SpaceX семейство метановых двигателей Raptor

Автор igorvs, 26.10.2013 01:05:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fagot

Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 18:18:15я почти уверен, что он очень недоволен результатом, и что он предпочел бы, чтобы никакого ФХ не было.
Ну вот, приходится уже читать мысли Маска. :)
Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 18:18:15Что касается таймлайна разработки... 6-7 лет от ф9 до ФХ (с учётом скорости разработки в спейсХ) какбэ намекает, что 1ст ФХ - это отнюдь не просто три бустера от Ф9. То есть модульность на уровне ракетного блока не получилась и тут.
Зато получилась на уровне производства, а сроки вполне могут объясняться невысоким приоритетом разработки.

vlad7308

Цитата: fagot от 14.08.2024 19:07:08
Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 18:18:15я почти уверен, что он очень недоволен результатом, и что он предпочел бы, чтобы никакого ФХ не было.
Ну вот, приходится уже читать мысли Маска. :)
Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 18:18:15Что касается таймлайна разработки... 6-7 лет от ф9 до ФХ (с учётом скорости разработки в спейсХ) какбэ намекает, что 1ст ФХ - это отнюдь не просто три бустера от Ф9. То есть модульность на уровне ракетного блока не получилась и тут.
Зато получилась на уровне производства, а сроки вполне могут объясняться невысоким приоритетом разработки.
не получилась. ЦБ ФХ - это не бустер Ф9. И что самое неприятное, он теряется в каждом пуске. А завод в Хоторне маааленький.
это оценочное суждение

Prokrust

Цитата: Dulevo от 14.08.2024 18:50:31Потрачено несколько лет работы инженеров. Полмиллиарда долларов.
Результат - обманчивая простота обьединения нескольких готовых ступеней в одну - не оправдалась. Малый размер обтекателя - не позволяет полностью использовать возможности ракеты.
Цель была слишком узкой - забрать спутники на ГСО, пожертвовав ЦБ как промежуточной ступенью.
Делали бы 3 блока с одинаковой отработкой и 2-ступень с 3 Рапторами - получили бы вполне приличный тяж. Но это не то, что могло бы устроить Маска. Для старлинков это бесполезно, для Марса - слишком мало и дороговато.
В целом чтобы быстро получить иногда летающий тяж - утроение хорошее решение. Конечно дальше масштабировать в 5 или 7 блоков - смысла нет совсем, лучше сделать новую ракету.

fagot

Цитата: Dulevo от 14.08.2024 18:50:31Потрачено несколько лет работы инженеров. Полмиллиарда долларов.
Результат - обманчивая простота обьединения нескольких готовых ступеней в одну - не оправдалась. Малый размер обтекателя - не позволяет полностью использовать возможности ракеты.

Если бы знали что так получится - наверняка не стали бы браться. Лучше бы Старшип начали делать на пару лет раньше.
Обтекатель мал только для Старлинков, для остальных применений вполне достаточен, и вряд ли его увеличение является непреодолимой проблемой. Для Старшипа эти пара лет роли не сыграли бы, зато ФХ позволил захватить весь рынок пусковых услуг, да и опыт разработки в какой-то мере пригодился и для Старшипа.

fagot

Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 19:12:22не получилась. ЦБ ФХ - это не бустер Ф9. И что самое неприятное, он теряется в каждом пуске. А завод в Хоторне маааленький.
Как не получилась, он производится на другом оборудовании? Летает ФХ относительно редко, так что завод особо не напрягает.

