Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: Salo от 24.05.2010 22:10:12

Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 22:10:12
Разбираясь с двигателями Исаева накопил определённую информацию по КТДУ и ДПО 7К. К сожалению далеко не полную.  :(
Начну с конца:

КТДУ-80 (С5.80) - корректирующая и тормозная ДУ для КК "Союз-ТМ", "Союз-ТМА", "Прогресс М", "Прогресс М1", "Прогресс М1М", "Пирс", МИМ2.

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article50.htm?reload_coolmenus
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка с маршевым двигателем тягой 300 кгс в кардановом подвесе объединена по питанию топливом с системой двигателей причаливания и ориентации (26 штук), использует единые компоненты топлива в общих баках. Это позволяет перераспределять топливо между разными двигателями для его оптимального использования и обеспечивает гибкость при выполнении программы полета, особенно в нештатных ситуациях. Запас двухкомпонентного топлива в установке составляет 900 кг.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12632.gif) (http://www.astronaut.ru/bookcase/article/50draw1.gif)

Космический корабль «Союз ТМ-9»
1. Бытовой отсек (БО).
2. Спускаемый аппарат (СА).
3. Приборно-агрегатный отсек (ПАО).
4. Стыковочный агрегат (СтА).
5. Левая панель солнечной батареи (СБ).
6. Правая панель солнечной батареи (СБ).
7. Блистер.
8. Радиатор-излучатель системы терморегулирования.
9. Экранно-вакуумная теплоизоляция (с наружным слоем черного цвета).
10. Донный экран комбинированной двигательной установки (КДУ).
11. Теплозащитная крышка сближающе-корректирующего двигателя КДУ с тягой 300 кгс.
12. Двигатель причаливания и ориентации большой тяги. (ДПО-Б) — 14 штук по 14 кгс.
13. Двигатель причаливания и ориентации малой тяги (ДПО-М) — 12 штук по 2,5 кгс.
14. Блок двигателей системы управления спуском СА.
15. Телекамера внешнего обзора.
16. Кабель-мачта БО-СА-ПАО.
17. Фара.
18. Иллюминатор — 4 шт.
19. Всенаправленная антенна программно-командной радиолинии — 2 шт.
20. Антенна дискретной антенной решетки программно-командной радиолинии — 6 шт.
21. Антенна голосовой радиосвязи.
22. Антенна радиотелеметрии.
23. Антенна телевизионной системы — 2 шт.
24. Антенна системы радиоконтроля орбиты — 2 шт.
25. Всенаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс» — 3 шт.
26. Узконаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс».
27. Антенна ориентации аппаратуры сближения — «Курс».
28. Антенна автосопровождения аппаратуры сближения «Курс».
29. Термодатчик — 6 шт.
30. Оптический визир-ориентатор.
31. Крышка парашютного контейнера — 2 шт.
32. Теплоотражающий экран.
33. Экран радиотехнической защиты антенн аппаратуры сближения «Курс».
34. Датчик солнца.
35. Кронштейн зачековки створок СБ — 8 шт.
36. Отрывной электроразъем «Земля-борт» — 2 шт.
37. Отрывной электроразъем «Борт-ракета-носитель».
38. Посадочный люк на БО.
39. Сопла сброса давления из БО.
40. Датчик построения инфракрасной вертикали.
41. Гермоплата отсека.
42. Пиронож кабель-мачты — 2 шт.
43. Эмблема.
44. Базовый шпангоут стыковки с ракетой-носителем.
В качестве ДПО-Б используются РДМТ НИИМАШ 11Д428.
В качестве ДПО-М - РДМТ КБХМ 11Д427, а начиная с Союза-ТМ-23 С5.142 (тоже КБХМ).
Согласно чертежу на заднем торце ПАО Союза ТМ установлено четыре 11Д428А.

