РТ-1, РТ-1-63, РТ-15, РТ-2, РТ-2П

Автор Salo, 17.09.2008 17:35:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Старый

ЦитироватьИ при этом заставить конкурента делать ракету на высококипящих компонентах по своему проекту.
А если не получится навязать кислород то хотя бы чтоб были неглушковские двигатели и "неглушковские" компоненты...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Рассматривая историю ОКБ-1 бросается в глаза что Королёв безжалостно расставался со всеми основанными им направлениями ракетостроения и космонавтики кроме пилотируемого - АМС, спутниками связи, разведки, морскими и тактическими БР, даже с Р-7.  
 И только за МБР держался "любой ценой", причём возникает мысль что в этом направлении он делал что угодно только не как у Глушко.
 Вобщем создаётся впечатление что МБР это на самом деле была "своя война" Королёва против Глушко.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

МБР в условиях тез лет было рычагом влияние в отрасли и в ВПК в целом. Было бо наивно со стороны Королева отказываться от  подобного рычага.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

ЦитироватьМБР в условиях тез лет было рычагом влияние в отрасли и в ВПК в целом. Было бо наивно со стороны Королева отказываться от  подобного рычага.
Королёв к тому времени прославился космическими достижениями, и тем не менее безжалостно с ними расстиавался. И такими политическими как АМС и такими важными для ВПК как спутниковая разведка и связь.
 А в МБР связывался с тем, эфективность чего была далеко не очевидна и перспективность чего приходилось с очень большим трудом доказывать.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьМБР в условиях тез лет было рычагом влияние в отрасли и в ВПК в целом. Было бо наивно со стороны Королева отказываться от  подобного рычага.
Королёв к тому времени прославился космическими достижениями, и тем не менее безжалостно с ними расстиавался. И такими политическими как АМС и такими важными для ВПК как спутниковая разведка и связь.
 А в МБР связывался с тем, эфективность чего была далеко не очевидна и перспективность чего приходилось с очень большим трудом доказывать.

Ну, разведку-то он не выпускал - она была в ЕГО филиале №3.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

#105
Ещё один несостоявшийся корифей твердотопливных ракет: Поляченко В.А. "На море и в космосе", глава "СНОВА В ОКБ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ", стр.50-60.
Цитировать11 декабря 1959 года Владимир Николаевич давал задание в присутствии Ефремова, заместителя начальника проектного отдела. Попросил составить доклад по тезисам: работать над крылатыми ракетами большой дальности и высоты полета с воздушно-реактивным двигателем не нужно — не перспективно по скорости, по досягаемой высоте полета, жидкое топливо, требуемое для ТРД и ПВРД — нежелательно и так далее. Нужно работать над дальними и высотными крылатыми ракетами на твердом топливе, ибо они перспективны по скорости. В то время он увлекался ракетами на твердом топливе, считал их перспективными для достижения больших высот при малом времени разгона и добивался того, чтобы разработчики повысили удельный импульс твердого топлива. На такую записку-доклад было дано десять дней, то есть до 21 декабря. Была также задана ракета на твердом топливе для стрельбы из нашего контейнера по кораблям и, главное, по площадям. Дал указание развернуть работы в отделе 10: варианты компоновок, каркасов, гидро-электросистем и так далее. Срок — вторник-среда, то есть 15—16 декабря.
Вопрос «икс», как любил выражаться Владимир Николаевич: по атомным боевым частям и боевому применению — будет сообщено отдельно. Хочу отметить особенность нашей работы: за временными и зачастую тупиковыми проектами можно увидеть постепенное движение в сторону все более и более грандиозных задач, которые ставились главным конструктором. Чувствуется, что он сам в то время нащупывал пути своего движения «вперед и вверх».
Знаменательно, что он впоследствии никогда не возвращался к этим ранним проектам и не вспоминал об этом периоде нашей работы.
22 декабря 1959 года В. Н. Челомей направил меня на совещание в Госкомитет по радиоэлектронной технике по дальнему перехватчику. 23 декабря он заслушал доклад об этом совещании. Оно проходило у главного инженера 13 Управления Кротова Николая Васильевича в здании на площади Ногина. Присутствовали от 4 Главного управления Минобороны генерал-майор Легасов Г. С. с сопровождающими его офицерами, от КБ-1 ГКРЭ Колосов, Павлов, Рапопорт, от ОКБ-155 Чумаченко Александр Андреевич, от ОКБ-52 присутствовал я. Обсуждались основные данные системы дальнего перехвата ДП-1: дальность боевого применения 500—600 км. Скорость цели до 4000 км/ч, высота цели от 5—10 км до 35—36 км, срок выхода на совместные испытания — 2-й квартал 1964 года. Колосов и Кротов предложили название системе С-500, а ракетам — РМ-500 и РЧ-500 (соответственно ракета Артема Микояна и Челомея).
9 января 1960 года — это была суббота — Челомей сообщил, что он завизировал проект постановления Совета Министров по ракете С-500 и внес туда определенные изменения. Я проинформировал его о поездке в КБ-1 и о результатах переговоров, которые были у меня там 8 января, и мы получили задание: подготовить изменение дальности ракеты при маневре на траектории выведения и, кроме того, подготовить аргументацию для «рубки» зенитной ракеты ОКБ-155 Микояна. Она состояла в следующем: ракета на керосине для целей сегодняшних годна, может быть создана скорее, но не перспективна, и данные, записанные в постановлении, на ней не обеспечиваются. Керосин с пороховым ракетным двигателем также не перспективен и не решает задачи по средним скоростям, по располагаемым перегрузкам. Необходимо доказать перспективность нашей ракеты также и для противоракетной обороны. При наличии отдельного указания Челомея связаться с Кисунько Григорием Васильевичем и поехать туда с Сергеем Никитовичем Хрущёвым с целью составить декларацию о перспективности ракеты С-500 для целей ПРО (Кисунько был головным по системе противоракетной обороны, а противоракету разрабатывал для этой системы Грушин П. Д.).
В проекте постановления, о котором рассказывал Владимир Николаевич, записывались две зенитные ракеты: РМ — ракета на жидком топливе (или РЖ), то есть ракета Микояна — РМ-500, и РЧ (или РТ), то есть — ракета на твердом топливе —ракета Челомея — РЧ-500. Конкуренция на этом этапе была с ОКБ Микояна.
В дальнейшем вопрос осложнился тем, что Госкомитет по оборонной технике в лице его руководителя тов. Руднева не визировал проект постановления, так как в нем было записано, что НИИ-125 должен был сделать пороховой заряд с большим временем горения. Нам нужен был маршевый пороховой двигатель со временем работы 165 сек., а он согласовывал время работы только до 100 сек. Удельный импульс, на который мы рассчитывали — 220—240 сек. и весовая отдача двигателя 0,13—0,15 — из проекта постановления были вычеркнуты. А это были очень важные характеристики. В то же время Л. И. Брежневым, который курировал оборонную промышленность, был дан срок 2—3 недели для взаимных увязок. Неделя уже прошла. Главным конструкторам поручили выработать окончательное решение. Что касается двигателя первой ступени, то он изготавливался для ракеты ОКБ-52 и ракеты ОКБ-155 один и тот же. Но ситуация с маршевым двигателем на твердом топливе, по-видимому, привела наш проект дальней зенитной ракеты в тупик.
Сам Челомей придавал нашим проектам большое значение. Он подал заявки от своего имени на изобретения. Например, заявка Челомея В. Н. «Крылато-баллистическая ракета», которую подписал главный конструктор член-корреспондент Академии наук СССР доктор технических наук профессор В. Челомей 16 августа 1958 г. Это было еще до наших проектов. А по результатам работ 1959 — начала 1960 годов были поданы: заявка Челомея В. Н. «Управляемая баллистическая ракета для подводного старта», заявка Челомея В. Н. «Управляемая баллистическая ракета» и заявка Челомея В. Н. «Космический корабль», которые подписал генеральный конструктор ОКБ-52 В. Челомей 14.6.60 г.
Госкомитетом по делам открытий и изобретений при Совете Министров СССР было принято решение: «Выдать авторские свидетельства с приоритетом от 17.6.1960 г.».
На работе становилось все интереснее. Проект КБРТ на твердом топливе сменился проектом баллистической ракеты с ЖРД, крылья переехали на головную часть. Ракеты рассматривались в разных размерностях — от 150 до 1500 тонн стартовой массы.
59
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

