Sweet dreams

Автор Дмитрий В., 22.08.2015 23:01:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьTDMS пишет:
Перечитал несколько веток по доработке Союза, Протона, разным альтернативам. Для себя сделал вывод, что лучшая Ангара это Союз-5. Я серьезно. Очень разумная и практичная ракета. Ни дать ни отнять. Будет обидно, если и ее под прессом казуистики ЦиХа, и неграмотности некоторых людей принимающих решения, тоже зарубят.

Еще немного поигрался с параметрами блоков Ангары. Выложу сюда, чтобы сами могли проверить. Если есть косяки - говорите, ввести другие цифры не проблема. Я уменьшил заправку на 15000 в боковом блоке, сухая масса уменьшилась на 750кг. Первая ступень:
Full mass503720
Empty mass39000
Isp (atm) (s)311,5
Isp (vac) (s)337,4
Thrust (vac) (t)850,4
Fuel consumption2520,451
Увеличил заправку ЦБ на 60000, сухая масса выросла на 3000. Дополнительно установил насадок на РД-191, перерасширив сопло. -25с земной УИ, +10с пустотный, +500кг к сухой. Вторая ступень:
Full mass205430
Empty mass15500
Isp (atm) (s)286,5
Isp (vac) (s)347,4
Thrust (vac) (t)212,6
Fuel consumption611,975
Третья ступень УРМ-2:
Full mass33000
Empty mass4200
Isp (atm) (s)359
Isp (vac) (s)359
Thrust (vac) (t)30
Fuel consumption83,5655
УРМ-2 конечно надо менять. РД-0124 тут ни в П,ни в КА. Но задачу я себе ставил собрать РН из того же набора двигателей.
27500кг на НОО по спредшиту с Байконура выводит. Что делать с толстым ЦБ и укороченными ББ отдельная тема. Но не думаю, что количество решаемых ими задач будет меньше, чем у текущей Ангары.
Это давно известно: уменьшить ББ и увеличить ЦБ. Странно, что у Вас всего 27,5 т получилось - у меня было, емнип, на тонну больше. Только летит к чертям принцип унификации.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

TDMS

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Это давно известно: уменьшить ББ и увеличить ЦБ. Странно, что у Вас всего 27,5 т получилось - у меня было, емнип, на тонну больше. Только летит к чертям принцип унификации.
Возможно у вас точнее расчет по массам, возможно работает то, что я закладываю дополнительное аэродинамическое сопротивление. Вроде бы писали, что спредшит этим грешит, я увеличиваю геометрические размеры ракеты на 10%. Ну и я не пытаюсь получить идеальную баллистику. Получил 200 х 200 - дальше нужно делать что-то новое ;)

А как вам оценка "А1"? Больше всего интересует расчет по массам второй ступени.

TDMS

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Только летит к чертям принцип унификации.
Унификации кого и чего? И с какой целью? Если вы о унификации всех блоков Ангары 5 самих с собой, лично я считаю это самым большим (и по сути единственным) ее недостатком. Не будь этой унификации, не было бы столько шуму.
Если вы о том, толстый ЦБ сам собой не полетит, да, вместе него в А1 мог бы использоваться первая ступень от бокового блока (чем не унификация?). И А3 с толстым ЦБ, хоть и со скрипом, с низкой тяговооруженностью, но со старта уйдет и поднимет 16 тонн. Если такая громозека не потребовалась бы по экономическим причинам, наверняка можно было бы и триплет из коротких ББ сделать. Те же 12-14 и выводил бы в зависимости от третьей ступени.

И еще. Сторонники Ангары ратуют за снижение стоимости за счет серийности.

Допустим толстый ЦБ (без двигателя, конечно ;) будет стоить в 3 раза дороже стандартного тощего. (Имхо хрень полная, но допустим). Как это отразится на цене пуска? 1%? 2%? А прибавка ПГ - 15%: с 24,5 до 28,5

sychbird

А вот интересно, никто не пробовал сравнивать паразитные массы для многоразовых блоков первой ступени в варианте Байкала и в варианте посадки как у Маска.
В первом случае крыло с шарниром, шасси, двигатель ВРД, топливо.
Во втором топливо ЖРД, посадочные опоры, решетчатые рули.

