Mars Colonial Transporter

Автор Димитър, 30.01.2015 19:02:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Max Andriyahov

Цитата: makdy от 13.12.2020 18:06:11Лучше все коммуникации делать внутри - тогда будет замкнутое пространство для любых ремонтных работ на любой планете/астероиде.
А если дырка в борту - придется карячиться внутри в скафандре.

Sam Grey

#24201
Почему полёт Starship SN8 закончился взрывом при посадке?

Автор: Елисей Маслов


Испытательный полёт Starship SN8 состоялся 9 декабря 2020 года в 22:45 на космодроме в Бока-Чика на юге Техаса (Видео запуска с правильного момента: youtu.be/ap-BkkrRg-o?t=6487
Планировалось, что в ходе испытания образец корабля совершит свой необычный полёт на высоту ~12,5 км и вернётся на космодром. Большинство задач полёта действительно были выполнены.

Каковы были задачи испытательного полёта?

Можно выделить следующие основные задачи, не выполнявшиеся ранее:
Полёт на трёх двигателях Raptor
Остановка двигателей в полёте
Зависание на высоте 12 км
Переворот в горизонтальное положение и контролируемое падение
Переключение двигателей на питание топливом от «посадочных» баков
Запуск двигателей в падении и переворот в вертикальное положение
Посадка (однако, уже выполнялась ранее)

Полёт на трёх двигателях Raptor

Увеличение количества двигателей до трёх кажется простой задачей, но это не так. В полёте от двигателя на конструкцию действуют усилия и вибрации. Чем больше двигателей, тем больше и того и другого. На SN6 на днище кислородного бака, где установлены двигатели, действовала сила около 150 тонн-сил. В ходе полёта SN8 это уже были 500 тонн-сил. Примерно столько весит полностью заправленная ракета Falcon 9. Также существует возможность совпадения случайных вибраций от двигателей, что может дать нагрузку на конструкцию корабля, близкую к предельной.
Помимо вибраций, газовая струя от двигателя создаёт мощные акустические колебания. Достаточно открыть стрим любого ночного запуска Falcon 9 и убедиться, как эти волны сильны в первые секунды подъёма ракеты – водяной пар вокруг ракеты начинает буквально пульсировать ([url="youtu.be/J442-ti-Dhg?t=894[/url]).
Примерно 0,5% мощности ракетного двигателя преобразуется в звуковые колебания. Так, во время полёта SN8 мощность звуковых колебаний от 3 двигателей Raptor была около 100 МВт, что сопоставимо с звуковой мощностью всех девяти двигателей Merlin 1D, составляющей около 116 МВт. Большая часть этой энергии разлеталась в разные стороны, но часть воздействовала на корабль, рискуя вызвать дополнительные вибрации и отказы ещё неотлаженного оборудования. Успешный полёт SN8 доказал, что Starship может летать с 3 двигателями, не разваливаясь на части.

Остановка двигателей в полёте

Аналогично предыдущей, эта задача также представляет сложность. На корабле установлены 3 двигателя, ни один из которых не установлен по центру. Останавливая хотя бы один из них, суммарное направление вектора тяги двух оставшихся перестанет совпадать с осью корабля, из-за чего тот станет лететь, завалившись на бок. Можете открыть стрим полёта SN6, где это показано наглядно ([url="youtu.be/MdAKrzOLQTg[/url]). Одно дело, когда у корабля от старта и до посадки запущены не все двигатели, и совсем другое, когда двигатели запускаются/останавливаются прямо во время полёта. Оставшиеся работать двигатели могут не успеть отклониться в новое положение, корабль потеряет устойчивость и перевернётся. SN8 дважды успешно прошёл это испытание – из 3 двигателей остановили сначала один, а потом ещё один. Корабль при этом продолжал свой уверенный полёт.

Зависание на высоте 12 км

В ходе полёта SN6 мы уже видели что-то подобное, но здесь зависание было необходимо для создания начальных условий для решения следующей задачи – контролируемого падения. Вероятно, в SpaceX считали, что начинать падение необходимо сначала «остановившись». Это имеет смысл, так как продолжая двигаться вверх, корабль мог перевернуться не той стороной, или даже начать вращаться, что привело бы к провалу оставшейся программы полёта. Как бы там ни было, Raptor SN42 отработал на отлично. Кстати, этот полёт – одно из самых долгих известных мне испытаний двигателя Raptor. SN42, остановленный последним, непрерывно работал в течение 4 минут 40 секунд (280 секунд), что очень даже неплохо.

