Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Asteroid

Цитата: Димитър от 03.08.2020 13:03:20Очень просто. Разбавлять воздухом.
Жечь в чистом кислороде
==>[RU.SPACE Forever>

DiZed

Цитата: Димитър от 03.08.2020 13:03:20Очень просто. Разбавлять воздухом

когда есть топливные элементы, непосредственно сжигать водород в тепловых двигателях (ну разве что кроме ракетных) - варварство
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

АниКей

business-gazeta.ru

Юрий Борисов о допналогах с нефтянки: «Будем надеяться, что это меры пожарного характера»
Наталья Голобурдова


На тюменском нефтегазовом форуме нефтяников пугали водородными двигателями, «зеленой» энергетикой и роботами, «которые заменят всех»
«Выглядит странно: с одной стороны, стимулируют создание перерабатывающих производств, а с другой, делают все, чтобы оставить их без сырья», — обсуждали вчера на нефтегазовом форуме в Тюмени. К ответу призвали вице-премьера РФ Юрия Борисова. Губернаторы и нефтяники обижались, что их обманули «неухудшением налоговых условий» и даже не пригласили к дискуссии. Как отрасль планирует выживать в условиях налогового шторма, декарбонизации и моды на «зеленую» экономику, слушал «БИЗНЕС Online».

Спойлер
Доля использования углеводородов в развитых странах в перспективе ближайших десятилетий будет снижаться Доля использования углеводородов в развитых странах в перспективе ближайших десятилетий будет снижаться
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ ТЭК
«В условиях глобальной декарбонизации для всего топливно-энергетического комплекса страны надо найти новую модель развития», — таков был основной смысловой посыл главной пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии», которая накануне открывала 11-й тюменский нефтегазовый форум. Доля использования углеводородов в развитых странах в перспективе ближайших десятилетий будет снижаться. Как выжить в новых условиях российским нефтяникам? Ответить на данный вопрос постарались участники встречи, среди которых были заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, председатель правления ПАО «Газпромнефть» Александр Дюков, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, губернатор Тюменской области Александр Моор, председатель правления ПАО «СИБУР» Дмитрий Конов и даже старший партнер McKinsey,бывший старший советник министра энергетики США Мэтт Роджерс (по видео-конференц-связи).
Модерировать встречу пригласили телеведущего Сергея Брилева, который с недавних пор еще и является и руководителем ассоциации «Глобальная энергия». Он с ходу подбросил дровишек в обсуждение, напомнив, что буквально вчера в Airbus заявили о создании самолета на водородном топливе и соответствующая тема становится сегодня очень модной. Также Брилев провел опрос на тему того, сможет ли нефтегазовая отрасль остаться драйвером роста в эпоху развития возобновляемых источников энергии. В зале, учитывая специфику форума, большинство присутствующих оказались оптимистами — более 67,3% нажали на кнопку «Да» и только 32,7% — «Нет». «30 процентов ,,диссидентов" есть», — прокомментировал результаты опроса Брилев. (Интересно, что в конце дискуссии Брилев снова провел опрос на ту же тему и оптимистов стало немного больше.)
Телеведущий  поинтересовался у Борисова, как он проголосовал. Тот признался, что ответил «Да», но с оговоркой: просто вынужден был так делать, поскольку если он будет «излучать пессимизм», то что же тогда делать всем остальным? «Тогда нужно будет переводить форум из Тюмени в Японию и совершить харакири», — в шутку посоветовал модератор сессии.
Первый вопрос касался новой энергетической стратегии РФ. Борисов отметил, что закрывать глаза на возобновляемые источники энергии сегодня просто невозможно. Также идет смещение вектора экономики в сторону перерабатывающей промышленности. «Но, к сожалению, пока нужно признать, что экспорт нефтегазопродуктов остается основной статьей наших доходов и нам надо переламывать данную тенденцию», — заявил Борисов.
В условиях коронавируса спрос на нефтехимическую продукцию резко снизился, цена бензина сократилась (транспорт стоял, самолеты не летали и т. д.), и это «заставило задуматься», признал зампред правительства. Известная сделка ОПЕК+ также резко сократила добычу черного золота в мире и подрезала доходы нефтяников. «Поскольку, по мнению экспертов, к 2040-м годам доля нефтепродуктов перестанет доминировать в топливной корзине и резко уменьшится потребление угля, может быть, сохранится тенденция использования газа, то необходимо задуматься, куда пойдет развитие отрасли и куда надо прикладывать свои усилия», — рассуждал Борисов. Не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы понять: идти необходимо в сторону более глубокой переработки нефтепродуктов, сам же ответил чиновник на свой вопрос.

