РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

axxenm

ЦитироватьRaul пишет:
Если ... без учета ... европейских бюрокартов
Вот это уже пошло и грубо - зачем приписывать мне то о чем я не говорил?
Не говоря уже о том , что европейские бюрократы(хотя я их прямо и  не упоминал) несмотря на мудачность тоже подумывают о метане - двигатель Прометей и носитель Arian NEXT.
В частности планируется уменьшить стоимость с 10 млн евро Вулкана-2 до 1 млн евро у Прометея.(даже если опустить модную "многоразовость" Прометея), что по их мнению, в том числе, должно уменьшить стоимость вывода Ариан-6 в 2 раза.
ЦитироватьRaul пишет:
 в одной отдельно взятой фирме, которая как бы хочет сделать Большую Епическую Ракету

Вообще то Большая Епическая Ракета это русский перевод BFR. А это уже не ЮЛА , а совершенно другая фирма.
ЦитироватьRaul пишет:
Безос полетит, но это будет не метан, а метан-водород.
Так это и есть метан.

И повторюсь - никогда не приписывайте оппоненту того, что он не говорил - то самое отвратительное и пошлое в дискуссии .
роскосмос - сборище ворюг и бюрократов
одноразовый Ф9 - лучшая в мире ракета для вывода на ГПО.
ФХ бесперспективная связка дров.
КК Союз - лучший на долгие годы вперед.
Бочки стс-100,крю дрэгон,педерация,орион -
убогие бюрократические выкидыши

Bell

#3641
ЦитироватьИскандер пишет:
Ключевое в этом разрезе - вписывании в тот-же объём баков Протона или Зенита
Объем баков Протона вписывается в любые габариты точно так же как самого Протона - разделением баков первой ступени. Про навесные баки керосина и метана на форуме уже написаны целые топики.

ЦитироватьИскандер пишет:
Разделение по межбаку лишает преимущества простого совмещенного днища - одного из явных преимуществ метана.
Там вопрос в массе этого второго днища. Если оно будет чисто транспортной заглушкой - масса будет небольшой.
И вообще в МИКе можно транспортную заглушку снять...

ЦитироватьИскандер пишет:
И каким таким хитро.. способом Вы баки, которые проектировались под пределы ЖД габарита увеличите на 20%???
Да откуда там 20% ???
Если брать за основу табличку Дмитрия, плотности керосина 0,82, метана 0,415 и кислорода 1,14, то разница объемов топлива получается 15%.
Если брать переохлажденный кислород и метан  - можно снизить до 10%, поскольку у метана плотность сильно зависит от температуры.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Apollo13

ЦитироватьBell пишет:
Да откуда там 20% ???


https://en.wikipedia.org/wiki/Liquid_rocket_propellant#Bipropellants

У керосин-кислорода плотность 1,03 г/см^3 при соотношении компонентов 2,58. У ментан-кислорода 0,82 г/см^3 при соотношении 3,21.

Bell

#3643
тут еще какой момент...

Размеры первой ступени зависят от ступенчатости всей РН.
Основной задачей "рабочей лошадки", очевидно, будет выведение на ГПО/ГСО.
Но с наших широт это энергетически выгодно только тремя ступенями, причем распределение ХС по ступеням, очевидно желательно тоже оптимизировать,то есть где-то равно распределить.
Тогда оказывается, что третья ступень будет довыводить ПН на опорную орбиту, а первая ступень пропорционально уменьшается до размеров зенитовской.
В двухступенчатом варианте у нас будет типа 15-16-тонник для низких орбит.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Виктор Зотов

ЦитироватьИскандер пишет:
ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Разделение по межбаку лишает преимущества простого совмещенного днища - одного из явных преимуществ метана.

ну не сильно явных....
тут больше многоразовые преимущества
ЦитироватьИскандер пишет:

лучше предлагайте сборкубаков и РН рядом с космодромом...
это конечно хорошо... но тоже затратненько. пока...
Многоразовые преимущества единственный серьезный аргумент для перехода на метан. Но нужны ли будут России многоразовые носители через 10-15 лет? Что вообще будет с Россией через 10-15 лет? ХЗ
Сборочный завод рядом с СК это пожалуй единственное вменяемое решение проблемы ЖД габарита.
А с США?

