Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ну-и-ну

Цитата: Dulevo от 02.11.2025 00:31:54Скоро будет весело - СпейсХ и Блу Ориджин озвучат свои планы по ускорению достижения Луны.

Будет забавно, если СпейсХ предложит отправить СЛС на свалку и осуществить всю Артемис исключительно одним Старшипом.
В обмен на усиленные финансовы вливания, перенаправленные с СЛС и Гейтвея.
Будет забавно, если предложат двупуск небольшого лэндера Фалконом-Хэви, а Старшип - как тех друзей, "за..й да в музей".

Трилобит

Пишут что БО предложили вариант с 2мя пусками и без какой-либо заправки в космосе, который может быть готов к 2028 году. Не очень пока понял конкретику, вроде переделанный Мк1 хотят как отлетную ступень использовать.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

Цитата: german_kmw от 01.11.2025 12:31:18
Цитата: whist от 01.11.2025 11:28:09https://3dnews.ru/1131700/spacex-i-blue-origin-predstavili-nasa-svoi-plani-b-dlya-visadki-lyudey-na-lunu-ranshe-kitaya
ЦитироватьПо словам SpaceX, она уже самостоятельно профинансировала более 90 % этой программы, а NASA выплатило ей около $2,7 млрд по контракту на создание лунной посадочной системы (HLS). Таким образом, SpaceX уже вложила в проект более $30 млрд и ждёт от NASA не обвинений, а дальнейшего финансирования. В целом SpaceX должна получить по контракту от NASA $4,5 млрд за лунный посадочный модуль, причём большую часть расходов компания покроет сама.

А ведь говорили что Старшип будет самым дешёвым способом доставки чего-либо на орбиту?

Так они из этих 2,7лярдов ещё практически ничего и не получили. Они же ещё толком не начали выполнять этапные пункты по которым выплаты начисляют.

Ни орбиты (которая там чуть ли не самым первым пунктом), ни стыковки с заправкой, ни долговременного демо, ни Critical Design Review.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

Цитата: Шлангенциркуль от 01.11.2025 16:36:07Кстати, освоенные 2,7 миллиарда это вроде почти всё, что им обещали за Артемиду-3 и подготовку к ней.

ЦитироватьNASA announced April 16 that it awarded a contract to SpaceX for Option A of the Human Landing System (HLS) program, which covers development of a crewed lunar lander and a demonstration mission. The fixed-price, milestone-based contract has a total value of $2.89 billion.

Так они же не освоены. Milestone based же, этапные выплаты. Чтобы освоить нужно этапы выполнять, типо орбиты, которую они обещали на тот момент первым пуском (вместо IFT был OFT), но в итоге нешмогла.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Dulevo

Цитата: nonconvex от 02.11.2025 01:36:31Бумажные предложения никого не интересуют. 

Сгораю от нетерпения увидеть небумажные предложения Блу Ориджина и Локхида. 
У них то ведь, в отличии от СпейсХ, все давно готово. Только почему то скрывают....

Трилобит

Цитата: Dulevo от 02.11.2025 12:28:53
Цитата: nonconvex от 02.11.2025 01:36:31Бумажные предложения никого не интересуют.

Сгораю от нетерпения увидеть небумажные предложения Блу Ориджина и Локхида.
У них то ведь, в отличии от СпейсХ, все давно готово. Только почему то скрывают....
Да вроде не скрывают. Готовое средство выведения у БО прямо сейчас на стартовой площадке.
Первый летный образец грузового лендера, унифицированного с пилотируемым готовится к полету.
О готовности многих компонентов или испытаниях уже сообщали.
Имхо есть весьма немалый шанс что их новый план с двух пуском к 2028 для флаговтыка реально возможен.

В качестве средства доставки и возврата людей готовые и не бумажные СЛС и Орион.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Шлангенциркуль

Ну, это в палату мер и весов в качестве образца предвзятой необъективности.

Dulevo

Цитата: Трилобит от 02.11.2025 12:47:10не бумажные СЛС и Орион.

Тут как раз статья вышла об Орионе - поинтересуйтесь. Переводчиком если что воспользуйтесь, оно того стоит - увлекательное чтение.

https://caseyhandmer.wordpress.com/2025/10/31/nasas-orion-space-capsule-is-flaming-garbage/

Выдержки:
Разработка была начата в 2006-м. И все еще продолжается работа над термической защитой.
Всего на разработку Ориона было потрачено 30 миллиардов (пересчет на нынешние деньги с инфляцией)
Стоимость запуска - 1 миллиард. (Если что - это стоимость атомной подлодки)

Еще в 2007м году подняли тревогу по поводу излишнего веса капсулы. И ничего не было исправлено.
Сейчас Орион весит 33 тонны. Как Боинг 737. Должен был - 25 тонн.


В 2014 м запустили Орион на Дельте. И обнаружились проблемы с термической защитой.
Переделали. В 2022 м снова запустили. Опять проблемы с термической защитой.
Опять переделали. Думаете в этот раз все получится?
Вот только, Charlie Camarda бывший астронавт, специализировавшийся на тепловых экранах, заявил, что в наблюдательном совете который рассмотрел результаты работы над тепловым щитом, было по крайней мере два человека которые сочли результаты работы неудовлетворительными.

RaZoom

Цитата: Dulevo от 02.11.2025 13:57:35И все еще продолжается работа над термической защитой.
Термическую защиту и на CrewDragon после Demo-2 усиливали, а уж про состояние термической защиты на Starship и говорить нечего. Хотя это ключевой момент для возможности провести орбитальную дозаправку в короткие сроки.

ЦитироватьСтоимость запуска - 1 миллиард. (Если что - это стоимость атомной подлодки)
За Орионом не слежу - так что тут без Грока не обойтись - но не всё так уныло, как Вы пытаетесь изобразить:

ЦитироватьLockheed Martin, как основной подрядчик NASA по программе Orion (корабль для миссий Artemis), активно работает над снижением затрат на производство и сборку космических аппаратов. Это включает два ключевых аспекта: сокращение количества сварных швов (для упрощения конструкции и ускорения сборки) и повторное использование модулей (для экономии на материалах и времени). Эти меры реализуются в рамках контракта OPOC (Orion Production and Operations Contract), который NASA заключила с Lockheed Martin в 2019 году. Цель — достичь экономии 30–50 % на один корабль по сравнению с начальными прототипами (EFT-1 и Artemis I), начиная с миссий Artemis III–V (50 % снижение) и дополнительно 30 % для Artemis VI–VIII.

1. Сокращение количества сварных швов
Суть оптимизации: Ранние версии Orion (например, для Artemis I) имели сложную конструкцию crew module (экипажного модуля) с большим количеством сварных соединений в pressure vessel (герметичном корпусе). Это усложняло производство, увеличивало риски дефектов и время сборки. Lockheed Martin перешёл к упрощённой геометрии и цилиндрическим секциям, что позволило сократить число швов на 20–40 % (точные цифры варьируются по источникам, но эффект — ускорение на 15–25 % процесса сварки).Пример: Для Artemis II–IV сварка pressure vessel теперь занимает меньше времени благодаря автоматизированным процессам на сборочном предприятии в Michoud Assembly Facility (штат Луизиана, NASA). Это также снижает вес модуля на 5–10 % за счёт оптимизации материалов (алюминиевые сплавы с композитными вставками).

Влияние на экономию: Сокращение швов напрямую влияет на трудозатраты (минус 10–15 % рабочего времени) и снижает вероятность переделок. Это часть «передовых цифровых методов проектирования и производства» — использования компьютерного моделирования и 3D-печати для прототипирования.
Статус на 2025 год: Для Artemis IV (Orion 005) сварка pressure vessel уже завершена с применением этих методов; аналогично для Artemis V.

2. Повторное использование модулей
Суть оптимизации: Orion изначально проектировался как частично многоразовый: crew module может использоваться повторно до 2–3 миссий после восстановления (очистка, замена теплозащиты, инспекция). Lockheed Martin расширяет это на структурные элементы (адаптеры, служебные модули от ESA) и внутренние компоненты (электроника, двигатели). Ключ: «Активное повторное использование» — цель повторно применять 60–70 % компонентов между миссиями. Например, теплозащита с Artemis I анализировалась для доработок, а crew module от Artemis II–III планируется использовать повторно для Artemis VI–VIII.
Дополнительно: Повторное использование цепочки поставок для серийного производства — заказы по 3 корабля (Artemis VI–VIII) позволяют фиксировать цены и оптимизировать логистику.

Влияние на экономию: Повторное использование снижает стоимость производства на 25–35 % за счёт амортизации (например, один модуль на 2–3 запуска вместо нового). Это особенно актуально для Artemis IV+, где crew module будет использован повторно.
Статус на 2025 год: NASA подтвердила повторное использование для Artemis IV (докинг с лунной станцией Gateway) и Artemis V; Lockheed Martin тестирует «послемиссионное обслуживание» (быструю подготовку к повторному использованию).

3. Цель экономии: 30–50 % на один корабль после первых экземпляров
Детали: 50 % снижение для Artemis III–V: По сравнению с разработочными моделями (стоимость ~1 млрд долларов за единицу в 2010-х годах). Фактическая цена для Artemis III — ~500–600 млн долларов за корабль (операционные расходы, без ракеты SLS).
Дополнительные 30 % для Artemis VI–VIII: Общая экономия до 65–80 % от базовой. Это достигается комбинацией вышеуказанных мер + фиксированные контракты.
Факторы успеха: Контракт OPOC (минимум 6 кораблей, опция до 12) стимулирует серийность. Lockheed Martin инвестирует в инфраструктуру (например, заправка и восстановление для быстрого оборота).
Риски и реализм: Аудит NASA OIG (2024) отмечает, что цели амбициозны, но достижимы при отсутствии задержек (как с теплозащитой после Artemis I). В 2025 году бюджет Трампа критикует Orion за «высокую стоимость», но Конгресс выделил 20 млрд долларов на повторное использование после Artemis III.

triage

#2489
разные варианты включая вариант с дозаправкой, но рядовым топливом
https://edition.cnn.com/2025/11/01/science/nasa-moon-lunar-lander-options

местами гугл перевод
Цитировать
Спойлер
...
Однако, по словам источника в отрасли, знакомого с планом, который пока не был обнародован, чтобы ускорить создание лунного посадочного модуля, который можно было бы использовать для миссии Artemis III, Blue Origin планирует предложить новый проект, который будет использовать элементы как Mark 1, так и Mark 2.

Затем, чтобы доставить аппарат на Луну, Blue Origin будет использовать один или несколько посадочных модулей Mark 1, которые по сути были преобразованы в небольшие ракетные ступени, способные вывести уменьшенную версию Mark 2 с околоземной орбиты к месту назначения.

Источник отметил, что такой подход потребует нескольких запусков, но, вероятно, меньшего количества, чем в текущем плане Starship. План Blue Origin также не требует запуска заправщиков или перекачки сверхохлаждённого топлива между космическими аппаратами на орбите.
...
...
Lockheed утверждает, что может собрать двухступенчатый лунный посадочный модуль, используя запасные части, собранные с Orion.

Компания будет использовать двигатели OMS-E эпохи Space Shuttle (которые также используются на Orion ) в качестве движущей силы для «взлетной ступени» лунного посадочного модуля, обеспечивая тягу, необходимую для взлета транспортного средства с Луны после завершения миссии.

Однако для спуска на поверхность Луны аппарату также необходима посадочная ступень. ...

