Воздушные старты Роджера

Автор Roger, 01.02.2009 12:17:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьНу допустим, а что, нельзя было испытать запуск двигателя тягой 200 тонн на другом самолёте, причём даже на нелетучем? :)
Какого двигателя?
А любого, какой тогда был, можно было взять РД-107, например. :)
 Да, у него тяга не 200 тонн но эффект был бы заметен и даже очень. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Roger

Первая версия МАКСа предусматривала суммарную тягу R=3x90=270 т, последняя R=2x200=400 т.
По крайней мере первый вариант ЭП был согласован с разработчиком Ан-225 и ведущими институтами.
Тяга у КР1.3 R=223 т, ниже согласованных величин.
Демонстрационные испытания прототипов  у нас в стране  как-то не были приняты (расчёты дешевле, гос. деньги обычно выделялись "под авторитет", если уже доверили - зачем демонстрация?).
А натурные испытания обычно проводились на этапе выпуска КД и позже когда надо было уже давать результат.

Бродяга

ЦитироватьПервая версия МАКСа предусматривала суммарную тягу R=3x90=270 т, последняя R=2x200=400 т.
По крайней мере первый вариант ЭП был согласован с разработчиком Ан-225 и ведущими институтами.
Тяга у КР1.3 R=223 т, ниже согласованных величин.
Демонстрационные испытания прототипов  у нас в стране  как-то не были приняты (расчёты дешевле, гос. деньги обычно выделялись "под авторитет", если уже доверили - зачем демонстрация?).
А натурные испытания обычно проводились на этапе выпуска КД и позже когда надо было уже давать результат.
Ага, и мы имеем кучу аварий "Зенита" с такой практикой. :)
 В данном случае дело ещё хуже, потерять хоть один такой самолёт как Ан-225 это конец всей программы.

 Относительно тяги, ИМХО чтобы самолёт развалился от звуковых колебаний, достаточно будет тяги тонн в 100. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Evgeniy

Цитировать
ЦитироватьПервая версия МАКСа предусматривала суммарную тягу R=3x90=270 т, последняя R=2x200=400 т.
По крайней мере первый вариант ЭП был согласован с разработчиком Ан-225 и ведущими институтами.
Тяга у КР1.3 R=223 т, ниже согласованных величин.
Демонстрационные испытания прототипов  у нас в стране  как-то не были приняты (расчёты дешевле, гос. деньги обычно выделялись "под авторитет", если уже доверили - зачем демонстрация?).
А натурные испытания обычно проводились на этапе выпуска КД и позже когда надо было уже давать результат.
Ага, и мы имеем кучу аварий "Зенита" с такой практикой. :)
 В данном случае дело ещё хуже, потерять хоть один такой самолёт как Ан-225 это конец всей программы.

 Относительно тяги, ИМХО чтобы самолёт развалился от звуковых колебаний, достаточно будет тяги тонн в 100. :)
Поставьте антивибрационные экраны и демпферы в узлах и будьте счастливы  :D
Хотите посмотреть на проблемы с вибрацией - обратитесь к опыту эксплуатации Ту-22 (самого первого, без модификаций). Вибрации были жуткие. Техсостав антивибрационные пояса носил, дабы не утягивало через каждые 5 секунд в кусты подальше от самолета. И ничего, никто не умер и техника все держала.
Опять же уровень аккустических нагрузок на Буране тоже не маленький при спуске в атмосфере, однако держит родимый  :roll:
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Бродяга

ЦитироватьПоставьте антивибрационные экраны и демпферы в узлах и будьте счастливы  :D
Хотите посмотреть на проблемы с вибрацией - обратитесь к опыту эксплуатации Ту-22 (самого первого, без модификаций). Вибрации были жуткие. Техсостав антивибрационные пояса носил, дабы не утягивало через каждые 5 секунд в кусты подальше от самолета. И ничего, никто не умер и техника все держала.
Опять же уровень аккустических нагрузок на Буране тоже не маленький при спуске в атмосфере, однако держит родимый  :roll:
Звуковые нагрузки от ЖРД настолько больше, что и в сравнение не идут с нагрузками от авиационных двигателей. :)
 Это, кстати, ещё одна проблема, не убьёт ли экипаж таким образом. :)

 Кроме того, я что-то не понял ещё одного момента. ;)
 Каким образом достигается то, что факел от двигателя не попадает на самолёт? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Evgeniy

ЦитироватьЗвуковые нагрузки от ЖРД настолько больше, что и в сравнение не идут с нагрузками от авиационных двигателей. :)
В Дб пожалуйста, сколько.

ЦитироватьЭто, кстати, ещё одна проблема, не убьёт ли экипаж таким образом. :)
Я сидел в кабине Су-24М при движках на полном форсаже. Ни ж..й ни ушами никакого дискомфорта не ощущал, можно спокойно разговаривать. Уж на форсаже-то авиадвижок точно не легкий ветерок. Замечу что находится на аэродроме (в пределах прямой видимости) при этом шуме не очень приятно. Бетон трясет только в путь, а с ним и руки с ногами, уши в трубочку заворачиваются.

ЦитироватьКроме того, я что-то не понял ещё одного момента. ;)
 Каким образом достигается то, что факел от двигателя не попадает на самолёт? :)
А что, мало способов этого избежать?  :shock:
А как же экранная защита от выхлопа? (На Ту-95 например стоит)  :shock:
А отклонение истекающей струи вверх?  :shock:
А уход носителя вниз до момента интенсивного разворота второй ступени по тангажу для увеличения угла наклона траектории?  :shock:
Если вы поищете, то сможете найти т.н. сборник статей под редакцией Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского с названием "Авиационно-космические системы". Там есть одна из статей, если я не ошибаюсь под авторством Дудара Э.Н., касательно вопросов построения траекторий для системы МАКС. Там конечно очень кратко, но описаны некорые интересующие вас вопросы, в том числе и приведена информация что при расчете расстыковки ступеней учитывалось ограничение по воздействия выхлопной струи ЖРД на носитель
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Roger

ЦитироватьЗвуковые нагрузки от ЖРД настолько больше, что и в сравнение не идут с нагрузками от авиационных двигателей. :)
 Это, кстати, ещё одна проблема, не убьёт ли экипаж таким образом. :)
Ваши интуитивные ощущения, как говорится, к делу не пришьёшь. Здесь нужны цифры и замеры.
Вдогонку скажу такую вещь, что вначале МАКС представлялся от МАП (МинАвиаПром) т.е. "авиаторов" и защита проекта в МОМ (МинОбщеМаш) у "ракетчиков" была не такой формальной как может показаться сейчас.
ЦитироватьКроме того, я что-то не понял ещё одного момента. ;)
 Каким образом достигается то, что факел от двигателя не попадает на самолёт? :)
А зачем ему попадать на самолёт, ему наоборот  параллельно требуется работать. Вы "кино" то посмотрели? Мне казалось там всё очевидно.

Evgeniy

Еще хочется добавить один момент по вопросу аккустических нагрузок.
В период создания Бурана был создан целый комплекс лабораторий (главным образом в ЦАГИ) по экспериментальному исследованию аккустических нагрузок на элементы конструкции. Были проведены многочисленные испытания. Кроме того, еще до этого существовала теоретическая основа возникновения шума. (для незнающих она очень близка с обычной газовой динамикой)
А кто занимался созданием Бурана? Молния. А МАКС кто разрабатывал? Тоже Молния. То есть объективно вся информация у них была. Уж наверное они вкурсе что и как делать.
Меня немного удивляет ваша точка зрения. Виды нагрузок, действующих на авиакосмический ЛА изучаются в курсе обычного проектирования ЛА. А уж специалисты НПО Молния, которые подготовили достаточно большое число специалистов явно не могли обойти этот немаловажный вопрос.

