Новости КБХА 2

Автор Salo, 21.06.2009 11:52:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Спасибо! :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

joint831

ЦитироватьЗдесь, первый цветной рекламный проспект КБХА 1991 года, формат - pdf, 62 мбт. (Позднее, постараюсь, выложить в сжатом виде):

www.promnano.com/space/kbha1991.pdf

Ссылка будет действительна до 31.05.11 г.

Жгут напалмом.

- машинотроения СССР
- полетвокруг Земли
- самолетовистребителей
- достиженмй народного хозяйства
- космичсеское пространство

Дочитал до "наосов" и "ракутно-космической системы" на стр. 12, дальше не смог. Страшно - а вдруг они и движки так же делают :)

Старый

Юлектронно-лучевая сварка и Схтма умтановки внушають. Видать тоже какойто старый ламер набирал. :)
 Главное - Вовану не показывать, бо там ракетоносители по три штуки на каждой странице. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

joint831

ЦитироватьЮлектронно-лучевая сварка и Схтма умтановки внушають. Видать тоже какойто старый ламер набирал. :)
 Главное - Вовану не показывать, бо там ракетоносители по три штуки на каждой странице. :)

Да, от ракетоносителей я начал икать с первой же страницы :)

abl22

Цитировать
ЦитироватьЮлектронно-лучевая сварка и Схтма умтановки внушають. Видать тоже какойто старый ламер набирал. :)
 Главное - Вовану не показывать, бо там ракетоносители по три штуки на каждой странице. :)

Да, от ракетоносителей я начал икать с первой же страницы :)
Ну, если академики могут так писать, то чего уж требовать от простых смертных...

frigate

А есть такой же, только с перламутровыми пуговицами? Тьфу ты черт... проспект РД-0146/РД-0148 :?:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

mark200000

Вы не учитиваете, что этот проспект издан в 1991 году, еще при социализме. Не удивлюсь, если окажеться, что это был первый полноцветный буклет в отрасли. Его даже печатали во Франции.
В нем нет ни ядерного двигателя, ни военных машин, все это было тогда еще секретно. Хорошо хоть, что 0120 разрешили напечатать.

Обратите внимание на первый логотип КБХА. Его хорошо видно на второй странице. Его делал мой приятель. По его замыслу, в логотипе должны были угадываться - стартующая ракета, рука раскрытая в космос, буквы КБХА и цветок. ИМХО, он слегка перемудрил. :)

mark200000

Здесь, цветной рекламный проспект КБХА 2006 года, формат - pdf, 29 мбт.:  

www.promnano.com/space/kbha2006small.pdf

Ссылка будет действительна до 31.05.11 г.

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=48794
ЦитироватьЗвёздные старты КБХА[/size]
(«Коммуна», №№ 53-54 (25681-25682), 12.04.11г. )

12.04.2011
Сегодня – День космонавтики | | Воронежское КБ – единственное в мире, параллельно создающее новые ракетные двигатели сразу для четырёх перспективных ракет-носителей

Утром 12 апреля 1961 года миллионы советских людей прильнули к радиоприёмникам: Левитан торжественно сообщал миру о запуске на ракете-носителе «Восток» первого человека в космос.

В кабинете главного конструктора Воронежского ОКБ-154 (ныне КБХА) Семена Ариевича Косберга у старенького радиоприёмника «Балтика», затаив вместе со всеми радиослушателями дыхание, сообщение слушали Александр Дмитриевич Конопатов, оставшийся на время отсутствия С.А. Косберга за главного, и ведущие конструкторы предприятия. В эти мгновения они были похожи на миллионы соотечественников, ощущая всеобщее чувство восторга, и в то же время не похожи. Благодаря телефонной спецсвязи, они знали о старте ракеты с Юрой Гагариным на борту ещё до приземления первого космонавта планеты и сообщения Левитана.