Та же информация и в книге РККЭ:
http://epizodsspace.no-ip.org//bibl/energia46-96/06.html
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка корабля 7К-СТ проектировалась силами отдела 111 (С.С. Крюков, с 1972 года П.А. Ершов). В нее входили базовый блок 11Д426 разработки КБ ХИММАШ (В.Н. Богомолов) с маршевым двигателем для выдачи импульсов коррекции орбиты и система двигателей причаливания и ориентации. Основная идея КДУ состояла в использовании однотипного топлива для двух групп двигателей (с отказом от перекиси водорода) и в хранении всех его запасов в баках базового блока. Такая схема позволяла перераспределять резервы топлива между операциями выдачи импульсов и ориентации и снимала присущие "Союзу" ограничения. КДУ существенно отличалась от двигательных установок "Союза". Кроме объединения запасов топлива в ней применялась вытеснительная подача вместо турбонасосной, главная маршевая камера размещалась в карданном подвесе, ее резервировали четыре осевых двигателя из группы ДПО, установленные вне базового блока (на агрегатном отсеке). КДУ имела два коллектора ДПО и ДО, в магистралях применялись сварные соединения труб.
О Союзе-ТМ:
ЦитироватьВ КДУ корабля был применен новый базовый блок - С5.80 разработки КБ ХИММАШ, в конструкции которого воплотился весь накопленный опыт. В этом блоке были использованы металлические разделители в баках, сами баки стали несущими, в конструкции главной камеры применялось неохлаждаемое сопло, для наддува использовался гелий, а в схему наддува баков и расхода топлива ввели резервирование (две секции). В схеме питания ДПО - ДО в двух коллекторах установили дублирующие клапаны.
Фото с МАКСа-2005:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_042/images/IMG_7633.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 22:42:12
И одновременно информация по Прогрессам:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/222/38.shtml
ЦитироватьУточненные параметры ДПО

В редакцию НК пришло письмо от главного конструктора НИИ машиностроения из Нижней Салды Е.Г.Ларина, содержащее поправки и уточнения к опубликованному раннее материалу. Мы приводим его практически без сокращений

В НК №3, 2001 на с.25 в статье «"Прогресс М1-5" – могильщик "Мира"» в 9-м абзаце дано значение удельного импульса тяги двигателей причаливания и ориентации (ДПО) корабля 11Ф615А55 №254, равное 235 (кг с/кг), что не соответствует действительности. Наш институт является разработчиком и изготовителем этих двигателей. С 1995 г. ДПО для кораблей «Прогресс М» имеют удельный импульс тяги 291 (кг с/кг) (2852 м/с). Среднее значение удельного импульса тяги восьми двигателей КК «Прогресс М» №254, использованных для создания тормозного импульса при сходе с орбиты комплекса «Мир», составило 291.7 (кг с/кг), что на ~24% выше приведенного в НК №3 значения. Это только на 4% ниже удельного импульса тяги СКД корабля, что, по-нашему мнению, нельзя назвать существенной разницей, как это звучит в статье.
Благодаря высокой надежности и высоким удельным параметрам ЖРДМТ 11Д428А-16, установленные в агрегатном отсеке КК «Прогресс М» №254 двигатели трижды включались для торможения комплекса «Мир» и обеспечили его штатное сведение с орбиты. Суммарное время работы наших двигателей на операции торможения «Мира» составило 3902 с.
...Сообщаю вам основные характеристики ЖРДМТ 11Д428А-14 и 11Д428А-16, используемых в составе КК «Союз ТМ», «Прогресс М», СМ «Звезда».
Компоненты топлива: окислитель – амилин; горючее – гептил. Массовое соотношение компонентов топлива – 1.85. Удельный импульс тяги в непрерывном режиме – 2852 м/с (291 кг с/кг).

(http://s48.radikal.ru/i120/1005/54/874af5718555.jpg)

Тяга двигателя в непрерывном режиме – 129.16 H (13.18 кг). Токопотребление при 27 В – 0.8 А. Время включения – 0.030–2000 с. Максимальная частота включений – 10 Гц. Ресурс – 50000 с за 500000 вкл. Масса не более 1.5 кг. Гарантийный срок эксплуатации до 18 лет, из них 15 лет в орбитальном полете.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 22:52:54
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/218/15.shtml
ЦитироватьСуммарная тяга восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО) составляет 100 кгс, что в три раза меньше, чем у СКД
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/215/17.shtml
ЦитироватьДело в том, что в начале января 2001 г. ожидался несанкционированный сход с орбиты ОК «Мир». А корабля-танкера для гарантированного сведения «Мира» с орбиты к этому сроку не запустить. «Прогресс М-43» не танкер. Поэтому было принято решение придумать схему, максимально сберегающую топливо сближающе-корректирующей установки (СКДУ) грузового корабля, чтобы за счет этих двигателей поддерживать орбиту станции до прихода корабля-танкера. Поэтому все маневры «Прогресса М-43» выполнялись при помощи восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО). Благодаря этому было сэкономлено 150 кг топлива в СКДУ. А именно эта установка наиболее эффективна для выдачи импульса с целью коррекции орбиты (подробности отличий СКДУ и ДПО в НК №2, 2000).
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 23:09:33
(http://s39.radikal.ru/i083/0909/13/3061941d08a6.jpg)
(http://s54.radikal.ru/i143/1005/53/7df0b86123e7.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 23:11:58
Получается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 24.05.2010 23:32:31
ЦитироватьПолучается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Они ещё и расположены по разному...
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 23:39:05
Подскажите как? Пока не нашёл. :(
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 24.05.2010 23:45:51
ЦитироватьПодскажите как? Пока не нашёл. :(
На крупных фотографиях сделаных сзади видно. У одного ДПО на юбке стоят снаружи а у другого - внутри. (У кого где - не помню) :(
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 24.05.2010 23:52:30
Союз:
http://forums.airbase.ru/2005/08/t34306--soyuzy-i-kliper.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12638.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18851&download=1)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12639.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18852&download=1)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12640.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18853&download=1)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12641.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18856&download=1)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12642.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18859&download=1)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12643.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18860&download=1)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12644.jpg) (http://balancer.ru/forum/punbb/attachment.php?item=18861&download=1)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 00:06:24
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_042/images/IMG_7629.jpg)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_042/images/IMG_7631.jpg)
(http://i052.radikal.ru/1005/0a/a32b92c41b74t.jpg) (http://radikal.ru/F/i052.radikal.ru/1005/0a/a32b92c41b74.jpg)(http://i035.radikal.ru/1005/62/732368d92787t.jpg) (http://radikal.ru/F/i035.radikal.ru/1005/62/732368d92787.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 00:13:39
Описание Союза ТМА:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/182-183/66.shtml
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 00:22:49
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

