SpaceX семейство метановых двигателей Raptor

Автор igorvs, 26.10.2013 01:05:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: DiZed от 24.03.2021 21:30:43
Цитата: vlad7308 от 24.03.2021 20:20:10Ну и еще - ни разу не звучало, что используются переохлажденные компоненты
насколько я помню, о переохлажденных компонентах маск упоминал - когда говорил о том, какая тяга может быть достигнута на рапторе
В первой же публичной презентации МСТ в 2016 г.: DEEP-CRYO METHALOX.

Куда уж яснее.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

C-300-2

Цитата: /Иван/ от 24.03.2021 20:59:01
Цитата: vlad7308 от 24.03.2021 20:20:10ни разу не звучало, что используются переохлажденные компоненты
Цитата: https://www.spacex.com/vehicles/starship/SUPER HEAVY
uses sub-cooled liquid methane and liquid oxygen (CH4/LOX) propellants.
Цитата: October 3, 2016 / https://www.nasaspaceflight.com/2016/10/its-propulsion-evolution-raptor-engine/ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine
engines would use subcooled liquid methane and oxygen as propellant.
Цитата: Дмитрий В. от 24.03.2021 21:41:43В первой же публичной презентации МСТ в 2016 г.: DEEP-CRYO METHALOX.

Куда уж яснее.
Ну то бишь гипотеза о снижении давления насыщенных паров за счёт использования переохлаждённых компонентов топлива и, как следствие, отказ от БНА обретает некие черты. 
Коллеги, а до какой температуры переохлаждают кислород?  ::) А то было б интересно по Варгафтику прикинуть, какое там давление насыщенных паров в итоге выходит.

vlad7308

Цитата: Дмитрий В. от 24.03.2021 21:41:43
Цитата: DiZed от 24.03.2021 21:30:43
Цитата: vlad7308 от 24.03.2021 20:20:10Ну и еще - ни разу не звучало, что используются переохлажденные компоненты
насколько я помню, о переохлажденных компонентах маск упоминал - когда говорил о том, какая тяга может быть достигнута на рапторе
В первой же публичной презентации МСТ в 2016 г.: DEEP-CRYO METHALOX.

Куда уж яснее.
я имел ввиду текущие дела. "Используются" у меня в настоящем времени.

А чего там презентовали в 2016 - вообще неважно. Там и диаметр 12м, и углепластик, и тп. Вообще все другое. Собственно, это были тогда веселые картинки, а не проект. А бумага все стерпит.
это оценочное суждение

Stimbergi

Цитата: vlad7308 от 25.03.2021 08:54:58я имел ввиду текущие дела. "Используются" у меня в настоящем времени.

Цитата: undefinedGreat video. Couple notes: Raptor designed for subcooled CH4/O2, so propellant density & thrust increase up to ~8%, as needed for mission. 380 Isp & up to 50% thrust/weight improvement over time. Merlin thrust/weight doubled from V1, but Raptor is closer to optimum.
26 мая 2019 г
https://twitter.com/elonmusk/status/1132386984444383233



Искандер

Цитата: vlad7308 от 24.03.2021 20:20:10
Цитата: C-300-2 от 24.03.2021 09:11:44
Цитата: vlad7308 от 24.03.2021 06:18:22Ммм в старшипе же наддув основными компонентами. Переохлажденные наверно нельзя или очень затруднительно в таком случае?
Типа газы наддува замёрзнут и давление уменьшится?..

Ну, это вполне гипотеза. Но. Но надо аккуратно считать тепловой баланс: есть же тепловой поток от стенок, греющий в т. ч. газ наддува (особенно на активном участке траектории).
именно это я имел ввиду, написав "очень затруднительно". Это предположение всего лишь.
Ну и еще - ни разу не звучало, что используются переохлажденные компоненты.
На этапе испытаний - да, не звучало. Но Маск планировал переохлажденные компоненты топлива.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

vlad7308

#1027
Окей, уговорили :)
Raptor is designed for subcooled components.
(Кстати это имеет смысл только для пуска имхо. Всякие там дозаправки, долгие полеты и тп - там никаких subcooled components уже не будет ведь)
Можно предположить, что охлаждать будут почти до Тплавления (кстати, при НУ Тплавления метана -182,5С это почти Ткипения кислорода -183С). При такой Т давление насыщенных паров очень мало. Значит для поддержания давления наддува надо активно дуть в бак, с избытком, чтобы лишнее стравливать в дренаж, поддерживая таким образом постоянное давление, не зависящее от текущих условий. Так?
На старте можно дуть от наземной установки. В полете - от работающих двигателей забирать тепло. А при повторном включении на опорной орбите например? Для довыведения\ухода на межпланетные траектории, и тп.
Тогда получается, нужен отдельный газогенератор для наддува. Причем это в случае, если со структурной целостностью без наддува проблем в принципе нет, и наддув нужен только для запуска двигателей. В невесомости и после вывода - это скорее всего так есть. Но если наддув все таки нужен постоянно... то ещё хуже
это оценочное суждение

