"Вулканом" на Луну.

Автор Дмитрий В., 07.09.2007 10:55:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТем не менее, завеса там есть (см. выше).
Ну в данном случае эта завеса от форсуночной головки это не завеса а так, ерунда. На УИ она вряд ли сказывается а уж тем более на полноте сгорания.

ЦитироватьИ опять же, см. выше :) - это не столь важно: даже если бы и не было никаких завес, или их никак нельзя убрать - есть другие способы повысить УИ 11Д57.
Насколько я понимаю - единственный способ повысить УИ это ликвидировать сброс газа после турбины БТНА. Интересно бы узнать, сколько на этом теряется?
Как раз в 11Д57 завенсы от головки не было.
Вот выдержка (сканированный и распознанный текст) из учебника "Конструкция и проектирование ЖРД" под редакцией Гахуна:
На рис. 6.41 показана схема и отдельные конструктивные фрагменты камеры еще одного кислородно-водоpодного двигателя с дожиганием восстановительного генераторного газа и давлением в камере сгорания поpяд¬ка 12...15 МПа. Основные особенности камеры состоят в следующем: цилиндрическая часть камеры сгорания и огневое днище смесительной головки охлаждаются кислородом; входная и сверхзвуковая части сопла до сечения III охлаждаются водородом. Сопло заканчивается насадком, не имеющим наружного проточного охлаждения. Он выполнен из жаропрочной стали и охлаждается завесным внутренним и радиационным наружным охлаждением, благодаря чему температура стенки насадка не превышает 1300-1400 К.
Большая часть жидкого кислорода после насоса поступает в коллектор охлаждающего тракта, из которого непосредственно поступает в головку и далее на центробежные форсунки.
Большая часть жидкого водорода после насоса поступает в ЖГГ, где газифицируется, и, пройдя через турбину ТНА, по газоводу направляется в торец смесительной головки. Затем по осевым каналам двухкомпонентных струйно-центробежных форсунок генераторный газ с избытком водорода попадает в камеру сгорания. Заметим, что на головке все фоpcунки - одинаковые, т.е. пристеночного низкотемпературного слоя от "головки" здесь нет.
Меньшая часть водорода, примерно 25% его расхода, поступает в кол¬лектор охлаждающего тракта (см. рис. 6.41), где расход разделяется на две части: меньшая часть направляется в сторону головки, а большая часть ¬в сторону среза сопла. Особенность наружного охлаждения средней части камеры, включающей дозвуковую и сверхзвуковую области сопла, в том, что этот paсxoд водорода из охлаждающего тракта поступает полностью на пояса завесы и используется для создания мощного внутреннего завес¬ного охлаждения этой части камеры. Причем меньшая часть расхода водо¬рода поступает в камеру сгорания через два пояса завесы - сечения 1 и II Небольшая часть расхода водорода поступает через третий пояс - сече¬ние III - для охлаждения соплового насадка. Расходы на завесу могут ре¬гулироваться сменными дросселями" устанавливаемыми в коллекторе ввода горючего (см. рис. 6.41).
------------------------------------------------------------------------------------
ЦитироватьПоявилось подозрение, что в известной книге Г. Г. Гахуна описан ЖРД 11Д57. Судите сами:


Из статьи "Выпавшее звено" журнала "Новости космонавтики" №6, 2007 г.:
Цитировать«Люльковцы» заложили совершенно новую схему ЖРД. В классическом двигателе с дожиганием весь охлаждающий компонент последовательно проходит тракт охлаждения и только потом попадает в газогенератор (ГГ). М.А.Кузьмин ввел «параллельную» схему. За насосом часть компонента, порядка 26% водорода, отбиралась для охлаждения сопла и части камеры, а 74% шло в ГГ. Так как тепловой поток был достаточно высок, и этого количества ЖВ не хватало, то цилиндрическая часть камеры сгорания и форсуночная головка охлаждались кислородом.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/293/45.shtml
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

#401
Цитировать
Что попaлось:
http://www.mosoblpress.ru/mass_media/3/112/item98865/

