Солнечные батареи для КА - кто в России производит?

Автор hlynin, 08.04.2011 10:38:36

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Хунвэйбин

Цитатаzandr написал:
Наиболее ярким достижением в области импортозамещения можно считать создание производства сотового заполнителя. Совместно с партнёрами Решетнёвская фирма организовала его производство в Железногорске. На площадях «НПО ПМ - Малое КБ» смонтировано оборудование, позволяющее обеспечить нужды «ИСС» в материале, без которого сегодня немыслимы конструкции современных спутников. При этом сотовый заполнитель космического применения наши партнёры готовы поставлять и по заказам других предприятий.

Постом выше- панель солнечной батареи типа каркас-сетеполотно, в этом посте- трехслойка. В ИСС делают и такие и такие? 

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-487.pdf
ЦитатаКрыло для метеоролога
На предприятии стартовала работа по изготовлению солнечной бата­реи для очередного космического аппарата «Электро-Л». Он создаётся На­учно-производственным объединением имени С. А. Лавочкина (г. Химки, Московская область). Это будет уже пятый спутник серии, оснащённый солнечной батареей производства компании «ИСС».
Подмосковное НПО известно, прежде всего, как производитель научно-ис­следовательских космических аппаратов. Предназначение «Электро-Л» - обеспе­чение с геостационарной орбиты гидро­метеорологической информацией, вклю­чая мониторинг климата, экологический контроль, анализ и прогноз состояния ак­ваторий морей и океанов, а также анализ и прогноз явлений космической погоды.
Метеоспутник оснащается одним крылом солнечной батареи, состоящим из трёх панелей. Специалисты Решетнёвской фирмы начали изготовление каркасов панелей из полимерных ком­позиционных материалов. Готовые угле­пластиковые каркасы будут оснащены фотоэлементами на основе арсенида галлия на смежном предприятии - ПАО «Сатурн». Для крепления фотоэлементов предусмотрена композитная струнная подложка. Таким образом, конструк­торские решения и выбор материалов каркасов обеспечивают максимальную прочность при снижении массы основно­го источника электропитания.
Планируется, что солнечная батарея для метеоспутника будет поставлена за­казчику до конца года.

За последние десять лет решетнёвцы оснащают солнечной батареей пятый метеоспутник «Электро-Л»

