КТДУ и ДПО 7К

Автор Salo, 24.05.2010 22:10:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Разбираясь с двигателями Исаева накопил определённую информацию по КТДУ и ДПО 7К. К сожалению далеко не полную.  :(
Начну с конца:

КТДУ-80 (С5.80) - корректирующая и тормозная ДУ для КК "Союз-ТМ", "Союз-ТМА", "Прогресс М", "Прогресс М1", "Прогресс М1М", "Пирс", МИМ2.

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article50.htm?reload_coolmenus
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка с маршевым двигателем тягой 300 кгс в кардановом подвесе объединена по питанию топливом с системой двигателей причаливания и ориентации (26 штук), использует единые компоненты топлива в общих баках. Это позволяет перераспределять топливо между разными двигателями для его оптимального использования и обеспечивает гибкость при выполнении программы полета, особенно в нештатных ситуациях. Запас двухкомпонентного топлива в установке составляет 900 кг.



Космический корабль «Союз ТМ-9»
1. Бытовой отсек (БО).
2. Спускаемый аппарат (СА).
3. Приборно-агрегатный отсек (ПАО).
4. Стыковочный агрегат (СтА).
5. Левая панель солнечной батареи (СБ).
6. Правая панель солнечной батареи (СБ).
7. Блистер.
8. Радиатор-излучатель системы терморегулирования.
9. Экранно-вакуумная теплоизоляция (с наружным слоем черного цвета).
10. Донный экран комбинированной двигательной установки (КДУ).
11. Теплозащитная крышка сближающе-корректирующего двигателя КДУ с тягой 300 кгс.
12. Двигатель причаливания и ориентации большой тяги. (ДПО-Б) — 14 штук по 14 кгс.
13. Двигатель причаливания и ориентации малой тяги (ДПО-М) — 12 штук по 2,5 кгс.

14. Блок двигателей системы управления спуском СА.
15. Телекамера внешнего обзора.
16. Кабель-мачта БО-СА-ПАО.
17. Фара.
18. Иллюминатор — 4 шт.
19. Всенаправленная антенна программно-командной радиолинии — 2 шт.
20. Антенна дискретной антенной решетки программно-командной радиолинии — 6 шт.
21. Антенна голосовой радиосвязи.
22. Антенна радиотелеметрии.
23. Антенна телевизионной системы — 2 шт.
24. Антенна системы радиоконтроля орбиты — 2 шт.
25. Всенаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс» — 3 шт.
26. Узконаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс».
27. Антенна ориентации аппаратуры сближения — «Курс».
28. Антенна автосопровождения аппаратуры сближения «Курс».
29. Термодатчик — 6 шт.
30. Оптический визир-ориентатор.
31. Крышка парашютного контейнера — 2 шт.
32. Теплоотражающий экран.
33. Экран радиотехнической защиты антенн аппаратуры сближения «Курс».
34. Датчик солнца.
35. Кронштейн зачековки створок СБ — 8 шт.
36. Отрывной электроразъем «Земля-борт» — 2 шт.
37. Отрывной электроразъем «Борт-ракета-носитель».
38. Посадочный люк на БО.
39. Сопла сброса давления из БО.
40. Датчик построения инфракрасной вертикали.
41. Гермоплата отсека.
42. Пиронож кабель-мачты — 2 шт.
43. Эмблема.
44. Базовый шпангоут стыковки с ракетой-носителем.
В качестве ДПО-Б используются РДМТ НИИМАШ 11Д428.
В качестве ДПО-М - РДМТ КБХМ 11Д427, а начиная с Союза-ТМ-23 С5.142 (тоже КБХМ).
Согласно чертежу на заднем торце ПАО Союза ТМ установлено четыре 11Д428А.

