40-тонник: ищем оптимальное решение.

Автор Дмитрий В., 01.01.2008 14:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hcube

Я все-таки думаю, что водород на 2 ступени пакета (т.е. как у Энергии) - неоправдан. Либо 2-я ступень тандема, либо 3-я ступень пакета. С диаметром 5.5 я согласен (раз уж есть три дримлифтера, то один из них точно можно нанять), однако максимальную ПН на этом диаметре все-таки можно получить именно на метан-метан-водородной РН. Озвученной выше. Навскидку - порядка 100-110 тонн из 2100 стартовой массы.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

Неэффективность применения водорода на РН пакетной схемы неочевидна, как минимум. Если под эффективностью понимать увеличение мюПг или абсолютной массы ПГ, ито применение водорода эффективно всегда, при любой схеме и при любом количестве ступеней. Более того, в ряде проектных ситуаций пакет с водородром на 2-й ступени выигрывает и в массе ПГ и в мюПГ у тандема равной стартовой массы (тоже   с водородной 2-й ступенью). Кроме того, применение водорода, как уже неоднократно отмечалось, позволяет сократить количество ступеней, тягу и количество ЖРД, что ведет, по крайней мере, в потенциале, к  сокращению затрат на разработку и производство РН.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьЗначительно лучше делать линейку с водородным центром на 2 РД-0120 (диаметром 6 метров) и 2-6 керосиновыми боковушками на РД-180, диаметром 3.9 метра. Плюс третья ступень на 11Д57, тоже 6-м диаметра, с тороидальным баком кислорода и сферическим - водорода.
Ну, это фактически один из вариантов "Грозы". Мы со Spacer'ом год назад такую "прорабатывали". При оптимальном проектировании по максимуму мюПГ, у нее масса ПГ на низкой орбите от 55 до 62 т (с 2 боковушками с РД-170 или четырьмя с РД-180) - многовато. Два ББ с РД-180 и ЦБ с 1*РД-0120 дают примерно 32 т. А третья ступень такой ракете, что корове черкесское седло! Только две ступени на НОО + КРБ при необходимости. Иначе, дешевизны не видать.

ЦитироватьПо этой схеме, получается, не сделать именно 40-тонник :( . Или больше - и тогда движков больше 3 - или меньше, то есть, 32-тонная схема Грозы.
Да, именно так и получается. Но давайте разберемся: кто сказал, что нужен именно 40-тонник?[/size]
В том смысле - есть ли какие-либо логичные соображения, кроме красивости самого числа и эмпиричности масштабирования (следующая тяжелая РН - в полтора раза мощнее предыдущей) ?
На мой взгляд, пока не существует конкретной потребности в более мощной РН, выбирать её параметры из соображения линейной экстраполяции было бы серьёзной ошибкой. То есть - необходимость затрат на разработку более мощной РН может быть оправдана только появлением тяжелого моногруза[/size] для неё. Пока такая задача не возникает, можно обходиться существующими носителями, подстраивая массу КА под возможности РН.
 Даешь моногруз ! [/size]
Проектировать новую дорогую тяжелую РН нужно прежде всего исходя из потребности, то есть ХАРАКТЕРИСТИК реального тяжелого моногруза.

SpaceR

Если не ошибаюсь, наиболее активно отстаивал необходимость 40-тонника Зомби. Просто Зомби, при этом мотивируя его необходимость целевой задачи однопусковой доставки союзоподобного ПКК на окололунную орбиту. (точнее, на ЛОС - правда, как доставить к Луне саму ЛОС, неясно - скорее всего, собрать из таких же по массе блоков)
Задача интересная, но я не уверен, что оно того стоит. То есть - не уверен, что такой груз и будет самым тяжелым в лунной программе.