Bell

ЦитироватьApollo13 пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Да откуда там 20% ???
https://en.wikipedia.org/wiki/Liquid_rocket_propellant#Bipropellants

У керосин-кислорода плотность 1,03 г/см^3 при соотношении компонентов 2,58. У ментан-кислорода 0,82 г/см^3 при соотношении 3,21.
У Энергомаша и КБХА соотношение у метана 3,4-3,5
Надо сравнивать не плотность топлива, а его количество с учетом большего УИ и меньшего расхода метана. При одинаковой ПН метановая РН легче керосиновой, то есть соотношение масс топлива менее 1,  где-то 0,9.
Поэтому соотношение плотностей 1,25 надо умножить на 0,9 и получится соотношение объемов около 1,10-1,15.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Виктор Зотов

ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Что вообще будет с Россией через 10-15 лет? ХЗ

тебе не надоело все время об этом ныть?
не будет России - не будет и всего остального что не понятного...ясно.
ЦитироватьИскандер пишет:

Но нужны ли будут России многоразовые носители через 10-15 лет?
если будет доказано "не нами" что это выгодно, то через 10...15 лет - будут однозначно
Давеча читал одного спеца, относительно многоразовых ракет. Мнение пессимистичное для текущего момента. И я с ним согласен. Для реального применения многоразовых ракет нужны десятки  запусков в месяц. Тогда будет реальный выигрыш. Но где взять такое количество нагрузок? В противном случае выигрыш около нулевой.

Юрий Темников

ЦитироватьИскандер пишет:
Сборочный завод рядом с СК это пожалуй единственное вменяемое решениепроблемы ЖД габарита.
Идеальный вариант:Многоразовость и"Самолетом"(сама летит на космодром)!Заодно и и испытают. ;)
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Виктор Зотов

#3648
ЦитироватьИскандер пишет:
ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Что вообще будет с Россией через 10-15 лет? ХЗ

тебе не надоело все время об этом ныть?
не будет России - не будет и всего остального что не понятного...ясно.
ЦитироватьИскандер пишет:

Но нужны ли будут России многоразовые носители через 10-15 лет?
если будет доказано "не нами" что это выгодно, то через 10...15 лет - будут однозначно
Нет, не надоело. Потому как первое (что будет с Россией) определяет второе (что будет нужно), а не наоборот. И вполне может статься что ничего кроме Союза и Протона летать не будет и нужно не будет... Многоразовость это для коммерции прежде всего, чисто для потребостей страны она лишняя... Но какая коммерция для страны под вечными санкциями?
СССР был под санкциями, ну и каков результат космической деятельности? Запуск первого спутника и первого космонавта. Так что санкции-только на пользу.

Bell

#3649
ЦитироватьВиктор Зотов пишет:
Давеча читал одного спеца, относительно многоразовых ракет. Мнение пессимистичное для текущего момента. И я с ним согласен. Для реального применения многоразовых ракет нужны десяткизапусков в месяц. Тогда будет реальный выигрыш. Но где взять такое количество нагрузок? В противном случае выигрыш около нулевой.
Я предлагал уже сравнивать стоимость ТО повторно используемого двигателя со стоимостью испытаний его же на стенде и со стоимостью изготовления нового.
Настоящая проблема - в расходах на содержание производства, если количество продукции в разы снижается. Поскольку это количество и так невелико в абсолютных цифрах, то стоимость одной единицы резко возрастает. То есть происходит процесс обратный снижению стоимости при увеличении серийности.
Или наоборот - снижаются расходы на производство и изготовители начинают сосать лапу.
Естественно, большинство специалистов близких к процессу и, прямо скажем, кормящихся с него, сразу встают на дыбы и начинают придумывать доказательства невыгодности многоразовости. Независимо от реальной экономики процесса.


ЗЫ. От себя скажу, что достоинство многоразовости не доказано в должной степени. Все разговоры об этом носят скорее декларативный характер, а известные расчеты - не вполне объективны.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Apollo13

ЦитироватьBell пишет:
У Энергомаша и КБХА соотношение у метана 3,4-3,5
В той же таблице при соотношении 3,45 плотность 0,83.

ЦитироватьBell пишет:
Надо сравнивать не плотность топлива, а его количество с учетом большего УИ и меньшего расхода метана. При одинаковой ПН метановая РН легче керосиновой, то есть соотношение масс топлива менее 1,где-то 0,9.
Поэтому соотношение плотностей 1,25 надо умножить на 0,9 и получится соотношение объемов около 1,10-1,15.
Возможно, но ИМХО правильнее сравнивать ПН разных вариантов при одинаковых габаритах.

Bell

#3651
ЦитироватьApollo13 пишет:
Возможно, но ИМХО правильнее сравнивать ПН разных вариантов при одинаковых габаритах.
А какая разница? Или объем метановой ракеты на 12% больше, или ПН на 12% меньше.

