Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 7 гостей просматривают эту тему.

ZOOR

Цитата: vlad7308 от 11.09.2021 10:36:47Ну то есть дешевую РН существующая система сделать не в состоянии, причем по принципиально неразрешимым причинам :)

Смешного тут мало.
Госпредприятия космической отрасли сидят на фиксированной норме прибыли. Чем дешевле продукция - тем меньше прибыль.
Ситуация еще ухудшилась при переводе с ФГУП на АО.
Если штат ФГУПа можно было содержать за счет бюджетных дотаций, то АО обязано формировать часть ФОТ из прибыли.
Таким образом, снизив цену продукции, предприятие должно или выкинуть часть персонала, или снизить ему оклады.
Ну или получить больше заказов - что анриал. Количество потребных ракет и КА прописано в ФКП на годы вперед.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Сергей

Цитата: vlad7308 от 11.09.2021 07:32:11
Цитата: Сергей от 10.09.2021 11:27:30
Цитата: vlad7308 от 09.09.2021 17:54:48
Цитата: algol5720 от 09.09.2021 16:18:51
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 09.09.2021 15:21:28Решения в конструкции Амура-СПГ близки к оптимальным. Разве что над сухой массой второй ступени поработать и отказаться от клятых РБ.
А получится в наших широтах? Что у нас совсем, конструктора тупые что ли?
насколько я понимаю, "наши конструктора" очень не любят делать на РН маршевые двигатели многократного включения. Все равно на какой ступени. И добиваться хорошего массового совершенства тоже. Почему оно так - не знаю. Наверно, по каким-то историческим или организационным причинам.
1. Напишите в ТЗ, профинансируйте в достаточном объеме, поручите все это напрямую проверенному исполнителю, и будет вам многократное включение. :D
2. Желаете улучшить массовое совершенство - приблизиться теоретически к изделиям Маска можно, достичь не возможно - затраты на новые технологии не отобьются - мал тираж. Практический выход - многоразовость. Ну хуже массовое совершенство, ну больше стартовая масса, ну и что? Главное надежные многоразовые РН с минимальным обслуживанием, автоматизированные предпусковые операции, сокращенное время подготовки к пуску. Вот где деньги эффективность лежит. ;D
Сергей, я не пытался критиковать кого-то. Это было всего лишь мое личное видение объективной реальности (не факт, что правильное).
Что касается ТЗ - ну если бы я писал ТЗ на РН сейчас, я бы не писал ни про многократное включение, ни про МюПН.
Я бы написал что то типа "себестоимость запуска ПН 20т на НОО не должна превышать 10млн долларов".

ИМХО при написании технического задания (коих я писал в жизни много) следует избегать навязывания исполнителю конкретных решений (если эти решения не существенны по каким-то внешним причинам).
1. Критикуйте, главное мотивировано и понятно, только помогает в поисках решения.
2. Содержание ТЗ на ЖРД в значительной степени стандартизовано, как и на РН. Экономические показатели также всегда присутствуют.

Дем

Цитата: Сергей от 11.09.2021 11:27:36Что лучше многократное включение или одноразовый РБ? Зависит от конкретной ПН. Что то с ГПО добирается своим ходом.
Даже при выводе на НОО желателен апогейный импульс, потому как до него перигей как правило в атмосфере остаётся. Если его делает ступень - то на спутнике достаточно иметь электродвижок. Притом импульс там смешной, десятки м/с - ради него РБ или даже просто дополнительный высокоимпульсный движок на спутнике это дорого

Переход с НОО на ГПО опять же надо делать не в месте старта а над экватором - т.е. у нас пауза в четверть витка = 15 минут.
Ну и потом ещё сведение с орбиты - уже третий импульс.
С ГПО на ГСО добираться лучше своим ходом, даже если не 1500 а 2400 м/с. Просто дополнительный бак всегда проще чем целый отдельный аппарат.

Цитата: Сергей от 11.09.2021 11:27:36Может получиться дешево и сердито. На Веге УИ РДТТ 290 сек и выше.
УИ тут надо считать брутто, от веса всего движка, с соплом и корпусом.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: ZOOR от 11.09.2021 11:40:08Таким образом, снизив цену продукции, предприятие должно или выкинуть часть персонала, или снизить ему оклады.
Сколько человек надо чтобы сварить люминиевый бак? Подозреваю что достаточно одного оператора станка.
Вот сейчас гермообъём БО Союза полгода рентгенят на предмет поиска дефектов. А если сделать его многослойным чтобы даже наличие дефекта в листе не вызывало проблем и варить его за день?

