Китайские двигатели

Автор Salo, 18.01.2012 01:34:20

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

18.01.2012 01:34:20 Последнее редактирование: 17.12.2012 15:38:18 от Salo
Начнём плясать от печки:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=481489#481489
Цитата
Цитата
ЦитатаСтарый пишет:

Кстати, а снимки двигателя от CZ-1 есть?
Liss пишет:

Такой пойдет?

Liss пишет:

Вторая фотография той же ДУ и снимок таблички при ней:


Цитата
Цитата
ЦитатаLiss пишет:

Тут, граждане, такая засада, похоже...
Мы подробно обсудили редкую фотографию музейного двигателя в предположении о том, что это 104-тонная ДУ DF-4/CZ-1. А проблема в том, что у экспоната есть табличка. И в табличке ясно видны два параметра: тяга 696 кН и удельная тяга 259 сек. А это -- данные на ЖРД YF-20 двигательной установки YF-21 первой ступени DF-5/CZ-2/FB-1... Так что или табличка приставлена к движку левая (но не видно вокруг того, к кому бы она относилась), либо мы обсуждали слона, полагая, что это поросёнок...
Старый пишет:

Но у CZ-2 же вроде 4 отдельных двигателя YF-20 на карданах или уже нет?
Salo пишет:

Не-е-е-е. Этот фокус у китайцев не пройдёт. Фото YF-20 у нас есть. :P
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

18.01.2012 02:04:49 #1 Последнее редактирование: 17.12.2012 15:39:35 от Salo
Чем больше смотрю я на YF-2, тем больше поражаюсь его сходству с исаевским С2.1150.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

18.01.2012 23:06:32 #2 Последнее редактирование: 17.12.2012 15:45:32 от Salo
Игорь Афанасьев, Александр Лавренов "БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ КЛУБ", Глава "Китайская Народная Республика: «Алеет восток»", стр. 177:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/afan/bol-kk2006/03.html#19
ЦитатаВ пору «великой дружбы» СССР помог китайцам организовать производство баллистической ракеты Р-2. Кроме того, Н.С.Хрущев передал «в дар» Мао Цзэдуну экземпляр Р-5М.

1 сентября 1960 г. с полигона Цзюцюань стартовала первая ракета Р-2, поставленная из СССР. А через два месяца, 5 ноября, впервые совершила полет уже «Дун Фэн-1» (Dong Feng-1, DF-1, «Ветер с востока-1») -- освоенная китайцами копия Р-2 («модель 1059»).

Развитие линии Р-2/Р-5 -- изделие DF-2, классифицируемое как баллистическая ракета среднего радиуса действия (китайцы попытались восстановить всю технологию Р-5М по единственному переданному им образцу). Улучшенный вариант ракеты имел дальность до 1200 км (как у советского прототипа); смешанная радиоинерциальная система управления была заменена чисто инерциальной.

DF-2 стала единственной китайской ракетой, запущенной с реальной ядерной боеголовкой: 27 октября 1966 г., стартовав из Цзюцюаня, ракета доставила боезаряд в 20 кТ на атомный полигон Лоб-Нор.

Ни в коем случае не умаляя роли китайских специалистов, необходимо отметить инициирующий «русский след» в появлении и становлении китайской ракетной техники. Передача КНР документации и образцов ракет, строительство и оснащение заводов по их производству, подготовка в советских ВУЗах китайских инженеров и ученых -- вот тот трамплин, с которого Китай начал самостоятельный «путь в небо».]
ЦитатаПосле перевода НИИ №1001 в Шанхай он получил наименование «Шанхайского проектного электромеханического института» и сконцентрировался на разработке ракет типа Т-7 (на базе советской МР-12). 19 февраля 1960 г. прототип Т-7М успешно стартовал с о-ва Лаоган. Вариант Т-7А был способен поднимать 40 кг на высоту 100 км. Пик программы исследовательских ракет пришелся на 1966 г. По предложению НИИ биофизики, ракеты серии T-7A-S подняли в стратосферу двух собачек -- Сяо Бао («Леопардик», 14.07.1966) и Шань Шань («Коралл», 28.07.1966).
ЦитатаРакета средней дальности DF-3 -- прототип первой ступени спутниковой РН

Космическая ракета-носитель разрабатывалась на базе МБР «ограниченной* дальности» DF-4 (расчетный радиус стрельбы -- около 4000 км), проектирование которой началось в 1965 г.

