И опять про Ангару (вторая часть)

Автор anik, 23.08.2015 13:14:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ZOOR

Цитироватьfrigate пишет:
Планы Хруничева на 2016 год (zakupki.gov.ru):
ЦитироватьРазработка технического предложения по модификации ЖРД РД0124А в составе III ступени "Ангара-А5П" и РН "Ангара-А5В";
Разработка технического предложения по созданию двигателя маршевого III ступени РН "Ангара-А5B";
Разработка материалов технического предложения в части двигателя маршевого МОБ-КВТК;
Разработка технического предложения по разработке двигателя маршевого I и II ступеней РН "Ангара-А5П" и РН "Ангара-А5В";
Разработка технического предложения по созданию систем управления РН "Ангара-А5П" и "Ангара-А5В";
Разработка технического предложения по стартовому комплексу №2 КРК "Амур" на космодроме "Восточный"
Разработка технического предложения по унифицированному техническому комплексу РН КРК "Амур" на космодроме "Восточный";
Разработка технического предложения по унифицированному техническому комплексу РКН КРК "Амур" на космодроме "Восточный";
Разработка технического предложения по специальным средствам транспортирования составных частей РКН КРК "Амур" на космодроме "Восточный"
Разработка материалов технического предложения в части АСУПП РКН на стартовых комплексах 31 и №2 КРК "Амур"
Разработка материалов технического предложения в части исходных данных на проведение испытаний ступеней РН "Ангара-А5В" на стендовой базе ФКП "НИЦ РКП"
СЧ ОКР на тему "Подготовка и проведение ТИ и ТВИ изделия П14А125
Как-то мне кажется, что после обрезания МинФином ФКП эти Планы значительно усохли.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

mihalchuk

ЦитироватьZOOR пишет:
Цитироватьfrigate пишет:
Планы Хруничева на 2016 год (zakupki.gov.ru):
ЦитироватьРазработка технического предложения по модификации ЖРД РД0124А в составе III ступени "Ангара-А5П" и РН "Ангара-А5В";
Как-то мне кажется, что после обрезания МинФином ФКП эти Планы значительно усохли.
Большинство этих предложений пойдут в урну вместе с деньгами на их разработку.
Но вопрос: откуда у Ангары А5П 3-я ступень? И А5В решились-таки делать без водорода?

октоген

Лучше бы написали сколько денег ухлопают на очередной движок. Мнится мне что А-5В хоть с водородом, а хоть с керосином без РД-195 на 250 т тяги  не полетит. А ведь это будет очередной новый движок.

mihalchuk

Цитироватьоктоген пишет:
Лучше бы написали сколько денег ухлопают на очередной движок. Мнится мне что А-5В хоть с водородом, а хоть с керосином без РД-195 на 250 т тяги не полетит. А ведь это будет очередной новый движок.
Предполагается форсированный РД-191. РД-195 ни к чему не панацея. Там предполагается два ТНА в контуре горючего и утверждается, что это снизит вероятность возгорания. Но проблема возгорания - в окислительном тракте, поэтому РД-195 - это не шаг вперёд, а некая не очень обязательная модернизация. Если она встанет в копеечку, от РД-195 откажутся вообще, и много не потеряют.

mik73

#7384
ЦитироватьZOOR пишет:
frigate пишет:
Планы Хруничева на 2016 год (zakupki.gov.ru):

...
Много слов про развитие еще не летающей толком Ангары. А про старт Ангары на Восточном таки ни слова. Зато много слов про старт на Восточном  некоего Амура (который вообще что, кроме прожектов ?). Странно как-то получается.

Андрей Иванов

Цитироватьmik73 пишет:
 Много слов про развитие еще не летающей толком Ангары. А про старт Ангары на Восточном таки ни слова. Зато много слов про старт на Восточном некоего Амура (который вообще что, кроме прожектов ?). Странно как-то получается.