Переворот в горизонтальное положение и контролируемое падение

Из состояния зависания корабль повернулся наветренной стороной к Земле (по направлению дальнейшего полёта) и начал падать. Переворачиваться ему активно помогали маленькие азотные двигатели RSC верхней части корабля, что также видно на кадрах со стрима ([url="youtu.be/ap-BkkrRg-o?t=6774[/url]). Слаженная работа «крыльев» сделала переворот и дальнейший полёт контролируемыми. Аэродинамические поверхности, чем-то напоминающие самолётные закрылки, отклоняясь на определённый угол, то увеличивают, то уменьшают аэродинамическое сопротивление соответствующей стороны корабля, что позволяет задавать ориентацию в пространстве и контролировать падение. При учёте дальнейшего точного попадания в место посадки, можно говорить, что корабль достаточно эффективно боролся с ветром и прибыл в заданную точку пространства, где впоследствии были запущены двигатели.

Переключение двигателей на питание топливом от «посадочных» баков

Для питания двигателей Raptor на SN8, впрочем, как и на всех будущих образцах корабля Starship, будут использоваться баки с основным запасом окислителя (кислорода) и горючего (метана), а также баки с дополнительным запасом тех же окислителя и горючего. Дополнительное, отдельное расположение части запаса компонентов топлива необходимо для сохранения его температуры, пока корабль будет находиться на орбите, чтобы потом обеспечить посадку корабля. Дополнительный бак окислителя находится в носовой части корабля, выступая заодно в качестве противовеса двигателям, а бак с метаном в нижней части – между основными баками окислителя и горючего. При взлёте питание двигателей обеспечивают основные баки, но для приземления необходимо переключиться на компоненты топлива из дополнительных. Судя по факту запуска двух двигателей Raptor, переключение источника питания топливом произошло успешно. Третий двигатель запускать не планировалось.

Запуск двигателей в падении и переворот в вертикальное положение

При повторном запуске двигатели Raptor вынуждены были запускаться, располагаясь под необычным углом (не вертикально и не горизонтально) и испытывая повышенную перегрузку. Насколько известно, у SpaceX есть испытательные стенды для двигателей Raptor, где двигатели устанавливаются в строго вертикальное или строго горизонтальное положение, и испытывают обычную для нас перегрузку 1 ед (9,8 м/с^2). Однако в момент повторного запуска корабль и двигатели были повёрнуты к вертикальной оси под значительным углом, практически под прямым. Испытание доказало, что Raptor можно успешно запустить в таких необычных условиях.
Ещё перед поочерёдным запуском двух двигателей, те отклонились в крайнее положение, чтобы с первой секунды создавать тягу в нужном направлении ([url="youtu.be/ap-BkkrRg-o?t=6882[/url]). Raptor SN42, который не планировалось запускать, предварительно отклонился в другую сторону, чтобы не мешать двум другим двигателям. Активную помощь двигателям оказывали «крылья» корабля – нижние «крылья» были полностью сложены, а верхние переведены в нейтральное положение, чтобы помочь перевороту и в дальнейшем работать как стабилизатор. Корабль начал переворачиваться. Не дожидаясь завершения переворота, двигатели оперативно отклонились в противоположное положение, чтобы погасить вращение корабля и вовремя его остановить. За несколько секунд SN8 успешно завершил переворот и занял близкое к вертикальному положение.

Посадка

Через несколько секунд после переворота Starship SN8 стало понятно - что-то пошло не так и успешную посадку мы не увидим. Еще при нацеливании корабля на посадочную площадку газовая струя одного из двигателей окрасилась в зелёный цвет, а второй и вовсе был остановлен. Через несколько секунд корабль рухнул на посадочную площадку, взорвался и был таков. Успешная посадка так и не состоялась, но по известному месту удара о бетон и понимании некоторой неуправляемости корабля в последние секунды можно судить, что приземление должно было быть точным.

Что же случилось при посадке?

Через некоторое время после полёта Starship SN8 Илон написал в твиттер ([url="twitter.com/elonmusk/status/1336809767574982658[/url]), что давление в дополнительном («посадочном») баке горючего было слишком низким для нормальной работы двигателей Raptor. Похоже, так оно и было, ведь сказанное и увиденное неплохо сочетаются друг с другом.

Итак, давление метана на входах в двигатели упало. Из-за этого практически сразу был (видимо, автоматически) остановлен один из двух запущенных двигателей. Второй продолжил работу, но так как кислорода стало поступать сравнительно больше, чем метана, то режим работы и охлаждения двигателя нарушился – он стал буквально сгорать изнутри. Зелёный цвет газовой струи, вероятно, был вызван горением медных оболочек, помогающих двигателю охлаждаться. Любопытно, что Raptor боролся до самого конца, испытывая очевидный недостаток входного давления одного из компонентов топлива.

