Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

mihalchuk

ЦитироватьА зачем так изгаляться, если есть СПД-140? :wink:
А СПД-290 ещё круче.
Вопрос всплыл о затратах на испытания, точнее - на вакуум для них. А он одинаковый для всех СПД. Если не делать новые специальные, то их понадобится много, поэтому выбирать лучше не по размерности, а по качеству - ресурсу, УИ и т. д.

Salo

Дык и ресурс с УИ у них лучше.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

Итак, НИКИЭТ принял решение уйти от карбидного топлива в сторону оксидного. Плюсами такого решения является избавление от серьезных рисков неотработанного топлива, избавление от необходимости постройки сложных линий фабрикации карбидного топлива, кроме того - сегодня не существует материалов оболочек, которые способны стоять в таком реакторе на таких выгораниях. Минусами - уменьшения запаса по выгоранию до 120-160 Гвт*сут/тонна и увеличению размеров АЗ.

Думаю, следующим решением будет снижение рабочей температуры, что опять приведет к росту массы.

Дмитрий Инфан

Цитировать
ЦитироватьА испытывать эту байду значится в полёте будем? Что-то мне это напоминает.
Воспоминания отставить! Возьмём урезанную панель, подгоним к орбитальной станции, подключим энергетику от СБ - и вперёд! Что пугает?
Между прочим, такая панель могла бы стать существенным подспорьем на МКС. 750 СДП-100 создадут тягу 60 Н. При массе МКС в 400 тонн они могут дать приращение скорости порядка 100 м/с за 7 суток.
Правда, площадь солнечных батарей придётся нарастить раз, так, в десять...

pkl

ЦитироватьДык и ресурс с УИ у них лучше.

Какие лучше, те и надо брать. В любом случае, двигатели сейчас - не главное. ЯЭУ бы сделать нормальную.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьИтак, НИКИЭТ принял решение уйти от карбидного топлива в сторону оксидного. Плюсами такого решения является избавление от серьезных рисков неотработанного топлива, избавление от необходимости постройки сложных линий фабрикации карбидного топлива, кроме того - сегодня не существует материалов оболочек, которые способны стоять в таком реакторе на таких выгораниях. Минусами - уменьшения запаса по выгоранию до 120-160 Гвт*сут/тонна и увеличению размеров АЗ.

Думаю, следующим решением будет снижение рабочей температуры, что опять приведет к росту массы.

Т.е. получается здоровая дура. И тяжёлая. Понадобится или более мощная ракета, или стыковка на орбите, как и говорил Лев, Царствие ему, Небесное.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА испытывать эту байду значится в полёте будем? Что-то мне это напоминает.
Воспоминания отставить! Возьмём урезанную панель, подгоним к орбитальной станции, подключим энергетику от СБ - и вперёд! Что пугает?
Между прочим, такая панель могла бы стать существенным подспорьем на МКС. 750 СДП-100 создадут тягу 60 Н. При массе МКС в 400 тонн они могут дать приращение скорости порядка 100 м/с за 7 суток.
Правда, площадь солнечных батарей придётся нарастить раз, так, в десять...

Может, в таком случае оснащать орбитальные станции будущего реакторами вместо солнечных батарей?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Alexandr_A

ЦитироватьПлюсами такого решения является избавление от серьезных рисков неотработанного топлива, избавление от необходимости постройки сложных линий фабрикации карбидного топлива, кроме того - сегодня не существует материалов оболочек, которые способны стоять в таком реакторе на таких выгораниях. Минусами - уменьшения запаса по выгоранию до 120-160 Гвт*сут/тонна и увеличению размеров АЗ.

Думаю, следующим решением будет снижение рабочей температуры, что опять приведет к росту массы.

О каких линиях речь?! У нас типа негде сделать несколько десятков кило топлива?
Про неотработанность нитридного топлива тоже сомнительная заява.

hecata

Цитировать
ЦитироватьПлюсами такого решения является избавление от серьезных рисков неотработанного топлива, избавление от необходимости постройки сложных линий фабрикации карбидного топлива, кроме того - сегодня не существует материалов оболочек, которые способны стоять в таком реакторе на таких выгораниях. Минусами - уменьшения запаса по выгоранию до 120-160 Гвт*сут/тонна и увеличению размеров АЗ.

Думаю, следующим решением будет снижение рабочей температуры, что опять приведет к росту массы.

О каких линиях речь?! У нас типа негде сделать несколько десятков кило топлива?


Карбидное топливо пирофорно, с ним нельзя работать в атмосфере воздуха. Да, в общем-то для потребных объемом (а это сотни ТВЭЛов для наземной отработки и в летный реактор) ничего сложнее лабораторной линии не нужно. Но все равно это сложнее, чем работать с UO2, которая изучена вдоль и поперек.


ЦитироватьПро неотработанность нитридного топлива тоже сомнительная заява.

Нитридного или карбидного? Нитридное отрабатывалось в исследовательских реакторах в объеме десятков облученных ТВС, карбидное в реакторах в России не облучалось, насколько мне известно.

Alexandr_A

Цитировать
ЦитироватьПро неотработанность нитридного топлива тоже сомнительная заява.

