Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

Николай 84, Raul и 3 гостей просматривают эту тему.

Андрюха

Цитата: Павел73 от 06.10.2021 08:44:49Дмитрий В., а что за двигатели РД-182 и РД-192?
Метановые ДВГГ

Дмитрий В.

Цитата: Андрюха от 06.10.2021 08:49:28
Цитата: Павел73 от 06.10.2021 08:44:49Дмитрий В., а что за двигатели РД-182 и РД-192?
Метановые ДВГГ
А вот насчёт РД-182 не вполне уверен, точной информации не было. Но надеюсь, ДВГГ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Андрей Иванов

про супертяж ...
...
объяснение - 1ч.06м.10с



"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

Raul

"посчитали - прослезились" :'(

Не понимаю, как можно называть супертяж "безумно дорогим", если 60-тонный супертяж может быть ненамного дороже Ангары-A5B?

Поставил лайк, но не на объяснения Соловьева, а на работу Иванова с видеоматериалами :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

algol5720

Цитата: Дмитрий Инфан от 06.10.2021 05:40:21
Цитата: Балтийский Технократ от 05.10.2021 16:05:25Легче дорогу проложить к площадке для спуска если на суше.
С учётом нашей географии, это примерно как построить Байкало-Амурскую магистраль.
Проектировать надо или "Корону" (вариант-максимум) или "Байкал" (минимум).
"Каких программ мы заслуживаем, если позволяем политическим лидерам без технического образования десятилетиями навязывать ошибочные с научной и инженерной точки зрения решения? ЛысенкоБольшой скачокТорпеда Марк 14? Еще один "Челленджер"? Еще одна "Колумбия"? Бесконечная нажива за государственный счет крупными аэрокосмическими подрядчиками?"
Этот вывод амерского патриота по программе НАСА-SLS , очень сильно коррелирует с программой финансирования Роскосмос-Ангара  ;) . Роскосмосу тоже не нужен дешевый многоразовый носитель на метане ,типа того, который рисует и считает Дмитрий В.

Андрей Иванов

Цитата: Raul от 06.10.2021 10:07:25"посчитали - прослезились" :'(

Не понимаю, как можно называть супертяж "безумно дорогим", если 60-тонный супертяж может быть ненамного дороже Ангары-A5B?

Поставил лайк, но не на объяснения Соловьева, а на работу Иванова с видеоматериалами :)
...
 ;D спасибо родной за лайк ( like любить понравиться нравиться хотеть предпочитать желать)
Пример:
You don't like women, do you, George?
И не любишь женщин, да, Джордж?

пс
Разговор не о 60т, а о сразу СемиБлоке с водородом до ~ 150т...
...
Правильно, что завернули.

Постоянно говорил и буду повторять -
К супертяжу надо идти поэтапно ...
1. Моноблок  ~ до 20т
2. ТриБлок ~ как основная машина под эксплуатация СК РН СТК ( ~ 45т + верх водород ~ 60т)
3. Пяти(Семи)Блок - по большим праздникам под разовую нагрузку ...

По первому пункту работы идут (С5,С-СПГ)

Осталось довернуть концепцию в сторону поэтапности и представить в правительство , разделив финансирование по разным этапам на разные сроки ...
С мин.фином тоже надо уметь ( учится) работать ...
"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

Raul

Цитата: Андрей Иванов от 06.10.2021 10:30:06;D спасибо родной за лайк ( like любить понравиться нравиться хотеть предпочитать желать)
Тьфу, еще один Старый выискался ;D Идите, работайте вместе с минфином.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Цитата: Bell от 05.10.2021 21:53:03
Цитата: Дмитрий В. от 05.10.2021 18:21:16Про РД-0164 последний раз Нестеров упоминал в своей книге в ретроспективном плане.
Кстати, интересно - почему?
У меня подозрение, что размерность 350 тс на земле никуда не лезет в привычные диаметры, с диаметром сопла 2,5 м. То есть двигатель ни с чем не компонуется.