Характеризуя китайскую конструкторскую школу, отметим, что эта ракета (как и многие другие образцы ракетно-космической техники КНР) была своеобразной компиляцией технических решений, свойственных советским, американским и отчасти европейским разработкам начала 1960-х годов.

Концептуально первая ступень DF-4 напоминала отечественные ракеты Р-12/Р-14 и оснащалась четырехкамерным ЖРД с неподвижными соплами. Каждая камера имела автономный ТНА для подачи компонентов топлива. Расчетная балансировка ракеты достигалась за счет аэродинамических стабилизаторов, а управление -- путем отклонения газовых рулей. Разделение ступеней -- по «советскому» принципу: ЖРД второй ступени включается в конце работы двигателя первой; газы истекают через ферменный межступенчатый переходник, расталкивая ступени (тормозят первую и разгоняют вторую).
Владимир Платонов СССР- КИТАЙ: РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ РОМАН
http://zn.ua/SOCIETY/sssr_kitay_raketno-yadernyy_roman-37102.html
ЦитатаПараллельно в Советском Союзе отбирались специалисты для оказания помощи Китаю в области ракетостроения. Военные понимали: мало иметь бомбы -- даже очень много бомб! -- их надо еще доставить к намеченным целям. В паутину ядерного шантажа и страха вплетались стратегические бомбардировщики, межконтинентальные ракеты, атомные подводные лодки.

Любопытно: китайцев ознакомили со всеми объектами атомной промышленности СССР, но ни один китайский специалист не был допущен в ракетные КБ и заводы, на испытательные полигоны. Кремль считал: ракетные секреты гораздо выше атомных, и, исходя из этих соображений, строил советско-китайское военное сотрудничество. Это подтверждается еще и тем, что китайских специалистов ознакомили с устройством атомной бомбы образца 1951 года -- это был значительно улучшенный вариант первой бомбы, испытанной в 1949 году.

С ракетной техникой дело обстояло сложнее. Китаю были переданы образцы и техническая документация ракеты Р-2. По сути, это была копия немецкой трофейной ракеты ФАУ-2, но уже с отделяющейся головной частью и увеличенной дальностью. Ракета Р-2 летала на 600 километров, снаряжалась обычным взрывчатым веществом и никаких стратегических задач не решала.

Китайское руководство очень хотело иметь новейшее советское ракетно-ядерное оружие, но им вежливо объяснили: «Чтобы освоить сложнейшую технику, надо пройти путь, который прошли и мы»...
ЦитатаНе меньше проблем возникало и у ракетчиков, и самой сложной из них был перевод технической документации на китайский язык. Здесь было множество тонкостей и трудностей. Работа проводилась в несколько этапов: сначала шел перевод слов, затем добивались передачи смысла. При этом все бесконечно уточнялось, проверялось и перепроверялось.

Одним из самых сложных узлов ракеты является ее двигатель, по сути -- это сердце ракеты. Долго бы китайцы разбирались с двигателями, если бы у них не было такого толкового специалиста, как Николай Сергеевич Шнякин. Не зря его так высоко ценили главные конструкторы В.Глушко и С.Королев. С ними Н.Шнякин работал в годы войны в одной из «шарашек» НКВД. За успешное выполнение правительственных заданий их всех досрочно освободили из заключения и даже удостоили правительственных наград.

Длительное время Николай Шнякин работал заместителем В.Глушко, в 1951 году был командирован в Днепропетровск для организации производства жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) на первом в стране серийном ракетном заводе № 586. Под его руководством создавались КБ двигателестроения и испытательный комплекс, отрабатывалась технология изготовления ЖРД для ракет Р-1, Р-2 и других.

В Китае Николаю Шнякину снова пришлось заниматься ракетами, организовывать производство жидкостных ракетных двигателей.

В начале девяностых годов одна из китайских делегаций, посетив НПО «Энергомаш», навела справки о Николае Сергеевиче и в последующие приезды с китайской земли ему передавали приветы, а при личных встречах неизменно называли Наш Учитель.

-- В архивах отца, -- рассказывает Владимир Шнякин, главный конструктор КБ двигателестроения (ГКБ «Южное», г. Днепропетровск), -- сохранились грамоты и благодарности от правительства КНР.

Однажды к отцу приехала китайская делегация и, заботясь о его здоровье, передала ему двадцать ампул тонизирующего желе и уникальный по размеру корень жень-шеня. Китайцы поинтересовались, продолжает ли Учитель заниматься гимнастикой и, получив утвердительный ответ, заулыбались: «Он нам во всем подавал пример». Прожил отец девяносто четыре года.

...Ведущим по ракете Р-2 был представитель КБ Королева Петр Иванович Мелешин, а самая многочисленная группа командированных была из Днепропетровска -- именно здесь на заводе №586 серийно выпускались ракеты Р-1 и Р-2. В эту группу входили конструктор Андрей Зарубин, прочнист Игорь Ларионов, баллистик Иван Лыска, двигателист Евгений Семенов, испытатель Иван Козлов, сварщик Виктор Бородин, сборщик Дмитрий Анваров и другие.

Иван Козлов:

-- Мы работали во вновь организованном институте и на бывшем авиазаводе, перепрофилированном в ракетный завод. В первый день я был представлен директору института...

Составили перечень первоочередных работ. Я рассказал о принципах построения процесса испытаний ракет на заводе и об основах ведения эксплуатационной документации.

Игорь Ларионов:

-- Мы жили в западной части Пекина на территории военного городка, который был окружен высоким забором и надежно охранялся. Нас сопровождали охранники, даже когда мы выезжали на экскурсии. Но таких моментов у нас было не так и много. Освоение ракетной техники часто проходило с перерывами только на сон. Китайцы все делали с особым старанием, проявляя рвение и упорство.

Иван Козлов:

-- При поездке на работу и обратно мы наблюдали за строительством зданий и дорог. Рабочих много, техники мало, но этажи домов поднимались быстро. В строительстве дорог техники было задействовано еще меньше. Материал (гальку, гравий, песок) китайцы носили в плетеных корзинах, подвешенных на коромысле. Трамбовали коллективной трамбовкой, дергая по команде за привязанные к ней веревки, под монотонное, заунывное «И!Э! И!Э!» (Раз!Два!). Строили «дедовским» способом, но дороги в Китае отличные.

В какой-то момент многие стали понимать: что-то изменяется в отношениях двух стран. Еще не завершив работу по ракете Р-2, китайцы все настойчивее начали интересоваться новейшими образцами советских ракет.

Игорь Ларионов:

-- Китайцы были недовольны тем, что Р-2 -- не самая передовая техника на тот период. Советский Союз уже принял на вооружение ракету Р-5М с первой в мире атомной боеголовкой (1956 г.) и начал ее серийное производство в Днепропетровске. В 1957 году начались испытания ракеты Р-12, а в 1959 году ее приняли на вооружение. На базе этой ракеты в СССР были созданы Ракетные войска стратегического назначения. Много шума в мире наделала первая в мире межконтинентальная ракета Р-7. Понятно, китайцы тоже мечтали иметь такие носители, но мы неукоснительно выполняли полученные нами инструкции и успокаивали китайцев: «Нужно пройти путь, с которого начинали мы». Прошел слух, что Китай создает свою ракету. Потом мы узнали, что эта ракета называется «Ветер с Востока».

В 1960 году Советский Союз начал отзывать специалистов. Кончилось тем, что из Китая уехали все атомщики, ракетчики и военные. Бурный ракетно-ядерный роман подходил к своему завершению. Советские специалисты уезжали из Китая со стопками благодарностей и медалями «Китайско-советская дружба».

Советские «зерна», брошенные в китайскую «почву», вскоре взошли...

В 1964 году стартовала первая баллистическая ракета Китая и проведены испытания первой китайской атомной бомбы.

24 апреля 1970 года запущен первый китайский спутник.
"ПРИЗВАНЫ ВРЕМЕНЕМ", Глава "НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОКБ":
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/kb-ujn/02.html#03
ЦитатаРуководство ОКБ-586 попыталось склонить руководителей ОКБ-3 к переезду в Днепропетровск, но получило категорический отказ. В поисках выхода пришли к решению создать филиал ОКБ-3 НИИ-88 на базе существующего в ОКБ-586 двигательного отдела 302, что и было закреплено приказом № 14 начальника 7-го Главного управления МОП от 25 февраля 1957 г. Начальником филиала -- заместителем Главного конструктора ОКБ-586 был назначен И. И. Иванов. Задачи филиала были, в общем, те же, что и для отдела 302 ОКБ, а именно -- инженерное обеспечение изготовления и испытаний на заводе двигателей разработки ОКБ-456 для серийных ракет (8Д51, 8Д52, 8Д59, 8Д71), ОКБ-2 НИИ-88 (С09.29, С2.1100), ОКБ-3 НИИ-88 (С3-40, С3-41, С3.42), а также добавлялись экспериментальные работы по доработке и доводке двигателей ОКБ-3, предполагавшихся к использованию в ракете Р-16.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Есть ощущение, что вместе с технологией и чертежами Р-2 и образцом Р-5М были переданы образцы С2.1100 или С2.1150, которые к тому времени остались без применения в связи с закрытием работ по "Буре".

В пользу этой версии говорит и то, что всё это производилось на Южмаше и к концу 50-х уже снималось с производства за ненадобностью.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитатаНаткнулся на интересный китайский текст с данными на двигатель YF-100 и хронологией его создания. Цифры, в общем-то, понятны и без перевода...

http://www.9ifly.cn/thread-8183-1-1.html

Параметры:

YF-100技术规范
 
 地面推力(KN) -- 1200
 真空推力(KN) -- 1340
 地面比冲(m/s) -- 2942
 真空比冲(m/s) -- 3286
 混合比 -- 2.6
 室压(MPa) -- 18
 煤油流量(kg/s) -- 113.3
 液氧流量(kg/s) -- 409.7
 推力调节 -- 可调节
 混合比调节 -- 可调节
 喷管面积比 -- 35

Три последние строки: тяга и соотношение компонентов регулируемые, степень расширения сопла -- 35.

Хроника разработки и испытаний:
Цитата

时间
 研制阶段
 试车
 状态
 
 1998
 863
  
 涡轮泵联试成功
 
 2000
 立项
  
  
 2002/5/16
  
  
 首次整机试车,第5次整机试车
 
 2005/1/5
  
  
 901首次考台试车
 
 2005/3/5
  
 几百秒
  
 
 2005/5/13
 初样
 200
  
 
 2005/10/30
 初样
 300
 首次300秒长程摇摆整机试车
 
 2005/12/27
 初样
 400
 摇摆试车,转试样
 
 2006/4/17
  
 400
  
 
 2006/7/3
 试样
 600
 摇摆试车
 
 2007/9/12
 试样
 400
 双摇摆状态
 
 2008/5/18
 试样
  
  
 
 2009/3
 试样
 500
 飞行状态
 
 2009/3/21
 试样
 300
  
 
 2009/7/7
 试样
 280
 摇摆试车
 
 2010/11/11
 试样
  
 双机并联飞行状态;首次双机联试
 
 2010/11/23
 试样
  
 首次双机摇摆试车
 
 2011/9
 试样
  
 长程摇摆滚控飞行验证试车
 
 2011
 试样
  
 固定分机工艺验收试车完成
 
 2012/1/15
 试样
  
 首次双机双摆试车
 
 2012/2/8
 试样
  
 双机双摆试车
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ronatu

Цитата....1 сентября 1960 г. с полигона Цзюцюань стартовала первая ракета Р-2, поставленная из СССР. А через два месяца, 5 ноября, впервые совершила полет уже «Дун Фэн-1» (Dong Feng-1, DF-1, «Ветер с востока-1») -- освоенная китайцами копия Р-2 («модель 1059»)...

Через 2 месяца??? Вот это скорость....
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Salo

04.03.2012 16:57:55 #6 Последнее редактирование: 17.12.2012 15:57:48 от Salo
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

04.03.2012 17:04:02 #7 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:00:25 от Salo


YF-100 и YF-77.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

04.03.2012 17:06:18 #8 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:04:15 от Salo
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

04.03.2012 17:21:01 #9 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:09:23 от Salo
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

09.03.2012 03:35:00 #10 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:13:26 от Salo
http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2012/03/06/06.xml&headline=Long%20March%207%20To%20Fly%20Late%20Next%20Year
ЦитатаLong March 7 To Fly Late Next Year
Mar 6, 2012

By Bradley Perrett

XIAN, China -- China's new medium-heavy space launcher, the Long March 7, should fly late next year, entering service in an initial version capable of lifting 13.5 metric tons (30,000 lb.) to low orbit, making it significantly larger than current Chinese rockets.

The Long March 7 will have four boosters, says the principal engineer of manufacturer CALT, Shen Lin, adding that China is also planning new upper stages and launch vehicles, some using solid propellants and others fueled with methane.

Speaking at the Asian Joint Conference on Propulsion and Power, held at Xian, China, on March 2-3, Shen confirms that the Long March 7 will use kerosene for fuel, which was expected, since its boosters and core first stage are to be driven by a new standard engine, the YF-100, which features 120 metric tons (265,000 lb.) thrust.

The YF-100 has staged combustion, Chinese industry officials say, referring to a challenging but efficient technology. The engine has achieved a 305-sec. specific impulse, a key measure of efficiency, they add. The 18-ton-thrust second-stage engine of Long March 7, which may be named YF-118 or YF-18, has been revealed as using staged combustion.

China has been working on engines burning methane (CH4) and liquid oxygen (LOx) since 2008, say senior Chinese space engineers Li Ping and Li Bin in a paper presented to the conference. "A pilot engine with 600-kn thrust (135,000 lb.) was [test-fired] to investigate the key technologies related with the reusable LOx-CH4 booster engines," they say. This has been followed with development work on a 100-kn pilot upper-stage engine and several small-thrust reaction-control engines.

Hydrogen-fueled engines were adapted for the methane tests, another official says, adding that China has investigated liquefied petroleum gas as a fuel.

Long March 7 and its smaller sibling, the Long March 6, are overtaking the biggest member of China's new rocket family, Long March 5, whose development began earlier. Long March 6 development is running behind that of Long March 7 by only a few months, if at all, says an official familiar with the programs. Long March 5 is introducing more technology than the two smaller rockets, notably a hydrogen first-stage core engine and a 5-meter (16.4-ft.) body dia.

The YF-100 also is the booster engine of the Long March 5 and the first-stage core engine of the Long March 6. Six YF-100s will propel Long March 7 -- two in the core and one on each booster. Although this new family is eventually supposed to supplant the current launchers, all of which use toxic hydrazine fuel, the first version of Long March 7 will be considerably more powerful than any of the earlier rockets. The human-rated Long March 2F, for example, is capable of lofting 8.4 tons to low orbit, CALT says.

CALT, a subsidiary of national space conglomerate CASC, is developing Long March 5 and 7. The company drew up the preliminary design of the Long March 6, but CASC assigned the detail design and production of that small launcher to another subsidiary, SASC, officials say.

In the preliminary design, Long March 6 used the smallest of China's three standard rocket body diameters, 2.25 meters, but SASC officials have said it will be built with the same 3.35-meter dia. as Long March 7. All of the new rockets will use a new launch base being built on Hainan Island, an official says.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

10.03.2012 23:31:11 #11 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:15:39 от Salo
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/350/04.shtml
ЦитатаДвигатели для новых китайских ракет
И.Чёрный.
«Новости космонавтики»

Белая книга "Деятельность Китая в космосе в 2011 году", выпущенная в канун 2012-го, провозгласила, что в ближайшие пять лет будут введены в строй носители трех новых семейств - "Великий поход-5", -6 и -7 (CZ-5, -6 и -7) тяжелого, легкого и среднего классов соответственно. Они призваны качественно расширить возможности парка китайских средств выведения.

Основная роль в усилении характеристик ракет отводится двигателям. Принципиально новыми для КНР станут два кислородно-керосиновых ЖРД замкнутой схемы - тягой 120 тс на земле и 18 тс в вакууме. Более мощный двигатель с обозначением YF-100 будет применен на нижних ступенях и стартовых ускорителях носителей всех трех семейств, менее мощный YF-115 - на верхних ступенях ракет легкого и среднего классов.

Разработка "Великого похода-6" ("Чанчжэн-6" , способного выводить ПГ массой 1000 кг на орбиту высотой 600 км, была санкционирована в сентябре 2009 г. (НК №12, 2009, с.42-43). Представители Шанхайской академии технологии космических полетов SAST (Shanghai Academy of Spaceflight) утверждают: работа идет по плану, и при вводе в эксплуатацию легкий носитель даже может опередить тяжелые ракеты типа "Великий поход-5", которые ранее имели наивысший приоритет.