При этом сейчас уже ясно, что формировать лунную программу на существующих и "ближайших" носителях если и возможно, то вряд ли оптимально. Но схема Н1-Л3 (или Сатурн5-Аполло) мне тоже представляется не совсем оптимальной в силу того, что такому тяжелому носителю труднее найти другие, более прикладные, задачи.
А Лунная и Марсианская программы хоть и выглядят заманчиво, но не являются насущной потребностью - особенно если учесть их стоимость и возможную долю в космическом бюджете. Делать-то их имеет смысл, но - соизмеряя цели и затраты.

SpaceR

Поэтому мне представляется логичным ограничиться на первом этапе массой ПГ  МАКСИМАЛЬНОЙ РН из линейки - не более 100 т.  Позже можно будет получить и больше при эволюционных модернизациях - и то, если потребуется. Пока даже проработки возможной Марсианской программы предлагают сборку межпланетного КК на околоземной орбите из более легких моногрузов.

При этом минимальная РН имхо должна примерно соответствовать Протону - поскольку был взят вектор на отказ от АТ+НДМГ (по кр. мере на доорбитальных ступенях РН).

Средняя РН - должна соответствовать моногрузу первого этапа. Если таким моногрузом будет элемент лунной программы (а других потребностей в тяжелом моногрузе я пока не вижу), то имхо это должен быть двух(трех)местный ЛК с РБ для доставки на ОЛО. Экипаж этого ЛК вполне реально доставить туда же отдельным пуском, на модернизированном "лунном Союзе", который можно доставить на ОЛО либо пуском такой же РН как и ЛК, либо двойной пуск на эксплуатируемых РН - пилотируемый КК на "Союзе" и отдельно РБ (на Протоне, Ангаре-5 или Союзе-2-5 (5 НК-33)).

Так вот - Для доставки ЛК+РБ на НОО достаточно РН грузоподъемностью 45-50 т[/size].
Это очень близко к исходному 40-тоннику, но - всё же больше. Если сейчас делать 40-тонник, то в ближайшей перспективе можно серьёзно пожалеть из-за недостаточности его под такой моногруз.

SpaceR

Еще один вариант лунного моногруза - 70-тонный. Это по сути уменьшенная схема "Арес-1 - Арес-5", то есть тяжелая РН делается беспилотной, ПКК с экипажем подстыковывается на НОО, а затем - как в "классике".
Плюс такого варианта  - нужен только один пуск тяжелой РН,  минус - такая РН будет более дорогой в разработке и производстве,  и соответственно менее востребованной для других задач. Но, возможно, более оптимальной для сборки марсианского корабля.

Ну и, конечно, возможно полное повторение "классической" схемы - для нее моногруз будет составлять 80-90 т.

SpaceR

Предлагаемая  линейка  РН:

 1. Минимальная[/size] - моноблок, 2 ступени на керосине (метане), Мпг=18-20 т (замена Протона и РН под 6-местный ПКК). На первой ступени -  1 4камерный ЖРД на базе РД-170, но можно и 4 однокамерных на базе НК-33 (РД-191 имхо дорог). Во втором случае возможен увод РН с СК при аварии одного из ЖРД, но заметно увеличивается цена (и снижается надежность) для РН  с 3-мя и более блоками.

 2. Основная[/size] (1го этапа) - пакет из 3 блоков с одинаковыми баками и вдвое меньшим ЖРД на ЦБ. Третья ступень - на водороде, она же и РБ для выхода на траекторию к Луне. Мпг=40-50 т на НОО, но оптимизация 3й ступени - под разгон к Луне (она же вполне подходит и для вывода ПГ на ГСО). Двухступенчатый вариант, вероятно, тоже целесообразен для тяжелых модулей МКС и т.п.

 3. Перспективная 1[/size] - "блочный тандем"(пуск ЦБ после отделения ББ) из 3-4 боковых блоков и тех же ЦБ и 3й ступени.  Мпг ~70 т, возможная задача - полет к Луне по "Аресоподобной" схеме  либо доставка более тяжелого ЛК (запуск более тяжелого модуля для ОС,  "марсианского" КК и т.п.)