По стоимости вариант Маска предпочтительней на глаз. Интересно как обстоит дело с нагрузками на конструкцию блока.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

TDMS

#324
Цитироватьsychbird пишет:
А вот интересно, никто не пробовал сравнивать паразитные массы для многоразовых блоков первой ступени в варианте Байкала и в варианте посадки как у Маска.
Мне кажется что это практически бессмысленно. Если даже с Ангарой, где все параметры расчетные, до сих пор люди с пеной у рта доказывают опупительность ее экономической идеи, то здесь слишком много неизвестных. Ну заложите вы какие-то цифры. Посчитаете. А насколько они совпадут с действительностью? 

Смотрите, что первое приходит в голову:

Сколько реальных полетов выдержит Мерлин (Байкал)? Чтобы имело смысл смысл бодаться с многоразовостью, в СССР в свое время решили, что мотор должен иметь подтвержденный ресурс на 10 пусков и более. А может быть надо 2? Или 3? Чтобы точно знать, что он отработает, а потом не разбирая выбросить (ну точнее разбирая только первые несколько раз).
Сколько будет стоить обслуживание двигателей между полетами? Идеально, если несколько процентов от его стоимости. Но сколько именно будет? 1%? 10%? 25%?. А ведь нужно реальное число, а не бумажное.

Корпус ракет, если не заложить в него избыточную прочность, будет подвергаться деформациям которые и теоретически посчитать нельзя. Потому что каждый новый полет, это новые уникальные перегрузки. Дальше как считать?  Среднюю по больнице с большим запасом? Или дефектоскопией перед каждым запуском? Не дороговато ли?


Какой будет процент 100% удачных посадок (точно в кружок, без ударений, падений и т.п.)? Может и смысла делать нет конструкцию на 10 пусков? 3 раза и хорош.

Я все к тому, что расcчитать окупаемость многоразовой ступени или выгодность одного подхода против другого может показать только время. Соотношение паразитных масс не приблизит к оценке ни на дюйм. Просто мы будем знать, изделие А как-то соотносится с изделием Б (легче, технологичнее, дешевле и т.п.). Но как это в конечном счете отразится на многоразовом использовании и окупаемости инвестиций, - лет через 10 эксплуатации узнаем  :D  Некоторые не доживут :(

Виктор Зотов

ЦитироватьTDMS пишет:
Цитироватьsychbird пишет:
А вот интересно, никто не пробовал сравнивать паразитные массы для многоразовых блоков первой ступени в варианте Байкала и в варианте посадки как у Маска.
Мне кажется что это практически бессмысленно. Если даже с Ангарой, где все параметры расчетные, до сих пор люди с пеной у рта доказывают опупительность ее экономической идеи, то здесь слишком много неизвестных. Ну заложите вы какие-то цифры. Посчитаете. А насколько они совпадут с действительностью?

Смотрите, что первое приходит в голову:

Сколько реальных полетов выдержит Мерлин (Байкал)? Чтобы имело смысл смысл бодаться с многоразовостью, в СССР в свое время решили, что мотор должен иметь подтвержденный ресурс на 10 пусков и более. А может быть надо 2? Или 3? Чтобы точно знать, что он отработает, а потом не разбирая выбросить (ну точнее разбирая только первые несколько раз).
Сколько будет стоить обслуживание двигателей между полетами? Идеально, если несколько процентов от его стоимости. Но сколько именно будет? 1%? 10%? 25%?. А ведь нужно реальное число, а не бумажное.

Корпус ракет, если не заложить в него избыточную прочность, будет подвергаться деформациям которые и теоретически посчитать нельзя. Потому что каждый новый полет, это новые уникальные перегрузки. Дальше как считать? Среднюю по больнице с большим запасом? Или дефектоскопией перед каждым запуском? Не дороговато ли?