vlad7308

Цитата: fagot от 14.08.2024 19:19:16
Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 19:12:22не получилась. ЦБ ФХ - это не бустер Ф9. И что самое неприятное, он теряется в каждом пуске. А завод в Хоторне маааленький.
Как не получилась, он производится на другом оборудовании? Летает ФХ относительно редко, так что завод особо не напрягает.
один бустер ф9 летает 20+ раз. На 120 пусков в год нужно всего 6-7 бустеров.
А завод и так "напряжен" до предела, насколько можно судить. Так что выпуск дополнительно двух-трех ЦБ ФХ - бремя, а не маленькая подработка.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: fagot от 14.08.2024 19:19:16Как не получилась, он производится на другом оборудовании?
Он другой. Никто толком не знает, насколько он отличается, но другой. ЦБ ФХ не используются как 1ст Ф9 и наоборот. И даже не переделываются один в другой, как боковые блоки.
это оценочное суждение

opinion

Цитата: fagot от 14.08.2024 19:15:18Обтекатель мал только для Старлинков, для остальных применений вполне достаточен
Это не так. Существует обязательство перед военными сделать обтекатель большего размера.
Кроме того, старлинки сейчас выводятся на очень низкие орбиты, что говорит о том, что есть ограничения не только по размеру обтекателя, но и по массе выводимой ПН. Иначе не было бы смысла тратить рабочее тело на спутниках и рисковать их потерей в случае любых отклонений от номинала.
There are four lights

opinion

Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 18:18:15
Цитата: fagot от 14.08.2024 18:09:13
Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 17:50:40я обращал внимание не на нытье (которого почти не было), а на таймлайны при разработке и на результат.
С таймлайнами у него всегда излишне оптимистично, но конечный результат отличный.
я почти уверен, что он очень недоволен результатом, и что он предпочел бы, чтобы никакого ФХ не было.

Что касается таймлайна разработки... 6-7 лет от ф9 до ФХ (с учётом скорости разработки в спейсХ) какбэ намекает, что 1ст ФХ - это отнюдь не просто три бустера от Ф9. То есть модульность на уровне ракетного блока не получилась и тут.
Маск и сам говорил, что готов был закрыть этот проект. Но, думаю, Шётвел с ним не согласна. Похоже, получилась неплохая команда мечтателя и практика, которые друг друга дополняют и уравновешивают.
И я думаю, Фалкон Хэви уже вполне окупился и будет поддерживать SpaceX вместе с F9, пока Маск не заставит допилить Старшип.
There are four lights

Дмитрий В.

Цитата: vlad7308 от 14.08.2024 20:20:27
Цитата: fagot от 14.08.2024 19:19:16Как не получилась, он производится на другом оборудовании?
Он другой. Никто толком не знает, насколько он отличается, но другой. ЦБ ФХ не используются как 1ст Ф9 и наоборот. И даже не переделываются один в другой, как боковые блоки.
То что он имеет отличия - не имеет существенного значения: блоки ФХ производятся на одних и тех же технологических линиях с Ф9. А отсутствие одинаковости в данном случае позволяет не терять в массе без проигрыша в стоимости производства.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

nonconvex

#1550
Цитата: Старый от 14.08.2024 16:42:44
Цитата: nonconvex от 14.08.2024 04:25:05Сходите к Старому на прием, он вам вправит.
Сам лучше сходи, я тебе вправлю. А то разошёлся тут без меня!  >:(
Да вы прямо здесь и прочтите на бис свой фирменный доклад, о "перенапряженных двигателях",  если ли они на Ангаре Марсе?

nonconvex

#1551
Цитата: opinion от 14.08.2024 21:33:54Маск и сам говорил, что готов был закрыть этот проект. Но, думаю, Шётвел с ним не согласна. Похоже, получилась неплохая команда мечтателя и практика, которые друг друга дополняют и уравновешивают.
И я думаю, Фалкон Хэви уже вполне окупился и будет поддерживать SpaceX вместе с F9, пока Маск не заставит допилить Старшип.

Маск рассчитывал на замену Ф9 многоразовым ФХ, "керосин то дешевый!". Но "что то пошло не так". Во первых им пришлось внести большие чем ожидалось доработки в КСС центрального модуля. Во-вторых выяснилось что возврат центра в целости нетривиален из-за более высоких тепловых нагрузок. Вот тогда и пошли разговоры про нержавейку.
Но теперь выясняется что стальную вторую ступень возвращать тоже нетривиально. Вы находитесь здесь.

Шлангенциркуль

Снимают двигатели со старого прототипа, теперь используется полузакрытый стенд с неплохой защитой от грязи.