Подозреваю, что численность персонала запросто можно снизить в 100 раз, если не в 1000 - просто оптимизацией процессов, без какого-то ущерба для результата.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:22:28Чего ж не знать-то? Знаем. Дело в том, что конструктор двигателя с упованием поглядывает в сторону модернизации "Кинжала", ждет то, что может еще ему перепасть в ходе дальнейших успешных улучшений Кинжала (Авангарда).


Это маленький и одноразовый снаряд.


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:22:28Так как метан позволяет создавать алгоритмы для проектирования двигателя более успешно (точно), чем для керосинок,


?

Каким образом?


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:22:28Тут важно понять, что использование метана вкупе с ноу-хау Кинжала и Сармата существенным образом влияет на все циклы создания конкретного шедевра.


Сармат - вообще РН на основе высококипящего топлива.

И у боевых снарядов совсем другие требования, в сравнении с косм кораблями - им не нужно быть многоразовыми и им нужно быть всегда готовыми к старту.

Дем

Цитата: Сергей от 11.09.2021 11:43:03Содержание ТЗ на ЖРД в значительной степени стандартизовано, как и на РН. Экономические показатели также всегда присутствуют.
Туда обычно ещё столько бреда напихают... вплоть до максимальной скорости перевозки по цеху. И не смей сделать лучше!
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Цитата: Дем от 11.09.2021 01:08:00
Цитата: Искандер от 10.09.2021 14:23:27А СК Союза, как тут многократно заявляли, ограничен 400т полной массы носителя, т.е. даже 7-двигательный вариант развалит старт.
А если выкинуть нафиг все фермы, сколько они весят?

Ну и чем будет СК Союза без ферм?

Цитата: Сергей от 11.09.2021 09:06:211.Под новые технологии с наплавкой технологичность не хуже.

Они имеют кучу своих проблем и нюансов...

Цитата: Сергей от 11.09.2021 09:06:212.Но независимо от личных симпатий, ТЗ на движок пишут ракетчики, и плюсы тарельчатого сопла (снижение массы движка, двигательного отсека, более высокий УИ при дросселировании, легче задавить ВЧК, соответственно сокращаются сроки отработки) для ракетчика аж третьестепенны, когда главная цель впихнуть в мидель побольше движков, как у Маска. Тарельчатое сопло при равных тягах, давлениях в КС и на срезе сопла, имеет больший диаметр среза (именно на это указал Bell, правда сильно завысив диаметр). Причина - обязательное наличие свободной поверхности внутри тарельчатого сопла.

Длина ЖРД не такая уж и проблема, я уже писал почему.

Цитата: Дем от 11.09.2021 12:32:07Сколько человек надо чтобы сварить люминиевый бак? Подозреваю что достаточно одного оператора станка.


А сколько станков и по какой технологии?

С какой скоростью.


Цитата: Дем от 11.09.2021 12:32:07Вот сейчас гермообъём БО Союза полгода рентгенят на предмет поиска дефектов. А если сделать его многослойным чтобы даже наличие дефекта в листе не вызывало проблем и варить его за день?


Многослойность = большая сухая масса или более тонкие и менее прочные слои, либо спец материалы, с которыми много запары (иначе бы их использовали чаще, чем в спец случаях).

Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:48:40Использование метана означает именно более простую "масштабируемость"


Когда у тебя УЖЕ есть ключевые элементы ЖРД, их уже не отмасштабируешь, хоть какая у тебя топливная пара.


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:48:40- температуры можно существенно снизить, а это сулит упрощение всего и вся,


Падение температуры зачастую связано с падением давления в КС (большие габариты при той же тяге) падением УИ (особенно на уровне моря).


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:48:40дает металлургам более точно определять оптимальные составы сплавов (увеличивая процентное содержание заветных молибдена, рения, ниобия и пр., например), алгоритмы проектирования становятся существенно проще.


Не всё так просто с машстабируемостью.

Вот например трубы под давлением.

Больший диаметр трубы означает большую толщину трубы. Это означает более сложная сварка швов и потенциально менее прочные швы, что требует брать в местах швов поправки на уменьшение прочности металла/возможную неравномерность прочности шва и т.п..

А если говорить про большую трубу под давлением, с горячим газом внутри, то добавляется неравномерность нагрева, термическое расширение, все проблемы разницы толщины, уменьшение прочности на разрыв при нагреве, и необходимость совсем чёкнутых метод для расчёта минимальной требуемой толщины.


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:48:40Что касается "абляции", - явно вы отстали от нового века, если бы дело было только в ней, не появился бы и Авангард.


Я как раз не отстал, боеголовки и большинство спускаемых аппаратов делаются с плавкой защитой. Исключения в наши дни - разве что X-37.

Наперстянка

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 11.09.2021 12:33:08
Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:22:28Чего ж не знать-то? Знаем. Дело в том, что конструктор двигателя с упованием поглядывает в сторону модернизации "Кинжала", ждет то, что может еще ему перепасть в ходе дальнейших успешных улучшений Кинжала (Авангарда).


Это маленький и одноразовый снаряд.


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:22:28Так как метан позволяет создавать алгоритмы для проектирования двигателя более успешно (точно), чем для керосинок,


?

Каким образом?


Цитата: Наперстянка от 10.09.2021 23:22:28Тут важно понять, что использование метана вкупе с ноу-хау Кинжала и Сармата существенным образом влияет на все циклы создания конкретного шедевра.


Сармат - вообще РН на основе высококипящего топлива.

И у боевых снарядов совсем другие требования, в сравнении с косм кораблями - им не нужно быть многоразовыми и им нужно быть всегда готовыми к старту.
1. Кинжал имеет неизвестную для вас конструкцию, рассчитанную на использование температур, которых нет в обычных массовых двигателях, он имеет новые неизвестные вам материалы, которые с успехом применены в Авангарде, в модернизированных рд-191, в ядерных двигателях торпед и т.д.. 2.  Метан позволяет создавать избыток горючего в КС существенно больше, чем в керосиновых двигателях,- уменьшать температуру, а это дает возможность оперировать при расчетах более точными характеристиками процессов, например,  глубина отпуска и закалки металла в определенный момент времени (наверно вы не будете сомневаться, что не при всякой низкой температуре идет процесс отпуска и закалки сплавов). 3. У Сармата высококипящие топлива, но его форсунки "кипеть" не должны при особо высоких температурах, поэтому их материал имеет универсальный стратегический окрас, нужный во многих отраслях, не только в аппаратах. Вот и Соломонов модернизирует "Булаву", исходя из высокоинтеллектуальных новинок лабораторий. Если сказать проще,- термостойкость, она и в Африке термостойкость.

Дем

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 11.09.2021 12:49:13Ну и чем будет СК Союза без ферм?
Стартом Ф9 ;D ;D ;D
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 11.09.2021 12:56:35А сколько станков и по какой технологии?
С какой скоростью.
А какая разница? Станок включил - он пилит. Только смотри чтобы всё так было.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 11.09.2021 12:56:35Многослойность = большая сухая масса или более тонкие и менее прочные слои, либо спец материалы, с которыми много запары (иначе бы их использовали чаще, чем в спец случаях).
Обычная бутылка десяток атмосфер держит, при толщине стенки в десятую долю миллиметра. Так что вся толщина - исключительно для того чтобы на земле под своим весом не сложилась. Т.е тут скорей объёмная рама нужна. Вот её из этих тонких слоёв с зазором и варить.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Цитата: Наперстянка от 11.09.2021 13:30:421. Кинжал имеет неизвестную для вас конструкцию, рассчитанную на использование температур, которых нет в обычных массовых двигателях, он имеет новые неизвестные вам материалы, которые с успехом применены в Авангарде, в модернизированных рд-191, в ядерных двигателях торпед и т.д..


Конструкции, рассчитанную на использование температур, которых нет в массовых двигателях имеет много чего.

Например обшивки спускаемых аппаратов АМС.

Вы ведь делаете многоразовый двигатель, а не одноразовый снаряд.


Цитата: Наперстянка от 11.09.2021 13:30:422.  Метан позволяет создавать избыток горючего в КС существенно больше, чем в керосиновых двигателях,- уменьшать температуру,


Есть оптимальное соотношение компонентов в КС, и отход от него означает падение УИ.

Уменьшение температуры также уменьшает УИ.

И метан сам по себе обладает очень низкой плотностью, и увеличение его массовой доли в топливе раздует габариты и сухую массу ракеты.

Цитата: Наперстянка от 11.09.2021 13:30:42а это дает возможность оперировать при расчетах более точными характеристиками процессов,

Хочешь сказать, что те, кто проектировал Merlin, и РД-107 оперировали неточными характеристиками процессов?

Если уж зашла речь про понижение температуры и УИ, то у нас выходит дубовый движок, вроде Merlin'а, 

Цитата: Наперстянка от 11.09.2021 13:30:423. У Сармата высококипящие топлива, но его форсунки "кипеть" не должны при особо высоких температурах, поэтому их материал имеет универсальный стратегический окрас, нужный во многих отраслях, не только в аппаратах.

Форсунки не кипят и не кипели и у старых ракет, вроде Титанов и Протонов.

Кстати, там стоит модификация РД-264 от Р-36.

И максимально достижимые температуры в ЖРД с такой топливной парой ниже, чем температуры в двигателях РД-170, Raptor и RS-25.

Цитата: Наперстянка от 11.09.2021 13:30:42Если сказать проще,- термостойкость, она и в Африке термостойкость.

Нет.