— Я тебя поцелую... Потом... Если конечно захочешь...  


"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

Salo

Цитироватьmik73 пишет:
Зато много слов про старт на Восточномнекоего Амура (который вообще что, кроме прожектов ?). Странно как-то получается.
КРК  "Амур" это и есть стартовый комплекс Ангары на Восточном.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Цитироватьmihalchuk пишет:
 Предполагается форсированный РД-191. 
Дык пятисосиска значительной массы не улетит на нем.  Если его и вправду можно на 10% форсировать, то там   печально все равно.    1078 тс  тяги на первой ступени с  минимальной тяговооруженностью 1.2- это всего лишь около  900 т стартовой массы.  При этом улет со старта на одном отказавшем будет недостижимой мечтой.  Оправдана ли разработка по сути нового движка  приростом в 130 т стартовой массы? И куда там давление задирать? Чтобы и серебро горело? :D

Все таки размерность УРМ и его тяговооруженность должна похоронить это чудище.

Дмитрий Инфан

#7388
Поэтому и нужна "Ангара-7". Это уже 1100 т стартовой массы.

triage

#7389
Цитироватьhttp://vpk-news.ru/articles/32438

Третий подход к рекордному весу

Свертяжелый носитель появится не раньше и не позже, чем грузы для него
Владимир Владимиров

Итак, Роскосмос приступает к проектированию ракеты-носителя сверхтяжелого класса («ВПК», № 32, 2016) с использованием советского задела по программе «Энергия» – «Буран». Известие радостное, но хлопать в ладоши рано. Эйфории здесь не место, особенно если учесть, что это уже третья по счету попытка создать подобное изделие.
Первая была в 70-е, когда создаваемая для лунной программы РН Н-1 совершила четыре неудачные попытки выйти на орбиту. Программу закрыли и приказали забыть как страшный сон. Готовые к следующим стартам ракеты порезали на металлолом. В 80-е настал черед «Энергии». Два феерических суперполета, но судьба та же. В начале 90-х программу закрыли, законсервированные и также готовые к полету РН были раздавлены обрушившейся крышей монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Что принесет третья попытка?

В Москве болели за «Зенит»

После распада Советского Союза руководство российской космической отрасли, получив в наследство от сверхдержавы гигантские активы, оказалось на распутье: а что, собственно говоря, со всем этим хозяйством делать при полном отсутствии финансирования? Еще на закате СССР с высоких трибун раздавались голоса и формировалось общественное мнение, будто народ бедно живет из-за того, что государство тратит много денег на космос. Сегодня легко копаться в прошлом, подмечая чьи-то ошибки. Однако вызывает уважение, что в те очень непростые годы удалось сохранить основной потенциал космонавтики для последующего развития. И совсем не от хорошей жизни пришлось пойти на сотрудничество с американцами по проекту МКС, где Россия до сих пор по большому счету выполняет функции извозчика.

Но были и попытки движения вперед. В 1992 году Федеральное космическое агентство объявило конкурс на создание космического ракетного комплекса тяжелого класса, который в итоге выиграл ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Изначально РН «Ангара» по компоновке походила на ставшую украинской РН «Зенит», отличаясь только навесными боковыми баками. И даже двигатель для первой ступени был зенитовский – РД-171, правда, вторая ступень планировалась уже под водородное топливо. Грузоподъемность рассчитывалась на уровне 25 тонн. Большим плюсом было то, что запускать «Ангару» предполагали со стартовых комплексов (СК), предназначенных для «Зенита». Один из них был на Байконуре, а второй строился в Плесецке.

Только сегодня стало понятно, почему тогда пришлось отказаться от этого варианта. Причины не являются техническими, а лежат исключительно в политической плоскости. В те годы руководство России пошло на поводу у самостийной Украины и в угоду ей согласилось оставить СК для «Зенитов», тем самым сохранив ее ракетостроение. Проект РН «Ангара» пришлось переделывать, а затем создавать заново и стартовый комплекс для нее, ставший в условиях безденежья долгостроем. Программа затянулась на годы.