АниКей

hightech.plus

Перовскитовые фотоэлементы стали коммерчески выгодными


Команда ученых из Австралии вырвалась вперед в гонке разработчиков максимально дешевых, гибких и производительных солнечных элементов. Созданный ею экспериментальный фотоэлемент на основе перовскита с очень простой, но эффективной защитой от разрушения, успешно прошел серию испытаний в условиях высокой температуры и влажности. Это открывает перовскитам дорогу на массовый рынок.
Взяв за основу кристалл перовскита, ученые из Университета Сиднея и Университета Нового Южного Уэльса обнаружили, что простое покрытие из стекла и синтетической резины эффективно защищает фотоэлемент от разрушения, пишет Guardian.
Цитата: undefined«Перовскиты -- действительно очень перспективный материал для солнечной энергетики, -- пояснила профессор Анита Хо-Бейли. -- Он недорогой, в 500 раз более тонкий, чем кремний, и поэтому гибкий и чрезвычайно легкий. Также у него невероятные энергетические свойства и высокий коэффициент преобразования солнечной энергии».
Ученые разных стран исследуют возможности перовскита на протяжении последних десяти лет, и уже повысили его эффективность примерно до 25% -- кремниевым элементам понадобилось на это 40 лет.
Однако при нагревании перовскитовые кристаллы разрушаются намного быстрее кремниевых. Первые фотоэлементы из перовскитов служили всего несколько дней. Понятно, что в таком виде для массового производства они не годятся.
Цитата: undefinedАвстралийские ученые придумали, как защитить фотоэлемент. Они разработали покрытие из дешевого стекла и синтетического каучука, а затем испытали его в серии из трех тестов, подвергая элемент воздействию температуры от -40 С до +85 С, а также высокой влажности.
По словам исследователей, это первый в мире случай, когда перовскитовый фотоэлемент прошел все три теста без дорогостоящих защитных покрытий. «Перовскиты открывают дорогу на рынок невиданным доселе образом. Они легкие, гибкие, их можно сгибать и сворачивать в трубочку, -- сказала Хо-Бейли. -- Теперь для нас нет преград».
Другую проблему перовскитовых солнечных элементов удалось решить ученым из США. Они научились минимизировать последствия возможных протечек свинца, который используется в наиболее эффективных гибридных перовскитах.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-494.pdf
Цитата: undefinedЛегкокрылый «Электро»
Компания «ИСС» создаёт источник энергии для российского метеоспутника
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Солнечная батарея производства нашего предприятия обеспечит электроэнергией очередной космический аппарат российской гидрометеорологической системы «Электро». Это уже четвёртый контракт Решетнёвской фирмы на поставку солнечных батарей для метеоспутников производства НПО им. С. А. Лавочкина. Всего спутников «Электро-Л» в гидрометеорологической системе предусмотрено пять, на орбиту запущено уже три. И на каждый аппарат устанавливается солнечная батарея, созданная в компании «ИСС». Такая стабильность в получении заказов - показатель надёжности и высоких эксплуатационных свойств продукции компании «ИСС».
Крыло солнечной батареи спутников серии «Электро-Л» состоит из трёх сегментов. Они представляют собой полужёсткие углепластиковые каркасы, на которые натянуты струны. Эта разработка решетнёвцев уникальна по своей массе. «Она меньше килограмма на квадратный метр, - рассказывает специалист сектора лабораторно-отработочных испытаний отдела бортовых систем электропитания Владимир Шанаврин. - На эту подложку устанавливаются трёхкаскадные арсенид-галлиевые преобразователи, которые имеют максимальный КПД и обеспечивают очень высокие показаели солнечной батареи с точки зрения выдаваемой мощности».
К настоящему моменту собранные каркасы солнечной батареи нового метеоспутника «Электро-Л» отправлены из Решетнёвской фирмы на смежное предприятие - ПАО «Сатурн» (г. Краснодар), где их оснастят высокоэффективными фотоэлементами. А затем изделие вернётся в «ИСС» для финальных операций и подготовке к сдаче заказчику.
Солнечные батареи по заказу НПО имени Лавочкина наше предприятие создаёт «под ключ». Это означает, что заказчик получает их полностью готовыми к установке на аппараты. Батареи обеспечивают стабильное функционирование системы электропитания спутников «Электро-Л» в течение всего гарантированного срока их службы, который составляет 10 лет.
Российские метеоспутники, функционирующие в составе геостационарной космической системы «Электро», выполняют важную миссию. Они обеспечивают Росгидромет оперативной информацией для анализа и прогноза погоды, изучения состояния акватории морей и океанов, мониторинга условий для авиаполётов, а также изучения состояния ионосферы и магнитного поля Земли. Помимо этого, они оснащены аппаратурой приёма и ретрансляции сигналов аварийных буёв системы спасания терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT.
Космические аппараты «Электро-Л» выполняют многоспектральную съёмку всей наблюдаемой поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазоне. С их помощью получены детализированные снимки планеты высокого разрешения.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Финальные операции по сборке каркасов солнечной батареи спутника «Электро-Л»