Считается, что на первой ступени CZ-6 будет установлен YF-100, на второй - YF-115. На каждом из блоков среднего носителя CZ-7 будет по два таких же двигателя, и эта ракета сможет вывести 5.5 т на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км. Компания - производитель "семерки" до сих пор не названа. Это может быть либо Шанхайская SAST, либо Китайская академия технологии ракет-носителей CALT (China Academy of Launch Ve-hicle Technology). Обе академии являются дочерними предприятиями Китайской корпорации космической науки и технологии CASC (China Aerospace Science & Technology Corp.).

Представители головной организации сообщили, что новый высотный ЖРД тягой 18 тс разработан китайскими инженерами самостоятельно. Западные эксперты полагают, что отработка двигателей замкнутой схемы идет хорошо, в противном случае CASC не стала бы обсуждать данную программу.

В последнее время в научных публикациях все чаще появляются статьи китайских двигателистов, посвященные различным аспектам разработки замкнутой схемы, где рассматриваются различные, порой узкоспециальные аспекты. Например: особенности запуска углеводородного ЖРД с дожиганием газогенераторного газа, различные способы охлаждения, изучение поведения газа на входе в смесительную головку камеры сгорания.

По оценкам китайских инженеров, ЖРД замкнутой схемы по удельному импульсу на 15-20% превосходят аналогичные двигатели открытой схемы, позволяя на 10-15% увеличить массу ПГ, выводимого на низкую околоземную орбиту.

Пока точно не известно, какой тип схемы выбрали китайские инженеры - с избытком кислорода или керосина в газогенераторе. Последняя имеет свои преимущества, но считается более сложной в разработке и чреватой засорением газового тракта выпадающими частицами сажи. Предположительно выбрана "советско-российская" схема с дожиганием "кислого" (с избытком окислителя) газогенераторного газа.

Представители CASC сообщают, что в двигателе реализованы "форсированный запуск и оптимальная тяга, соответствующая размерам ступени. Тяга может регулироваться путем изменения соотношения компонентов, двигатель снабжает рабочим телом систему наддува баков и обеспечивает энергией сервомеханизмы". Не исключено, что имеется возможность повторного запуска в полете.

В Белой книге "Деятельность Китая в космосе в 2011 году" впервые официально зафиксировано разрешение центрального правительства на проработку сверхтяжелых носителей (НК №10, 2011, с.49)*. Таким образом, китайское космическое сообщество получило созидающий импульс для реализации своей цели - пилотируемой экспедиции на Луну с посадкой. Впрочем, сама лунная миссия пока не одобрена.

Предполагается, что работы по сверхтяжелой ракете будут проходить в рамках пятилетки 2011-2015 г., охватывая детальную проработку программы. К этой же теме, вероятно, относятся недавние сообщения об изучении проектов двигателей тягой от 300 до 600 тс. Наиболее яркое свидетельство того, что китайская космическая промышленность давно нацелена на выполнение лунной миссии, - строящийся завод в Тяньцзине, где предусматривается возможность делать ракеты диаметром 10 м, сопоставимые с "Сатурном-5".

Пока же китайцы осваивают производство "Великого похода-5". 11 января появилось сообщение об изготовлении первого полноразмерного бака жидкого водорода центрального блока носителя диаметром 5 м и длиной более 20 м. Обечайка состоит из восьми цилиндрических секций. Китайская академия технологии ракет-носителей CALT впервые смогла сварить емкость таких размеров.

По материалам агентства Синьхуа и форума Nasaspaceflight

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

12.04.2012 09:18:31 #12 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:17:52 от Salo
ЦитатаNew Chinese Rocket Engine Enters Production
 Apr 11, 2012

By Bradley Perrett

BEIJING -- China's main rocket engine maker appears to have begun deliveries of production-standard YF-100 engines, the key powerplants for the forthcoming Long March 5, 6 and 7 launchers.

A propulsion system for the Long March 5 heavy launcher, comprising two main engines and two auxiliary thrusters, was "recently" delivered by the Academy of Aerospace Propulsion Technology (AAPT) -- also known as the 6th Academy -- according to its parent, the national space group China Aerospace Science and Technology Corp. (CASC).

Although the integrated propulsion set will be used for trials, CASC adds that it is the first "formal product" -- apparently meaning that it is not experimental -- and that the event "indicates that the delivery of engines burning kerosene and liquid oxygen has entered a normal condition."