Есть ещё дофига нюансов, типа термостойкости кратковременной, долговременной, допуски по термическому расширению, стабильность материала в разных химических средах, изменение механических характеристик

Цитата: Дем от 11.09.2021 13:49:41Стартом Ф9 ;D ;D ;D


Не, там капитально его перестраивать придётся. Как в своё время SpaceX перестраивало площадки от, ЕМНИП, Титанов.


Цитата: Дем от 11.09.2021 13:49:41А какая разница? Станок включил - он пилит. Только смотри чтобы всё так было.

Огромная.

Цитата: Дем от 11.09.2021 13:49:41Обычная бутылка десяток атмосфер держит, при толщине стенки в десятую долю миллиметра. Так что вся толщина - исключительно для того чтобы на земле под своим весом не сложилась. Т.е тут скорей объёмная рама нужна. Вот её из этих тонких слоёв с зазором и варить.

Обычная бутылка держит много атмосфер при малой толщине стенок из-за малого диаметра бутылки.

Собственно поэтому бочкам из Бока-Чики хватало нескольких атмосфер, чтобы разорваться, и это при стенках из нескольких миллиметров стали.

Дмитрий В.

Цитата: Дем от 11.09.2021 12:32:07
Цитата: ZOOR от 11.09.2021 11:40:08Таким образом, снизив цену продукции, предприятие должно или выкинуть часть персонала, или снизить ему оклады.
Сколько человек надо чтобы сварить люминиевый бак? Подозреваю что достаточно одного оператора станка.
Вот сейчас гермообъём БО Союза полгода рентгенят на предмет поиска дефектов. А если сделать его многослойным чтобы даже наличие дефекта в листе не вызывало проблем и варить его за день?

Подозреваю, что численность персонала запросто можно снизить в 100 раз, если не в 1000 - просто оптимизацией процессов, без какого-то ущерба для результата.
Для этого нужно отрасль снести бульдозером и создать заново. Сколько времени это займёт, и нужно ли вообще, Вы готовы сказать?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

sychbird

Цитата: Дмитрий В. от 11.09.2021 15:52:57
Цитата: Дем от 11.09.2021 12:32:07
Цитата: ZOOR от 11.09.2021 11:40:08Таким образом, снизив цену продукции, предприятие должно или выкинуть часть персонала, или снизить ему оклады.
Сколько человек надо чтобы сварить люминиевый бак? Подозреваю что достаточно одного оператора станка.
Вот сейчас гермообъём БО Союза полгода рентгенят на предмет поиска дефектов. А если сделать его многослойным чтобы даже наличие дефекта в листе не вызывало проблем и варить его за день?

Подозреваю, что численность персонала запросто можно снизить в 100 раз, если не в 1000 - просто оптимизацией процессов, без какого-то ущерба для результата.
Для этого нужно отрасль снести бульдозером и создать заново. Сколько времени это займёт, и нужно ли вообще, Вы готовы сказать?
Оптимизация процессов с уменьшением численности бывает за счет автоматизации, а она стоит ну очень дорого. А с учетом специфики отрасли сертификация всего этого новья будет стоить вообще заоблачно.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

nonconvex

Цитата: Дем от 11.09.2021 12:32:07
Цитата: ZOOR от 11.09.2021 11:40:08Таким образом, снизив цену продукции, предприятие должно или выкинуть часть персонала, или снизить ему оклады.
Сколько человек надо чтобы сварить люминиевый бак? Подозреваю что достаточно одного оператора станка.
Зря подозреваете. Вы когда нибудь металлообработкой занимались, или вообще изготовлением чего либо? Если даже не учитывать проектирование, то 9/10 времени уходит на подготовку к технологической операции (изготовление, настройка оснастки), и только 1/10 - работа оператора, который по сути кнопку нажимает.

vlad7308

Цитата: Дмитрий В. от 11.09.2021 15:52:57Для этого нужно отрасль снести бульдозером и создать заново.
не отрасль, а всего лишь отношения внутри нее.
это оценочное суждение

sychbird

Цитата: vlad7308 от 11.09.2021 16:53:29
Цитата: Дмитрий В. от 11.09.2021 15:52:57Для этого нужно отрасль снести бульдозером и создать заново.
не отрасль, а всего лишь отношения внутри нее.
Отношения - это люди. А снести людей - история сложная и не быстрая. А ежели пытаться быстро, то получите хаос.  ;)

Во всем мире начинают с чистого листа на новом месте. На Восточном!
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

vlad7308

Цитата: sychbird от 11.09.2021 17:39:33
Цитата: vlad7308 от 11.09.2021 16:53:29
Цитата: Дмитрий В. от 11.09.2021 15:52:57Для этого нужно отрасль снести бульдозером и создать заново.
не отрасль, а всего лишь отношения внутри нее.
Отношения - это люди.
не те отношения.
Производственные, договорные и тп.
это оценочное суждение