Вообще удивительно, что «Ангара» появилась на свет и совершила первые удачные полеты, а не канула в небытие, как некоторые ее предшественники. Кто бы что ни говорил, семейство РН «Ангара» – самая современная разработка из имеющихся. Поэтому не будем охаивать ее создателей, они сделали все, что смогли. Кто не согласен с этим утверждением, пусть сделает лучше и желательно без денег. Посмотрим, что получится.

Между тем работы по «Ангаре» продолжаются. Сейчас в Центре им. Хруничева заканчивается оцифровка чертежей и совсем скоро в его омском филиале будет налажено серийное производство универсальных ракетных модулей. От их количества (1, 3 или 5) будет зависеть класс РН: легкий, средний или тяжелый.

Плесецк готовится к войне

Из свежих новостей: в Минобороны существуют планы построить на космодроме Плесецк второй СК для РН «Ангара». Все знают, что Плесецк – военный космодром. То есть новость означает: политическое и военное руководство России считает, что существует большая вероятность вооруженного противостояния в космосе в не столь отдаленном будущем. Договориться с США о запрете вывода оружия на орбиту не получается из-за яростного сопротивления американской стороны. Отсюда задача: быть начеку и готовиться к отражению любой потенциальной угрозы из космоса. При нужде народное ополчение можно собрать и подготовить за несколько дней. Звездные баталии требуют подготовки в течение многих лет и даже десятилетий.

Фото: google.com

Строительство СК в Плесецке планируют закончить к 2019 году, то есть раньше, чем аналогичный объект на космодроме Восточный. Именно такая очередность ввода в строй стартовых комплексов говорит о приоритете военной составляющей над гражданским космосом. Причем, по некоторым данным, после завершения строительства второго СК с космодрома Плесецк планируется запускать больше ракет семейства «Ангара», чем с Восточного.

Попробуем разобраться, почему наши военные, отвечающие за космос, делают ставку именно на РН «Ангара», а не на другой носитель.

Во-первых, других носителей тяжелого класса у России просто нет, да и нужно ли плодить дублеров. От «Протонов» постепенно планируют отказаться в силу токсичности их топлива. Во-вторых, грузоподъемность РН «Ангара» вполне подходит под перспективные военные грузы, что на данном этапе полностью устраивает командование Космических войск.

Не станем повторяться про военные спутники связи, разведки, топографии. С этой полезной нагрузкой все понятно. Поговорим о ядерной энергоустановке, где у России имеется передовой задел еще с советских времен. Сегодня наши ученые продолжают работы по созданию космического ядерного реактора мегаваттного класса (для сравнения: энерговооруженность МКС – 110 киловатт). Если все пойдет по плану, к 2020 году будет готов и испытан опытный образец. Основное его предназначение – быть сердцем космического межорбитального буксира, доставляющего грузы и космонавтов к Луне и Марсу.

Но энергетический модуль, что очевидно, может иметь не только гражданское применение. По своей размерности и мощности он идеально подходит как источник питания боевой космической платформы, требующей высокой энерговооруженности. Без него на орбите лазер либо электромагнитная пушка как снаряд без пороха. Конечно, чисто теоретически орбитальный реактор можно заменить солнечными батареями. Только для полноценного питания боевого лазера их площадь должна измеряться уже не квадратными метрами, а гектарами – отличная мишень.

Общепризнанный факт, что в создании космических реакторов мы значительно опережаем американцев и они очень обеспокоены нашим лидерством в этом направлении. Удивительно, но бедная Россия сейчас находится ближе к созданию ударного космического оружия, основанного на новых физических принципах, чем богатая Америка. Отсюда и попытки Запада инициировать на международной арене некое соглашение, ставящее заслон российской разработке.