Получается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Старый пишет:

Они ещё и расположены по разному...
Salo пишет:

Подскажите как? Пока не нашёл.  :(  
Старый пишет:  

На крупных фотографиях сделаных сзади видно. У одного ДПО на юбке стоят снаружи а у другого - внутри. (У кого где - не помню)  :(  
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/49365.jpg)

Внутри юбки, но попарно!
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 00:26:54
Двигатели ДПО видимо под красными крышками:
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/newspictures/775prog.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 00:28:39
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12645.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12646.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 00:37:58
(http://s58.radikal.ru/i160/1005/db/6cb2938095db.jpg) (http://megafotos.at.ua/_ph/12/346381820.jpg)
(http://www.floridatoday.com/content/blogs/space/uploaded_images/progress2-731868.jpg) (http://www.floridatoday.com/content/blogs/space/uploaded_images/progress2-732388.jpg)(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12647.jpg) (http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/ISS_Progress_cargo_spacecraft.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12648.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 25.05.2010 10:32:12
Сало, двигатели ДПО предназначенные для угловой ориентации стоят по разному. У одного с наружной стороны юбки а у другого изнутри как на Янтаре.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 12:42:32
Это ДПО-М или двигатели ориентации.
А я говорил о ДПО-Б - двигателях причаливания.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 12:54:27
Остро необходим снимок Прогресса сзади.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: А.Коваленко от 25.05.2010 14:04:08
ЦитироватьПолучается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
У "Прогресса" нет БПО-МТ.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 14:15:56
Только ДПО-Б?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: А.Коваленко от 25.05.2010 15:50:11
ЦитироватьТолько ДПО-Б?
Да. А что Вас, собственно, смущает. Это два совершенно разных корабля. Несмотря на то, что под ЭВТИ и выглядят похожими.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 15:53:19
Я вот и хочу разобраться. :wink:
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 15:58:10
По Союзу (7К-Т):
«Союз» и «Аполлон» - корабли для совместного полета
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/146-1.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/12654.jpg)
КОРАБЛЬ «СОЮЗ»
1 — антенна KB; 2 — бортовые огни; 3 — антенна радио-телеметрической системы; 4 — панель солнечной батареи; 5 — двигатель причаливания и ориентации; 6 — импульсный световой маяк; 7 — датчик солнечной ориентации; 8 — антенна командной радиолинии; 9 — спускаемый аппарат; 10 — антенна УКВ ЧМ; 11 — наружная телекамера; 12 — стыковочная мишень; 13 — направляющий выступ стыковочного агрегата; 14 — антенна УКВ AM; 15 — орбитальный отсек; 16 — оптический визир-ориентатор; 17 — антенна УКВ; 18 — радиатор системы терморегулирования; 19 — приборно-агрегатный отсек; 20 — ионный датчик «на торможение»; 21 — рулевые сопла; 22 — дублирующий корректирующий двигатель; 23 — основной сближающее-корректирующий двигатель; 24 — антенна радиотелеметрической системы
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 16:17:36
По 7К-ОК:
http://www.buran.ru/htm/gud%2023.htm
ЦитироватьВ ОКБ-1 были созданы двигательные системы КК "Союз" для выполнения режимов ориентации и причаливания корабля и для управления движением СА. В них применялась вытеснительная подача, а в качестве топлива использовалась перекись водорода, которая обеспечивала экологическую чистоту при работе в атмосфере и позволяла избежать загрязнения оптических приборов на орбите. На СА устанавливалась система исполнительных органов спуска, а на КК - система двигателей ориентации с тягой около 2 кгс и система двигателей причаливания и ориентации с тягой около 10 кгс, каждая из которых имела свои баки и автономную схему.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 17:39:11
http://www.outzone.ru/post/798/5/
Цитировать(http://www.outzone.ru/wp-content/uploads/2006/09/day1923-1158780366_i_6296_full.jpg)