Вытянутое в струну время между телефонным звонком и сообщением об успешном приземлении тянулось мучительно долго. Ведь эти люди знали ещё одно: там, на третьей ступени ракеты в трёх метрах от Гагарина, стоит двигатель, созданный их руками, и от его надежной работы зависит жизнь человека. Мысль о том, что от этого полёта зависела судьба предприятий, история государств и всего человечества, придёт уже позже...


Кинокадр съёмки заседания Государственной комиссии, принимающей окончательное решение о запуске Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.
Первый слева – главный конструктор ОКБ-154 (ныне КБХА) С.А. Косберг.

Среди людей, слушавших сообщение Левитана в кабинете С.А. Косберга, был Виталий Романович Рубинский, ныне главный конструктор КБХА и один из немногих участников тех событий, продолжающих трудиться на предприятии в наши дни. Накануне полувекового юбилея полёта Гагарина мы попросили его поделиться своими воспоминаниями о триумфе отечественного ракетостроения:

- Я начал работать в ОКБ154 11 апреля 1955 года, – вспоминает Виталий Романович. – Не секрет, что на нашем предприятии трудится много выпускников Харьковского авиационного института. Я тоже закончил ХАИ и вместе с пятью другими выпускниками попал к Семену Ариевичу Косбергу. Это был первый выпуск студентов ХАИ, попавших в ОКБ-154. В то время предприятие начало разрабатывать ракетные двигатели авиационного назначения. В создании первого такого двигателя под названием Д1 я и принял участие.

Под руководством Александра Дмитриевича Конопатова наша бригада занималась разработкой камеры сгорания. С первых же дней я участвовал в выпуске рабочих чертежей. В ходе отработки двигателя на собственном горьком опыте мы узнали, что избранное топливо склонно к детонационному воспламенению и непригодно для использования.

В 1956 году на испытательном стенде, который тогда располагался на территории основной площадки, во время проливки произошел сильный взрыв, который поставил точку в работах по этому направлению.

Какое-то время мы сидели без работы, но благодаря Семену Ариевичу Косбергу, мудрому человеку разумного риска с инициативным, напористым характером, ОКБ-154 в том же 1956 году и в начале 1957 года получило заказы на разработку еще двух ракетных двигателей для самолета и зенитной управляемой ракеты.

По этим работам мы достигли существенных успехов: освоили изготовление двигателей в собственном производстве, получили хорошие параметры в ходе отработки. Тогда-то Сергей Павлович Королев и обратил внимание на наше КБ.

10 февраля 1958 года состоялась известная встреча С.П. Королева с С.А. Косбергом. На ней было принято решение о том, что ОКБ-1 и ОКБ-154 совместно разработают ракетный двигатель третьей ступени для обеспечения достижения второй космической скорости и полета к Луне.


Ракетный двигатель РД-0109 для ракеты Гагарина «Восток»
. Разработан, произведён и собран в КБХА с камерой сгорания изготовления ВМЗ.

Разработка двигателя поручалась нашему предприятию. А камерой сгорания к нему взяли камеру, разработанную в ОКБ-1 под руководством Михаила Васильевича Мельникова. За семь месяцев практически с нуля двигатель РД-0105 был подготовлен к первому полету в сентябре 1958 года.

А 2 января 1959 года состоялся запуск трехступенчатой ракеты Р-7 в сторону Луны. Это был первый успех нашего предприятия в ракетном двигателестроении. В то же время двойственное положение, когда за двигатель отвечали два КБ, не устраивало Семена Ариевича.

Ситуация разрешилась следующим образом. В 1958 году наше предприятие получило заказ от ОКБ-1 на разработку четырехкамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0106 для боевой ракеты Р-9. Разработку предполагалось осуществить по той же схеме: в кооперации с отделом М.В. Мельникова.

Но С.А. Косберг на свой страх и риск принял решение о том, что без широкой огласки мы должны разработать нашу собственную камеру сгорания. Фактически мы, таким образом, нарушали постановление ЦК КПСС и Совета Министров, где черным по белому было написано о том, что камеры делает ОКБ-1.

