КТДУ и ДПО 7К

Автор Salo, 24.05.2010 22:10:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Разбираясь с двигателями Исаева накопил определённую информацию по КТДУ и ДПО 7К. К сожалению далеко не полную.  :(
Начну с конца:

КТДУ-80 (С5.80) - корректирующая и тормозная ДУ для КК "Союз-ТМ", "Союз-ТМА", "Прогресс М", "Прогресс М1", "Прогресс М1М", "Пирс", МИМ2.

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article50.htm?reload_coolmenus
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка с маршевым двигателем тягой 300 кгс в кардановом подвесе объединена по питанию топливом с системой двигателей причаливания и ориентации (26 штук), использует единые компоненты топлива в общих баках. Это позволяет перераспределять топливо между разными двигателями для его оптимального использования и обеспечивает гибкость при выполнении программы полета, особенно в нештатных ситуациях. Запас двухкомпонентного топлива в установке составляет 900 кг.



Космический корабль «Союз ТМ-9»
1. Бытовой отсек (БО).
2. Спускаемый аппарат (СА).
3. Приборно-агрегатный отсек (ПАО).
4. Стыковочный агрегат (СтА).
5. Левая панель солнечной батареи (СБ).
6. Правая панель солнечной батареи (СБ).
7. Блистер.
8. Радиатор-излучатель системы терморегулирования.
9. Экранно-вакуумная теплоизоляция (с наружным слоем черного цвета).
10. Донный экран комбинированной двигательной установки (КДУ).
11. Теплозащитная крышка сближающе-корректирующего двигателя КДУ с тягой 300 кгс.
12. Двигатель причаливания и ориентации большой тяги. (ДПО-Б) — 14 штук по 14 кгс.
13. Двигатель причаливания и ориентации малой тяги (ДПО-М) — 12 штук по 2,5 кгс.

14. Блок двигателей системы управления спуском СА.
15. Телекамера внешнего обзора.
16. Кабель-мачта БО-СА-ПАО.
17. Фара.
18. Иллюминатор — 4 шт.
19. Всенаправленная антенна программно-командной радиолинии — 2 шт.
20. Антенна дискретной антенной решетки программно-командной радиолинии — 6 шт.
21. Антенна голосовой радиосвязи.
22. Антенна радиотелеметрии.
23. Антенна телевизионной системы — 2 шт.
24. Антенна системы радиоконтроля орбиты — 2 шт.
25. Всенаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс» — 3 шт.
26. Узконаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс».
27. Антенна ориентации аппаратуры сближения — «Курс».
28. Антенна автосопровождения аппаратуры сближения «Курс».
29. Термодатчик — 6 шт.
30. Оптический визир-ориентатор.
31. Крышка парашютного контейнера — 2 шт.
32. Теплоотражающий экран.
33. Экран радиотехнической защиты антенн аппаратуры сближения «Курс».
34. Датчик солнца.
35. Кронштейн зачековки створок СБ — 8 шт.
36. Отрывной электроразъем «Земля-борт» — 2 шт.
37. Отрывной электроразъем «Борт-ракета-носитель».
38. Посадочный люк на БО.
39. Сопла сброса давления из БО.
40. Датчик построения инфракрасной вертикали.
41. Гермоплата отсека.
42. Пиронож кабель-мачты — 2 шт.
43. Эмблема.
44. Базовый шпангоут стыковки с ракетой-носителем.
В качестве ДПО-Б используются РДМТ НИИМАШ 11Д428.
В качестве ДПО-М - РДМТ КБХМ 11Д427, а начиная с Союза-ТМ-23 С5.142 (тоже КБХМ).
Согласно чертежу на заднем торце ПАО Союза ТМ установлено четыре 11Д428А.

Та же информация и в книге РККЭ:
http://epizodsspace.no-ip.org//bibl/energia46-96/06.html
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка корабля 7К-СТ проектировалась силами отдела 111 (С.С. Крюков, с 1972 года П.А. Ершов). В нее входили базовый блок 11Д426 разработки КБ ХИММАШ (В.Н. Богомолов) с маршевым двигателем для выдачи импульсов коррекции орбиты и система двигателей причаливания и ориентации. Основная идея КДУ состояла в использовании однотипного топлива для двух групп двигателей (с отказом от перекиси водорода) и в хранении всех его запасов в баках базового блока. Такая схема позволяла перераспределять резервы топлива между операциями выдачи импульсов и ориентации и снимала присущие "Союзу" ограничения. КДУ существенно отличалась от двигательных установок "Союза". Кроме объединения запасов топлива в ней применялась вытеснительная подача вместо турбонасосной, главная маршевая камера размещалась в карданном подвесе, ее резервировали четыре осевых двигателя из группы ДПО, установленные вне базового блока (на агрегатном отсеке). КДУ имела два коллектора ДПО и ДО, в магистралях применялись сварные соединения труб.
О Союзе-ТМ:
ЦитироватьВ КДУ корабля был применен новый базовый блок - С5.80 разработки КБ ХИММАШ, в конструкции которого воплотился весь накопленный опыт. В этом блоке были использованы металлические разделители в баках, сами баки стали несущими, в конструкции главной камеры применялось неохлаждаемое сопло, для наддува использовался гелий, а в схему наддува баков и расхода топлива ввели резервирование (две секции). В схеме питания ДПО - ДО в двух коллекторах установили дублирующие клапаны.
Фото с МАКСа-2005:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1
И одновременно информация по Прогрессам:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/222/38.shtml
ЦитироватьУточненные параметры ДПО

