ВДНХ: Павильон "Космос" и Мемориальный Музей Космонавтики

Автор Bilbao, 24.07.2008 09:39:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

LRV_75

Вообщем, никакую космическую кооперацию сюда привлекать  НИЗЯ.
Устроить тендер на изготовление макета по эскизным чертежам заказчика.
 Найдётся куча фирм, изготавливающих всевозможные крупногабаритные метталоконструкции. Сделают быстрее, качественнее и дешевле чем ...
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ЛюдмилаЛ

Наш "сгнивший и насквозь проржавевший" РН "Восток" (фото примерно двухгодичной давности):
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Pavel

ЦитироватьВообщем, никакую космическую кооперацию сюда привлекать  НИЗЯ.
Устроить тендер на изготовление макета по эскизным чертежам заказчика.
 Найдётся куча фирм, изготавливающих всевозможные крупногабаритные метталоконструкции. Сделают быстрее, качественнее и дешевле чем ...

Но в каком приближении он будет похож на оригинал? Вот главный вопрос.. Вы со Шлядинским общаетесь? Попробуйте спросить его мнение о том макете Н-1 что сейчас выставлен в ММК :roll:  :twisted:

LRV_75

ЦитироватьНо в каком приближении он будет похож на оригинал? Вот главный вопрос..
А это уже проблема заказчика. Степень "приближенности" эскизных чертежей к оригиналу.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

LRV_75

ЦитироватьА зачем? :roll:
что зачем?  :roll:
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Salo

Цитировать
ЦитироватьАлюминиево-магниевый сплав Амг-6 для баковых отсеков и Д-16 (дюраль-сплав алюминия с медью) для сухих.

А точно во времена Востока был AMG6? Помню, читал Фриндляндера и он утверждал, что первым изделием куда пошел этот сплав был Протон.
На Протоне сначала использовался АМг-5. Но жизнь их поправила.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ЛюдмилаЛ

ЦитироватьАлюминиево-магниевый сплав Амг-6 для баковых отсеков и Д-16 (дюраль-сплав алюминия с медью) для сухих.
ЦитироватьАлюминиевые сплавы (в семерке Д16 если не путаю), сталь.. Хотя семерка такая занятная ракета, что  там даже деревянные элементы кое где есть.  :D
Я в химии не сильна, поэтому процесс удовлетворения своего любопытства начала с Википедии. Вот что там написано о вышеназванных составляющих "Востока":
"Алюминий обладает высокой тепло- и электропроводностью, стойкостью к коррозии за счёт быстрого образования прочных оксидных плёнок, защищающих поверхность от дальнейшего взаимодействия. Основной недостаток алюминия как конструкционного материала — малая прочность, поэтому его обычно сплавляют с небольшим количеством меди и магния. Алюминий и его сплавы сохраняют прочность при сверхнизких температурах.
В качестве конструкционного материала обычно используют не чистый алюминий, а разные сплавы на его основе. Алюминиево-магниевые Al – Mg (серия 5ххх). Сплавы системы Al – Mg характеризуются сочетанием удовлетворительной прочности, хорошей пластичности, очень хорошей свариваемости и коррозионной стойкости. Кроме того, эти сплавы отличаются высокой вибростойкостью."

"Дюраль: сплав алюминия с добавкой 4 % меди после резкого охлаждения, находясь при комнатной температуре в течение 4—5 суток, постепенно становится более твердым и прочным, не теряя при этом пластичности. После старения дюраль превращается в надежный и крепкий металл, который не подведет в условиях перегрузок. Сплав широко применяется в авиастроении, при производстве скоростных поездов и во многих других отраслях машиностроения, так как отличается существенно большей твердостью, чем чистый алюминий.  
Алюминиево-медные Al–Cu (Al–Cu–Mg) (серия 2ххх). Механические свойства сплавов этой системы в термоупрочненном состоянии достигают, а иногда и превышают, механические свойства низкоуглеродистых сталей. Эти сплавы высокотехнологичны. Однако у них есть и существенный недостаток – низкое сопротивление коррозии, что приводит к необходимости использовать защитные покрытия.
Дюралюмины (в их число входят сплавы следующих марок: Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1) упрочняются термообработкой; подвергаются, как правило, закалке и естественному старению. Характеризуются сочетанием высокой статической прочности (до 450—500 МПа) при комнатной и повышенной (до 150—175 °C) температурах, высоких усталостной прочности и вязкости разрушения. Недостаток дюралюминов — низкая коррозионная стойкость, изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Листы дюралюминов, как правило, плакируют чистым алюминием."

