Китайские двигатели

Автор Salo, 18.01.2012 01:34:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: strat от 12.11.2022 16:33:01
Цитата: Raul от 12.11.2022 09:22:26
Цитата: strat от 12.11.2022 02:34:45Если первая ступень не одноразовая, то максимальная единичная тяга как раз наоборот не нужна, нужны многоразовые однокамерные аналоги Раптора по тяге, для максимальной надёжности и широкого диапазона регулирования тяги  ДУ при торможении и при посадке..
Для посадки первой ступени достаточно иметь несколько двигателей небольшой тяги, причем не обязательно многократного запуска. Возможно - с собственной топливной системой, чтобы не заморачиваться с осадкой топлива.

Требования к маршевым двигателям супертяжа принципиально отличаются от требований к посадочным двигателям - они должны иметь высокую тягу. И должен быть резерв по стартовой тяге на случай отказа, который как раз и может создаваться посадочными двигателями (т.е. в штатном режиме они работают для посадки, в нештатном - для компенсации недостатка тяги).

Поэтому, когда китайцы рисуют одинаковые-мелкие метановые-РД-на-супертяже, то это чистое обезьянничанье. ;D Совершенно неизвестно, какой у новых метановых РД коэффициент охвата САЗ, а от этого параметра зависит в том числе - имеет ли смысл спасать первую ступень СТК, или все-равно-она-будет-взрываться-через-раз :o

Цитата: Liss от 11.11.2022 23:41:0980-тонный метановый YF-209
Это явно РД не для супертяжа, а для аналога Falcon Heavy
Разунификация по двигателям неприемлема для эффективной системы, нужен один однокамерный многоразовый двигатель оптимальной тяги обычный и вакуумный для второй ступени. Короче говоря, если китайцы хотят сделать эффективную многоразовый сверхтяж, они неизбежно будут копировать Старшип-Суперхэви, любые существенные отклонения, это минус к эффективности  :)
Для часто летающей системы разунификация не страшна: дополнительные затраты на разработку "размажутся" на большое количество запусков, тогда как затраты на производство можно сократить, заменив большое количество ЖРД небольшой тяги гораздо меньшим числом более мощных двигателей.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

strat

Сейчас темп выпуска Раптор-2 достиг одного в сутки. Так что врядли затраты удастся таким образом сократить, ведь массовое производство по сути одного двигателя или большей части его агрегатов колоссально удешевляет его. И кстати не только по затратам проигрыш может быть, но совершенно точно по времени разработки

Дмитрий В.

Цитата: strat от 12.11.2022 17:13:00Сейчас темп выпуска Раптор-2 достиг одного в сутки. Так что врядли затраты удастся таким образом сократить, ведь массовое производство по сути одного двигателя или большей части его агрегатов колоссально удешевляет его. И кстати не только по затратам проигрыш может быть, но совершенно точно по времени разработки
А мы разве про Старшип?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

strat

#103
:) Нет, мы про то что любое значимое отклонение от концепции и решений принятых для сверхтяжа спейсов, это либо дольше в разработке и доводке, либо дороже, либо и то и другое. Так что будут копировать в меру своих возможностей их концепт максимально...Безос вот идёт своей дорогой, разные двигатели на первой и второй ступенях, алюминиевые сплавы вместо нержавейки, и на какой стадии он и на какой старшип и отставании чем дальше в лес тем все больше...

Дмитрий В.

Цитата: strat от 12.11.2022 19:30:55:) Нет, мы про то что любое значимое отклонение от концепции и решений принятых для сверхтяжа спейсов, это либо дольше в разработке и доводке, либо дороже, либо и то и другое. Так что будут копировать в меру своих возможностей их концепт максимально...Безос вот идёт своей дорогой, разные двигатели на первой и второй ступенях, алюминиевые сплавы вместо нержавейки, и на какой стадии он и на какой старшип и отставании чем дальше в лес тем все больше...
Обычно кумиров себе создают очень ограниченные люди. Китайцы не похожи на таковых - видно, что они не замыкаются на какой-то одной концепции. Маск, кстати, очень долго рожал концепцию Старшип/Суперхэви- уже 11-12 лет с начала работ прошло, и нет никаких гарантий, что выбранная концепция приведёт к успеху. 
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Цитата: strat от 12.11.2022 16:33:01Разунификация по двигателям неприемлема для эффективной системы
Это что за "эффективная" система? В супертяже на данным момент главное - надежность выведения, эта проблема решается в SLS. Но китайцы не идут по проверенному пути водород + ТТУ, они экспериментируют с идеологией советской Энергии, которая далеко не айс...