 4. Перспективная 2[/size] - пакет из 4 боковых блоков и увеличенный вдвое ЦБ.  Мпг ~90 т, возможная задача - полет к Луне по "классической" схеме,  либо другие (более тяжелые) нагрузки.

При этом вначале делаются одновременно РН-1 и РН-2 (РН-1 чуть раньше - для отработки блока 1 ступени).
РН-3 и/или РН-4 можно сделать позднее - когда(если) в них возникнет необходимость, хотя СК должен с самого начала делаться с учетом возможности доработки под запуски РН-3(РН-4).

вот так вот в целом я и смотрю на разработку 40-тонника...[/size]

SpaceR

P.S. Кстати, в качестве второй ступени МИНИМАЛЬНОЙ РН семейства можно использовать водородный РБ (3я ступень) РН-2, это еще более упростит семейство.

Конечно, можно спроектировать под такой моногруз  и моноблочную РН,  но разрабатывать из неё более мощную ракету, довешивая боковушки на том же топливе - неоптимально. И по нагрузкам, и по соотношению масс.  Так что я голосую за трехблочную РН с одинаковым диаметром и транспортировкой по ж.д. (впрочем, для РБ и ГО можно сделать исключение).

hcube

Я думаю, что если мы хотим унифицироваться по максимуму, то ЦБ надо делать под бОльший диаметр чем ББ, но под такой же двигатель. Это автоматически дает нормальное безударное разделение с любым числом блоков - 2,3,4,6 штук, ЦБ получается нормальной тяги для самого тяжелого варианта,  несколько СНИЖАЮТСЯ требования к тяге единичного двигателя - на трехблочном варианте 2.5 движка меньше чем 3 в случае с равной тягой. Ну, и верхних ступеней две - 'общеупотребительная' примерно на 60 тонн массы и 100 тонн тяги и 'тяжелая' на 110 тонн массы и 200 тонн тяги. Тяжелая идет только на 6-ББ носитель. При этом водородные ступени в диаметр 5.5 отлично вписываются, а ступень в конечном итоге можно и дримлифтером доставить - один рейс не утянет. Боковушки же по ЖД.

Лично мне не нравится идея совмещать 3 ступень и РБ. С одной стороны, конечно, упрощается схема, уменьшается число межбаковых переходников. Но с другой - мы тянем тяжелую ступень вместе с ПН на пееходную орбиту, что не есть гуд. Так что я бы все-таки применял схему с выведением на LEO и дальше на отдельном РБ. Это даст И оптимальную ПН на LEO И вывод на переходную орбиту. Кроме того, РБ тяжелого варианта может быть верхней ступенью более легкого.
Звездной России - Быть!

Вадим Семенов

ЦитироватьС диаметром 5.5 я согласен (раз уж есть три дримлифтера, то один из них точно можно нанять)
И поставить космонавтику в зависимость от капризов владельца дримлифтера. Довольно странная идея -- уйти с Байконура для независиомго доступа в космос, чтобы попасть в зависимость от сстраны гораздо более склонной давить и ставить условия.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Вадим Семенов

ЦитироватьЛично мне не нравится идея совмещать 3 ступень и РБ. С одной стороны, конечно, упрощается схема, уменьшается число межбаковых переходников. Но с другой - мы тянем тяжелую ступень вместе с ПН на пееходную орбиту, что не есть гуд. Так что я бы все-таки применял схему с выведением на LEO и дальше на отдельном РБ.
Считать надо, что дешевле обойдется. Вполне возможно, что экономя ступени более чем покрывает потерю ПН.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

freinir

Цитировать
ЦитироватьЛично мне не нравится идея совмещать 3 ступень и РБ. С одной стороны, конечно, упрощается схема, уменьшается число межбаковых переходников. Но с другой - мы тянем тяжелую ступень вместе с ПН на пееходную орбиту, что не есть гуд. Так что я бы все-таки применял схему с выведением на LEO и дальше на отдельном РБ.
Считать надо, что дешевле обойдется. Вполне возможно, что экономя ступени более чем покрывает потерю ПН.

