Н1 и Сатурн-5

Автор fagot, 24.09.2004 14:59:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

avmich

Не со всеми тезисами Афони согласен. Но он гораздо ближе к истине, чем 7-40 и Старый.

Я напоминаю, мы сравниваем две ракеты - Н-1 и Сатурн-5. Ракеты достаточно разные, и сравнивать их трудно. Мы выбираем критерии и приводим к сравнимым величинам.

Старый

ЦитироватьНе со всеми тезисами Афони согласен. Но он гораздо ближе к истине, чем 7-40 и Старый.
Афоня не может быть "ближе к истине" так как всё сказанное им в крайнем посте соответствует истине с точностью до наоборот. Начиная даже с "унифицированного двигателя на всю ракету". Надо ж до такой степени ничего не знать но с такой самоуверенностью рассуждать!  :shock:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Ну, я и говорю :) гораздо ближе к истине, чем Старый. Ты же, Старый, от истины далёк - а он совсем иные тезисы утверждает.

X

Чиста чайницкое ИМХО. При Сталине за такие "испытания 1-й ступени", да еще 4 раза, расстреливали. Не потому что взорвалось (бывает), а за _обман государства_.

Т.е. государство (страна, народ, партия, начальство, подставить по вкусу) дало денег на изготовление _всей_ ракеты (А, Б, В), разгонников (Г, Д), ПН, ГО, систем всякого управления этой ПН, на разработку программы полета, и на все прочее. А эти _вредители_ оказываеется испытывали _первую ступень_. Т.е. строго говоря, вместо второй и т.д. ступени мог стоять "макет Булавы" с чугунными грузиками для балансировки. А связка Б/В/Г (Н-11) _могла_ испытываться параллельно, с соседнего старта.

Это не проблемы с руководством, это _очень большие_ проблемы с руководством, практически вредительство. Нда.

El Selenita

Цитировать-- Тяговооруженность Н-1 в 1,4 раз больше, чем у Сатурна-5. Если считать,
что тяговооруженность и резервные двигатели не являются преимуществом, с
Н-1 нужно тупо снять 10 двигателей -- число камер уменьшится на 1/3, сухой
вес уменьшится, и будет полная лепота. Такой простой путь. Слишком простой,
чтобы быть правдивым.

Естественно. Ведь эти двигатели поставили фактически как резервные, и лишними они никак не были - это был резерв, необходимый (по мнению конструкторов) для успешных полётов.

Цитировать-- Просто-таки не нужно сравнивать ракету, сделанную со вниманием ко всяким
трудностям практической эксплуатации, с ракетой, которая для такой эксплуатации
исходно не предназначалась, и поэтому соответствующих систем безопасности просто
не имела (к вящему упрощению конструкции и процесса отладки). Раскрытие этого тезиса
см. ниже.

Итак, Н1 к эксплуатации предназначался, а Сатурн-5 - нет. При этом Н1 не эксплуатировалась, а Сатурн-5 - да. Парадокс.

Цитировать-- На самом деле столь низкая тяговооруженность "Сатурна" есть его недостаток,
который не успел сказаться лишь из-за небольшого числа запусков, каждый из которых
сопровождался беспрецедентными мерами контроля (естественно, сказывавшимися на общей
стоимости эксплуатации). Этот тезис тоже раскрывается ниже.

Не вызывает сомнения, что если бы тяговооружённость С-5 оказалась выше, чем у Н1, это тоже было бы его недостатком, так как излишняя тяговооружённость повышает стоимость ракеты. У С-5 при любом раскладе не было бы шансов оказаться в глазах Афони лучше, чем Н1.

Цитировать-- Число камер (30) само по себе не является "большим", на "Союзе" и то больше (32).
Поэтому считать само число камер Н-1 конструктивным недостатком нет причин. Тем более,
что 1/3 из них представляет собой чистый резерв по тяге.

Тезис о неслыханном количестве двигателей был изподтишка подменен тезисом о количестве камер, причём если на Н1 считали камеры лишь 1-й ступени, то на "Союзе" - всех ступеней. В результате "Союз" обогнал Н1 по количеству камер.

При этом именно обилие двигателей (а не камер!) называлось одной из причин неудач Н1.

Цитировать-- Аварии Н-1 объясняются лишь разной системой отладки: стендовая в случае Сатурна,
тестирование пусками для Н-1. Четыре аварии не представляют собой ничего выдающегося.
Та же "Р-7" полетела аккурат не пятый раз, если не ошибаюсь. А другие летали и на
седьмой, и больше. Испытания показывали хороший прогресс, и последнее знаменовало
собой практическое завершение тестирования первой ступени.

Даже после удачного пуска Р-7 человека в неё решились посадить далеко не сразу; прошло ещё несколько лет и не одна авария.

Цитировать-- Первая ступень была единственной не проходившей стендовой отладки. Поэтому с
завершением испытаний первой ступени практически завершалась и отладка всей ракеты.

Другие советские ракеты, протестированные даже не на стендах, а в полётах, после этого ещё не раз терпели аварии. Лучший пример - "Протон". Считать, что стендовая отработка = отладка всей ракеты - смешно, если речь шла о советских ракетах того периода. Вся практика говорит об ином.

ЦитироватьНадежность пятого пуска к тому же поднималась в связи с переходом на конгениальный
НК-33. Т.е., нужно понимать, что зазор, оставшийся между достигнутым уровнем и
окончательным результатом, представляется исчезающе малым. Прекращение работ в этом
случае объясняется административным волюнтаризмом.

Волюнтаризм - да. Но исходя из приводившейся уже цитаты, "конгениальный" Н1 только в 80-х, после продолжавшейся доработки, стал подавать надежды на надёжную работу.

Цитировать-- Можно набросать много камней и в огород Мишина, и в огород Глушко. Никто из них не
Королев, прямо скажем. Совместными усилиями прикопали вернуый результат. Но это нетехнические
разборки, поэтому неинтересно. Отношение к Н-1 у большей части публики определяется
двумя тезисами: "у победы много отцов, и только поражение сирота" и "дураку пол-работы не
кажут". Большая часть "недостатков" Н-1 и "недостатков" организационных в случае успешного
завершения испытаний прекрасно сошли бы за "достоинства".

Подобного рода аргументация носит название "демагогия". Ни одного слова по существу - но множество обвинений.

Цитировать-- Почему "безопасная" Н-1 ранесла старт, а "небезопасный" Сатурн -- нет? Ответ очевиден:
потому что в случае Н-1 фактором надежности был КОРД, который на момент испытания не работал,
и поэтому свою функцию не выполнил. Говоря о большей безопасности Н-1, необходимо имеется
в виду принципиальная безопасность схемы, которая реализовалась бы после завершения испытаний и
начала практических полетов.

Жаль только, что никаких доказательств этой надёжности, кроме Вашего ИМХО, тут не было представлено.

Цитировать-- В то же время фактором безопасности "Сатурна" была только надежность Ф-1. Отказ любого
из Ф-1 на старте обозначал гарантированное разрушение стартовой позиции.

Ничего подобного. Отказ Ф-1 (без взрыва) означал, что двигатели отключались, а старт отменялся.

Цитировать-- Рассмотрение случая одного двигателя (как на "Зените") некорректно, так как отказ (незапуск)
на старте единственного двигателя не обозначает неминуемой катастрофы (не говоря уже о разных весовых
категориях ракет).

Совершенно аналогично "Сатурну-5".

Цитировать-- Неустранимым фактором риска является сочетание нескольких двигателей, отказ любого из которых
влечет аварию на стартовой позиции. Оценивая надежность Ф-1 в 99%, получим, что существовала
5% вероятность аварии на каждом старте. Для 11 лунных экспедиций общая вероятность успеха уже
в районе 50%.

О, если оценить надёжность Ф-1 в 7 %, то можно получить ещё более абсурдную цифру.

ЦитироватьТак как авария могла произойти на любом пуске, и неминуемо сопровождалась бы разрушением
старта, это обозначало бы вынужденное прекращение всей лунной программы.

Особенно в свете того, что отказ двигателя не означал разрушения старта, а разрушение старта не отменяло того, что стартовая позиция была не одна... По-моему, тут уже подтасовки пеходят все рамки...

ЦитироватьПри интенсивной эксплуатации
старт приходилось бы восстанавливать в среднем на каждом 20-м запуске, и стоимость этих работ
пришлось бы приписывать к цене ракет. Поэтому интенсивная эксплуатация "Сатурна" была невозможной
принципиально. Именно это я имел в виду, говоря о необходимости 100% надежности Ф-1.

Полёт фантазии прям-таки фантастичен. Высосанные из пальца цифры сочетаются с высосанными из пальца фантазиями и дают в результате нечто сюрреалистическое....

Цитировать-- Тезис Глушко о "фундаментальной ошибке при проектировании Н-1" голословен, насколько я
понимаю. С практической точки зрения он противоречит факту отработки первой ступени. Хотя
объянение "аварии по вращению" представляется невнятным. Собственно, нет вообще никакого
теоретического объяснения -- есть лишь констатация, что момент по рулежке был по результатам
испытания увеличен. Для себя я представляю дело так, что имело место закручивание симметричной газовой
струи: примерно так, как заручивается вытекающая из ванны вода. Тогда непонятно, почему этот очевидный
эффект был обойден вниманием. Точно также темны результаты разбора последнего полета.

Мы одним махом опровергли Глушко, а сами уличили ракетчиков в непонимании элементарных фактов. Газовые струи, оказывается, это почти что вода в унитазе... Что-то это мне напоминает...

Цитировать-- Единственный фактор, за счет которого "Сатурн" выводил больший груз -- та самая малая
тяговооруженность. Он просто был налит горючим под горлышко. Если это считать "хайтеком", то
разговаривать не о чем.

Ну разумеется. Водород тут был совсем не при чём.

Цитировать-- Использование водорода на "Сатурне" маскировало все то же неумение сделать кислород-керосиновый
двигатель с хорошим УИ. Параметры водородного J-1 немногим лучше пареметров керосинового НК-33.
Поэтому говорить о том, что водород на "Сатурне" был признаком прогресса -- совершенно некорректно.

Разумеется. Они сделали летающую ракету, но они не смогли сделать хорошую керосинку. Позор им и честь нам, которые эту керосинку к середине 80-х сделали.

Цитировать-- С учетом указанных обстоятельств использование "монозаправки" и унифицированных двигателей
на всех ступенях Н-1 является безусловным фактором превосходства, отказываться от которого для
незначительного увеличения грузоподъемности было бы безумием.

Удивительно только, как этим фактором превосходства брезгуют на великом множестве современных ракет. Не исключая, кстати, "Протон".

Цитировать-- Что касается несущих баков, то, простите за банальность, единственным их назначением является
увеличение доли полезной нагрузки (КС) ракеты. При этом эффективность их использования падает с увеличением
линейных размеров ракеты, так как вес топлива растет как куб размера, а вес конструкций -- несколько
быстрее квадрата (что-то в районе 2.5, пусть знатоки сопромата поправят).

Разумеется, увеличение доли ПН - это такой незначительный для ракеты фактор, что о нём и упоминать-то неудобно. Особенно применительно к Н1.

Цитировать-- Поэтому о ситуации с подвесными баками Н-1 можно сказать: не ракета для "правильной схемы", а "схема"
для ракеты. 4% у Н-1 немногим хуже 4.5% у "Сатурна", зато нет проблем с огромными несущими баками. Поэтому
Королев в данном случае был совершенно прав, отказавшись гоняться за долями процентов полезной нагрузки
ценой существенного усложнения технологии производства.

И тем не менее, подвесные баки никто с тех пор не применял. В том числе и на "Энергии", и на "Шаттле".

Цитировать-- Из набора таких вот специально подобранных "к случаю" решений и складывалось "экономическое
чудо", которое представляет собой Н-1: унифицированные двигатели и монозаправка, отсутствие огромных
несущих баков, отсутствие вертикального монтажа, отсутствие пресловутой "баржи" и возможность
"нормальной" транспортировки частей по ЖД, общая технологичность изделия, схема безопасности, исключающая
чрезмерный акцент на один "критический элемент" (как говорится, не кладите все яйца в одну корзинку).

Вот из таких чудес и складывается гордость некоторых: царь-пушка, которая не стреляет, царь-колокол, который не звонит, и царь-ракета, которая не летает. При том всё - крайне технологично, безопасно и вообще расчудесно.

Цитировать-- Почему Королев требовал именно такие двигатели? С лирической точки зрения я вижу ситуацию так:
он всегда требовал от людей и организаций максимум того, что они могли реально дать. И одновременно -- только
то, что нужно было для выполнения задуманной программы. Ни больше, ни меньше. В умении совмещать эти
два требования "из разных плоскостей" в одно непротиворечивое целое проявлялся его гений руководителя.

Я почему-то полагал, что "именно такие" двигатели Королёв как раз не требовал, а был вынужден пользоваться тем, что судьба предоставила.

Цитировать-- "Энергия" как ракета на голову выше Н-1 (и "Сатурна"). Но дешевле ли? Вопрос риторический. Как
говорится, дорога ложка к обеду. История отомстила Глушко за его волюнтаризм. Ну и нам заодно.

Если "Энергия" на голову выше, то почему же в ней нет всех тех замечательных свойств, вроде унифицированного топлива, двигателей и подвесных баков, что в Н1?

=======

ЦитироватьВы надежность с чем сравниваете? К чему относится фраза "значительно
ниже"?

К вероятности отказа Ф-1. ;)

ЦитироватьЯ вам пишу, что надежность Сатурна целиком определялась надежностью отдельного Ф-1.
Надежность Н-1 не определялась надежностью отдельного НК-33. Принципиально разные
подходы к обеспечению. Второй сложней в реализации, но перспективней.

В то же время у Сатурна-5 только 5 двигателей, и каждый из них надёжнее двигателя Н1, потому как дважды тестировался до запуска в полёт. 30 менее надёжных двигателей Н1 в сумме давали надёжность существенно меньшую, чем 5 более надёжных двигателей С-5, что и продемонстрировала практика.

ЦитироватьЕсли предположить, что и тот, и другой двигатели обладают надежностью 99%, то для Сатурна
вероятность аварии в одном старте 5%, для Н-1 вероятность успешного запуска

   sum(binomial(30,n)*p^n*(1-p)^(N-n),n=0..6) == .9999999834

Разница, однако.

Здесь уже не раз писалось, Вы вынуждаете писать снова. Двигатель на С-5 был надёжнее двигателя на Н1. Двигатель на С-5, если отказывал на старте без взрыва, отключался с остальными, и старт мог быть перенесён. Двигатели Н1 были менее надёжны. Их отказы чаще сопровождались взрывами в силу их конструктивных особенностей. Поэтому в таких случаях отказ даже одного двигателя Н1 приводил к аварии.

Ещё раз нужно повторить?

ЦитироватьПока ни на одной моей ошибке вы меня не поймали.

Правда?! А ну-ка, давайте снова повторим, Афоня:

Правда ли, что на "Союзах" 26 двигателей?
Правда ли, что на "Союзах" 26 камер?
Правда ли, что на Н1 камер меньше, чем на "Союзах"?
Правда ли, что Ф-1 отказывал в полётах хоть раз?
Правда ли, что Ф-1 обошёлся американцам в 7 миллиардов?
Правда ли, что отказ Ф-1 на старте обязательно означал разрушение старта?

Ответы на эти вопросы я от Вас пока не получил. Жду. С ссылками.

Цитировать
ЦитироватьАмериканцы ... предполагали возможность взрыва С-5 на старте. Поэтому они и перестраховались и
сделали старт... заменяемым! Весь стартовый стол был передвижной. И в случае если б ракета
рванула на старте, то обломки стартового стола и башни просто растащили бы в стороны и вместе
с новой ракетой выкатили бы новый стартовый стол.

Назло кондуктору пойдем пешком. Из таких вот "решений" и складывается стоимость "Сатурна"
и дешевизна "Н-1".

Я не понял. Вы хотите сказать, восстановление старта Н1 после случившейся в 1969-м году катастрофы было следствием более продуманных решений и обусловило дешевизну Н1?!

ЦитироватьПотому что была относительно дешева и потому что "дорога ложка к обеду" (С)

Да кто Вам сказал, что она была дешева? Она обошлась почти в 3 млрд рублей. И этого не хватило на её доводку.

ЦитироватьСмотрю я на эту подборку цитат с вашими "требованиями", и тихо тащусь. У вас все дома?
Вы ведь были уверены, что на Союзе _нет_ 26 камер, а я был уверен, что _есть_. Ну, и кто
из нас прав? Неужели вы вдвоем с видным знатоком арифметики Старым? Неужели ваша полная
безграмотность лучше, чем мой "подсчет" рулевых камер с точностью до симметрии?

С какой радости Вы взяли, что я был уверен, что на "Союзе" нет 26 камер?! Я знал, сколько на "Союзе" камер, и мне было просто забавно смотреть, как у Вас сначала на "Союзе" появились 26 двигателей, которые потом превратились в 26 камер, а теперь превратились, наконец, в правильные 32. При этом у Вас хватает наглости заявлять, что Вас ещё ни разу не поймали на ошибке. Наглость - второе счастье?

ЦитироватьТак ведь я эти камеры не продавать собирался, а просто писал, что число камер на Союзе сравнимо с числом камер на Н-1. Что чистая правда.

В каком смысле "сравнимо"? С какой точностью "сравнимо"? Сколько камер на Н1?!

ЦитироватьЕсли мои и avmich-а объяснения для вас ситуации не прояснили, и вы не нашли
лучшего занятия, чем по кругу в 4 приема от меня требовать объяснений, то мне
не остается ничего другого, кроме как выразить вам мои официальные сочувствия
в связи незаурядной непонятливостью.

Вообще-то я ждал от Вас не сочувствия, а признания того, что Вы в очередной раз облажались, причём облажались с видом глубочайшей уверенности в собственной правоте. Извинений я от Вас не ждал - да и не надо. Но я не дождался от Вас и признания своей неправоты. Дескать, "за меня же сказали, ну, почему я должен извиняться за то, что с напыщенным видом гнал лажу?"


Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДля F-1 было проведено 1376 испытания ЖРД со 108 разными форсуночными головками,
согласно презентации Вигора Янга 21 июля 2003 года на конференции по двигателям.
Различных вариантов расположения форсунок приведено 14 штук, в дело пошёл вариант
modified 5U.

ЦитироватьТо, что на доводку F-1 - конкретно, на доводку по неустойчивости процесса в камере,
вызывающей колебания давления - потратили 4 млрд, я слышал неоднократно от специалистов,
и на этой цифре настаиваю. Есть косвенные данные - по количеству испытанных вариантов форсуночных
головок, 103 типов, 1300+ прожигов - из презентации в июле 2003 года на конференции по двигателям
Вигора Янга.

Может быть г-ну 7-40 кажется, что ссылка на материалы конференции "не ссылка",
но я склонен скорее счиать "не ссылкой" некую WEB-страницу, на которой все статьи
расходов даны вперемешку. Так я жду от вас доказательств, что Ф-1 обошелся дешевле
4-х миллиардов. Пока не докажете, буду считать вас ... см выше.

Нет, для меня ссылка на материалы конференции - безусловно, ссылка. Пожалуйста, давайте сюда эту ссылку. В каком издании эти материалы опубликованы? Я постараюсь найти в библиотеке или заказать.

Пока что прямую ссылку на стоимость двигателей привёл только я. Все остальные говорили лишь то, что где-то это читали или слышали. Но никаких ссылок не давали.

ЦитироватьТак вы "ламер", "судья", или еще какая-то "птица"? Проясните для меня эту ситуацию, иначе я буду
считать вас .... и далее по тексту.

Я - ламер.
Tuline eesti poiss - Sıcak Estonya yiğidi

Старый

ЦитироватьЭто не проблемы с руководством, это _очень большие_ проблемы с руководством, практически вредительство. Нда.
Это так оно и есть. Когда после трёх аварийных испытаний КК Союз решили послать его с человеком. Когда после десятка аварий РН Молния сподобились таки поставить на неё записывающий блок чтоб узнать в чём же дело. И т.д.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Moss

Цитироватьдля Н-1 вероятность успешного запуска

sum(binomial(30,n)*p^n*(1-p)^(N-n),n=0..6) == .9999999834


Когда етот показатель ожидалось потвердить в полетах?

Старый

Джентльмены, вы случайно не слышали, это правда что Ф-1 НИ РАЗУ не терпел аварию на стенде?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

El Selenita

ЦитироватьДжентльмены, вы случайно не слышали, это правда что Ф-1 НИ РАЗУ не терпел аварию на стенде?

Не слышал. Но во всяком случае думаю, что из количества стендовых испытаний, даже заявленных не неуказанной конференции, напрямую цена разработки никак не выводится; а здесь, кажется, пытаются доказать взятую невесть откуда цифру именно количеством испытанных форсунок...
Tuline eesti poiss - Sıcak Estonya yiğidi

Старый

Цитировать
ЦитироватьДжентльмены, вы случайно не слышали, это правда что Ф-1 НИ РАЗУ не терпел аварию на стенде?
Не слышал. Но во всяком случае думаю, что из количества стендовых испытаний, даже заявленных не неуказанной конференции, напрямую цена разработки никак не выводится; а здесь, кажется, пытаются доказать взятую невесть откуда цифру именно количеством испытанных форсунок...
Не, я не к вопросу о цене, я к вопросу о надёжности.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Стороны абсолютно не слушают друг друга :) плодотвоная дискуссия в лучших традициях форума НК...

Старый

ЦитироватьСтороны абсолютно не слушают друг друга :) плодотвоная дискуссия в лучших традициях форума НК...
Окститесь. Какая может быть дискуссия с Афоней? Дискуссия это когда стороны приводят аргументы и факты, а когда одна из сторон безапеляционно бредит наяву это разве дискуссия?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

fagot

Цитировать-- Использование водорода на "Сатурне" маскировало все то же неумение сделать кислород-керосиновый
двигатель с хорошим УИ. Параметры водородного J-1 немногим лучше пареметров керосинового НК-33.Поэтому говорить о том, что водород на "Сатурне" был признаком прогресса -- совершенно некорректно.  
У J-2 УИ был 430 с в вакууме, а какой УИ у НК-33 ?

Цитировать-- В отношении водорода на Н-1. Мне лично неизвестны планы замены керосина на водород на
_верхних ступенях_. Известен только план замены на водородную _третьей ступени_. Ожидавшееся при этом
увеличение полезной нагрузки (что-то до 99 тонн) явно не вдохновляет.
В самом начале разработки Н1 ОКБ Люльки было поручено создать кислородно- водородные ЖРД для 2-й и 3-й ступеней, а ОКБ Исаева кислород-керосиновые для 2-й и кислородно- водородные для 3-й. Однако на защите эскизного проекта от их создания отказались. Почему это сделали? есть два варианта : в пользу монотопливности и одинаковых двигателей, или же потому, что не успевали их сделать к установленному сроку (решение принималось в 1962 г.). В пользу последнего говорят докладные записки Королева, одну я приводил в посте от 2-го октября на стр. 12, вот еще одна, адресованная правительству, 1960г. :
"ОКБ-1 считает крайне необходимым развертывание широкого фронта работ по созданию промышленных баз получения жидкого водорода, по разработке способов его хранения и транспортировки, а так же по изучению характеристик и эксплуатационных свойств водорода, подготовке рекомендаций по конструктивным особенностям агрегатов и арматуры, работающих в среде водорода".
Из второй записки видно, что эти работы не были проведены.

Цитировать-- Также мне неизвестно, чтобы "водородной" проблематикой применительно к Н-1 был озабочен Королев.
По-моему, до его смерти эта проблема не успела приобрести актуальности.
Из вышесказанного видно, что Королев был озабочен водородной проблематикой, в т. ч. и применительно к Н1.

X

Цитировать
ЦитироватьСтороны абсолютно не слушают друг друга :) плодотвоная дискуссия в лучших традициях форума НК...
Окститесь. Какая может быть дискуссия с Афоней? Дискуссия это когда стороны приводят аргументы и факты, а когда одна из сторон безапеляционно бредит наяву это разве дискуссия?

Да и с Вами какая может быть дискуссия - Вы же ЛАМЕР. Вместе с 7-40.Это даже не диагноз - это приговор. Вообще, когда кто-то делает подобное признание "я - ламер", мне становится как-то не по себе - кажется, что у человека с головой что-то не в порядке. Ладно бы "дилетант", в конце-концов это преходяще, особенно если действительно интересоваться предметом и пытаться изучить сопутствующие ему науки, хотя бы в пределах обзорного курса... Ну что-же, себя вы (вместе) идентифицировали достаточно точно...

Какая может быть дискуссия, если Вы путаете политику, процесс и само проектируемое изделие. Т.е. это у Вас сливается в единое и неразделимое целое.

Насчёт "облажаться".
ЦитироватьЕсли "Энергия" на голову выше, то почему же в ней нет всех тех замечательных свойств, вроде ... и подвесных баков, что в Н1?

А с каких пор баки на "Энергии" и "Шаттле" стали несущими?


Цитировать
ЦитироватьПо моему имхо С5 была куда хуже с инженерной точки зрения. Она имела куда меньше возможностей для усовершенствования.

Да чем она была хуже-то, кто-нибудь может внятно сказать? ... Можно было увеличить размер баков, увеличив тем самым ПН. ...

Совсем плохо стало? Бесплатное удлинение тонких баков бывает только в мультфильмах. Живо "сопромат" в руки и читать до посинения про устойчивость тонкостенных конструкций.
А, совсем забыл, вы же ламеры - вы книжек не читаете...[/quote]

Игорь Суслов

ЦитироватьВы же ЛАМЕР. Вместе с 7-40.Это даже не диагноз - это приговор.

Что ж ты их так не любишь? :)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Лютич

ЦитироватьА с каких пор баки на "Энергии" и "Шаттле" стали несущими?

Маммаа... Нет, только массовые расстрелы спасут нацию
[стреляется от безысходности]
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

avmich

На Энергии баки несущие, на Шаттле - нет.

Старый

ЦитироватьДа и с Вами какая может быть дискуссия - Вы же ЛАМЕР. Вместе с 7-40.Это даже не диагноз - это приговор. Вообще, когда кто-то делает подобное признание "я - ламер", мне становится как-то не по себе - кажется, что у человека с головой что-то не в порядке. Ладно бы "дилетант", в конце-концов это преходяще, особенно если действительно интересоваться предметом и пытаться изучить сопутствующие ему науки, хотя бы в пределах обзорного курса... Ну что-же, себя вы (вместе) идентифицировали достаточно точно...
С чего это вы решили что я ламер? Это у меня ник такой - Старый Ламер. А на самом деле я довольно таки молодой.
 А "ламер", кстати, означает "дилетант в области компьютеров", только и всего.
ЦитироватьА с каких пор баки на "Энергии" и "Шаттле" стали несущими?
Дык вроде с рождения...
 Фрост, как вы думаете каким ламером быть лучше - стврым или молодым?
ЦитироватьСовсем плохо стало? Бесплатное удлинение тонких баков бывает только в мультфильмах. Живо "сопромат" в руки и читать до посинения про устойчивость тонкостенных конструкций.
А, совсем забыл, вы же ламеры - вы книжек не читаете...
И тем не менее вся история американского ракетостроения (Атлас, Титан, Дельта и др) это история удлинения баков. Толи у них сопромат другой. То ли они книжек не читали. То ли вы...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьНа Энергии баки несущие, на Шаттле - нет.
А бак водорода?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Игорь Суслов

ЦитироватьНа Энергии баки несущие, на Шаттле - нет.

Похоже, вы про разную "несущесть" :)

Традиционно считаются несущими баками, баки которые помимо своей основной функции - "содержать" в себе топливо ("Г" или "О") - выполняют еще и "второстепенную" роль, а именно держат нагрузки от вышестоящих ступеней и передают тягу к ним.

Классика "подвешенных" (ненесущих) баков - ФАУ-2.
Спасибо не говорю, - уплачено...