Состыкованный космический комплекс (в рамках программ ЭПАС)
1 Двигательный отсек корабля «Аполлон» с колоколообразным соплом маршевого двигателя. В отсеке размещаются топливо, топливные элементы, кислород, другие системы и оборудование. 2 Двигатели реактивной системы управления. 3 Двигатели управления о тангажу.
4 Отсек экипажа корабля «Аполлон» с оборудованием для трех астронавтов. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 0,35 ат.
5 Пульты управления и контроля.
6 Стыковочный отсек, в котором космонавты и астронавты адаптируются к различным атмосферам при перходе на другой корабль.
7 Антенны УКВ-радиостанции (частота 121,75 МГц).
8 Стыковочная мишень.
9 Направляющий элемент стыковочного агрегата (1 из 3).
10 УКВ-антенна.
11 Орбитальный отсек корабля «Союз», используемый для работы и отдыха экипажа.
12 Спускаемый аппарат корабля «Союз» с оборудованием для двух космонавтов. Нормальная атмосфера в кабине кислородно-азотная при давлении около 1 ат, уменьшаемом для периода нахождения в состыкованном состоянии до 0,7 ат.
13 Двигатели причаливания и ориентации (14 двигателей тягой 10 кгс каждый).
14 Проблсковый световой маяк.
15 Датчик солнечной ориентации.
16 Приборно-агрегатный отсек «Союза».
17 Двигатели сближения и ориентации.
18 Двигатели ориентации (12 двигателей тягой кгс каждый).
19 Сближающе-корректирующий двигатель (тяга 300 кгс).
20 Радиатор системы терморегулирования.
21 Антенна радиотехнической системы сближения.
22 Панели солнечных батарей. (Размах 8,37 м).
23 Антенна радиотелеметрии.
24 Двигатели ориентации (12 двигателей тягой 25кгс каждый).
25 Датчик ориентации по инфракрасной вертикали на Землю.
26 Проблесковый световой маяк.
27 Кольцевая антенна.
28 Визир-ориентатор.
29 Антенна радиотелевизионной системы (1 из 2).
30 Телевизионная камера внешнего обзора и бортовой огонь ориентации (красный).
31 УКВ-антенна радиостанции «Аполлон» (частота 121,75 МГц).
32 Шар-баллон со сжатым кислородом.
33 Шар-баллон со сжатым азотом.
34Стыковочная мишень «Союза».
35 Стыковочный шпангоут основного блока «Аполлона».
36 Кресло астронавта.
37 Двигатели управления по рысканию.
38 Остронаправленные антенны (для связи с Землей через спутник-ретранслятор АТС-6. Входная частота 2077,4 МГц, выходная 2256 МГц).
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 18:07:03
По 7К-Т:
http://baikonur.h1.ru/carriage/soyuz.html
ЦитироватьВ переходной секции приборно-агрегатного отсека, выполненной в виде фермы, размещены баки с топливом и 10 двигателей причаливания и ориентации с тягой 10 кг каждый, системы, обеспечивающие координатные перемещения и ориентацию корабля относительно центра масс в полете и при сближении со станцией "Салют".
...
В агрегатной секции приборно-агрегатного отсека размещена сближающе-корректирующая двигательная установка корабля. Снаружи агрегатной секции установлено 4 двигателя причаливания и ориентации с тягай 10 кг каждый и 8 двигателей ориентации с тягой 1 кг каждый
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 25.05.2010 20:41:03
http://news.samaratoday.ru/news/83882/
Цитировать1 мая 2006, 12:14
     
РКК «Энергия» создает новые модификации кораблей «Прогресс-М» и «Союз-ТМА»