Близко к дефорсированному РД-180.

Цитата: Шестопер239 от 05.10.2021 18:05:08
Цитата: Дмитрий В. от 05.10.2021 17:21:52
Цитата: Балтийский Технократ от 05.10.2021 16:05:25
Цитата: Дмитрий В. от 05.10.2021 13:36:04Сажать ступень в район старта это нести большие потери в ПН. Торможение разгон, это лишние прожиги двигателей в напряженном режиме. Это лишнее топливо. В общем технический геморой. Легче дорогу проложить к площадке для спуска если на суше. И еще, посадка в место старта это по умолчанию рискованное мероприятие. Это реальная угроза космодромным сооружением. Так сказать, до первой посадки с незапланированной разборкой. А как упадет на пассажирский терминал? Не дай Создатель этому случится! Это Маск шалун и выпендрежник. Посадка двух ускорителей это конечно красиво, но пусть они садятся не в нашем районе.
Мы же про экономику говорим? Так что нам эти "потери Мпг", если мы экономим на затратах на поисково-эвакуационные работы и создание инфраструктуры и спецтехники для посадки и эвакуации ступени где-то в тайге.
Совершенно верно.
Но при посадке первой ступени (и второй, для трехступенчатого носителя) вдоль трассы увеличивается  ПН примерно на треть, по сравнению с самостоятельным возвращением первой ступени на космодром. Это для двигателей с насосной подачей.
Если возвращение ступени специальным кораблем (при посадке в море) обходится менее чем в 25-30% стоимости пуска — то это выгоднее полета на космодром.

А для носителя с вытеснительной подачей, если удешевление двигателей экономически перевесит снижение мю ПН, годится только посадка вдоль трассы выведения — полет на космодром тяжелой ступени с низким УИ сожрет почти всю ПН.

Низкий УИ на уровне моря = необходимость большой тяговооружённости для преодоления грав потерь, желательно минимальный запас ХС - ракета тупо почти вертикально на полной скорости стартует вверх, быстро отстреливает первую ступень и быстро включает вакуумные ЖРД на второй ступени, которые имеют высокий УИ.

Тогда первая ступень далеко не улетает. Более того, высокий ТВР позволяет ей очень быстро отработать, рано отделиться, и пости сразу начать торможение за счёт аэродинамических щитков, чтобы ещё сильнее уменьшить дистанцию отлёта.

Но есть нюанс - если стартовать вертикально вверх, то ступени потом придётся сильно сражаться с грав потерями и иметь весьма высокую ТВР, но зато такая ступень сама себе САС. Ещё нюанс в том, что раннее разделение весьма опасно в плане аэродинамики.

Шестопер239

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 06.10.2021 14:24:27
Цитата: Шестопер239 от 05.10.2021 18:05:08
Цитата: Дмитрий В. от 05.10.2021 17:21:52
Цитата: Балтийский Технократ от 05.10.2021 16:05:25
Цитата: Дмитрий В. от 05.10.2021 13:36:04Сажать ступень в район старта это нести большие потери в ПН. Торможение разгон, это лишние прожиги двигателей в напряженном режиме. Это лишнее топливо. В общем технический геморой. Легче дорогу проложить к площадке для спуска если на суше. И еще, посадка в место старта это по умолчанию рискованное мероприятие. Это реальная угроза космодромным сооружением. Так сказать, до первой посадки с незапланированной разборкой. А как упадет на пассажирский терминал? Не дай Создатель этому случится! Это Маск шалун и выпендрежник. Посадка двух ускорителей это конечно красиво, но пусть они садятся не в нашем районе.
Мы же про экономику говорим? Так что нам эти "потери Мпг", если мы экономим на затратах на поисково-эвакуационные работы и создание инфраструктуры и спецтехники для посадки и эвакуации ступени где-то в тайге.
Совершенно верно.
Но при посадке первой ступени (и второй, для трехступенчатого носителя) вдоль трассы увеличивается  ПН примерно на треть, по сравнению с самостоятельным возвращением первой ступени на космодром. Это для двигателей с насосной подачей.
Если возвращение ступени специальным кораблем (при посадке в море) обходится менее чем в 25-30% стоимости пуска — то это выгоднее полета на космодром.

А для носителя с вытеснительной подачей, если удешевление двигателей экономически перевесит снижение мю ПН, годится только посадка вдоль трассы выведения — полет на космодром тяжелой ступени с низким УИ сожрет почти всю ПН.

Низкий УИ на уровне моря = необходимость большой тяговооружённости для преодоления грав потерь, желательно минимальный запас ХС - ракета тупо почти вертикально на полной скорости стартует вверх, быстро отстреливает первую ступень и быстро включает вакуумные ЖРД на второй ступени, которые имеют высокий УИ.

Тогда первая ступень далеко не улетает. Более того, высокий ТВР позволяет ей очень быстро отработать, рано отделиться, и пости сразу начать торможение за счёт аэродинамических щитков, чтобы ещё сильнее уменьшить дистанцию отлёта.

Но есть нюанс - если стартовать вертикально вверх, то ступени потом придётся сильно сражаться с грав потерями и иметь весьма высокую ТВР, но зато такая ступень сама себе САС. Ещё нюанс в том, что раннее разделение весьма опасно в плане аэродинамики.
Тогда лететь на НОО придется в три ступени — иначе на долю вытеснительной второй ступени придется слишком большая ХС.

Вообще полностью вытеснительный носитель имеет смысл делать двухступенчатым только с водородом на второй ступени, иначе очень малое мю ПН. Если водород не использовать ради удешевления — то нужны 3 ступени. 
Три метановые ступени выводят на НОО примерно столько же, сколько метановая и водородная — в одноразовом варианте 2,3-2,5% стартовой массы. 

Двухступенчатый метановый носитель с насосными ненапряженными ЖРД открытой схемы выведет  больше, около 3,2-3,6%.

А какой вариант выгоднее — нужно детально считать, с учетом и стоимости производства ступеней, и спасения по различным схемам.

Искандер

Цитата: algol5720 от 06.10.2021 10:21:11
Цитата: Дмитрий Инфан от 06.10.2021 05:40:21
Цитата: Балтийский Технократ от 05.10.2021 16:05:25Легче дорогу проложить к площадке для спуска если на суше.
С учётом нашей географии, это примерно как построить Байкало-Амурскую магистраль.
Проектировать надо или "Корону" (вариант-максимум) или "Байкал" (минимум).
"Каких программ мы заслуживаем, если позволяем политическим лидерам без технического образования десятилетиями навязывать ошибочные с научной и инженерной точки зрения решения? Лысенко? Большой скачок? Торпеда Марк 14? Еще один "Челленджер"? Еще одна "Колумбия"? Бесконечная нажива за государственный счет крупными аэрокосмическими подрядчиками?"
Этот вывод амерского патриота по программе НАСА-SLS , очень сильно коррелирует с программой финансирования Роскосмос-Ангара  ;) . Роскосмосу тоже не нужен дешевый многоразовый носитель на метане ,типа того, который рисует и считает Дмитрий В.
Ну, какая тут нажива?
"Минотавр не виноват что родился чудовищем - ему просто хочется есть".
Любая старая контора плесневеет и сваливается в зарабатывание бабласо с наименьшими рисками - т.е. имитацию работы. Не знаю как тут быть, но очевидно нужны правильные механизмы постоянной организационной реконструкции, завязанные на целевые программы и проекты. С другой стороны - не выплеснуть бы опыт, компетенции, экспертизу. Тут нужны действительно талантливые менеджеры, которые понимают что они делают, куда нужно идти и чего нельзя делать ни в коем случае. Где таких, настоящих, брать и каков должен быть механизм их автоматического подъёма по служебной лестнице на самый верх?
А кто ж его знает...
Недостатки и ошибки видны многим, но рецепты обычно озвучивают дилетанты и проходимцы, которые и стали 'притчей во языцех' т.н. 'талантливыми менеджерами'.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Искандер

На счёт SLS... Лично я думаю, что все всё понимают и гребут напоследок. Как только Старшип покажете способность надёжно выводить большие нагрузки даже на НОО, тему SLS-Antares "оптимизируют" под SpaceХ, а про SLS забудут. И все изменится на время пока жив Маск.
И произойдет это в течении лет пяти максимум.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Bell

Цитата: Искандер от 06.10.2021 16:45:13И все изменится на время пока жив Маск.
А ведь это идея... ::)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Павел73

Вывод: космос могут делать только энтузиасты, у которых есть деньги. Либо собственные (как у Маска), либо чужие (как у Королёва). Нет энтузиастов - нет космоса.

Блин, а вот такой крамольный вопрос: есть ли у нас на форуме такие энтузиасты, которые действительно могли бы сделать космос, если бы им дали деньги, хоть бы и государственные? Кому из участников ФНК можно доверить деньги, и быть уверенным, что не просрут?

Я бы поставил на Дмитрия В. в части ракет-носителей!  :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Seerndv

ЦитироватьРоссия резко сокращает расходы на космос после критики Путина


Правительство России заложило в проект федерального бюджета на 2022-24 гг резкое сокращение финансирования космической отрасли.
Общий объем ассигнований на государственную программу «Космическая деятельность России» в следующем году будет урезан на 40,3 млрд рублей, до 210,2 млрд, следует из пояснительной записки к проекту закона о бюджете, опубликованной в единой базе ГосДумы.

Секвестр космического бюджета на 16% относительно 250,6 млрд рублей, заложенных в бюджет-2021, задуман не как разовая акция, а как решение на всю предстоящую трехлетку.


В бюджете-2023 финансирование космической госпрограммы составит 209,6 млрд рублей, а через год - 209,8 млрд.
Под нож, согласно материалам Минфина, пойдут, в частности, расходы на «осуществление производственно-технологической деятельности в космической отрасли»: с 20,7 млрд рублей в этом году они сокращаются до 16,7 млрд в следующем, а затем практически обнуляются в 2023-24 гг (0,4 млрд рублей).
Федеральную целевую программу «Развитие космодромов» решено уменьшить на четверть - с 48,5 до 35 млрд рублей.
Расходы по Федеральной космической программе России на 2016-2025 гг сокращаются на 14% - с 130,5 до 112,3 млрд рублей.
На страховании рисков при запусках и испытаниях космических аппаратов бюджет намерен сэкономить 6-кратно: под эти цели в 2022 году заложено 659 млн рублей против 4,6 млрд в текущем.
Расходы на научные исследования и разработки в космосе - около 1 млрд рублей в текущем году - в рамках госпрограммы обнуляются. Их решено перенести в программу научно-технического развития объемом более триллиона рублей на следующий год.
29 сентября президент России Владимир Путин провел совещание по развитию космической отрасли, в ходе которого раскритиковал невыполнение поручений по долгосрочным целям в этой сфере.
«Весь комплекс мер с соответствующим финансированием нужно было утвердить к 30 августа. Однако это не было сделано до сих пор, что подвергает риску наши планы по развитию отрасли в целом», - заявил Путин.
Он также добавил, что необходимо повышать и надежность российских ракет и осваивать следующее поколение носителей, поскольку конкуренция на мировом рынке космических пусков растет.
В прошлом году, согласно отчетности, «Роскосмос» не выполнил около трети целей государственной космической программы - 30 из 83.
Наиболее плачевно обстояли дела с программой развития космодромов, где из 26 мероприятий «Роскосмос» реализовал только 8. По Федеральной космической программе на 2016-2025 годы провалены почти половина целей - 10 из 18. Наибольший уровень выполнения у программы ГЛОНАСС - 16 из 20 мероприятий.
Негативное влияние на выполнение целей оказали пандемия, уменьшение ресурсного обеспечения мероприятий, а также «санкции на поставку комплектующих для ракетно-космической техники», объяснил замгендиректора «Роскосмоса» по экономике и финансам Максим Овчинников.
Чистая прибыль госкорпорации упала в 42 раза - с 12,5 млрд до 292,6 млн рублей.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Quit