Какой будет процент 100% удачных посадок (точно в кружок, без ударений, падений и т.п.)? Может и смысла делать нет конструкцию на 10 пусков? 3 раза и хорош.

Я все к тому, что расcчитать окупаемость многоразовой ступени или выгодность одного подхода против другого может показать только время. Соотношение паразитных масс не приблизит к оценке ни на дюйм. Просто мы будем знать, изделие А как-то соотносится с изделием Б (легче, технологичнее, дешевле и т.п.). Но как это в конечном счете отразится на многоразовом использовании и окупаемости инвестиций, - лет через 10 эксплуатации узнаем  :D  Некоторые не доживут  :(
Здравые соображения. И добавить нечего.

Alex_II

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Только летит к чертям принцип унификации.
Так он вроде и так уже практически улетел, даже без подобных доработок, не?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

vlad7308

Цитироватьsychbird пишет:
А вот интересно, никто не пробовал сравнивать паразитные массы для многоразовых блоков первой ступени в варианте Байкала и в варианте посадки как у Маска.
В первом случае крыло с шарниром, шасси, двигатель ВРД, топливо.
Во втором топливо ЖРД, посадочные опоры, решетчатые рули.

По стоимости вариант Маска предпочтительней на глаз. Интересно как обстоит дело с нагрузками на конструкцию блока.
пробовали
только для байкала брались бумажные цифры

и сравнивать кстати надо не только массы, но и стоимость этих масс. и много еще чего.
как выше верно написал TDMS
это оценочное суждение

m-s Gelezniak

Цитироватьvlad7308 пишет:
Цитироватьsychbird

пишет:
А вот интересно, никто не пробовал сравнивать паразитные массы для многоразовых блоков первой ступени в варианте Байкала и в варианте посадки как у Маска.
В первом случае крыло с шарниром, шасси, двигатель ВРД, топливо.
Во втором топливо ЖРД, посадочные опоры, решетчатые рули.

По стоимости вариант Маска предпочтительней на глаз. Интересно как обстоит дело с нагрузками на конструкцию блока.
пробовали
только для байкала брались бумажные цифры

и сравнивать кстати надо не только массы, но и стоимость этих масс. и много еще чего.
как выше верно написал TDMS
Плюс Баржа и попадание в неё... . ;)
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

sychbird

Любое ТЭО делается на ряде исходных допущений. Как правило в пользу оцениваемого объекта. 
То, что истинный ответ даст только практика - момент очевидный. Даже более того, эффективность в одних условиях не гарантирует абсолютной эффективности в любых условиях.

Но это не значит что ТЭО бессмысленно вообще. Оно дает разработчику ориентиры в поиске. Что более существенно и при каких условиях. 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Kap

#330
ЦитироватьTDMS пишет:
Сколько реальных полетов выдержит Мерлин (Байкал)?
Производитель Мерлина говорит что 40.
ЦитироватьTDMS пишет:
Корпус ракет, если не заложить в него избыточную прочность, будет подвергаться деформациям которые и теоретически посчитать нельзя. Потому что каждый новый полет, это новые уникальные перегрузки.
Жуть какая. Истребитель значит держит свои 8-9 же максимальной эксплуатационной перегрузки без деформации (деформации получаются при превышении пилотом максимальной эксплуатационной), а ракета свои 4-5 же ну ни как? Да, у самолета все нагрузки идут на одно узкое место - консоли крыла, и они там на сгиб, а вот у ракеты - растяжение ибо наддув. Про уникальность перегрузок у РН по сравнению с истребителем вообще молчу.
ЦитироватьTDMS пишет:
Сколько будет стоить обслуживание двигателей между полетами?
Очевидно меньше чем создание современный цикл производство нового двигла - ОСИ двигла - переборка и промывка после ОСИ.
ЦитироватьTDMS пишет:
Я все к тому, что расcчитать окупаемость многоразовой ступени или выгодность одного подхода против другого может показать только время.
Для Шаттла условие окупаемости назвали еще конце 1960х - минимум 24-30 запуска в год. Все конские цены на межполетное и подвесной бак - следствие не выхода на плановую серийность. Можно сравнить на сколько стоимость полета была выше расчетной и отношения планировавшегося числа  полетов к реальному - числа будут близки.