Та же информация и в книге РККЭ:
http://epizodsspace.no-ip.org//bibl/energia46-96/06.html
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка корабля 7К-СТ проектировалась силами отдела 111 (С.С. Крюков, с 1972 года П.А. Ершов). В нее входили базовый блок 11Д426 разработки КБ ХИММАШ (В.Н. Богомолов) с маршевым двигателем для выдачи импульсов коррекции орбиты и система двигателей причаливания и ориентации. Основная идея КДУ состояла в использовании однотипного топлива для двух групп двигателей (с отказом от перекиси водорода) и в хранении всех его запасов в баках базового блока. Такая схема позволяла перераспределять резервы топлива между операциями выдачи импульсов и ориентации и снимала присущие "Союзу" ограничения. КДУ существенно отличалась от двигательных установок "Союза". Кроме объединения запасов топлива в ней применялась вытеснительная подача вместо турбонасосной, главная маршевая камера размещалась в карданном подвесе, ее резервировали четыре осевых двигателя из группы ДПО, установленные вне базового блока (на агрегатном отсеке). КДУ имела два коллектора ДПО и ДО, в магистралях применялись сварные соединения труб.
О Союзе-ТМ:
ЦитироватьВ КДУ корабля был применен новый базовый блок - С5.80 разработки КБ ХИММАШ, в конструкции которого воплотился весь накопленный опыт. В этом блоке были использованы металлические разделители в баках, сами баки стали несущими, в конструкции главной камеры применялось неохлаждаемое сопло, для наддува использовался гелий, а в схему наддува баков и расхода топлива ввели резервирование (две секции). В схеме питания ДПО - ДО в двух коллекторах установили дублирующие клапаны.
Фото с МАКСа-2005:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1
И одновременно информация по Прогрессам:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/222/38.shtml
ЦитироватьУточненные параметры ДПО

В редакцию НК пришло письмо от главного конструктора НИИ машиностроения из Нижней Салды Е.Г.Ларина, содержащее поправки и уточнения к опубликованному раннее материалу. Мы приводим его практически без сокращений

В НК №3, 2001 на с.25 в статье «"Прогресс М1-5" – могильщик "Мира"» в 9-м абзаце дано значение удельного импульса тяги двигателей причаливания и ориентации (ДПО) корабля 11Ф615А55 №254, равное 235 (кг с/кг), что не соответствует действительности. Наш институт является разработчиком и изготовителем этих двигателей. С 1995 г. ДПО для кораблей «Прогресс М» имеют удельный импульс тяги 291 (кг с/кг) (2852 м/с). Среднее значение удельного импульса тяги восьми двигателей КК «Прогресс М» №254, использованных для создания тормозного импульса при сходе с орбиты комплекса «Мир», составило 291.7 (кг с/кг), что на ~24% выше приведенного в НК №3 значения. Это только на 4% ниже удельного импульса тяги СКД корабля, что, по-нашему мнению, нельзя назвать существенной разницей, как это звучит в статье.
Благодаря высокой надежности и высоким удельным параметрам ЖРДМТ 11Д428А-16, установленные в агрегатном отсеке КК «Прогресс М» №254 двигатели трижды включались для торможения комплекса «Мир» и обеспечили его штатное сведение с орбиты. Суммарное время работы наших двигателей на операции торможения «Мира» составило 3902 с.
...Сообщаю вам основные характеристики ЖРДМТ 11Д428А-14 и 11Д428А-16, используемых в составе КК «Союз ТМ», «Прогресс М», СМ «Звезда».
Компоненты топлива: окислитель – амилин; горючее – гептил. Массовое соотношение компонентов топлива – 1.85. Удельный импульс тяги в непрерывном режиме – 2852 м/с (291 кг с/кг).



Тяга двигателя в непрерывном режиме – 129.16 H (13.18 кг). Токопотребление при 27 В – 0.8 А. Время включения – 0.030–2000 с. Максимальная частота включений – 10 Гц. Ресурс – 50000 с за 500000 вкл. Масса не более 1.5 кг. Гарантийный срок эксплуатации до 18 лет, из них 15 лет в орбитальном полете.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/218/15.shtml
ЦитироватьСуммарная тяга восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО) составляет 100 кгс, что в три раза меньше, чем у СКД
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/215/17.shtml
ЦитироватьДело в том, что в начале января 2001 г. ожидался несанкционированный сход с орбиты ОК «Мир». А корабля-танкера для гарантированного сведения «Мира» с орбиты к этому сроку не запустить. «Прогресс М-43» не танкер. Поэтому было принято решение придумать схему, максимально сберегающую топливо сближающе-корректирующей установки (СКДУ) грузового корабля, чтобы за счет этих двигателей поддерживать орбиту станции до прихода корабля-танкера. Поэтому все маневры «Прогресса М-43» выполнялись при помощи восьми двигателей причаливания и ориентации (ДПО). Благодаря этому было сэкономлено 150 кг топлива в СКДУ. А именно эта установка наиболее эффективна для выдачи импульса с целью коррекции орбиты (подробности отличий СКДУ и ДПО в НК №2, 2000).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#3

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Получается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьПолучается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Они ещё и расположены по разному...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Подскажите как? Пока не нашёл. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьПодскажите как? Пока не нашёл. :(
На крупных фотографиях сделаных сзади видно. У одного ДПО на юбке стоят снаружи а у другого - внутри. (У кого где - не помню) :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

#8
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#9


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#11
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

Получается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
Старый пишет:

Они ещё и расположены по разному...
Salo пишет:

Подскажите как? Пока не нашёл.  :(  
Старый пишет:  

На крупных фотографиях сделаных сзади видно. У одного ДПО на юбке стоят снаружи а у другого - внутри. (У кого где - не помню)  :(  


Внутри юбки, но попарно!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#12
Двигатели ДПО видимо под красными крышками:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#13

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#14


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Сало, двигатели ДПО предназначенные для угловой ориентации стоят по разному. У одного с наружной стороны юбки а у другого изнутри как на Янтаре.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Это ДПО-М или двигатели ориентации.
А я говорил о ДПО-Б - двигателях причаливания.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Остро необходим снимок Прогресса сзади.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

А.Коваленко

ЦитироватьПолучается у Союза-ТМ и Прогресса-М количество двигателей ДПО разное?
У "Прогресса" нет БПО-МТ.

Salo

Только ДПО-Б?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

А.Коваленко

ЦитироватьТолько ДПО-Б?
Да. А что Вас, собственно, смущает. Это два совершенно разных корабля. Несмотря на то, что под ЭВТИ и выглядят похожими.

Salo

Я вот и хочу разобраться. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#22
По Союзу (7К-Т):
«Союз» и «Аполлон» - корабли для совместного полета
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/146-1.htm

КОРАБЛЬ «СОЮЗ»
1 — антенна KB; 2 — бортовые огни; 3 — антенна радио-телеметрической системы; 4 — панель солнечной батареи; 5 — двигатель причаливания и ориентации; 6 — импульсный световой маяк; 7 — датчик солнечной ориентации; 8 — антенна командной радиолинии; 9 — спускаемый аппарат; 10 — антенна УКВ ЧМ; 11 — наружная телекамера; 12 — стыковочная мишень; 13 — направляющий выступ стыковочного агрегата; 14 — антенна УКВ AM; 15 — орбитальный отсек; 16 — оптический визир-ориентатор; 17 — антенна УКВ; 18 — радиатор системы терморегулирования; 19 — приборно-агрегатный отсек; 20 — ионный датчик «на торможение»; 21 — рулевые сопла; 22 — дублирующий корректирующий двигатель; 23 — основной сближающее-корректирующий двигатель; 24 — антенна радиотелеметрической системы
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

По 7К-ОК:
http://www.buran.ru/htm/gud%2023.htm
ЦитироватьВ ОКБ-1 были созданы двигательные системы КК "Союз" для выполнения режимов ориентации и причаливания корабля и для управления движением СА. В них применялась вытеснительная подача, а в качестве топлива использовалась перекись водорода, которая обеспечивала экологическую чистоту при работе в атмосфере и позволяла избежать загрязнения оптических приборов на орбите. На СА устанавливалась система исполнительных органов спуска, а на КК - система двигателей ориентации с тягой около 2 кгс и система двигателей причаливания и ориентации с тягой около 10 кгс, каждая из которых имела свои баки и автономную схему.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#24
http://www.outzone.ru/post/798/5/
Цитировать

