Ямал-402 – Протон-М/Бриз-М – 8.12.12 – Байконур

Автор Salo, 29.06.2012 23:40:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

anik

ЦитироватьDed пишет:
20 миссий Фрегата и "на слово"?
Вот такие "открытые" у нас предприятия. Около 20 запусков "Фрегатов" начиная с сентября 2009 года. До этого в течение шести лет - в телеметрическом режиме.

ЦитироватьDed пишет:
Лично я звездных приборов на "Фрегате" не видел. Но, может - он был не полностью собран?
Только АСН.

Старый

Цитироватьanik пишет:
Пора бы МОКБ "Марс" по примеру НПЦ АП подумать о http://npcap.ru/napravleniya-deyatelnosti/novyie-i-perspektivnyie-razrabotki/integrirovannaya-inerczialno-astro-sputnikovaya-sistema-navigaczii.html . На "Фрегате" она уже успешно отработала около 20 раз. 
Блин... А поставить это на Фобос-Грунт религия запретила? :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ZOOR

ЦитироватьСтарый пишет:
 Блин... А поставить это на Фобос-Грунт религия запретила?  :(
А что, этого http://www.iki.rssi.ru/ofo/page_planet.html там не хватало? Прочтите отчет о работе БОКЗ-МФ на борту Ф-Г - все работало.
А ССН на межпланетник ставить - идиотизм.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Старый

ЦитироватьZOOR пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
 Блин... А поставить это на Фобос-Грунт религия запретила?  :(  
А что, этого http://www.iki.rssi.ru/ofo/page_planet.html там не хватало? Прочтите отчет о работе БОКЗ-МФ на борту Ф-Г - все работало.

Оно было 20 раз испытано в полёте?
 Авария ФГ началась с того что глюкнул БОКЗ. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

ЦитироватьZOOR пишет:
А ССН на межпланетник ставить - идиотизм.
Ничего подобного. :) Это означает прописать ГЛОНАСС в вечности. Послание потомкам, тстзь. Через миллион лет от ГЛОНАСС остался бы ТОЛЬКО этот блок.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ZOOR

#705
ЦитироватьСтарый пишет:
 Авария ФГ началась с того что глюкнул БОКЗ.
Это что-то новое  :)  
То, что из-за несоответствия реального положения осей приборов с программной уставкой при выключении (засветкой Солнцем) одного из приборов уплывала ориентация на величину программной ошибки - глюк БОКЗа?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

anik

Дополнительные подробности аварии...

International Launch Services Issues Additional Details on the Yamal 402 Proton Launch Anomaly Cause and Corrective Actions
http://www.ilslaunch.com/newsroom/news-releases/international-launch-services-issues-additional-details-yamal-402-proton-laun

February 14, 2013 - International Launch Services (ILS) has issued additional details regarding the most probable root cause and corrective actions presented to the ILS Failure Review Oversight Board (FROB) concerning the Yamal 402 Proton launch anomaly which occurred on December 8, 2012.
 
The members of the FROB agreed with the findings of the Russian investigation that the most probable cause of the Yamal 402 Proton launch anomaly was due to a combination of adverse conditions which affected the operation of the Breeze M main engine during the startup of the 3rd burn.

The combination of adverse conditions were predominantly thermal in nature and affected the conditions at the oxidizer inlet line to the Breeze M main engine prior to the 3rd burn ignition and resulted in a large volume of oxidizer gas (rather than liquid oxidizer) at the engine inlet, exceeding the Breeze M main engine specifications. The volume of gas was ingested by the Breeze M turbopump at the start of the 3rd burn, leading to over-speed of the oxidizer turbopump bearing without the cooling normally supplied by liquid oxidizer. The over-speed damaged the bearing, which eventually led to the premature shutdown of the fourth burn. The adverse thermal conditions were due to higher than previously recorded propellant temperatures at liftoff combined with higher than previously recorded thermal soak-back of engine heat to the Breeze M prior to the 3rd burn.

Several corrective actions will be implemented, and include management of both satellite and Breeze M thermal requirements to ensure adequate margin to prevent future recurrence of this anomaly. No Breeze M hardware modifications are required.

The ILS Proton return to flight mission will be the Satmex 8 satellite for Satélites Mexicanos, S.A. de C.V. (Satmex) on March 27 (March 26 EST) from the Baikonur Cosmodrome in Kazakhstan. The corrective actions required by the FROB to prevent future recurrence of the anomaly have been started and are currently on schedule to support the new launch date. Scheduling of the remainder of the ILS Proton near term manifest for 2013 is currently being determined.

Штуцер

Если не трудно, вот это предложение по русски:
ЦитироватьThe adverse thermal conditions were due to higher than previously recorded propellant temperatures at liftoff combined with higher than previously recorded thermal soak-back of engine heat to the Breeze M prior to the 3rd burn.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Вот оно что... 
 В двух других отказах двигателя вполне могло быть то же самое. 
 Один маленький нюансик: а что, разве насос окислителя крутится с другой скоростью чем весь остальной ТНА? 

