Книги по космонавтике

Автор kio7, 07.08.2008 11:22:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Fakir

ЦитироватьПеределал книжку по технологии clearscan + добавил оглавление:

Спасибо, это намного удобнее оригинала!

А в дежавю не собираетесь переделывать? :)

Дмитрий В.

Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

vadimir

ЦитироватьВы не против, если я выложу тут 10 заповедей сканирующего? Скачал где-то. Написано уж больно сурово-радикально, (я не все заповеди соблюдаю), но в целом - правильно.
PS. Ссылка на Марс - не работает (не существует файл)
Выкладывайте, посмотрим
Уже 11 человек скачали

vadimir

Кстати, немного не по теме, но вышла в сеть книжка:
Августинович В. Г.  Битва за скорость. Великая война авиамоторов
ищите на просторах инета

Leroy

ЦитироватьКстати, немного не по теме, но вышла в сеть книжка:
Августинович В. Г.  Битва за скорость. Великая война авиамоторов
ищите на просторах инета
ИМХО, очень толковая историческая книга. Рекомендую!

Fakir

Цитировать
ЦитироватьЯ скачал:
http://letitbit.net/download/76351.79fcd8dd2cfb3802fa62001210fb/Pilotirumaya_e_kspediciya_na_Mars_(ru).rar.html

Запрашиваемая вами страница не существует!


 :cry:

Просто надо не тыкать в ссылку, а ПОЛНОСТЬЮ перекопировать ссылку в адресную строку - до "rar.html" включительно.

hlynin

ЦитироватьДесять заповедей начинающего сканировщика
1. Делай хорошо, плохо само получится . Не надейся на исправление косяков при сканировании с помощью софта. Лучше пересканировать кривые страницы, нежели пытаться потом их исправить.

2. Белое всегда должно быть белым, а черное черным. Пять минут, потраченные на подбор яркости и контрастности перед сканированием, окупят себя минимальным трудом по завершении сканирования. Запомни, лучше день потерять, потом за пять минут долететь (с).

3. Всегда используй для текста, схем, чертежей и других черно-белых изображений только и только tif, лучше серый. Никаких jpg, gif и прочей экзотики, никаких и никогда! Для черно-белого изображения с разрешением не ниже 600 dpi подойдет tif Fax4, он же CCITT G4, для серого и цветного (если нужно качество) используй tif LZW. В крайнем случае несжатый tif, но позаботься о достатке места на винте. По возможности не используй pdf, особенно в FineReader и уж ни в коем случае не выбирай jpg для уменьшения размера. Никто не осудит за сто мегов отличного качества, но все выругают за десяток мегов грязных, кривых jpg, пусть даже там есть текстовый слой.

4. Твердо запомни, что сканирования с разрешением меньше 300 dpi для тебя не существует! Сканы бывают от 300 dpi и выше. Все остальное - мусор, годный только для отправки в корзину.

5. В сканировании не бывает слишком больших файлов, если все сделано качественно. Ужать файлы можно многими способами, а вот сделать из маленького дерьма большую конфету еще никому не удавалось.

6. Не используй для сканирования FineReader любых версий, он обязательно начнет исправлять изображение и безвозвратно изувечит его. Если хочется сканировать на автомате, то есть другие способы.

7. Старайся все операции по сканированию свести к однотипным, которые не требуют умственных усилий. Это не страшно и не больно - сидишь и переворачиваешь страницы книги, слушая в это время хорошую музыку. Не отвлекайся, если страница легла криво, просто пересканируй ее тут же. Переименовать файлы в нужном порядке можно за секунды, выбиться из ритма легко, а вернуться в него трудно.

8. Глаза боятся, руки делают. Не смущайся сотнями и тысячами страниц, другие сканируют и побольше, чем ты хуже других? Если затошнило от сканирования, сделай перерыв и отдохни. Только не на многие годы .

9. После окончания сканирования обязательно сохрани все сканы до обработки на другой винт или болванку. Потерять труд многих часов, а то и дней, куда дороже, нежели потратить незначительную сумму на CD/DVD болванку.