Трудовая деятельность в безопорном пространстве


http://www.mosoblpress.ru/upload/iblock/445/445f268479bfe8b47118d66d55fe6c91.jpg 
Может ли отсутствие тяжести не повредить здоровью человека? Тут необходимо прибегнуть к возбуждению искусственной тяжести.
К.Э. Циолковский
Прошло полвека с тех пор, как человек впервые ощутил состояние микротяжести непосредственно в космическом полёте. В процессе полёта космонавт защищён полётным техническим комплексом или скафандром от вакуума, экстремальных температур, повышенной радиации, микрометеоритов. Необходима также защита от микротяжести, поскольку её длительное отрицательное воздействие сказывается и на организме человека, и на результатах его трудовой деятельности.
Опосредованное воздействие уменьшенной в миллион раз силы тяжести на технологическую деятельность космонавта в первую очередь проявляется в виде феномена безопорного состояния, при котором законы механики не позволяют выполнять работу. Возможности человеческого организма имеют пределы. Поэтому наряду с совершен-
ствованием медико-биологических средств защиты от вредного влияния микротяжести большое внимание уделяется оснащению рабочих мест средствами закрепления космонавта в функционально продуктивной рабочей позе, предотвращающими его бесконтрольный дрейф в пространстве или отделение от обитаемого объекта, то есть средствами фиксации, которые обеспечивают одновременно и безопасность космонавта, особенно при работах вне гермоотсеков.
Каковы же роль и значение фиксации в жизни и работе современного космонавта?
Во-первых, как подтверждает анализ данных о двигательных расстройствах в условиях микротяжести, фиксация является средством ограничения влияния микротяжести на организм человека. Во-вторых, наличие фиксации есть необходимое условие равенства нулю суммы всех взаимодействующих сил и моментов в системе «космонавт — инструмент — объект труда», то есть условие равновесия этой системы, исключающего проявление феномена безопорного состояния.
Как поддерживается работоспособность космонавта в условиях микровесомости? Отсутствие гравитационной нагрузки на костно-мышечный аппарат и снижение тонуса антигравитационных мышц компенсируются с помощью физических упражнений, нагру-
зочного костюма, биоэлектростимуля-ции и фармакологических препаратов. Против снятия гидростатического давления работают физупражнения, нагрузочный костюм, препараты и баро-устройства. Нарушение согласованности работы анализаторов снимают упражнения, костюм, препараты и средства фиксации. А вот эффект безопор-
ного состояния устраняется с помощью только одного средства — фиксации.
Фиксация. Целесообразно рассматривать состояние микротяжести как технологическую среду, а устройства фиксации в качестве приспособлений и оснастки, тесно и неразрывно связанных с технологическим процессом, инструментом и характером выполняемых действий. Объясняется это тем, что ведущей и основной нагрузкой на устройства фиксации являются реакции на рабочие усилия космонавта и/или реакции на взаимодействие инструмента и предмета труда.

http://www.mosoblpress.ru/upload/medialibrary/2e7/2e7517ffdd58bb43156ca63ee284728b.jpg
Какой же физический смысл вкладывается в термин «фиксация»? Под фиксацией в условиях микротяжести понимается искусственное ограничение числа степеней свободы одного объекта по отношению к другому (базовому) путём наложения связей различной жёсткости. Фиксация космонавта в производственно-оперативной зоне обеспечивает ему стабильность рабочей позы, снимает необходимость
удерживаться руками и освобождает руки для непосредственного выполнения целевых действий, даёт возможность сосредоточить внимание на работе, а не на сохранении положения тела, обеспечивает передачу рабочих и восприятие реактивных усилий и моментов. Надёжная фиксация является залогом безопасной и безаварийной работы космонавта как вне космического объекта, так и внутри него.
Организационно-технологические варианты применения фиксации в практике показаны на схеме в виде своего рода «дерева фиксации», приведённой на рис. 1.
Перемещение. Первостепенный и непременный элемент фиксации — страховочный фал, который во избежание отделения космонавта от борта соединяет его с космическим кораблём. Таким образом была обеспечена безопасность космонавта при первом выходе в открытый космос из корабля «Восход-2» (1965 год), а также при переходе двух космонавтов из корабля «Союз-5» в «Союз-4» по поверхности состыкованных кораблей (1969 год). В обоих этих случаях фал служил также кабелем электропитания.

http://www.mosoblpress.ru/upload/medialibrary/2b7/2b78c28508f873e876446a2f8efdf9f8.jpg

В дальнейшем лунный скафандр «Кречет-94» (1967 год), а затем и орбитальный скафандр «Орлан-Д» (1977
год) были оснащены страховочным фалом длиной 0,6 м с карабином, который космонавт мог присоединять к поручням на поверхности орбитальной станции. Кроме того, к скафандру был присоединён электрофал длиной 20 м с встроенным в него тросом, что являлось вторым барьером защиты от опасности несанкционированного отделения космонавта от станции. Прокладка 20-метрового фала-кабеля по трассе перехода осуществлялась с использованием фиксаторов-«улиток», установленных с заданным шагом.
При переводе скафандра «Орлан-ДМ» на автономное электропитание (1983 год) он был оснащён уже двумя страховочными фалами длиной по 1 м каждый. Перемещение космонавта вне космического корабля сопровождается скольжением или строго попеременной перецепкой карабинов по поручням, при этом в любой момент времени один из двух карабинов должен оставаться присоединённым к поручню.
Два параллельных поручня на орбитальной станции также являются базовым элементом фиксации и обеспечивают подходы к жизненно важным зонам на внешней поверхности станции. Поручни пригодны не только для перемещения по ним космонавта, но и для установки дополнительных средств фиксации, для экспонирования научной аппаратуры и многого другого.

http://www.mosoblpress.ru/upload/medialibrary/fd0/fd080012360f22741ce18e5d8cfc03b1.jpg

Стационарная фиксация. В программе Н1-ЛЗ ввиду необходимости сохранения центровки лунного корабля (ЛК) требовалось обеспечить постоянное положение центра масс связки космо-
навт-скафандр в определённой расчётной точке относительно продольной оси и вектора тяги двигателей ЛК при посадке. Для этого была разработана система амортизации и фиксации (САФ) в составе ЛК, а в конструкцию скафандра введён силовой поясной шпангоут с силовыми элементами для подстыковки скафандра к ответным узлам САФ (рис. 2). Такая конструкция позволяла космонавту в скафандре самостоятельно зафиксироваться на рабочем месте, а также переносить перегрузки прилунения.
Фиксация при внекорабельной деятельности. В дальнейшем первоочередное внимание было сосредоточено на создании устройства для самостоятельной и оперативной фиксации космонавта в скафандре на внешней поверхности орбитальной станции. К такому устройству предъявляются жёсткие требования по безопасности, надёжности, удобству и простоте применения, быстродействию как при фиксации, так и при самостоятельном, без помощи другого члена экипажа, освобождении от фиксации, по минимизации вероятности непроизвольной расфиксации.
В результате поисково-конструкторских и экспериментально-испытательных работ в условиях моделирования
микротяжести с участием испытателя, одетого в скафандр «Орлан», было создано механическое устройство для жёсткой фиксации ступней, получившее наименование «Якорь» (1978 год). Устройство содержит пространственно изогнутую скобу с уклоном к её краям, высота которой над поверхностью в средней части равна высоте ботинка, и Г-образные упоры для пяточной части ботинка (рис. 3, а). При фиксации используется характерный для скафандра наддув ботинка и силовой элемент на каблуке. Конфигурация скобы исключает непроизвольную рас-фиксацию обеих ступней одновременно. Устройство «Якорь» не содержит движущихся частей, не подвергается разрушающим нагрузкам, его надёжность приближается к единице. Успех фиксации/расфиксации зависит только от уровня подготовки космонавта.

http://www.mosoblpress.ru/upload/medialibrary/6c4/6c42854f3c6965b89a4f92704a3c5c40.jpg

Таким образом, применение космического «якоря» обеспечивает космонавту возможность реализовать геогравитационный стереотип локомоций с приложением широкого спектра разнохарактерных усилий: тянущих, толкающих, кручения; длительных, импульсных; одной и двумя руками; на разных уровнях относительно плоскости опоры. Именно это позволяет космонавту использовать руки для продуктивного труда.
В процессе экспериментальных исследований устройства «Якорь» в условиях моделированной микротяжести при полёте самолёта по параболе была выявлена возможность принятия и сохранения испытателем наклонной рабочей позы по отношению к исходной с углами наклона в пределах подвижности голеностопных суставов. При этом «аэробалки» ног скафандра могут быть легко деформированы космонавтом, и это состояние поддерживается без сколько-нибудь значительного напряжения мышц. Данный способ фиксации позволил расширить рабочие зоны на 300% относительно условно вертикального положения космонавта (рис. 4).
Специалисты НАСА разработали свой способ фиксации ног и соответствующее конструктивное решение. Но для МКС требовалось устройство, одинаково пригодное для ботинок и российских, и американских скафандров. По согласованию сторон на базе российской конструкции с некоторыми изменениями был разработан используемый на МКС «гибридный» «Якорь» (рис. 5).
Фиксация оператора внутри космической станции в традиционном для него положении «сидя» посредством привязных ремней достаточно удобна, однако применима лишь для ограниченного круга операций. Оснащать все рабочие зоны сиденьями нецелесообразно, во-первых, из-за массо-габаритных характеристик сидений, во-вторых, в силу того, что в условиях микротяжести отсутствует различие в затратах энергии на поддержание поз «стоя» и «сидя», а моторное поле космонавта в положении «стоя» значительно шире.
Одно из устройств для фиксации космонавта внутри космического объекта было разработано на основе применения специальной обуви, снабжённой элементами закрепления. Ответные части устройства фиксации, к которым прикрепляется обувь, могут быть установлены на рабочих местах в различных точках космического объекта. Устройство позволяет занимать и сохранять рабочую позу с наклонами
от продольно-вертикальной оси тела (в пределах подвижности голеносто-па) на пространственный угол до 70...80° и воспринимает реактивные усилия с любых направлений.
Нельзя не отметить, что приспосаб-ливаемость человека оказалась весьма высокой. Космонавт фиксирует себя находчиво, ловко, порой удивительно для нас на Земле, даже не используя специальных средств, а только ближайший поручень.
Фиксация элементов предметной среды является обязательным условием по обеспечению трудовой деятельности и быта космонавтов. Остро стоит вопрос о предотвращении утери инструментов, выносимых за борт, и монтируемых, а также демонтируемых и возвращаемых в гермоотсек приборов и оборудования. Бесконтрольный дрейф предметов может стать причиной травмирования космонавтов и повреждений интерьера и внешней поверхности космического аппарата.
Средства фиксации по физическому принципу прикрепления или удержания объекта, от элементарных до технически непростых, можно классифицировать следующим образом: механические, магнитные, электромагнитные, электростатические, пневматические, адгезионные, термоадгезионные и другие подобные устройства.
Микротяжесть зачастую ставит задачи, решение которых возможно только на уровне изобретений. Например, для предотвращения разлетания стружки при сверлении отверстий разработаны приспособления с наполнителем из вязкой пластмассы на основе каучука; для исключения отделения капли расплавленного припоя от стержня паяльника и минимизации выделения в атмосферу орбитальной станции вредных аэрозолей разработана уникальная конструкция паяльника «Пеликан»;
простота моментального соединения сборочных единиц обеспечивается новым классом магнитосодержащих устройств («Город науки» №72, 2010 г.) и тому подобное по всему производственному и бытовому циклу.
Таким образом, на данном этапе освоения безопорного пространства космонавт может, перефразируя слова Архимеда, заявить: «Дайте мне точку опоры — и я выполню любую работу».
Предполагается, что воспроизведение геогравитационной обстановки позволит исключить неблагоприятное влияние микротяжести на функционирование организма человека в целом и обеспечить локомоторику космонавта в производственно-трудовых и бытовых процессах.
Уже сегодня не будет преждевременным изучение потребности в искусственной тяжести для осуществления полёта к Марсу. Вызывает озабоченность вопрос о работоспособности членов десантной группы экипажа на поверхности Марса после перелёта Земля — Марс. Опираясь на опыт 437-су-точного непрерывного геоорбитального полёта и мнение врача-космонавта В.В. Полякова, можно предположить, что имеющихся в арсенале космической медицины средств и методов противостояния микротяжести может быть достаточно для сохранения марсонав-тами приемлемого уровня работоспособности. Экспериментальное подтверждение этого предположения позволило бы с большей уверенностью прогнозировать положительный результат экспедиции, а также не усложнять марсианский экспедиционный комплекс.
Олег ЦЫГАНКОВ,
главный научный сотрудник РКК
«Энергия», доктор технических наук,
профессор МАИ, академик РАКЦ
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Пока вы тут разлюлималину разводите, мы уже завершаем изготовление сабжа и скоро на модель Луны отправимся таки...  :-)
http://vk.com/album-57216209_186122868
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

m-s Gelezniak

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока вы тут разлюлималину разводите, мы уже завершаем изготовление сабжа и скоро на модель Луны отправимся таки...
http://vk.com/album-57216209_186122868

"Aбдуллa, поджигaй..."
 :D
Рaзделение хоть будет?
 ;)  :)
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Bizonich

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
модель Луны отправимся таки...
А какая модель ПН?  :)
Любознательный дилетант.

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока вы тут разлюлималину разводите, мы уже завершаем изготовление сабжа и скоро на модель Луны отправимся таки...
 http://vk.com/album-57216209_186122868

"Aбдуллa, поджигaй..."
 
Рaзделение хоть будет?
Пока не будет. Но работать со старта будут все девять блоков. Это уже задача не из простых...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Bizonich

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока не будет. Но работать со старта будут все девять блоков. Это уже задача не из простых...
Это , что не бумажная модель? :o
Любознательный дилетант.

Антикосмит

Теперь бы еще модель атомной бомбы сделать... Почем там нынче калифорний? Дорог, зараза....
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Bizonich

ЦитироватьАнтикосмит пишет:
Почем там нынче калифорний?
Нам нужна модель калифорния.  ;)  Все, кончаем флуд.
Любознательный дилетант.

ЦитироватьBizonich пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока не будет. Но работать со старта будут все девять блоков. Это уже задача не из простых...
Это , что не бумажная модель?
Наш космический материал, это органопластик под названием бумага. :-) В том масштабе, в котором делаются наши модели, бумага сравнима с хорошими сортами стали...  :-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Bell

Американская модель Н1 не дает покоя? :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

ЦитироватьBell пишет:
Американская модель Н1 не дает покоя?
Это американцы пусть беспокоятся. Мой полет Н-1 состоялся в 1990 и 1991-ом годах, когда еще у американцев и у всех других, ни одной толковой фотки Н-1 не было, не то, что модели...  http://vk.com/skbm_zarya?z=album-24876492_130308897
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

m-s Gelezniak

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Американская модель Н1 не дает покоя?
Это американцы пусть беспокоятся. Мой полет Н-1 состоялся в 1990 и 1991-ом годах, когда еще у американцев и у всех других, ни одной толковой фотки Н-1 не было, не то, что модели... http://vk.com/skbm_zarya?z=album-24876492_130308897
Кстaти, дa/
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
ЦитироватьBizonich пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока не будет. Но работать со старта будут все девять блоков. Это уже задача не из простых...
Это , что не бумажная модель?
Наш космический материал, это органопластик под названием бумага. В том масштабе, в котором делаются наши модели, бумага сравнима с хорошими сортами стали...
Под секретным нaзвaнием "ВAТМAН"!
 8)  :D
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Антикосмит

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
ЦитироватьBizonich пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока не будет. Но работать со старта будут все девять блоков. Это уже задача не из простых...
Это , что не бумажная модель?
Наш космический материал, это органопластик под названием бумага. В том масштабе, в котором делаются наши модели, бумага сравнима с хорошими сортами стали...
 
Под секретным нaзвaнием "ВAТМAН"!
Это фамилия ГК
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
ЦитироватьBizonich пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Пока не будет. Но работать со старта будут все девять блоков. Это уже задача не из простых...
Это , что не бумажная модель?
Наш космический материал, это органопластик под названием бумага. В том масштабе, в котором делаются наши модели, бумага сравнима с хорошими сортами стали...
 
Под секретным нaзвaнием "ВAТМAН"!
Не, ватман мы только на очень больших моделях применяем. Самый ходкий материал для спортивных моделей, это принтерная бумага 80г/м2 в один слой. При этом модели двигаются со скоростью до 100м/с и даже иногда более... Впрочем, извиняюсь, для этой темы это уже оффтоп...   :-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Продолжается изготовление Вулкана. Блоки практически готовы. В ближайшее время будем производить сборку пакета. Новости смотрим здесь:  http://vk.com/album-57216209_186122868
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

В сборочном цеху №112 СКБМ "Заря" продолжается сборка РН "Вулкан". Сегодня производилось присоединение креплений параблоков к боковым блокам первой ступени. В конце рабочего дня был собран параблок №1. Фотографии смотреть здесь: http://vk.com/album-57216209_186122868
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

m-s Gelezniak

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
В сборочном цеху №112 СКБМ "Заря" продолжается сборка РН "Вулкан". Сегодня производилось присоединение креплений параблоков к боковым блокам первой ступени. В конце рабочего дня был собран параблок №1. Фотографии смотреть здесь: http://vk.com/album-57216209_186122868
Секторизaцию полусфер штaнов нaдо было всё же сделaть больше. ЛМ
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Виктор Левашов

Я извиняюсь, конечно, за глупый вопрос, но в чём, собственно, идея? Создать бумажную модель "Вулкана" и всё?