Параллельно с реактором в России продолжаются работы над лазерной системой боевого применения. Пока она размещается и тестируется на транспортном Ил-76. После завершения испытаний изделие может быть установлено на космическую платформу, где и будет состыковано с ядерным реактором. Это готовый боевой модуль – гроза спутников противника.

Следует отметить, что грузоподъемность и размеры обтекателя РН «Ангара-5» идеально подходят под вес и габариты создаваемого космического реактора. Чему же удивляться, если наши военные делают ставку на этот носитель? Тем более что он собирается из универсальных ракетных модулей, которые в оцифрованном виде будут производиться поточным методом в массовом количестве. Да и стоимость их снизится при серийном производстве. Сейчас же главное – добиться положительной статистики в плане надежности РН.

Первая ступенька сверхтяжелой

Спойлер
По программе «Феникс», которая с 2015 года начала осуществляться по инициативе Роскосмоса, запланировано строительство целого семейства новых РН. Было предложено несколько вариантов, включая использование метанового топлива. Однако в итоге решили не мудрить и остановились на самом простом варианте: на первой ступени будет использоваться многократно проверенный в полетах двигатель 800-тонного класса РД-171. Именно такой ставился на РН «Зенит» и разгонные блоки РН «Энергия». В процессе эксплуатации он был модернизирован и до сих пор, имея уникальные характеристики, превосходит лучшие мировые образцы.

Неудивительно, что новый и пока не существующий носитель, рассчитанный на 17 тонн полезной нагрузки, был выбран для использования в российско-казахстанском проекте «Байтерек», причем стартовать он должен с зенитовского СК космодрома Байконур. Затраты на переделку данного комплекса будут минимальны, так как размерность и двигатель 1-й ступени у него те же, что и у РН «Зенит».

Еще следует заметить, что в свое время этот СК создавался не только для запуска спутников, но и для пилотируемых миссий. Достаточно посмотреть на передвижную башню обслуживания, чтобы убедиться в этом. Как знать, может быть, в будущем мы станем свидетелями пилотируемых стартов на новой РН.

Но самое главное, что первая ступень создаваемой РН станет моделью-прообразом разгонных блоков (1-й ступени) сверхтяжелой РН. Это исключительно верный тактический ход. Так уже было в 80-е, когда на РН «Зенит» отрабатывались разгонные блоки сверхтяжелой «Энергии». «Зенит» дебютировал в 1985-м, а через два года ушла в свой полет «Энергия». Положительный опыт взят на вооружение. Новая РН по теме «Феникс» станет этапом, ступенькой к созданию сверхтяжелой. Первый испытательный полет планируется на 2024 год.

И еще важный факт – размерность нового носителя, позволяющая транспортировать его по железной дороге, что при наших расстояниях является определяющим моментом, который нельзя не учитывать.

По завету Минобщемаша

Только после всесторонней отработки темы «Феникс» можно переходить к следующему этапу – созданию сверхтяжелой РН. Случится это в лучшем случае где-то к 2030-му, поскольку все графики создания новой космической техники по разным причинам имеют устойчивую тенденцию к продлению.

Одна из причин – финансирование. Вернемся к истории. Программа «Энергия» – «Буран» обошлась бюджету в десять миллиардов полновесных советских рублей, что составляет примерно два триллиона по нынешнему курсу. Вопрос: в состоянии страна выделить такие средства на сверхтяжелый носитель? Однозначно нет. В лучшем случае мы можем себе позволить начать эскизное проектирование, ограничившись компьютерными картинками.

Другой важный момент. Помимо того, что носитель нужно изготовить, его еще потребуется доставить к месту старта на космодром. Проблема в том, что центральный блок РН по длине и диаметру не подходит для транспортировки по железной дороге или автотранспортом. Остается только самолет, причем таковой существует пока в единственном экземпляре. Это украинский Ан-225 «Мрия», который был создан для программы «Энергия» – «Буран» с целью перевозки на своем горбу негабаритных грузов. Аналог планируется разработать по теме «Ермак» в ОАО «Ильюшин». Но она материализуется где-то в середине 2020-х, причем самый тяжелый вариант «Ермака» появится еще позже. Хотя в принципе по времени создания он реально синхронизируется со сверхтяжелой РН.