Apollo13

Цитата: vlad7308 от 25.03.2021 12:18:56Тогда получается, нужен отдельный газогенератор для наддува. Причем это в случае, если со структурной целостностью без наддува проблем в принципе нет, и наддув нужен только для запуска двигателей. В невесомости и после вывода - это скорее всего так есть. Но если наддув все таки нужен постоянно... то ещё хуже


Я так понимаю в итоге все это должно работать примерно как планировалось IVF у ULA

https://www.ulalaunch.com/docs/default-source/extended-duration/development-status-of-an-integrated-propulsion-and-power-system-for-long-duration-cryogenic-spaceflight-2012.pdf

https://www.ulalaunch.com/docs/default-source/upper-stages/aces-overview-25may2018-isdc.pdf

C-300-2

Цитата: vlad7308 от 25.03.2021 12:18:56При такой Т давление насыщенных паров очень мало. Значит для поддержания давления наддува надо активно дуть в бак, с избытком
А зачем активно? Температуру газа наддува повыше - это позволит снизить расход газа.

Вон, на изделиях Южмаша вообще применён сверхгорячий газ наддува, и алюминиевый бак держит, и компоненты не испаряются...

Цитата: vlad7308 от 25.03.2021 12:18:56А при повторном включении на опорной орбите например?
Я б применил извращённую схему  ;D

Запуск от маленьких бачков, которые наддуваем гелием. А как двигун выйдет на режим, то наддувать основными компонентами бак и пополнить пусковые бачки.

П. С. А точно баки там основными компонентами наддуваются, а не гелием?
И хотелось бы повторить вопрос - до скольки по температуре переохлаждают кислород?  :-[

Salo

Гелием и ЕМНИП на 10 градусов выше температуры плавления.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Stimbergi

Цитата: vlad7308 от 25.03.2021 12:18:56Тогда получается, нужен отдельный газогенератор для наддува.
И он там будет.
Примерная схема:


Цитата: vlad7308 от 25.03.2021 12:18:56Причем это в случае, если со структурной целостностью без наддува проблем в принципе нет, и наддув нужен только для запуска двигателей. В невесомости и после вывода - это скорее всего так есть. Но если наддув все таки нужен постоянно... то ещё хуже
Наддув постоянно не нужен - Старшип способен сохранять структурную целостность без наддува баков (конечно до начала заправки основных баков). Из презентации 2019 года - во время перелета к Марсу основные баки будут вентилироваться. Но это скорее всего будет отдельная версия Старшипа с увеличенными посадочными баками. Для остальных версий предполагается наличие остаточного жидкого метана и кислорода в основных баках - которые будут использоваться для дополнительного охлаждения и наддува основных баков во время повторного входа.

Stimbergi

Цитата: C-300-2 от 25.03.2021 12:55:58П. С. А точно баки там основными компонентами наддуваются, а не гелием?
Точно. Наддув гелием стали временно применять для метанового посадочного бака - потому что во время маневра с переворотом жидкий метан сильно плескался, что приводило к падению давления наддува. Кислородный посадочный бак на макушке получается как бы зафиксирован во время переворота, а вот метановый описывает большой радиус. Но была и неофициальная версия, что остаточный метан в основном баке заливает верхнюю полусферу посадочного.
В любом случае начиная с SN11 от наддува гелием планировали полностью отказаться.

C-300-2

Цитата: Stimbergi от 25.03.2021 13:51:34И он там будет.
Примерная схема:
Опачки! 

А откуда схема?
А то по ней выходит, что входное давление в Раптор ажно 35 атмосфер (ну, вычесть ещё гидравлические потери по трубопроводам/клапанам). Такое обеспечивается обычно бустерными насосными агрегатами.
О чём я выше в теме и писал - возможно, у них бустер один на выходе из бака.

Stimbergi

Цитата: C-300-2 от 25.03.2021 14:07:39Опачки!
А откуда схема?
Это любительская схема с NSF. https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=49622.msg2171050#msg2171050
Но тот же принцип можно использовать и для наддува посадочных баков для Рапторов.

C-300-2

Цитата: Stimbergi от 25.03.2021 14:30:26Это любительская схема с NSF. https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=49622.msg2171050#msg2171050
Но тот же принцип можно использовать и для наддува посадочных баков для Рапторов.
То есть это реконструкция реальной ПГС ступени Старшипа? Или просто мнение с НСФ - "как бы я сделал, если бы был главным конструктором"?

Stimbergi

Цитата: C-300-2 от 25.03.2021 14:52:06То есть это реконструкция реальной ПГС ступени Старшипа? Или просто мнение с НСФ - "как бы я сделал, если бы был главным конструктором"?
Мнение с НСФ основанное на официальных заявлениях https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=46574.0

C-300-2

Цитата: Stimbergi от 25.03.2021 15:29:04Мнение с НСФ основанное на официальных заявлениях https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=46574.0
пОнято! Спасибо за науку!  :-[

Так, у меня перевод Ignition появился, куда кидать?

DiZed

ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности