О космонавтах и астронавтах

Автор Шамс, 09.01.2009 22:14:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Leroy

Цитата: AB57 от 11.07.2024 18:25:44
Цитата: vlas от 11.07.2024 14:56:19Скончался Джо Энгл.
US astronauts (spacefacts.de)
http://www.spacefacts.de/bios/astronauts/english/engle_joe.htm
Единственный, кто вручную управлял шаттлом от входа в атмосферу до посадки
А какой этап обычно проходит на автоматическом управлении?

Leroy

ДЖО ЭНГЛ (1932-2024)

В возрасте 91 года скончался бывший летчик-испытатель ВВС США и астронавт НАСА Джо Энгл (Joe Henry Engle), человек примечательной судьбы.

Первое приближение Энгла к космосу произошло в июне 1963 года, когда он был включен в группу пилотов, проводивших испытательные полеты на самолете Х-15. Первый полет на Х-15 выполнил 7 октября 1963 года, а всего до своего ухода из группы 14 октября 1965 года выполнил 16 полетов.

В трех полетах (29 июня, 10 августа и 14 октября 1965 года) он превысил высоту 50 миль, которую ВВС США считают границей космоса, и получил статус астронавта ВВС США и нагрудные «крылья астронавта».

Он был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время 5-го набора 4 апреля 1966 года. Тем самым стал первым человеком, который был зачислен в отряд астронавтов НАСА, уже имея опыт космических полетов.

В 1971 году он был включен в дублирующий экипаж корабля Apollo-14 и в основной экипаж (пилотом лунного модуля) корабля Apollo-17 (1972 год). Но так как программа полетов на Луну была сокращена, и полет Apollo-17 должен был стать последним полетом, Энглу пришлось уступить свое место в корабле ученому-геологу Гаррисону Шмитту.

Том Стаффорд писал об этом:
«Настало время объявить экипаж «Аполлона-17». В течение многих месяцев Дик Слейтон сопротивлялся давлению Национальной академии наук и других, которые требовали назначить геолога Джека Шмитта в экипаж «17-го». По его мнению, «17-й» все еще принадлежал Джо Энглу. Джо был выдающимся летчиком, который заработал «крылышки» астронавта за полет на X-15 еще до прихода в NASA. Он отлично работал в экипаже поддержки и в дублерах, и не было никакой причины, кроме политической, чтобы оценить Джека Шмитта выше его.

В конечном итоге, однако, Дика лишили права выбора. Дейл Майерс, глава Управления пилотируемых космических полетов в головном офисе NASA, и новый администратор Джеймс Флетчер отклонили предложенный им экипаж в составе Сернана, Эванса и Энгла. Если точнее, то они не возражали ни против кандидатуры Сернана, ни против Эванса, но только против Энгла. Головной офис NASA хотел отправить в полет Джека Шмитта. И вот 13 августа экипаж был объявлен: Сернан, Эванс и Шмитт. Джо Энгл перенес это известие лучше, чем я, доведись мне его услышать».

Полученный им при полетах на Х-15 опыт в полной мере был востребован при первых испытательных полетах по программе «Спейс Шаттл». Так как приемы и системы управления полетом, которые были разработаны для возвращения в атмосферу Земли и посадки X-15, были впоследствии использованы при создании шаттла, то нет ничего удивительного в том, что именно Энгл был назначен командиром одного их двух экипажей, проводивших в 1977 году испытательные полеты (Approach and Landing Test) шаттла Enterprise в атмосфере при сбрасывании с самолета Boeing-747 на высоте 7,620 м.

Свой первый полет он совершил 12-14 ноября 1981 года в качестве командира шаттла Columbia (миссия STS-2). Несмотря на то, что длительность полета была сокращена с 5 дней до двух (из-за течи в топливной системе), благодаря напряженной работе удалось выполнить 90% запланированных работ. Это был первый повторный полет космоплана, и именно с этой миссии он получил право называться "многоразовым".

Второй полет Энгла – с 27 августа по 3 сентября 1985 года на шаттле Discovery (миссия STS 51-I). В качестве командира шаттла он справился с поставленной всего за три месяца до старта задачей - осуществить подход к большому спутнику связи SYNCOM IV-3 весом 6.8 тонн, провести его ремонт и возврат на орбиту. И если ремонтом спутника занимались специалисты миссии, то всеми операциями по сближению со спутником и «зависания» в непосредственной близости от него, занимались пилоты: Джо Энгл и Ричард Кови.

Джо Энгл был единственным человеком, имевшим квалификацию астронавта ВВС США и астронавта НАСА. Он налетал около 14,000 часов, (из них 9,000 на реактивных самолетах). Освоил более 180 типов летательных аппаратов. Испытал свыше 155 типов летательных аппаратов (в том числе 25 различных истребителей и ракетных планеров).

AB57

#5042
Цитата: Leroy от 12.07.2024 17:23:47
Цитата: AB57 от 11.07.2024 18:25:44
Цитата: vlas от 11.07.2024 14:56:19Скончался Джо Энгл.
US astronauts (spacefacts.de)
http://www.spacefacts.de/bios/astronauts/english/engle_joe.htm
Единственный, кто вручную управлял шаттлом от входа в атмосферу до посадки
А какой этап обычно проходит на автоматическом управлении?
В стандартном полёте на ручной режим командир переходил уже непосредственно перед посадкой - весь атмосферный участок до этого момента шаттл летел на автоматике и только непосредственно заход и посадка выполнялись вручную.

Когда создавался шаттл, то одной из основых задач было обеспечение необходимой боковой дальности (если не изменяет память, то что-то порядка 1000-1500 км). Это было особенно нужно для возвращения на место старта в конце первого витка (были тогда в плане такие "экзотические" полёты по требованию военных - чтобы противник не успел отследить что выводилось и что было снято с орбиты). 
 
В первых испытательных полётах командиры иногда переходили на ручной режим для выполнения единчиных манёвров. Например, Янг на STS-1 временно включал ручной режим и выполнял S-образные развороты, но после манёвров передавал управление обратно автоматике.

Но в полёте STS-2 в ручном режиме прошел практически весь участок от входа до посадки - фактически был выполнен классический испытательный полёт со "снятием" аэродинамических характеристик и характеристик системы управления - Энгл вручную немного отклонял шаттл по трём осям от штатной траектории и оценивал эффективность органов управления, итд. По полученным данным была соответственно доработана система управления. 

Более подробно он рассказывает об этом здесь:  https://historycollection.jsc.nasa.gov/JSCHistoryPortal/history/oral_histories/EngleJH/EngleJH_6-3-04.htm 

[size=-1]Wright: Let's talk about the reentry. It certainly was a momentous time, as you had mentioned earlier, that there were some maneuvers that were performed, twenty-nine from what our research says, and they were performed during Mach 24 to subsonic—it was the fastest procedures that had ever been manually performed. You're the only astronaut to have manually flown the Shuttle in and landed it. Could you give us the rationale of why this needed to be done, and can you walk us through during that reentry and tell us what was going through your mind as you were coming back home to Edwards?[/font][/size]
[size=-1]Engle: The rationale behind the maneuvers was, as I alluded before, we were very anxious to see how much margin the Shuttle had in the way of stability and control authority, how much muscle the surfaces had at different Mach numbers, hypersonic Mach numbers and angles of attack.
Also, in the event that a de-orbit had to be made on an orbit that had excessive cross range to the landing site, in order to get more cross range rather than S-turn back and forth to deplete energy, the technique was to just leave the vehicle in the bank in one direction and keep flying toward the landing site, off your straight ground track toward your landing site. You could increase that cross-range ability by actually decreasing the angle of attack. It allowed the leading edge of the wing to heat up a bit more and would cut down on the total number of missions that a shuttle could fly, but it would allow you to get that extra performance, that extra range, to make it to the landing site.
How much the leading edge would heat up and just how much more lift-to-drag that would give you, turning ability, cross-range ability, was theoretically known and had some wind-tunnel test data, but the wind tunnels are very susceptible to a lot of variables, Reynolds numbers and scale effects and things like that. So you really want to know for sure what you have in the way of capabilities if you ever have to use them, and that's what our purpose was.
During the entry, I would pulse the vehicle in all three axes—in pitch, a step input, rolls, inputs, and rudder kicks for yaw—to see what the effectiveness of the surfaces were during entry, or effectiveness of the flight control system was during entry, and how quickly the vehicle would damp out after being disturbed.
As far as cross-range or the performance capability, at various Mach numbers, at a couple different Mach numbers, we swept the angle of attack, deliberately pushed the nose over, decreased it, I think, 5 degrees, I believe it was, plus or minus 5 degrees, to see how much more cross-range 35 degrees angle of attack gave us than 40 did, and conversely, went above 40 degrees to 45 degrees to see if we had for some reason wanted to lower the heat on the leading edge of the wings, we could pull up to a higher angle of attack. But that would cost us range, down range and cross range, and just how much that did cost, so that in the future, if that was necessary, the flight planners could then program where the de-orbit burn was. If you didn't have as much range, you could make the burn a little bit later, so that you weren't as far from the landing site as nominally planned.
So getting that data to verify and confirm the capabilities of the vehicle was something that we wanted very much to do and, quite honestly, not everyone at NASA thought it was all that important. There was an element in the engineering community that felt that we could always fly it with the variables and the unknowns just as they were from wind tunnel data and always come down the chute. Then there was the other school, which I will readily admit that I was one of, that felt you just don't know when you may have a payload you weren't able to deploy, so you have maybe the CG [center of gravity] not in the optimum place and you can't do anything about it, and just how much maneuvering will you be able to do with that vehicle in that condition? How much control authority is really out there on the elevons? And how much cross range do you really have if you need to come down on an orbit that is not the one that you really intended to come down on?
So it was something that, like in anything, there was good healthy discussions on and ultimately the data showed that, yes, it was really worthwhile to get and, therefore, those maneuvers that we did on STS-2 were programmed into the automatic flight control system, into the entry flight control system so that subsequent to that, those maneuvers continued to be made and data continued to be gotten, but it was done automatically by the computer.
[/font][/size]


   

Анатолий Егоров

Цитата: Leroy от 12.07.2024 17:26:04Джо Энгл был единственным человеком, имевшим квалификацию астронавта ВВС США и астронавта НАСА.
Как это?

Leroy

Цитата: Анатолий Егоров от 12.07.2024 19:44:45
Цитата: Leroy от 12.07.2024 17:26:04Джо Энгл был единственным человеком, имевшим квалификацию астронавта ВВС США и астронавта НАСА.
Как это?
А кто еще?

AB57

#5045
Цитата: Leroy от 12.07.2024 17:26:04Том Стаффорд писал об этом:
«Настало время объявить экипаж «Аполлона-17». В течение многих месяцев Дик Слейтон сопротивлялся давлению Национальной академии наук и других, которые требовали назначить геолога Джека Шмитта в экипаж «17-го». По его мнению, «17-й» все еще принадлежал Джо Энглу. Джо был выдающимся летчиком, который заработал «крылышки» астронавта за полет на X-15 еще до прихода в NASA. Он отлично работал в экипаже поддержки и в дублерах, и не было никакой причины, кроме политической, чтобы оценить Джека Шмитта выше его.

В конечном итоге, однако, Дика лишили права выбора. Дейл Майерс, глава Управления пилотируемых космических полетов в головном офисе NASA, и новый администратор Джеймс Флетчер отклонили предложенный им экипаж в составе Сернана, Эванса и Энгла. Если точнее, то они не возражали ни против кандидатуры Сернана, ни против Эванса, но только против Энгла. Головной офис NASA хотел отправить в полет Джека Шмитта. И вот 13 августа экипаж был объявлен: Сернан, Эванс и Шмитт. Джо Энгл перенес это известие лучше, чем я, доведись мне его услышать».


Любопытную версию этой истории приводит в своей книге Сернан.

Как ему рассказывал Андерс, который после ухода из НАСА стал работать в National Space Council, он как-то летел в одном самолёте с главой National Science Foundation (NSF имело большое влияние на формирование бюджета НАСА, а, как известно, после первой высадки интерес к программе "Аполлон" в верхах поугас). Вот Андерс и решил попробовать исправить ситуацию и сказал этому высокопоставленнму чиновнику: "Не могу поверить, что вы не хотите отправить на Луну геолога".

Вполне вероятно, что именно так эта идея и родилась...

Анатолий Егоров

#5046
Цитата: Leroy от 12.07.2024 19:56:05
Цитата: Анатолий Егоров от 12.07.2024 19:44:45
Цитата: Leroy от 12.07.2024 17:26:04Джо Энгл был единственным человеком, имевшим квалификацию астронавта ВВС США и астронавта НАСА.
Как это?
А кто еще?
Первым, в декабре 1961 года, крылья астронавта ВВС США получил Вирджил Гриссом, он же астронавт НАСА. Следующий был Купер. До апреля 1966 года, когда Энгл стал астронавтом НАСА, такие крылья от ВВС получили - МакДивитт, Уайт, Борман, Стаффорд, Скотт. А "единственный" не в этом смысле. Он единственный, кто пришел уже с "крыльями астронавта ВВС США" в отряд астронавтов НАСА.

Анатолий Егоров

Алексею Станиславовичу Елисееву - 90 лет.


Eolomea


vlas

Вот, печальное событие - кончина Джо Энгла, и благодаря знатокам "всплыло" много интересного из его биографии. Теперь случился юбилей Алексея Станиславовича Елисеева. Может это знаменательное событие навеет что-нибудь эдакое?

AB57

#5050
Цитата: Leroy от 12.07.2024 17:26:04В 1971 году он был включен в дублирующий экипаж корабля Apollo-14 и в основной экипаж (пилотом лунного модуля) корабля Apollo-17 (1972 год).

Небольшая неточность: Энгл действительно был в дублирующем экипаже Аполлона-14, но формально в составе экипажа Аполлона-17 никогда не объявлялся. Другое дело, что ОЖИДАЛОСЬ, что дублирующий экипаж Аполлона-14 будет назначен на Аполлон-17. И, действительно, Слейтон направил это предложение для утверждения руководству, но оно было отвергнуто - начальство дало понять, что хочет видеть в экипаже Шмитта.

Ещё одна "странность": обычно практически сразу же после завершения дублиривания экипаж-дублёр официально назначался основным в очередной полёт. То есть, экипаж Сернана должен был быть назван основным экипажем семнадцатого где-то в марте-апреле 1971 года (сразу после завешения четырнадцатого). Однако основной экипаж семнадцатого был объявлен только после возвращения Аполлона-15. Вдобавок, Сернан ещё умудрился утопить вертолёт незадолго до старта Аполлона-14 - всё это играло на руку недоброжелателям Сернана, которые усиленно лоббировали на семнадцатый экипаж Гордона.

Но, как мне кажется, причиной задержки назначения экипажа на семнадцатый было не столько это, сколько желание Слейтона убедиться в качественном дублировании Шмиттом Аполлона-15. Вот после Аполлона-15 Слейтон и объяснил Сернану, что если тот хочет лететь на семнадцатом, то в его экипаж должен быть включён Шмитт. После чего новый экипаж был официально утверждён и объявлен.

AB57

#5051
Цитата: vlas от 13.07.2024 13:03:11Вот, печальное событие - кончина Джо Энгла, и благодаря знатокам "всплыло" много интересного из его биографии. Теперь случился юбилей Алексея Станиславовича Елисеева. Может это знаменательное событие навеет что-нибудь эдакое?

его переход из Подлипок в МВТУ (конец 1985) странным образом совпадает с аварией на Салюте-7 и полётом Союза Т-14...

Salo

13 июля, 08:00
Интервью
Замглавы РКК "Энергия": Алексей Елисеев — супергерой космонавтики

https://tass.ru/interviews/21345651

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

AB57

#5053
Цитата: Salo от 14.07.2024 01:37:4013 июля, 08:00
ИнтервьюЗамглавы РКК "Энергия": Алексей Елисеев — супергерой космонавтики
https://tass.ru/interviews/21345651
Похоже, что Соловьёв малость запутался: 

— В мой первый полет он руководил полетами, а во второй полет руководителем был уже Валерий Викторович Рюмин.

Вроде как с 1 января 1982 года руководителем полёта уже был Рюмин (первый полёт Соловьёва - это 1984 год). Елисеев пока ещё был в НПО Энергия, но как зам генерального. 
   

Шамс

К юбилею летчика-космонавта А.С. Елисеева | РГАНТД Архивы России | Дзен (dzen.ru)
Отчет о подготовке и проведении полетов на космических кораблях «Союз-4» и «Союз-5». 6.03.1969. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 9-1. Д. 17. Л. 1, 12-15, 30-37

Владимир Шпирько

Цитата: AB57 от 13.07.2024 15:02:05
Цитата: vlas от 13.07.2024 13:03:11Вот, печальное событие - кончина Джо Энгла, и благодаря знатокам "всплыло" много интересного из его биографии. Теперь случился юбилей Алексея Станиславовича Елисеева. Может это знаменательное событие навеет что-нибудь эдакое?

его переход из Подлипок в МВТУ (конец 1985) странным образом совпадает с аварией на Салюте-7 и полётом Союза Т-14...
Ну допустим в МВТУ он был уже лет 10 зав.кафедрой на Факультете П, теперь ИУ.  А в 1985г. пришел Горбачев, а в Москве Ельцин сменил Гришина.  И началась "перестройка" и смена кадров. А Г.А.Николаеву уже было за 80. 

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=4685
ЦитироватьДважды Герой Советского Союза Алексей Елисеев принимает поздравления с юбилеем
13 июля 2024
Сегодня отмечает 90-летие со дня рождения дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Алексей Елисеев. Алексей Станиславович совершил три космических полёта, каждый из которых ознаменовал новый этап освоения Вселенной.
А.С. Елисеев был в числе первых гражданских космонавтов. 23 мая 1966 года получил статус кандидата в космонавты-испытатели, а позднее (30 декабря 1966 года) – космонавта-испытателя. «К нам много приходит инженеров с предприятий, но никого так ребята не уважают, как Елисеева, – рассказывал Юрий Гагарин. – Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться. Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию».
В подготовку входили не только прыжки с парашютом, но также испытание в барокамере и водная симуляция полёта в Чёрном море. Следующие тренировки были направлены на выполнение миссии по облёту Луны, в которые входила научная экспедиция в Сомали для исследования неба в южном полушарии. В тот же период Алексей Елисеев продолжал осваивать программу «Стыковка».
архивные фото
   

Первый «бауманец» полетел в космос спустя более двух лет: 15-17 января 1969 года на корабле «Союз-5» в качестве бортинженера. Вдвоём с Евгением Хруновым они стали первыми «космоходцами» – через открытый космос перешли из «Союза-5» в «Союз-4». Также они открыли эру космической почты, принеся с собой газеты и письма. Успешная стыковка двух кораблей образовала первый в мире орбитальный комплекс.
Не прошло и года, как Алексей Елисеев снова отправился в космос. 13-18 октября 1969 года в качестве бортинженера экипажа КК «Союз-8» работал по программе группового полёта трёх кораблей. Стыковки в этот раз не получилось из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла» на КК «Союз-7». Но полёт не прошёл даром: космонавты приобрели полезный опыт управления одновременно тремя находящимися на орбите кораблями.
Третий космический полёт А.С. Елисеев совершил 23-25 апреля 1971 года. На этот раз стояла задача состыковать корабль «Союз-10» с космической станцией «Салют». Всё шло по плану, стыковка прошла успешно, но в какой-то момент из-за поломки стыковочного узла корабля не удалось выполнить полное стягивание и обеспечить герметичность стыка. Экипажу пришлось досрочно вернуться на Землю.
   
[свернуть]
Алексей Станиславович и дальше продолжал трудиться на благо отечественной космической отрасли. Доктор технических наук, он долгое время был руководителем полётов пилотируемых кораблей, принимая ответственные решения, от которых зависела жизнь экипажей. За его плечами – работа в должности заместителя генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия», а затем – ректора родного университета имени Н.Э. Баумана, который он окончил в 1957 году, получив диплом инженера-механика. Алексей Станиславович – автор многих научных работ, а его книга «Жизнь – капля в море» читается на одном дыхании.
Руководство Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, космонавты СССР и РФ, сотрудники ЦПК поздравляют Алексея Станиславовича Елисеева с юбилеем и желают ему долголетия, крепкого здоровья, отличного настроения, благополучия и счастья!
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК,..

hlynin

— Анна Вебер. "Новое нижнее белье каждые три дня" (Anna Weber, "Alle drei Tage eine neue Unterhose") (на немецком) «NZZ am Sonntag», 21.07.2024 в pdf - 1,56 Мб
Интервью со швейцарским астронавтом Марко Зибером: [Вопрос Анны Вебер] Вы уже знаете, как будет выглядеть ваша повседневная жизнь на Международной космической станции МКС?
Спойлер
[Ответ Марко Зибера] Рабочие дни на МКС четко расписаны. Значительная часть времени, около 60 процентов, занята научной работой. [Вопрос] Как еще астронавты проводят свой день? [Ответ] Обслуживание самой МКС отнимает много времени. Станция находится на орбите уже более двадцати лет, и иногда что-то выходит из строя. Затем нам приходится менять трубки, батарейки или насосы, или заменять старые детали. Нам также приходится заниматься физическими упражнениями по два часа в день, потому что в невесомости вы теряете много мышечной и костной массы. [Вопрос] У вас когда-нибудь бывает свободное время? [ответ] В выходные дни здесь немного меньше стресса. По субботам утро отведено для уборки, а вторая половина дня - для работы по связям с общественностью, то есть интервью или дискуссий с политиками, школьными занятиями или журналистами. Но воскресенье обычно свободно. [Вопрос] Знаете ли вы, как часто астронавт может менять свое нижнее белье на МКС? [Ответ] Все, что приходится доставлять с Земли, стоит очень дорого, каждый грамм на счету. И на МКС нельзя стирать белье. Вот почему существует расписание поставок одежды. Вы получаете новую пару нижнего белья каждые три дня, футболки - каждые пять дней. [Вопрос] И вы даже не можете принять душ. [Ответ] Вот почему вам следует мыться только влажной тряпкой. [Вопрос] Кроме того, на МКС очень шумно. Астронавты описывают это как "как жизнь в пылесосе". [Ответ] Именно так. На МКС нет естественной циркуляции воздуха. Вот почему вам нужно много вентиляторов, и они довольно громкие. Базовый уровень составляет около 60 децибел. Именно поэтому астронавтам выдают наушники с шумоподавлением для защиты слуха. [Вопрос] Невесомость также влияет на ваше здоровье. Вас это беспокоит? [ответ] Это, конечно, вредно для здоровья, это правда. Возникают проблемы со здоровьем, особенно в начале, потому что многое меняется. Но как только вы привыкаете к этому, все становится лучше. Пока не похоже, что продолжительность жизни астронавтов ниже, чем у других людей. [Вопрос] Почему вы все-таки хотите это сделать? [Ответ] Мной движет дух первопроходца, желание сделать то, что раньше удавалось очень немногим людям. [Вопрос] Как выглядит ваша повседневная жизнь в данный момент? [Ответ] Несмотря на то, что я прошел базовую подготовку астронавта, мне еще многому предстоит научиться. В настоящее время я нахожусь в Хьюстоне, штат Техас, на шесть месяцев для дальнейшего обучения. [Вопрос] Что происходит после обучения? [Ответ] Я пробуду в Хьюстоне до ноября 2024 года. Прежде чем отправиться на МКС, я должен пройти дополнительные этапы подготовки, связанные с выполнением конкретной миссии. Затем я приступлю к выполнению других задач в ЕКА. Я надеюсь, что я также смогу время от времени работать в отделении неотложной помощи в больнице, чтобы полностью не потерять свои навыки врача. [Вопрос] Чего вы больше всего ждете? [Ответ] Изюминкой было бы совершить выход в открытый космос на МКС, то есть покинуть станцию в скафандре. [Вопрос] Чем вы на самом деле занимались до того, как стали астронавтом? [Ответ] Я изучал медицину и работал ассистентом врача в хирургии, анестезиологии, урологии и в отделе неотложной помощи. В возрасте от 20 до 23 лет я работал в Mobi-Toil [производитель и поставщик санитарно-технического оборудования], разъезжая по городам и убирая мобильные туалеты на строительных площадках и фестивалях. [Вопрос] От уборщика туалетов до космонавта - какой взлет. [ответ] Работа в Mobi-Toil была не так плоха, как кажется. Я познакомился там с действительно интересными, трудолюбивыми людьми. Я также заметил, что многие люди относятся к тебе по-другому, если у тебя нет такой шикарной работы. На мой взгляд, ко всем людям нужно относиться с одинаковым уважением.
[свернуть]
[/font][/size][/color]

Виктор Левашов

Алексей Елисеев  космонавт долгожитель, доживший до 90 лет -- один из трёх.
Судя по таблице, в США долгожителей в разы больше.

AB57

изображение, сгенерированное ИИ, на тему как могла бы выглядеть встреча Монро с астронавтами... Похоже, что очень скоро уже никакому документу нельзя будет доверять... 
Вы не можете просматривать это вложение.