SpaceX семейство метановых двигателей Raptor

Автор igorvs, 26.10.2013 01:05:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fagot

Цитата: opinion от 14.08.2024 21:29:06
Цитата: fagot от 14.08.2024 19:15:18Обтекатель мал только для Старлинков, для остальных применений вполне достаточен, и вряд ли его увеличение является непреодолимой проблемой.
Это не так. Существует обязательство перед военными сделать обтекатель большего размера.
Если цитату не обрезать, то будет гораздо лучше. :)
Цитата: opinion от 14.08.2024 21:29:06Кроме того, старлинки сейчас выводятся на очень низкие орбиты, что говорит о том, что есть ограничения не только по размеру обтекателя, но и по массе выводимой ПН. Иначе не было бы смысла тратить рабочее тело на спутниках и рисковать их потерей в случае любых отклонений от номинала.
При любом раскладе довыведение на ЭРД дает выигрыш в массе по сравнению с химическим РД, а орбита вполне нормальная. Я смотрю потеря одной пачки народ слегка возбудила, только вот никаких гарантий, что отклонение от номинала позволит спасти спутники и при высокой целевой опорной орбите.

fagot

Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 20:20:27Он другой. Никто толком не знает, насколько он отличается, но другой. ЦБ ФХ не используются как 1ст Ф9 и наоборот. И даже не переделываются один в другой, как боковые блоки.
Другой он в плане толщины обечаек и/или количества и толщины силового набора, а оборудование для производства то же и двигатели те же, и старт.
Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 20:17:51один бустер ф9 летает 20+ раз. На 120 пусков в год нужно всего 6-7 бустеров.
А завод и так "напряжен" до предела, насколько можно судить. Так что выпуск дополнительно двух-трех ЦБ ФХ - бремя, а не маленькая подработка
На фоне количества вторых ступеней это ни о чем.

Demir_Binici

Цитата: Prokrust от 15.08.2024 11:45:29Если бы возврат ЦБ был реален, Маск бы это сделал.
Если бы вы поняли смысл прочитанного, вы бы этого не написали. Возврат вполне реален для определенных нагрузок.
Цитата: Prokrust от 15.08.2024 11:45:29FH принципиально сделан так, что ЦБ выступает в роли промежуточной ступени.
Именно так. Пользуясь советской терминологией - F9 2-х ступенчатая ракета, FH - 3-х ступенчатая.
Цитата: Prokrust от 15.08.2024 11:45:29Слишком большую скорость набирает - затормозить никак. Если же набирать будет меньше - весь смысл конструкции теряется.
6.5 тонн на GTO-1500 вполне реально сесть всем 3-м ступеням. Но крайне мало таких заказов. Но если напрямую на GEO выводить - всего примерно 3.5 тонны будет. Для военных это маловато. Зато без посадки центрального блока примерно 6 тонн на GEO с боковыми ступенями RTLL и тонн 8 - ASDS. А в полностью расходуемом варианте - 9 тонн.

Цитата: Prokrust от 15.08.2024 11:45:29Для возврата ЦБ надо было сделать его по времени работы таким же как боковушки и создать под FH 2-ю ступень с 3 Мерлинами. Тогда бы ЦБ возвращался бы всегда.
Да не надо, чтобы он возвращался. Иногда центральную ступень можно спасти, иногда вообще ни одну спасти нельзя, но платит за это заказчик. Пока других многоразовых ракет нет. Надо, чтобы себестоимость ракеты была меньше, чем у конкурентов. Для сравнения - Vulcan VC6 выводит на GEO 6 тонн и обещают 7.2 тонны с новыми RL-10 с удлинённым соплом. Ну вот и представьте, сколько может стоить центральная ступень Vulcan с парой BE-4 закрытого цикла и сравните с центральной ступенью FH. Сравните стоимость верхней ступени с одним Merlin и водородной верхней ступени с двумя RL-10. А боковые ступени при многократном использовании тоже скорее всего дешевле набора из 6 штук GEM-63XL, каждый из которых по $6 миллионов вроде стоит.