2хРД0164 и С5.867 (или как он там проще называется) намного легче РД-171 и РД-120+РД-8,что сильно влияет на конечную массу ступеней, повышая ПН метанового носителя,независимо от остальных параметров.
Так что там 10-15% только на этом можно отыграть.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Apollo13

ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьApollo13 пишет:
Возможно, но ИМХО правильнее сравнивать ПН разных вариантов при одинаковых габаритах.
А какая разница? Или объем метановой ракеты на 12% больше, или ПН на 12% меньше.

2хРД0164 и С5.867 (или как он там проще называется) намного легче РД-171 и РД-120+РД-8,что сильно влияет на конечную массу ступеней, повышая ПН метанового носителя,независимо от остальных параметров.
Так что там 10-15% только на этом можно отыграть.
Так не честно. РД-120 сейчас каждый может обидеть.  :)

Надо задать габаритные ограничения, и уже под них разрабатывать два варианта РН, включая двигатели.

Bell

ЦитироватьApollo13 пишет:
включая двигатели.
Здрасте, приехали...
щас мы еще и двигатели будем новые выдумывать, а-то те, что спроектированы слишком хороши для метана! :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьApollo13 пишет:
Надо задать габаритные ограничения, и уже под них разрабатывать два варианта РН, включая двигатели.
И вообще, какие должны быть массогабаритные параметры у метанового двигателя на восстановительном газе?
Энергмаш лепит химер на окислительном газе, на базе РД-191, так там и масса получается огромная.
КБХА в свое время рисовали варианты метанового РД-0120 - результат такой же.
Но все это - совсем не то, что надо делать на метане.

А вот РД0164 - как раз! 3 тонны сухой массы, 340 тс, 311/358 сек, дожигание сладкого газа - вперед с песнями.
Вот от этого и будем плясать.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Apollo13

ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьApollo13 пишет:
включая двигатели.
Здрасте, приехали...
щас мы еще и двигатели будем новые выдумывать, а-то те, что спроектированы слишком хороши для метана!  :)
Но для метана же новые двигатели выдумывают... :)

Кстати еще один недостаток метановой РН. Из за большего значения соотношения компонентов бак горючего будет еще меньше. С одной стороны короче труба окислителя, с другой на верхней ступени требуются извраты с торовыми или разнокалиберными баками как на Зените или DCSS. Старый ругал Фалкон за "макаронность", но благодаря этому у него бак керосина верхней ступени людский.

Salo

ЦитироватьBell пишет:
А вот РД0164 - как раз! 3 тонны сухой массы, 340 тс, 311/358 сек, дожигание сладкого газа - вперед с песнями.
Нет там дожигания сладкого газа - схема газ-газ с испарением метана в рубашке двигателя.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

ЦитироватьSalo пишет:
Нет там дожигания сладкого газа - схема газ-газ с испарением метана в рубашке двигателя.
А вроде писали ДВВГ?



ЦитироватьApollo13 пишет:
Но для метана же новые двигатели выдумывают...  :)
Вот какие выдумали - на тех и будем основываться, а не высасывать из пальца что-то другое.

ЦитироватьApollo13 пишет:
Кстати еще один недостаток метановой РН. Из за большего значения соотношения компонентов бак горючего будет еще меньше.
Наоборот! Из-за меньшей плотности баки будут почти одинаковые - при массовом соотношение 3,4, объемное - 1,23 где-то. А для керосина 1,8
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Apollo13

ЦитироватьBell пишет:
Наоборот! Из-за меньшей плотности баки будут почти одинаковые - при массовом соотношение 3,4, объемное - 1,23 где-то. А для керосина 1,8
               
                  
Точно. Значит достоинство метана.

Bell

ЦитироватьApollo13 пишет:
ЦитироватьBell пишет:
Наоборот! Из-за меньшей плотности баки будут почти одинаковые - при массовом соотношение 3,4, объемное - 1,23 где-то. А для керосина 1,8
               
                  
Точно. Значит достоинство метана.
И вот к чему мы в результате приходим:
1. Соотношение баков метанового и керосинового топлива не равно соотношению их плотностей, а при прочих равных намного меньше за счет более высокого УИ и неочевидной на первый взгляд магии логарифмических исчислений
2. Метан позволяет иначе компоновать ступень, частично нивелируя объем баков за счет уменьшения межбака, части трубопроводов, системы наддува и т.п.
3. Метановые двигатели могут быть сделаны намного легче современных российских высоконапряженных кислых ЖРД, к тому же такие двигатели будут проще, дешевле в изготовлении и намного надежнее. Открывается возможность для реально МНОГОразового использования.
4. А меньшая масса двигателей позволит свести разницу объемов баков к нулю или вообще сделать метановые РН меньших размеров, чем керосиновые (особенно - верхних ступеней). Это приведет к увеличению мюПН, а значит позволит еще больше снизить размеры, массу и стоимость РН в целом.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость