Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

Цитата
Цитатадля Энергии водород получали как раз на таком заводе в Навои.
В Чирчике.
А, виноват, виноват! В торопях написал, не проверил :(
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Старый

А в Навои делают такое что водород оттуда лучше не брать. :)
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

АниКей

ЦитатаИЗ ИСТОРИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫМ РАКЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ

В.С.Ануфриев, М.М.Гойхинберг, Г.П.Калмыков, М.К.Сирачев.<© >

Создание отечественных кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей (КВ ЖРД) вошло яркой страницей в историю нашей космонавтики. Оно неразрывно связано со всем комплексом проводившихся работ по освоению и внедрению жидкого водорода в ракетную и другие области техники, что ограниченный объем доклада позволил отразить только в общем виде. Как известно, применение жидкого водорода в паре с жидким кислородом в качестве компонентов жидкого ракетного топлива (ЖРТ) впервые было предложено К.Э.Циолковским в 1903 г. На высокую эффективность применения жидкого водорода в ракетной технике обращалось внимание в 40-х - 50-х гг. в работах ведущих отечественных специалистов в области перспективных ЖРД - В.П.Глушко и Н.М.Чернышева [1, 2]. Однако, решавшиеся в этот период практические задачи - по созданию баллистических ракет дальнего действия, включая межконтинентальные - не требовали применения жидкого водорода, что отодвинуло начало его освоения на последующие этапы развития рак етно-космической техники (РКТ) нтапы создания ракет-носителей (РН) космических аппаратов (КА). В США работы по использованию жидкого водорода в ракетной технике были начаты в конце 50-х гг. с целью обеспечения требуемой эффективности РН "Атлас-Центавр" и РН семейства "Сатурн", предназначавшихся для осуществления лунных экспедиций. Разработ ка была начата одновременно по двум двигателям - RL-10 и J-2. Несколько иное положение сложилось в нашей стране. К этому времени у нас имелся богатейшый опыт проектирования сложных ракетных систем, уникальный опыт разработки и эксплуатации наземных и бортовых криогенных систем с использованием глубокоохлажд енного жидкого кислорода и самый передовой в мире опыт создания высокосовершенных и высокоэффективных ЖРД замкнутых схем с дожиганием генераторного газа и сверхвысокими параметрами (в т.ч. на кислородно-углеводородном топливе). Все это позволяло, в отличии от США, решать такие задачи, как выведение на геостационарную орбиту и осуществление лунных экспедиций, без обязательного применения кислородно-водородного топлива, что и было заложено в соответствующие отечественные программы развития РКТ на длительный период. В соответствии с этим, были осуществлены разработка и создание целого семейства ЖРД на кислородно-углеводородном топливе для третьей и четвертой ступеней РН "Восток", трех ступеней РН Н-1, четвертой и пятой ступеней РКК Н-1Л3. Работы, связанные с жидким водородом, проводились на этом этапе лишь в поисковом плане, применительно к использованию его в качестве рабочего тела ядерных воздушно-реактивных и жидкостных ракетных двигателей. К высокой оценке перспективности этих направлений склонялись в конце 50-х ­ачале 60-х гг. многие разработчики. Государственная программа создания отечественных КВ ЖРД была принята только с начала 60-х гг. Главная заслуга в ее принятии принадлежит академику С.П.Королеву. Он всегда считал жидкий водород наиболее перспективным горючим ЖРД, и в своих творческих замыслах рассматривал разработку ракет на кислородно-углеводородном топливе и сопутствующее этому широкое освоение криогенной ракетной техники как непосредственные практические шаги в направлении будущего применения кислородно-водородного топлива. Когда эта задача стала актуальной для отечественной ракетной техники, он, с присущей ему исключительной энергией и целеустремленностью, приступил к ее широкой реализации. Были разработаны как общая программа освоения жидкого водорода для нужд ракетной техники, так и целевая программа его применения в ракетных системах. В состав общей программы входили создание промышленного производства жидкого водорода, развитие экспериментальной и стендовой базы, освоение эксплуатации жидкого водорода. В составе целевой программы предлагалась разработка модификации третьей ст упени РН "Восток", четвертой и пятой ступеней РКК Н-1Л3, второй ступени Н-1 (изделие Н-2). Это позволило развернуть одновременную разработку нескольких вариантов КВ ЖРД - КВД разработки КБ Химического машиностроения, 11Д57 разработки КБ ММЗ "Сатурн", НК-35 разработки КБ КМЗ "Труд" (замененного в дальнейшем двигателем 11Д122 разработки КБ Химавтоматики Главного конструктора А.Д.Конопатова). Работы по освоению жидкого водорода как компонента ЖРТ ыключили изучение его физико-химических и эксплуатационных свойств, подбор совместимых с ним конструкционных, прокладочно-уплотнительных и смазочных материалов, разработку нормативов и рекоме ндаций по безопасному обращению с жидким водородом и обеспечению его чистоты на всех стадиях эксплуатации, разработку технологии и создание промышленного производства, средств транспортировки, хранения и заправки. Эти работы организовывались и проводились Государственным институтом прикладной химии, Государственным институтом азотной промышленности, Всесоюзным НИИ криогенного машиностроения при самом активном участии В.П.Белякова, М.Т.Веремьева, И.И.Гельпе рина, Г.С.Потехина, Е.А.Сиволодского, Н.В.Филина. Работы по созданию отечественных КВ ЖРД с первых шагов былим ориентированы на применение наиболее эффективных замкнутых схем и освоение высоких проектных параметров (следует отметить, что в США такие решения были приняты только в начале 70-х гг., при разработке двигателя SSME системы "Space Shuttle"). Реализация отечественной программы потребовала большого объема научно-исследовательских работ по выбору оптимальных схемных решений по двигателю в целом, элементам смесеобразования, системе охлаждения, регулированию тяги и соотношения расходов ко мпонентов, созданию методик отработки двигател на заданную надежность при минимальном числе испытаний и затрат материальной части, разработке средств диагностики состояния и аварийной защиты и др. Требовались поиски новых решений по многим конструктивным вопросам - разработке "погруженных" бустерных насосов, выбору системы и средств зажигания, обеспечению герметичности агрегатов автоматики и требуемых температурных режимов различных узлов двигателей, выбору наиболее рациональных общих компоновок двигателей, обеспечению управления полетом. В решение всех этих проблем и вопросов большой вклад внесли В.Н.Богомолов, А.П.Ваничев, А.В.Воронцов, М.А.Кузьмин, В.Р.Левин, Л.А.Пчелин, В.В.Пшеничнов, В.С.Рачук, Г.И.Чурсин. Опытно-конструкторские работы по всем КВ ЖРД проводились в тесном взаимодействии с их заказчиком - ЦКБ экспериментального машиностроения (ныне РКК "Энергия"). На разных стадиях активное участие в этом принимали Я.П.Коляко, С.С.Крюков, В.П.Мишин, В.М.Протопопов, В.М.Удоденко, В.Г.Хаспеков. Для проведения необходимого объема экспериментальных работ в НИИ Химического машиностроения и НИИ Машиностроения было создано семейство стендов для холодных и огневых испытаний отдельных агрегатов, модельных и полноразмерных двигателей, а также с тенд для огневых испытаний малоразмерного стендового блока (с двигателем КВД). В их создании непосредственное участие принимали Ю.А.Карнеев, В.Я.Качанов, Е.Г.Ларин, В.А.Пухов, Г.М.Табаков, Л.А.Янчилин. Экспериментальная отработка двигателей потребовала большого объема холодных и огневых испытаний агрегатов и модельных двигателей и значительного числа огневых стендовых испытаний полноразмерных двигателей, которые стали возможны только с 1966 г., после ввода в строй комплекса огневых стендов НИИХиммаш и создания промышленного производства жидкого водорода в стране. Стендовая отработка двигателей КВД и 11Д57 была завершена к 1977 г. с выполнением всех требований технических заданий по проектным характеристикам, ресурсу (по числу запусков и продолжительности работы) и надежности. При близкой размерности двига телей по тяге и геометрической степени расширения был достигнут удельный импульс тяги, на 20-22 с. превышающий показатели зарубежных аналогов. Двигатель КВД прошел в 1976-1979 гг. цикл огневых испытаний в составе стендового блока Р (прототип пятой ступени планировавшейся модификации РКК Н-1Л3). По завершению стендовой отработки двигателей КВД и 11Д57 и в связи с прекращением работ по Лунной программе Н-1Л3, а также из-за отсутствия привязки к разработкам конкретных блоков других реализовывавшихся программ, дальнейшие работы по этим двиг ателям были в конце 70-х гг. прекращены. Первым отечественным КВ ЖРД, доведенным до практического применения, стал двигатель 11Д122 (аналог американского двигателя SSME в одноразовом исполнении). Разработка двигателя 11Д122 была начата в 1976 г. и завершена успешными запусками в 1987 и 1988 гг. РН "Энергия" и системы "Энергия"-"Буран", созданными под руководством Генеральных конструкторов академика В.П.Глушко и академика ИАН Г.Е.Лозино-Ло зинского. Отработкой двигателей КВД и 11Д57 и доведением двигателя 11Д122 до штатных пусков были успешно завершены работы по созданию отечественных КВ ЖРД первого поколения. Благодаря имевшимся в стране достижениям в области ракетного двигателестроения и криогенной ракетной техники, созданные отечественные КВ ЖРД не уступают по своим проектным характеристикам соответствующим зарубежным аналогам (а по отдельным характ еристикам и превосходят их). Этим заложены принципиальные возможности создания высокосовершенных перспективных изделий отечественной ракетно-космической техники. Работы такого направления проводятся в настоящее время совместно Государственным Космическим Научным центром (ГКН Ц) им. М.В.Хруничева и РКК "Энергия" им. С.П.Королева. Развивается также международное сотрудничество по использованию отечественных КВ ЖРД (в частности, двигателя КВД в совместном российско-индийском проекте). Приобретенный опыт проектных разработок высокосовершенных КВ ЖРД позволяет развивать новые перспективные возможности в этой области - создание модификаций КВ ЖРД со сверхвысокими степенями расширения и другими проектными улучшениями, обеспечение возможности многоразовости использования двигателей, разработка трехкомпонентных двурежимных кислородно-углеводородно-водородных ЖРД для систем выведения следующих поколений. Опыт эксплуатации ракетных и наземных систем с применением жидкого водорода может быть также успешно использован в разработках авиационно-космических систем будущего.
http://cosmopark.ru/lpe.html
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитатаАрхив | 2008 | №14 | ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

Сегодня в рамках Федеральной целевой программы «Исследо­ва­ния и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» выполняется более 40 проектов НИОКР, охватывающих многие аспекты водородной энергетики. В этой связи полезно вспомнить, с чего начинались эти исследования и разработки в нашей стране.

К концу 60-х годов прошлого столетия общее производство и потребление водорода в СССР составляло около 4 млн т/год. В это время были начаты исследования рабочих процессов в водородных двигателях внутреннего сгорания (КазНИИэнергетики, ИТПМ СО АН СССР, ИПМаш АН УССР, ЦНИИТМАШ, НАМИ), проведены успешные испытания авиационного двигателя ГТД-350 на водороде (1967, ЦИАМ им. П.И. Баранова), создана первая в стране экспериментальная ветроэлектрическая станция с водородным аккумулированием энергии.

К середине 70-х годов по лунным программам разработаны и созданы водородные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для ракетно-космического комплекса Н-1 (ОКБ Н.Д. Кузнецова). Начали развиваться крупномасштабные разработки водородных технологий по программе комплекса «Энергия-Буран» (руководитель В.П. Глушко). Топливом комплекса являлся жидкий водород, окислителем - кислород. Были созданы все элементы комплекса, разработана водородная система энергообеспечения корабля «Буран»: энергоустановка со щелочным топливным элементом «Фотон» (НПО «Энергия», Уральский электрохимический комбинат) и система бортового хранения жидких водорода и кислорода и топливообеспечения энергоустановки (НПО «Энергия», НПО «Криогенмаш» и др.). В рамках этой программы был создан уникальный однокамерный ракетный водородо-кислородный двигатель РД-0120 с тягой 200 т (КБ Химавтоматики), который прошел успешные многоразовые наземные и дважды летные испытания в составе комплекса «Энергия-Буран» в 1988 г.

Работы по созданию авиации на криогенных топливах (водород, сжиженный природный газ) начались в нашей стране в 1972 г. с комплексного плана «Холод-1». В результате выполнения программ «Холод-1» - «Холод-4» был создан экспериментальный самолет-лаборатория Ту-155 с двигателем НК-88, работающем на жидком водороде, и бортовыми системами топливообеспечения (АНТК им. А.Н. Туполева, ОКБ Н.Д. Кузнецова), системами заправки, элементами аэродромной инфраструктуры. 15 апреля 1988 г. был выполнен первый полет Ту-155 на жидком водороде продолжительностью 21 мин. Таких было 5 полетов общей продолжительностью 4 ч. 27 мин. При выполнении программ создания ракетно-космических комплексов Н-1 и «Энергия-Буран» и программ «Холод» были разработаны и созданы многие новые элементы водородной криогенной инфраструктуры. Создан уникальный криогенный наземный комплекс космодрома «Байконур».

В начале 70-х годов после первого нефтяного кризиса появилась необходимость разработки новых энергетических технологий, основанных на использовании возобновляемых энергоисточников.

АН СССР было поручено подготовить заключение о целесообразности развития в стране НИОКР по водородной энергетике.
При отделении физико-технических проблем энергетики АН СССР была создана временная Рабочая группа по водородной энергетике, на основе которой образована Комиссия АН СССР по водородной энергетике. В 1978 г. Комиссией  подготовлен и издан доклад «Основные проблемы водородной энергетики, где и была сформулирована концепция развития водородной энергетики в нашей стране и основные задачи НИОКР на близкую и отдаленную перспективу. Надо сказать, что прогнозные оценки развития водородных технологий, данные в этом докладе, оказались достаточно точными. Например, прогноз роста мирового производства и потребления указывал на объем мирового производства в 2000 г. - 200-220 млн тут (50-55 млн т). Сегодня он составляет около 240 млн тут (60 млн т) в год. Руководили работой Комиссии В.А. Легасов и М.А. Стыри­ко­вич, базовым институтом, обеспечивающим ее эффективную работу, стал ИАЭ им. И.В. Курчатова в кооперации с ИВТАН. Комиссия работала весьма эффективно. Один раз в два года на базе ИАЭ им. И.В. Курчатова проводились Всесоюзные конференции по водородной энергетике. Одновременно проводились Всесоюзные школы молодых ученых и специалистов, на которых лекции читали выдающиеся ученые. В союзных республиках Азер­бай­джане, Белоруссии, Литве, Казахстане, Украине созданы секции Комиссии, обеспечивавшие развитие НИОКР и их координацию на местах.

В период с середины 70-х до начала 90-х гг. в нашей стране были выполнены многие пионерские исследования и разработки новых энергоэффективных технологий производства водорода. Вот только некоторые результаты этих работ:
- разработаны и созданы новые эффективные плазмохимические технологии производства водорода из природных топлив;
- разработана концепция развития атомно-водородной энергетики;
- разработаны новые металлогид­ридные технологии хранения водорода в твердофазном связанном состоянии, созданы новые интерметаллические соединения и сплавы-поглотители; разработаны новые эффективные катализаторы процессов производства водорода из углеводородного;
- созданы опытные образцы бензоводородных автомобилей различных классов Опытная эксплуатация в Харькове с 1980 г. бензоводородных автомобилей «Волга» показала их высокую экологическую и экономическую эффективность
- созданы опытные энергоустановки на основе водородо-воздушных щелочных топливных элементов мощностью до 160 кВт для судовой энергетики и компактные и резервные источники тока мощностью до 1 кВт на основе топливных; создан экспериментальный водородный микроавтобус «Квант-РАФ».

В целом к началу 90-х годов результаты отечественных разработок новых водородных технологий и созданный научно-технический потенциал позволял перейти к этапу их внедрения, однако кризис 90-х годов не позволил этого сделать. К этому времени ушли из жизни и многие лидеры этого направления В.А. Легасов, Н.Д. Кузнецов, А.Н. Под­горный, В.П. Беляков, К.Н. За­мараев, В.П. Бармин. Была ликвидирована Комиссия по водородной энергетике и возникла реальная угроза прекращения финансирования координации работ.

Этого не произошло благодаря позиции Минпромнауки РФ, где под руководством В.Д. Русанова был создан Координационный совет по водородной энергетике и технологии, которому и поручили координацию работ. Созданный «жизнеспособный зародыш» отечественной национальной программы создал реальную перспективу ее полномасштабного развития.

Станислав МАЛЫШЕНКО
http://www.technopolis21.ru/225.htm
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата....Низкая температура жидкого водорода и его малая плотность приводит к большим потерям продукта. Так, при стендовых испытаниях ракетных двигателей эти потери достигают 80%. Если предположить, что в результате тщательной отработки технологических процессов потери сократятся в четыре раза и не будут превышать 20%, затраты энергии составят около 70 кВт·ч/кг. Эффективность использования теплоты сгорания обычно не превышает 50% и для водорода составляет 16,7 кВт·ч/кг. Следовательно, при использовании жидкого водорода в транспортных средствах на 1кВт·ч полезной энергии необходимо затратить 4 кВт·ч первичной энергии. Это и является основным препятствием широкого применения водорода в транспортных средствах...
http://www.holodilshchik.ru/index_holodilshchik_issue_2_2007_Kriogenika_Filin.htm
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата....Криогенные системы стартового комплекса заправки ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля "Буран" содержит три самостоятельные системы: водорода, кислорода и азота. Накопление продуктов и их длительное хранение обеспечивается применением сферических резервуаров объемом 1400 м3 каждый с рабочим давлением 1,0 МПа и годовыми потерями 10-15 % кислорода и азота, и 60 % водорода. Хранилища расположены на расстоянии 1000 м от пусковых устройств и компонуются четырьмя резервуарами для жидкого водорода, тремя для кислорода и тремя для азота. Объем хранилищ и размер резервуаров были определены таким образом, чтобы выход из строя одного резервуара или некондиционность продукта в объеме одного резервуара не привели к срыву заправки изделия.

Система заправки водородом обеспечивает заправку охлажденным до 16,5 К продуктом и последующее термостатирование. Заправка осуществляется методом вытеснения кипящего при атмосферном давлении водорода. Его охлаждение происходит в потоке жидкости, за счет теплообмена с водородом, кипящим в ванне охладителя под вакуумом, создаваемым эжекторами, работающими на газообразном азоте. Такой способ охлаждения исключает подсос воздуха в водород, поступающий в основную систему. Что касается теплообменника-охладителя, то принимаются специальные меры по обеспечению безопасности его эксплуатации. Для термостатирования водорода в баках ракеты предусматривается циркуляционный контур с расходом до 30 кг/с. В качестве побудителя расхода используется жидкостной эжектор. ...
http://www.holodilshchik.ru/index_holodilshchik_issue_2_2007_Kriogenika_Filin.htm
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитатаВ Благовещенске прошла презентация проекта нового космодрома Восточный
13.04.2010 в 14:07 , обновлено 13.04.2010 в 14:54 GZT.RU

В Благовещенске прошла презентация макета космодрома Восточный, который в перспективе может заменить Байконур и стать главными космическими воротами России.

Торжественное собрание прошло с участием прибывших из Москвы представителей Роскосмоса, Московского авиационного института, проектного института «ИПРОМАШПРОМ», управления ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной инфраструктуры» и других организаций, сообщает ИТАР-ТАСС.

Замначальника Управления ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Николай Андреев сообщил в ходе презентации, что «проектно-изыскательские работы сейчас находятся в стадии завершения. Генеральный проектировщик уже приступает к так называемой стадии ,,П" -- разработке проектной документации».

В 2011 году начнутся работы по строительству обеспечивающей инфраструктуры космодрома.
В 2015 году, с завершением первого этапа строительства, планируется начать запуски с Восточного беспилотных космических аппаратов, а с 2018 года -- пилотируемых космических кораблей. Стоимость проекта оценивается в 400 млрд руб.

В частности, при космодроме будет построен международный аэропорт для приема всех типов воздушных судов. Роскосмос потребовал от проектировщиков, чтобы на новом космодроме использовалось экологически безопасное топливо. Для обеспечения топливных нужд объекта на космодроме будут построены заводы по производству жидкого кислорода и водорода.

http://www.gzt.ru/topnews/economics/-v-blagoveschenske-proshla-prezentatsiya-proekta-/301301.html
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Рекламная листовка КБХА по водороду
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Bell

Судя по старым телефонным кодам 095 и 0732 - листовочке года 3-4 как минимум. А может и больше.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

АниКей

Да, листовка с двигательной выставки где-то 2001-2005г, давно было. Тогда на стенде КБХА была заявлена производительность 5 кг в час жидкого водорода.
А это сейчас на их сайте
ЦитатаПерспективные работы испытательного комплекса ОАО КБХА
   1. Создание установки плазмохимического реактора для разложения природного газа в водородной плазменной дуге (фото 1):
          * для получения в пирогазе ацетилена 12 - 15 % и водорода 60-70 % объемных;
          * для получения в пирогазе водорода 65 - 80 % объемных.
      Технические характеристики
      Мощность плазмохимического реактора, кВт    200 - 500
      Потребление природного газа, нм3/ч    150 - 250
      Длительность непрерывной работы плазмотрона, ч    250 - 300
      Электроды самовосстанавливающиеся    графитовые
http://www.kbkha.ru/?p=95
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Bell, листовка КБХА с каких-то предыдущих салонов "Двигатели -...". Кстати, кто попадет на выставку - расскажите водородные новинки.
ЦитатаВечный двигатель прогресса

С 14 по 17 апреля 2010 года в павильоне №57 Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) пройдет 11-й Международный салон «Двигатели-2010», организатором которого является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Торжественное открытие состоится 14 апреля в 12.00.

В рамках форума проводится «Научно-технический конгресс по двигателестроению» (НТКД-2010), на тематических симпозиумах которого будет заслушано более 130 докладов. Также в деловой программе - Молодежный форум «Будущее авиации - за молодой Россией» и другие мероприятия.

 В салоне «Двигатели-2010» и «НТКД»-2010 примут участие 130 компаний и организаций, деятельность которых связанна с созданием, производством, продажей, эксплуатацией и ремонтом двигателей различного назначения.
Экспозиция общей площадью более 5300 кв.м. отразит основные особенности двигателестроения в научно-техническом, финансовом и организационном аспектах, продемонстрирует лучшие образцы гражданской и военной высокотехнологичной продукции, а также изделий двойного применения.

Главной особенностью 11-го Международного салона станет представление экспозиций крупных интегрированных структур, которые впервые участвуют в экспозиции: ГК Российские технологии, ОАО «Управляющая компания «ОДК», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и других.
Кроме того, на всех стендах и в докладах научно-технического конгресса будут отражены вопросы модернизации отечественной техники. Отдельные мероприятия посвящены вопросам подготовки кадров, отраслевой науки и молодежи («День науки и знаний»).
Особое место в салоне «Двигатели-2010» займут экспозиции и мероприятия, посвященные 65-летию Великой Победы, предусмотрено проведение «Дня ветеранов».
Наряду с крупными российскими предприятиями, в выставке принимает участие ряд иностранных фирм, в том числе - корпорация «Научно-производственное объединение «А.Ивченко» (ОАО «Мотор Сич» и ЗМКБ «Ивченко-Прогресс») (Украина), «Пратт энд Уитни» (США), «Пратт энд Уитни» (Канада), «Кулайт» (США), «Сименс», «Мессе-Берлин» (Германия) и другие.

«Двигатели» - единственный в мире международный специализированный форум производителей двигателей, он проводится раз в два года.

Пресс-служба ОАО «ГАО ВВЦ»
Тел./факс: (495) 748 34 20
E-mail: pr@vvcnet.ru
Web.: www.vvcentre.ru
   

Информация для посетителей:
Справочная служба ОАО «ГАО ВВЦ»
Тел.: (495) 544 34 00
E-mail: info@vvcnet.ru
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Прасковья Иванова

Фу, вроде разобралась, поправьте, если что не так.
Из всего, что вы мне подсказали:
1)   действительно в России газообразного водорода 99,9 много (спасибо, Bell, не ругайтесь, я хоть и не блондинка, но материала же много пришлось переварить)
2)   для ракетной техники нужен жидкий водород 99,9999 (папа сказал - четыре девятки). Особенно вредны, потому что опасны, примеси в виде кристаллов кислорода
3)   кроме ракетной техники такой чистый жидкий водород никому не нужен, поэтому его и не производят (вот здесь оказался прав Старый, только я сразу не поняла, что он хочет сказать)
4)   сегодня для испытаний двигателей в Воронеже на КБХА есть завод, который выпускает 5 кг в час = 120 кг в сутки = 40 т в год, при тех процентах потерь, что вы подсказали, примерно 20 т в год они используют в дело для своих заводских испытаний
5)   в НИИХИММАШе под Сергиевым Посадом есть промышленное производство жидкого водорода на 800 т в год. Этот водород они используют для продолжительных испытаний двигателей и водородных разгонных блоков и возят при необходимости на космодромы. Завод  долго не выпускал жидкий водород, потому что продукт никому не был нужен. А как понадобится - так запустят завод на полную мощность, что позволит с учетом потерь пустить в дело (на космодром, на испытания) 400 т в год. Этого, по оценке Дмитрия В., хватит и на испытания, и на запуски. Только, видимо, возить на Восточный все-таки из Подмосковья далеко, разве что как запасной вариант будет рассматриваться, потому что
6)   для запусков с Восточного космодрома построят на Дальнем Востоке новые заводы по производству и жидкого кислорода, и жидкого водорода
7)   стоимость продукта по оценке Дмитрия В., будет 500-600 р/кг (до 1000 р/кг), ну пусть 600 тыс. руб за тонну. А по папиному «хлебному» коэффициенту  составит (20 коп буханка при социализме = 20 руб булка сейчас) - 6 руб тогда х 100 = 600 руб  за килограмм или 600 тыс руб за тонну, что совпадает. Хотя, наверное, правильнее считать по стоимости киловатт-часа тогда и сейчас, но у меня нет этой цифры. Для сравнения, Гугл сказал, что, например, тонна жидкого кислорода в Подмосковье стоит около 8-10 тыс руб, то есть жидкий водород в 60 раз дороже жидкого кислорода получится.

Бродяга

Цитата6)   для запусков с Восточного космодрома построят на Дальнем Востоке новые заводы по производству и жидкого кислорода, и жидкого водорода
Сразу же, как только Власть в Антарктиде захватят Гигантские Суслики. ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

khach

Цитата2)   для ракетной техники нужен жидкий водород 99,9999 (папа сказал - четыре девятки). Особенно вредны, потому что опасны, примеси в виде кристаллов кислорода
Очистка от кислорода производиться прямо в процессе сжижения- газообразный водород прогоняют через разогретый палладиевый катализатор. Остатки кислорода сгорают на катализаторе до воды, которая вполне безопасна и осядет на фильтрах. Поэтому, с одной стороны, движок вполне спокойно будет рабоать на трех девятках или хуже, если примесь негорючая- аммиак, метан, азот. С другой стороны, катализаторы выжигают кислород лучше, чем 4-5 девяток, вернее это предел чувствительности газоанализаторов. Хотя даже в этом случае на фильтрах может накопиться столько кислорода, что они взорвутся, но для этого при ожижении их периодически переключают и отогревают, чтобы примеси испарились.
А вот с палладиевым катализатором может быть проблема- скорее всего в "темные времена" его раскрали на драгметалл, и чем сегодня набиты колонны каталитической очистки водорода- большой вопрос для прокуратуры.

Бродяга

Так при температуре когда водород ещё газ кислород уже твёрдое тело. :)

 Почему так не очищать? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Лютич

Цитата
ЦитатаПолучается, что не только ракету нужно делать, но и заводы водородные для нее строить? И кислородные тоже?
Дык все только и говорят: Построим на новом космодроме водородный завод! Но этой проблемы нет - нет ракеты - нет проблем.

Завода не будет.
Будет ожижатель газообразного водорода с КНПЗ.
У которого объемы производства оного таковы, что сбросить на байпас пару тонн раз в неделю для них не проблема.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Дмитрий В.

ЦитатаА по папиному «хлебному» коэффициенту  составит (20 коп буханка при социализме = 20 руб булка сейчас) - 6 руб тогда х 100 = 600 руб  за килограмм или 600 тыс руб за тонну, что совпадает.

Прикольно! Я ведь цены тоже через буханку хлеба пересчитывал :D
Lingua latina non penis canina

Bell

ЦитатаЗавода не будет.
Будет ожижатель газообразного водорода с КНПЗ.
У которого объемы производства оного таковы, что сбросить на байпас пару тонн раз в неделю для них не проблема.
А до космодрома будет длиннейший в мире водородопровод?  :roll:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

mihalchuk

Цитата
ЦитатаЗавода не будет.
Будет ожижатель газообразного водорода с КНПЗ.
У которого объемы производства оного таковы, что сбросить на байпас пару тонн раз в неделю для них не проблема.
А до космодрома будет длиннейший в мире водородопровод?  :roll:
Его будут цистернами возить... :D