А вот когда в СССР завалили изначальный Буран с многоразовыми боковушками и водородниками в орбитере а сделали то, что сделали - придумали байку про вумных экспертов-экономистов (причем поголовно анонимусов) еще в начале 70х понявших экономическую неэффективность Шаттла (комиссии Конгресса не поняли, а эти поняли, вот только почему у нас тогда с экономикой была и есть полная задница при таких-то экспертах?) и радеющих о безопасности Родины военных, которые поняли коварный замысел супостата делать Шаттлами СОИ (более чем за 10 лет до объявления программы, ага) и заказали правильный Буран с дешовой одноразовой Энергией.

TDMS

ЦитироватьKap пишет:
Жуть какая. Истребитель значит держит свои 8-9 же максимальной эксплуатационной перегрузки без деформации (деформации получаются при превышении пилотом максимальной эксплуатационной), а ракета свои 4-5 же ну ни как? Да, у самолета все нагрузки идут на одно узкое место - консоли крыла, и они там на сгиб, а вот у ракеты - растяжение ибо наддув. Про уникальность перегрузок у РН по сравнению с истребителем вообще молчу.
Большое Ж вообще нам с вами опаснее чем ракете. Говорят, заносит на поворотах. Если честно, не знал, что при торможении у Фалькона 4-5g   :o   Да и не важны они. Речь о нагрузках.

Возможно вы правы, и модель посадки Фалькона полностью расчетная. Кувыркания в нижнем космосе можно предотвратить, тормозить перед входом в атмосферу с заданными параметрами перегрузок строго по оси, спуск в атмосфере с заданной скоростью и нагревом корпуса, посадка тоже расчетная. Есть небольшая составляющая изгибающих нагрузок из-за рулей, но тут просто должны стоять ограничения углов, чтобы ракету не порвало.
ЦитироватьKap пишет:
Очевидно меньше чем создание современный цикл производство нового двигла - ОСИ двигла - переборка и промывка после ОСИ .
Очевидно, что "очевидно меньше". А граммах это сколько?  :)  Сколько стоит "переборка"? Какие части двигателя нужно заменять? С какой периодичностью? Какова их стоимость?

Все известные многоразовые программы, как совершенно верно заметил sychbird, в ТЭО закладывают оптимистичные оценки стоимости обслуживания, надежности и количества планируемых запусков. И хотя пока что удалось провести только один натурный эксперимент, его результат оказался не совсем удачным. Из-за оптимистичной оценки, как вы сами заметили.

Kap

ЦитироватьTDMS пишет:
Большое Ж вообще нам с вами опаснее чем ракете.
Если "мы с вами" - это люди как таковые, то космонавты кратковременно держат до 20 же, включительно. РН от такого сломаются.
ЦитироватьTDMS пишет:
Если честно, не знал, что при торможении у Фалькона 4-5g
При разгоне перед разделением ступеней.
ЦитироватьTDMS пишет:
Да и не важны они. Речь о нагрузках.

F = m*a. Ну и наиболее нагруженное место - крепление двигла - на Земле вполне моделируется.
ЦитироватьTDMS пишет:
Очевидно, что "очевидно меньше". А граммах это сколько?[IMG]Сколько стоит "переборка"? Какие части двигателя нужно заменять? С какой периодичностью? Какова их стоимость?
Это надо у главбуха СпейсИкс спрашивать. Сколько стоят зарплаты и амортизация на производстве двигателей и на ОСИ с переборкой. Но то что все современные двигатели по факту многоразовые и перед стартом прожигаются и перебираются - факт. Смысла делать ОСИ летавшим двигателям я лично не вижу.
ЦитироватьTDMS пишет:
Все известные многоразовые программы, как совершенно верно заметил sychbird , в ТЭО закладывают оптимистичные оценки стоимости обслуживания, надежности и количества планируемых запусков. И хотя пока что удалось провести только один натурный эксперимент, его результат оказался не совсем удачным. Из-за оптимистичной оценки, как вы сами заметили.
Так не надо делать свой Шаттл 15 лет или около того - коньюктуру рынка спрогнозировать будет проще.