«В отрасли нефтегазохимии — другая прибавочная стоимость, другой спрос, новые продукты, которые будут определять тенденции развития основных отраслей: космоса, ОПК и сельхозпроизводства, — визионировал Борисов. — В данное направление есть смысл вкладывать».
Юрий Борисов (третий слева): «Нужно признать, что экспорт нефтегазопродуктов остается основной статьей наших доходов и нам надо переламывать эту тенденцию» Юрий Борисов (третий слева): «Нужно признать, что экспорт нефтегазопродуктов остается основной статьей наших доходов и нам надо переламывать эту тенденцию» Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Рубль, вложенный в нефтегазохимию, приносит 4 рубля в смежных отраслях, то есть дает мультипликативный эффект, емкость рынка серьезная — в общем, сплошные плюсы. Борисов заметил, что нужно стимулировать бизнес, чтобы тот вкладывался в данный сектор экономики. В частности, сейчас в Госдуме рассматривается законопроект об обратном акцизе для производителей этана из сжиженных углеводородных газов, что гарантирует предприятиям возврат инвестиций. Председатель правления ПАО «СИБУР» Дмитрий Конов назвал такие меры стимулирования большим заделом на будущее, заметив, что «ЗапСибНефтехим» создавался без расчета на все эти льготы. «Теперь с новыми мерами стимулирования нефте- и газохимия имеет возможность для большого шага в мировой конкуренции», — радовался Конов. Он даже назвал кресло, на котором сидел, островком оптимизма в зале.
Из проблем — в России многие продукты нефтехимии вообще не производятся: для водоочистки, присадки и катализаторы для нефтедобычи и прочего. Наладить их производство — вопрос национальной безопасности. «Мы серьезно уязвимы в этом направлении, и наши оппоненты пользуются нерыночными методами конкурентной борьбы», — заметил зампред правительства.
«Много езжу по стране, но, кроме Нижнекамск – Тобольск, Тобольск – Нижнекамск, ничего в голову не приходит», — заметил впроброс Брилев, говоря о центрах развития нефтегазохимии.
Александр Дюков: «Можем надеяться, что ко второй половине будущего года мы сможем выйти на объемы потребления 2019 года» Александр Дюков: «Можем надеяться, что ко второй половине будущего года мы сможем выйти на объемы потребления 2019-го» Фото: Владислав Бурнашев/ТАСС
«Это пенальти или штрафной? Удаления-то будут?» 
«Понятно, что есть известно лицемерие в рассуждениях [о зеленой энергетике], есть понимание, что киловатт/час на возобновляемых источниках стоит в 2-2,5-3 раза дороже, правда, снижается. И все это возможно только при условии субсидий, но тем не менее, тема становится модной», — подчеркнул Брилев. Вспомнил он и про статью British Petroleum, в которой компания заявила об отказе работать на новых месторождениях, в связи с тем, что, по прогнозам, в этом году нефтедобыча не будет выше уровне 2019 года.
«Это пенальти или штрафной? Удаления-то будут?» — задал тележурналист вопрос в футбольной стилистике председателю правления ПАО «Газпром нефть» Александру Дюкову, который к тому же является президентом Российского футбольного союза.
Дюков шутку подхватил и заявил, что на данный момент «игроки еще не вышли на поле» и «тренеры пытаются подсказать правильную тактику». Он заявил, что по ряду причин у инвесторов и политиков в мире резко ухудшилось отношение к ископаемому топливу. И европейские компании начинают реагировать на это — в частности, берут на себя повышенные экологические обязательства (сокращение выбросов парниковых газов), сокращают инвестиции в нефтяные проекты и делают большую ставку на газ. Но, по мнению Дюкова, причины здесь не только в одной экологии и ситуации на рынке: европейские компании вытесняет в сектор «зеленой» энергетики еще и фактор истощения нефтяных месторождений. Хотя сами они в этом и не признаются.
Говоря о последствиях коронавирусной пандемии, Дюков заметил, что падение спроса оказалось не таким глубоким, как предсказывали эксперты (не 35 млн баррелей в сутки, а только 20-25 млн баррелей), а его восстановление после отмены ковидных ограничений шло довольно быстро. «Пандемия никуда не ушла и многие страны столкнулись со второй волной, но думаю, что столь серьезных ограничений уже не будет. Поэтому можем надеяться, что ко второй половине будущего года мы сможем выйти на объемы потребления 2019 года», — планирует Дюков.
Комментируя сделку ОПЕК+, председатель правления «Газпромнефти» заметил, что сокращение объемов добычи нефти сказывается на финансовом результате, что может привести к сокращению инвестиций в отрасль. И сейчас вопрос — как этого не допустить.
Павел Сорокин согласился с ведущим, что водородное топливо стало модной темой, но при этом, как он считает, нужно фильтровать «информационный шум», чтобы при определении стратегии развития отрасли на годы вперед «попасть в точку».
«Про водород, с точки зрения технологической готовности, пока рано говорить, что он является тем топливом, которое сможет заметить нефть и газ. Но мы видим, какие колоссальные средства в этот сегмент вкладываются и в Евросоюзе, и в Штатах, и в Японии, и в Китае, так что однозначно, что он будет развиваться», — уверен Сорокин. А в России есть газ, который является источником «голубого водорода».
«Поэтому одно ,,топливо будущего" сегодня назвать нельзя, но и не хотелось бы, но в 2040 году баланс все равно будет, в основном, углеводородным, потому что пока еще ничто не сравнилось в энергоемкости и доступности  с углеводородами», — уверен Сорокин. Но добавил, что доля возобновляемых источников энергии и водородного топлива будет расти: с 12-13% сегодня до 35% в 2040 году.
«Нашел статью 2006 года, где был сделан прогноз, что в 2020 году все автомобили будут продаваться на водородном топливе, — вступил в дискуссию губернатор Тюменской области. — Но есть технологические вопросы, ответы на которые пока не могут найти, так что у нас есть люфт в 15-20 лет, пока еще экономика будет оставаться углеводородной, и нет никакого стыда в том, чтобы воспользоваться этой ситуацией». Вместе с тем, нужны большие инвестиции в энергетику, чтобы не отстать от общих трендов в будущем.
Павел Сорокин: «Про водород, с точки зрения технологической готовности, пока рано говорить, что он является тем топливом, которое сможет заметить нефть и газ» Павел Сорокин: «Про водород, с точки зрения технологической готовности, пока рано говорить, что он является тем топливом, которое сможет заметить нефть и газ» Фото: minenergo.gov.ru
«я вижу, как у меня в будущем году начнется сворачивание планов, начнется сокращение людей»
Острый вопрос изменения налогов для нефтяников поднял губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. «Мы недавно слышали, что у нас продолжительное время должно быть неухудшение налоговых условий, и в то же время мы видим существенные изменения, которые вроде как договорились не делать, — озабоченно заявил Артюхов. — Изменение НДД — это сильный удар по отрасли, я вижу, как у меня в будущем году начнется сворачивание планов, начнется сокращение людей. Это [изменение законов] делается без нормального обсуждения с отраслью. (...) Сиюминутные бухгалтерские решения могут в долгосрочной перспективе нанести серьезный удар. Нас должно быть больше в этой дискуссии».
На этом Брилев попросил с места прокомментировать ситуацию с налогами Азата Шамсуарова, первого вице-президента «Лукойла», мол, «сам Бог велел». Поясним, что «Лукойл» — вторая компания, которую наряду с татарстанской «Татнефтью» называютв числе пострадавших от грядущих налоговых новаций, о чем «БИЗНЕС Online» писал накануне. Шамсуаров подошел к микрофону из зала.
«Мы бы хотели обратиться к Юрию Ивановичу. Индустрия готова выдержать любой удар, мы абсолютно точно его переживем и нас это не убьет», — дипломатично заявил Шамсуаров. Но дал понять, что успехи в отрасли, безусловно, возможны только при условии, если «у нас будет стабильное налоговое законодательство».
Далее слово дали Дюкову («У нас тут ,,Черный квадрат" Малевича образовался», — отшучивался Брилев). Он также оказался удивлен поведением законодателей: мол, одной рукой дают привилегии нефтепереработчикам, а другой — забирают их у нефтяников. По его мнению, это скажется как на самих нефтедобывающих компаниях, так и на региональных бюджетах, и на нефтесервисных компаниях, и на производителях материалов и оборудования.
«Выглядит странно, с одной стороны, стимулируют создание перерабатывающих производств, с другой стороны — делают все, чтобы оставить их без сырья», — удивлялся Дюков.
Брилев попросил прокомментировать ситуацию зампреда правительства РФ Борисова, но тот дал понять, что это поставит его в «неудобное положение, когда я буду не согласен сам с собой» (инициатором поправок выступило правительство РФ в лице минфина). И разговор резко ушел в другую, более безопасную сторону. Но позже Брилев все же вывел чиновника на нужную ему стезю, заставив ответить на вопрос о предстоящей новой «стрижке нефтяников».
«Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства — это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь, в нефтедобычу и в нефтехимию. И то, что правительство вынужденно пошло на изменения уже принятых правил игры, имеется в виду изменение НДД и НДПИ... Правда, не по широкому спектру всех способов и средств сбора — в основном пострадали определенные компании. Скажем, ,,Роснефть" и ,,Газпром" пострадали в меньшей степени, а что касается ,,Газпромнефти", ,,Татнефти", ,,ЛУКОЙЛа" — то в большей степени, потому что это коснулось отказа от преференций, связанных с добычей тяжелой нефти, в первую очередь», — признал вице-премьер РФ.
«Балансировка нашего бюджета, когда мы в этом году были вынуждены в этом году с учетом пандемии нести дополнительные расходы примерно в объеме 4 трлн рублей, требуют возмещения, и у минфина, как у органа, который отвечает за баланс нашего бюджета, решения, которые лежат на поверхности, — такие наиболее простые», — отметил он.
«Я не могу до конца разделять такие решения, потому что считаю, что в условиях кризиса как раз надо искать меры, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность и тратить надо больше, чтобы скорее выйти из кризисной ситуации. Для меня, как промышленника, это очевидно, потому что если мы сокращаем бюджетные расходы в этом году, то и сбор в последующие годы не увеличится, это аксиома», — продолжил Борисов.
«Есть ли у нас для этого возможности? На мой взгляд, есть, потому что мы имеем серьезную подушку безопасности, у нас достаточно низкий уровень заимствований, можно использовать различные институты как внутренние, так и внешний источники заимствований. Можно использовать и другие механизмы», — считает он.
«Но я, как член команды правительства, не могу особо рассуждать на эти возможные варианты. Я должен и буду исполнять принятые решения. Будем надеяться, что это все-таки краткосрочные меры ,,пожарного" характера. Если мы восстановим нашу экономику, можно будет быстрее, с 2021–2022 года обратно вернуться к более интересным механизмам, которые обеспечат преференции нашим ведущим компаниям, чтобы они динамичнее осваивали сегменты рынка», — пообещал вице-премьер РФ.
Илшат Салахов: «Необходимо выстраивать внутри страны механизмы, чтобы кооперация между участниками грамотно выстраивалась и приносила деньги» Илшат Салахов: «Необходимо выстраивать внутри страны механизмы, чтобы кооперация между участниками грамотно выстраивалась и приносила деньги» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Многие, кто у нас что-нибудь умели, куда-нибудь уехали...»
Позже на форуме состоялась еще одна интересная дискуссия: «Ключевые приоритеты технологического развития нефтегазового комплекса». Ее вел руководитель центра компетенций технологического развития ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго России Олег Жданеев, а в числе участников был гендиректор «ТАНЕКО» Илшат Салахов.
Замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов заметил, что поскольку нефтяная отрасль только сейчас начала ощущать последствия кризиса (в 1 полугодии работа шла, в основном, по прежним контрактам), последствием он видит сокращение на 20-30% инвестиционных программ российских ВИНКов, что в дальнейшем скажется и сокращением объемов заказов, размещаемых на российских предприятиях.
Также он заявил, что доля российской продукции на рынке нефтегазового машиностроения (488 млрд рублей) в 2019 году составила 55%, задача на этот год — еще снизить зависимость российских нефтяников от импортной продукции.
Помощник руководителя администрации президента РФ Кирилл Молодцов заметил, что не все импортные технологии являются нам чужими. «Многие, кто у нас что-нибудь умели, куда-нибудь уехали, а далее мы это позволяли привозить к нам и использовать это на наших месторождениях уже под другими лейблами», — с сожалением отметил Молодцов.
Он привел в пример технологию Schlumberger по гидроразрыву нефтяных пластов. Как выяснилось, появилась данная технология в Новосибирске, потом «эмигрировала» за границу и затем вернулась к нам в виде «импортной».
Салахов по видеоконференцсвязи поспешил заверить участников встречи, что импортозамещение в нефтепереработке никакая не фантастика. По его словам, 15 лет назад, когда начиналось строительство завода ТАНЕКО и слова «импортозамещение» еще не было, но компания «Татнефть» приняла решение — максимально использовать отечественных проектировщиков и поставщиков оборудования, строителей. «Годы реализации проекта показали, что это возможно. Комплекс был спроектирован российскими проектировщиками. Да, были базовые проекты лицензиаров, но все рабочее проектирование было выполнено у нас. ЭЛОУ-АВТ-7, установку замедленного коксования, изомеризации фракций бензина — все было выбрано российское. Одним из основных условий лицензиарам при изготовлении оборудования было то, чтобы это оборудование изготавливалось на российских заводах. И первый реактор гидрокрекинга, который был изготовлен в РФ, был сделан для ТАНЕКО ,,Ижорским заводом". Это дало возможность ,,Ижорскому заводу" дальше принимать заказы на изготовление реакторов для нефтяных компаний России», — привел удачный пример сотрудничества Салахов.
В то же время Салахов обозначил, чего не хватает компаниям нефтепереработки в России. Один пример — это катализаторы гидроочистки для гидрокрекинга высокого давления и катализаторы депарафинизации дизельного топлива. Второй пример — это компрессоры высокого давления и проч.
«Это можно делать, необходимо выстраивать внутри страны механизмы, чтобы кооперация между участниками грамотно выстраивалась и приносила деньги», — уверен Салахов.
Павел Сорокин, который успел побывать и на этой «панельной дискуссии», ответил скептикам светлого будущего углеводородного сырья примером из прошлого: «Много шума вокруг технологии [производства водородного топлива], в 2005–2006 году нам обещали космические корабли, на которых мы будем передвигаться между городами и  водородный двигатель, — чего до сих пор нет!».
«Хайповые темы есть, которые предрекают конец нефтегазовой отрасли, специалистам нефтегазовой отрасли, говорят, что всех заменят роботы, и что скоро нам всем нечего будет делать», — говорил Сорокин. Его версия прогноза — искусственный интеллект будет оказывать помощь, но не заменит специалистов на месторождениях. Да, процессы будут роботизированы, и это позволит повысить эффективность добычи.
Также он сделал прогноз, что к 2035 году мир подойдет к пику потребления нефти или будет близок к этому. «Это означает, что те, кто сохранит высокую себестоимость добычи, просто вылетят с рынка», — уверен чиновник. Он советовал всем участникам рынка, пока еще есть немного времени, серьезно поработать над снижением себестоимости нефтедобычи.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Universal Hydrogen и Magnix строят самый большой водородный самолет
Life.ru
00:40
Придумано в СССР. Водородные самолёты Airbus — наследие забытого Ту-155
Много лет стоит на территории Международного авиационно-космического салона (МАКС) в Жуковском. Иногда даже пускают на борт — на экскурсию.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Alex-DX

ЦитироватьС 1968 года в КБ Самара/Труд проводились исследования по использованию LH2/LNG (жидкий водород и сжиженный газ) в качестве авиационного топлива.  Для этих целей был создан на базе двигателя НК-8-2 турбореактивный двухконтурный двигатель НК-88. Испытания двигателя были начаты в 1980 году. Двигатель планировалось устанавливать на модификацию пассажирского лайнера Ту-154 - Ту-155. Первый полет самолета состоялся 15 апреля 1988 года. После 12 полетов самолет переоборудовался для испытаний двигательной системы на сжиженном газе в интересах европейского концерна Airbus.

АниКей

nauka.tass.ru

СМИ: Япония намерена к 2035 году наладить на Луне производство водородного топлива


ТОКИО, 28 сентября. /ТАСС/. Японское агентство аэрокосмических исследований намерено к 2035 году построить на Луне завод по производству водородного топлива. Об этом сообщило в понедельник агентство Kyodo.
Предприятие планируется создать в районе южного полюса спутника Земли, где, предположительно, находятся залежи льда. Из него будут получать питьевую воду, а также кислород и водород. Последний компонент можно применять в качестве топлива для перемещений как по самой Луне, так и для полетов между ней и окололунной космической станцией.
По предварительным расчетам, на такие цели необходимо от 21 до 37 тонн воды. Завод позволил бы значительно снизить затраты на транспортировку топлива с Земли. Кроме того, успешная реализация проекта поможет укорить темпы освоения Луны и космоса.
В прошлом году Япония объявила о решении присоединиться к лунной программе NASA. 10 июля Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии и NASA подписали соглашение о сотрудничестве в области исследования естественного спутника Земли. Речь идет о взаимодействии с целью поставок необходимого исследовательского оборудования, обмене данными о лунной поверхности, совместном создании лунохода, а также о возможной отправке японских астронавтов на Луну.
NASA весной прошлого года сообщило, что новая программа освоения Луны получила название Artemis. Она будет состоять из трех этапов: первый (Artemis 1) предусматривает непилотируемый полет установленного на тяжелой ракете Space Launch System корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на Землю. Второй этап (Artemis 2) - облет естественного спутника Земли с экипажем на борту. На третьем этапе (Artemis 3) NASA рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну в 2024 году. Помощник заместителя директора NASA Том Уитмайер в середине мая сообщил, что начало реализации Artemis 1 будет перенесено с конца 2020 года на конец 2021 года в связи с задержками при создании ракеты-носителя из-за распространения коронавируса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

english.kyodonews.net

Japan eyes using Moon-water-derived fuel for exploration in 2030s
KYODO NEWS


Japan's space agency said Monday it aims to engage from around the mid-2030s in lunar exploration using hydrogen generated by water extracted from the Moon's ice deposits as fuel.
Using the water-derived fuel is expected to cut costs compared with transporting fuel from Earth. While liquid water does not exist on the Moon's surface, past research suggests there may be ice at a crater near the lunar south pole, which has never been exposed to sunlight.
Japan plans to work with the United States in building the lunar orbit space station Gateway in the 2020s and construct by around 2035 a fuel factory at the lunar south pole.

[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/33451.jpg[/img]
Supplied computer graphic shows image of a fuel factory on the Moon. (Photo courtesy of JAXA)(Kyodo)
The fuel will be used in a reusable spacecraft able to carry four astronauts to and from the Gateway and a transport vehicle that can travel up to 1,000 kilometers on the Moon, according to the Japan Aerospace Exploration Agency.
Water-derived fuel is created by first splitting water into its components of oxygen and hydrogen using a solar cell. Energy is created by recombining them.
The transport vehicle, which will allow astronauts to explore the lunar surface, is planned to carry two to four people. Since the Moon has weak gravity, it will move by hopping across the surface instead of with wheels.
According to JAXA's estimates, 37 tons of water is necessary for a trip to and from the Gateway, while 21 tons is needed for each surface exploration trip. The agency believes it would be cheaper to use fuel created with the Moon's water than bringing water from Earth if five to seven manned exploration trips are made.
Other countries, including India and the United States, are intent on analyzing the water resources on the Moon. China, which has already landed an unmanned spacecraft on the lunar surface, plans to send a probe later this year to the Moon to collect soil samples.

[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/33452.jpg[/img]
Supplied computer graphic shows image of a base on the Moon. (Photo courtesy of JAXA)(Kyodo)

Related coverage:
Japan, U.S. vow to work closely on lunar exploration project
Japan, U.S. sign document on cooperation for lunar exploration
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

kommersant.ru

Водород у ворот
Татьяна Дятел
Как Россия пытается выйти на новый рынок

Сомнения по поводу будущего традиционной углеводородной энергетики, усиленные спадом спроса на сырье из-за коронавируса, подтолкнули крупнейших потребителей российских энергоресурсов, таких как ЕС и Китай, ускорить планы по декарбонизации. В центре внимания оказался водород — его использование минимизирует выбросы СО2 и в то же время вписывается в текущий бизнес крупнейших нефтегазовых компаний. РФ пока в основном лишь наблюдает за зарождающимся рынком. "Ъ" выяснил ситуацию и перспективы водородного бизнеса у трех потенциальной ключевых российских игроков — НОВАТЭКа, «Газпрома» и «Росатома».
Кризис углеводородных рынков во время пандемии привел к определенному перелому сознания в нефтегазовой отрасли. Старейшие участники рынка, пионеры добычи нефти BP и Shell в разгар эпидемии коронавируса объявили о намерении стать углеродно нейтральными компаниями к 2050 году (т. е. свести чистые выбросы углерода к нулю). Total собирается достичь этого к тому же сроку для своих европейских подразделений.
Помимо развития зеленой генерации, наиболее очевидным способом диверсификации бизнеса для нефтегазовых компаний становится производство водорода — сжигание этого газа не образует выбросов СО2, а сам он во многих случаях может стать прямой альтернативой углеводородному топливу. Крупнейшим мировым рынком водорода собирается стать ЕС, который в июле опубликовал соответствующую стратегию с объемом инвестиций в €180–470 млрд к 2050 году в сегмент возобновляемого (т. н. зеленого) водорода.
Российским экспортерам не углеводородного сырья тоже поневоле придется участвовать в общем движении, поскольку ЕС намерен ввести углеродный налог на импортные товары — возможно, уже с 2022 года. Использование водорода на химических или металлургических производствах, а также в производстве электроэнергии позволит снизить выбросы и, вероятно, уменьшить размер налога. Минэнерго даже разработало дорожную карту развития водородной энергетики до 2024 года. В ней мало конкретных мероприятий, но становятся понятны ключевые действующие лица — «Росатом», «Газпром» и НОВАТЭК.
Сейчас рынка водорода как такового не существует, поскольку он производится, как правило, непосредственно на местах потребления (в основном на объектах газохимии, металлургии и нефтепереработки), транспортировка минимизирована. Общий выпуск водорода в России составляет около 5 млн тонн при мировом потреблении в 72 млн тонн.
Однако, отмечает партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев, в случае ужесточения углеродного регулирования импортерами российской продукции выпуск водорода в РФ может удвоиться. Согласно недавно принятой энергостратегии до 2035 года, РФ планирует экспортировать к 2024 году 0,2 млн тонн водорода, а к 2035 году — 2 млн тонн.


Цвет имеет значение
Сейчас подавляющая доля водорода в мире производится методом парового риформинга метана (SMR). В новой водородной стратегии ЕС такой водород назван «серым», поскольку при его производстве выбрасывается СО2. Он противопоставляется «зеленому» водороду, который производится из воды методом электролиза с помощью энергии из возобновляемых источников. Также существует «голубой» водород — производимый из метана, но с обязательным улавливанием и хранением СО2 (см. схему). Перспективна и технология пиролиза метана, позволяющая получать водород и чистый углерод (сажу), который не попадает в атмосферу,— но она на стадии лабораторных испытаний.
Водородная стратегия ЕС призывает европейские страны установить минимум 6 ГВт электролизеров, производящих до 1 млн тонн возобновляемого «зеленого» водорода, уже к 2024 году. Сейчас установленная мощность электролизеров в Европе — около 1 ГВт, а запланированные проекты — еще 1,5–2,3 ГВт. Это значит, что ЕС придется как минимум утроить усилия по созданию мощностей в течение четырех лет. Долгосрочная цель стратегии — не менее 40 ГВт электролизеров к 2030 году, производящих до 10 млн тонн «зеленого» водорода. По данным ЕК, к 2030 году для этого может потребоваться от €24–42 млрд вложений.
По мнению ЕК, промышленность ЕС должна построить более мощные электролизеры — до 100 МВт к 2024 году (самые крупные сейчас, мощностью до 10 МВт, ставят на НПЗ Shell Rheinland в Германии). Их предполагается устанавливать рядом с существующими центрами спроса на нефтеперерабатывающих, металлургических заводах и химических комплексах, в идеале с питанием от находящейся рядом ВИЭ-генерации.
Выпуск «голубого» водорода сейчас гораздо дешевле, чем «зеленого». В конце августа S&P Global Platts оценило приведенные затраты на производство «серого» водорода (включая CAPEX и плату за выбросы СО2) в €1,24 за 1 кг, «голубого» — в €1,31 за 1 кг, а «зеленого» (электролиз PEM, включая CAPEX) — в €3,43 за 1 кг. По прогнозу Aurora Energy Research, затраты на «голубой» и «зеленый» водород сблизятся только к 2045 году.


С газа на газ
Среди российских компаний наиболее готовым к выходу на рынок водорода выглядит НОВАТЭК, поскольку покупатели здесь во многом те же, что и у СПГ. По данным "Ъ", компания уже ведет, в частности, переговоры о поставках водорода с испанской Repsol.
Официально интерес НОВАТЭКа к водороду 8 сентября на конференции Gastech подтвердил CFO компании Марк Джетвей. «Мы исследуем перспективы производства водорода из метана с технической и экономической точки зрения»,— пояснил он, добавив, что речь идет как о водороде для нужд самой компании, так и о поставках потребителям. Топ-менеджер уточнил, что ресурсная база НОВАТЭКа позволяет реализовывать проекты по выпуску и сжиженного природного газа (СПГ), и водорода, но важна их экономическая и техническая жизнеспособность.
Как рассказывают источники "Ъ", НОВАТЭК хочет выпускать и экспортировать как «голубой», так и «зеленый» водород. Для этого планируется масштабное строительство ветропарков во всех регионах присутствия компании — на Ямале, Гыдане, а также, возможно, в Мурманской области и на Камчатке. Пилотная водородная установка появится на действующем проекте «Ямал СПГ», откуда водород можно поставлять на экспорт в Европу и Азию, уточняют два собеседника "Ъ". А потенциально самое выгодное положение для транспортировки водорода в Европу — у среднетоннажного СПГ-завода НОВАТЭКа на Балтике.
Глава ИАЦ «Новая энергетика» Владимир Сидорович отмечает, что ветер на Ямале и Гыдане достаточно сильный, но «уже есть большой опыт эксплуатации подобного оборудования на Аляске и в Норвегии, поэтому работа установок не должна стать большой проблемой».
Еще один формат использования водорода для НОВАТЭКа — смешивание с природным газом в качестве топлива для газовых турбин, чтобы снижать выбросы СО2, говорит один из собеседников "Ъ". На «Ямале СПГ» и перспективном заводе НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2» используются газовые машины американской GE — фреймов 7EA и LM9000. Обе позволяют подмешивать до 50% водорода, поэтому существенной модернизации не потребуют, поясняет источник "Ъ" среди машиностроителей. В НОВАТЭКе вопрос не комментируют.
Вместе с тем вопрос о способах морской транспортировки водорода из-за его летучести и легковоспламеняемости остается открытым. Сейчас на рынке преобладают три подхода: перевозка чистого водорода в сжиженном виде, а также в химически связанном в форме аммиака или триметилциклогексана. В конце сентября Саудовская Аравия отправила первый в мире груз с 40 тоннами «голубого» аммиака в Японию для выработки электроэнергии.


Вторичный энергоноситель
«Газпром» также неоднократно заявлял, что рассматривает водород как направление диверсификации бизнеса и повышения эффективности использования газа. В частности, компания особо подчеркивала перспективы пиролиза метана — эта технология не дает выбросов СО2 и не требует строительства хранилищ для него, а получаемый побочно чистый углерод, возможно, даже найдет собственное коммерческое применение.
В «Газпроме» отмечают, что, несмотря на рост потребления водорода в мире, глобального рынка этого продукта пока нет. На предприятиях монополии ежегодно производится около 350 тыс. тонн водорода — в основном для выпуска аммиака, метанола и моторных топлив. Вместе с тем в компании считают важным «сформировать собственные технологические компетенции в области водородной энергетики, позволяющие занять необходимые позиции на формирующемся рынке».
Причем позиции эти могут быть не только в производстве, но и в транспортировке. Еще в октябре 2019 года глава ассоциации Eurogas Джеймс Уотсон сообщил, что строящийся газопровод «Северный поток-2» в будущем может транспортировать не только природный газ, но и водород — до 80% от объема. Впрочем, в «Газпроме» полагают, что целесообразнее производить водород или метано-водородное топливо из природного газа рядом с крупными потребителями, например, сталелитейными заводами и электростанциями, сохраняя трубопроводы для поставок чистого природного газа.
По словам источников "Ъ", «Газпром», как и НОВАТЭК, параллельно изучает возможность снижения выбросов за счет добавления водорода в топливо для газовых турбин. Однако парк турбин «Газпрома» состоит в основном из российских установок, не адаптированных к работе с водородом. Теоретически, только машины «Ладога» на 16 и 32 МВт «РЭП Холдинга», локализованные по лицензии GE, способны в какой-то степени принимать топливо, смешанное с водородом, но не более чем на 10–15%, полагают собеседники "Ъ". К тому же «Газпрому» по сути запрещено массово закупать иностранное оборудование.
В «Газпроме» подтвердили "Ъ", что исследуют варианты использования метано-водородных смесей в качестве топлива для собственных производственных объектов для снижения углеродного следа. В компании оценивают снижение выбросов в таком случае в 8% и даже более в сочетании с другими решениями, например, использованием энергии тепла отходящих газов газоперекачивающих агрегатов. При этом в «Газпроме» никак не прокомментировали данные источников "Ъ" о том, что компания рассматривает возможность обратной закачки CO2 в пласт для компенсации выбросов.
В целом же в монополии подчеркнули, что водород — вторичный энергоноситель и требует дополнительной энергии для своего производства, тогда как в большинстве случаев «далеко не исчерпан потенциал природного газа, который уже сейчас содействует низкоуглеродному развитию экономики».
Ядерные перспективы
Из крупных игроков, не имеющих отношения к добыче углеводородов и формально не затрагиваемых экологическими ограничениями, всерьез водородом интересуется в России только госкорпорация «Росатом», которая уже несколько лет декларирует готовность к диверсификации бизнеса. «В глобальной перспективе», подтвердили "Ъ" в «Росатоме», госкорпорация хотела бы производить водород из углеводородов с помощью атомной энерготехнологической станции с применением высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов (ВТГР). Речь идет о технологии пиролиза метана.
Основная технология «Росатома» — реакторы ВВЭР на тепловых нейтронах — не совсем подходят для таких целей из-за относительно невысоких температур рабочих тел первого и второго контуров. Запуск всей цепочки подготовки инфраструктуры для производства водорода из углеводородов (системы хранения, распределения), по оценке компании, займет около четырех лет.
Но поскольку процесс вывода реакторов типа ВТГР на рынок довольно долог, на первой стадии «Росатом» готов заниматься электролизным производством водорода на базе Кольской АЭС (1,76 ГВт) в Мурманской области. Отчасти это поможет компании решить проблемы исторически сложившегося энергопрофицита в регионе (АЭС может дополнительно вырабатывать более 3,5 млрд кВт•ч в год).
В ближайшие два-три года «Росатом» намерен задействовать около 1,5 МВт мощности АЭС для электролизного производства, в пределах пяти-семи лет — порядка 4 МВт, а к 2030 году — 500 МВт. По оценке госкорпорации, 1 МВт электрической мощности позволяет выпускать порядка 200 кубометров водорода в час (около 158 тонн в год). Этого объема водорода будет достаточно, чтобы реализовать, например, пилотные региональные программы по снабжению городского транспорта крупных мегаполисов, утверждают в «Росатоме».
Госкорпорация готова сама развивать водородные технологии, но допускает участие партнеров или инвесторов, а также привлечение госсредств в рамках атомной нацпрограммы. В 2019 году «Росатом» уже подписал соглашение с властями Сахалина, ОАО РЖД и «Трансмашхолдингом» о сотрудничестве по проекту запуска водородного поезда на острове.
Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Русатом Оверсиз» Антон Москвин 29 сентября говорил, что проект находится на завершающей стадии ТЭО: «Есть понимание технической концепции, но существует открытый вопрос экономической перспективы». На Сахалине, по словам топ-менеджера, запланирован и экспортный водородный проект, но детали не раскрываются. В 2021 году в «Росатоме» рассчитывают завершить ТЭО проекта с японской Kawasaki по проекту поставок водорода из России в Японию.
Свободные энергомощности есть и у «РусГидро», но у нее конкретных планов по производству водорода нет. В то же время в компании готовы «участвовать в государственной водородной повестке», в том числе в пилотных проектах по производству, транспортировке и хранению водорода.
Нулевой спрос
В целом компании, которые сейчас инвестируют в водород, движимы не столько коммерческой выгодой, сколько задачей сохранения своего бизнеса в стратегической (на горизонте 20–30 лет) перспективе, считает старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. По его мнению, уход от углеводородов в их привычном виде становится неизбежным — это определяется намерением ЕС и Китая стать углеродно нейтральными к середине века.
Но в России спрос на водород сейчас нулевой, поскольку страна не ставит целей по сокращению выбросов парниковых газов, добавляет господин Мельников. Ситуация, полагает он, может поменяться в первую очередь из-за того, что российским экспортерам (в нефтегазовой отрасли, металлургии, химии) неизбежно придется снижать углеродный след.
Алексей Жихарев добавляет, что сейчас проекты водородной энергетики экономически нецелесообразны из-за высокой стоимости топлива по сравнению с традиционным. Например, энергозатраты на производство стали с использованием водорода будут в пять раз выше, чем на природном газе. Но уже в среднесрочной перспективе, по его оценке, водород будет более конкурентоспособен — как из-за ужесточения регулирования, так и в результате масштабирования технологий.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Через 3 года на Сахалине появятся атомные поезда
https://www.mk.ru/social/2020/10/08/cherez-3-goda-na-sakhaline-poyavyatsya-atomnye-poezda.html
Через 3 года на Сахалине появятся атомные поезда Фото: Кадр из видео 
«Русатом Оверсиз", входящий в госкорпорацию "Росатом", планирует запуск на Сахалине поездов на водородных элементах.  Это будет пилотный запуск проекта по водородного транспорту.  Новый вид транспорта должен будет появиться в 2023 году.
Представители компании предполагают, что по Сахалину будут ездить 7 поездов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Антикосмит

А что тут атомного? На атомах водорода?
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

sychbird

Водородными топливными элементами с со времен Лунной программы занимался Росатом в прошлой реинкарнации.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

АниКей

aboutspacejornal.net

SpaceX получают допуск к программе по демонстрации возможности перекачки криогенных жидкостей в космосе


NASA в рамках инициативы по использованию государственно-частного партнерства для развития прорывных технологий проводит пятый конкурс с общей суммой наград более $370 млн. С победителями предполагается заключение контрактов с твёрдо фиксированной ценой на срок до пяти лет.
NASA и компании-партнёры разработали и протестировали многочисленные технологии, обеспечивающие операции с криогенными жидкостями в космическом пространстве, что необходимо для обеспечения устойчивого присутствия человека на Луне и обеспечения возможности пилотируемых миссий на Марс. Внедрение технологий для пилотируемых миссий требует дальнейшего развития технологий, а для этого необходимо провести демонстрации.
Следующие компании получают доступ к программе и финансирование от NASA:
— Eta Space – $27 млн. Демонстрация системы с использованием жидкого кислорода. Система будет основной полезной нагрузкой на малом спутнике Rocket Lab Photon, планируется демонстрация на орбите в течение девяти месяцев.
ЦитироватьLockheed Martin – $89,7 млн. Демонстрационная миссия с использованием жидкого водорода – самого сложного криогенного топлива для тестирования на орбите. Предполагается испытание более 12 технологий для управления криогенными жидкостями в космосе для внедрения в будущие космические аппараты.

SpaceX – $53,2 млн. Крупномасштабная демонстрация по перекачке 10 метрических тонн криогенного топлива, в частности жидкого кислорода, между резервуарами корабля Starship.
ЦитироватьUnited Launch Alliance (ULA) – $86,2 млн. Демонстрация системы, использующей жидкий кислород и водород на разгонном блоке ракеты Vulcan Centaur. Система будет контролировать давления в баках, передачу топлива от одного бака к другому и возможность его многонедельного хранение в условиях космоса.

В рамках инициативы NASA по инновациям в области исследования Луны, агентство инвестирует в технологии, необходимые для улучшения использования ресурсов, выработки и хранения энергии, связи и многого другого.
В этой категории к конкурсу допускаются:
— Alpha Space Test and Research Alliance – $22,1 млн. Эксперименты для сбора данных и оценки воздействия ультрафиолетового излучения и излучения заряженных частиц на Луне.
— Astrobotic Technology – $5,8 млн. Демонстрация быстрой системы беспроводной зарядки, которая решает проблемы, связанные с использованием этой технологии на Луне. В рамках проекта будут созданы и доставлены аппараты для потенциального использования на коммерческих роботизированных посадочных модулях.
— Intuitive Machines – $41,6 млн. Создаст небольшой посадочный модуль способный доставить полезную нагрузку весом в 1 кг на расстояние более 2,5 км. Он будет нужен для исследования лунных кратеров и съемки лунной поверхности максимально близко и с высоким разрешением.
— Masten Space Systems – $2,8 млн. Демонстрация универсального химического источника тепла и электроэнергии, который позволит полезным грузам выдерживать экстремальные условия, возникающие в течение лунной ночи и в тени кратеров.
— Nokia – $14,1 млн. Nokia предлагают развернуть первую систему связи LTE / 4G в космосе. Система поможет поддерживать высокоскоростную связь на поверхности Луны на больших расстояниях и максимально надёжно.
— pH Matter – $3,4 млн. Демонстрация регенеративного топливного элемента, способного вырабатывать и накапливать энергию на поверхности Луны. Эта технология могла бы управлять будущей инфраструктурой, которая использует воду, собранную на Луне, для создания топлива и других необходимых материалов.
— Precision Combustion Inc. – $2,4 млн. Демонстрация твёрдооксидных топливных элементов, которая будет вырабатывать энергию непосредственно из метана, кислорода и других ресурсов прямо на Луне
— Sierra Nevada Corporation – $2,4 млн. Демонстрация, которая использует метан и солнечную энергию для извлечения кислорода из лунного реголита. Оборудование может быть протестировано на частном лунном посадочном аппарате, чтобы доказать жизнеспособность полномасштабной технологии.
— SSL Robotics – $8,7 млн. Создаст более лёгкий и менее дорогой роботизированный манипулятор для использования на поверхности Луны и обслуживания оборудования на орбите.
Цитировать— Teledyne Energy Systems – $2,8 млн. Новая технология водородной электрической системы питания, где топливный элемент имеет срок службы в 10 000 часов. Компания Teledyne запустит испытательный образец технологии на самолёте, чтобы оценить влияние различной силы тяжести на новую систему.

Также NASA будут использоваться суборбитальные тестовые платформы, которые могут протестировать технологии точной и безопасной посадки на Луне.
— Masten – $10 млн. Демонстрация возможности точной посадки с помощью тестового аппарата Xogdor.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Bell

#552
Handelsblatt (Германия): Россия открыла для себя производство водорода из природного газа

https://inosmi.ru/economic/20201128/248637867.html

ЦитироватьРоссия намерена взяться за производство водорода из природного газа, сообщает Handelsblatt. Эксперты считают, что водородному рынку в ближайшем будущем предстоит резкий рост, и российские компании спешат занять выгодные позиции. Для поставок планируется использовать «Северный поток — 2».

Правда, нюанс в том, что производство водорода из метана дает кроме самого водорода еще и угарный газ СО :)
Естественно, его будут дожигать до СО2 и боюсь, экологи на уши встанут от такой инициативы :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Настрел

Цитата: Bell от 30.11.2020 03:47:42Правда, нюанс в том, что производство водорода из метана дает кроме самого водорода еще и угарный газ СО :)
Естественно, его будут дожигать до СО2 и боюсь, экологи на уши встанут от такой инициативы :)
см. выше "голубой водород".

Старый

Цитата: Bell от 30.11.2020 03:47:42Правда, нюанс в том, что производство водорода из метана дает кроме самого водорода еще и угарный газ СО :)
Естественно, его будут дожигать до СО2 и боюсь, экологи на уши встанут от такой инициативы :)
А в чём тогда прикол разделять метан на водород и СО?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Чебурашка

Угарный газ тут просто побочный продукт реакции метана с водой

CH4 + H2O = CO + 3H2
А сам угарный газ тоже можно использовать для производства водорода

СО + H2O = CO2 + H2

Bell

Цитата: Чебурашка от 30.11.2020 13:10:22Угарный газ тут просто побочный продукт реакции метана с водой

CH4 + H2O = CO + 3H2
А сам угарный газ тоже можно использовать для производства водорода

СО + H2O = CO2 + H2
Короче, так или иначе, но производство водорода из метана оставляет за собой огромный углеродный след и в совокупности с точки зрения выбросов в атмосферу ничем не лучше прямого сжигания метана. Так что остается только в очередной раз восхититься гениальностью менеджеров Газпрома  ;D
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитата: Старый от 30.11.2020 12:38:57
Цитата: Bell от 30.11.2020 03:47:42Правда, нюанс в том, что производство водорода из метана дает кроме самого водорода еще и угарный газ СО :)
Естественно, его будут дожигать до СО2 и боюсь, экологи на уши встанут от такой инициативы :)
А в чём тогда прикол разделять метан на водород и СО?
Как это - в чем?   :)
Водород продавать в Европу, причем дороже, чем метан. Там же в статье всё четко и понятно сказано :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Ладно, господа, это всё фигня. Газпром построит ГПЗ в тайге, которая переработает СО2 в органику.
Тут интересно другое - началось активное проталкивание водорода в широкое применение.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Был на ветке, больше не приду. Хватило, что в свое время наши по заказу (чего-там -прессингу) ЦИАМа работали над гиперзвуковым водородным прямоточным двигателем. Главный не выдержал ушел Генеральным...
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.
3. Киселев- без КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!