Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать"Главный конструктор. К 100- летию А.М.Исаева":
ЦитироватьВ системе «Глонас» использовался корректирующий двигатель термокаталитического разложения гидразина С5.217.


tvroscosmos: [/size]

It's hard to see but I think I can make out "С5.117"!?


Damn! :?
Цитироватьhttp://jurnal.vniiem.ru/text/109/8.pdf
ЦитироватьКДУ с термокаталитическим двигателем

КДУ на основе термокаталитического двигателя (ТКД) по сравнению с СПД характеризуются очень низкой ценой тяги, составляющей 1 – 0,5 Вт/г. Это обуславливает  заметное  снижение  энергопотребления  таких КДУ.  Главным же  недостатком  является  сравнительно низкий удельный импульс, равный 210 – 220 с, что приводит к наличию заметных запасов топлива на борту КА и, как следствие, увеличению габаритов и массы.
Принцип  действия  ТКД  основан  на  термическом разложении рабочего  тела  в присутствии  катализатора. В качестве рабочего тела используется гидразин – наиболее  высокоэнергетическое топливо  среди  известных  однокомпонентных  эндотермических видов топлива. Например, по сравнению с перекисью водорода, он более стабилен при хранении и обеспечивает удельный импульс тяги до 240 с. В двигателе жидкофазное  рабочее  тело  под  воздействием катализатора разлагается на аммиак и азот. При этом часть аммиака, в  свою  очередь,  разлагается  на  азот  и  водород. В результате реакции разложения  гидразина выделяется  тепло,  подогревающее  продукты  разложения до ~900
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьУДК 629.78.001.2

Н.М.Вертаков.
Опытное конструкторское бюро «Факел»,
г.Калининград, Россия
Создание и модернизация ГНС «ГЛОНАСС» – стимул к разработке и совершенствованию гидразиновых двигателей и двигательных установок

В докладе рассмотрена эволюция гидразиновых двигателей и двигательных установок ОКБ «Факел», стимулируемых развитием глобальной навигационной системы России.

При разработке первого поколения космических аппаратов (КА) «Глонасс» НПО ПМ было принято смелое решение о применении гидразиновой двигательной установки (ДУ) стабилизации и ориентации с уникальными для начала 1980-х гг. параметрами и характеристиками двигателя, аналогов которого нет в мире до настоящего времени. Речь идёт, прежде всего, о таких требованиях технического задания (ТЗ) как уровень номинальной тяги 0,1 Н, обеспечение высокой стабильности тяги при относительно длительных ресурсных наработках и в различных режимах работы и, главное, по минимизации значения разнотяговости одновременно функционирующих пар двигателей.

Именно сложность поставленной перед ОКБ «Факел» задачи, у которого не было до этого опыта разработки двигателей на гидразине, мощная отраслевая помощь Советского Союза, действенная помощь головных отраслевых институтов страны, обширная кооперация и, прежде всего РНЦ ПХ, в относительное короткое время позволили:
в ходе обширных поисковых конструкторско-исследовательских работ найти оптимальные схемные и конструкторские решения по термокаталитическому двигателю К10, двигательным блокам и ДУ 17Д92 в целом;
разработать уникальную технологию изготовления и селективной сборки двигателей, которая позволила гарантировать разнотяговость пар одновременно работающих двигателей на уровне не более 3% и, одновременно, исключить дорогостоящие огневые контрольные испытания каждого из двигателей для последующего подбора пар;
существенно увеличить производственные мощности предприятия по изготовлению изделий, создать собственную уникальную стендовую базу для отработки и поставки штатных гидразиновых двигателей и ДУ на их основе;

За более чем 25-летнюю историю штатной эксплуатации в составе КА «Глонасс» находилось 88 ДУ 17Д92 с суммарным количеством двигателей 2112 шт. Эта лётная история продемонстрировала очень высокую надёжность двигателей и двигательных установок ОКБ «Факел». Вероятность безотказной работы двигателя К10 составляет сейчас 0,999 при доверительной вероятности 0,9. Последние из изготовленных ДУ 17Д92 до настоящего времени успешно выполняют требуемые задачи в составе глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС».

Создание КА второго поколения «Глонасс-М» потребовало разработки более совершенной ДУ с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками, с двигателями как стабилизации и ориентации, так и коррекции, при этом обладали бы относительно широкими диапазонами изменения тяги.

Разработка этих двигателей, а также двигательной установки на их базе уже строилась на накопленном предприятием опыте создания, производства и эксплуатации изделий для первого поколения КА «Глонасс». В 2003 году были завершены квалификационные испытания двигателя стабилизации и ориентации К50-10.1 с диапазоном изменения тяги от 0,6 до 0,1 Н и двигателя коррекции ТК500М с тягой от 6 до 1 Н, а также двигательной установки 14Д519 с их применением.

В составе сегодняшней «ГЛОНАСС» находятся и успешно эксплуатируются 7 КА «Глонасс-М» с гидразиновыми двигательными установками 14Д519, которые суммарно включают в своём составе двигателей: К50-10.1 – 84 шт., ТК500М – 14 шт. К концу 2007г. количество эксплуатируемых ДУ14Д519 в составе системы «ГЛОНАСС» планируется довести до 13.

С учётом опыта изготовления и поставок ДУ, а также результатов штатной эксплуатации в 2006-2007 года была проведена модернизации двигательной установки 14Д519 по применению более надёжных, совершенных и малогабаритных комплектующих.

На смену КА «Глонасс-М» в будущем должен прийти КА нового поколения «Глонасс-К» с гидразиновой ДУ, технические требования на разработку которой существенно ужесточены. Ключевое требование – максимально возможная минимизация конструкции и массы двигателей, двигательных блоков и ДУ в целом. Реализация аналогичных требований на уровне КА неизбежно приводит к повышению эксплуатационных требований к его составным частям и, в частности, к ДУ - по обеспечению стойкости при воздействии относительно высоких механических нагрузок, которые могут находиться на уровне или выше допускаемых граничных нагрузок для автономного применения большинства существующих комплектующих.

Столь противоречивые требования к ДУ обеспечить в заданные сроки разработки предлагается за счёт:
применения современных методов компьютерного проектирования, упреждающего (до изготовления опытных образцов материальной части) моделирования вариантов конструкторских решений с проведением комплекса необходимых расчётов, всестороннего и оперативного анализа получаемой информации по ходу выполнения ОКР;
конструктивного взаимодействия с заказчиком - НПО ПМ, проводящим параллельно ОКР по созданию КА «Глонасс-К» и по ходу его отработки получающим уточняющие данные по эксплуатационным условиям применения ДУ, а также за счёт обмена между предприятиями необходимой информацией, координации совместных действий;
проведения комплекса работ с поставщиками комплектующих по обеспечению требуемых характеристик для их применения в ДУ. В случае невозможности достижения такой цели для конкретного комплектующего – за счёт соответствующих мер в конструкции ДУ (КА) по обеспечению его применения.

С учётом такого подхода в ОКБ «Факел» развёрнуты ОКР по разработке ДУ нового поколения для КА «Глонасс-К» с завершением квалификации в 2008г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

О РДМТ Исаева:
ЦитироватьЭти двигатели нашли широкое применение в космических аппаратах различного назначения, аппаратах дальнего космоса, разгонных блоках и ракетных ступенях оборонного значения, например: «Союз-ТМ», «Экран», «Глобус», «Ураган», «Прогноз», «Спектр», «Купон», «Фобос», «Глонас» и ряде других.
Ипнтересно какие двигатели стояли на этих аппаратах.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

На т.н. "Прогнозе" стояла ну очень специфическая ДУ. На Купоне очевидно она же.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьА подробнее?
Гидразин разлагался, продукты разложения накаливались в баллоне и расходовались как обычный газ в газореактивной системе управления. Гдето была про это статья.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Если найдёте, буду очень благодарен.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Хммм... Может в статье к запуску Купона...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

На Купоне использовали термокаталитический 19А6.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

ЦитироватьЭти двигатели [РДМТ] нашли широкое применение в космических аппаратах различного назначения, аппаратах дальнего космоса, разгонных блоках и ракетных ступенях оборонного значения, например: «Союз-ТМ», «Экран», «Глобус», «Ураган», «Прогноз», «Спектр», «Купон», «Фобос», «Глонас» и ряде других.
Perhaps this should refer to project "Relikt-2".

Цитировать[...] Этот аппарат [Реликт-2], имевший заводской №2514, был почти полной копией "Интерболов" в части конструкции и служебных бортовых систем. Наука, естественно, была другая. Дополнительно на "Реликт-2" был установлены гидразиновые двигатели малой тяги: один по оси +Х и два по оси -Х. [...][/li][li]
«Вперед, на Марс!»

Старый

ЦитироватьPerhaps this should refer to project "Relikt-2".
Нет, это спутник раннего обнаружения УС-КМО (Око-1), который в регистрации точек на ГСО обозначался как "Прогноз".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Johannes

Цитировать
ЦитироватьPerhaps this should refer to project "Relikt-2".
Нет, это спутник раннего обнаружения УС-КМО (Око-1), который в регистрации точек на ГСО обозначался как "Прогноз".
Aah, interesting!  :idea:
«Вперед, на Марс!»

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Статья "Октябрьские "Глонассы"" в НК №12 за 2007 год:
ЦитироватьСистема коррекции имеет в своем составе блок управления и ДУ 14Д519 с двигателями на основе термокаталитического разложения гидразина разработки ОКБ «Факел». Два двигателя коррекции ТК500М тягой от 6 до 1 Н служат для подъема или снижения орбиты КА в целях перемещения в заданную рабочую точку; для ориентации и стабилизации КА служат 12 двигателей ориентации К50-10.1 тягой от 0.6 до 0.1 Н*. Точность приведения КА в рабочую точку и стабилизации в ней обеспечивает пребывание аппарата в пределах 5° по аргументу широты от заданной позиции в течение всего САС без дополнительных коррекций.

* На КА «Глонасс» использовалась ДУ 17Д92 с двумя двигателями коррекции тягой 500 гс и 24 двигателями ориентации К10 тягой по 10 гс.
Получается С5.217 имел тягу 500 гс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.safran.ru/rubrique.php3?id_rubrique=107
ЦитироватьПрограмма Урал
Компания Snecma играет активную роль в программе Урал по разработке ракет-носителей нового поколения. Программа Урал, начатая в 2005 году с создания совместной рабочей группы CNES–Роскосмос, нацелена на установление долгосрочных российско-французских партнерских отношений, в частности касающихся ЖРД. Эксперименты проводятся на новом ракетном двигателе с использованием смеси жидкого кислорода и сжиженного природного газа (метана). Snecma отвечает за компьютерное моделирование этих экспериментов и за анализ результатов. Ее партнер, российская компания КБХМ, специалист по ракетным двигателям для верхних ступеней носителя, изготовила экспериментальный двигатель и проводит его испытания.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"