Хотя мне и без того интересно, как ракеты (практически жидкие оболочки) с их запасами прочности (в т.ч. и по усталостному нагружению) держат столь "огромные" нагрузки, а массивные и высокоресурсные авиационные оказывается нет. Что-то интересное.
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЗвуковые нагрузки от ЖРД настолько больше, что и в сравнение не идут с нагрузками от авиационных двигателей. :)
В Дб пожалуйста, сколько.
Я так думаю, что рядом с двигателем более 200, завтра посмотрю более точные данные. :)

Цитировать
ЦитироватьЭто, кстати, ещё одна проблема, не убьёт ли экипаж таким образом. :)
Я сидел в кабине Су-24М при движках на полном форсаже. Ни ж..й ни ушами никакого дискомфорта не ощущал, можно спокойно разговаривать. Уж на форсаже-то авиадвижок точно не легкий ветерок. Замечу что находится на аэродроме (в пределах прямой видимости) при этом шуме не очень приятно. Бетон трясет только в путь, а с ним и руки с ногами, уши в трубочку заворачиваются.
Сравнили. :)
 Акустические нагрузки пропорциональны то ли третьей, то ли четвёртой степени скорости вылета газовой струи, а у ТРДД она далеко не 3000 м/с, а сотни метров в секунду, не более. :)

Цитировать
ЦитироватьКроме того, я что-то не понял ещё одного момента. ;)
 Каким образом достигается то, что факел от двигателя не попадает на самолёт? :)
А что, мало способов этого избежать?  :shock:
А как же экранная защита от выхлопа? (На Ту-95 например стоит)  :shock:
А отклонение истекающей струи вверх?  :shock:
А уход носителя вниз до момента интенсивного разворота второй ступени по тангажу для увеличения угла наклона траектории?  :shock:
Ага, можно отклонить истекающую струю вверх, тогда она создаст момент прижимающий хвост ракеты вниз и при отделении ракета повернётся струёй на самолёт.
 А если отклонить её вниз, то ракета уйдёт "правильно" — хвостом вперёд, но сожгёт носитель до ухода. :)

 Уход самолёта не поможет, все проблемы проявятся в процессе разделения и самолёту этого хватит. :)
ЦитироватьЕсли вы поищете, то сможете найти т.н. сборник статей под редакцией Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского с названием "Авиационно-космические системы". Там есть одна из статей, если я не ошибаюсь под авторством Дудара Э.Н., касательно вопросов построения траекторий для системы МАКС. Там конечно очень кратко, но описаны некорые интересующие вас вопросы, в том числе и приведена информация что при расчете расстыковки ступеней учитывалось ограничение по воздействия выхлопной струи ЖРД на носитель
Спасибо, посмотрю, что придумал Лозино-Лозинский на эту тему, очень интересно. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьХотя мне и без того интересно, как ракеты (практически жидкие оболочки) с их запасами прочности (в т.ч. и по усталостному нагружению) держат столь "огромные" нагрузки, а массивные и высокоресурсные авиационные оказывается нет. Что-то интересное.
Ракеты дутые изнутри, потому жесткие. :)
 Кстати, при одном из стартов Н-1 акустическая вибрация оторвала трубопровод двигателя, по-моему в 4-м полёте. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЗвуковые нагрузки от ЖРД настолько больше, что и в сравнение не идут с нагрузками от авиационных двигателей. :)
 Это, кстати, ещё одна проблема, не убьёт ли экипаж таким образом. :)
Ваши интуитивные ощущения, как говорится, к делу не пришьёшь. Здесь нужны цифры и замеры.
Вдогонку скажу такую вещь, что вначале МАКС представлялся от МАП (МинАвиаПром) т.е. "авиаторов" и защита проекта в МОМ (МинОбщеМаш) у "ракетчиков" была не такой формальной как может показаться сейчас.
Цифры я найду, а в отношении защиты в МОМ...
 Там много разных проектов защищали. ;) :D

 И, между прочим, это ваша задача, показать, что разделение будет гладко на 100% без каких-либо вариантов. Над процессом отделения боковушек Р-7, например, нехило работали.
Цитировать
ЦитироватьКроме того, я что-то не понял ещё одного момента. ;)
 Каким образом достигается то, что факел от двигателя не попадает на самолёт? :)
А зачем ему попадать на самолёт, ему наоборот  параллельно требуется работать. Вы "кино" то посмотрели? Мне казалось там всё очевидно.
Посмотрел. :)
 Во время "горки" вы отвернули двигатель от ЦМ ракеты, создавая момент, прижимающий хвост к нижней опоре. В результате в момент разделения ракета повернётся факелом к самолёту. :)
 Кстати, у вас что-то факел как-то расширяется маловато, как-никак высота более 9000, а факел такой прямой как у земли. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Кстати, Roger, вот ещё что непонятно. :)

 Вы делаете "горку" под углом 10 градусов? Таким образом у вас двигатель создаёт вертикальную тягу ~35 тонн.
 Как я вижу, площадь крыла ~120 метров, при нагрузке на крыло в 1 тонну подъёмная сила будет ~120 тонн.
 Как это ракета, при массе 246 тонн, вообще вверх подниматься будет, до того момента как она выработает тонн 80 топлива? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

khach

Цитировать..., созданный на основе реальных расчётов, 20-ти секундный блокбастер «Разделение»...
Спасибо, посмотрел, честно говоря не впечетлило. Вот если бы еще графики нагрузок и моментов в узлах крепления были, изгибающие моменты носителя и ракеты итд.
Короче, не в 20 веке живем. Просчитать отделение, когда задан закон движения, используя кад типа абакуса за ночь можно на домашнем компе. Давайте проверим силы действующие на носитель и ломающие ракету. Приймем пока все абсолютно твердыми телами. С выхлопом и акустикой будем разбираться потом.
Конечно, если у кого есть чертежи Мрии в варианте подходящем для импорта в CAD то можно просчитать работу всего силового набора самолета в процессе разделения. Но это прйдется на кластер впихиваться на рассчет.
А так языками трепать можно долго. Может действительно сорганизовать виртуальное КБ и хотя бы простейшие задачи просчитывать самостоятельно, тем более что вопросы лицензионного софта в этом случае никого не волнуют.

Roger

ЦитироватьВо время "горки" вы отвернули двигатель от ЦМ ракеты, создавая момент, прижимающий хвост к нижней опоре. В результате в момент разделения ракета повернётся факелом к самолёту. :)
Если посмотреть внимательно (14-я секунда), то в момент разделения вектор тяги ЖРД направлен по оси РН.
ЦитироватьКстати, у вас что-то факел как-то расширяется маловато, как-никак высота более 9000, а факел такой прямой как у земли. :)
Вот здесь фото стартующего Аtlas V (c двигателем РД-180) "в профиль", что должно соответствовать РД-191. Получается поперечный размер факела у земли на 100% тяги - около 4-х метров (примерно равен диаметру РН). На "анимашке" при 100% тяги (на 14 с), в масштабе, поперечный размер факела я пока "установил" (ИМХО) около 8 метров.

Roger

ЦитироватьКстати, Roger, вот ещё что непонятно. :)

 Вы делаете "горку" под углом 10 градусов? Таким образом у вас двигатель создаёт вертикальную тягу ~35 тонн.
 Как я вижу, площадь крыла ~120 метров, при нагрузке на крыло в 1 тонну подъёмная сила будет ~120 тонн.
 Как это ракета, при массе 246 тонн, вообще вверх подниматься будет, до того момента как она выработает тонн 80 топлива? :)
Если посмотреть отчёт по расчёту здесь , то по траектории с 5-ой до 35-ой секунды высота полёта снижается до 8250 м, затем начинается набор.

Roger

Цитировать
Цитировать..., созданный на основе реальных расчётов, 20-ти секундный блокбастер «Разделение»...
Спасибо, посмотрел, честно говоря не впечетлило. Вот если бы еще графики нагрузок и моментов в узлах крепления были, изгибающие моменты носителя и ракеты итд.
Короче, не в 20 веке живем. Просчитать отделение, когда задан закон движения, используя кад типа абакуса за ночь можно на домашнем компе. Давайте проверим силы действующие на носитель и ломающие ракету. Приймем пока все абсолютно твердыми телами. С выхлопом и акустикой будем разбираться потом.
Дело в том, что обычно имеет смысл считать нагрузки уже при проработке конкретной конструкции, на стадии рабочего проектирования со всеми сопутствующими делами (нормы прочности, сортамент материалов, привязанные к конкретному производству и пр.), а это уже должен быть финансируемый проект (время, люди, деньги и пр.).
Делать прикидки любой степени приближения можно в любое время, но это лишь прикидки.
ЦитироватьКонечно, если у кого есть чертежи Мрии в варианте подходящем для импорта в CAD то можно просчитать работу всего силового набора самолета в процессе разделения. Но это прйдется на кластер впихиваться на рассчет.
А так языками трепать можно долго. Может действительно сорганизовать виртуальное КБ и хотя бы простейшие задачи просчитывать самостоятельно, тем более что вопросы лицензионного софта в этом случае никого не волнуют.
Никто не запрещает в порядке личной инициативы, в меру желания и времени. :)

Бродяга

ЦитироватьЕсли посмотреть отчёт по расчёту здесь , то по траектории с 5-ой до 35-ой секунды высота полёта снижается до 8250 м, затем начинается набор.
А вы не пробовали уменьшить массу ракеты, раз уж не хотите увеличивать нагрузку на крыло? ;)
 Кстати, какая у вас нагрузка на крыло? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьВо время "горки" вы отвернули двигатель от ЦМ ракеты, создавая момент, прижимающий хвост к нижней опоре. В результате в момент разделения ракета повернётся факелом к самолёту. :)
Если посмотреть внимательно (14-я секунда), то в момент разделения вектор тяги ЖРД направлен по оси РН.
Ага, вот тут самолёт и обуглится... :D
Цитировать
ЦитироватьКстати, у вас что-то факел как-то расширяется маловато, как-никак высота более 9000, а факел такой прямой как у земли. :)
Вот здесь фото стартующего Аtlas V (c двигателем РД-180) "в профиль", что должно соответствовать РД-191. Получается поперечный размер факела у земли на 100% тяги - около 4-х метров (примерно равен диаметру РН). На "анимашке" при 100% тяги (на 14 с), в масштабе, поперечный размер факела я пока "установил" (ИМХО) около 8 метров.
На этой высоте давление ~0,3, так что реальнее будет метров 12. :)

 Потом, у вас ракета, что поднята на 16 метров над самолётом? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Roger

Цитировать
ЦитироватьЕсли посмотреть отчёт по расчёту здесь , то по траектории с 5-ой до 35-ой секунды высота полёта снижается до 8250 м, затем начинается набор.
А вы не пробовали уменьшить массу ракеты, раз уж не хотите увеличивать нагрузку на крыло? ;)
 Кстати, какая у вас нагрузка на крыло? :)
Арифметически, удельная нагрузка на крыло - 2735 кг/кв.м. Ну и?
Самый лучший вариант по ПН - вообще без крыла. :)
Но при этом провал по траектории до 7800 м и рост скоростного напора до 6000 кг/кв. м.
Выигрыш по ПН уйдёт на упрочнение конструкции.

Roger

Цитировать
ЦитироватьВот здесь фото стартующего Аtlas V (c двигателем РД-180) "в профиль", что должно соответствовать РД-191. Получается поперечный размер факела у земли на 100% тяги - около 4-х метров (примерно равен диаметру РН). На "анимашке" при 100% тяги (на 14 с), в масштабе, поперечный размер факела я пока "установил" (ИМХО) около 8 метров.
На этой высоте давление ~0,3, так что реальнее будет метров 12. :)
Если считать расход в струе одинаковым для земли и высотного старта, то обратнопропорциональны давлению будут площади поперечного сечения факела, отсюда, диаметры факела будут относится как Dв/Dз=sqr(1/0.3)=1.73. Я взял с запасом - 2.
Оставляем поперечный размер факела 8 м. :)
ЦитироватьПотом, у вас ракета, что поднята на 16 метров над самолётом? :)
:shock: Нет, примерно 5,5 м от поверхности центроплана до оси РН.