Цитата: Bell от 06.10.2021 18:42:22
Цитата: Искандер от 06.10.2021 16:45:13И все изменится на время пока жив Маск.
А ведь это идея... ::)
"Только без жертв!"

Я давно подозреваю, что Маск на самом деле - инопланетянин, застрявший на Земле по технической причине. Потому и строит ракеты из доступных здесь технологий. Я тебя слепила из того, что было. Ему просто хочется домой.

А потому надо просто дать ему построить что он там хочет да и отпустить себе с богом. 

И снова станет тихо.

Alex_II

Цитата: Quit от 06.10.2021 22:33:20И снова станет тихо.
Пока не случится совсем мертвая тишина? Чтож вам всем так мечтается сдохнуть пораньше-то...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Дем

Цитата: Андрей Иванов от 06.10.2021 10:30:06Постоянно говорил и буду повторять -
К супертяжу надо идти поэтапно ...
1. Моноблок  ~ до 20т
2. ТриБлок ~ как основная машина под эксплуатация СК РН СТК ( ~ 45т + верх водород ~ 60т)
3. Пяти(Семи)Блок - по большим праздникам под разовую нагрузку ...
И уже после первого этапа станет очевидно что следующие не нужны.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Искандер

Цитата: Seerndv от 06.10.2021 21:08:29
Цитата: undefinedРоссия резко сокращает расходы на космос после критики Путина
ПМСМ сокращают как раз потому, что программа не убедительна. Много разных проектов, куча (ложных) целей, мало успехов и нет уверенности в (единственно) правильности пути.
Даже если оставить за скобками программы ракетостроения.
Вон в США дали денег на новый марсоход после успешности предыдущих миссий, хотя Обама не собирался. Где успешные АМС? Почему Луна в очередной раз откладывается? Да таких АМС нужно по две в год пускать и не только к Луне. Упрощать нужно и делать, набивать руку.
По ракетостроению, почему бы просто не сесть и задуматься - что бы делал Маск с этим всем... Бритва Окама - отсекаем все лишнее, консервируем технологии и знания, и все, всеми силами (и баблосом) пашем на один проект.
Только вот сейчас нет однозначно убедительного проекта. На мой взгляд ни С5, ни Союз-СПГ в нынешнем виде таковыми не являются.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

ratcustorb

#32139
Цитата: Asteroid от 06.10.2021 08:40:38
Цитата: Балтийский Технократ от 05.10.2021 16:05:25Легче дорогу проложить к площадке для спуска если на суше.
Не легче. Для возврата на космодром на многоразовой ступени и так уже всё есть. Количество включений двигателя то же, только поработать в первый раз надо дольше. А для посадки вдали от космодрома надо транспортную инфраструктуру городить.
Количество включений может и тоже, только расход топлива больше, и, соответственно, уменьшается ПН.
При возврате в точку старта масса топлива, необходимого для возврата, сравнима с самолётной схемой, только проще конструкция.

https://omega-hyperon.livejournal.com/38702.html

Вы не можете просматривать это вложение.

Может как-то можно оптимизировать траекторией полёта (более высотной) при разгоне первой ступени? Хотя возможно могут вырасти гравитационные потери, не знаю, я не посчитаю...