Lockheed может выбрать два варианта развития событий для своей посадочной ступени, которые могут определить, с какой компанией ей предстоит сотрудничать. Она может использовать лунный посадочный модуль на криогенном топливе, аналогичный Mark 1 от Blue Origin. Или же она может выбрать аппарат, работающий на более стабильном топливе, например, гиперголическом.

Если Lockheed решит использовать криогенное топливо, которое должно храниться при сверхнизких температурах, ей придется запускать взлетную и посадочную ступени на отдельных ракетах и ��состыковывать их на орбите.

По словам Чичана, в этом случае, возможно, также придется запустить дополнительные «ступени разгона», чтобы вывести их на Луну.

Однако, если Lockheed выберет посадочную ступень с более стабильным топливом, весь модуль сможет быть запущен целиком. Однако, добавил Чичан, его необходимо будет дозаправлять на орбите.

Он отметил, что в этом случае процесс дозаправки не будет таким сложным, как попытка дозаправки на орбите космического корабля с криогенным двигателем, например посадочного модуля Blue Origin или космического корабля Starship компании SpaceX.

Перекачка стабильного топлива между аппаратами на орбите — менее рискованная задача, и она осуществляется на Международной космической станции с 2000 года, пояснил Чичан. «Русские и Советы делали это ещё с 70-х годов», — сказал Чичан. «Так что это очень известная технология».
...
[свернуть]

Цитироватьhttps://spacenews.com/former-nasa-administrators-call-for-changes-in-artemis-lunar-lander-architecture/
...
сказал Тим Чичан, главный архитектор по коммерческим гражданским пространствам в Lockheed Martin, на другом стенде 28 октября.

Он описал двухступенчатую конструкцию, в которой спускаемый аппарат остаётся на поверхности Луны, а взлётный аппарат возвращает астронавтов на «Орион». «Оставляя спускаемый аппарат на поверхности, вы экономите много топлива», — сказал он, добавив, что впоследствии его можно будет использовать в качестве инфраструктуры для лунной базы. Взлётная ступень также может быть использована повторно....

Шлангенциркуль

Цитата: triage от 02.11.2025 14:51:21разные варианты...
И все еще более бумажные на данный момент, чем HLS Старшип.

Arzach

Цитата: Arzach от 30.10.2025 23:33:20
Цитата: Veganin от 30.10.2025 22:01:59Lockheed Martin, which is not currently part of NASA's Human Landing System program
Вообще-то Lockheed Martin входит в состав The National Team, организованной Blue Origin для участия в программе HLS. Странно такое слышать от Фауста. Возможно, он имеет в виду, что LM не является основным подрядчиком, но они в явном виде участвуют в проекте в качестве субподрядчика. При этом статья как бы намекает, что у LM есть свои собственные амбиции насчет HLS, что вообще-то является ерундой, так как на отдельной собственный проект у них нет ни ресурсов, ни времени.
А вот тут я похоже сильно ошибался. :) Ходят упорные слухи и даже уже не слухи, что к конкуренции по HLS подключится третий основной подрядчик - Lockheed Martin, используя расширенный запрос предложений NASA с крайним сроком подачи 15 декабря.

Цитата: https://edition.cnn.com/2025/11/01/science/nasa-moon-lunar-lander-options...
Командная работа

Компания Lockheed Martin, которая ранее работала над проектированием посадочного модуля Blue Origin, но сейчас не является активным участником партнерства, также намерена принять участие в проекте. Примечательно, что в качестве давнего подрядчика NASA компания построила космический корабль Orion стоимостью 20,4 млрд $, на котором астронавты будут стартовать с Земли. Orion уже успешно выполнил одну миссию вокруг Луны — Artemis I — и уже в феврале планируется его пилотируемый испытательный полет на лунную орбиту.