10. Критически оценивай свои сканы. Если сам себе признаешься что сделано плохо, то еще не все потеряно. Принцип "и так сойдет, и так мне все будут ноги целовать" никого до добра не доводил. Лучше еще раз стиснув зубы сделать все заново, нежели выложить откровенную халтуру.

vadimir

hlynin
Такого не встречал
Цитировать2. Белое всегда должно быть белым, а черное черным. Пять минут, потраченные на подбор яркости и контрастности перед сканированием, окупят себя минимальным трудом по завершении сканирования.
Вредная фигня, драйвер сканера завсегда хуже сделает, чем кромсатор или скантейлор. Тут важно сохранить максимальный динамический диапазон скана.
Цитировать7. Старайся все операции по сканированию свести к однотипным, которые не требуют умственных усилий. Это не страшно и не больно - сидишь и переворачиваешь страницы книги, слушая в это время хорошую музыку. Не отвлекайся, если страница легла криво, просто пересканируй ее тут же. Переименовать файлы в нужном порядке можно за секунды, выбиться из ритма легко, а вернуться в него трудно.
Кромсатор прекрасно выравнивает страницы, в том то и прелесть, что бухаешь книжку на сканер, практически не задумываясь.

hlynin

Ага, согласен.
Но вот я не привык делать в программе сканера, делаю в FR (сканирую),ну, предобработку отключаю, если не забываю - как это?

PS. Книгу скачал, просто что-то мышка не цепляла адрес полностью.

vadimir

ЦитироватьАга, согласен.
Но вот я не привык делать в программе сканера, делаю в FR (сканирую)
Не знаю как в 10-ке, но в более ранних версиях, ФР корежил строки и сжимал джипегом. Но если делается для распознования, то это не критично.

Иван Моисеев

ЦитироватьPS. Ссылка на Марс - не работает ...
Цитировать"Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну  сослать  в киргизское селение  Байконур ".
PS. Я скопировал URL в адресную строку - все ОК.
im

hlynin

Не может ли кто осветить такую проблему:
FR10 выдаёт внутреннюю ошибку при кодировании в pdf, а в pdf/A кодирует нормально. Но файл, естественно, больше.
Все сканы на 600 серые хорошие, хотя и с распознанной старой орфографией.

Вадим Лукашевич

По моим сведениям, вчера в редакцию завезли книги Г.П.Понамарева

Lin

ЦитироватьПо моим сведениям, вчера в редакцию завезли книги Г.П.Понамарева
Сегодня вечером "Байконур. Прыжок в космическую бездну" и "Судьба моряка в песках Байконура" появятся в подарини.
http://www.podarini.ru/index.php?categoryID=85
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

vadimir

Поступило предложение выложить скан книги  
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб
Ну и к слову, не много не по теме, вышла книжка, написанная специалистами Энергомаша Прикладная газодинамика. Б.И. Каторгин, А.С. Киселев, Л.Е. Стернин, В.К. Чванов
ищите на просторах интернета

Старый

ЦитироватьПоступило предложение выложить скан книги  
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб
Интересная. Жаль тема ранних двигателей Исаева не раскрыта.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Зато раскрыта тема поздних двигателей Севрука.

vadimir, огромное Вам спасибо!  :wink:
Я Ваш должник.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Владимирович

Цитировать
ЦитироватьПо моим сведениям, вчера в редакцию завезли книги Г.П.Понамарева
Сегодня вечером "Байконур. Прыжок в космическую бездну" и "Судьба моряка в песках Байконура" появятся в подарини.
http://www.podarini.ru/index.php?categoryID=85

Может есть очевидцы...достойны ли эти книги прочтения, если прочитанно множество подобных?

Вадим Лукашевич

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПо моим сведениям, вчера в редакцию завезли книги Г.П.Понамарева
Сегодня вечером "Байконур. Прыжок в космическую бездну" и "Судьба моряка в песках Байконура" появятся в подарини.
http://www.podarini.ru/index.php?categoryID=85
Может есть очевидцы...достойны ли эти книги прочтения, если прочитанно множество подобных?
Решайте сами:
Цитировать16.5  Высокое начальство, как любопытствующий субъект

После проведенных работ на УКСС по примерке «Энергии»,  ее динамическим испытаниям и проведению заправок, оставалось испытать систему дожигания выбросов не прореагировавшего (не сгоревшего, если угодно) водорода. И кислород, и водород относятся к так называемой несамовоспламеняющейся паре компонентов ракетного топлива - водород-кислород. Их следует   поджигать наподобие того, как это обычно делают при помощи электрозажигалки домашние хозяйки при поджиге бытового газа в кухонной плите.  Какая-то часть водорода до его воспламенения в ракетном двигателе, выбрасывалась наружу, как говорят специалисты, «не успев прореагировать». Вот  этот взрывоопасный компонент топлива и следовало сжечь, точнее, дожечь, не дав ему возможности взорваться при  достижении соответствующей концентрации.
  Ракета «Энергия» имела такую систему дожигания. Как и было специально построено напротив сооружения 45/75(технологический блок системы переохлаждения винила- Авт.)  специальное сооружение- площадка дожигания винила (водорода). Оно конструктивно внешне отличалось  трубой большого диаметра, выполненной из нержавеющей стали. Высота этой трубы была  равна примерно высоте  нескольким этажам обычной многоэтажки. На одном из  испытаний системы дожигания, когда все его участвующие в  этой работе, были удалены с 250 площадке и находились в 60 сооружении за 4 км. от УКСС (кроме командира роты охраны старшего лейтенанта Нургалиева,  и часового, размещенных в бетонном укрытии перед въездом на комплекс - Авт.), присутствовал и начальник ГУКОС генерал-полковник   Максимов.  Генерал Гудилин в командном пункте управления  перед началом испытаний оживленно что-то обсуждал с министром Баклановым и другими лицами, а Максимов наклонился ко мне и тихонько сказал мне на ухо: » Командир! Машина далеко у тебя стоит»?

 Отвечаю, что за сооружением. Максимов неожиданно  встает и говорит всем, что отлучится ненадолго с командиром. Вышли из командного пункта и возле машины Максимов говорит мне, что хотел бы посмотреть на поджиг водорода на площадке дожигания водорода. Я говорю  Максимову, хорошо зная, что он не очень –то переносит возражений, что находиться на 250 площадке в этот момент не положено никому, даже ему. Максимов в ответ мне: « Кто  здесь начальник, а кто подчиненный? Поехали». Приехали к воротам 250 площадки. Вышел из машины. Приказал Нургалиеву, который, как и часовой был вооружен автоматом, пропустить нас. Нургалиев,  было открыл  рот, чтобы сказать, что вот-вот произойдет поджиг водорода, но под моим взглядом закрыл его. Открыл ворота и пропустил нас на 250 площадку. Доехали практически до нулевой отметки. Остановились по моей команде. Максимов вышел из машины УАЗ-469, а я, перед тем, как выйти за Максимовым вслед, сказал водителю: «Держи нас все время в поле зрения. Обстановка сложная и опасная, действуй по обстановке». Тот, кто бывал на безлюдном старте, когда в стартово- пусковом устройстве стоит 60 м. высоты ракета, которая, как живая, как бы «дышит» - слышится свист  в магистралях, срабатывают с громким стуком мощные клапаны, на заправочно-дренажной мачте идет своя технической формы жизнь, меня поймет: несколько жутковато и непривычно находиться рядом с ракетой, когда рядом с тобой  нет большого количества людей. Остановились у ракеты, Максимов внимательно оглядел ее, окинул взглядом заправочно-дренажную мачту.

 Молча, не произнося ни слова, направились поближе к  сооружению 1- 10Б. Я прервал затянувшееся молчание, посмотрел на часы и говорю Максимову: « Вот  сейчас...» Договорить не успел. Раздался не хлопок, как обычно рассказывают в подобных случаях, а сильный  взрыв. Пламя из трубы по цвету очень похожее на абсолютно желтое сливочное масло (правда, сейчас такого масла уже не производят - Авт.), взметнулось очень высоко. Водород горел с большим шумом, точнее, это был страшной силы гул. От неожиданности Максимов глубоко присел, а я невольно пригнулся. Я подошел к нему, чтобы помочь подняться. Максимов отстранил меня рукой, поднялся и сказал на морском слэнге куда мы с ним должны были идти в эту минуту. Но мы пошли к машине, которую мой расторопный водитель успел подогнать как можно ближе к нам. Молча доехали до 60 сооружения. Максимов при выходе из машины задает мне вопрос: «Как ты думаешь, нас по телевизионной системе наблюдения видели»? Ответ мой был, что нас, возможно, не видели - очень уж не хотелось огорчать Максимова, что нас видели. Но нас то ли видели,  то ли нет, но в  присутствии  Максимова промолчали об этом эпизоде  - кто же будет  из-за этого обострять отношения с командующим (по сути) космическими силами? Но и мне никто не стал пенять на то, что были грубо нарушены меры безопасности во время поджига водорода, хорошо понимая, что я в этой ситуации был человек подневольным. Видели, конечно, но промолчали для пользы дела.      

Цитировать18.3  Готовимся к встрече Горбачева

  Нам, разумеется,  официально никто  не объявлял, что в мае 1987 г.  ожидается приезд на Байконур Михаила Горбачева. Все происходило на уровне слухов и вбрасывании фраз, что, вполне возможно, что на Байконур прилетит Горбачев. Но я понимал, что приблизительно  только так  это происходило реально в высшем эшелоне власти страны, когда по ряду соображений тебя просто не информируют, например, о возможном приезде Горбачева на универсальный комплекс «Стенд»- «Старт». Весь апрель на  УКСС, да и на других комплексах также,  которые были выбраны для показа Генсеку, работал секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам Лев Николаевич Зайков. Во время осмотра им помещений командного пункта я представился ему. В этот раз отрабатывался маршрут передвижения Горбачева по командному пункту запуска «Энергии», если тот выразит желание осмотреть, например, зал операторов с огромными световыми табло, отображающими ход  подготовки и проведения заправки, например, или  командный зал  в 322 помещении, откуда и шло управление подготовкой и пуском «Энергии».  Зайков задал тогда всего один вопрос: все ли мне ясно? Мой ответ, как военного человека, прозвучал в стиле вопроса: «Так точно»!  Тогда мы все после этого обхода окончательно осознали, что, очевидно Генсек, проявивший все-таки  интерес к многоразовой  космической транспортной системе в частности, и к Байконуру в целом ( злые языки говорили, что это случилось спонтанно, якобы в минуты  внезапного политического озарения), и примет участие в пуске «Энергии», заодно ознакомившись с полигоном.

Сразу же зашевелились все, начальники и подчиненные, военные и гражданские, как говорят в таких случаях в Вооруженных силах «со страшной силой». Главное политуправление обнаружило, что по части наглядной агитации вся страна перестроилась,  наглядными средствами агитируя за так называемую перестройку, разве что, кроме космодрома- полигона Байконур. Строители, надеялись на то, что им удастся так и не выполнить до конца начатую ими планировку двух площадок, 250 и 250 А общей площадью 468 га, и  спокойно уйти от этого после пуска «Энергии»- «Скиф» -  все принято, пуск выполнен, какие еще такие, мол, претензии к строителям? Рассчитывали они, очевидно, также и на то, что строительный мусор в радиусе до 8-10 км. вокруг 250 и 250А площадок, хорошо просматриваемый из окон комфортабельного автобуса с высоко расположенными сидениями, их никто после пуска не заставит вывезти на свалку.  А так бы и было, не засобирайся Горбачев на Байконур. Действительно, Горбачев вместе со свитой передвигался по дорогам Байконура в комфортабельном автобусе с высоко расположенными сидениями. И состояние порядка перед его приездом контролировалось с аналогичного автобуса. Лично я был этим очень доволен – никогда бы на Байконуре толком не убрали бы весь этот мусор, накопившийся с времен последнего приезда на космодром Леонида Брежнева, если бы не приезд Генсека Горбачева. Брежнев ездил часто, не давая возможности образовываться  строительным свалкам хотя бы на видных местах.

Какая там экология в пустыне да еще в те времена! Но, военные строители охнули, и стали также суетиться изо всех оставшихся сил. В этой связи интересно, как была решена задача по планировке территории на 250 и 250 А площадках. Чтобы расставить акценты, следует сказать, что проведение планировки на ракетно-космическом комплексе – это, в первую очередь, создание условий для удаления со всей его территории поверхностных вод. Отсюда и требование к тому, чтобы не было ям, неровностей поверхности, которые бы способствовали скоплению воды на территории УКСС   на площади 468 га. О какой-то там ландшафтной красоте на УКСС в данном случае даже не думали.  Да я и не собирался садить  цветочки ( план озеленения  УКСС в Генплан, кстати, не входил по проекту- это же вылилось бы в огромную сумму денег- Авт.) на такой  территории  – у многих есть дачи, сотки или у «крутых» даже целый гектар или несколько земли. И все хорошо знают, сколько сил и времени отнимают у дачников необходимость содержания в порядке даже маленького клочка земли.  Звонит мне начальник УНРа полковник Черненко по кличке «Борода», и говорит: « Давай я дам тебе солдата с бульдозером, который по твоим указаниям и спланирует к приезду Генсека территорию». Отвечаю, что беру с удовольствием: не каждый день тебе предлагают бульдозер да еще с солдатом-бульдозеристом вместе, да еще на неопределенный срок. Срок возврата у Черненко прозвучал так: «Как сделаешь, вернешь». Уже по приезду в Киев, включив как-то вечером телевизор, увидел этого замечательного специалиста-строителя, как всегда улыбчивого и выдержанного  (он всегда старался быть им, точнее говоря),   Черненко. Его хвалили за работу, проделанную им не то в Винницкой области, не то в Черниговской. И я обрадовался этой, пусть на телевизионной картинке, встрече с ним на Украине из серийных воспоминаний «Бойцы вспоминают минувшие дни...» А  дальнейший текст  этого четверостишия у всех и по содержанию, и по смыслу разный, но приятный для всех без исключения.

К вечеру  на УКСС прибыл солдат и доложил дежурному по КПП, что к работе готов. Тот позвонил мне. Я сразу же перезвонил  начальнику дежурной технической смены комплекса, приказал обустроить его, как своего солдата и, простите за прозу жизни, осмотреть его на предмет педикулеза и определить временно в пожарную команду с включением в списки, в том числе и список, зачитываемый на вечерней поверке. Вшей у солдата- строителя, к счастью, не было. Если кто-то поморщится при  упоминаниях о вшах и у него может зародиться мысль, что армия у нас была вшивой, то хотелось бы обратить внимание всех, что вши периодически появляются  в детских дошкольных и школьных заведений, интернатах. И это известно всем. Как только внимание воспитателей, школьных учителей и медицинского персонала и родителей,  которые и должны следить за чистотой волосяных покровов детей, ослабнет, жди беды. В домашних условиях такой строгий контроль осуществляет мать ребенка. У меня в ОИИЧ за все годы командования ОИИЧ вшей не было.  Это легко проверяется, в том числе по всем остальным рассказанным эпизодам из жизни  нашей ОИИЧ - в России и Украине проживают много моих бывших сослуживцев из числа солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, которые просто не дадут сказать неправды.

 А вшей у моих подчиненных солдат и сержантов не было никогда,   хотя бы потому, что  почти   в каждом сооружении комплекса  имелись душевые с холодной и горячей водой, где можно было вымыться в любое время суток, даже при несении дежурства на комплексе.  А командиры и врачи  обращали пристальное внимание на чистоту тела, нательного и постельного белья и состояние волосяного покрова солдат и сержантов срочной службы. В течение недели, я, как командир части проверял одно из   казарменных помещений на предмет чистоты и поддержания внутреннего порядка, не забывая проверить и чистоту постельного белья - 10-15 минут времени для этого выкроить в течение длинного, порядка 12-14 часового командирского дня, мне не составляло особого труда. Кроме того, постоянно   контролировалось врачами и офицерами части наличие чистого белья на военнослужащих срочной службы. Но за эти душевые я просто еще раз скажу вслух  сердечное  спасибо главному инженеру ГИПРоМаша  Борису Николаевичу Черкасову и главному инженеру военного проектного института ЦПИ-31, фамилию которого, к сожалению, мне так не удалось вспомнить.

Дело в том, что  душевые, как штатная принадлежность сооружения или здания, были  обязательными только для тех сооружений, в которых были размещены технологические и специальные технические системы, после проведения работ на которых, по существующим санитарным нормам, требовался обязательный прием душа обслуживающим персоналом. Как сказал мне тогда Борис Николаевич на мою просьбу ввести в проект ряда зданий душевые, что в принципе это «дело копеечное, но   нужное»,  и он постарается изыскать такие возможности. Черкасов изыскал, потому что  захотел этого. Возвращаясь к вопросу размещения солдата-строителя на местожительство,   я  не поленился позвонить еще и начальнику пожарной команды лейтенанту Евгению Трофимову. Его пожарная команда  территориально проживала не вместе со всей частью, а была размещена на отдельно расположенной территории на  250А площадке  в специально спроектированном  сооружении - на первом этаже - пожарные автомобили, на втором спальное помещение, кухня со столовой и кладовой для хранения имущества и т.п. Я приказал Трофимову  организовать солдату-строителю  посещение душа,  выдать солдату-строителю чистые белье и обмундирование  второго срока из подменного фонда, определить место для сна вместе с солдатами-пожарными и взять у солдата аттестат на продовольственное питание, а также выполнить  все, что я уже передал начальнику дежурной технической смены комплекса.

 Продовольственного аттестата, конечно, у солдата не оказалось – не выдали, и все. Бывает так иногда у строителей. Найти возможность накормить  еще одного солдату при числе питающихся более тысячи человек, не составило труда. Солдат- строитель начал работу очень хорошо. Однако, спустя всего несколько дней, он, как мог, начал всячески   затягивать выполнение работы,  чиня якобы сломавшийся бульдозер, пока я не сообразил, что ему не хочется возвращаться к себе в военно-строительный отряд, и   он просто затягивает время. А поэтому он, по его логике, должен был работать, как можно дольше. Если бы кто – то из посторонних людей, не связанных с прохождением военной службы,  видел,  с какой скоростью, например, солдат подметает (убирает) казарму или закрепленную территорию, то он бы наверняка подумал, что темп работы очень медленный. Практически так оно и есть: солдат, если его не контролировать, будет выполнять эту рутинную работу, исходя из того, срок его службы составлял два года на то время.   Подъехал к солдату- бульдозеристу, где он под контролем офицера нашей части планировал территорию и поговорил с ним, пообещав, что после окончания  работы, он еще несколько суток будет отдыхать в части - нечто подобное отпуску при части.

 Это явилось для него таким стимулом, что огромная по объему работа была  выполнена процентов на 60.  Солдат отдохнул,  округлился и даже написал рапорт о том, что просит принять его в часть, обязуясь служить честно - это уже научили мои солдаты, как я понял из расспросов. Пришлось объяснять ему, что это не в моих силах. Спланировать всю территорию нам в это раз так и не удалось: строители не выдержали характера и попросили вернуть солдата с бульдозером к ним. Солдата отправил в часть уже вместе со своим офицером, сказал спасибо «Бороде»-  до приезда Горбачева оставался день-другой. На второй или третий день после объявления, что на Байконур прилетает Горбачев, на полигоне  появились «летучие отряды» военных  строителей. Технически они были хорошо оснащены: кран на автомобильном шасси, грузовая автомашина, пять-десять солдат с лопатами, ломами и кувалдами, чтобы разбивать бетонные глыбы на куски поменьше и вывозить их на свалку, а также компрессор с перфораторами на тот случай, если кувалдой  было невозможно разбить большие глыбы. Но у строителей была своя логика работы. Ведь  как поступал военный водитель-строитель, когда он привозил бетон, а укладывать его было или некому, или бетон был нужен не здесь, а в другом месте - диспетчер, например, ошибся или был невнимателен? Ждать, когда в кузове самосвала он схватится в одну монолитную глыбу, нельзя, отвозить на бетонный узел - пережог бензина и потеря времени (солдаты-строители находятся на хозрасчете- они зарабатывают себе на все- форму одежды, питание и т. д. - Авт.). В таких случаях водитель отъезжает в сторону, чтобы его никто не видел и выгружает в пустынную степь бетон, асфальт.  Вот и вся логика.  А летучие отряды начали уборку строительного мусора вплоть до  забракованных бетонных конструкций и  брошенных в степи, старым солдатским способом - они рыли огромные ямы и сталкивали его в них или он сам сползал в них, скользя по песку.  Вмешались в этот никуда негодный процесс вывоза строительного мусора и попытались не допускать этого. Но эта работа шла с переменным успехом.

 Особенно мы были бдительны, если это касалось самой территории УКСС, обнесенной рядами колючей проволоки. Спустя неделю  после уборки территории начались контрольные проверки штабом полигона, ГУКОСом, а затем уровень  «проверяющих» внешний порядок  подняли. Жизнь замерла на сутки - двое, превратившись в сплошную уборку и нервотрепку: в мусоре все профессора. Работа по изготовлению циклопических сооружений на видных местах о пользе перестройки кипела днем и ночью. Эта операция «  Чистота» и «Наглядная агитация»  нас почти добила, но выдержали  и ее - в чистоте понимают, как знает каждый, понимают все. Но лично я был рад этой суете и проявлению небывалой активности в части наведения элементарного порядка по случаю приезда Горбачева на полигон. Разумеется, с течением времени, лет так,  через 5-6,  порядок был бы наведен, но только на территории комплекса. А вся прилегающая территория к нему оставалась бы в крайне неприглядном виде. По моему мнению, от приезда Горбачева на полигон была   большая польза - вычистили все, что сумели, как на площадках, так и в городе Ленинске, часто  называемым, по старинке испытателями «десятой площадкой» или «десяткой». Почистили свои ракетно-космические перья на фоне ведущихся ежедневно опытно-испытательных работ, которые в нашей среде носили название «специальных».