"Сталь — сплав железа (Fe) с углеродом (до 2% С). Сталь — важнейший конструкционный материал для машиностроения, транспорта, строительства и прочих отраслей народного хозяйства. Стали с высокими упругими свойствами используют в машиностроении для изготовления рессор, амортизаторов, силовых пружин различного назначения, в приборостроении — для многочисленных упругих элементов: мембран, пружин, пластин реле, сильфонов, растяжек, подвесок. Пружины, рессоры машин и упругие элементы приборов характеризуются многообразием форм, размеров, различными условиями работы. Особенность их работы состоит в том, что при больших статических, циклических или ударных нагрузках в них не допускается остаточная деформация. В связи с этим все пружинные сплавы кроме механических свойств, характерных для всех конструкционных материалов (прочности, пластичности, вязкости, выносливости), должны обладать высоким сопротивлением малым пластическим деформациям. В условиях кратковременного статического нагружения сопротивление малым пластическим деформациям характеризуется пределом упругости, при длительном статическом или циклическом нагружении — релаксационной стойкостью.
Простое вещество железо (CAS-номер: 7439-89-6) — ковкий металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью: железо быстро коррозирует при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе.
Нержавеющая сталь — сложнолегированная сталь, устойчивая к коррозии в атмосфере и агрессивных средах."

Выходит, "Восток" изготовлен из боле чем прочных материалов, устойчивых к разрушению, особенно если использованная при его изготовлении сталь - нержавеющая или хотя бы покрытая защитным слоем. Подскажите, плз, кто знает, какая именно сталь.
Надеюсь также, что вышеупомянутые деревянные конструкции не являются "несущими".
Так вот, получается, очень может быть, что наш "Восток" - практически бессмертный, если его, конечно, не пилить. :)
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Штуцер

Цитировать
ЦитироватьА зачем? :roll:
что зачем?  :roll:
Зачем это все:
ЦитироватьУстроить тендер на изготовление макета по эскизным чертежам заказчика.
Найдётся куча фирм, изготавливающих всевозможные крупногабаритные метталоконструкции. Сделают быстрее, качественнее и дешевле чем ...
Вся ценность этой ракеты в том, что это практически реальная ракета, сделанная руками и головами тех же людей, которые делают реальные ракеты на реальном ракетном заводе и КБ.
если нужен огромный ракетный монумент, надо поручить его Церетели. Он из Петра переделает. :wink:
Факт состоит в том, что никакие ракеты не рассчитывались на нахождение на улице в течение 50 лет. А коль скоро ракета имеет историческую ценность и является фактически музейным экспонатом, она должна находиться в сухом, желательно отапливаемом помещении, чтобы просуществовать сколь-нибудь серьезный отрезок времени. В противном случае, пытаясь сохранить ее в атмосферных условиях, через какое-то время неминуемо получим жалкое зрелище, как храм в Кижах, который чтобы спасти надо полностью разобрать и заменить 50%  деталей.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ЛюдмилаЛ

ЦитироватьВся ценность этой ракеты в том, что это практически реальная ракета, сделанная руками и головами тех же людей, которые делают реальные ракеты на реальном ракетном заводе и КБ.
Полностью солидарна.
Цитироватьесли нужен огромный ракетный монумент, надо поручить его Церетели. Он из Петра переделает. :wink:
:lol:  :lol:  :lol: (представила)
ЦитироватьА коль скоро ракета имеет историческую ценность и является фактически музейным экспонатом, она должна находиться в сухом, желательно отапливаемом помещении, чтобы просуществовать сколь-нибудь серьезный отрезок времени.
Не знаю, как там насчет отапливаемости, но я видела в Заполярной Норвегии отличный вариант укрытия какого-то кораблика от воздействия атмосферы, но не от глаз людей: вокруг него возведен совершенно стеклянный (прозрачный) типа шатер. Я видела его, к сожалению, только издали, но если не ошибаюсь, шатер с дверкой, а значит, туда можно войти и посмотреть на кораблик поближе, потрогать. Думаю, это очень подходящий вариант для нашей ракеты. И предположительно недорогой (стекла все-таки - это не стены).
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Андрей Суворов