Geoff A on X: "The 3rd and final Raptor Vacuum engine (RVac) #202 has been removed from Ship 26 and was almost carted off. 🎦 @LabPadre ✂️ Me 🕵� @CSI_Starbase https://t.co/zXy9JXjwYi" / X

opinion

Цитата: nonconvex от 14.08.2024 23:36:51
Цитата: opinion от 14.08.2024 21:33:54Маск и сам говорил, что готов был закрыть этот проект. Но, думаю, Шётвел с ним не согласна. Похоже, получилась неплохая команда мечтателя и практика, которые друг друга дополняют и уравновешивают.
И я думаю, Фалкон Хэви уже вполне окупился и будет поддерживать SpaceX вместе с F9, пока Маск не заставит допилить Старшип.

Маск рассчитывал на замену Ф9 многоразовым ФХ, "керосин то дешевый!". Но "что то пошло не так". Во первых им пришлось внести большие чем ожидалось доработки в КСС центрального модуля. Во-вторых выяснилось что возврат центра в целости нетривиален из-за более высоких тепловых нагрузок. Вот тогда и пошли разговоры про нержавейку.
Но теперь выясняется что стальную вторую ступень возвращать тоже нетривиально. Вы находитесь здесь.
То, что вторую ступень возвращать нетривиально, было известно до Фалкон Хэви.
There are four lights

Demir_Binici

Цитата: nonconvex от 14.08.2024 23:36:51Маск рассчитывал на замену Ф9 многоразовым ФХ, "керосин то дешевый!". Но "что то пошло не так".
Это вы сами придумали. Или прочли чьи-то придумки.
Цитата: nonconvex от 14.08.2024 23:36:51Во-вторых выяснилось что возврат центра в целости нетривиален из-за более высоких тепловых нагрузок.
Возврат центральной ступени вполне реален. Arabsat 6A тому примером. Если требуется вывод на GTO-1500, то FH выводит большую массу, чем Falcon 9 без посадки ступени. Но сочетание подобных требований встречаются крайне редко. После Arabsat 6A было всего два коммерческих заказа на которых потенциально можно было бы использовать FH с возвратом центральной ступени, но надо куда-то девать старые ступени Falcon 9.

Demir_Binici

#1555
Цитата: opinion от 14.08.2024 21:33:54Маск и сам говорил, что готов был закрыть этот проект.
Изначально Falcon Heavy планировали как дополнение к Falcon 9 v.1.1. Но когда оказалось, что Merlin 1D получилось сделать гораздо мощнее, чем планировали, то решили делать Falcon 9 v.1.2 используя по максимуму потенциал двигателя. Falcon 9 v.1.2 уже закрывал почти весь возможный потенциальный рынок. Falcon Heavy на базе  Falcon 9 v.1.1 должен был появится гораздо раньше (году в 2014-2015), из-за чего часть заказанных на нём пусков перенесли на Falcon 9 v.1.2 без возврата бустера, а какие-то заказчики, не дождавшись, ушли к Arianespace. Действительно были сомнения, и Маск об этом говорил, в необходимости столь мощном носителе как Falcon Heavy на базе Falcon 9 v.1.2. Но во-первых, требовалось выполнить контракт с USAF от января 2012 года, а во-вторых, не будь Falcon Heavy, SpaceX не смогли бы на равных с ULA претендовать на NSSL. Ну и в третьих, 7 пусков FH, которые были выполнены после 2019 года либо не состоялись бы, либо были бы выполнены конкурентами.
Цитата: opinion от 14.08.2024 21:33:54И я думаю, Фалкон Хэви уже вполне окупился..
Я думаю, что более, чем окупился. Всего $500 млн. дополнительных инвестиций, чтобы получить ракету способную выводить напрямую на GTO больше, чем Delta IV Heavy это смешные деньги. Вот простая арифметика. В 2018 году SpaceX заключили контракт с на запуск нескольких спутников GPS-III по $82 миллиона за штуку на Falcon 9 с возвратом первой ступени и контракт USSF-52 за $130 миллионов на Falcon Heavy с возвратом только боковых ускорителей к месту старта. Несложно посчитать, что при себестоимости первой ступени в 60% от общих расходах на пуск пожертвовать центральной ступенью - выгодная сделка. Не стоит забывать, что не будь Falcon Heavy, то не видать SpaceX вообще USSF-52. ViaSat-3 и EchoStar 24 тоже далеко за пределом возможностей Falcon 9.