РКК «Энергия» вплотную приблизилась к созданию новых модификаций кораблей «Прогресс-М» и «Союз-ТМА». Пока неизвестно получат ли эти модификации новые названия. Создание новых модификаций шло поэтапно. С «Союза-ТМА-5» были реализованы два мероприятия: установлены два дополнительных резервных тормозных двигателя причаливания и ориентации (ДПО) и усовершенствована система управления спуском (СУС).
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Lev от 16.01.2011 19:11:52
http://www.niimashspace.ru/produce/rkt.html
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 18.02.2013 17:00:54
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 18.02.2013 22:39:08
ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Корректирующе-Тормозная Двигательная Установка. 
 ББ- Боковой Блок или Базовый Блок. Только при чём тут ББ? Или это ещё какойто другой ББ?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: m-s Gelezniak от 18.02.2013 22:03:03
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Корректирующе-Тормозная Двигательная Установка.
ББ- Боковой Блок или Базовый Блок. Только при чём тут ББ? Или это ещё какойто другой ББ?
Боевой Блок.
ЗЫ Зависит от системы или изделия в контексте которого используется сокращение.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 19.02.2013 00:10:46
Может быть и Блок Баков. Николя, приведите фразу целиком пожалуйста.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 19.02.2013 03:51:34
ЦитироватьТа же информация и в книге РККЭ:
 http://epizodsspace.no-ip.org//bibl/energia46-96/06.html
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка корабля 7К-СТ проектировалась силами отдела 111 (С.С. Крюков, с 1972 года П.А. Ершов). В нее входили базовый блок 11Д426 разработки КБ ХИММАШ (В.Н. Богомолов) с маршевым двигателем для выдачи импульсов коррекции орбиты и система двигателей причаливания и ориентации. Основная идея КДУ состояла в использовании однотипного топлива для двух групп двигателей (с отказом от перекиси водорода) и в хранении всех его запасов в баках базового блока. Такая схема позволяла перераспределять резервы топлива между операциями выдачи импульсов и ориентации и снимала присущие "Союзу" ограничения. КДУ существенно отличалась от двигательных установок "Союза". Кроме объединения запасов топлива в ней применялась вытеснительная подача вместо турбонасосной, главная маршевая камера размещалась в карданном подвесе, ее резервировали четыре осевых двигателя из группы ДПО, установленные вне базового блока (на агрегатном отсеке) . КДУ имела два коллектора ДПО и ДО, в магистралях применялись сварные соединения труб.
Извините  :)

ББ = Базовый Блок.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 19.02.2013 13:30:14
ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Теперь понятно. 
Вы имели в виду что коррекции и торможение выполняются базовым блоком КТДУ и просите объяснить почему применяется двойное название?

Давайте попробую. Для коррекций и торможения требуется не только выдача импульса но и обеспечение его заданной ориентации в пространстве. Таким образом кроме баков и сближающе-корректирующего двигателя нужны и двигатели ориентации. Именно добавление двигателей ориентации к базовому блоку и превращает его в двигательную установку.
То есть ваш вопрос примерно эквивалентен вопросу "я не понимаю разницы между станцией Мир и базовым блоком станции Мир". 
 Вообще "базовый блок" означает "главная, основная, неизменная часть" к которой присоединяются другие, менее важные части которые могут меняться. 
В данном случае Базовый блок это единая основная неизменная часть которая применяется в разных двигательных установках отличающихся составом, количеством и расположением двигателей ориентации и боковых перемещений. 

 Однако есть ещё один аспект. Дело в том что классификация производится по разным принципам и по ним один и тот же агрегат может иметь разные названия. 
 Например если двигательная установка предназначена для коррекции и торможения то она будет называться КТДУ независимо от того есть в её составе базовый блок или нет. 
Если все двигатели двигательной установки питаются из одних и тех же баков то она будет называться "объединённая" (ОДУ) независимо от выполняемых ею функций и наличия или отсутствия в её составе базового блока. То есть одна и та же двигательная установка может оказаться и сближающе-корректирующей и объединённой и иностранцу будет трудно понять почему её называют то так то так. 
Так вот, "Базовый блок" это не тип и не назначение двигательной установки. Это технический принцип её создания. При котором для двигательных установок разных космических аппаратов не создаются разные баки и двигатели для каждого а создаётся единый базовый блок баков и двигателя и он служит основой для разных двигательных установок. 
 Таким образом названия "СКДУ" и "ББ" - не пресекающиеся. СКДУ это назначение двигательной установки а ББ - технический принцип её построения. 

 Итак: Базовый блок это часть двигательной установки. Названия "сближающе-корректирующая" и "базовый блок" образуются по разным принципам классификации. 
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 19.02.2013 13:35:08
ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Ну и совсем прямой и короткий ответ: Корректирующе-тормозной двигательной установкой мы называем базовый блок двигательной установки вместе с присоединёнными к нему двигателями ориентации и продольных перемещений.
 Но это относится только к кораблям имеющим объединённую двигательную установку то есть начиная с Союз-Т и Прогресс-М. 
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 19.02.2013 16:21:49
Спасибо Старый !!