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-509.pdf
ЦитатаЭнергетика для «Электро»
Решетнёвцы изготовили крыло для нового российского метеоспутника.
Специалисты «ИСС» завершили про­изводство крыла солнечной батареи для метеорологического космического аппарата «Электро-Л». Крыло общей площадью 9,8 кв. м состоит из трёх пане­лей. В их основе каркасы из углепластика, имеющие струнную подложку, на которую нашим партнёром из Краснодара - пред­приятием «Сатурн» - установлены фотоэлементы.
Трёхкаскадные арсенид-галлиевые фотоэлементы имеют высокий КПД пре­образования солнечного света в электро­энергию для бортовых систем спутника. Каркасы - разработка решетнёвцев. Они изготовлены на основе лёгких и прочных композиционных материалов, оригиналь­ных узлов крепления панелей, а также узлов их развёртывания в рабочую кон­фигурацию. Технические решения обеспечили высокую надёжность конструкции солнечной батареи при небольшой массе (чуть больше 40 кг) относительно площа­ди крыла.
 Скрытый текст:
Солнечная батарея прошла необхо­димые испытания, в ходе которых были проверены её электрические характери­стики и работа механического устройства. Готовое крыло с комплектом наземного оборудования отправлено заказчику - в подмосковное НПО им. С. А. Лавочкина. Там солнечная батарея будет установлена на спутник, в космосе она обеспечит его электроэнергией на протяжении всего за­данного 10-летнего срока службы.
Новый «Электро-Л» станет четвёр­тым гидрометеорологическим аппаратом, оснащённым солнечной батареей произ­водства «ИСС». Два спутника этой серии уже успешно функционируют на орбите, обеспечивая мониторинг земной поверх­ности. Они используются для получения геофизических данных, предоставления метеорологической информации заинте­ресованным ведомствам России, а также для ретрансляции сигналов от аварийных радиобуёв системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT.

zandr

Там же:
ЦитатаУдачный профиль
Соответствуем мировым стандартам качества. Производим не только для себя, но и для других предприятий. К чему ещё стремиться? Уменьшим массу! Так в 2017 году компания «ИСС» присту­пила к освоению новой технологии изго­товления каркасов солнечных батарей.
В рамках проекта специалисты отде­ла механических устройств создали конструкторскую документацию, цех корпус­ных узлов изготовил и испытал опытные образцы улучшенных каркасов. Рама из углепластиковых труб (профилей) и фи­тингов с сеткой для крепления фотоэле­ментов - прежняя, многократно подтвер­дившая лётную квалификацию. Только теперь она стала легче благодаря особой конструкции профилей.
Специалисты поясняют: «Сейчас на спутниках предприятия используются каркасы солнечных батарей, в основе ко­торых трубы круглого сечения. Они имеют цельную структуру, толщина стенок везде одинаковая. В результате на трубы прихо­дится 50 % массы каркаса. Использова­ние же треугольного периметра сечения позволило распределить основную сило­вую нагрузку на угловые стержневые на­правляющие, а боковым стенкам придать облегчённую сетчатую структуру. Это дало снижение массы профиля на 25-30 %».
Проект продолжается, впереди изго­товление углепластиковых фитингов, ко­торые будут вдвое легче металлических, а также оптимизация технологии скле­ивания новых профилей с фитингами, поскольку сетчатая структура приводит к повышенному расходу клея.
Для полного перехода на сетчатые треугольные профили предстоит разрабо­тать широкую линейку типоразмеров.
 Скрытый текст:
Но это непросто: методика их расчёта очень трудоёмкая и требует подтверждения. А вот с организацией производства профилей и фитингов проблем не возникнет - у пред- приятия большой опыт по изготовлению изделий из композиционных материалов.
Особый упор «ИСС» делает на ав­томатизацию новой технологии. По на­шему техзаданию ООО «Би Питрон СП» (г. Санкт-Петербург) разработало обору­дование, на котором и были изготовлены углепластиковые профили для экспери­ментального каркаса. Оно универсально, при необходимости для него можно изго­товить дополнительную оснастку и полно­стью покрыть потребности предприятия, изготавливая профили разных типораз­меров. А в перспективе - и углепластико­вые профили с изменяющимся сечением, что позволит и дальше снижать массу.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=UwGL4LZ1vAg
Цитатаhttps://www.youtube.com/watch?v=UwGL4LZ1vAg 1:54
2021.02.12 Компания «ИСС» создаёт блоки механики солнечных батарей для зарубежного спутника
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Специалисты компании «ИСС» имени академика Решетнёва» работают над новым зарубежным космическим проектом. В зоне внимания - бортовая электростанция, которая будет питать спутник солнечной энергией. Она включает панели с фотоэлементами и устройства их поворота.
В изготовлении блоков механики солнечных батарей очень важна точная настройка всех частей. Сборщик во время работы - сама сосредоточенность. Настройка механизма у него буквально на кончиках пальцев.

АниКей

sm.news

В Саудовской Аравии впервые создали солнечные батареи в форме шара | SM.News



Учёные из Научно-технологического университета имени короля Абдаллы разработали солнечные батареи шаровидной формы. Об этом сообщает издание «Популярная механика».
Причиной для необычной разработки стала проблема, с которой столкнулись космонавты. Для более эффективного сбора солнечных лучей, как единственного источника энергии для большинства космических аппаратов, нужно было создать лёгкий, компактный и максимально ориентированный рабочей поверхностью к светилу предмет, который придёт на замену обычным солнечным батареям.
Исследователи из Саудовской Аравии предложили просто изменить вид батарей. Ведь благодаря шарообразной форме они будут способны собирать не только прямой солнечный свет, но и отраженный. При этом батареи будут требовать дополнительных креплений и не станут весить больше.

Лабораторные испытания показали, что эффективность круглых солнечных батарей на 24-39% выше традиционных.
Однако разработать сферические преобразователи энергии оказалось достаточно сложно. Для этого понадобилась на 15% больше операций травления. Пока шарообразную форму батареям придавали вручную, но в дальнейшем понадобится разработка специального механизма для сворачивания фотоэлектрической сферы в автоматическом режиме.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

kommersant.ru

Международная космическая станция проводит энергоперевооружение


Астронавты совершили два выхода в открытый космос, чтобы установить на МКС новые солнечные батареи. Почему понадобилась эта операция?
Первая пара солнечных панелей на МКС была развернута в 2000 году, с тех пор она работает непрерывно, хотя расчетный срок службы составляет всего 15 лет. Дополнительные пары панелей на МКС появились в сентябре 2006, июне 2007 и марте 2009 года. Необходимость в их установке появлялась по мере того, как к МКС добавлялись все новые модули и десятки сменных экипажей проводили сотни и тысячи разнообразных экспериментов.
Срок службы первых панелей истек, они, как и ожидалось, демонстрируют признаки деградации, хотя и продолжают нормально функционировать. Нужно продолжать стабильно обеспечивать станцию энергией, а ее требуется все больше, в частности потому, что станция станет базой для Artemis -- так называется проект NASA по исследованию Луны, для проверки технологий, необходимых при исследовании человеком глубин космоса, для подготовки полетов на Марс и, наконец, для коммерческого и туристического использования МКС.
Производитель новых батарей -- калифорнийская Deployable Space Systems, отраслевой лидер в производстве солнечных панелей, а эффективную фотоэлектрическую технологию поставила Spectrolab, дочерняя компания главного космического партнера NASA -- корпорации Boeing.
Всего новых солнечных панелей будет шесть, они будут установлены перед шестью из восьми нынешних панелей. Новые энергоустановки будут использовать существующие системы слежения за Солнцем и поделят со старыми каналы доставки электроэнергии на станцию. Тот же подход был применен при модернизации внешних телевизионных камер станции до высокого разрешения с использованием существующих механизмов питания и управления.
Новые панели заменят, как предполагается, чуть больше половины площади нынешних, их подключат к действующей системе питания. Сейчас старые солнечные панели станции могут (такова проектная мощность) производить около 16 кВт. Новые панели несколько эффективнее прежних, так что всего от шести энергопроизводящих устройств можно получать свыше 120 кВт. Но продолжат производить энергию и пара незаслоненных батарей, и шесть старых, полузакрытых новыми. В общей сложности это даст еще 95 кВт.
Таким образом, общая мощность после реконструкции энергетического вооружения станции составит 215 кВт.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!