The delivery was attributed to AAPT's 7103rd Factory, which is presumably the engine's manufacturer.

The report did not name the engine in the propulsion package as the 120-metric-ton-thrust (260,000-lb.) YF-100, but its identity was obvious from the reference to kerosene fuel and the double installation.

The Long March 5 will comprise a hydrogen-fueled core using two YF-77 engines in the first stage and a variable number of boosters, each with twin YF-100s. The design has been controversial in China because in its maximum configuration, it will have 10 engines firing at liftoff, presenting an elevated risk of launch failure. Chinese engineers have proposed that a larger, single engine be developed to replace the YF-100, even though it has not entered service.

The Long March 5 is due to fly in 2014, but the YF-100 will enter service sooner in the medium-heavy Long March 7 later this year and the Long March 6 light launcher. The Long March 7 will have twin YF-100s in its core first stage and singles in each of its boosters, of which there will be up to four.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

07.06.2012 00:09:11 #13 Последнее редактирование: 17.12.2012 16:18:37 от Salo
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

instml

China develops new rocket engine
ЦитатаBEIJING, June 14 (Xinhua) -- China announced Thursday that it has developed a new engine for its new generation of carrier rockets, making it the second in the world to harness such engine technologies.

The 120-tonne liquid oxygen/kerosene high-pressure staged combustion cycle engine will provide an effective guarantee for the country's manned space and lunar probe missions, said the State Administration of Science,Technology and Industry for National Defence.

The high-performance engine is non-toxic, pollution-free and reliable.

It boasts 120 tonnes of thrust, making it much more powerful than the 75-tonne-thrust engines of launch vehicles for the already-launched Shenzhou spacecraft, but still far from the 670 tonnes of thrust the United States' F-1 engine boasts, and farther still from 740 tonnes of thrust of Russia's RD-170 engine.

It is the first kind of high-pressure staged combustion cycle engine for which China has proprietary intellectual property rights, said the administration.

It also makes China the second country in the world, after Russia, to grasp the core technologies for a liquid oxygen/kerosene high-pressure staged combustion cycle rocket engine.

The research project for the engine was initiated in September 2000.

It was coordinated and organized by the State Administration of Science,Technology and Industry for National Defence, and conducted by the Academy of Aerospace Propulsion Technology of China Aerospace Science & Technology Corporation.

Researchers made more than 70 technical breakthroughs in designing, manufacturing and testing, and obtained nearly 20 national defense scientific and technical achievements along with patent licenses. They also worked on nearly 50 kinds of new material.

According to a government white paper issued at the end of last year, China will develop next-generation launch vehicles, including the Long March-5, Long March-6 and Long March-7, in the 2011-2015 period.

The Long March-5 will use a non-toxic and pollution-free propellant, and will be capable of placing a 25-tonne payload into near-Earth orbit, or placing a 14-tonne payload into geostationary orbit.

The announcement of the new rocket engine came just days before China will launch the Shenzhou-9 spacecraft, which will perform a manual space docking with the orbiting Tiangong-1 lab module.

The Shenzhou-9 spacecraft will be launched by the Long March-2F carrier rocket.

This year marks the 20th anniversary of the creation of China's manned space program. The launch of the Shenzhou-9 spacecraft marks the program's 10th launch and the country's fourth manned spaceflight.
http://news.xinhuanet.com/english/china/2012-06/14/c_131652852.htm

Китай успешно разработал мощный ракетный двигатель нового поколения
ЦитатаПекин, 14 июня /Синьхуа/ -- По сообщению Государственного управления по делам оборонной науки, техники и промышленности КНР, разработанный Китаем 120-тонный жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла в качестве основной энергосистемы китайских ракет-носителей нового поколения предоставит эффективную гарантию для реализации программы пилотируемых космических полетов, зондирования Луны и выполнения других важнейших проектов страны.

Это первый подобный двигатель, имеющий полные права интеллектуальной собственности Китая. Он отличается высоким уровнем технических характеристик, сверхнадежностью, отсутствием ядовитых и загрязняющих веществ и другими уникальными особенностями. Его успешная разработка означает, что Китай уже стал вторым после России государством, обладающим ключевыми технологиями для изготовления двигателя замкнутой схемы, работающего на жидком кислороде и керосине.
http://russian.news.cn/science/2012-06/14/c_131652978.htm
Go MSL!