В редакцию НК пришло письмо от главного конструктора НИИ машиностроения из Нижней Салды Е.Г.Ларина, содержащее поправки и уточнения к опубликованному раннее материалу. Мы приводим его практически без сокращений

В НК №3, 2001 на с.25 в статье «"Прогресс М1-5" – могильщик "Мира"» в 9-м абзаце дано значение удельного импульса тяги двигателей причаливания и ориентации (ДПО) корабля 11Ф615А55 №254, равное 235 (кг с/кг), что не соответствует действительности. Наш институт является разработчиком и изготовителем этих двигателей. С 1995 г. ДПО для кораблей «Прогресс М» имеют удельный импульс тяги 291 (кг с/кг) (2852 м/с). Среднее значение удельного импульса тяги восьми двигателей КК «Прогресс М» №254, использованных для создания тормозного импульса при сходе с орбиты комплекса «Мир», составило 291.7 (кг с/кг), что на ~24% выше приведенного в НК №3 значения. Это только на 4% ниже удельного импульса тяги СКД корабля, что, по-нашему мнению, нельзя назвать существенной разницей, как это звучит в статье.
Благодаря высокой надежности и высоким удельным параметрам ЖРДМТ 11Д428А-16, установленные в агрегатном отсеке КК «Прогресс М» №254 двигатели трижды включались для торможения комплекса «Мир» и обеспечили его штатное сведение с орбиты. Суммарное время работы наших двигателей на операции торможения «Мира» составило 3902 с.
...Сообщаю вам основные характеристики ЖРДМТ 11Д428А-14 и 11Д428А-16, используемых в составе КК «Союз ТМ», «Прогресс М», СМ «Звезда».
Компоненты топлива: окислитель – амилин; горючее – гептил. Массовое соотношение компонентов топлива – 1.85. Удельный импульс тяги в непрерывном режиме – 2852 м/с (291 кг с/кг).



Тяга двигателя в непрерывном режиме – 129.16 H (13.18 кг). Токопотребление при 27 В – 0.8 А. Время включения – 0.030–2000 с. Максимальная частота включений – 10 Гц. Ресурс – 50000 с за 500000 вкл. Масса не более 1.5 кг. Гарантийный срок эксплуатации до 18 лет, из них 15 лет в орбитальном полете.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/218/15.shtml
ЦитироватьСуммарная тяга восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО) составляет 100 кгс, что в три раза меньше, чем у СКД
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/215/17.shtml
ЦитироватьДело в том, что в начале января 2001 г. ожидался несанкционированный сход с орбиты ОК «Мир». А корабля-танкера для гарантированного сведения «Мира» с орбиты к этому сроку не запустить. «Прогресс М-43» не танкер. Поэтому было принято решение придумать схему, максимально сберегающую топливо сближающе-корректирующей установки (СКДУ) грузового корабля, чтобы за счет этих двигателей поддерживать орбиту станции до прихода корабля-танкера. Поэтому все маневры «Прогресса М-43» выполнялись при помощи восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО). Благодаря этому было сэкономлено 150 кг топлива в СКДУ. А именно эта установка наиболее эффективна для выдачи импульса с целью коррекции орбиты (подробности отличий СКДУ и ДПО в НК №2, 2000).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#3

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Получается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьПолучается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Они ещё и расположены по разному...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Подскажите как? Пока не нашёл. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьПодскажите как? Пока не нашёл. :(
На крупных фотографиях сделаных сзади видно. У одного ДПО на юбке стоят снаружи а у другого - внутри. (У кого где - не помню) :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

#8
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#9


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#11
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

Получается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Старый пишет:

Они ещё и расположены по разному...
Salo пишет:

Подскажите как? Пока не нашёл.  :(  
Старый пишет:  

На крупных фотографиях сделаных сзади видно. У одного ДПО на юбке стоят снаружи а у другого - внутри. (У кого где - не помню)  :(  


Внутри юбки, но попарно!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#12
Двигатели ДПО видимо под красными крышками:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#13

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#14


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Сало, двигатели ДПО предназначенные для угловой ориентации стоят по разному. У одного с наружной стороны юбки а у другого изнутри как на Янтаре.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Это ДПО-М или двигатели ориентации.
А я говорил о ДПО-Б - двигателях причаливания.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Остро необходим снимок Прогресса сзади.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

А.Коваленко

ЦитироватьПолучается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
У "Прогресса" нет БПО-МТ.

Salo

Только ДПО-Б?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"