Мне довелось возглавить эти работы. Они развернулись с невероятной энергией и активностью. Приходилось работать до 9-10 часов вечера, а иногда и позже. При этом конструкторы, производственники и испытатели работали единой командой, которую возглавлял Семен Ариевич.


24 июня 1961 года. Москва. Кремль. После вручения государственных наград. Сидят слева направо: 1-й – С.А. Косберг,
 6-й – С.П. Королев, 7-й – Л.И. Брежнев, 8-й – Д.Ф. Устинов. Стоит 3-й слева – И.И. Абрамов.

К середине 1959 года после преодоления ряда сложных технических проблем мы поняли, что имеем камеру сгорания, не уступающую камере Мельникова, и даже превосходящую ее.

Когда дело дошло до поставки первого макета двигателя РД-0106 головному разработчику из ОКБ-1, в ящиках нам привезли четыре камеры разработки М.В. Мельникова. Однако Семен Ариевич дал распоряжение: ящики не открывать, а на макет двигателя поставить наши камеры.

Для знакомства с новым двигателем в ОКБ-1 собрались ведущие специалисты и руководители во главе с Сергеем Павловичем. Когда ящик открыли, произошла немая сцена, при которой я присутствовал. Придя в себя, больше всего возмущался, конечно, М.В. Мельников.

Было высказано много бранных слов в адрес ОКБ-154.

Однако С.П. Королев проявил сдержанность, осмотрел двигатель, а потом отвел Семена Ариевича и немного пошептался с ним. Как и во многих других случаях, С.П. Королев проявил мудрость, оставив наши камеры. И не только потому, что они были легче, чем у М.В. Мельникова, а также выгодно отличались по энергетическим характеристикам, но и потому, что понимал: за двигатель должен отвечать один разработчик, на нем вся ответственность, с него и будет весь спрос.

Тогда и появилась идея, чтобы взять двигатель с нашей камерой для полета человека в космос, о чем С.А. Косберг доложил С.П. Королеву. После большого объема работ, в ходе которых мы доказали надежность и наличие требуемых энергетических характеристик, Королев согласился использовать для запуска человека двигатель РД-0109, полностью созданный на нашем предприятии.

После этого решения конструкторская документация на изготовление камеры была передана на Воронежский механический завод. С двигателем РД-0109 №17 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» совершил полет в космос первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

С этими двигателями были успешно осуществлены все запуски одноместных космических кораблей «Восток» с космонавтами Г.С. Титовым, В.Ф. Быковским, П.Р. Поповичем, В.В. Терешковой и др.

Была также успешно завершена отработка двигателя РД0106, и межконтинентальную баллистическую ракету Р-9 приняли на вооружение.

В начале-середине 60-х годов наше предприятие подключилось к созданию целого ряда ракетных двигателей как стратегического, так и космического назначения.

В должности ведущего конструктора по камерам сгорания я принял участие в разработке ракетных двигателей для ракет УР-200 и УР-500 главного конструктора Владимира Николаевича Челомея, позже – для его же ракеты УР-100, а в 1965 году был назначен на должность начальника отдела по разработке ядерного ракетного двигателя РД-0410.

Конечно, эти и последующие работы с конструкторской точки зрения были более сложными и не менее интересными, чем создание двигателя для гагаринского корабля. Каждый успешно завершенный проект дорог сердцу, но полет Юрия Гагарина в космос, действительно, стал триумфом отечественной ракетостроительной отрасли и нашего предприятия в частности.


Современное оборудование КБХА на службе ракетостроения. фото Александра Хомякова.

В настоящее время Виталий Романович Рубинский в должности главного конструктора продолжает руководить работами по созданию камер сгорания для новых ракетных двигателей, а их по нынешним меркам немало.