Есть весьма небольшой рынок пусков тяжёлых спутников на высокоэнергетические орбиты. Многоразовость там и не особенно нужна. Вот и не требуется многоразовости у центральной ступени FH, обычно.
Цитата: Prokrust от 15.08.2024 11:45:29Но идея Маска состояла в том чтобы запускать тяжелые спутники на ГСО минимально потратившись на изменение конструкции Ф9. И этой цели он достиг.
Именно. Но цель была, не только сделать дёшево, но и быстро. Мог бы вложится в разработку верхней ступени на водороде или метане, например. Были такие планы. Вряд ли уложился бы в $500 миллионов. А по срокам, лет 10 потребовалось бы, по самой оптимистичной оценке. Возможно, что до сих пор бы её не было. A Falcon Heavy с 2018 года готов.
Falcon 9 ASDS/Helios на GEO всего 4 тонны обещают. Без посадки первой ступени, пусть даже 6 тонн будет. Но обещают этот Helios только в 2026 году. Останься Мюллер в SpaceX и займись Deneb зразу после завершения работы на Merlin, ну вот бы появилась она в этом году. A Falcon Heavy уже 9 раз с полезной нагрузкой слетал.

Demir_Binici

Цитата: vlad7308 от 15.08.2024 13:24:45Семейство метановых двигателей Раптор
Когда-то проект верхней ступени для Falcon 9 назывался Raptor.

vlad7308

Цитата: fagot от 15.08.2024 13:50:20При любом раскладе довыведение на ЭРД дает выигрыш в массе по сравнению с химическим РД, а орбита вполне нормальная. Я смотрю потеря одной пачки народ слегка возбудила, только вот никаких гарантий, что отклонение от номинала позволит спасти спутники и при высокой целевой опорной орбите.
кроме того, невысокая орбита выведения гарантирует, что неисправный спутник очень быстро сам упадет. В начале запусков старлинков (во времена v1) это частенько пригождалось. И кажется это даже условие лицензии (хотя точно не помню).

Но всё-таки - семейство метановых двигателей Раптор :)
это оценочное суждение

fagot

Цитата: vlad7308 от 15.08.2024 16:37:14Но всё-таки - семейство метановых двигателей Раптор :)
Модераторы в отпуске :)

opinion

Цитата: fagot от 15.08.2024 13:50:20
Цитата: opinion от 14.08.2024 21:29:06
Цитата: fagot от 14.08.2024 19:15:18Обтекатель мал только для Старлинков, для остальных применений вполне достаточен, и вряд ли его увеличение является непреодолимой проблемой.
Это не так. Существует обязательство перед военными сделать обтекатель большего размера.
Если цитату не обрезать, то будет гораздо лучше. :)

Пропущенное предложение ничего не меняет по сути. Почти любая проблема преодолима, вопрос в затратах и в сроках. С таким же успехом можно обсуждать создание в России аналога Н1. В данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
There are four lights

Demir_Binici

Цитата: opinion от 15.08.2024 20:24:35В данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
Исходя из чего вы делаете вывод, что его нет?  То, что он пока ни разу не использовался, не значит, что его нет.

То что он нужен военным, наверное. По крайней мере они профинансировали его создание. Но на запуске USSF-67 он не использовался. Возможно у USSF что-то в планах поменялось, возможно, они просто хотели чтобы была такая возможность на всякий случай. По крайней мере никакого шума, что SpaceX не смогли сделать большой обтекатель не было.

vlad7308

Цитата: Demir_Binici от 15.08.2024 16:16:30
Цитата: vlad7308 от 15.08.2024 13:24:45Семейство метановых двигателей Раптор
Когда-то проект верхней ступени для Falcon 9 назывался Raptor.
возможно, в том числе и поэтому тема называется так, чтобы никаких сомнений не было :)
это оценочное суждение

fagot

Цитата: opinion от 15.08.2024 20:24:35Пропущенное предложение ничего не меняет по сути. Почти любая проблема преодолима, вопрос в затратах и в сроках. С таким же успехом можно обсуждать создание в России аналога Н1. В данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
Меняет, создание обтекателя для СпейсИкс это далеко не то же самое, что Н-1 для России. Ну и как я понимаю, доказательств нужности обтекателя в данный момент у вас нет.

nonconvex

Цитата: Demir_Binici от 15.08.2024 07:00:33
Цитата: nonconvex от 14.08.2024 23:36:51Маск рассчитывал на замену Ф9 многоразовым ФХ, "керосин то дешевый!". Но "что то пошло не так".
Это вы сами придумали. Или прочли чьи-то придумки.
Это придумки И. Маска, и цитата тоже его. Уже раза три подтверждал. Был у него закидон, на заре тревожной молодости, вывода спутников на ГСО многоразовым ФХ. Вот тогда он и разглагольствовал про дешевый керосин.

nonconvex

Цитата: opinion от 15.08.2024 06:57:11То, что вторую ступень возвращать нетривиально, было известно до Фалкон Хэви.

Речь все же про центральный бак, тепловые нагрузки на который поменьше чем на вторую ступень ф-9.
Ну и про нетривиальность до чиф-дизайнера доходить стало много позже, мультики же вначале рисовались распрекрасные.

opinion

Цитата: nonconvex от 16.08.2024 05:35:20
Цитата: opinion от 15.08.2024 06:57:11То, что вторую ступень возвращать нетривиально, было известно до Фалкон Хэви.

Речь все же про центральный бак, тепловые нагрузки на который поменьше чем на вторую ступень ф-9.
Ну и про нетривиальность до чиф-дизайнера доходить стало много позже, мультики же вначале рисовались распрекрасные.
Вы там разговариваете со своим сменьщиком? Если нет, записывайте где-то. Он говорил про вторую ступень.

А центральный бустер один раз даже приземлился. Так что, не настолько нетривиально.
There are four lights

opinion

Цитата: Demir_Binici от 15.08.2024 20:54:05
Цитата: opinion от 15.08.2024 20:24:35В данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
Исходя из чего вы делаете вывод, что его нет?  То, что он пока ни разу не использовался, не значит, что его нет.

То что он нужен военным, наверное. По крайней мере они профинансировали его создание. Но на запуске USSF-67 он не использовался. Возможно у USSF что-то в планах поменялось, возможно, они просто хотели чтобы была такая возможность на всякий случай. По крайней мере никакого шума, что SpaceX не смогли сделать большой обтекатель не было.
Можно, конечно, предполагать, что большой обтекатель где-то лежит в условиях большой секретности. Вместе с башней для вертикальной установки полезной нагрузки. Но никаких сведений об этом не просачивалось. Поэтому пока логично считать, что их нет. Возможно, появление Вулкана военных успокоило.
There are four lights

Demir_Binici

Цитата: opinion от 16.08.2024 06:55:21Можно, конечно, предполагать, что большой обтекатель где-то лежит в условиях большой секретности. Вместе с башней для вертикальной установки полезной нагрузки. Но никаких сведений об этом не просачивалось. Поэтому пока логично считать, что их нет. Возможно, появление Вулкана военных успокоило.
В том, что USSF включили в стоимость контракта большой обтекатель и башню для вертикальной установки полезной нагрузки сомнений нет. Об этом ЕМНИП Gwynne Shotwell говорила или ещё кто-то из SpaceX, комментируя USSF-67.
Вполне можно предполагать, что "большой обтекатель где-то лежит в условиях большой секретности". Можно предполагать, что его так и не сделали, так как военные перенесли срок, скажем на 2027 год. Можно предполагать, что вместе с USSF-67 должно было что-то ещё лететь, но оказалось не готово к назначенному времени и хватило стандартного обтекателя. Можно предполагать, что USSF вообще от этого обтекателя отказались, а вместо этого что-то ещё попросили. Можно даже предполагать, что USSF в стоимость контракта вообще включили что-то совсем другое, о чём нельзя было говорить, вот и придумали байку про обтекатель.

Всё написанное выше применимо и к башне.
Цитата: opinion от 15.08.2024 20:24:35В данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
Непонятно, исходя из чего вы пишете, что обтекатель нужен. Странно предполагать, что SpaceX не способны создать большой обтекатель. Даже если и так, можно ведь его в RUAG заказать. Заморачиваться с возвращением редкого изделия смысла нет.