Salo

http://www.avanturist.org/forum/topic/101/message/1361811#msg1361811
Цитата
Цитатаhttp://russian.people.com.cn/31517/7846622.html

Хочется услышать комментарии Перегрева и других компетентных товарищей. Чего это китайцы "придумали" и обоснованно ли встали в ряд государств.
Особенно интересуют "сверхнадежностью" и что такого в замкнутой схеме для жидкого кислорода и керосина.
Очень интересно! И очень показательно... Эта информация крайне наглядно характеризует реальное отставание Китая от нас, в данном случае, в области ракетного двигателестроения. Дело вот в чем - в 90х Энергомашевцы, продали в Китай комплект КД на движок второй ступени Зенита - 11Д123 (кислород-керосиновую переделку двигателя на штатных компонентах тягой в сто с небольшим тонн). Движок неплохой, но прямо скажем - не шедевр. Тогда были далеко идущие планы, однако, в силу того что двигатель изготавливается на Украине, китайцам не досталась технологическая документация. Т.е. повторилась ситуация с РД-180, когда амерам (по слухам) "забыли" передать документацию на снасть. В итоге, американцы (!!!!) так и не смогли организовали производство у себя! Правда, некоторые косвенные признаки особенностей русско-американского экспорта/импорта позволяют предположить, что амеры не особенно и хотели.... :wink:  Но так или иначе - имея комплект КД на создание технологии изготовления двигателя китайцам понадобилось без малого двадцать лет! Относительно приоритетов - "кислород-керосин" сложная пара. Создание такого двигла, да еще по замкнутой схеме с дожиганием окислителя, безусловно стоит занести китайцам в плюс. Однако, по меркам сегодняшнего дня, да еще с учетом наличия КД, это достижения никак не является "охренеть каким выдающимся". Те же амеры просто не разрабатывает движки по такой схеме из-за присущей схеме ряда неустранимых недостатков. Насчет " сверхнадежности" надо посмотреть, будет цифра суммарной наработки я скажу какая будет надежность. Тут как у Ильфа и Петрова - кому и кобыла невеста   :wink:
Поскольку пишу с планшета (командировка в "не резиновую" :wink: коротко по делюсь своими мыслями относительно того, почему ЖРД это сложно. Сложно это,  потому, что ЖРД это в первую очередь эмпирика. Законченной теории не существует, любая разработка базируется на предыдущих экспериментальных данных. Данных, которые получались десятилетиями дорогостоящих натурных экспериментов. Есть у вас такие данные - вы можете сделать ЖРД, нет - можете не стараться. Не, конечно, возможны исключения, но они подтверждают правило.
В качестве иллюстрации - КБХА делает рулевой движок для легкого Союза, появится ПГС, прошу обратить внимание на уникальное схемное решение наддува, не имеющее аналогов. Это решение обусловлено одним простым фактом - предприятие с мировым именем, оснащенное реальным суперкомпьютером, не смогло с первого раза, без проведения испытаний, спроектировать теплообменник. Получился только с третьей попытки после ряда ОИ. Ситуация была настолько острой, что начальник приемки подарил главному конструктору американскую книжку "Расчет и проектирование теплообменников"   :wink:
Заканчивая, приведу свою собственную градацию достижений в области ЖРД
1. Самовоспламенящие компоненты (по крупному). Есть и исключения - ЖРД на таких компонентов с давлением 350 кг в КС и запуском по единственной электрической команде весьма нежилое достижение.
2. Кислород-керосин, достойно.
3. "Высшая лига". Кислород-водород, собственно, круг участников ограничен, хронологически - амеры, мы, французы, японцы. Последние (не самая отсталая в техническом отношении страна, верно?) свой движок разрабатывала более двадцати лет.
Как-то так...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SFN

ЦитатаЖРД на таких компонентов с давлением 350 кг в КС
это про что?

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Цитата3Д37 - РД-0244
Опустим про измерение давления в кг. В 3Д37 встречал цифирь про только 275 атм. в КС.

instml

http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=8447.msg934658#msg934658
ЦитатаCCTV-13 will broadcast YF-100 engine test live today (July 29) around 11:20 local time (03:20 UTC).

     
Go MSL!