Почему давление в метановом баке упало до недопустимого?

На любой ракете есть система наддува топливных баков, которая должна обеспечивать закачку газа, часто подогретого, в верхнюю часть баков. Газ давит на компонент топлива и, тем самым, создаёт необходимое давление на входе в двигатель. Насколько известно, для двигателя Raptor необходимо входное давление жидкого кислорода 6 бар (0,6 МПа или около 6 атмосферных давлений). Минимально допустимое входное давление жидкого метана, скорее всего, должно быть меньше этого – в районе 3,5...5 бар. Если учесть, что двигатели при посадке, скорее всего, дросселировали (снижали тягу) до 50...60% от номинальной тяги, то можно предположить, что минимально допустимое входное давление метана на дроссельном режиме должно быть ещё ниже – около 2,5...3 бар. Но даже такого сравнительно низкого давления там не нашлось. Топливные баки Starship, напомню, могут выдерживать давление 8,5 бар, обеспечивая коэффициент безопасности (запаса) 1,4.

Причин отказа может быть несколько. Истинная - вероятно, одна из них.

Неправильные алгоритмы системы управления. Система управления могла просто «забыть» наддуть топливный бак метана, но такая причина маловероятна. Судя по практически идеальной остальной части полёта, вряд ли в программу забыли добавить операцию наддува топливного бака.

Неправильный расчёт системы наддува. Иногда недооценивают сложность задачи пневмогидравлических систем подачи топлива. Да, двигатели часами отрабатывают на стендах, но двигатели работают в условиях, которые обеспечивает пневмогидравлическая система. Обеспечение необходимого давления и сплошности среды на входах в двигатели только со стороны кажется простой задачей. Но если мы начнём перечислять вариативные факторы, то становится ясна сложность: топливо заправляют с различными содержанием газа и температурой; от двигателя приходит различное количество газа наддува с непостоянной температурой; ракета подвержена разным колебаниям, переворотам и торможениям (особенно SN8); показания датчиков и скорость срабатывания клапанов не идеальны; и прочее. Так что, неудивительно, что расчёт системы мог быть выполнен без учёта какого-то важного фактора, или например, расчётная и монтажная схемы трубопроводов отличались друг от друга.

Отказ системы наддува. Вероятная причина, вызванная отказом какого-нибудь клапана или регулятора давления при отсутствии его дублирования (второй такой же клапан, работающий при отказе первого). Первая ступень Falcon 9 B1050 уже однажды не смогла вернуться (youtu.be/Esh1jHT9oTA?t=1338) из-за отказа основной системы и отсутствия дублирующих элементов. В дальнейшем это исправили.

Разгерметизация метановой топливной системы. Также не самая последняя причина. Разгерметизация стыка или трубопровода вполне могла привести к такому катастрофическому падению давления вплоть до атмосферного. Как мы выяснили выше, Raptor в таких условиях работать не может.

Так или иначе, SpaceX уже информированы об истинной причине, и вскоре она будет устранена.

Оригинал: vk.com/spacex?w=wall-41152133_276966

strapel

Цитата: V.B. от 13.12.2020 17:59:46
Цитата: strapel от 13.12.2020 13:12:36Оказывается во время полета пространство под носовым обтекателем наддуто и похоже неслабо.

А вот чем оно было наддуто в этом полете ::) и чем оно будет наддуваться во время полета к марсу (как к этому отнесутся покорители) ;) - вопрос
На этой фотке видна труба, выходящая из обтекателя и входящая в нижнюю часть бака метана:



Если бы они хотели просто соединить эти два объема, достаточно было бы отверстия в верхнем днище. Возможно внутри бака метана эта труба поворачивает вниз и входит в бак кислорода. Но тогда непонятно, почему бы не сделать вход в бак кислорода снаружи? Очередная загадка.
На 1й картинке отмечено одно из мест крепления баллононов для газа (азот?) под высоким давлением. Этим газом питают двигатели ориентации.

И, мое ИМХО, им-же наддувают посадочные баки и обьем под носовым обтекателем.