И ещё момент - попадание газа в насос, кавитация, срыв потока и раскрутка ТНА слишком уж напомигают четыре отказа двигателя ДМа. Хорошо что здесь не замкнутая схема. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

PIN

ЦитироватьDed пишет:
ы можете привести пример? Кстати, СБ - это часть КА.
Опечатка, вместо РБ я набрал СБ.
Аппараты, у которых или СБ в сложенном состоянии не экспонируется совсем или батарея не может заряжаться до разделения или до команды с земли (что несколько другой случай, конечно) или из очереди отложенных команд так сразу не припомню.
Насколько помню, у  Метопов (платформа Спота последнего) на выведении от СБ был ноль несмотря на барбекю Фрегата. Почему - не знаю, не моя система.

Из собственной практики могу припомнить противоположный случай, когда АКБ на выведении не разрядилась из-за о5-таки барбекю, а осталась с напряжением выше того, которое допустимо при эксплуатации (перед стартом в виде исключения перезарядили, не изменили EOCV в контроллере - моделирование показывало, что к разделению оно упадет ниже того, которое потом и должно поддерживаться). В итоге пришлось придумывать, как батарею разрядить - процедуры такой заранее не было предусмотрено.

PIN

Цитироватьanik пишет:
he combination of adverse conditions were predominantly thermal in nature and affected the conditions at the oxidizer inlet line to the Breeze M main engine prior to the 3rd burn ignition and resulted in a large volume of oxidizer gas (rather than liquid oxidizer) at the engine inlet
Такое ("волшебные пузырьки"), кстати, и на однокомпонентных двигателях КА бывает. Но при работе с модуляцией, не при постоянных долгих включениях. Лечится подбором параметров модуляции (минимальных и максимальных времен включения и пауз).

anik

ЦитироватьШтуцер пишет:
Если не трудно, вот это предложение по русски
Что-то вроде этого: "Неблагоприятные тепловые условия были из-за более высокой, чем регистрировалось раньше температуры топлива при запуске в комбинации с более высоким, чем регистрировалось раньше [отсутствием теплопереноса от двигателя к конструкции "Бриза-M"] перед третьим включением".

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Был бы движок утопленник (а не в стакане), этой проблемы бы не было.
Правда, были бы другие. :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Lanista

В очередной раз Старый оказался прав, Бриз просто криво сделан изначально?

ZOOR

ЦитироватьLanista пишет:
В очередной раз Старый оказался прав, Бриз просто криво сделан изначально?
Конечно! Идиотам из ЦиХ надо было делать его твердотопливным - вот тогда точно никаких проблем!
 :evil:
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Разъём

Цитироватьanik пишет:
ЦитироватьFeol пишет:
Хуже всего то, что будет еще больший уход гироскопов и еще хуже точность, что на Бризе-М и так проблема.
Пора бы МОКБ "Марс" по примеру НПЦ АП подумать о http://npcap.ru/napravleniya-deyatelnosti/novyie-i-perspektivnyie-razrabotki/integrirovannaya-inerczialno-astro-sputnikovaya-sistema-navigaczii.html . На "Фрегате" она уже успешно отработала около 20 раз. На очереди - ДМ-SLБ и ДМ-03.
Следует внести небольшие уточнения.  Блок АСН подобно указанной по ссылке Интегрированной инерциально- -спутниковой (глонасс+gps) системе (без БОКЗ!) был впервые использован на РБ №1005 (Марс-Экспресс в 2003 г.) только в тестовом режиме. С него снималась ТМ, но эти данные системой управления для корректировки ГСП не использовались.
После набора статистки, АСН была использована по назначению впервые только  на РБ №1014 (Метеор-М №1, 2009). Принцип следующий: Уход ГСП корректируется по сигналам с АСН повышая точность выведения. При «выпадении» измерений АСН за пределы 3-х сигма, корректировка забраковывается, и используются данные только ГСП.

Космос-3794

#717
Повышенная температура окислителя (при предстартовой подготовке) в сочетании с работой двигателя в температурном режиме близком к предельно допустимому стало причиной аварии РБ Бриз-М. Перегрев привел к повышенному кипению окислителя, перегрузке ТНА и поломке подшипника, что привело к преждевременному отключению двигателя РБ.
Меры по устранению неисправности будут включать более строгие ограничения по температурному режиму (под обтекателем) во время предстартовой подготовки. Внесение изменений в конструкцию РБ не предусматривается.
По словам главного технического директора ILS, John L. Palme, температура под обтекателем на 1-2 град. превышала средние показатели, но находилась в допустимых пределах. Вдобавок и сам двигатель в этом полете работал в более теплонапряженном режим, но также в пределах спецификации. Признаки перегрузки появились во время третьего включения. Вся телеметрия согласуется с вышеприведенным сценарием.