Цитата: strat от 12.11.2022 16:33:01они неизбежно будут копировать Старшип-Суперхэви
Маск продвигает концепцию H-1 по принципу "новое - хорошо забытое старое". Делая ставку на "много РД закрытого цикла". Хотя H-1 вполне можно делать с небольшим числом мощных РД, но "мы твердо решили пройтись по тем же эффективным граблям".

Вы не можете просматривать это вложение.

У Королева-Мишина другого выхода не было - пришлось рисковать с НК-15. Сейчас выход есть.

ИМХО (придется обратиться с немодной "теории китайского заговора") Лун Лэхао с "копированием Старшипа" в CZ-9 new мастерcки заметает следы, чтобы никто не догадалcя.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Mavik

Цитата: Дмитрий В. от 12.11.2022 20:38:24
Цитата: strat от 12.11.2022 19:30:55:) Нет, мы про то что любое значимое отклонение от концепции и решений принятых для сверхтяжа спейсов, это либо дольше в разработке и доводке, либо дороже, либо и то и другое. Так что будут копировать в меру своих возможностей их концепт максимально...Безос вот идёт своей дорогой, разные двигатели на первой и второй ступенях, алюминиевые сплавы вместо нержавейки, и на какой стадии он и на какой старшип и отставании чем дальше в лес тем все больше...
Обычно кумиров себе создают очень ограниченные люди. Китайцы не похожи на таковых - видно, что они не замыкаются на какой-то одной концепции. Маск, кстати, очень долго рожал концепцию Старшип/Суперхэви- уже 11-12 лет с начала работ прошло, и нет никаких гарантий, что выбранная концепция приведёт к успеху.
Если у небольшой частной компании от момента первых набросок концепции до появления нескольких летных прототипов на старте проходит 11-12 лет, то это совсем не плохо. 
Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?

MIRNbIY

Вот такой момент интересен, говорят что Маск делает один раптор в сутки, НО что имеется ввиду под этой фразой? К примеру, цикл производства одного раптора 3 месяца, одновременно в производстве находится 90 двигателей, т е через 90 дней готово 90 движков, получается 1 двигатель в сутки))))

strat

#108
средняя величина, достигнутая на текущий момент... Может там конвейер организован, а может собирают партиями. нацелены они на 800 двигателей в год и стоимость 250тыс/шт
PS насчёт количества двигателей. Чем больше двигателей тем надёжнее ДУ, потому что современные системы позволяют выключить аварийный двигатель до разрушения и форсировать остальные ничего не потеряв. В случае Н1 все было наоборот и в случае нескольких больших двигателей отключение одного будет означать отказ всей ступени

Дмитрий В.

Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

#110
Цитата: strat от 13.11.2022 01:32:37Чем больше двигателей тем надёжнее ДУ, потому что современные системы позволяют выключить аварийный двигатель до разрушения
Это все лозунги. В случае Рапторов, которых 39 при ВБР РД 0.99 и неподтвержденной на практике КоСАЗ 0.9 мы получим вероятность взрыва РН 4.8%. ВБР ~0.952. Саморазборку Старшипа из-за взрыва РД уже наблюдали.

Цитата: strat от 13.11.2022 01:32:37в случае нескольких больших двигателей отключение одного будет означать отказ всей ступени
Тоже лозунги. Если ориентироваться на 12 РД-180/YF-130 на первой ступени, то при отключении двух РД мы спокойно улетаем на орбиту, а при наличии резервных посадочных РД даже не теряем в величине полезной нагрузки.

В двухступенчатом варианте, поскольку сверху у китайцев наверняка будет водород - получим ВБР  порядка 0.975 при тех же оценках относительно РД первой ступени. При этом ВБР 0.99 для РД-180 подтвержден эксплуатационно.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

strat

Водород на второй ступени - прощай экономика, Маск не стал связываться с водородом не потому что не может, а потому что краеугольный камень Супехэви это радикальное снижение стоимости доставки на орбиту килограмма... Starlink 2.0 большие тяжелые спутники в большом количестве, часто...