Demir_Binici

#1556
Цитата: Дмитрий В. от 14.08.2024 22:23:00То что он имеет отличия - не имеет существенного значения: блоки ФХ производятся на одних и тех же технологических линиях с Ф9. А отсутствие одинаковости в данном случае позволяет не терять в массе без проигрыша в стоимости производства.
Дополню статистикой. С декабря 2015 по июнь 2018 года SpaceX запустили 25 новых ступеней F9/FH v1.2 (до Block 5), что соответствует темпам производства 10 ступеней в год. С мая 2018 по май 2024 SpaceX запустили 41 новую ступень F9/FH v1.2 Block 5, что соответствует темпам производства 6.8 ступеней в год, 9 из которых как раз центральные ступени Falcon Heavy, а ещё 4 - боковые ускорители. Таким образом, потребность в первых ступенях, как мы видим, сегодня меньше, чем была в 2016-2017 годах, а с точки зрения оптимизации производства наличие Falcon Heavy как раз способствует оптимизации. Даже 200 пусков в 2025 году не станут вызовом для производственных возможностей SpaceX по изготовлению первых ступеней. С производством верхних ступеней придётся поднапрячься, да.

Когда регулярные запуски Starlink перенесут на SS/SH (IMHO в конце 2025/начале 2026) соотношение между числом пусков F9 и FH станет не таким большим как сейчас.

SS/SH не способен заменить FH, по крайней мере до появления Helios или чего-то подобного. Сам по себе, без дозаправки или буксиров это ракета для вывода на НОО. Falcon Heavy - ракета для вывода на высокоэнергетические орбиты. Ранее 2027 года не стоит ожидать каких-то пусков на SS/SH кроме Starlink и программы HLS.

Prokrust

Цитата: Demir_Binici от 15.08.2024 07:00:33
Цитата: nonconvex от 14.08.2024 23:36:51Во-вторых выяснилось что возврат центра в целости нетривиален из-за более высоких тепловых нагрузок.
Возврат центральной ступени вполне реален. Arabsat 6A тому примером. Если требуется вывод на GTO-1500, то FH выводит большую массу, чем Falcon 9 без посадки ступени. Но сочетание подобных требований встречаются крайне редко. После Arabsat 6A было всего два коммерческих заказа на которых потенциально можно было бы использовать FH с возвратом центральной ступени, но надо куда-то девать старые ступени Falcon 9.
Если бы возврат ЦБ был реален, Маск бы это сделал. Но нет, FH принципиально сделан так, что ЦБ выступает в роли промежуточной ступени. Слишком большую скорость набирает - затормозить никак. Если же набирать будет меньше - весь смысл конструкции теряется.
Для возврата ЦБ надо было сделать его по времени работы таким же как боковушки и создать под FH 2-ю ступень с 3 Мерлинами. Тогда бы ЦБ возвращался бы всегда.
Но идея Маска состояла в том чтобы запускать тяжелые спутники на ГСО минимально потратившись на изменение конструкции Ф9. И этой цели он достиг.

vlad7308

Семейство метановых двигателей Раптор :)
это оценочное суждение

Дем

Цитата: Prokrust от 15.08.2024 11:45:29Для возврата ЦБ надо было сделать его по времени работы таким же как боковушки и создать под FH 2-ю ступень с 3 Мерлинами. Тогда бы ЦБ возвращался бы всегда.
Для этого надо было делать трёхблок без ЦБ, треугольником.
А верхняя ступень где-то на 300 тонн массы... в принципе, и одного Мерлина DV++ хватило бы.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.