ЦитироватьPARIS — Overheated fuel oxidizer on the launch pad combined with an engine that ran at the higher end of the allowed temperature regime caused the Dec. 9 failure of the Russian Proton rocket's Breeze-M upper stage, according to a Russian board of inquiry that was validated by International Launch Services (ILS), Proton's commercial sales arm.

The overheating caused the nitrogen tetroxide oxidizer to turn to gas in volumes that overwhelmed the engine's oxidizer turbopump, leading to a bearing failure and the shutdown of the Breeze-M stage about four minutes earlier than planned.

The Yamal-402 commercial telecommunications satellite, owned by Gazprom Space Systems of Moscow, was left in a too-low orbit. The satellite's manufacturer, Thales Alenia Space of France and Italy, was able to raise it into its planned geostationary orbit 36,000 kilometers over the equator, but at a cost in fuel that reduced Yamal-402's operating life to 11 years fr om up to 19 years.

In a Feb. 12 interview, officials with Reston, Va.-based ILS said the corrective actions to be taken following the failure will require no hardware modifications. Instead, ILS and Proton prime contractor — and ILS owner — Khrunichev Space Center of Moscow will impose stricter limits on the permitted temperatures under the Proton's fairing as it awaits launch.

The corrective actions are straightforward enough for ILS and Khrunichev to have planned a late-March return to flight for Proton. As was the case following the vehicle's August Breeze-M failure, which had different causes, the vehicle will be returning to flight with a commercial mission.

ILS said satellite fleet operator Satmex's Satmex 8 satellite will be launched March 27. Satmex is perhaps the most anxious of ILS's customers to get its satellite launched as it will replace the Satmex 5 satellite, which is expected to end its commercial life later this year.

Insurance underwriters covering Satmex 8 and other ILS customers will be brief on the ILS/Khrunichev inquiry's findings the week of Feb. 18. In the past, insurers have accepted the relatively quick returns to flight of Proton after failures without forcing ILS customers to pay substantially higher insurance premiums. The vehicle has failed three times in the past 18 months.

Whether the underwriters will be as understanding this time around is unclear. Many of them participated in the $400 million insurance coverage of the Intelsat IS-27 commercial telecommunications satellite, which was destroyed in the Jan. 31 failure of a Russian-Ukrainian Sea Launch rocket.

It is not the ambient temperature at the Proton launch pad at the Baikonur Cosmodrome in Kazakhstan in December that caused the Breeze-M cryogenic fuel tanks to warm up. It was the normal heating that occurs to keep the satellite within specified temperatures.

ILS Chief Technical Officer John L. Palme said Proton's telemetry duly recorded the temperature under the fairing. He said that while 1-2 degrees higher than the average prelaunch temperature, it was still within the specified lim its.

"It's only one or two degrees, but as we all know if these differences occur around freezing level, it is the difference between rain or snow," Palme said.

Compounding the problem was that the particular Breeze-M engine used for the Dec. 9 flight operated at slightly higher temperatures than the average engine – again, within specifications.

With the turbopump now receiving a larger-than-acceptable volume of oxidizer gas, it began to show signs of stress during the third of four burns planned to carry the Yamal-402 to its prescribed transfer orbit.

A bearing in the overworked turbopump failed, and the Breeze-M engine shut down completely some four minutes earlier than specified before releasing the Yamal-402, which suffered no damage.

Palme and ILS Chief Engineer Jim Kramer said the data provided in the abundant telemetry sent by Proton leave little doubt about the sequence of events and the root cause of the problem.

"It is very, very evident from all the telemetry that the engine was operating in a way it was not designed and qualified to do," Kelly said. ILS relied on a copy of the Russian board of inquiry that was passed on from Khrunichev after being scrubbed of information on technologies that may not be transferred under Russian technology-export regulations.

http://www.spacenews.com/article/proton-upper-stage-failure-pinned-on-overheating#.UR5FsqUtwhU

P.S. Осталось 18 февраля убедить страховщиков, что все так и было...

anik

ЦитироватьРазъём пишет:
 Следует внести небольшие уточнения
Справедливости ради, часть из этого было сказано выше: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum12/topic13048/message1032694/#message1032694  ;)

Старый

ЦитироватьШтуцер пишет:
Если не трудно, вот это предложение по русски:
ЦитироватьThe adverse thermal conditions were due to higher than previously recorded propellant temperatures at liftoff combined with higher than previously recorded thermal soak-back of engine heat to the Breeze M prior to the 3rd burn.
Буквально так: "Неблагоприятные тепловые условия из-за более высоких чем регистрировалось прежде температур топлива при старте, в сочетании с более высоким чем регистрировалось прежде впитыванием тепла двигателя обратно в Бриз-М перед третьим включением". 

 Вобщем компоненты топлива были более горячие чем обычно, да ещё и тепло двигателя впиталось обратно в топливо.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер