и 303,69° в. д.
Через пять дней, 4 ноября, к планете устремилась станция-близнец «Венера-14», посадочный аппарат которой таким же образом вошёл в атмосферу 5 марта. Он на той же скорости коснулся поверхности в точке с координатами 13,055° ю. ш. и 310,19° в. д., что на 1000 км юго-западнее от места посадки «Венеры-13». Таким образом, межпланетные станции достигли Венеры на 122 и 121 сутки полёта соответственно.
Многие из приборов, установленных на станциях, ранее уже применялись, но едкая атмосфера Венеры и жуткие условия на её поверхности требовали новаторских решений. Основные изменения коснулись посадочных аппаратов: на периферии кольца амортизатора была установлена «зубчатая корона», которая повысила устойчивость космических аппаратов и уменьшила жесткость посадки в ходе аэродинамического спуска. Такое решение также позволило разместить оборудование, которое повысило научную информативность эксперимента.
«Венера-13» и «Венера-14» стали первыми межпланетными станциями, оснащёнными микрофонами, которые зарегистрировали скорость ветра на поверхности, а также аэродинамический шум во время спуска, звуки посадки, звук отделения крышек объективов, шум бура и другие звуки, сопровождающие работу посадочного аппарата.
Станции «Венера-13» и «Венера-14» стали серьёзным успехом советской науки. Их научные эксперименты намного превзошли все предыдущие экспедиции на эту планету. При испытаниях было предусмотрено всё: перепады температур, большие перегрузки, вакуум, невесомость, вибрация, необычайный жар вокруг и давление, в сто раз превышающее земное. Благодаря этому «Венера-13» проработала на поверхности планеты 127 минут, «Венера-14» — 57 минут, что оказалось вчетверо и вдвое больше запланированных сроков соответственно. Таким образом, программы полётов «Венеры-13» и «Венеры-14» были реализованы успешно и в полном объёме.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

28.06.2022 Ювелирная работа советских инженеров Уникальные исторические документы, раскрывающие ранее неизвестные подробности освоения космоса, продолжает публиковать холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Сегодня на сайте компании Роскосмоса размещены электронные выдержки из 300-страничного документа 1962 года «Универсальная система определения орбиты глобальных ракет, искусственных спутников Земли и космических объектов».

Главная → Публикации → Новости
Новости
#РКС#Архивы
28.06.2022 10:49
Ювелирная работа советских инженеров
Уникальные исторические документы, раскрывающие ранее неизвестные подробности освоения космоса, продолжает публиковать холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Сегодня на сайте компании Роскосмоса размещены электронные выдержки из 300-страничного документа 1962 года «Универсальная система определения орбиты глобальных ракет, искусственных спутников Земли и космических объектов».
Подготовленный 60 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня — РКС) эскизный проект содержит подробную информацию, которая подтверждает возможность построения высокоточной универсальной радиотехнической системы для оперативного управления ракетами и космическими аппаратами. Авторы проекта считали, что новая бортовая аппаратура могла быть создана в короткий срок на базе существующих и отработанных принципов и технических решений.
Заместитель генерального директора — генеральный конструктор РКС по наземным системам и комплексам Владимир Денежкин: «Документ, который сегодня публикуется, наглядно показывает, как сложен процесс создания новых технологий. Это кропотливая работа, которая требует глубоких знаний в профессии, умения брать на себя ответственность, смотреть вперед, рисковать, предлагать и реализовывать самые смелые решения. Этот исторический опыт помогает молодым инженерам понять, как тяжело, методом проб и ошибок, даются победы в космосе. Удача в работе становится настоящей наградой, появляется чувство сопричастности к большому делу, осознание, что создаешь совершенно новое и уникальное, такое до тебя еще никто в мире не делал, и это может стать настоящим технологическим и научным прорывом».
4 октября 1957 года с помощью переоборудованной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в космос был выведен первый искусственный спутник Земли. Лидерство СССР в космосе стало вызовом для США, которые после создания атомной бомбы в 1945 году были уверены в своем военно-стратегическом преимуществе. По мнению советского и российского ученого-конструктора, одного из ближайших соратников С. П. Королёва, Бориса Чертока, «история второй половины XX века определяется ,,холодной войной" — военной и идеологической конфронтацией между двумя сверхдержавами».
Цитата: undefined«Атомные бомбы и баллистические ракеты дальнего действия создавались как основное оружие для третьей мировой войны. Однако они оказались эффективным средством ведения «холодной войны» и сдерживающим фактором для ее перехода в «горячую», — писал Б. Е. Черток в своих мемуарах «Ракеты и люди».
Советская космическая отрасль была активным участником этого процесса, работая как на оборону страны, так и развивая гражданский сегмент освоения космоса. На базе Р-7 были созданы следующие модификации ракет-носителей, которые использовались в космических запусках, в том числе пилотируемых — «Спутник», «Полет», «Луна», серия «Восток» и «Союз». Для контроля космической техники, становившейся все более совершенной и выполняющей все более сложные задачи, требовались новые системы управления.
Также с каждым годом в геометрической прогрессии увеличивалось число космических аппаратов. По мнению разработчиков, системы того времени уже не позволяли эффективно управлять объектами на орбите, поскольку имели серьезный недостаток — вели измерения параметров движения из нескольких пунктов. Это давало нужную точность, но требовало большого времени для измерений. Например, искусственные спутники Земли передавали информацию только после нескольких витков, а затем следовала длительная обработка данных в координационно-вычислительном центре.
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт: «Это наглядный пример того, когда результат достигался за счет применения концептуальных подходов и оригинальных решений. У Советского Союза было преимущество в двигателестроении, но отставание в электронике. Надежности удавалось добиваться за счет многократного резервирования систем, но за это приходилось расплачиваться увеличением размеров и массы аппаратуры. Учитывая эту особенность, чтобы добиться баланса в системах управления, разработчики приняли решение использовать в равной степени наземные системы и бортовую аппаратуру. Принципиально важен и тот момент, что спутник заранее выходил на связь и оперативно передавал информацию на наземные пункты, это позволяло получать данные значительно быстрее. По тем временам это было настоящим технологическим прорывом. Это и предопределило на долгие годы развитие технологии. Интересно, что по этой концепции создавались не только советские системы определения орбиты, но и большинство зарубежных».
В состав системы, согласно проекту, входил комплекс измерительных радиосредств, оборудование обработки данных и аппаратура программно-командной радиолинии. Наземные средства находились в одном измерительном пункте, что позволяло автономно и оперативно определять местоположение объекта, прогнозировать его дальнейшее движение. Главной задачей системы являлась передача экспресс-информации о параметрах орбиты и целеуказания для последующих сеансов связи с объектом. Технические ноу-хау позволяли оперативно определять и прогнозировать направление движения, выдавать разовые команды и контролировать техническое состояние бортовой аппаратуры и ее работу. Ориентировочный вес самой аппаратуры, по расчетам специалистов, не превышал 52 килограмм.
Заместитель начальника отделения разработки перспективной аппаратуры навигации РКС Рудольф Бакитько: «Радиосвязь с объектами и измерения движения должны были вестись на дальности до 2500 км при высоте полета от 150 до 1500 км. Работоспособность новой универсальной системы определения орбиты не нарушалась даже в случае потери объектом ориентации, и она в любой ситуации обеспечивала автоматическое вхождение в связь без дополнительных целеуказаний. Защитить канал информации от взлома рассчитывали с помощью новейших методов криптографии. Конечно, сегодня достигнутые показатели по объему переданной информации и количеству переданных команд выглядят незначительными, но тогда это было настоящим технологическим прорывом. Но самое важное, разработка позволяла получать данные со спутника на первом витке, что значительно ускорило передачу информации. Сделано это было за счет ювелирного совершенствования бортовой аппаратуры».
Первоначально система разрабатывалась с целью определения траекторий глобальных ракет при их полигонных испытаниях и орбит искусственных спутников Земли. Кроме того, планировалось использовать ее для точного прогнозирования движения дальних космических объектов, например, космического аппарата Л-1 при его облете Луны с последующим возвращением на Землю, а также при сборке объектов в космосе.
Несмотря на то, что проект так и не был реализован, все наработки были использованы при создании перспективной системы радиоуправления для вывода объектов в открытый космос. Предложенные в 1962 году технологии легли в основу радиотехнических систем, с помощью которых стыковали элементы первой в истории орбитальной станции «Салют» и которые используются до настоящего времени
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Роскосмос впервые публикует рассекреченные документы по станции «Венера-8»