Теперь Lockheed заявляет, что может собрать двухступенчатый лунный модуль, используя компоненты от Orion. Компания будет использовать двигатели OMS-E эпохи Space Shuttle, которые также используются на Orion, в качестве двигательной установки для « взлётной ступени» лунного модуля, обеспечивая тягу для взлета аппарата с Луны после завершения миссии.

Но аппарату также необходима посадочная ступень, чтобы спуститься на поверхность Луны. Для этого компонента Lockheed планирует сотрудничать с другой коммерческой компанией, хотя пока не решила, с какой именно, сообщили Роб Чемберс, директор Lockheed по стратегии пилотируемых космических полётов, и Тим Чичан, главный архитектор компании по исследованию космоса, во время видеозвонка на прошлой неделе.

Lockheed может выбрать два варианта разработки посадочной ступени, которые могут определить, с какой компанией она будет сотрудничать. Она может использовать лунный посадочный модуль на криогенном топливе, аналогичный Mark 1 от Blue Origin. Или же может выбрать аппарат, работающий на более стабильном топливе, например, гиперголическом.

Если Lockheed решит использовать криогенное топливо, которое необходимо хранить при сверхнизких температурах, ей потребуется запускать взлётную и посадочную ступени на отдельных ракетах и состыковывать их на орбите.

В этом случае, возможно, также потребуется запустить дополнительные «разгонные ступени» для их доставки на Луну, сказал Чичан.

Однако, если Lockheed выберет посадочную ступень с более стабильным топливом, весь посадочный модуль сможет быть запущен целиком. Но его необходимо будет дозаправить топливом на орбите, добавил Чичан.

Он отметил, что в этом случае процесс дозаправки будет не таким сложным, как попытка дозаправки на орбите космических аппаратов с криогенным двигателем, таких как посадочный модуль Blue Origin или Starship SpaceX.

Перекачка стабильного топлива между аппаратами на орбите — менее рискованная задача, которая осуществляется на МКС с 2000 года, пояснил Чичан. «Русские и Советы делали это ещё с 70-х годов, — говорит Чичан. — Так что это хорошо известная технология».

На вопрос о том, что сделает предложение Lockheed конкурентоспособным по сравнению с Blue Origin или SpaceX, Чемберс ответил, что «подход нашей компании — самый быстрый, поскольку он использует существующее оборудование, минимизирует требуемую частоту запусков и не опирается на такие технологии, как дозаправка или длительное хранение криогенных компонентов, которые никогда не применялись на орбите».

Другие коммерческие космические компании, с которыми связалась CNN, включая Firefly Aerospace и Northrop Grumman, просто заявили, что «готовы поддержать» NASA в его стремлении найти более быстрый способ завершить миссию Artemis III.

Они не подтвердили, будут ли они официально отвечать на ожидаемый запрос космического агентства к компаниям представить предложения.
...

Трилобит

#2492
Цитата: Dulevo от 02.11.2025 13:57:35
Цитата: Трилобит от 02.11.2025 12:47:10не бумажные СЛС и Орион.

Тут как раз статья вышла об Орионе - поинтересуйтесь. Переводчиком если что воспользуйтесь, оно того стоит - увлекательное чтение.

https://caseyhandmer.wordpress.com/2025/10/31/nasas-orion-space-capsule-is-flaming-garbage/

Выдержки:
Разработка была начата в 2006-м. И все еще продолжается работа над термической защитой.
Всего на разработку Ориона было потрачено 30 миллиардов (пересчет на нынешние деньги с инфляцией)
Стоимость запуска - 1 миллиард. (Если что - это стоимость атомной подлодки)

Еще в 2007м году подняли тревогу по поводу излишнего веса капсулы. И ничего не было исправлено.
Сейчас Орион весит 33 тонны. Как Боинг 737. Должен был - 25 тонн.