Существует, правда, альтернативный вариант транспортировки негабаритного центрального блока. Речь о перевозке по воде вниз по Волге и далее на Каспий. Но для этого заводом-изготовителем должен быть самарский РКЦ «Прогресс», а СК под сверхтяжелую РН следует создавать не на Восточном, а в Дагестане, на острове Чечень. В принципе это не самый фантастический вариант, который когда-то вполне серьезно рассматривался в Минобщемаше СССР. Во-первых, какая разница, где строить СК и куда вкладывать деньги: в Дагестан или Амурскую область. Во-вторых, можно создать многоразовые разгонные блоки, спуская их в Каспийское море на парашютах, как это делали американцы на шаттлах. На космодроме Восточный это не получится. В-третьих, этот остров расположен южнее по широте, чем Восточный и даже Байконур, – еще один плюс проекту.

Но самым главным моментом является тот факт, что выводить в космос на таком гигантском носителе сегодня нечего. Стотонных и более тяжелых космических аппаратов гражданского либо военного назначения пока не существует. На практике ракеты-носители создаются под конкретный вес и габариты полезной нагрузки, а не наоборот. Отсюда вывод: тратить в авральном порядке ресурсы на сверхмощный носитель в настоящее время нет смысла. Начинать эскизное проектирование можно и нужно, но не более того. А двигаться к созданию следует поэтапно. В противном случае произойдет никому не нужный фальстарт.

Надо быть оптимистами, но не авантюристами. Время сверхтяжелой РН непременно наступит – дайте срок. И она обязательно будет выводить грузы к Луне и Марсу, а если потребуется, то и для обороны страны потрудится. В дискуссии о сверхтяжелой ракете-носителе пора ставить точку. Ибо сверхтяжу быть, но в свое время. Придет час, и рекордный вес будет взят.
[свернуть]
Владимир Владимиров

Интересно про какое время автор пишет "Причем, по некоторым данным, после завершения строительства второго СК с космодрома Плесецк планируется запускать больше ракет семейства «Ангара», чем с Восточного." Почему коммерческих и гражданских и двойного назначения пусков РН с Восточного будет меньше чем военных с Плесецка?... Наверное пока не построят на Восточном и не пройдет несколько лет? Или еще дольше? Хотя первый коммерческий запуск Ангары с Плесецка (для Южной Кореи)

Андрей Иванов

В части РН Ангара, хорошая статья. 
Но, в таком материале не надо уходить от конкурентов, о конкуренции и борьбе за коммерческие заказы.
В сравнение и анализе ситуации, автор мог бы выйти на интересный выводы.
Так, ЦиХ ведет работу по увеличении линейки Протонов в сторону снижения энерговооруженности для расширения возможностей.
Закольцевав на РН Ангара как приемника Протона. Доля рынка линейки Протонов, со временем плавно перейдет на РН Ангара. 
Небольшой УРМ-191 есть конкурентное преимущество РН Ангара. 
Добавив информацию по Морскому Старту и РН Ангара-3, автор мог бы набраться смелости и прийти к выводу :
Российский "Частный" МС + РН А3 + возможность старта ближе к экватору, будет главным конкурентом Ф9 Маска и другим "частникам" в борьбе за "коммерцию".

p\s
В части супертяжа, статья не удалась.
"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

Павел73

ЦитироватьАндрей Иванов пишет:

В части супертяжа, статья не удалась.
Совсем не удалась. Тьфу! :evil:
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Alex_II