If I understand correctly : asking "what is the difference between КТДУ and ББ ?" is like asking "what is the difference between СКД and engine С5.80 ?".

When РКК Энергия developped propulsion system, they expressed the need for a ББ, and КБХМ answered with a thing they call a КТДУ. Correct ?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: SFN от 19.02.2013 16:22:28
Придется Старому еще раз все подробно отвечать  ;)  

ББ - Базовый Блок. Это есть неизменная часть целого, общая для все случаев.
Это общий термин.

В документах: ББ - Базовый Блок это базовая конструкция, на основе которой, может быть создано несколько типов КТДУ..

КТДУ - Коррекции и Торможения Двигательная Установка.
Технический термин для обозначения специальной двигательной установки.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: m-s Gelezniak от 19.02.2013 19:33:49
ЦитироватьSFN пишет:
Придется Старому еще раз все подробно отвечать  ;)  

ББ - Базовый Блок. Это есть неизменная часть целого, общая для все случаев.
Это общий термин.

КТДУ - Коррекции и Торможения Двигательная Установка.
Технический термин для обозначения специальной двигательной установки.
Лучше так. Это базовая конструкция, на основе которой, может быть создано несколько типов КТДУ..
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 17:13:18
ЦитироватьNicolas пишет:
Спасибо Старый !!
Не за что. :(
ЦитироватьIf I understand correctly : asking " what is the difference between КТДУ and ББ ? " is like asking " what is the difference between СКД and engine С5.80 ? ".
Увы, нет. :( Вы поняли с точностью до наоборот. :(Но тут я сам виноват, отвечал слишком сложно и путанно. 

ЦитироватьWhen РКК Энергия developped propulsion system, they expressed the need for a ББ, and КБХМ answered with a thing they call a КТДУ. Correct ?
Нет. Не коррект. :(
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 17:19:03
Повторяю

ЦитироватьNicolas пишет:
If I understand correctly : asking " what is the difference between КТДУ and ББ ? " is like asking " what is the difference between СКД and engine С5.80 ? ".
Неправильно. Правильно так:
Спрашивать "в чём отличие КТДУ от ББ?" это всё равно что спрашивать "в чём отличие станции Мир от базового блока станции Мир?". 
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 17:21:16
Давайте совсем просто:
Станция Мир = Базовый блок + модули
КТДУ = Базовый блок + двигатели ориентации
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 17:27:29
ЦитироватьNicolas пишет:
When РКК Энергия developped propulsion system, they expressed the need for a ББ, and КБХМ answered with a thing they call a КТДУ. Correct ?
Когда РКК Энергия разрабатывала двигательную систему ей нужна была КТДУ. КБХМ ответило вещью которую оно назвало "ББ".  РКК присоединила к этому ББ двигатели ориентации и получилась КТДУ.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 17:36:15
ЦитироватьNicolas пишет:
 I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Вероятно я не произнёс нужные слова в явном виде. 
Произношу:
Базовый блок двигательной установки это топливные баки и двигатель С5.80.
Добавлением к базовому блоку двигателей ориентации получаем КТДУ. 

Топливные баки + двигатель С5.80 = Базовый блок двигательной установки
Базовый блок двигательной установки + двигатели ориентации = Коректирующе-Тормозная Двигательная Установка. 
Так понятно?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 17:37:20
ББ+ДПО=КТДУ
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 20.02.2013 19:00:57
ЦитироватьСтарый пишет:
ББ+ДПО=КТДУ
Итак, новый вопрос : what is the difference between КТДУ and КДУ (Комбинированная Двигательная Установка) ???  :o

Тютчев : Умом Россию не понять, В Россию можно только верить.  ;)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 20.02.2013 18:09:47
ЦитироватьNicolas пишет: what is the difference between КТДУ and КДУ ( Комбинированная Двигательная Установка) ???  :o

Единой системы обозначений не существует. Поэтому каждая организация называет изделия как захочет руководствуясь разными принципами. 
В одних случаях функциональным принципом, по функции выполняемой установкой. В других случаях по техническим принципам на которых построена установка. 
Название КТДУ дано по функциональному принципу - функция установки коректировать и тормозить. 
Название "комбинированная" или "объединённая" даётся по принципу построения - все двигатели установки работают от одних и тех же баков. 
 Таким образом это два разных принципа наименований и одна и та же установка может быть и комбинированной и коректирующе-тормозной. 
 Коректирующе-тормозная потому что коректирует и тормозит а комбинированная потому что все двигатели работают от одних и тех же баков. 
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 20.02.2013 19:17:00
Спасибо Старый !!
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Lanista от 21.02.2013 09:04:31
Старый на борьбе с энтропией.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: SFN от 21.02.2013 10:21:14
А может "комбинированная" потому что это "комбинация" корректирующей и тормозной?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 21.02.2013 14:49:23
Потому что её изобрели комбинаторы. :)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 12.03.2013 22:45:57
На Союз ТМ, начиная с Союзом ТМ-28, был ДПО-Б 11Д428А-16.