О текущих работах КБ рассказал генеральный директор – генеральный конструктор Владимир Сергеевич Рачук:

- Пожалуй, на сегодня мы единственное КБ в мире, параллельно создающее новые ракетные двигатели сразу для четырех перспективных ракет-носителей. В настоящее время завершаются межведомственные испытания нового ракетного двигателя РД-0124. Они знаменуют собой последний этап передачи созданного двигателя в серийное производство.

В составе третьей ступени модернизированной ракеты «Союз-2-1б», которую разрабатывает «ЦСКБ-Прогресс», двигатель РД-0124 уже прошел летно-конструкторские испытания с выводом дорогостоящих спутников зарубежного и российского производства в космос.

Четвертый пуск состоялся 26 февраля 2011 года и обеспечил вывод на орбиту первого спутника нового поколения «Глонасс-К», который пополнил группировку космических аппаратов отечественной системы глобальной навигации. Этот же двигатель будет использоваться для запусков ракеты «Союз-CT-б» по совместной программе с Францией с космодрома Куру во французской Гвиане.

Могу сказать прямо: у американцев двигателя аналогичного класса с такими же высокими характеристиками нет, не случайно они уже изъявили желание покупать его у нас.

Еще один двигатель РД0124А найдет применение на перспективной ракете «Ангара», разработчиком которой выступает Космический центр им. М.В. Хруничева. Эту ракету начнут запускать с космодрома в Плесецке в 2013 году.

КБХА также ведет работы по созданию перспективных кислородно-водородных двигателей. С этой целью на предприятии введен в строй комплекс по производству жидкого водорода. Благодаря нему на протяжении последних лет проводятся огневые испытания нового кислородно-водородного ракетного двигателя РД-0146, впервые в России спроектированного по высоконадежной схеме без газогенератора. Он найдет применение в составе разгонного блока тяжелого класса на ракетеносителе «Ангара».

Связка из четырех таких двигателей также будет использоваться на второй ступени новой ракеты «Русь-М», создаваемой в «ЦСКБ-Прогресс» для строящегося космодрома Восточный.

Наконец, в тесном содружестве с Воронежским механическим заводом ведется отработка нового рулевого ракетного двигателя РД-0110Р для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», разрабатываемой «ЦСКБ-Прогресс».

Сейчас мы вышли на этап проведения автономных огневых испытаний двигателя. Причем по утвержденной программе первый пуск новой ракеты должен состояться уже в этом году.

Есть немало проектов, которые станут заделом на годы вперед. Совместно с Космическим центром им. М.В. Хруничева сейчас мы рассматриваем вариант создания ракетного двигателя на сжиженном природном газе. Это дешевое, экологически чистое и удобное в использовании топливо. Такой двигатель может найти применение на многоразовой ракетно-космической системе.

Не забыта и идея полета на Марс.

Для ее осуществления нужно решить две большие задачи: вынести за пределы земного тяготения на орбиту полезный груз весом около 700 тонн. Без мощной ракеты и мощных двигателей этого не сделаешь. В свете этой задачи сегодня мы переиздаем документацию на наш знаменитый двигатель РД-0120 тягой 200 тонн, который в конце 80-х годов обеспечил успешные пуски комплекса «Энергия-Буран».

Что касается самого полета к Марсу, там – в космосе – понадобятся совершенно иные двигатели. Например, электроракетные, использующие ядерную энергию. Являясь создателями единственного в стране ядерного ракетного двигателя, мы присматриваемся и к этим работам.

Возвращаясь в памяти к первым шагам нашей космонавтики, могу привести один интересный факт.

Когда С.П. Королеву потребовалась третья ступень и двигатель для нее, чтобы осуществить первые полеты к Луне и потом запустить человека, некоторые известные советские КБ, узнав о сжатых сроках, отказались браться за такую работу, а воронежцы во главе с Косбергом не побоялись: взяли и сделали!

Сегодня в КБХА продолжает трудиться несколько десятков человек, причастных к созданию «гагаринского» двигателя. Чести и славы достойны не только они, но и все ветераны нашего предприятия, а также родственного нам Воронежского механического завода. Их умение не бояться сложных задач, реализовывать смелые решения и выполнять заказ Родины сегодня берет на вооружение наша молодежь.

Автор: Александр Кажикин

Источник: «Коммуна», №№ 53-54 (25681-25682), 12.04.11г
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Кир

"Российская газета" - www.rg.ru
20.04.2011, 11:39
ЦитироватьПервое успешное испытание нового двигателя РД-0110Р для перспективной ракеты-носителя "Союз-2-1в", создаваемой в самарском "ЦСКБ-Прогресс", проведено в Воронежском конструкторском бюро химавтоматики (КБХА).

Как сообщил сегодня главный конструктор двигателя Виктор Горохов, изделие предназначено для использования в составе первой ступени носителя. Экспериментальная отработка прототипа двигателя РД-0110Р ведется на предприятии с весны 2010 года. Штатный экземпляр двигателя, установленный на огневом стенде, прошел комплексную проверку по отработке запуска и работе на номинальном режиме.

"Результаты испытания подтвердили верность конструкторских и технологических решений, принятых в ходе создания нового двигателя", - считает Горохов. Это позволяет надеяться, что "запланированные сжатые сроки его отработки и начала летных испытаний в составе ракеты "Союз-2-1в" воплотятся в жизнь", отметил он.

Огневое стендовое испытание двигателя в составе ступени ракеты намечено на конец 2011 года. Разработанный в КБХА и изготовленный на Воронежском механическом заводе новый двигатель должен увеличить тяговооруженность ракеты. Он будет выполнять функцию рулевого двигателя, позволяя управлять полетом ракеты на начальном участке ее выведения в космос.

Liss

Пишут, что закончены с положительным результатом межведомственные испытания 14Д23:

http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,101.2900.html

ЦитироватьУф-ф! Вот буквально с час назад успешно завершились МВИ ЖРД 14Д23!  Мои поздравления славному коллективу КБХА, сумевшему в тяжелейших условиях решить сложнейшую конструкторскую задача-создание (с нуля) первого (и пока единственного) полностью оригинального высокоэффективного российского двигателя. Ура! Товарищи!

ЦитироватьА испытывали модификацию для Ангары, или то что на Союзе 2-1б уже летает?

ЦитироватьИспытали "русёвый". А впринципе это один и тот же двигатель. Ангарский вариант отличается отсутствием двух агрегатов (сильфонного компенсатора и рессивера) и большим временем работы (420 сек на Ангаре против 300 на Руси в лёте). Это накладывает некоторые особенности в части подтверждения ВБР для Ангары. Но в целом машинка уверенно (в разы) перекрывает требуемый для обоих вариантов гарантийный ресурс. Высотный движок такой тяги легко, без ГДТ, нарабатывает в земных условиях 2000-3000 секунд. При гарантийных 1350.

ЦитироватьОн уже слетал четыре раза. Без замечаний, правда первый раз чудом не упали. Теперь-освоение и подготовка серийного производства, потом серия. Машинка получилась весьма удачная, востребованая и ей уготована весьма долгая жизнь. Правда не в плане пилотируемых полетов. А так три наших ракеты да Таурус (тьфу-тьфу, что б не сглазить)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Salo

