Вылизывание Союза-2-1б

Автор Salo, 11.08.2007 23:22:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьНасколько я понимаю, отсечка тяги ББ происходит по функционалу ОКТ (по логике, момент когда в одной и боковушек датчик уровня показывает нулевой уровень компонента). На этот момент в баках могут оставаться, по большому счету:
- остатки незабора (собственно невырабатываемые остатки) - гидравлические, тепловые и из-за смачиваемости стенок бака,
- иногда ГЗТ (если они имеются), которые в принципе могут быть выработаны. При отсечке тяги по ОКТ, ГЗТ, ессно, не нужны.
- газы наддува.
Масса этих остатков может быть весьма приличной.
Приличной - это сколько? Недозабор и наддув это еще очень может быть, а вот откуда гарантийные запасы на нижних ступенях? И сколько там будет недозабора и газов, тонны 1,5 - в двигателе 100 кг, в длинном трубопроводе кислорода неск. сот кг, азота 600 кг, керосин на стенках - пол-канистры :)

Не, ну если вы так настаиваете - меняем азот на гелий, экономим  до 0,5 тонны ;) На ЦБ, ессно.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

fagot

ЦитироватьА-то злые языки говорят, что у Протона-М на 1-2 ст. топливо вырабатывается под ноль :wink:
Особенно просто это сделать на тандеме с горячим разделением :wink:

Дмитрий В.

ЦитироватьИли вы про Энергию?
Угу, 11К25.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

#264
ЦитироватьПриличной - это сколько?
На современных РН - от 1,4 до 1,8% от РЗТ. Для "Юпитера 120" от Директа - менее 1% (но это проект). Вероятно, реально допустимая величина находится в районе 1-1,2%.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

ЦитироватьВероятно, реаьно достиимая величина находится в районе 1-1,2%.
Для нижних ступеней с терминальной СУ? Охотно соглашусь.

Даже больше того скажу - я именно 1% и считал изначально.
Сухой вес 100-тонного блока 7% + 1% остатков = Мкон 8 т.
Для 200-тонного ЦБ будет 7*2 - 1,4 (там 1 дивгатель) + 1% (остатки, которых вообще-то должно быть относительно меньше при таком же ХО) = 14,5 т.

Верно?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Salo

7n*2=14т+ 1%*200т/100%= 2т. Итого 16т. :wink:
Ну может быть 15т.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

Цитировать7n*2=14т+ 1%*200т/100%= 2т. Итого 16т. :wink:
Ну может быть 15т.
На двух ББ 2 двигателя, а на ЦБ - 1. До прибавки 1% отнимите вес движка ;)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьВероятно, реаьно достиимая величина находится в районе 1-1,2%.
Для нижних ступеней с терминальной СУ? Охотно соглашусь.

Алгоритмы терминального управления применяются на 2-й и последующих ступенях. Траектория 1-й ступени формируется по ограничениям, вследствие чего на современных РН (не уверен, что на всех) ГЗТ используются только на последних ступенях. Отсечка тяги ДУ 1 ст., в основном происходит по функционалу ОКТ, а для верхних (последних) ступеней - по достижении заданной кажущейся скорости или ОКТ (что наступит раньше). Поэтому, действительно, 1-е ступени работают "до полной выработки" компонента. При этом имеется в виду, что в баках все равно остаются невырабатываемые остатки топлива. Не знаю, какие СУ применяются на Зените, но у него остатки топлива и газов  в 1-й ступени составляют около 1,8% от РЗТ. Аналогичные показатели были в проекте Ангара-26 (причем для обеих ступеней). Про Арес-1 я уже писал. Так что можно смело принимать остатки топлива и газов в наших расчетах не менее 1,2-1,5%.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

ЦитироватьАлгоритмы терминального управления применяются на 2-й и последующих ступенях. Траектория 1-й ступени формируется по ограничениям, вследствие чего на современных РН (не уверен, что на всех) ГЗТ используются только на последних ступенях. Отсечка тяги ДУ 1 ст., в основном происходит по функционалу ОКТ, а для верхних (последних) ступеней - по достижении заданной кажущейся скорости или ОКТ (что наступит раньше). Поэтому, действительно, 1-е ступени работают "до полной выработки" компонента.
А при горячем разделении?

Дмитрий В.

ЦитироватьА при горячем разделении?
А каким образом "горячее разделение" влияет на остатки компонентов?
Наличие такового в РН семейства Р-7 не избавляет от них...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Новичок

Цитировать
ЦитироватьА при горячем разделении?
А каким образом "горячее разделение" влияет на остатки компонентов?
Наличие такового в РН семейства Р-7 не избавляет от них...
Вопрос наверное связан с Протоном, то есть как обеспечивается горячее разделение с гарантированным выгоранием топлива без остатка вообще. Казахам ведь говорят что проведены мероприятия, приводящие к полной выработке гептила.
С наилучшими пожеланиями Новичок

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА при горячем разделении?
А каким образом "горячее разделение" влияет на остатки компонентов?
Наличие такового в РН семейства Р-7 не избавляет от них...
Вопрос наверное связан с Протоном, то есть как обеспечивается горячее разделение с гарантированным выгоранием топлива без остатка вообще. Казахам ведь говорят что проведены мероприятия, приводящие к полной выработке гептила.
Если мне не изменяет память, то, кажется, именно fagot года 2,5 назад подтверждал мое предположение, что на Протоне после отделения блока 1-й ступени на нем  вскрываются дренажно-предохранительные клапаны, что позволяет "выпарить" оставшиеся компоненты и рассеять их по траектории падения. Потом, вроде бы, на эту тему находил что-то в одноим из старых номеров НК. Ну, и разумеется, были приняты меры по собственно уменьшению невырабатываемых компонентов.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

fagot

ЦитироватьА каким образом "горячее разделение" влияет на остатки компонентов?
Наличие такового в РН семейства Р-7 не избавляет от них...
В этом случае при запуске двигателя верхней ступени двигатель нижней гарантированно должен работать, т.е. вроде как должны быть некоторые запасы с учетом погрешности датчиков уровня. Ну а после запуска вырабытывать топливо из нижней ступени уже смысла нет.

Bell

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВероятно, реаьно достиимая величина находится в районе 1-1,2%.
Для нижних ступеней с терминальной СУ? Охотно соглашусь.

Алгоритмы терминального управления применяются на 2-й и последующих ступенях. Траектория 1-й ступени формируется по ограничениям,
Поля падения? Или что-то еще? Вот на Протоне применили цифровую СУ и так или иначе сократили остатки на 1й ст. (в том числе). Как это соотнеслось с ограничениями?

Цитироватьвследствие чего на современных РН (не уверен, что на всех) ГЗТ используются только на последних ступенях.
Несомненно. Именно поэтому такой большой остаток на 2-й, последней ступени Ареса-1 ;)

ЦитироватьОтсечка тяги ДУ 1 ст., в основном происходит по функционалу ОКТ, а для верхних (последних) ступеней - по достижении заданной кажущейся скорости или ОКТ (что наступит раньше). Поэтому, действительно, 1-е ступени работают "до полной выработки" компонента. При этом имеется в виду, что в баках все равно остаются невырабатываемые остатки топлива. Не знаю, какие СУ применяются на Зените, но у него остатки топлива и газов  в 1-й ступени составляют около 1,8% от РЗТ.
Зенит - самая новая из немодернизированных РН. Неудивительно, что там нет терминальной СУ ;)

ЦитироватьАналогичные показатели были в проекте Ангара-26 (причем для обеих ступеней). Про Арес-1 я уже писал.
Про Ангару-26 не знаю, а у Ареса это последняя ступень с ГЗТ.

ЦитироватьТак что можно смело принимать остатки топлива и газов в наших расчетах не менее 1,2-1,5%.
Для новой РН, с применением современных технологий как-то: цифровая система управления, гелий для наддува и т.п. на 1-2 ст. позволят снизить остатки до 1% РЗТ.  :lol:


Впрочем, чего мы тут за промилли торгуемся? ;)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Salo

Bell,  огласите пожалуйста весь список!
Дайте данные на свою ракету с двумя боковушками и ТТУ. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

Стыдно признаться, но у меня нет данных по Тополю. Вероятно, достаточно двух 2-х ступеней, тягой по 50 т.
А так приблизительные цифры я уже озвучивал - ББ 100 т, ЦБ 200 т, 3 ст. 25-35 т по необходимости.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьЕсли мне не изменяет память, то, кажется, именно fagot года 2,5 назад подтверждал мое предположение, что на Протоне после отделения блока 1-й ступени на нем  вскрываются дренажно-предохранительные клапаны, что позволяет "выпарить" оставшиеся компоненты и рассеять их по траектории падения.
Интересно, и как через эти клапаны будут выпарены и распылены неск. тонн высококипящих компонентов?  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

fagot

ЦитироватьИнтересно, и как через эти клапаны будут выпарены и распылены неск. тонн высококипящих компонентов?  :wink:
Ну по крайней мере так считается :), хотя нагрев на самом деле изрядный. А ГЗТ, хоть и сокращенные, все равно должны быть.

Дмитрий В.

ЦитироватьВпрочем, чего мы тут за промилли торгуемся? ;)
Кстати, по моим прикидкам, у Ангары на УРМ-1 остатки топлива и газов должны быть на уровне 1,2% РЗТ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!