Ракету, что стоит на ВДНХ, сложно назвать "реальной", т.к. это изначально макет, сделанный для выставки. Правда, сделан он был из реальной 8К74, к которой приладили изначально макетную третью ступень (т.е. в ней не было СУ с момента рождения, да и от движка только макет камеры).

В Орево, действительно, лежит ещё одна 8К74 из этой же партии, и, есличо, восстанавливать проще, воспользовавшись "той" железкой.

Думаю, что СУ с ракеты в процессе изготовления выставочного макета сняли (тогда очень строго было с драгметаллами), сняли и часть оборудования из хвостовых отсеков.

И раскраска у неё не "родная". Тому, кто хочет посмотреть на Восток в "родной" раскраске, можно съездить в Королёв - там стоит "целая" 8А92М, правда, с обтекателем от 8К72К.

Мне жалко ракету, да, но эта конкретная ракета - не более, но и не менее, чем монумент. 40 лет для дюраля - исключительно много, и то, что "потёков ржавчины не видно", ни о чём, к сожалению, не говорит.

Ракету жалко, да, но смысл ВДНХ 40 лет назад был прямо противоположный - "смотрите, что мы умеем прямо сейчас!" а, фактически, принципиально новой ракеты за это время не появилось.

LRV_75

ЦитироватьВся ценность этой ракеты в том, что это практически реальная ракета, сделанная руками и головами тех же людей, которые делают реальные ракеты на реальном ракетном заводе и КБ.
если нужен огромный ракетный монумент, надо поручить его Церетели. Он из Петра переделает. :wink:
Факт состоит в том, что никакие ракеты не рассчитывались на нахождение на улице в течение 50 лет. А коль скоро ракета имеет историческую ценность и является фактически музейным экспонатом, она должна находиться в сухом, желательно отапливаемом помещении, чтобы просуществовать сколь-нибудь серьезный отрезок времени. В противном случае, пытаясь сохранить ее в атмосферных условиях, через какое-то время неминуемо получим жалкое зрелище, как храм в Кижах, который чтобы спасти надо полностью разобрать и заменить 50%  деталей.
А_а! Понятно. Так я и не предлагаю пилить Восток.

Ответ был вот на это предложение

ЦитироватьКстати, про фирмы.. Здесь все не так просто. На мой взгляд было бы хорошо, если бы та же Самара сделала музейную ракету по чертежам и технологиям реальной но с адаптацией для музея.

Скажем, воссоздала бы Молнию по реальным чертежам, но после аккуратно разрезала бы ее для того чтобы была хорошо видна технологическая конструкция всех ступеней. С установленными всеми блоками  СУ, трубопроводами и т д Одну  боковушку в этом случае можно и снять, а в качестве ПН поставить, скажем, копию Венеры-4.


Поручать работу такого уровня любой другой организации, не занимающейся изготовлением ракет совершенно глупо и ничего путного не выйдет. Зато из завода может выйти экспонат который по эффективности воздействия и полезности обойдет любой другой.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