Raul

Цитата: strat от 13.11.2022 15:40:53прощай экономика
"Прощай, экономика" - это о супертяже, да. Но мы говорим о китайской экономике? Она совершенно спокойно вынесла полеты водородной CZ-5B с модулями орбитальной станции, а здесь речь идет о том, чтобы с помощью водорода поднять ПН к Луне в 1.5 раза. И с точки зрения теории надежности водород хорош - ДВГГ лучше ДОГГ на порядок... Атласы летают с водородной ВС безупречно, чего не сказать о керосиновых ДМ-ках. Как начинаешь считать пятиступенчатую керосинку к лунной орбите - сразу мерещится растрата с диверсией... :o

Что за экономику Маск поднимает с помощью Суперхэви мне, честно говоря, непонятно. Наверное, у SpaceX она еще мощнее американской и китайской. ::) Возможность привлечь триллионы, которые плачут о своей невостребованности - это сила!
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Mavik

Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же. 

Дмитрий В.

Цитата: Mavik от 14.11.2022 00:50:39
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же.
Крем-брюле не имеет отношения к вопросам ракетостроения.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Mavik

I'm 
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 07:53:24
Цитата: Mavik от 14.11.2022 00:50:39
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же.
Крем-брюле не имеет отношения к вопросам ракетостроения.
Речь про шла про сравнительную скорость разработки, начиная от концепции и дальше.  

Дмитрий В.

Цитата: Mavik от 14.11.2022 12:37:48I'm
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 07:53:24
Цитата: Mavik от 14.11.2022 00:50:39
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же.
Крем-брюле не имеет отношения к вопросам ракетостроения.
Речь про шла про сравнительную скорость разработки, начиная от концепции и дальше. 
Речь шла об "эталоне, на который можно равняться". Так вот, единственный универсальный эталон, на который можно равняться в ракетостроении - это система диф.уравнений движения ракеты (и ФЦ, как частное решение оных).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Mavik

Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 15:43:38
Цитата: Mavik от 14.11.2022 12:37:48I'm
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 07:53:24
Цитата: Mavik от 14.11.2022 00:50:39
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же.
Крем-брюле не имеет отношения к вопросам ракетостроения.
Речь про шла про сравнительную скорость разработки, начиная от концепции и дальше. 
Речь шла об "эталоне, на который можно равняться". Так вот, единственный универсальный эталон, на который можно равняться в ракетостроении - это система диф.уравнений движения ракеты (и ФЦ, как частное решение оных).
Вы невнимательно прочитали. Я спросил, какой проект мог бы служить эталоном в деле разработки сверхтяжелой РН. А то может выясниться, что 11-12 лет - это очень даже нормально. 

Дмитрий В.

Цитата: Mavik от 14.11.2022 17:50:43
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 15:43:38
Цитата: Mavik от 14.11.2022 12:37:48I'm
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 07:53:24
Цитата: Mavik от 14.11.2022 00:50:39
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же.
Крем-брюле не имеет отношения к вопросам ракетостроения.
Речь про шла про сравнительную скорость разработки, начиная от концепции и дальше. 
Речь шла об "эталоне, на который можно равняться". Так вот, единственный универсальный эталон, на который можно равняться в ракетостроении - это система диф.уравнений движения ракеты (и ФЦ, как частное решение оных).
Вы невнимательно прочитали. Я спросил, какой проект мог бы служить эталоном в деле разработки сверхтяжелой РН. А то может выясниться, что 11-12 лет - это очень даже нормально.

Тогда Сатурн-5
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Mavik

Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 17:52:44
Цитата: Mavik от 14.11.2022 17:50:43
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 15:43:38
Цитата: Mavik от 14.11.2022 12:37:48I'm
Цитата: Дмитрий В. от 14.11.2022 07:53:24
Цитата: Mavik от 14.11.2022 00:50:39
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2022 08:33:05
Цитата: Mavik от 12.11.2022 21:49:54Если вы так не считаете, то кто, по вашему, в современных условиях является эталоном, на который нужно равняться?
Формула Циолковского.
Сказали б сразу «Крем-брюле», смысла было б столько же.
Крем-брюле не имеет отношения к вопросам ракетостроения.
Речь про шла про сравнительную скорость разработки, начиная от концепции и дальше. 
Речь шла об "эталоне, на который можно равняться". Так вот, единственный универсальный эталон, на который можно равняться в ракетостроении - это система диф.уравнений движения ракеты (и ФЦ, как частное решение оных).
Вы невнимательно прочитали. Я спросил, какой проект мог бы служить эталоном в деле разработки сверхтяжелой РН. А то может выясниться, что 11-12 лет - это очень даже нормально.
Тогда Сатурн-5
Это да. По сравнению с Saturn-V Старшип сильно запаздывает.