Полвека назад, 22 июля 1972 года, спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции «Венера-8», созданной в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), совершил посадку на Венере, передав ученым данные о параметрах атмосферы планеты, уровне освещенности на ее поверхности и характере венерианских пород.
Роскосмос публикует часть рассекреченных документов о подготовке и проведении этого полета.
Запуск станции «Венера-8» был выполнен 27 марта 1972 года в 07:15:06 по московскому времени с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В ходе перелета к Утренней звезде 6 апреля траектория движения аппарата была скорректирована.
Станция достигла планеты 22 июля. Спускаемый аппарат отделился от орбитального, после чего в процессе аэродинамического торможения в атмосфере испытал перегрузки до 335 g и снизил скорость с 11,6 км/с до 250 м/с. На высоте примерно 55 км раскрылся парашют и со спускаемого аппарата началась передача информации. После 55 минут плавного спуска на парашюте в атмосфере аппарат, имея вертикальную скорость 8,3 м/с, в 12:28:40 по московскому времени выполнил посадку на освещенной стороне Венеры в точке с координатами 10° ю. ш. и 335° в. д.
Прием информации со спускаемого аппарата продолжался еще в течение 50 минут 11 секунд после посадки. Данные с научных приборов показали, что температура и давление атмосферы у поверхности в месте посадки «Венеры-8» составляли, соответственно, 470±8° С и 90±1,5 атмосферы, а освещенность поверхности при угле Солнца 5,5° — 350±150 люкс. При спуске на высотах около 46 и 33 км в атмосфере было зафиксировано объемное содержание аммиака 0,01—0,1 %, на высотах 50 и 0—11 км — скорость ветра, соответственно, 50—60 и 0—2 м/с. Был сделан вывод, что поверхностный слой планеты в районе места посадки аппарата достаточно рыхлый с плотностью грунта 1,4 г/см3, а сам грунт напоминал земные гранитные породы.
По сравнению с предыдущей станцией «Венера-7» орбитальный аппарат «Венеры-8» практически не претерпел изменений. Основные изменения затронули его спускаемый аппарат, среди которых — изготовление более тонкой стенки приборного отсека, установка амортизационного устройства и доработка антенно-фидерной системы.
 
 
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
 
 
29 апреля 1971 года
Выписка из протокола заседания коллегии
Министерства общего машиностроения № 14
 
Выписка из протокола обсуждения повестки дня заседания
коллегии министерства, в котором рассматривались перспективы
развития космических аппаратов для исследования планет Солнечной
системы, в том числе Венеры в 1972 году. Сообщается о планах
создания перспективных систем
22 марта 1972 года
Письмо директора ЦНИИ машиностроения Министерства общего машиностроения СССР председателю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР 
 
Представлено решение Государственной комиссии от 13 марта 1972 года по проведению пусков двух объектов В-72
14 марта 1972 года
Письмо руководителя Всесоюзного научно-исследовательского института по монтажным и специальным строительным работам Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР Н.А. Лобанова руководителю НИИ тепловых процессов В.Я. Лихушину, директору Института прикладной математики Академии наук СССР М.В. Келдышу и директору Института космических исследований АН СССР Г.Н. Петрову 
 
В письме сообщается о результатах испытаний основного парашюта объекта В-72 на термостенде. Обращается внимание на необходимость точной имитации газового состава атмосферы планеты для получения расчетных характеристик изделия
15 марта 1972 года
Письмо председателя Государственной комиссии А.Г. Мрыкина председателю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.В. Келдышу 
 
Представлены «Решение» и «Протокол» заседания Государственной комиссии по проведению летно-конструкторских испытаний ракетно-космического комплекса 8К78М-В-72
7 апреля 1972 года
Письмо директора НИИ ядерной физики МГУ С.Н. Вернова главному конструктору Завода имени С.А. Лавочкина С.С. Крюкову и ученому секретарю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.Я. Марову 
 
Представлены предложения по изучению радиационной обстановки на траектории движения спутника «Космос-482» — объекта В-72 № 671, запущенного 31 марта 1972 года и оставшегося на околоземной орбите из-за отказа разгонного блока
16 марта 1972 года
Письмо председателя экспертной комиссии Завода имени С.А. Лавочкина Б. Бункина председателю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.В. Келдышу 
 
Представлено заключение экспертной комиссии по объекту В-72 для исследования Венеры в 1972 году. Отмечается: «Технические решения, принятые при разработке объекта В-72 и его систем, правильны... Запланированный объем наземных испытаний по объекту... достаточен... Объект В-72 может быть допущен к ЛКИ...»
5 мая 1972 года
Письмо председателя Государственной комиссии А.Г. Мрыкина председателю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.В. Келдышу 
 
Представлено Решение по проведению летных испытаний ракетно-космического комплекса 8К78М-В-72 от 28 апреля 1972 года. Отмечается необходимость «продолжать работы с объектом В-72 № 670 [«Венера-8»] в соответствии с намеченным графиком», а также «произвести разделение спускаемого аппарата и орбитального отсека объекта В-72 № 671 [«Космос-482»], после чего дальнейшие работы с этим объектом прекратить»
10 июня 1972 года
Письмо директора НИИ ядерной физики МГУ С.Н. Вернова ученому секретарю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.Я. Марову и заместителю директора Института космических исследований АН СССР Г.С. Нариманову 
 
Представлена информация о приборах, установленных на станции для изучения корпускулярной радиации в межпланетном пространстве во время полета объекта В-72 № 670 («Венера-8»)
13 июня 1972 года
Письмо директора Геохимии и аналитической химии (ГеоХИ) имени В.И. Вернадского Академии наук СССР А.П. Виноградова ученому секретарю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР М.Я. Марову
 
Представлена информация о приборах, изготовленных ГеоХИ и установленных на объекте В-72 для определения интенсивности спектрального состава гамма-излучения пород, слагающих поверхность Венеры
18 июля 1972 года
Письмо ученого секретаря Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР М.Я. Марова председателю Государственной комиссии А.Г. Мрыкину и другим 
 
Представлена программа проведения научных экспериментов и отработки результатов экспериментов на объекте В-72 на всех участках полета
18 сентября 1972 года
Письмо и.о. директора Института космических исследований Академии наук СССР Ю.К. Ходарева ученому секретарю Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР М.Я. Марову 
 
Представлена информация, полученная в ходе обработки данных с объекта В-72 об альбедо Венеры
Март—июль 1972 года
Дело о научно-технических достижениях и рекордах, установленных автоматической межпланетной станцией «Венера-8» 
 
Копия дела, подготовленного Федерацией авиационного спорта СССР и представленного в Международную авиационную федерацию для фиксирования установленного мирового рекорда продолжительности активного существования станции на поверхности Венеры в соответствии с
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#РКС#Луна#Марс#Архивы
02.11.2022 11:05
Предприятие Роскосмоса опубликовало уникальный исторический документ о планах колонизации Луны и Марса



Холдинг «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») опубликовал уникальный исторический итоговый научно-технический отчет по теме «Галактика» 1969 года, в котором поднимается вопрос о развитии космической электроники, в том числе с целью создания беспилотных и пилотируемых кораблей для полетов на Луну и Марс и их возможной колонизации.
В подготовленном более полувека назад инженерами Научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня — РКС) едином плане суммированы направления развития космической радиоэлектроники на 10-15 лет с детальным разбором ее применения для планировавшихся тогда космических миссий. Предложения ориентировались на перспективную программу освоения космического пространства с межпланетными перелетами на Луну и Марс. Перед радиоэлектроникой ставились весьма сложные для того времени задачи — обеспечить дальность действия радиолокационных комплексов на расстоянии до 5-6 миллиардов километров. Планировалось добиться такого качества радиоаппаратуры, при котором она бы безотказно работала в условиях повышенной радиации в течение 10-12 лет.
 
Колонизация Луны
По мнению ученых РКС, уже в то время пилотируемые и беспилотные автоматические ракетные комплексы, предназначенные для рекогносцировочных (разведывательных) полетов на Луну, включая посадку на ее поверхность и возвращение на Землю, можно было обеспечить радиосвязью и навигацией. С помощью этих радиосредств планировалось в 1971-1972 годах организовать первую советскую лунную обитаемую базу с транспортным обеспечением и временем активного существования до 10 суток. Для перспективных межпланетных космических миссий предлагалось использовать комплексы «Квант», и на их основе планировалось сформировать радиокомплексы для конкретных космических объектов на ближайшие 15 лет.
Спустя три года предполагалось разработать аппаратуру для лунной базы со сроком работы 30 суток, а после 1975 года — подготовить системы для создания базы «Колумб-I» с персоналом 4-6 человек. С 1980 года база должна была перейти на длительное существование с увеличением штата до 10 человек и сменой персонала раз в год. Инженеры РКС обращали внимание, что колонизация Луны потребует организации разветвленной сети связи с привлечением искусственных спутников Луны, систем ретрансляции, централизованного сбора информации, а также ввода в действие стационарной широкополосной линии связи «Земля — Луна — Земля».
 
Освоение Марса
Центральное место в перспективных планах СССР занимала проблема исследования Марса с высадкой экспедиции на его поверхность. Подчеркивалось, что по значимости и объемам подготовительных работ эта проблема превосходит всю остальную часть общей программы исследований космоса. В рамках этой программы в 1971 году предполагалось запустить объект М-71 с основной задачей — мягкой посадкой автоматической лаборатории и получением с ее помощью разнообразной научной информации, в том числе фототелевизионной. Для этого планировалось создание космоцентра на базе приемной антенны с повышенной эффективностью и передающей антенны, оснащенной передающими устройствами с общей мощностью до 80 кВт. Отмечалось, что отсутствие на тот момент больших антенн в значительной степени ограничивает информационный вклад в общую программу исследования Марса.
Изучение Марса предполагалось провести в 1973-1975 годах с помощью тяжелых автоматических комплексов, в том числе мобильных и возвращаемых. Первой на Марсе должна была оказаться автоматическая биолаборатория. Следом планировалось отправить марсианский автоматический комплекс, состоящий из одного орбитального аппарата и двух спускаемых. Ему предстояло доставить на поверхность Красной планеты тяжелые самоходные лаборатории с длительным сроком активного существования, которые должны были провести детальное изучение планеты, в том числе минералогический анализ и анализ степени биологической опасности, глобальное картографирование, топосъемку. Комплексу предстояло также выбрать удобные и интересные для высадки районы и расставить маячки для посадки.
Ученые РКС собирались разработать принципиально новые радиосредства, которые могли бы обеспечить посадку спускаемого аппарата в выбранном районе Марса, — системы прицельной посадки, взлета и стыковки, а также связи между маяком и спускаемым аппаратом. Предполагалась разработка высокоинформативной радиолинии «борт — орбитальный аппарат — Земля». Для этого планировалось на базе больших наземных антенн создать высокоинформативную линию с передачей цветных изображений с Марса, системы навигации и связи на поверхности планеты, пеленгации и связи между самоходными установками и базой.
К 1978 году намечалось изучение дальнего космоса с запуска пилотируемого межпланетного комплекса для облета Марса и Венеры по бипланетной траектории. До этого времени должна была быть закончена отработка всей космической радиоаппаратуры, проверенной многолетней эксплуатацией в различных условиях. Для этих целей предлагалось во всех разработках ввести так называемую идеологическую дисциплину, когда при решении задач всей программы освоения космического пространства использовались по возможности унифицированные системы и приборы.
 
«Десятилетка» становления космической радиоэлектроники и прогноз на будущее
Научно-технический отчет также подводит промежуточный итог разработок в области космической радиоэлектроники в 60-х годах ХХ века. Подчеркивалось, что это десятилетие стало периодом становления космической радиоэлектроники, когда были разработаны принципы построения космической связи и управления. Для запуска различных космических аппаратов разрабатывались и внедрялись системы, основанные на новых принципах. Кроме того, для длительных сеансов связи и создания больших измерительных баз строились новые наземные пункты, разбросанные по всей территории страны, а также плавучие пункты измерений.
Исследователи обращали внимание, что уже создана необходимая аппаратура и обеспечены все запуски космических объектов, однако необходимо и дальше развивать радиоэлектронику. В противном случае не будут решены более сложные задачи, в том числе в дальнем космосе.
В документе прогнозируется, как будут повышаться требования к точности измерений, а также как расширится состав измеряемых параметров аппаратуры. Отмечается, что потребуется повысить энергетический потенциал радиолиний за счет увеличения размеров антенн, мощности передатчиков и чувствительных приемников. Подчеркивается, что усложнение космических объектов и особенно появление пилотируемых лунных кораблей приведет к резкому увеличению объема передаваемой информации, прежде всего теле- и фотоматериалов, вырастут требования к автономности аппаратуры, а задачи стыковки объектов и посадки на Луну потребуют создания автономных радиоизмерителей.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей


slovodel.com

За два года до рождения Маска: Роскосмос рассказал о планах СССР колонизировать Марс
https://slovodel.com/23729863-za_dva_goda_do_rozhdeniya_maska_roskosmos_rasskazal_o_planah_sssr_kolonizirovat_mars?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D