ЛюдмилаЛ

ЦитироватьРакету, что стоит на ВДНХ, сложно назвать "реальной", т.к. это изначально макет, сделанный для выставки. Правда, сделан он был из реальной 8К74, к которой приладили изначально макетную третью ступень (т.е. в ней не было СУ с момента рождения, да и от движка только макет камеры).
Ну и что? Эти подробности важны для того, чтобы отнести ракету к памятникам (закон действительно требует того, чтобы объект был "тем самым"). Но как музейная ценность эта ракета более чем хороша и более чем наглядна. В музее космонавтики под стеллой тоже много макетов ракет, но они в отличие от "Востока" не передают ни реальных размеров, ни грандиозных ощущений, которые испытываешь при виде настоящей ракеты (особенно когда под ней стоишь). Музейные ракеты не переносят в те времена, а "Восток" переносит и увлекает, возникает желание узнать о начале космической эры побольше и... добраться до Байконура! Я была в обновленном музее, он мне понравился, но ощущения от приближения к одному только "Востоку" были гораздо сильнее. И мне при этом было неважно, что где-то там внутри монумента не все настоящее. И большинству людей, подходящих к "Востоку", я уверена, это тоже все равно. А люди подходят. Стоят молча, рассматривают, размышляют, фотографируют. И не спешат уходить. Значит, ракета эта дорогого стоит, как бы ее ни классифицировали.
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Вован

ЦитироватьНаш "сгнивший и насквозь проржавевший" РН "Восток" (фото примерно двухгодичной давности):

Из ржавеющей стали там могут быть внешние оболочки камер двигателей. Но они ненесущие и на стоянку РН не влияют. Вот пример их коррозии

Байконур надолго - навсегда

Petrovich

ЦитироватьВ Орево, действительно, лежит ещё одна 8К74 из этой же партии, и, есличо, восстанавливать проще, воспользовавшись "той" железкой.

Думаю, что СУ с ракеты в процессе изготовления выставочного макета сняли (тогда очень строго было с драгметаллами), сняли и часть оборудования из хвостовых отсеков.

И раскраска у неё не "родная". Тому, кто хочет посмотреть на Восток в "родной" раскраске, можно съездить в Королёв - там стоит "целая" 8А92М, правда, с обтекателем от 8К72К.
Ракеты пока есть :) и я все более становлюсь сторонником ангара
(он же музей ) для нее (восстановив и оригинальную окраску).
Про Сатурн-Аполло на Мысе уже писал, хочу добавить еще и
Норвегию со своим Фрамом, вокруг которого построен музей и
аналогично Ваза в Стокгольме, они ценят свою историю !
Это только навскидку, что сам видел... , наверняка найдутся и
еще примеры.
Чуть не забыл БТС-02 в Шпейере.
Думаю, если ломать таки надумают, может немцам самовывозом
предложить, хоть цел останется :twisted:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

ЛюдмилаЛ

Вот, нашла фотки из Заполярья, на которых более менее видно, что внутри стеклянного шатра хранится кораблик.







Обратите внимание, со стороны моря шатер глухой, а сбоку две входные двери - возможно, для персонала, а может, и для интересующихся посетителей. Не знаю, что это за кораблик, но очевидно его стараются сохранить в целости. Вот такой стеклянный шатер можно было бы возвести вокруг "Востока".
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Есть Самара, а есть Самара. Самара уже наделала макетов для музея космонавтики под стеллой. Не в натуральную величину, но громадные и за хорошую копеечку. Там и разрезные макеты Семерок, и Н-1 есть. Глянул я на это творчество и ... обомлел. Что за спецы делали эти макеты можно судить по тому, что самаритяне умудрились на кислородных баках люки изобразить. А уж по мелочам, типа на 8К71 стоит пакет от 11А511У и прочее, и говорить нечего. При этом начальство в лице директора на голубом глазу заявляет, что это все ерунда, мол пипл все равно не поймет. Мол у них в формировании экспозиции свой подход (видимо все должно быть большое, красное и блестящее).  Про Н-1 я даже говорить ни чего не хочу, без слез смотреть не возможно. По моим чертежам делали, но... я такого не рисовал. Так вот эти самаритянские перлы и будут теперь представлять собой национальное достояние. Это вам ни какой-то там неизвестно из чего сляпаный Восток...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Вован

ЦитироватьЕсть Самара, а есть Самара. Самара уже наделала макетов для музея космонавтики под стеллой. Не в натуральную величину, но громадные и за хорошую копеечку. Там и разрезные макеты Семерок, и Н-1 есть. Глянул я на это творчество и ... обомлел. Что за спецы делали эти макеты можно судить по тому, что самаритяне умудрились на кислородных баках люки изобразить. А уж по мелочам, типа на 8К71 стоит пакет от 11А511У и прочее, и говорить нечего. При этом начальство в лице директора на голубом глазу заявляет, что это все ерунда, мол пипл все равно не поймет. Мол у них в формировании экспозиции свой подход (видимо все должно быть большое, красное и блестящее).  Про Н-1 я даже говорить ни чего не хочу, без слез смотреть не возможно. По моим чертежам делали, но... я такого не рисовал. Так вот эти самаритянские перлы и будут теперь представлять собой национальное достояние. Это вам ни какой-то там неизвестно из чего сляпаный Восток...

Ляпы самарцев:
1. Зеленая Н1



2. Белый Восток



3. Зауженный в талии Протон

Байконур надолго - навсегда

ЛюдмилаЛ

Только что по Первому каналу в новостях показали РН "Восток" и торжественно объявили, что его снова открыли для посетителей после реставрации. Пояснили, что на такой же ракете Гагарин полетел в космос, добавив с ужасом, что недавно ракете грозил демонтаж, но теперь все хорошо: проржавевшие конструкции укрепили, а ракету покрасили чем-то защищающим от снега и дождя,  а также нанесли красной краской вертикальные надписи "Восток" и "СССР". Прозвучало убедительно. :)
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

АниКей

http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=100570 и видео
ЦитироватьОбновлённый "Восток"[/size]
 Сегодня 20:44    Илья Бухтуев

Один из главных символов российской космонавтики - ракета-носитель "Восток" - предстанет перед посетителями Выставочного центра в обновлённом виде. Макет знаменитого космического аппарата, который в своё время поднимал на орбиту Юрия Гагарина, закрыли на реконструкцию в октябре этого года. Ракете вернули исторический облик, но специалисты утверждают, что только внешних изменений недостаточно - необходимо серьёзно укрепить внутренний каркас.

Ни красной ленточки, ни торжественных речей - от строительных лесов "Восток" освобождали ночью и без всякой помпы. А хмурым утром объявили, что реставрация завершена.

Эксперты не раз мрачно пророчили – 25-тонная ракета, находящаяся в аварийном состоянии, вполне способна совершить свой последний полёт - с постамента. Внутренности, дескать, съела ржавчина, а крепления - чуть ветер сильнее дунет - и вовсе по швам разойдутся. Теперь после ремонта "Восток" еще постоит.

"Все крепежные узлы проверены, укреплены, зачищено лакокрасочное покрытие, произведена грунтовка, нанесен новый слой. Краски подбирались в соответствии с требованиями экспертизы", - сказал Александр Егоров, заместитель генерального директора Всероссийского выставочного центра.

На косметический ремонт ушло два месяца. Тревожных. Для тех, кому небезразлична судьба столичных памятников. Когда ракету укрыли сеткой, а вокруг деловито забегали рабочие, многие предположили - "Восток" повторит печальную судьбу ТУ-154. Руководство ВВЦ варварски демонтировало самолет два года назад. Да и павильон "Космос" уже давно оккупировали садоводы и огородники. Музей космонавтики за космическое детище тоже не вступился.

"Вообще говоря, трогать ее нельзя, она просто развалится. Надо уничтожать её на месте", - считает Александр Лавейкин, заместитель директора мемориального Музея космонавтики, летчик-космонавт, герой Советского Союза.

Никто не спорит - нынешняя реставрация лишь латание дыр, которые со временем образуются вновь. Для того, чтобы выполнить капитальный ремонт, нужны миллионы. Но взять их негде. Статус "памятник" "Восток" в народе заслужил давно. Но Москомнаследие упорно отказывается официально признавать выпущенную на заводе ракету-носитель памятником. Мол, это всего лишь копия той, на которой Гагарин в Космос полетел - ценности художественной нет. Кто будет выделять деньги на масштабную реставрацию и будет ли выделять вообще - вопрос.

И не специалисту понятно, что нижняя часть памятника тоже нуждается в срочном ремонте. Стальные конструкции расписывают надписями "здесь был Вася", нижние распадаются на мелкие кусочки. Руководство ВВЦ обещает, что приведут в порядок нижнюю часть постамента весной следующего года.

Перед реставрацией долго думали над тем - не вернуть ли корпус ракеты в исходное положение. Дело в том, что до 84-го года старый "Восток" смотрел не в небо, а в сторону главного входа ВДНХ.

"Обратите внимание: ракета находится в горизонтальном положении, потому что уже опасно было ее держать вертикально", - продолжает Александр Егоров.

Компания, проводившая ремонт, дала до смешного маленький гарантийный срок - всего лишь три года. Но до юбилейного старта Гагарина - 50-я годовщина будет отмечаться в апреле следующего года - "Восток" должен дотянуть.
http://www.ntv.ru/novosti/211511/
ЦитироватьРакета-носитель «Восток», которую называют визитной карточкой ВВЦ, сегодня после реставрации была представлена публике. В результате реконструкции космическому памятнику вернули исторический облик. Именно такая ракета почти полвека назад вывела на орбиту первый корабль «Восток» с Юрием Гагариным. В ходе ремонтных работ укрепили многотонную конструкцию и нанесли на поверхность специальную краску, устойчивую к дождю и снегу.

Корреспондент НТВ Евгений Голованов сегодня побывал на территории выставочного центра в Москве.

Усилены несущие конструкции и восстановлено лакокрасочное покрытие, так что теперь она стоит гордо, крепко и блестит, как новая. К этому по большому счету и сводилась реставрация ракета-носителя «Восток». Точной копии той самой — гагаринской. Ремонтировать ее решились еще в начале прошлого года, когда признали, что она находится в аварийном состоянии. Как показала экспертиза, установочный узел, на котором и держится ракета, обветшал, она просто могла рухнуть.

Александр Егоров, заместитель генерального директора ОАО «Государственное акционерное общество ,,ВВЦ"»: «Были собраны леса. Все крепежные узлы проверены и укреплены. Полностью зачищено лакокрасочное покрытие, произведена грунтовка и нанесен новый слой».

«Восток» не просто 25-тонный экспонат, визитная карточка ВВЦ, который стоит здесь с 69-го года. Это без преувеличения и символ эпохи. Гордость советского ракетостроения. Правда, есть у него и еще один официальный и куда более прозаичный статус, это выставочный аттракцион. То есть по большому счету болванка, которую можно и снести при желании.

«Восток» — дело тонкое, в юридическом плане. В марте 2009 года Москомнаследие отказался признать ракету памятником, ссылаясь на то, что она не обладает самостоятельной историко-художественной, научной и технической ценностью. К тому же и документы на ракету странным образом пропали. Было непонятно, кто ее собственник. После на баланс ее и взял ВВЦ.

Этот макет изготовили в Самарском ракетно-космическом центре. На том же конвейере, с которого сошли десятки настоящих ракет. Так что, по сути, «Восток» мало чем от них отличается, разве что в космос не летал.

Александр Егоров: «У меня нет информации о том, что этот объект входит в реестр памятников».

Ее прототип покорил космос, она же — сердца москвичей. Многие протестовали против реставрации «Востока». Они опасались, что его постигнет участь стоявшего здесь перед павильоном «Космос» еще с конца 60-х самолета-музея Ту-154. В сентябре 2008-го его распилили на куски, демонтировали на глазах тысяч посетителей ВВЦ.

Неравнодушные тогда устроили акцию протеста. Ее еще назвали «поминки по самолету». Руководство объяснило демонтаж плачевным состоянием самого экспоната. Его нельзя было отреставрировать или вывезти, пришлось резать на месте. Обещали поставить вместо него новый экспонат — «Суперджет-100» (SuperJet 100). Но идею так и не реализовали.

Но это тот самый случай, когда печальная история не повторилась. Ракетоноситель оказался челноком многоразового использования. А вот буквально прикоснуться к истории как прежде вскоре станет невозможно. Экспонат планируют огородить забором от вандалов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!