Нитридного или карбидного? Нитридное отрабатывалось в исследовательских реакторах в объеме десятков облученных ТВС, карбидное в реакторах в России не облучалось, насколько мне известно.

Если о карбидном топливе, то его именно в России впервые в мире разработали и с 60-х годов исследовали. На реакторе ИГР как минимум исследовали несколько видов карбидных твэлов. Двигательные реакторы... где-то читал, что один реактор от РД-410 используют в качестве лабораторной установки.

По UO2 возможно тоже не все исследовано. В космической ЯЭУ, это ведь невыгружаемый реактор, в нем топливо может и должно вырабатываться до запредельных процентов а не 2-4% как обычно для тепловых.

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПро неотработанность нитридного топлива тоже сомнительная заява.

Нитридного или карбидного? Нитридное отрабатывалось в исследовательских реакторах в объеме десятков облученных ТВС, карбидное в реакторах в России не облучалось, насколько мне известно.

Если о карбидном топливе, то его именно в России впервые в мире разработали и с 60-х годов исследовали. На реакторе ИГР как минимум исследовали несколько видов карбидных твэлов. Двигательные реакторы... где-то читал, что один реактор от РД-410 используют в качестве лабораторной установки.

По UO2 возможно тоже не все исследовано. В космической ЯЭУ, это ведь невыгружаемый реактор, в нем топливо может и должно вырабатываться до запредельных процентов а не 2-4% как обычно для тепловых.
Распухание таблетки и там и там некузяво.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Андрей Суворов

ЦитироватьНитридного или карбидного? Нитридное отрабатывалось в исследовательских реакторах в объеме десятков облученных ТВС, карбидное в реакторах в России не облучалось, насколько мне известно.
В России, действительно, не облучалось, ведь Семипалатинск же находится в Казахстане :)
Но материалов по карбидному топливу более чем достаточно и линия по его производству жива до сих пор в Подольске.

Alexandr_A

ЦитироватьРаспухание таблетки и там и там некузяво.

Там могут быть цельные твэлы как у РД-410. Распухание или растрескивание топлива почти не имеет значения. Лишь бы не обвалилось, но в условиях микрогравитации это не проблема.

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьРаспухание таблетки и там и там некузяво.

Там могут быть цельные твэлы как у РД-410. Распухание или растрескивание топлива почти не имеет значения. Лишь бы не обвалилось, но в условиях микрогравитации это не проблема.
Стенки.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Gregos

Попадание мусора в теплоноситель (если не ошибаюсь газ) и конец турбине

vlad7308

Цитироватьhttp://zavjalov.okis.ru/glava20.html
Цитировать..... стоимость испытаний ЭРД такой размерности оказалась на два порядка выше стоимости испытаний ЖРД размерностью до 2-х т. Она образовалось из необходимости обеспечения непрерывной работы стендов больше года для проверки и подтверждения ресурса 10 000 часов, включая стоимость электроэнергии и стоимость ксенона. [/size]
вот и все :)
о чем я и говорил недавно
в общем, нужного двигателя в России нет.

ну и большая вакуумная установка на год работы - это конечно тоже...

а на МКС нельзя испытать двигатель мощностью киловатт до 20?
американцы собираются в 2014 году испытывать VASIMR 200кВт в импульсном режиме
возможно, 20кВт удастся испытать в непрерывном?
это оценочное суждение

Alexandr_A

ЦитироватьПопадание мусора в теплоноситель (если не ошибаюсь газ) и конец турбине

Объем реактора должен быть разделен несколькими сетками поперек. Примерно так оно и делалось. Плюс, можно на выходе какой либо фильтр поставить. Керамика типа C-SiC поидее должена выдержать весь срок службы.

Alexandr_A

Судя по всему твэлы для РД-410 делались по примитивным технологиям, типа спекание керамики из порошка. Понятно что они трескались. Но теперь-то можно применить передовые технологии. Можно сплести ТВЭЛ из тончайших аморфно-керамических нитей. Вариантов как это сделать - немеряно. Значит надо заниматься этими исследованиями, а не про экологию втирать.

Gregos

Не путайте РД-140 и высокотемпературный реактор
Если интерестна тема ТВЕЛов сходите на http://www.avanturist.org/forum/
там атомная ветка очень хороша

Сетки поперёк, фильтр, тонкие нити
Вы ректор и пылесос не путаете?

Пожалуйста почитайте про выгорание топлива

Alexandr_A

ЦитироватьНе путайте РД-140 и высокотемпературный реактор
Если интерестна тема ТВЕЛов сходите на http://www.avanturist.org/forum/
там атомная ветка очень хороша

Сетки поперёк, фильтр, тонкие нити
Вы ректор и пылесос не путаете?

Пожалуйста почитайте про выгорание топлива

Я ничего не путаю. На счет сеток "примерно так оно и делалось" А как конкретно, подробность здесь Ядерные ракетные двигатели
А по "нитям" Сверх высокотемпературные композиционные наноматериалы для ракетно-космической техники
По современной керамике много можно выудить из http://scholar.google.com/ Почти все статьи с платным доступом, зато покруче чем ядерная ветка на авантюре. :)