До сих пор потребности в большом обтекателе не возникло. Для коммерческих заказов он, судя по запускам, пока не требовался. Потребуется ли в будущем, можно только гадать. Запуск двух больших спутников на GTO на одной FH возможно не востребован рынком, возможно выгоднее запускать их двумя Falcon 9.


nonconvex

Цитата: opinion от 16.08.2024 06:48:00
Цитата: nonconvex от 16.08.2024 05:35:20
Цитата: opinion от 15.08.2024 06:57:11То, что вторую ступень возвращать нетривиально, было известно до Фалкон Хэви.

Речь все же про центральный бак, тепловые нагрузки на который поменьше чем на вторую ступень ф-9.
Ну и про нетривиальность до чиф-дизайнера доходить стало много позже, мультики же вначале рисовались распрекрасные.

А центральный бустер один раз даже приземлился. Так что, не настолько нетривиально.

То что он когда то приземлился ничего не меняет, с высоких орбит он вернуться не может, портится по пути обратно.

opinion

Цитата: Demir_Binici от 16.08.2024 08:10:01
ЦитироватьВ данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
Непонятно, исходя из чего вы пишете, что обтекатель нужен. Странно предполагать, что SpaceX не способны создать большой обтекатель. Даже если и так, можно ведь его в RUAG заказать. Заморачиваться с возвращением редкого изделия смысла нет.

До сих пор потребности в большом обтекателе не возникло. Для коммерческих заказов он, судя по запускам, пока не требовался. Потребуется ли в будущем, можно только гадать. Запуск двух больших спутников на GTO на одной FH возможно не востребован рынком, возможно выгоднее запускать их двумя Falcon 9.
Ладно, будем считать, что это особенности госконтрактов. Говорят, что очень нужен, деньги платят, а потом не приезжают, чтобы забрать.
There are four lights

nonconvex

Цитата: Demir_Binici от 16.08.2024 08:10:01Странно предполагать, что SpaceX не способны создать большой обтекатель.
Одно дело предполагать, другое дело располагать. Не переломится тонкая палка от аэродинамических нагрузок?

Demir_Binici

#1578
Цитата: opinion от 16.08.2024 19:20:36
Цитата: Demir_Binici от 16.08.2024 08:10:01
ЦитироватьВ данный момент большого обтекателя нет, а он нужен.
Непонятно, исходя из чего вы пишете, что обтекатель нужен. Странно предполагать, что SpaceX не способны создать большой обтекатель. Даже если и так, можно ведь его в RUAG заказать. Заморачиваться с возвращением редкого изделия смысла нет.

До сих пор потребности в большом обтекателе не возникло. Для коммерческих заказов он, судя по запускам, пока не требовался. Потребуется ли в будущем, можно только гадать. Запуск двух больших спутников на GTO на одной FH возможно не востребован рынком, возможно выгоднее запускать их двумя Falcon 9.
Ладно, будем считать, что это особенности госконтрактов. Говорят, что очень нужен, деньги платят, а потом не приезжают, чтобы забрать.
И что в этом удивительного? Когда заказывали был нужен. Когда пришло время запускать USSF-67, оказался не нужен. Возможно обтекатель изготовили и он лежит на складе, возможно заказ отменили или перенесли.
Очереди коммерческих заказчиков на пуски на GTO не стоит, чтобы по паре спутников зараз выводить. Самый большой из запущенных спутников, EchoStar 24 (Jupiter 3) массой 9.2 тонны спокойно влез под стандартный обтекатель. Viasat-3 влез вместе с попутчиками. О желающих сделать GEO спутник тонн на 20 тоже не слышно, наоборот, тенденция к микроспутникам по тонне и даже меньше.
Спутников Starlink аж 17.5 тонн под стандартный обтекатель влазит.
Ну может только для Trasporter, и то когда-то в будущем, пригодился бы большой обтекатель, если спрос сильно возрастёт. Там не такая плотная компоновка спутников, как у Starlink и Falcon 9 летает недогруженным по массе. 

Шлангенциркуль

Тем временем, на тестовом полигоне замечен Раптор #569. Интересно сколько двигателей второй версии еще понадобится, горшочек, не вари?

https://x.com/Ringwatchers/status/1824096554887561279