Первоначальные планы миллиардера Илона Маска предполагали высадку землян на Марсе в 2024 году. И уже на момент озвучивания этих планов Маск позиционировался как смелый мечтатель, который потащит человечество к колонизации других планет. Но в Советском Союзе пилотируемую экспедицию на Марс планировали не просто раньше Маска, а за два года до рождения будущего американского прожектера.
      За два года до рождения Маска: Роскосмос рассказал о планах СССР колонизировать Марс
Холдинг «Российские космические системы» (РКС), входящий в состав госкорпорации «Роскосмос», опубликовал уникальный документ, свидетельствующий о том, что еще в конце 1960-х в СССР детально прорабатывалось исследование Марса не только автоматическими станциями, но и с помощью пилотируемых экспедиций.
В 1969 году Научно-исследовательский институт 885, преобразованный впоследствии в РКС, опубликовал итоговый научно-технический отчет по теме «Галактика», который теперь доступен всем желающим на сайте бывшего НИИ. В документе содержится план развития космической радиоэлектроники на ближайшие полтора десятилетия (до 1984 года), предполагающий осуществление программы пилотируемых межпланетных перелетов на Луну и Марс.
Советские радиотехники понимали, что высадка человека на иные космические тела требует создания мощной системы межпланетной связи. Для этого они планировали создать радиолокационные комплексы с дальностью действия до шести миллиардов километров, способные работать в жестких космических условиях не менее десяти лет.
Согласно планам НИИ-885, эти системы в 1971-1972 годах должны были обеспечивать связь с первой обитаемой лунной базой, рассчитанной на десять суток активного существования. А с 1980-го предполагалась постоянная база на Луне, рассчитанная на десять человек, меняющихся каждый год.
      За два года до рождения Маска: Роскосмос рассказал о планах СССР колонизировать Марс
Еще более амбициозной выглядит задача исследования Марса, включающая высадку человека на поверхность Красной планеты. Авторы отчета отмечают, что это потребует создания специального космоцентра для приемной антенны и комплекса передающих устройств общей мощностью до 80 кВт.
Такая система позволила бы в 1971 году отправить на Марс «объект М-71», который должен был совершить мягкую посадку и наладить передачу на землю разнообразных данных. В том числе фотографий и видеосигнала.
На следующем этапе, в 1973-1975 годах, на Марсе должны были появиться советские марсоходы с длительным сроком службы, которые собрали бы данные о составе почвы и атмосферы четвертой планеты Солнечной системы, проанализировали степень биологической опасности, картографировали местность и присмотрели бы место для высадки пилотируемой экспедиции.
Третьим этапом шла непосредственно отправка в 1978 году на Марс обитаемого корабля, который должен был посетить Венеру и Марс по бипланетной траектории. К этому времени планировалось полностью развернуть систему радиоаппаратуры для дальней космической связи и проверить работу ее подсистем в космических условиях.
      За два года до рождения Маска: Роскосмос рассказал о планах СССР колонизировать Марс
pxhere.com
К сожалению, исследование Марса пошло не по плану. Первым аппаратом, совершившим мягкую посадку на поверхность Красной планеты, стала советская станция «Марс-3», достигшая цели в ноябре 1971 года. Однако ее спускаемый аппарат перестал выходить на связь через 14,5 секунд после посадки, так и не передав ничего интересного. Передвижная станция (марсоход Sojourner) появилась на Марсе еще позже — в 1997 году, и отправили ее американцы. А высадка человека все еще остается где-то в будущем — причем пока это скорее гипотетическая возможность, чем детально проработанная миссия.
Так, советские конструкторы еще в 1969-м, за два года до рождения Илона Маска, тщательно планировали миссии, которые спустя без малого полвека будет выдавать за смелое научно-техническое видение будущего американский миллиардер.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!