Возможно на 2й картинке я отметил место, на посадочном баке горючего, куда приходит та труба о которой вы говорите.

garg

Цитата: Sam Grey от 13.12.2020 18:48:30Неправильные алгоритмы системы управления. Система управления могла просто «забыть» наддуть топливный бак метана, но такая причина маловероятна. Судя по практически идеальной остальной части полёта, вряд ли в программу забыли добавить операцию наддува топливного бака.
Мда. И ведь не лечится. Программа полета это не единое целое, это отдельные шаги. И отдельные системы. В чем невозможность прошляпить только в части поддержания давления в посадочных баках не использующихся при взлете и планировании - только Аффтору известно.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Старый

Цитата: Zhilinsky Valerij от 13.12.2020 14:14:28Я думаю, что Бигелоу ещё не сказал своего последнего слова. Там проблема в том, что Роберт Бигелоу весьма в преклонных годах, и сейчас, во время эпидемии, вынужден соблюдать крайнюю осторожность. Бигелоу, конечно, подставили ножку в пользу Axiom space, созданной выходцами из НАСА под руководством Суффредини.
Вот же ж какое перспективное направления бизнеса! Пророк умер или ему подставили ножку и всё, кранты отелям на орбите...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Sam Grey

Цитата: Старый от 13.12.2020 19:52:13
Цитата: Zhilinsky Valerij от 13.12.2020 14:14:28Я думаю, что Бигелоу ещё не сказал своего последнего слова. Там проблема в том, что Роберт Бигелоу весьма в преклонных годах, и сейчас, во время эпидемии, вынужден соблюдать крайнюю осторожность. Бигелоу, конечно, подставили ножку в пользу Axiom space, созданной выходцами из НАСА под руководством Суффредини.
Вот же ж какое перспективное направления бизнеса! Пророк умер или ему подставили ножку и всё, кранты отелям на орбите...

Боб Бигелоу, по признаниям бывших сотрудников компании, уже несколько лет назад кукухой поехал. Причем, по серьезному - с поисками прячущихся инопланетян по ночам, внезапными увольнениями целых отделов, с обоснованием из рода "я теперь так чувствую", и т.д.
Забудьте, короче.

Я ожидал, что оставшееся наследство купит кто-то типа блюшников, но даже Безосу это все, очевидно, показалось не заслуживающим внимания.

Zhilinsky Valerij

Цитата: Старый от 13.12.2020 19:52:13
Цитата: Zhilinsky Valerij от 13.12.2020 14:14:28Я думаю, что Бигелоу ещё не сказал своего последнего слова. Там проблема в том, что Роберт Бигелоу весьма в преклонных годах, и сейчас, во время эпидемии, вынужден соблюдать крайнюю осторожность. Бигелоу, конечно, подставили ножку в пользу Axiom space, созданной выходцами из НАСА под руководством Суффредини.
Вот же ж какое перспективное направления бизнеса! Пророк умер или ему подставили ножку и всё, кранты отелям на орбите...
У Роберта Бигелоу есть, ЕМНИЛ, внук, который сейчас в самом расцвете сил. Проблемы этой семьи именно сейчас не уникальны - их гостиничный бизнес, который обеспечивал их жизнь и обеспечивал финансирование планов, из-за пандемии находится в очень плачевном состоянии. Впрочем, Бигелоу не один такой. Но пандемия через год или два будет подавлена, и тогда начнется рост самых разных бизнесов.
   
Но самое главное состоит в том, что, если это направление не перспективно, то никто и не будет "подставлять ножку". Axiom Space уже строит свой коммерческий модуль для МКС, уже готовит свою коммерческую станцию. Так что никаких "крантов" я не вижу, но, больше того, предполагаю, что Axiom Space не имея опыта работы в конкурентном бизнесе, лет за 10-15 проиграет конкурентам.
   

   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Старый

Цитата: Sam Grey от 13.12.2020 19:58:46Я ожидал, что оставшееся наследство купит кто-то типа блюшников, но даже Безосу это все, очевидно, показалось не заслуживающим внимания.
По моему наследия то не осталось.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Zhilinsky Valerij

Цитата: Sam Grey от 13.12.2020 19:58:46Я ожидал, что оставшееся наследство купит кто-то типа блюшников, но даже Безосу это все, очевидно, показалось не заслуживающим внимания.
Вариант с продажей бизнеса, в том числе Безосу или Маску вполне реален. Но надо подождать конца пандемии, и посмотреть, как будут дела у семьи Бигелоу.
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Дмитрий Виницкий

Можно узнать, а в чем сам бизнес-то? ;D
+35797748398

Штуцер

Рокеткамщики!
Камер полно, и с борта и с земли.
Так в чем причина низкого давления на водах двигателей?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

benderr

ЦитироватьВариант с продажей бизнеса, в том числе Безосу или Маску вполне реален. Но надо подождать конца пандемии, и посмотреть, как будут дела у семьи Бигелоу
Да, не повезло бигелу...

А вот "фигляру маску" пандемия нипочем.
Загадка аднака.. ::)
11-18
сначала,ущербные,
ПОЧИНИТЕ ГРЕБАНЫЕ ДОРОГИ!!!
потом,
если сможете
-летайте хоть к Кассиопее.
ПАЗ-срамота России.

LRV_75

Цитата: garg от 13.12.2020 19:09:30
Цитата: Sam Grey от 13.12.2020 18:48:30Неправильные алгоритмы системы управления. Система управления могла просто «забыть» наддуть топливный бак метана, но такая причина маловероятна. Судя по практически идеальной остальной части полёта, вряд ли в программу забыли добавить операцию наддува топливного бака.
Мда. И ведь не лечится. Программа полета это не единое целое, это отдельные шаги. И отдельные системы. В чем невозможность прошляпить только в части поддержания давления в посадочных баках не использующихся при взлете и планировании - только Аффтору известно.
Тоже обратил на это внимание. 
Впрочем, реальная причина испытателям наверняка уже известна.
Думаю скоро озвучат.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

benderr

Цитата: Штуцер от 13.12.2020 20:31:40Рокеткамщики!
Камер полно, и с борта и с земли.
Так в чем причина низкого давления на водах двигателей?
Дак уже ж писали:НЕДОЛИВ вакуума!
Не? ;D
11-18
сначала,ущербные,
ПОЧИНИТЕ ГРЕБАНЫЕ ДОРОГИ!!!
потом,
если сможете
-летайте хоть к Кассиопее.
ПАЗ-срамота России.

Ну-и-ну

Цитата: benderr от 13.12.2020 20:35:59
Цитата: Штуцер от 13.12.2020 20:31:40Рокеткамщики!
Камер полно, и с борта и с земли.
Так в чем причина низкого давления на водах двигателей?
Дак уже ж писали:НЕДОЛИВ вакуума!
Не? ;D
Почему сразу "недолив"? Усушка!

LRV_75

Цитата: benderr от 13.12.2020 20:32:50
Цитата: undefinedВариант с продажей бизнеса, в том числе Безосу или Маску вполне реален. Но надо подождать конца пандемии, и посмотреть, как будут дела у семьи Бигелоу
Да, не повезло бигелу...

А вот "фигляру маску" пандемия нипочем.
Загадка аднака.. ::)
Маск проводит испытания непилотируемые. 
А гостиничный бизнес в космических отелях это толпы народа на ресепшене, в коридорах, лифтах, ресторане.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Quetzalcoatl

Цитата: Dulevo от 13.12.2020 17:22:48Соучредитель Future Ventures и DFJ

Дурак, дурак, а свои 3 рубля  миллиона имеет.  член совета директоров СпейсХ и Теслы.
Спасибо, понял. Это Стив Юрветсон (Steve Jurvetson), известный предприниматель, домогатель, и пидарас. При Трампе он имел какой-то вес, но при Байдене его карьера, ИМХО, пойдет вниз  и он уже будет никто.  ::)

Sam Grey

Цитата: Quetzalcoatl от 13.12.2020 20:51:43
Цитата: Dulevo от 13.12.2020 17:22:48Соучредитель Future Ventures и DFJ

Дурак, дурак, а свои 3 рубля  миллиона имеет.  член совета директоров СпейсХ и Теслы.
Спасибо, понял. Это Стив Юрветсон (Steve Jurvetson), известный предприниматель, домогатель, и пидарас. При Трампе он имел какой-то вес, но при Байдене его карьера, ИМХО, пойдет вниз  и он уже будет никто.  ::)
" При Трампе он имел какой-то вес" - я знаю что вы абсолютно не в теме, но мне просто интересно - откуда такие заявления? Посто чтобы спизднуть что-то?)

"In 2016, President Barack Obama appointed Steve Jurvetson as a Presidential Ambassador for Global Entrepreneurship.
В ноябре 2019 и он, и Карла собирали деньги в фонд демократической партии, собрав $3.5 миллиона, и т.д., и т.п. 

Zhilinsky Valerij

Цитата: Старый от 13.12.2020 20:13:25
Цитата: Sam Grey от 13.12.2020 19:58:46Я ожидал, что оставшееся наследство купит кто-то типа блюшников, но даже Безосу это все, очевидно, показалось не заслуживающим внимания.
По моему наследия то не осталось.
Завод, патенты и разработки никуда не делись. Другое дело, что сейчас это стоит недорого - но тем лучше для покупателя.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Zhilinsky Valerij

Цитата: Дмитрий  Виницкий от 13.12.2020 20:16:54Можно узнать, а в чем сам бизнес-то? ;D
Можно. Спросите Майка Суфредини (Mike Suffredini), он вам расскажет.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.