Там же:
http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,101.msg962435.html#msg962435
ЦитироватьP.S. буквально перед МВИ поменяли конструкцию КС (привет, уважаемому S.), у ГД была идея завершить МВИ длительным испытанием, все понимали как это опасно, но возражать предоставили нам. Дескать мы за, но вот заказчики....Пришлось отдуваться за всех. В общем нормально все закончилось. Уволюсь, выложу эффектное видео с взрывом машины на ПСИ. Прямо перед ЗДИ и МВИ. Вот была жуть  :D
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьК слову эта трубчатая конструкция (рама) стоит 750 т.р (ЕМНИП) ВАСО делать её отказался, будет делать ВМЗ, а значит будет дороже. Но это потом, а пока отработали. А химкам опять не повезло, только чур, я этого не говорил.
Боралюминий? :roll:
Сталь, обычная "ржавейка". Но тонкостенная пространственно-ферменная трубчатая конструкция. Стапель, плюс "пряморукий" сварщик. Уже, по сегодняшним временам непросто   :wink: Стапель отдадут, сварщик свой, "накладные" тоже свои. С размахом.  :wink:
Ржавейка? без приставки "не-"?
Да. Сварить (в ручную) такую конструкцию из нержавейки крайне нетривиальная задача.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,101.msg962528.html#msg962528
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНо в целом машинка уверенно (в разы) перекрывает требуемый для обоих вариантов гарантийный ресурс. Высотный движок такой тяги легко, без ГДТ, нарабатывает в земных условиях 2000-3000 секунд. При гарантийных 1350.
Надежность - это хорошо. А то некоторые дяди из Роскосмоса вещали что двигатель "напряженный" и космонавтов на нем пускать нельзя. Нехай мол на РД-0110 катаются.
Дяди правы. Движок получился исключительно напряжённый (160 в КС при окислительной схеме) и космонавтов на нём не повезут. Это точно. И правильно.
Так то оно так, но в советские времена никого не смущали планы возить людей на РД-170/171. Хотя конечно можно выкрутиться что там он не под самой задницей стоит и САС успеет сработать.
Наверное, да. Высоконапряжённый движок, с дожиганием окислительного газа будет иметь крайне быстрое развитие аварийных ситуаций. Сначала в ТЗ на 14Д23 было "годен для ПКК", потом убрали. Есть разные мнения. Общая тендеция такая-пониже параметры, восстановительная или открытая схема. Есть и такое мнение, что на данном этапе развития подобные страхи (насчет высоконагруженой окислительной схемы) безосновательны. Пока так: 14Д23 для ПКК в обозримом будущем использоваться не будет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,101.msg962558.html#msg962558
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНа чем там Русь-М летать должна?
Низ-РД-180, но это чисто политическое решение. Вверху-либо РД-0146 (безгенераторная схема), либо 11Д122 (восстановительная схема, если получится реанимировать) для тяжёлого и сверхтяжёлого вариантов.
P.S.
1.Недавно узнал, что оказывается на Атласе РД-180 работают на 80% от номинала
2.146й, сколько было испытаний и дефектов-ни одного с пожаром или взрывом. Он при аварии просто глохнет, даже при том что на водороде.
А как же новая супер-пупер Русь-М? Ей можно людей возить на напряженном движке?
Принято решение, что на 180м-можно. Улыбающийся Ну с другой стороны, 163й это абсолютно новая конструкция (хоть и традиционная), 14Д23 тоже обещали сделать за пять лет, а обернулось все 18ю годами. Плюс корпоративная этика. Всё таки "низ" завсегда был за КБЭМ. Впрочем в дальнейшем могут быть варианты. Неудачи с НК-33, кое какие сложности со 191м, вполне могут развернуть "колесо истории в обратную сторону" (с). Тем более, что в трёхкомпонентном варианте 163й по УИ практически равнозначен (на бумаге) тому же НК-33, без "недостатков" присущей схеме с дожиганием окислителя. В общем подождём. Институты, кстати, поддерживали 163й до "упора".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Довольно старая, но интересная презенташка по РД-0124:

http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?action=dlattach;topic=17286.0;attach=288707



"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

Движок и вправду крутой. Осталось 0146 довести и отправить в космос...

Salo

Кстати УИ до 359 с дожали.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

интересно, а вот почему указаны такие высокие давления после насоса "Г".? 36 МПа, а тем более 47 - это перебор, не падает же там 200/300 атмосфер на охлаждении и форсунках. Для закрытой схемы характерно скорее примерно 1,5 Pk после насоса горючего.

SpaceR

ЦитироватьКстати УИ до 359 с дожали.
Есть имховое подозрение, что 359 с - это с учетом донного подпора в вакууме.