Состыкованный космический комплекс (в рамках программ ЭПАС)
1 Двигательный отсек корабля «Аполлон» с колоколообразным соплом маршевого двигателя. В отсеке размещаются топливо, топливные элементы, кислород, другие системы и оборудование. 2 Двигатели реактивной системы управления. 3 Двигатели управления о тангажу.
4 Отсек экипажа корабля «Аполлон» с оборудованием для трех астронавтов. Атмосфера кабины — чистый кислород при давлении 0,35 ат.
5 Пульты управления и контроля.
6 Стыковочный отсек, в котором космонавты и астронавты адаптируются к различным атмосферам при перходе на другой корабль.
7 Антенны УКВ-радиостанции (частота 121,75 МГц).
8 Стыковочная мишень.
9 Направляющий элемент стыковочного агрегата (1 из 3).
10 УКВ-антенна.
11 Орбитальный отсек корабля «Союз», используемый для работы и отдыха экипажа.
12 Спускаемый аппарат корабля «Союз» с оборудованием для двух космонавтов. Нормальная атмосфера в кабине кислородно-азотная при давлении около 1 ат, уменьшаемом для периода нахождения в состыкованном состоянии до 0,7 ат.
13 Двигатели причаливания и ориентации (14 двигателей тягой 10 кгс каждый).
14 Проблсковый световой маяк.
15 Датчик солнечной ориентации.
16 Приборно-агрегатный отсек «Союза».
17 Двигатели сближения и ориентации.
18 Двигатели ориентации (12 двигателей тягой кгс каждый).
19 Сближающе-корректирующий двигатель (тяга 300 кгс).
20 Радиатор системы терморегулирования.
21 Антенна радиотехнической системы сближения.
22 Панели солнечных батарей. (Размах 8,37 м).
23 Антенна радиотелеметрии.
24 Двигатели ориентации (12 двигателей тягой 25кгс каждый).
25 Датчик ориентации по инфракрасной вертикали на Землю.
26 Проблесковый световой маяк.
27 Кольцевая антенна.
28 Визир-ориентатор.
29 Антенна радиотелевизионной системы (1 из 2).
30 Телевизионная камера внешнего обзора и бортовой огонь ориентации (красный).
31 УКВ-антенна радиостанции «Аполлон» (частота 121,75 МГц).
32 Шар-баллон со сжатым кислородом.
33 Шар-баллон со сжатым азотом.
34Стыковочная мишень «Союза».
35 Стыковочный шпангоут основного блока «Аполлона».
36 Кресло астронавта.
37 Двигатели управления по рысканию.
38 Остронаправленные антенны (для связи с Землей через спутник-ретранслятор АТС-6. Входная частота 2077,4 МГц, выходная 2256 МГц).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

По 7К-Т:
http://baikonur.h1.ru/carriage/soyuz.html
ЦитироватьВ переходной секции приборно-агрегатного отсека, выполненной в виде фермы, размещены баки с топливом и 10 двигателей причаливания и ориентации с тягой 10 кг каждый, системы, обеспечивающие координатные перемещения и ориентацию корабля относительно центра масс в полете и при сближении со станцией "Салют".
...
В агрегатной секции приборно-агрегатного отсека размещена сближающе-корректирующая двигательная установка корабля. Снаружи агрегатной секции установлено 4 двигателя причаливания и ориентации с тягай 10 кг каждый и 8 двигателей ориентации с тягой 1 кг каждый
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#26
http://news.samaratoday.ru/news/83882/
Цитировать1 мая 2006, 12:14
     
РКК «Энергия» создает новые модификации кораблей «Прогресс-М» и «Союз-ТМА»

РКК «Энергия» вплотную приблизилась к созданию новых модификаций кораблей «Прогресс-М» и «Союз-ТМА». Пока неизвестно получат ли эти модификации новые названия. Создание новых модификаций шло поэтапно. С «Союза-ТМА-5» были реализованы два мероприятия: установлены два дополнительных резервных тормозных двигателя причаливания и ориентации (ДПО) и усовершенствована система управления спуском (СУС).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lev

Делай что должен и будь что будет

Nicolas Pillet

A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...