В 2014 м запустили Орион на Дельте. И обнаружились проблемы с термической защитой.
Переделали. В 2022 м снова запустили. Опять проблемы с термической защитой.
Опять переделали. Думаете в этот раз все получится?
Вот только, Charlie Camarda бывший астронавт, специализировавшийся на тепловых экранах, заявил, что в наблюдательном совете который рассмотрел результаты работы над тепловым щитом, было по крайней мере два человека которые сочли результаты работы неудовлетворительными.

Желтуха какая, даже хуже Бергера.
Проблемы с теплозащитой у Ориона нет. В первом полете было испытание на прочность с гораздо более агрессивным профилем входа в атмосферу и щит выдержал и ещё остался достаточный запас.
То что после испытательного полета узнали кое-что новое об эрозии теплозащиты и ламинацию усилили это как раз таки нормальный итерационный процесс. Не надо из этого раздувать невесть что.
Если вы не в курсе сейчас готовят людей к запуску и готовая капсула уже на ракете.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

nonconvex

Цитата: Трилобит от 02.11.2025 17:01:38Желтуха какая, даже хуже Бергера.
Проблемы с термозащитой у Ориона нет. 
С теплозащитой

Трилобит

Цитата: nonconvex от 03.11.2025 01:35:07
Цитата: Трилобит от 02.11.2025 17:01:38Желтуха какая, даже хуже Бергера.
Проблемы с термозащитой у Ориона нет.
С теплозащитой.
Очепяточка вышла, бывает.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Veganin

https://spacenews.com/latvia-signs-artemis-accords/
ЦитироватьLatvia signs Artemis Accords

WASHINGTON — Latvia has signed the Artemis Accords, which outline norms of behavior for safe space exploration, joining a group of now 60 countries.

In an Oct. 31 statement on a government-affiliated website, the Latvian government announced the country joined the Accords as part of efforts to raise its profile in the space sector.

"Latvia's accession to the Artemis Accords is a significant step toward our more active participation in the global space community. We are proud to become part of a group of nations committed to exploring and using space responsibly and sustainably," Dace Melbārde, Latvia's minister for education and science, said in the statement.

Latvia formally agreed to join the Accords at an Oct. 7 meeting of the country's Cabinet of Ministers, a decision that was not widely reported outside Latvia at the time.

The Accords, which recently marked their fifth anniversary, outline best practices for space activities, building on the Outer Space Treaty and other international agreements. They cover topics such as interoperability, transparency, use of space resources and deconfliction of space activities to avoid harmful interference.

Latvia formally joined the 1967 Outer Space Treaty only in May, a year after becoming a member of the United Nations Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, or COPUOS. Signing the Accords, the government stated, is part of efforts to further engage internationally in space activities.

"By signing the Artemis Accords, Latvia becomes part of a broader international cooperation aimed at ensuring peaceful and responsible space exploration, as well as reaffirming Latvia's commitment to close cooperation with NASA and countries that actively advocate for sustainable space use (e.g., the United States, Japan, Australia)," according to a translated Latvian government document about the Accords.

"By joining the agreement, Latvia would gain the opportunity to strengthen its visibility in the international space cooperation network and create additional opportunities and favorable conditions for the development of Latvian industry and scientific institutes," the document added.

Latvia is one of three countries that are currently associate members of the European Space Agency, along with Lithuania and Slovakia. Cyprus signed an agreement Oct. 23 to become an associate member in the coming months. Associate membership allows countries to participate in optional ESA programs.

Latvia is also a member of the European Union and noted in its statement that joining the Artemis Accords aligns with the EU's proposed Space Act.

Latvia is one of four countries that joined the Accords in October. Hungary signed Oct. 22, while Malaysia and the Philippines signed Oct. 26. Eight countries have joined so far this year, bringing the total to 60.

The recent signings received little publicity from NASA or the U.S. State Department because of the federal government shutdown that began Oct. 1.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Demir_Binici

Вот как комментируют сами SpaceX активность Bridenstine в своём официальном аккаунте.
Это несколько постов, и комментариев, видных если пойти по ссылке.

ЦитироватьLike many Americans, we are thankful for Mr. Bridenstine's service leading NASA at one point. He deserves credit for spearheading the creation of the Artemis Program.

After departing NASA, he created a lobbying firm called the Artemis Group, representing a host of aerospace companies vying for NASA business →https://www.opensecrets.org/federal-lobbying/firms/reports?cycle=2025&id=F331199

ЦитироватьMr. Bridenstine's current campaign against Starship is either misguided or intentionally misleading.

SpaceX was selected to design and develop a Human Landing System for Artemis along with Blue Origin and Dynetics during Mr. Bridenstine's tenure as NASA Administrator →https://www.nasa.gov/news-release/nasa-names-companies-to-develop-human-landers-for-artemis-moon-missions/

ЦитироватьStarship was then selected by NASA for the Artemis III mission through fair and open competition after being identified as the best and lowest risk technical option – and the lowest price by a wide margin – by the civil servant team appointed to lead the agency's exploration mission by Mr. Bridenstine himself:
https://www.nasa.gov/news-release/as-artemis-moves-forward-nasa-picks-spacex-to-land-next-americans-on-moon/
https://www.nasa.gov/wp-content/uploads/2019/04/option-a-source-selection-statement-final.pdf
https://www.nasa.gov/blogs/commercialcrew/2020/06/12/kathy-lueders-to-helm-nasas-human-spaceflight-office/

ЦитироватьThe decision to select Starship was confirmed repeatedly following protest and litigation from the companies not selected which delayed the start of work on the contract for many months:
https://www.gao.gov/products/b-419783%2Cb-419783.2%2Cb-419783.3%2Cb-419783.4
https://ecf.cofc.uscourts.gov/cgi-bin/show_public_doc?2021cv1695-77-0
ЦитироватьMr. Bridenstine's recent musings promoting a new landing system – going so far as to invoke the Defense Production Act – are being misreported as though they were the unbiased thoughts of a former NASA Administrator. They are not.
https://spacenews.com/spacex-defends-starship-lunar-lander-as-it-works-on-simplified-approach/
To be clear, he is a paid lobbyist. He is representing his clients' interests, and his comments should be seen for what they are – a paid lobbyist's effort to secure billions more in government funding for his clients who are already years late and billions of dollars overbudget.

Demir_Binici

Цитата: Veganin от 03.11.2025 08:46:58Latvia signs Artemis Accords
Из европейских стран пока не подписали только Ирландия и Португалия.
Из топ 20 стран по уровню GDP, пока не подписали Китай, Россия, Индонезия и Турция.

Veganin

Цитата: Demir_Binici от 03.11.2025 10:07:02To be clear, he is a paid lobbyist. He is representing his clients' interests, and his comments should be seen for what they are – a paid lobbyist's effort to secure billions more in government funding for his clients who are already years late and billions of dollars overbudget.
Классическое д'Артаньян и лица шибко нетрадиционной ориентации. Слова Трампа SpaceX, почему-то, постеснялась процитировать:

https://spacenews.com/trump-says-it-would-have-been-inappropriate-for-isaacman-to-lead-nasa/
Цитировать"Elon asked that one of his close friends run NASA and, while I thought his friend was very good, I was surprised to learn that he was a blue-blooded Democrat, who had never contributed to a Republican before," the post stated.
Не лоббизм, однозначно.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Arzach

Цитата: Demir_Binici от 03.11.2025 10:07:02To be clear, he is a paid lobbyist.
Уж кому-кому, но не SpaceX обвинять других в лоббизме, как будто это что-то плохое. ;) Компания Брайденстайна как раз и создана для лоббирования или продвижения интересов заказчиков, участвующих в проекте Artemis. Но особенно SpaceX задело, судя по всему, упоминание трамповского Закона о производстве оборонной продукции. Придётся поднапрячься, чтобы конкуренты не оттеснили от лунного пирога.