Но ранее, ДПО-Б были 11Д428А-10 или 11Д428А-12 ?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 13.03.2013 01:04:42
http://www.niimashspace.ru/index.php/component/content/category/33-rkt/index.php/produce/rkt/33-rdmt/9-nedanil
ЦитироватьПеречень основных событий, связанных с эксплуатацией продукции института

19 апреля 1971 г. — начало эксплуатации ракетных двигателей 11Д428 в составе первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют».
6 августа 1974 г. — запуск первого автоматического корабля «Космос-670» для отработки систем пилотируемого корабля «Союз», открывший серию запусков кораблей данного класса, с двигателями 11Д428А.
13 декабря 1974 г — Успешный запуск спутника оптической разведки «Янтарь 2К» («Космос-697») с двигателями 11Д428М, 11Д445 и 11Д446: на Землю спустили отснятую в полете фотопленку.
20 февраля 1986 г — Ракета носитель «Протон» вывела на орбиту базовый блок орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д428А-10.
Назначение блока: обеспечение деятельности экипажа численностью до 6 человек и управления комплексом «Мир» с изменяющейся конфигурацией.
15 ноября 1988 г. — Запуск ракеты-носителя «Энергия» с космическим кораблем «Буран», оснащенным двигателями 17Д16 на экологически чистых компонентах топлива «кислород-керосин».
26 ноября 1989 г. — Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту модуль дооснащения «Квант-2» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э.
Назначение модуля: дооснащение комплекса «Мир» оборудованием, научной аппаратурой, а также выход космонавтов в открытый космос и доставка грузов.
01 марта 1990 г. — Запуск первого грузового корабля «Прогресс» («ПрогрессМ1-3») к Международной космической станции с двигателями 11Д428А-16.
1 и 5 февраля 1990 г. — Космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко успешно провели летные испытания вокруг орбитального комплекса «Мир» средства для перемещения космонавтов с двигателями МД5.
31 мая 1990 г. — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Кристалл» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э.
16 августа 1992 г. — Грузовой корабль М-14 доставил на орбитальный комплекс «Мир» выносную двигательную установку ВДУ-1, оснащенную шестью двигателями 11Д428А-10, которая устанавливалась на 14-метровой ферме и подключалась к системе управления ориентацией орбитального комплекса по каналу крена.
20 мая 1995 г. — Ракета-носитель «Протон-К» вывела модуль «Спектр» орбитального комплекса «Мир» на орбиту с двигательными блоками из двигателей 11Д458 и 17Д58Э.
23 апреля 1996 г — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Природа» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э.
20 ноября 1998 г — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Заря» Международной космической станции с двигателями 11Д428 и 17Д58Э.
12 июля 2000 г. — Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту служебный модуль «Звезда» Международной космической станции с двигателями 11Д428А-10 и 11Д428А-14.
31 октября 2000 г. — Запуск пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-31», открывшего серию запусков кораблей данного класса с двигателями 11Д428А-16, к Международной космической станции с первой основной экспедицией.
20 июля 2001 г. — Запуск ракеты-носителя «Молния-М» с двухкомпонентной двигательной установкой 11Д414НС для создания корректирующих усилий по управлению положением спутника на высокоэллиптической орбите.
Полагаю в ДПО Союза и Прогресса ранее использовался 11Д428А.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 13.03.2013 10:04:39
ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
На Союз ТМ, начиная с Союзом ТМ-28, был ДПО-Б 11Д428А-16.

Но ранее, ДПО-Б были 11Д428А-10 или 11Д428А-12 ?
Кстати индекс 11Д428А-12 я нигде не встречал.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 14.03.2013 01:24:19
Я побликую БОЛШОЕ статия о системе КДУ !  :)

http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/kdu.html
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 14.03.2013 00:55:14
ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
Я побликую БОЛШОЕ статия о системе КДУ !  :)  