Цитировать
Цитироватьсказав, что в то время занимались твердотопливными ЗУР

Абсолютно верно, совместно с НИИ-58, тема называлась то ли "Стриж", то ли "Грач", что-то в этом роде.

а, нашел. Стриж, но НИИ-58 его делал совместно с "Баррикадами", не с "Арсеналом"
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Salo

http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2207
ЦитироватьМихаил БОЛТУНОВ  "Бескорыстный Бернар"

Как французский ученый и бизнесмен помог Советскому Союзу создать твердотопливные баллистические ракеты

В начале 1960-х годов США быстро вводили в строй стратегические ракеты наземного и морского базирования. В европейских странах размещались ракеты средней дальности «Тор» и «Юпитер», которые могли поражать цели на территории СССР на 10-12 минут раньше, чем их обнаруживали наши радиолокационные средства. А в 1962 году Пентагон получил на вооружение первые твердотопливные межконтинентальные ракеты «Минитмен».
В СССР же в ту пору в фаворе были создатели ракет на жидком топливе – академики Владимир Челомей и Михаил Янгель. У них был авторитет, научная и производственная база, многолетняя практика. Но холодная война и, в частности, Карибский кризис в октябре 1962 года заставили советское руководство осознать, что и наши ракетные технологии требуют пересмотра. И прежде всего – перехода на твердое топливо. Опытные образцы советских ракет с твердотопливными двигателями были значительно тяжелее жидкостных и вообще по многим параметрам крайне несовершенны.

Француз, русский душою
Уже в перечне задач, поставленных перед Главным разведуправлением Генштаба ВС СССР на 1962-1963 гг., значилась как важнейшая: добыть образцы и технологии производства американских твердых топлив. В феврале 1964 года руководитель французского направления ГРУ генерал-майор Иван Чередеев докладывал своему начальнику, инженер-контр-адмиралу Соловьеву: «Оперативный офицер парижской резидентуры капитан 2 ранга Любимов В.А. провел активное изучение Бернара и подготовил его как источника добывания документов и образцов по американским твердым топливам и их компонентам. В процессе изучения Бернар неоднократно передавал документы и образцы, получившие высокие оценки. За 1962-1963 гг. от него получено 24 документа и 3 партии образцов, признанных весьма ценными. Бернар 1909 года рождения, инженер-химик. Является вице-президентом французского филиала крупнейшей американской фирмы по производству высокомолекулярных смол и оборудования и техническим директором фирмы по производству химических продуктов и резин. По характеру служебной деятельности Бернар имеет тесные деловые связи с рядом американских фирм, непосредственно работающих в области твердых топлив».
В спецархиве Главного разведуправления сохранилось письмо Комиссии по военно-промышленным вопросам Высшего совета народного хозяйства СССР. Эта Комиссия указывает начальнику ГРУ, что для оборонной промышленности представит интерес монография по материалам, используемым в США для ракет на твердом топливе. Далее обозначаются «технологические вопросы, которые должны содержать подробное описание». Комиссии ВСНХ СССР нужны данные «по конкретным типам изделий ракетной техники, желательно по МБР «Минитмен».
Наверное, эту задачу решала не только парижская резидентура. Но в нашем распоряжении – архивные документы и свидетельства участников событий именно на этом направлении. Они дают право утверждать, что решающую роль в этой истории сыграли двое: оперативный офицер Виктор Любимов (агентурный псевдоним Лютов) и его агент Бернар.
Детство Бернара прошло в России. Он здесь родился и рос в семье французов, которые приехали преподавать язык. Революцию пережил на Дальнем Востоке. В 1920 году родители вернулись во Францию. Бернар помнил мятежный Владивосток, японцев, американцев, националистов с плакатами «Бей жидов – спасай Россию!» и часто делился своими воспоминаниями с Любимовым. Он считал Россию своей второй родиной и относился к ней с большой теплотой. Любимов и Бернар подружились, разница в возрасте – 15 лет – не мешала.
В мае 1964 года руководитель военной разведки генерал И.П. Ивашутин сообщил начальнику Генерального штаба Вооруженных сил СССР маршалу С.С. Бирюзову, что в Париже завербован источник, добывающий ценную информацию и образцы исходных продуктов для производства твердых ракетных топлив. Генерал-майор Чередеев сообщил руководству: «От оплаты своих услуг Бернар отказывается».
Бернар имел обширные связи с сотрудниками американских и французских компаний, кроме того, его завод работал по американской лицензии и на 70 процентов принадлежал американцам. Так что у Бернара были все возможности и основания для обмена с ними технической документацией. Его знакомые специалисты, как правило, принадлежали к руководству компаний. Вместе с тем, Бернар был специалистом по высокомолекулярным полимерам, и его фирма не вела исследовательских работ по твердым топливам. Излишнее внимание к таким закрытым темам могло вызвать подозрение.
Тем не менее, через некоторое время Москва получила обнадеживающее сообщение от Любимова: «Бернар дал согласие добыть интересующие нас материалы». «Бернар на двух последних встречах, – писал разведчик, – подчеркнул свое желание остаться независимым от нас как в моральном, так и в материальном плане (имеются в виду деньги за документы). Он сказал, что прекрасно понимает существо наших просьб, но не хочет принадлежать к какой-либо разведывательной организации. В период нахождения в рядах Сопротивления он сам сталкивался с разведкой и знает, что принятие денег влечет за собой финансовую и моральную зависимость. Он помогает и выполняет по мере возможности наши просьбы только из чувства симпатии к нашей стране и народу, а не из желания нажиться на этом».
Так началась работа с одним из ценнейших агентов. Только за два первых месяца от Бернара были получены 26 технических бюллетеней, по мнению разведки, «весьма ценных»; инструкция по работе с окислителями; материалы с описанием оборудования для производства полиуретанов; доклад руководителя научно-исследовательских работ; характеристика твердых топлив, горючих связок и окислителей, составленная самим Бернаром; два доклада научно-исследовательских работ.
Бернар налаживал отношения с теми, кто владел секретами твердого топлива. Однако эти люди были не очень разговорчивы даже со своими коллегами. «Встреча Бернара, – сообщала парижская резидентура, – со своим хорошим знакомым, руководителем научно-исследовательских работ, во время международного салона по пластикам в Париже подтвердила сложность подходов к этой теме. Руководитель – американец ирландского происхождения, хорошо обеспечен, настроен антисоветски. Во время беседы с Бернаром был очень осторожен в вопросах производства твердых топлив, и если сообщал отдельную информацию, то только после солидной дозы спиртных напитков».

Московские встречи
Летом 1962 года Бернар по делам своей фирмы выехал в США. Эту поездку он тоже использовал в разведцелях. Он посетил семь крупных фирм, занимающихся разработкой твердого топлива, и на основании этих посещений и встреч с сотрудниками сумел составить обзор по твердым топливам. И все же, по собственному признанию Бернара, за время поездки он «получил меньше ожидаемого»: ему не удалось встретиться со своим знакомым вице-президентом фирмы. Он беседовал с другим ее представителем – неким Винклером, выходцем из СССР, который был настроен крайне антисоветски и вел себя осторожно.
19 июля во время встречи в Париже Бернар и Любимов решили, что американские технологии можно было бы приобрести официально на паях с какой-либо французской фирмой. Но для прикрытия сделки должна существовать хотя бы видимость коммерческих связей компании Бернара с этой фирмой. Бернар руководил химической компанией, и покупка твердотопливных технологий могла вызвать законные вопросы у членов совета директоров. Бернар встретился с президентом фирмы и его представителем в Европе. Увы, американцы ответили отказом: США пойдет на продажу Франции твердотопливной технологии только в рамках НАТО.
Бернар предложил своему советскому руководителю еще один вариант: он от имени своей фирмы заказывает монографию президенту одной из компаний, которая занимается проблемами твердотопливных ракет. Назовем его Бишопом. Вскоре в парижскую резидентуру было доставлено письмо, полученное от Бишопа в ответ на предложения Бернара: «Дорогой Бернар! В своем письме я хочу подтвердить наш разговор в отношении Вашей заинтересованности в твердом топливе. В течение ближайших дней я буду иметь деловые контакты с группой планирования для того, чтобы начать изучение возможности сотрудничества с вашей компанией. Исходя из этих контактов, я буду в состоянии сообщить вам, какие дополнительные шаги нужно будет предпринять. С личным теплым приветом. Искренне ваш Бишоп».
Материалы, полученные от Бернара, получали в Москве неизменно высокую оценку. Их направляли в научные и военно-промышленные организации. Государственный комитет химической и нефтяной промышленности при Госплане СССР дал в ГРУ отзыв: «Доклады по полиуретанам и неопрену являются ценными, так как содержат сведения, представляющие практический интерес для отечественных организаций, связанных с производством специальных клеев». Миноборонпром поблагодарил военных разведчиков за отчет «Сварка бериллия плавлением»: «Эта работа является ценным документом и представляет практический интерес для конструкторских организаций, связанных с разработкой ракетных двигателей».
Наступил момент, когда руководство разведки в Москве захотело лично познакомиться со своим французским агентом. Бернар прилетел в Москву в конце сентября 1962 года. Любимов встретил его в Шереметьеве, отвез в гостиницу «Националь». Так через сорок с лишним лет Бернар вернулся на свою вторую родину. Он вспоминал жаркий Ташкент, узбекский базар – пестрый, крикливый, раскинувший свои владения среди арбузов и дынь. Вспоминал, как, когда Гитлер стоял под Москвой, французские маки-партизаны, друзья по Сопротивлению, знавшие, что Бернар родом из России, с надеждой спрашивали его: «Ну что, старина, выдержат твои русские?»
На следующий день после прилета в Москву на оперативной квартире представители Центра встретились с Бернаром. Тот подтвердил свое согласие оказывать помощь в добывании информации, но просил ставить задания только в рамках его возможностей. Бернар не хотел рисковать своим высоким положением в компании. В Центре это понимали. До сих пор никто во Франции не знает о работе Бернара на советскую разведку.
2 октября состоялась встреча Бернара с советскими специалистами-твердотопливниками. По ее итогам они дали следующее заключение: «Беседа оказалась полезной. Уточнен ряд деталей производства корпусов ракет и твердого топлива. На часть вопросов Бернар ответить не смог, но по возвращении в Париж они будут доработаны. Бернар назвал ряд химических компонентов, которые оказались интересными, а также предложил передать их образцы и химический состав. Договорились, что перечень вопросов по технологии и образцам твердых топлив будет направлен нами в Париж для ориентировки Бернара».

Ожерелье для его любимой
Официально Бернар приезжал на переговоры в объединение «Техмашимпорт» по поводу поставок в Советский Союз оборудования для производства полимеров и смол. Но коммерческие вопросы своей фирмы вице-президент Бернар так и не решил: он хотел получить выгодный советский заказ для своей компании, однако так и не добился его. Возвращаться в Париж ему пришлось с пустыми руками. На совете директоров ему нечего было сказать. Военная разведка попыталась сгладить эту неловкость: перед отъездом ему подарили янтарное ожерелье для жены и серебряный кофейный сервиз. Смехотворная, конечно, «компенсация».
Вскоре Виктор Любимов как сотрудник торгпредства отправил на несколько адресов послания за подписями торгпреда СССР во Франции С.Никитина и советника посольства СССР во Франции по науке и технике И.Кудрявцева. Среди тех, кому адресовались письма, были председатель Госкомитета Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ, заместитель министра внешней торговли, заместитель председателя Госкомитета Совета Министров СССР по химии. В посланиях говорилось о больших возможностях компании Бернара и о том, что она готова к сотрудничеству с советскими предприятиями.
Только в 1964 году, после почти трехлетнего бескорыстного сотрудничества французского агента с военной разведкой Главному разведуправлению удалось «выбить» из Министерства внешней торговли для компании Бернара небольшой заказ на поставку в СССР партии синтетического каучука.
Тем временем по возвращении в Париж Бернар ищет возможность нелегально приобрести технологию ТТ. Он передает Любимову 41 технический бюллетень и образцы (вместе с описанием) клея, который используется для приклеивания блоков ТТ в корпусе ракет. В марте 1963 года Центр получает телеграмму:
«Москва. Центр. Васильеву
Лютов совместно с Бернаром провели операцию по скоростному фотокопированию закрытого сборника, подготовленного Бишопом по заказу немецкого концерна. Сборник получен утром 23 марта от доверенного лица Бишопа – Кемпа, и возвращен через два часа».
В Центр ушел совершенно секретный научный сборник – плод трудов американских ученых. В Москве он оказался раньше, чем в Бонне.

Четыреста литров для нужд разведки
Вспоминает Виктор Любимов: «Однажды совершенно неожиданно в мой кабинет в торгпредстве позвонил дежурный: «Виктор Андреевич, к вам машина пришла». – «Какая машина?» – «Не знаю. Из какой-то фирмы». – «Так пропусти». Через несколько минут заходит человек, спрашивает: «Вы месье Любимов?» «Я, Любимов». «Месье Бернар вам прислал груз».
Было от чего забеспокоиться: я – обычный сотрудник советского торгпредства, а Бернар – не просто поставщик морских канатов. Ну что ж, привез так привез. «А где груз?» – спрашиваю. – «В кузове. Машина внизу». Спускаемся. Заглядываю в машину. А там две бочки по двести литров каждая...
Быстро сгружаем бочки, отпускаем машину. Хорошо, что торгпреда в это время на месте не было. Затащили груз на чердак. А как хранить? Это же не кока-кола, а химические компоненты ракетного топлива!
При очередной встрече с Бернаром спрашиваю его об этом. А он: мол, успокойся, Вик, мало ли какие образцы фирма посылает. За безопасность не волнуйся, я все скомпоновал так, что самовозгорания не будет. Потом мы эту «посылочку» Бернара переправляли в Советский Союз по частям.
А вообще компоненты передавал разные: твердые, в порошке... Знаю по отзывам специалистов, они оказались очень кстати».

«Москва. Центр. Васильеву.
За последние месяцы Бернар в соответствии с заданием передал целый ряд образцов и письменных документов к ним по производству твердых топлив. Среди них – образцы порошкового, гранулированного алюминия и ответы на вопросы наших специалистов по его характеристикам и производству; описание компонентов твердого топлива для МБР «Минитмен» и образцы исходных материалов для твердого топлива, используемого в МБР «Поларис» и «Минитмен».
Лютов, Париж».

Однако наши ученые хотели получать совсем уже готовые ответы на самые сложные вопросы, в решении которых буксовали наши институты и лаборатории. И военно-промышленная комиссия при Совмине СССР пошла на беспрецедентный шаг.

«Главное разведывательное управление ГШ. Совершенно секретно. Экз.ед.
31 марта 1964 года Оперативное управление ГРУ получило план-проспект монографии по химии и технологии получения твердых топлив, составленный в Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. План-проспект отработан на русском и английском языках. Состоит из 4 разделов и охватывает круг важнейших научно-исследовательских проблем от исходных материалов и рецептур до методов подготовки и контроля».

В руках Бернара находился документ государственной важности: попади этот план-проспект в чужие руки, специалист мог точно оценить состояние советских разработок в области твердотопливных ракет.
Встревоженный Бернар сообщает в резидентуру, что вице-президент компании сделал письменный запрос о деятельности его фирмы за последние годы по выполнению заказов правительства и НАТО. Такие заказы, действительно, были у Бернара в прошлом. Но почему ими заинтересовались именно сейчас? После анализа ситуации резидентура сделала вывод: американцы собираются назначить Бернара представителем военно-промышленной компании в Европе, и поэтому устроили проверку. Любимов одобрил намерение Бернара сообщить американцам свои данные, но посоветовал не ездить в США с паспортом, в котором стоят советские визы. Бернар согласился.
В мае 1964 года Бернар вновь побывал в Москве. В отчете о его приезде говорилось: «Были проведены две встречи Бернара со специалистами по твердым топливам. В этих встречах участвовали офицеры информации и оперативного управления. Главная задача – разъяснение требований к монографии. Помимо этого, в резидентуру направлено информационное задание по ТТ для ориентировки и координации работы с Бернаром».
Судя по документам, сохранившимся в архивах ГРУ, Бернару, кроме конкретизации задания по монографии, было задано около 50 вопросов, касавшихся состава твердого топлива в первой, второй и третьей ступенях ракет «Минитмен», получения крупногабаритных зарядов для МБР без дефектов, положения двигателя, температурного режима и проч.
В конце мая состоялась новая встреча Любимова с Бернаром. Бернар доложил, что разделил монографию на три части «в соответствии с возможностями и степенью уверенности в своих американских связях» и поручил исполнение нескольким крупным ученым за вознаграждение. Сам он решил играть роль посредника для французских фирм, начавших производство ТТ.
В марте 1965 года в Москве по инициативе военного отдела ЦК и военно-промышленной комиссии в обстановке секретности состоялось закрытое совещание по проблематике разработки и производства твердотопливных ракет. В совещании приняли участие ведущие ученые и специалисты Миноборонпрома, Госхимкомитета и Академии наук СССР. Главное разведуправление представлял бывший резидент в Париже Чередеев. Докладчик сообщил, что «образцы и материалы, полученные от ГРУ, представили большой практический интерес».
В июне 1965 года на одной из встреч с Бернаром Любимов сообщил о своем возвращении на родину. Нужно было передать Бернара на связь другому сотруднику. Бернар не сразу дал согласие. Попросил: «Ты мне его покажи». Встреча, к счастью, не вызвала отторжения, и Бернара принял на связь оперативный офицер Басов.

«Начальнику Главного разведывательного управления ГШ генерал-полковнику Ивашутину П.И.
Ценный источник парижской резидентуры Бернар передал монографию, которая была написана по согласованному с нашими специалистами плану, его другом президентом крупной компании Гаем Бишопом. Монография состоит из двух глав и представляет собой первую часть документа по вопросам топлив, используемых в ракетной технике. Вторая и третья части будут переданы позднее. Прошу дать согласие на выплату 5000 американских долларов автору.
Начальник управления Коновалов.
20 августа 1965 года».

«Москва. Центр. Васильеву.
22 сентября 1965 года
«Бернар тяжело болен. Басов с соблюдением мер предосторожности посетил его дома. Бернар был рад визиту и сказал, что ждал его. Он поблагодарил за предложенную помощь медикаментами и сказал, что посоветуется с врачом. От денежной помощи он отказался и попросил навестить его еще раз дней через десять. Положение Бернара очень тяжелое – рак печени. С постели он не встает.
Петров, Париж».

В октябре Басов снова посетил Бернара, передал ему деньги для Бишопа и 10000 франков на лечение. 24 октября Бернар скончался в Париже.
В декабре 1965 года в СССР был принят на вооружение мобильный комплекс с управляемой баллистической ракетой дальностью 900 км «Темп-С». В ракетах использовалось твердое топливо «Темп-С». Комплекс находился на вооружении Ракетных войск стратегического назначения, а затем – Сухопутных войск почти четверть века, до 1988 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#108
Бида Наталья Юрьевна: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НА ПО "ПХЗ" ПРОИЗВОДСТВА СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (СТРТ) ДЛЯ СЕРИЙНОГО ВЫПУСКА ЗАРЯДОВ I, II, III СТУПЕНЕЙ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ МБР РС-22
ЦитироватьЯ очень рада, что мне представилась возможность рассказать об истории развития на производственном объединении "Павлоградский химический завод" производства смесевого твердого ракетного топлива для выпуска зарядов ракетного комплекса. Ведь, мало кто из жителей Украины знает о важности работы, проведенной на ПО ПХЗ, начиная от приготовления зарядов ракетного комплекса и до утилизации твердого ракетного топлива. Эта информация не обошла и меня стороной, ввиду того, что я являюсь жителем города Павлограда, а теперь и студенткой ДонНТУ, где моя специальность непосредственно связана с производством взрывчатых веществ.

В СССР со второй половины 30-х и до конца 50-х годов в качестве твердых ракетных топлив (ТРТ) применялись пороха на нитроцеллюлозной основе. К началу 1960-х нитроцеллюлозные пороха перестали удовлетворять требованиям ракетной техники.

Во всех технически развитых странах мира были развернуты широкомасштабные работы по производству ракетных систем различных классов с высокой боеготовностью на основе смесевых твердых ракетных топлив (СТРТ).

Смесевые твердые топлива (СТТ) применяются в двигателях ракет: авиационных, противовоздушных, противоракетных, противолодочных, для решения тактических и стратегических задач. Масса зарядов из СТТ колеблется от нескольких граммов до десятков тонн.

Развитию нового направления в военной технике в Советском Союзе уделялось очень большое внимание. Для развития новых рецептур топлива, новых ракетных систем были привлечены лучшие научно-исследовательские коллективы страны, организовывались новые отраслевые институты, прорабатывались вопросы организации промышленной базы по выпуску твердотопливных ракетных комплексов.

К началу 1963 года практически сформировано и начало функционировать новое опытно-промышленное производство по изготовлению зарядов из смесевого твердого ракетного топлива.

В 1963 году работы по смешению и формованию зарядов производились на переоборудованных зданиях, в которых были смонтированы установки СНВ-75 (смеситель непрерывный винтовой) и СНД-500 (смеситель непрерывного действия), а позднее смеситель С-15.

На опытной установке СНВ-75 началось изготовление различных зарядов от 5 до 150 кг к модельным двигателям из топлива Т-35 по технологии литья под давлением. Заряды поставлялись институтам-разработчикам рецептур топлив и корпусов ракетных двигателей для отработки сопловых блоков, теплозащитных покрытий (ТЗП) и усовершенствования рецептур топлив.

В 1963 году были сданы в эксплуатацию:
смешение и формование зарядов;
подготовка технологической оснастки;
отвердение зарядов;
распрессовка, мехобработка зарядов;
подготовка порошков окислителя.

В 1964 году, с вводом в эксплуатацию аппарата СНД-500А была отработана промышленная технология изготовления зарядов из топливного состава ПЭКА-180. На этом составе изготавливались заряды весом от 150 кг до 750 кг.

Одновременно, в течение 1963-1964 годов, на опытно-промышленной базе осваивался выпуск самых крупных, по тому времени, зарядов 9Х118 ( в склеенном варианте) к ракете "Темп С" (СС-12) оперативно-тактического назначения, по технологии свободного литья. В 1965 году на этой же базе был начат серийный выпуск зарядов с поставкой на боевое дежурство в вооруженные силы.

Заряд 9Х118 был разработан коллективом Люберецкого института под руководством дважды Героя Социалистического Труда, академика Жукова Б. П.

В этот же период на заводе впервые была освоена технология приготовления еще одной рецептуры СТРТ. И начат серийный выпуск зарядов к двигателю авиационной ракеты К-40 (система "воздух-воздух" [Шутливо] .

В 1964 году сданы в эксплуатацию:
приготовление добавок;
смешение, формование;
полимеризация;
распрессовка;
дефектоскопия;
обезвреживание сточных вод;
выдержка, хранение зарядов;
мойка технологической оснастки.

В 1965 году введены в эксплуатацию:
подготовка окислителя;
подготовка жидко-вязких компонентов;
хранение контейнеров с окислителем;
смешение состава, формование зарядов методом свободного литья;
смешение состава, формование зарядов под давлением;
механическая обработка крупногабаритных зарядов.

Таким образом, к 1965 году на заводе были созданы мощности, обеспечивающие изготовление моноблочных крупногабаритных зарядов СТРТ по постоянной схеме.

В 1965 году на вновь созданных мощностях был освоен серийный выпуск моноблочных зарядов 9Х118.

С 1966 года на заводе отрабатывалась технология изготовления зарядов литьем под давлением на установке СНД-1000А. По данной технологии изготавливались заряды 15Х324, 15Х351, используемые для разведения головных частей ракеты (РГЧ).

В 1966 году сданы в эксплуатацию:
подготовка окислителя;
подготовка оснастки;
смешение и формование методом свободного литья;
полимеризация;
концевые операции;
хранение сыпучих полуфабрикатов;
дефектоскопия.

В 1967 году сданы в эксплуатацию:
изготовление малогабаритных изделий;
бронировка, концевые операции малогабаритных изделий;
лабораторно-испытательный корпус.

По мере ввода в эксплуатацию новых объектов промышленной базы, расширялась номенклатура выпускаемых зарядов, ускоренными темпами увеличивались объемы производства.

В 1967-1968 годах в связи с ростом объемов производства, повышением сложности управления многофункциональным технологическим процессом, все цеха приступили к работе по выпуску зарядов из СТРТ.

Новое оборудование для безопасной переработки топливных масс, новые рецептуры топлива, технология изготовления новых зарядов к ракетам различных классов и многие другие проблемы по тематике научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок впервые прошли отработку и проверку в промышленных условиях на Павлоградском химическом заводе и получили подтверждение об их работоспособности и технологичности.

Начиная с 1969 года, на заводе было начато освоение и подготовка к выпуску зарядов по заказам Военно-Морского Флота, для решения боевых задач на море, зарядов 4Ш-67; 85-РМД; 4Ш-85 для ракет "Аметист", "Метель".

Ракетные системы оказались настолько удачными, что их производство продолжалось в течение 20 лет, вплоть до закрытия производства, связанного с распадом Союза.

В 1969-1972 годах на заводе была отработана технология и начато серийное изготовление малогабаритных зарядов ракет, предназначенных для уничтожения воздушных, низколетящих целей - 9Х12, 9Х152, 9Х158, авиационных зарядов типа "воздух-воздух" 9А-46. Заряды изготавливались методом свободного литья под небольшим давлением на полуавтоматах заливки ПАЗ-1; ПАЗ-2; ПАЗ-3. Внедрение полуавтоматов позволило резко увеличить пропускную способность оборудования и обеспечить изготовление крупных партий зарядов, однородных по физико-механическим и баллистическим характеристикам.

Освоение и серийный выпуск зарядов 9Х152, а в дальнейшем 9Х159, для систем "Стрела", "Игла", является одной из важных и ярких страниц развития производства смесевого ракетного топлива на химзаводе. Потребность в "Стреле" была огромная. Этой системой комплектовались не только отечественные армейские подразделения, но и армии дружественных стран.

В начале 1970-х годов сложная политическая обстановка сложилась в странах Азии и Ближнего Востока. В Северном Вьетнаме, которому СССР оказывал большую экономическую и военную помощь, велись боевые действия. В борьбе с авиацией США особенно эффективно зарекомендовала себя система "Стрела".

В 1970-1972 годах в промышленных условиях была проверена возможность порционного формования крупногабаритных зарядов, что в дальнейшем легло в основу проектирования оборудования и создания технологии изготовления крупногабаритных твердотопливных ракет стратегического назначения.

В 1971-1972 годах по новой рецептуре на заводе была отработана технология, а в 1973 году, впервые в стране, был начат серийный выпуск специальных ракетных двигателей для радиотехнической защиты ракет, в частности двигатели "Сос" и "Выброс" для баллистических ракетных комплексов 15А14, 15А15.

За период с 1969 по 1975 год в производстве СТРТ заводом были освоены и поставлялись на вооружение 12 номенклатур зарядов к ракетам всех классов от 5 кг 8 тонн различного рецептурного составам и боевого применения.

В ракетной технике имеется одна деталь, без которой ни один ракетный комплекс не в состоянии выполнить поставленную боевую задачу. Деталь эта - пороховой воспламенитель ВАГ (воспламенитель алюминиевый герметичный).

Участок по их производству постоянно занимал передовые позиции в социалистических соревнованиях по заводу, городу и даже министерству.

За каких-то полтора десятка лет ракетная техника получила огромное развитие. В середине 1970-х годов перед промышленностью уже стояла задача об отработке и серийной поставке на вооружение твердотопливных ракетных комплексов, способных решать межконтинентальные задачи.

Постановлением ЦК КПСС Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам Павлоградский химический завод был определен головным заводом, заводом-изготовителем прочноскрепленных зарядов к двигателям I, II, III ступеней ракетных комплексов МБР РС-22 (SS-24) с ядерными боеголовками.

В 1979 году на существующих производственных мощностях заводом был освоен выпуск зарядов 15Х542 к двигательной установке II ступени, в 1980 году зарядов 15Х487 III ступени нового ракетного комплекса 15Ж58. До 1983 года были сданы в эксплуатацию здания новейшего производства:
смешение состава;
концевые операции;
распрессовка;
дефектоскопия;
полимеризация.

До 1986 года на заводе, совместно с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, велась отработка технологии изготовления крупногабаритных зарядов. Заряды поставлялись на сборочные базы для проведения всевозможных исследований, в том числе для летных испытаний.

С 1987 года завод перешел на серийный выпуск зарядов I, II, III ступеней для ракетного комплекса стратегического назначения. Ракетные комплексы МБР РС-22, оснащенные ядерными боеголовками, стоящие на боевом дежурстве, позволили руководителям государства вести переговоры на равных с любым государством.      

     
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-22 (в транспортно-пусковом контейнере)
створка наконечника обтекателя;
обтекатель головной части;
боевые блоки;
ступень разведения;
переходной отсек III ступени;
маршевый РДТТ III ступени;
соединительный отсек II ступени;
маршевый РДТТ II ступени;
выдвижной сопловой насадок маршевого РДТТ II ступени;
соединительный отсек I ступени;
маршевый РДТТ I ступени;
хвостовой отсек I ступени;
пороховой аккумулятор давления;
транспортно-пусковой контейнер (ТПК)


Ракета РС-22 в ТПК



Снаряженный корпус двигателя III ступени РС-22 с соплом

Потребность в ракетных комплексах, способных решать межконтинентальные задачи росла.

К концу 80-х годов становление производства смесевого твердого ракетного топлива было завершено. Были отработаны и серийно изготавливались заряды СТРТ весом от нескольких грамм до 50 тонн, и заряды для ракет, способных решать боевые задачи на суше, на море, в воздухе и в космосе. Все здания производства работали в полную силу.

В начале 1990 годов, в условиях резкого спада международной напряженности, был заключен ряд международных договоров о взаимном сокращении вооружений.

Объемы производства СТРТ начали сокращаться, а с распадом СССР (1991 г.) производство зарядов на основе смесевого твердого ракетного топлива было вообще прекращено.

В начале 90-х годов, в период распада СССР и преобразование бывших союзных республик в самостоятельные независимые государства в условиях спада резкой международной напряженности, был заключен целый ряд межгосударственных договоров о взаимном сокращении вооружений. Прежде всего, это касалось ядерного оружия и средств его доставки, т. е. Межконтинентальных баллистических ракет. Несмотря на большую техническую сложность ликвидации ракетных систем, были установлены жесткие сроки реализации заключенных договоров.

В рамках Соглашения о совместном уменьшении угрозы, заключенного между Украиной и США, была разработана и утверждена "Государственная программа поэтапного сокращения и ликвидации боевых ракетных комплексов".

Объединение ПО "ПХЗ" в бывшем СССР являлось крупнейшим заводом по изготовлению ракетных топлив и после преобразования Украины в независимое государство оказалось единственным заводом такого профиля в стране. Поэтому, вполне естественно, что ПО "ПХЗ" было определено головным заводом по утилизации ракетных топлив. Предстояло уничтожить нами же изготовленное ракетное топливо.

С первых шагов были выработанны принципы подхода к решению поставленной задачи:
техническая и экологическая безопасность способа утилизации;
экономическая целесообразность;
совмещение проекта утилизации с технологией промышленных взрывчатых веществ;
реализация проекта утилизации с максимальным использованием производственных возможностей.

В соответствии с Соглашениями между Украиной и США была достигнута договоренность об оказании помощи правительству Украины при ликвидации межконтинентальных ракетных систем. На этой основе начались рабочие встречи с представителями Министерства обороны США и консультации с фирмами США, имеющими опыт в ликвидации ракетных топлив.

В августе 1998 года на завод была доставлена третья ступень одной из ракет, из которой предстояло извлечь образцы топлива для исследований. Учитывая особую опасность этой операции, были предусмотрены максимально возможные меры предосторожности и безопасности.

Во второй половине августа были завезены вторая и первая ступени ракет и из них также извлечено запланированное количество топлива. В сентябре работы по вырезке топлива были завершены.

Было запланировано и проведено более 7000 экспериментов по 17 направлениям. В это число входят испытания топлив и ВВ на их основе по определению термической стойкости, взрывчатых характеристик, химической стойкости, физико-механических характеристик, скорости горения при различных условиях, чувствительности к механической обработке, чувствительности к электростатическому разряду. Многие из вышеперечисленных характеристик ракетных топлив и промышленных ВВ на их основе, кроме положительных температур определялись и при очень низких температурах. Весь объем таких испытаний в едином комплексе проблем до этого не проводился ни в одном НИИ и впервые в Украине был выполнен нашим объединением.

В мировой практике существуют два метода ликвидации ракетных топлив. Первый метод-это сжигание топлива ракетных двигателей на специально оборудованных стендах. Второй метод-извлечение фрагментов топлива из корпусов двигателя различными способами с последующим использованием в качестве энергетической добавки в промышленных ВВ.

Проведенными работами, технически и экономически обоснованных, было показано, что наиболее приемлемым методом утилизации является способ извлечения ракетного топлива и его использование в качестве компонента промышленных ВВ. такая технология с высокой степенью технической и экологической безопасности позволяет возвратить часть материальных ценностей в народное хозяйство в виде промышленных ВВ. Внедрение указанной технологии может стимулировать развитие ряда отраслей промышленности Украины, открывает большие перспективы для развития завода.

Основную, более сложную, часть работы по утилизации ракетных топлив и боеприпасов, развитию технологий современных и перспективных промышленных ВВ с использованием утилизированных взрывчатых материалов предстояло осваивать в последующие годы.

Решение всего комплекса вопросов открывало широкую перспективу по возрождению коллектива на новом, более современном витке развития технологий, задачи которых и предстоит решать нам - молодым специалистам, пришедшим на заводы после окончания высших учебных заведений
ЛИТЕРАТУРА
70 лет ПО "Павлоградский химический завод". (Очерки истории завода). - Курск: Павлоград, 1999. - 280 с. с илл. (с. 74-101, 157-168 )
75 лет ПО "Павлоградский химический завод". - Курск: Павлоград, 2004. - 112 с. илл. (с. 56-58 )
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Это что получается? Смесевое топливо у нас цельнотянутое?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

ЦитироватьЭто что получается? Смесевое топливо у нас цельнотянутое?

Почему-то я был уверен, что встречу здесь ваш комментарий с точно таким комментарием... :roll:

Старый

ЦитироватьПочему-то я был уверен, что встречу здесь ваш комментарий с точно таким комментарием... :roll:
Ты проницателен как никто!  :P
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Кстати. Джентльмены, давно хочу узнать но не знаю кого спросить: зачем у нас корпуса РДТТ разрисованы квадратами с буквенно-цифровой маркировкой?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

m-s Gelezniak

ЦитироватьКстати. Джентльмены, давно хочу узнать но не знаю кого спросить: зачем у нас корпуса РДТТ разрисованы квадратами с буквенно-цифровой маркировкой?
Для диагностики и паспортизации (толщина.. итд)
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Старый

Цитировать
ЦитироватьКстати. Джентльмены, давно хочу узнать но не знаю кого спросить: зачем у нас корпуса РДТТ разрисованы квадратами с буквенно-цифровой маркировкой?
Для диагностики и паспортизации (толщина.. итд)
Это точно или предположение?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьКстати. Джентльмены, давно хочу узнать но не знаю кого спросить: зачем у нас корпуса РДТТ разрисованы квадратами с буквенно-цифровой маркировкой?
Для диагностики и паспортизации (толщина.. итд)
Это точно или предположение?
По литым, лянутым, мотанным баллонам, корпусам (зависит от приёмки).
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Старый

Это точно для диагностики и паспортизации? Или это ваше предположение?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

m-s Gelezniak

ЦитироватьЭто точно для диагностики и паспортизации? Или это ваше предположение?
:? По баллонам ВВД точно.
Но сетка не всегда есть.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Nikola

Цитироватьзачем у нас корпуса РДТТ разрисованы квадратами с буквенно-цифровой маркировкой?
Датчики там стоят. Надо же в конце концов знать как ТРТ выгорает.

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитироватьзачем у нас корпуса РДТТ разрисованы квадратами с буквенно-цифровой маркировкой?
Датчики там стоят. Надо же в конце концов знать как ТРТ выгорает.
Тоже самое можно (иногда :) ) увидеть на жидкосных баках.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...