Воздушные старты Роджера

Автор Roger, 01.02.2009 12:17:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Roger

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПолёт без включения двигателей ничего особо сложного для расчёта не требует. И если я не прав, то скажите что именно там такое сложное? Аэродинамические потери - по формуле Ньютона. Движение - расчётом орбит каждую секунду. Вот собственно и всё.
Ну если если так всё чудно, тогда - в путь, желаю удачи.
Цитировать1) Если вы не заметили вопроса, то выделяю его специально для вас жирным шрифтом. Есть что возразить по существу вопроса? Если нет, то так и скажите.
При моделировании физических процессов мат. методами всё зависит от задач, которые решаются при этом. Сложность модели зависит от степени детализации. Если простая модель Вас устраивает - слава богу - меня тем более, я не собираюсь навязывать свои представления о реальности и фантазиях.

Цитировать2) Удачи лучше пожелайте самому себе. С такими формулами как эта вам без неё никуда:

Далась Вам эта формула. :D
Эта функция решает очень специфическую задачу, позволяет оптимизировать сложный физический процесс, который иначе никак нельзя моделировать, кроме как испытаниями, и здесь длина формулы не показатель.
Что касается вопроса сложности: вот, например, какую упрощённую систему уравнений я использовал для расчётов движения самолёта-носителя на режиме "горка":
http://www.rogersite.alfamoon.com/pages/05page315.htm

Roger

ЦитироватьЯ хотел сказать, что эти графики не имеют природы "физической закономерности", а именно — являются просто обобщением опыта практической деятельности, которой свойственно создавать "нечто подобное". :)
Дело в том, что в процессе создания техники проявляется её "физическая сущность".
Практика, как критерий истины, определяет закономерности, которые постепенно проявляются, становятся очевидными.
Кстати, в методике определения сухой массы конструкции по площади омываемой поверхности, рассматривющей ЛА как высокотехнологическую оболочку, нагруженную внешними и внутренними силами и содержащую всю массу аппарата, "больше физичности", чем при использовании критерия массового совершенства конструкции (?!), Мсух/Мт, физический смысл которого, по крайней мере для меня, непонятен.

Кенгуру

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПолёт без включения двигателей ничего особо сложного для расчёта не требует. И если я не прав, то скажите что именно там такое сложное? Аэродинамические потери - по формуле Ньютона. Движение - расчётом орбит каждую секунду. Вот собственно и всё.
Ну если если так всё чудно, тогда - в путь, желаю удачи.
Цитировать1) Если вы не заметили вопроса, то выделяю его специально для вас жирным шрифтом. Есть что возразить по существу вопроса? Если нет, то так и скажите.
При моделировании физических процессов мат. методами всё зависит от задач, которые решаются при этом. Сложность модели зависит от степени детализации. Если простая модель Вас устраивает - слава богу - меня тем более, я не собираюсь навязывать свои представления о реальности и фантазиях.

А что более сложная модель даёт по сравнению с той которую я уже огласил и за счёт чего?

Что может привнести некая более сложная модель в задачу двух тел? Какие-то новые секретные суперформулы, которые могут произвести революцию? Сомневаюсь.

А в расчёте аэродинамики что? Там Сх гуляет в огромных пределах. Невозможно его определить с точностью хотя бы до третьего знака. Какой смысл повышать точность всего остального до двадцатого знака после запятой, если главный параметр у нас колышется чуть ли не на несколько десятков процентов?


Цитировать2) Удачи лучше пожелайте самому себе. С такими формулами как эта вам без неё никуда:

Далась Вам эта формула. :D
Эта функция решает очень специфическую задачу, позволяет оптимизировать сложный физический процесс, который иначе никак нельзя моделировать, кроме как испытаниями, и здесь длина формулы не показатель.
Что касается вопроса сложности: вот, например, какую упрощённую систему уравнений я использовал для расчётов движения самолёта-носителя на режиме "горка":
http://www.rogersite.alfamoon.com/pages/05page315.htm[/quote]

Первая же формула P-Q. Что такое Q - нигде не написано.
Вторая формула содержит Y. Что есть Y - тоже непонятно.
Почему не учитывается вращение Земли, которое даёт на экваторе аж 460 метров в секунду - не ясно.

Вообще не понятно что именно тут дано и что считаем. И в какой последовательности.
http://goo.gl/vbKbqn">Самообеспечивающаяся станция-сфера с центрифугой Будущее за независимыми от Земли станциями добывающими полезные ископаемые на астероидах http://goo.gl/KNfIuz">Материалы

Roger

Цитировать
Цитировать... вот, например, какую упрощённую систему уравнений я использовал для расчётов движения самолёта-носителя на режиме "горка":
http://www.rogersite.alfamoon.com/pages/05page315.htm
Первая же формула P-Q. Что такое Q - нигде не написано.
Вторая формула содержит Y. Что есть Y - тоже непонятно.
Почему не учитывается вращение Земли, которое даёт на экваторе аж 460 метров в секунду - не ясно.
Вообще не понятно что именно тут дано и что считаем. И в какой последовательности.
Считаем параметры траектории комплекса (самолёт-носитель с РН на спине) перед разделением (пуском РН). Маневр выполняется с включением маршевого двигателя РН.
Расчёт в скоростной системе координат (читать раздел теории - ЧРТ).
Общий случай уравнений движения тела переменной массы (ЧРТ) можно упростить за счёт параметров, которые заведомо не влияют на результат (они перечислены, в частности для самолёта радиус земли - пофиг, в отличии от стремительно несущегося с космической скоростью поезда)
Рассчитываемые параметры траектории - величины производных в левой части дифф. уравнений (на всякий случай - обозначены буквами с точкой): V (скорость),

zyxman

Так у вас самолет движется баллистически?
Cx и Cy довольно серьезно изменяются в зависимости от угла атаки и конечно от скорости, плюс если горка достаточно велика, то и плотность атмосферы тоже успеет измениться (а она тоже фигурирует в формуле подъемной силы, а также от плотности зависит скорость звука), плюс турбулентность хоть и небольшая есть и у стратосферы.
Так что получается еще один критерий оптимизации траектории (и пожалуй главный) - быть как можно ближе к центру коридора минимальной/максимальной скоростей (минимальная скорость определяется срывом потока а максимальная прочностью конструкции и махами); ну если только у вас не рассматривается ЛА с динамической геометрией крыла :D
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЯ хотел сказать, что эти графики не имеют природы "физической закономерности", а именно — являются просто обобщением опыта практической деятельности, которой свойственно создавать "нечто подобное". :)
Дело в том, что в процессе создания техники проявляется её "физическая сущность".
Несомненно. :D
 Несомненно то, что "Физическая сущность" техники проявляется в процессе её создания. :)

 Но ещё в большей степени проявляются технико-экономические возможности её создателя и социально-экономические потребности её заказчика.
 В рамках одних и тех же физических ограничений можно создать очень разные конструкциии, в зависимости от того как и зачем их создавать.
ЦитироватьПрактика, как критерий истины, определяет закономерности, которые постепенно проявляются, становятся очевидными.
Практика не критерий "истины", а критерий практической полезности. :)
ЦитироватьКстати, в методике определения сухой массы конструкции по площади омываемой поверхности, рассматривющей ЛА как высокотехнологическую оболочку, нагруженную внешними и внутренними силами и содержащую всю массу аппарата, "больше физичности", чем при использовании критерия массового совершенства конструкции (?!), Мсух/Мт, физический смысл которого, по крайней мере для меня, непонятен.
Я могу вам объяснить для ракетных баков физический смысл массового совершенства. :)
 Масса бака пропорциональна массе топлива при прочих равных, массовое совершенство характеризует качество изготовления бака.

 Для остальных элементов ракеты наверняка действуют подобные же закономерности, но я не могу их сейчас так просто сформулировать. :)

 Что касается методики определения массы по площади поверхности, я не спорю, что она действует, только это "методика постфактум". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Roger

ЦитироватьТак у вас самолет движется баллистически?
Cx и Cy довольно серьезно изменяются в зависимости от угла атаки и конечно от скорости, плюс если горка достаточно велика, то и плотность атмосферы тоже успеет измениться (а она тоже фигурирует в формуле подъемной силы, а также от плотности зависит скорость звука), плюс турбулентность хоть и небольшая есть и у стратосферы.
Так что получается еще один критерий оптимизации траектории (и пожалуй главный) - быть как можно ближе к центру коридора минимальной/максимальной скоростей (минимальная скорость определяется срывом потока а максимальная прочностью конструкции и махами); ну если только у вас не рассматривается ЛА с динамической геометрией крыла :D
В этом расчёте просто находятся параметры траектории в конце маневра (время 14 с) с заданной предельной поперечной перегрузкой. Важно знать максимально достижимую высоту и угол наклона траектории.

Roger

Цитировать...массовое совершенство характеризует качество изготовления бака.
Не могу согласится.
Берём ТТУ и ракету на жидком топливе: соотношение Мт/Мсух у них разное просто из-за конструктивного различия.
Ну, и при чём тут качество изготовления?

zyxman

ЦитироватьВ этом расчёте просто находятся параметры траектории в конце маневра (время 14 с) с заданной предельной поперечной перегрузкой. Важно знать максимально достижимую высоту и угол наклона траектории.
Дело в том что ввиду уменьшения с высотой плотности воздуха, для достижения той-же подъемной силы требуется большая скорость и естественно растет и скорость сваливания, и в то же время уменьшается скорость звука. За 14с оно меняется не на десятки процентов но все равно достаточно заметно.
В первом приближении это учитывается достаточно просто - буквально добавляется плотность с коэффициентом.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Roger

Цитировать
ЦитироватьВ этом расчёте просто находятся параметры траектории в конце маневра (время 14 с) с заданной предельной поперечной перегрузкой. Важно знать максимально достижимую высоту и угол наклона траектории.
Дело в том что ввиду уменьшения с высотой плотности воздуха, для достижения той-же подъемной силы требуется большая скорость и естественно растет и скорость сваливания, и в то же время уменьшается скорость звука. За 14с оно меняется не на десятки процентов но все равно достаточно заметно.
В первом приближении это учитывается достаточно просто - буквально добавляется плотность с коэффициентом.
Можно, конечно, и так, но здесь принимаем, что эти нюансы компенсируются управлением (поперечная перегрузка=const) и, к тому же, тяга ЖРД обеспечивает запас по скорости.

Roger

ЦитироватьВ копилку воздушного старта:

Концепция ракеты-носителя КР 1.3 с горизонтальным воздушным стартом:





Характеристика РН.....Ангара 1.2...Союз-У........КР 1.3

Масса ПН*, т...................3.7..........6.3(6.85)......7.8(8.1)
Стартовая масса, т........171.5..........305,9...........246,2
Кол. марш. дв. 1 ст............1................5..................1
Радиус действия, км..........--...............--.........1380(2700**)

*  Величина ПН приведена для орбиты 200/200/63 (Плесецк),
значения в скобках даны для орбиты 200/200/51 (Байконур)[/size]
**  С дозаправкой СН после пуска РН [/size]

http://www.rogersite.alfamoon.com/pages/05page651.htm

Комментарий.

Собственно, что предлагается:

1) Используем железо, которое есть или будет вот-вот.
а) берём Ангару 1.2;
б) в габаритах УРМ-1 делаем бак окислителя (удаляем межбак);
в) "навешиваем" бак керосина в виде крыла;
г)  РД-191 дарабатывем под высотный старт (насадок).
д) устанавливаем всё это хозяйство на Ан-225.

2) Получаем:
а) Увеличение ПН в два раза при приемлемых расходах;
б) Мобильный (множество вариантов логистики), достаточно простой старт;
в) Перспективы модернизации и развития вплоть до пусков "Прогрессов" и "Союзов" и т.д.

Бродяга

Цитировать
Цитировать...массовое совершенство характеризует качество изготовления бака.
Не могу согласится.
Берём ТТУ и ракету на жидком топливе: соотношение Мт/Мсух у них разное просто из-за конструктивного различия.
Ну, и при чём тут качество изготовления?
Может ещё для сравнения электричку добавим? ;)

 Я говорил о топливных баках под жидкое топливо. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьЧто касается вопроса сложности: вот, например, какую упрощённую систему уравнений я использовал для расчётов движения самолёта-носителя на режиме "горка":
http://www.rogersite.alfamoon.com/pages/05page315.htm
Не понял зачем вообще нужна "горка" если ракета крылатая.

 Ракету можно просто отделить как Шаттл при лётных испытаниях и потом запускать двигатель.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Roger ещё один вопросик к вам. :)

 Вы можете прикинуть эффективность такой схемы: ракета состоит из трёх одинаковых модулей, каждый из которых "двухступенчатая ракета" — состоит из большого модуля "первой ступени" и меньшего модуля "второй ступени".

 При старте запускаются три модуля "первой ступени", из боковых модулей в центр идёт перекачка топлива.
 Первое разделение — отделяются два боковых модуля "первой ступени", полёт продолжает центральный модуль "первой ступени" и три модуля "второй ступени".
 Второе разделение — отделяется центральный модуль "первой ступени", включаются двигатели трёх модулей "второй ступени", где тоже из боковушек в центральный модуль производится перекачка топлива.
 Третье разделение — отделяются боковые модули "второй ступени", полёт продолжает центральный модуль "второй ступени" и ПН.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Roger

Цитировать
Цитировать
Цитировать...массовое совершенство характеризует качество изготовления бака.
Не могу согласится.
Берём ТТУ и ракету на жидком топливе: соотношение Мт/Мсух у них разное просто из-за конструктивного различия.
Ну, и при чём тут качество изготовления?
Может ещё для сравнения электричку добавим? ;)
Обязательно! Электричка в качестве изготовления (без смеха) ещё больше нуждается , чем топливные баки. :D
ЦитироватьЯ говорил о топливных баках под жидкое топливо. :)
А я говорил об универсальном критерии, или, по крайней мере, о здравом , то бишь физическом смысле оного.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьМожет ещё для сравнения электричку добавим? ;)
Обязательно! Электричка в качестве изготовления (без смеха) ещё больше нуждается , чем топливные баки. :D
Это я с вами согласен на все 100%. :)
Цитировать
ЦитироватьЯ говорил о топливных баках под жидкое топливо. :)
А я говорил об универсальном критерии, или, по крайней мере, о здравом , то бишь физическом смысле оного.
Не бывает.  8)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Roger

Цитировать.. Не понял зачем вообще нужна "горка" если ракета крылатая.
Ракету можно просто отделить как Шаттл при лётных испытаниях и потом запускать двигатель.
Ход мыслей следующий.
Полёт СН перед пуском проходит на практическом потолке, запасы по управлению малы, космический ЛА (КЛА) - на спине. Просто разделиться не получится, придётся набирать скорость в пикировании, а она уже максимальная. Варианты с недобором высоты и скорости перед маневром заведомо хуже. К тому же, всё равно требуется гарантировано перед разделением запустить маршевый двигатель КЛА. Поэтому, используя выход на режим маршевых ЖРД КЛА получаем дополнительное приращение тяги (т.е.запас на управление) и одновременно, переходя на кабрирование получаем увеличение угла наклона траектории, который нам во всех смыслах в плюс и, одновременно, примерно постоянную скорость при увеличении высоты, а это тоже в плюс. Единственное ограничение, всё это проводится за счёт рабочего запаса топлива на выведение и, манёвр надо сделать как можно короче.
Как-то так.
Поэтому - горка.

Бродяга

Цитировать.. Не понял зачем вообще нужна "горка" если ракета крылатая.
Ракету можно просто отделить как Шаттл при лётных испытаниях и потом запускать двигатель.
ЦитироватьХод мыслей следующий.
Полёт СН перед пуском проходит на практическом потолке, запасы по управлению малы, космический ЛА (КЛА) - на спине. Просто разделиться не получится, придётся набирать скорость в пикировании, а она уже максимальная. Варианты с недобором высоты и скорости перед маневром заведомо хуже.
Вы мелочитесь, если разделение будет на 1-2 километра ниже существенной разницы в преимуществах от воздушного старта не будет.
ЦитироватьК тому же, всё равно требуется гарантировано перед разделением запустить маршевый двигатель КЛА.
Зачем? Чтобы сжечь самолёт-носитель? ;) :D
ЦитироватьПоэтому, используя выход на режим маршевых ЖРД КЛА получаем дополнительное приращение тяги (т.е.запас на управление) и одновременно, переходя на кабрирование получаем увеличение угла наклона траектории, который нам во всех смыслах в плюс и, одновременно, примерно постоянную скорость при увеличении высоты, а это тоже в плюс. Единственное ограничение, всё это проводится за счёт рабочего запаса топлива на выведение и, манёвр надо сделать как можно короче.
Ерунда всё это сравнительно с безопасностью самолёта-носителя. :)
ЦитироватьКак-то так.
Поэтому - горка.
Не нужна она, самолёт с 200-250 тоннами "на спине" и так летит на предельном режиме, не следует его "грузить" ещё больше.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Roger

ЦитироватьRoger ещё один вопросик к вам. :)

 Вы можете прикинуть эффективность такой схемы: ракета состоит из трёх одинаковых модулей, каждый из которых "двухступенчатая ракета" — состоит из большого модуля "первой ступени" и меньшего модуля "второй ступени".

 При старте запускаются три модуля "первой ступени", из боковых модулей в центр идёт перекачка топлива.
 Первое разделение — отделяются два боковых модуля "первой ступени", полёт продолжает центральный модуль "первой ступени" и три модуля "второй ступени".
 Второе разделение — отделяется центральный модуль "первой ступени", включаются двигатели трёх модулей "второй ступени", где тоже из боковушек в центральный модуль производится перекачка топлива.
 Третье разделение — отделяются боковые модули "второй ступени", полёт продолжает центральный модуль "второй ступени" и ПН.
Четыхёхступенчатый ракетный поезд? Где-то я это уже слышал. 8)
Эффективность схемы оценить сложно, так как всё очень не конкретно.
Если только качественно:
В плюсе - отделение ненужной массы по мере выработки, меньше паразитных затрат энергии.
Зато почти всё остальное в минус:
- усложнение конструкции и как следстствие, снижение надёжности и рост массы на связях, средствах разделения, ПГС и т.п.
- увеличение количества двигателей -> рост стоимости, снижение надёжности, рост массы.
- и т.д.
Неизвестно что перевесит, моё мнение - на 99% перевесят минусы.

Бродяга

ЦитироватьЧетыхёхступенчатый ракетный поезд? Где-то я это уже слышал. 8)
Эффективность схемы оценить сложно, так как всё очень не конкретно.
Если только качественно:
В плюсе - отделение ненужной массы по мере выработки, меньше паразитных затрат энергии.
Зато почти всё остальное в минус:
- усложнение конструкции и как следстствие, снижение надёжности и рост массы на связях, средствах разделения, ПГС и т.п.
- увеличение количества двигателей -> рост стоимости, снижение надёжности, рост массы.
- и т.д.
Неизвестно что перевесит, моё мнение - на 99% перевесят минусы.
Вы не совсем поняли, это та же "Ангара", только в менее кривом варианте. :)

 Что вас смущает? Система перекачки топлива? ;)
 Можно её "отменить" и заменить дросселированием как у Ангары-3. :)

 Может быть, вас смущает полёт с третьей-четвёртой ступенью, когда два боковых модуля "висят сбоку"? :)
 Это ерунда, силовая конструкция, соединяющая два боковых модуля "второй ступени", не будет иметь большой массы, зато потом мы выкинем 2/3 массы конструкции последней ступени. :)

 Конструкция, на самом деле, достаточно простая и, возможно, вы что-то подобное видели, например здесь — http://www.astronautix.com/lvs/proton.htm

 [/i]
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]