Да и потери ПН может не быть.... двигло дополнительное и дополнительная СУ тоже не мало весят! Да и стоят они не мало  :wink:

В итоге в этой схеме мы всеголишь тянем с собой на верх лишнюю обечайку массой около 600 кг. Зато на этапе выведения на НО экономим более 2 т., восполняя это топливом для выведения на верхние орбиты.

SpaceR

ЦитироватьЯ думаю, что если мы хотим унифицироваться по максимуму, то ЦБ надо делать под бОльший диаметр чем ББ, но под такой же двигатель. Это автоматически дает нормальное безударное разделение с любым числом блоков - 2,3,4,6 штук, ЦБ получается нормальной тяги для самого тяжелого варианта,  несколько СНИЖАЮТСЯ требования к тяге единичного двигателя - на трехблочном варианте 2.5 движка меньше чем 3 в случае с равной тягой.
Как раз если унифицироваться по максимуму, то ЦБ нужно делать таких же размеров как и ББ, и по возможности с такими же ЖРД, которых будет 1 на ЦБ и по 2 на ББ. Это позволило бы обойтись без освоения ещё одного диаметра и двойного комплекта заводского оборудования и оснастки. А также без необходимости создания более крупных испытательных стендов. Всё это в сумме потянет для нового диаметра такие затраты, по сравнению с которыми проблема транспортировки покажется мелочью.
ЦитироватьНу, и верхних ступеней две - 'общеупотребительная' примерно на 60 тонн массы и 100 тонн тяги и 'тяжелая' на 110 тонн массы и 200 тонн тяги.
:shock:  Вы... это... не шУтите ? Тяга ВЕРХНЕЙ ступени вдвое больше массы ??
Или Вы числа местами перепутали? ;)

И, кстати - зачем делать две разных ступени, если достаточно одной ?
Вот если надо будет увеличить массу ПГ - тогда и посмотрим как...
А пока - лучше меньше (ступеней, элементов, диаметров и пр.)  и дешевле, чем больше и дороже.

Вот если всё же делать моноблочный 40-тонник (а лучше всё ж 45-50-тонник ;) ), то тогда большой диаметр необходим. Иначе - можно и без него.

SpaceR

ЦитироватьЛично мне не нравится идея совмещать 3 ступень и РБ. С одной стороны, конечно, упрощается схема, уменьшается число межбаковых переходников. Но с другой - мы тянем тяжелую ступень вместе с ПН на пееходную орбиту, что не есть гуд. Так что я бы все-таки применял схему с выведением на LEO и дальше на отдельном РБ. Это даст И оптимальную ПН на LEO И вывод на переходную орбиту.
Возможно, Вы недопоняли.  При выведении на ГСО с Восточного (или Байка) общая ХС=14,4 км/с, из них  при старте с низкой опорной орбиты - 4,85 км/с. Для такой задачи РБ вполне можно вывести на эту самую опорную орбиту, и схема Дмитрия В. вполне оптимальна.
Если же запускать на ПГСО, а тем более к Луне, то тот же (по массе) РБ неизбежно попадет на незамкнутую орбиту, с которой потребуется довыведение на НОО. Именно это я и имел в виду. И кстати, в этом случае оптимальная ХС (для максимума ПГ) для водородного РБ оказывается даже больше упомянутых 4,85 км/с, и потребуется небольшой импульс довыведения.

А для полета на НОО этот РБ (он же - 3я ступень) использовать смысла не имеет, но масса выводимого ПГ, естественно, будет заметно меньше, чем с довыведением.
Оптимизация такого РБ под конкретную задачу будет лежать не сколько в выборе массы топлива, сколько в выборе тяги двигателя. Имхо достаточно начальной тяговооруженности порядка 0,3 - 0,5.

ЦитироватьКроме того, РБ тяжелого варианта может быть верхней ступенью более легкого.
Ну, а это вообще применимо для очень разных РБ. И у тому же здесь оптимизация под Луну с довыведением даже выгоднее, чем предлагаемая Вами оптитизация под запуск на ПГСО с замкнутой орбиты - поскольку верхней ступени, как и РБ с довыведением, нужна бОльшая тяговооруженность, чем РБ запускаемому с НОО.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьС диаметром 5.5 я согласен (раз уж есть три дримлифтера, то один из них точно можно нанять)
И поставить космонавтику в зависимость от капризов владельца дримлифтера. Довольно странная идея -- уйти с Байконура для независиомго доступа в космос, чтобы попасть в зависимость от сстраны гораздо более склонной давить и ставить условия.
При чем здесь зависимость от какой-то страны? Такой самолет можно и нужно делать самим. база есть - серийно выпускаемый в Воронеже Ил-96-400Т с грузоподъемностью до 92 т и дальностью полета до 12000 км (с грузом 40 т). Можно сделать с внешней подвеской, как у 3МТ и Мрии, а можно - по типу Гуппи и Белухи или Дримлифтера. В последнем случае, самолет превращается в достаточно универсальное транспортное средство для перевозки негабаритных грузов, и сможет найти коммерческое применение.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Цитировать
ЦитироватьС диаметром 5.5 я согласен (раз уж есть три дримлифтера, то один из них точно можно нанять)
И поставить космонавтику в зависимость от капризов владельца дримлифтера. Довольно странная идея -- уйти с Байконура для независиомго доступа в космос, чтобы попасть в зависимость от сстраны гораздо более склонной давить и ставить условия.

А какие проблемы сделать свою мечту вместо Мрії и Dreamlifter'а?
Не самая сложная работа.  Dreamlifter вообще из б/ушного 747 сделали на Тайване(самая авиационная держава блин).
Можно взять Ил-96 и переделать в такой самолёт, как предлагал Дмитрий В. Проблем никаких, деньги тоже не самые большие.  Альтернатива (доставка ступеней водным путём) к сожалению неприменима из-за нашего климата (реки замерзают).  По крайней мере, это дешевле чем строить новый завод возле космодрома. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьКак раз если унифицироваться по максимуму, то ЦБ нужно делать таких же размеров как и ББ, и по возможности с такими же ЖРД, которых будет 1 на ЦБ и по 2 на ББ. Это позволило бы обойтись без освоения ещё одного диаметра и двойного комплекта заводского оборудования и оснастки. А также без необходимости создания более крупных испытательных стендов.
Как раз необязательно. Вполне возможно, что рациональнее и дешевле именно блоки разных диаметров. Идея единого диаметра предполагает производство на одном заводе, но у него может не хватить мощностей. Гораздо разумнее, имхо, привлечь к производству минимум 2 завода: один по производству ББ (например ЦиХ или омский Полет) и ЦБ (например, Прогресс, на котором есть помещения допускающие изготовление блоков до 7,7 м и более метров в диаметре).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Если выводить 40т, можно обойтись диаметрами 3,9м или 4,1м и ж/д доставкой (никто не подтвердил, что она возможна для этих диаметров на Дальний Восток). Если думать о перспективе (80т, 100т, 150т, 200т), нужно строить самолёт и восстанавливать производство в Самаре. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Eraser

ЦитироватьПо крайней мере, это дешевле чем строить новый завод возле космодрома. :wink:
Завод там могут построить по программе экономического развития Дальнего Востока, вне зависимости от того что дешевле. Но это уже к теме про космодром.

Salo

Кстати один диаметр- главная проблема Ангары. ЦБ диаметром  4,1м позволил бы снять многие проблемы (глубокое дросселирование двигателя в частности), увеличить ПН, и даже использовать водород на второй ступени.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"