Старый

ЦитироватьДмитрий В. пишет: Это давно известно: уменьшить ББ и увеличить ЦБ. Странно, что у Вас всего 27,5 т получилось - у меня было, емнип, на тонну больше. Только летит к чертям принцип унификации.
Дык "принцип унификации" Ангару и погубил. Как ракету, естественно. 

Однако с максимальной ПН не совсем понятно. Если масса Ангары-5 в 2.5 раза больше чем Союза-2 то и ПН (при таком же оптимальном соотношении ступеней как у Союза) должна быть в 2.5 раза больше т.е 20 тонн. 
 Откуда 28-30 тонн то? Лишние 15 секунд удельного импульса на первых ступенях обеспечивают такой рост Мю ПН? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьsychbird пишет:
А вот интересно, никто не пробовал сравнивать паразитные массы для многоразовых блоков первой ступени в варианте Байкала и в варианте посадки как у Маска.
В первом случае крыло с шарниром, шасси, двигатель ВРД, топливо.
Во втором топливо ЖРД, посадочные опоры, решетчатые рули.
Если проводить аналогии с вариантом Маска то ВРД и топлива у Байкала не должно быть. Только крыло и шасси. Посадка должна производиться на аэродром расположеный в районе штатного падения блока, так же как у Маска в это место выдвигается баржа. 

ЦитироватьПо стоимости вариант Маска предпочтительней на глаз. Интересно как обстоит дело с нагрузками на конструкцию блока.
Конструкция обеспечит. Надо смотреть сколько топлива Маск сжигает на торможение и посадку. Не будет ли крыло легче. Мне чтото подсказывает что будет.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Kap

ЦитироватьСтарый пишет:
Надо смотреть сколько топлива Маск сжигает на торможение и посадку.
В основном на торможение перед атмосферой - свыше 1 км/с дельтавы.
ЦитироватьСтарый пишет:
Не будет ли крыло легче. Мне чтото подсказывает что будет.
Крыло и конструкция ступени, выдерживающая вход в атмосферу, легче не будет.

Старый

ЦитироватьKap пишет: 
Крыло и конструкция ступени, выдерживающая вход в атмосферу, легче не будет.
Вход первой ступени довольно мягкий. У обычных ракет вон целенькими долетают.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

fagot

ЦитироватьСтарый пишет:
Однако с максимальной ПН не совсем понятно. Если масса Ангары-5 в 2.5 раза больше чем Союза-2 то и ПН (при таком же оптимальном соотношении ступеней как у Союза) должна быть в 2.5 раза больше т.е 20 тонн.
 Откуда 28-30 тонн то? Лишние 15 секунд удельного импульса на первых ступенях обеспечивают такой рост Мю ПН?
Первые ступени работают в вакууме от самой земли? Ну и массовое совершенство нужно сравнивать.

Apollo13

ЦитироватьСтарый пишет:
Конструкция обеспечит. Надо смотреть сколько топлива Маск сжигает на торможение и посадку. Не будет ли крыло легче. Мне чтото подсказывает что будет.

Я как-то на форуме пробовал прикидывать. Примерно 3-4т на ноги, рули и пр + 35-36т топлива.

Интересно, что отношение полной массы к конечной у Фалкона и Байкала довольно близкое. Как будет если Байкал увеличить в 4 раза хз.

Kap

#339
ЦитироватьСтарый пишет:
Вход первой ступени довольно мягкий. У обычных ракет вон целенькими долетают.
У Фалькона-9 с его конструкционным числом за 20 - не долетает. Ну и боковушки Союза отсекаются раньше.