Старый

ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Корректирующе-Тормозная Двигательная Установка. 
 ББ- Боковой Блок или Базовый Блок. Только при чём тут ББ? Или это ещё какойто другой ББ?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

m-s Gelezniak

ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Корректирующе-Тормозная Двигательная Установка.
ББ- Боковой Блок или Базовый Блок. Только при чём тут ББ? Или это ещё какойто другой ББ?
Боевой Блок.
ЗЫ Зависит от системы или изделия в контексте которого используется сокращение.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Salo

Может быть и Блок Баков. Николя, приведите фразу целиком пожалуйста.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Nicolas Pillet

ЦитироватьТа же информация и в книге РККЭ:
 http://epizodsspace.no-ip.org//bibl/energia46-96/06.html
ЦитироватьКомбинированная двигательная установка корабля 7К-СТ проектировалась силами отдела 111 (С.С. Крюков, с 1972 года П.А. Ершов). В нее входили базовый блок 11Д426 разработки КБ ХИММАШ (В.Н. Богомолов) с маршевым двигателем для выдачи импульсов коррекции орбиты и система двигателей причаливания и ориентации. Основная идея КДУ состояла в использовании однотипного топлива для двух групп двигателей (с отказом от перекиси водорода) и в хранении всех его запасов в баках базового блока. Такая схема позволяла перераспределять резервы топлива между операциями выдачи импульсов и ориентации и снимала присущие "Союзу" ограничения. КДУ существенно отличалась от двигательных установок "Союза". Кроме объединения запасов топлива в ней применялась вытеснительная подача вместо турбонасосной, главная маршевая камера размещалась в карданном подвесе, ее резервировали четыре осевых двигателя из группы ДПО, установленные вне базового блока (на агрегатном отсеке) . КДУ имела два коллектора ДПО и ДО, в магистралях применялись сварные соединения труб.
Извините  :)

ББ = Базовый Блок.

Старый

ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Теперь понятно. 
Вы имели в виду что коррекции и торможение выполняются базовым блоком КТДУ и просите объяснить почему применяется двойное название?

Давайте попробую. Для коррекций и торможения требуется не только выдача импульса но и обеспечение его заданной ориентации в пространстве. Таким образом кроме баков и сближающе-корректирующего двигателя нужны и двигатели ориентации. Именно добавление двигателей ориентации к базовому блоку и превращает его в двигательную установку.
То есть ваш вопрос примерно эквивалентен вопросу "я не понимаю разницы между станцией Мир и базовым блоком станции Мир". 
 Вообще "базовый блок" означает "главная, основная, неизменная часть" к которой присоединяются другие, менее важные части которые могут меняться. 
В данном случае Базовый блок это единая основная неизменная часть которая применяется в разных двигательных установках отличающихся составом, количеством и расположением двигателей ориентации и боковых перемещений. 

 Однако есть ещё один аспект. Дело в том что классификация производится по разным принципам и по ним один и тот же агрегат может иметь разные названия. 
 Например если двигательная установка предназначена для коррекции и торможения то она будет называться КТДУ независимо от того есть в её составе базовый блок или нет. 
Если все двигатели двигательной установки питаются из одних и тех же баков то она будет называться "объединённая" (ОДУ) независимо от выполняемых ею функций и наличия или отсутствия в её составе базового блока. То есть одна и та же двигательная установка может оказаться и сближающе-корректирующей и объединённой и иностранцу будет трудно понять почему её называют то так то так. 
Так вот, "Базовый блок" это не тип и не назначение двигательной установки. Это технический принцип её создания. При котором для двигательных установок разных космических аппаратов не создаются разные баки и двигатели для каждого а создаётся единый базовый блок баков и двигателя и он служит основой для разных двигательных установок. 
 Таким образом названия "СКДУ" и "ББ" - не пресекающиеся. СКДУ это назначение двигательной установки а ББ - технический принцип её построения. 

 Итак: Базовый блок это часть двигательной установки. Названия "сближающе-корректирующая" и "базовый блок" образуются по разным принципам классификации. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьNicolas пишет:
A little question : in Russian, what exactly do you call "КТДУ" ? I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Ну и совсем прямой и короткий ответ: Корректирующе-тормозной двигательной установкой мы называем базовый блок двигательной установки вместе с присоединёнными к нему двигателями ориентации и продольных перемещений.
 Но это относится только к кораблям имеющим объединённую двигательную установку то есть начиная с Союз-Т и Прогресс-М. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Nicolas Pillet

Спасибо Старый !!

If I understand correctly : asking "what is the difference between КТДУ and ББ ?" is like asking "what is the difference between СКД and engine С5.80 ?".

When РКК Энергия developped propulsion system, they expressed the need for a ББ, and КБХМ answered with a thing they call a КТДУ. Correct ?

SFN

#36
Придется Старому еще раз все подробно отвечать  ;)  

ББ - Базовый Блок. Это есть неизменная часть целого, общая для все случаев.
Это общий термин.

В документах: ББ - Базовый Блок это базовая конструкция, на основе которой, может быть создано несколько типов КТДУ..

КТДУ - Коррекции и Торможения Двигательная Установка.
Технический термин для обозначения специальной двигательной установки.

m-s Gelezniak

ЦитироватьSFN пишет:
Придется Старому еще раз все подробно отвечать  ;)  

ББ - Базовый Блок. Это есть неизменная часть целого, общая для все случаев.
Это общий термин.

КТДУ - Коррекции и Торможения Двигательная Установка.
Технический термин для обозначения специальной двигательной установки.
Лучше так. Это базовая конструкция, на основе которой, может быть создано несколько типов КТДУ..
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Старый

ЦитироватьNicolas пишет:
Спасибо Старый !!
Не за что. :(
ЦитироватьIf I understand correctly : asking " what is the difference between КТДУ and ББ ? " is like asking " what is the difference between СКД and engine С5.80 ? ".
Увы, нет. :( Вы поняли с точностью до наоборот. :(Но тут я сам виноват, отвечал слишком сложно и путанно. 

ЦитироватьWhen РКК Энергия developped propulsion system, they expressed the need for a ББ, and КБХМ answered with a thing they call a КТДУ. Correct ?
Нет. Не коррект. :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Повторяю

ЦитироватьNicolas пишет:
If I understand correctly : asking " what is the difference between КТДУ and ББ ? " is like asking " what is the difference between СКД and engine С5.80 ? ".
Неправильно. Правильно так:
Спрашивать "в чём отличие КТДУ от ББ?" это всё равно что спрашивать "в чём отличие станции Мир от базового блока станции Мир?". 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Давайте совсем просто:
Станция Мир = Базовый блок + модули
КТДУ = Базовый блок + двигатели ориентации
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьNicolas пишет:
When РКК Энергия developped propulsion system, they expressed the need for a ББ, and КБХМ answered with a thing they call a КТДУ. Correct ?
Когда РКК Энергия разрабатывала двигательную систему ей нужна была КТДУ. КБХМ ответило вещью которую оно назвало "ББ".  РКК присоединила к этому ББ двигатели ориентации и получилась КТДУ.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьNicolas пишет:
 I don't understant the difference between КТДУ and ББ...
Вероятно я не произнёс нужные слова в явном виде. 
Произношу:
Базовый блок двигательной установки это топливные баки и двигатель С5.80.
Добавлением к базовому блоку двигателей ориентации получаем КТДУ. 

Топливные баки + двигатель С5.80 = Базовый блок двигательной установки
Базовый блок двигательной установки + двигатели ориентации = Коректирующе-Тормозная Двигательная Установка. 
Так понятно?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ББ+ДПО=КТДУ
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Nicolas Pillet

ЦитироватьСтарый пишет:
ББ+ДПО=КТДУ
Итак, новый вопрос : what is the difference between КТДУ and КДУ (Комбинированная Двигательная Установка) ???  :o

Тютчев : Умом Россию не понять, В Россию можно только верить.  ;)

Старый

ЦитироватьNicolas пишет: what is the difference between КТДУ and КДУ ( Комбинированная Двигательная Установка) ???  :o

Единой системы обозначений не существует. Поэтому каждая организация называет изделия как захочет руководствуясь разными принципами. 
В одних случаях функциональным принципом, по функции выполняемой установкой. В других случаях по техническим принципам на которых построена установка. 
Название КТДУ дано по функциональному принципу - функция установки коректировать и тормозить. 
Название "комбинированная" или "объединённая" даётся по принципу построения - все двигатели установки работают от одних и тех же баков. 
 Таким образом это два разных принципа наименований и одна и та же установка может быть и комбинированной и коректирующе-тормозной. 
 Коректирующе-тормозная потому что коректирует и тормозит а комбинированная потому что все двигатели работают от одних и тех же баков. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Nicolas Pillet

Спасибо Старый !!

Lanista

Старый на борьбе с энтропией.

SFN

#48
А может "комбинированная" потому что это "комбинация" корректирующей и тормозной?

Старый

Потому что её изобрели комбинаторы. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Nicolas Pillet

На Союз ТМ, начиная с Союзом ТМ-28, был ДПО-Б 11Д428А-16.

Но ранее, ДПО-Б были 11Д428А-10 или 11Д428А-12 ?

Salo

http://www.niimashspace.ru/index.php/component/content/category/33-rkt/index.php/produce/rkt/33-rdmt/9-nedanil
ЦитироватьПеречень основных событий, связанных с эксплуатацией продукции института

19 апреля 1971 г. — начало эксплуатации ракетных двигателей 11Д428 в составе первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют».
6 августа 1974 г. — запуск первого автоматического корабля «Космос-670» для отработки систем пилотируемого корабля «Союз», открывший серию запусков кораблей данного класса, с двигателями 11Д428А.
13 декабря 1974 г — Успешный запуск спутника оптической разведки «Янтарь 2К» («Космос-697») с двигателями 11Д428М, 11Д445 и 11Д446: на Землю спустили отснятую в полете фотопленку.
20 февраля 1986 г — Ракета носитель «Протон» вывела на орбиту базовый блок орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д428А-10.
Назначение блока: обеспечение деятельности экипажа численностью до 6 человек и управления комплексом «Мир» с изменяющейся конфигурацией.
15 ноября 1988 г. — Запуск ракеты-носителя «Энергия» с космическим кораблем «Буран», оснащенным двигателями 17Д16 на экологически чистых компонентах топлива «кислород-керосин».
26 ноября 1989 г. — Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту модуль дооснащения «Квант-2» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э.
Назначение модуля: дооснащение комплекса «Мир» оборудованием, научной аппаратурой, а также выход космонавтов в открытый космос и доставка грузов.
01 марта 1990 г. — Запуск первого грузового корабля «Прогресс» («ПрогрессМ1-3») к Международной космической станции с двигателями 11Д428А-16.
1 и 5 февраля 1990 г. — Космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко успешно провели летные испытания вокруг орбитального комплекса «Мир» средства для перемещения космонавтов с двигателями МД5.
31 мая 1990 г. — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Кристалл» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э.
16 августа 1992 г. — Грузовой корабль М-14 доставил на орбитальный комплекс «Мир» выносную двигательную установку ВДУ-1, оснащенную шестью двигателями 11Д428А-10, которая устанавливалась на 14-метровой ферме и подключалась к системе управления ориентацией орбитального комплекса по каналу крена.
20 мая 1995 г. — Ракета-носитель «Протон-К» вывела модуль «Спектр» орбитального комплекса «Мир» на орбиту с двигательными блоками из двигателей 11Д458 и 17Д58Э.
23 апреля 1996 г — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Природа» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э.
20 ноября 1998 г — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Заря» Международной космической станции с двигателями 11Д428 и 17Д58Э.
12 июля 2000 г. — Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту служебный модуль «Звезда» Международной космической станции с двигателями 11Д428А-10 и 11Д428А-14.
31 октября 2000 г. — Запуск пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-31», открывшего серию запусков кораблей данного класса с двигателями 11Д428А-16, к Международной космической станции с первой основной экспедицией.
20 июля 2001 г. — Запуск ракеты-носителя «Молния-М» с двухкомпонентной двигательной установкой 11Д414НС для создания корректирующих усилий по управлению положением спутника на высокоэллиптической орбите.
Полагаю в ДПО Союза и Прогресса ранее использовался 11Д428А.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
На Союз ТМ, начиная с Союзом ТМ-28, был ДПО-Б 11Д428А-16.

Но ранее, ДПО-Б были 11Д428А-10 или 11Д428А-12 ?
Кстати индекс 11Д428А-12 я нигде не встречал.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Nicolas Pillet

Я побликую БОЛШОЕ статия о системе КДУ !  :)

http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/kdu.html

Старый

ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
Я побликую БОЛШОЕ статия о системе КДУ !  :)  

 http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/kdu.html
На фиг 1.2.5 грубая ошибка.  "Верньеры" это не верньеры. Это выхлопные сопла ТНА.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Цитировать
Fig. 1.2.2 : Le KTDU-35. MAI. Crédit : Buran-Energia.com.
На этом фото КТДУ-53  (С5.53, 11Д421) от 7К-Л1. В МАИ выставлен Франкенштейн.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Fig. 3.2.12 : Deux moteurs DPO-B.
Musée Mémorial de la Cosmonautique. Crédit : Nicolas PILLET.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Nicolas Pillet

ЦитироватьНа фиг 1.2.5 грубая ошибка. "Верньеры" это не верньеры. Это выхлопные сопла ТНА.
ТНА ДКД или СКД ?

Старый

ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
ЦитироватьНа фиг 1.2.5 грубая ошибка. "Верньеры" это не верньеры. Это выхлопные сопла ТНА.
ТНА ДКД или СКД ?
Дублирующего. Причём дублирующий двигатель не корректирующий а только тормозной. Он имеет одноразовое включение и может использоваться только для схода с орбиты. Так что называть его надо както так "ДТД". :)
Работа сопел на газе собственного ТНА принципиально важна. Дублирующий двигатель должен был создавать и тягу и управляющие моменты. Он должен был обеспечить сход с орбиты даже в случае полного отказа (или израсходоавания топлива) ДПО. Поэтому для создания управляющих моментов использовались сопла самого двигателя работающие на газе его ТНА. Чем и объясняется их расположение. Обратите внимание: сопла расположены так чтобы создавать максимальный момент относительно центра масс. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

#59
http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/soyouz/tech/kdu/fig3-2-13-petit.jpg

ЭПКН1 и ЭПКН2 это клапаны С5.517 А1. Производство, ЕМНИП, КрасМаш. Одни из немногих ЭПК в СССР, которые держали давление до 400, имели необходимую герметичность по гелию и проходное сечение 7,5 мм. Фото клапана есть в статье.
Угадайте, сколько стоил такой клапан в 1982 году?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#60

На входе и выходе - фильтры, так что надежность и разграничение ответственности - налицо.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Бертикъ

Господа, а есть ли у кого информация о том, какие двигатели ориентации стояли на Салюте-4?
Достоверно известно, что на Салюте-1 стояла гептильная КТДУ-66 (аналог КТДУ-35 с удвоенным количеством топлива) и 32 двигателя ориентации РДМТ-100 на том же гептиле. Но на Салюте-4 из-за дефицита массы поставили КТДУ-35.
А вот что стало с ДО - туманно. Также, не мудрствуя лукаво, взяли с Союза перекисные движки?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

По поводу КДУ для ТМА, вот так как сейчас симулятор делаем, то пришлось раздобыть разную инфу по ней и нашлось много чего и для Т и для ТМ и ТМА. Пока под рукой есть пневмогидравлическая схема КДУ для ТМА (актуально для 219 изделия и далее). По поводу истории развития КДУ хочу статейку потом забацать.
Посмотрите на первую фотографию - это пневмогидравлическая схема КДУ.
Выноски в квадратных рамках - это параметры которые с датчиков (в данном случае давления) поступают в систему СПС (систему преобразования аналоговых сигналов) откуда потом выводятся на форматах ИнПУ на пульте космонавтов Нептун-МЭ.
По поводу децимальных номеров (поможет в поиске информации о изделии):
ДМО-М - С5.142.00-0
ДПО-Б  - 11Д428А.000.00-16
СКД - С5.80.1000-0
номера нашел в сети, но судя по описанию актуальны они не только на ТМА.

Так же нарыл схему размещения двигателей КДУ на изделии, она вторая в списке фото.
На данной схеме двигатели 1-12 это ДПО-М, 13-26 это ДПО-Б.

По поводу технических характеристик написано на Пикабу - https://pikabu.ru/@lexperience
Но по сути тяга, удельный импульс и т.д. тут уже вроде бы обсуждались.
Для сравнения вот нашел схемку КДУ для ТМ (актуальную на 1999 год) которая 3 в списке фото.


Расположение не изменилось, так что схему выкладывать не буду.
В ближайшее время наделаю фоток Союза с разных углов и выделю двигатели.
Есть касание!