 http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/kdu.html
На фиг 1.2.5 грубая ошибка.  "Верньеры" это не верньеры. Это выхлопные сопла ТНА.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 14.03.2013 01:55:07
Цитировать(http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/fig1-2-2.jpg)
Fig. 1.2.2 : Le KTDU-35. MAI. Crédit : Buran-Energia.com.
На этом фото КТДУ-53  (С5.53, 11Д421) от 7К-Л1. В МАИ выставлен Франкенштейн.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Salo от 14.03.2013 02:32:48
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/27767.jpg)
Fig. 3.2.12 : Deux moteurs DPO-B.
Musée Mémorial de la Cosmonautique. Crédit : Nicolas PILLET.
(http://s019.radikal.ru/i637/1303/cb/8db4ee0c3ad0.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Nicolas Pillet от 14.03.2013 22:23:14
ЦитироватьНа фиг 1.2.5 грубая ошибка. "Верньеры" это не верньеры. Это выхлопные сопла ТНА.
ТНА ДКД или СКД ?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Старый от 14.03.2013 21:41:35
ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
ЦитироватьНа фиг 1.2.5 грубая ошибка. "Верньеры" это не верньеры. Это выхлопные сопла ТНА.
ТНА ДКД или СКД ?
Дублирующего. Причём дублирующий двигатель не корректирующий а только тормозной. Он имеет одноразовое включение и может использоваться только для схода с орбиты. Так что называть его надо както так "ДТД". :)
Работа сопел на газе собственного ТНА принципиально важна. Дублирующий двигатель должен был создавать и тягу и управляющие моменты. Он должен был обеспечить сход с орбиты даже в случае полного отказа (или израсходоавания топлива) ДПО. Поэтому для создания управляющих моментов использовались сопла самого двигателя работающие на газе его ТНА. Чем и объясняется их расположение. Обратите внимание: сопла расположены так чтобы создавать максимальный момент относительно центра масс. 
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Штуцер от 14.03.2013 22:02:43
http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/fig3-2-13-petit.jpg

ЭПКН1 и ЭПКН2 это клапаны С5.517 А1. Производство, ЕМНИП, КрасМаш. Одни из немногих ЭПК в СССР, которые держали давление до 400, имели необходимую герметичность по гелию и проходное сечение 7,5 мм. Фото клапана есть в статье.
Угадайте, сколько стоил такой клапан в 1982 году?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/84673.jpg)
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Штуцер от 15.03.2013 10:52:39
(http://f14.ifotki.info/thumb/1da3d2029b0789c67489db374b64efafbc72c4145990476.jpg) (http://ifotki.info/14/1da3d2029b0789c67489db374b64efafbc72c4145990476.jpg.html)
На входе и выходе - фильтры, так что надежность и разграничение ответственности - налицо.
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Бертикъ от 19.07.2019 10:35:15
Господа, а есть ли у кого информация о том, какие двигатели ориентации стояли на Салюте-4?
Достоверно известно, что на Салюте-1 стояла гептильная КТДУ-66 (аналог КТДУ-35 с удвоенным количеством топлива) и 32 двигателя ориентации РДМТ-100 на том же гептиле. Но на Салюте-4 из-за дефицита массы поставили КТДУ-35.
А вот что стало с ДО - туманно. Также, не мудрствуя лукаво, взяли с Союза перекисные движки?
Название: КТДУ и ДПО 7К
Отправлено: Михаил Игоревич Смирягин от 16.10.2019 02:07:22
По поводу КДУ для ТМА, вот так как сейчас симулятор делаем, то пришлось раздобыть разную инфу по ней и нашлось много чего и для Т и для ТМ и ТМА. Пока под рукой есть пневмогидравлическая схема КДУ для ТМА (актуально для 219 изделия и далее). По поводу истории развития КДУ хочу статейку потом забацать.
Посмотрите на первую фотографию - это пневмогидравлическая схема КДУ.
Выноски в квадратных рамках - это параметры которые с датчиков (в данном случае давления) поступают в систему СПС (систему преобразования аналоговых сигналов) откуда потом выводятся на форматах ИнПУ на пульте космонавтов Нептун-МЭ.
По поводу децимальных номеров (поможет в поиске информации о изделии):
ДМО-М - С5.142.00-0
ДПО-Б  - 11Д428А.000.00-16
СКД - С5.80.1000-0
номера нашел в сети, но судя по описанию актуальны они не только на ТМА.

Так же нарыл схему размещения двигателей КДУ на изделии, она вторая в списке фото.
На данной схеме двигатели 1-12 это ДПО-М, 13-26 это ДПО-Б.

По поводу технических характеристик написано на Пикабу - https://pikabu.ru/@lexperience (https://pikabu.ru/@lexperience)
Но по сути тяга, удельный импульс и т.д. тут уже вроде бы обсуждались.
Для сравнения вот нашел схемку КДУ для ТМ (актуальную на 1999 год) которая 3 в списке фото.


Расположение не изменилось, так что схему выкладывать не буду.
В ближайшее время наделаю фоток Союза с разных углов и выделю двигатели.