ЦитироватьАндрей Иванов пишет:
Российский "Частный" МС + РН А3 + возможность старта ближе к экватору, будет главным конкурентом Ф9 Маска и другим "частникам" в борьбе за "коммерцию".
Как говорит Старый - бухаха... Ладно бы вы еще Феникс назвали как ракету для МС - там хоть переделок старта по минимуму, но для А-3 то там весь старт перекурочить надо к чертовой матери... Да и самой А-3 пока в природе не существует как и серийного производства УРМов... А Маск ведь не будет десять лет (срок для освоения серийного пр-ва УРМ Омском) сидеть на жопе ровно, он будет что-то продолжать делать... Боюсь через 10 лет вам придется для конкуренции с Маском выдумать чего-то другое...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

октоген

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Поэтому и нужна "Ангара-7". Это уже 1100 стартовой массы.
Свят, свят, свят... Упаси нас Боже от этого чудища.  Надежность целых 7 сверхнапряженных движков сомнительна. А 1100 т стартовой массы все равно мало. Да и не потянет УРМ навеску на себя еще 6 собратьев.

Триблок на дефорсированных до 80% Рд-171 даст   1400 т стартовой массы при минимально приемлемой тяговооруженности 1.28.    И соответственно 40-42 т на НОО.  При этом он будет намного надежнее.

Павел73

Цитироватьоктоген пишет:
Триблок на дефорсированных до 80% Рд-171 даст 1400 т стартовой массы при минимально приемлемой тяговооруженности 1.28.    И соответственно 40-42 т на НОО. При этом он будет намного надежнее.
А если не дефорсировать, то наверно и все 50.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Павел73

ЦитироватьАндрей Иванов пишет:
Добавив информацию по Морскому Старту и РН Ангара-3, автор мог бы набраться смелости и прийти к выводу :
Российский "Частный" МС + РН А3 + возможность старта ближе к экватору, будет главным конкурентом Ф9 Маска и другим "частникам" в борьбе за "коммерцию".
Только не А-3, а Сункар.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Андрей Иванов

ЦитироватьПавел73 пишет:
ЦитироватьАндрей Иванов пишет:
Добавив информацию по Морскому Старту и РН Ангара-3, автор мог бы набраться смелости и прийти к выводу :
Российский "Частный" МС + РН А3 + возможность старта ближе к экватору, будет главным конкурентом Ф9 Маска и другим "частникам" в борьбе за "коммерцию".
Только не А-3, а Сункар.
С удовольствием согласился бы с вами, но РН Сункар ни как не успеет 2018г. 
2018 старт с МС  ...или РН Зенит .. или РН Ангара-3. 
Сами для себя определите, что для вас ближе ... но ни как не РН Сункар с готовностью 2024г.
МС до 2024 ждать не будут.
"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

Дмитрий Инфан

Цитироватьоктоген пишет:
Триблок на дефорсированных до 80% Рд-171
Если считать по камерам сгорания, то триблок РД-171 это двенадцать штук. В то время как "Ангара-7" - только семь. Даже если учесть, что дефорсированная надёжнее сверхнапряжённой, то всё равно вероятность аварии у А-7 получается меньше.

Alex_II

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Если считать по камерам сгорания, то триблок РД-171 это двенадцать штук.
Зато ТНА всего три штуки... А шансов что аварию вызовет ТНА - куда больше...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

triage

ЦитироватьАндрей Иванов пишет:
В части РН Ангара, хорошая статья.
Но, в таком материале не надо уходить от конкурентов, о конкуренции и борьбе за коммерческие заказы.
В сравнение и анализе ситуации, автор мог бы выйти на интересный выводы.
Так, ЦиХ ведет работу по увеличении линейки Протонов в сторону снижения энерговооруженности для расширения возможностей.
Если следовать логике автора и других заявлений
ЦитироватьВо-первых, других носителей тяжелого класса у России просто нет, да и нужно ли плодить дублеров.
То ПУ для тяжелого класса на территории России есть только для Ангары, а вот Казахстан это немного другой случай для военных в случае.....