РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Seerndv

ЦитироватьСергей Юрков пишет:
Зарегистрировался с целью задать глупые вопросы. Прошу не бить больно, а то больше к вам не приду.
-  а вы что, заголовки тем в принципе не читаете?  :|
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

#2621
Цитироватьwww.nasa.gov/centers/stennis September 2015
NASA-SpaceX testing partnership going strong



Operators at the E-2 Test Stand at Stennis conduct a test of the oxygen preburner component being developed by SpaceX for its Raptor rocket engine, which is being built to power flights to Mars.

When SpaceX sought a partner to conduct testing for development of the company's ambitious Raptor rocket engine, its focus naturally fell on the versatile high-pressure test stands at NASA's Stennis Space Center. 
In the spring of 2014, NASA and the company, which also had support from the Mississippi Development Authority and the Hancock County Port and Harbor Commission, officially launched a testing partnership with a ribbon-cutting at the E-2 Test Stand at Stennis. Stennis Director Rick Gilbrech characterized the collaboration as "opening new doors of commercial space exploration."
 As the summer of 2015 draws to a close, the ongoing testing agreement is paying off. SpaceX completed a successful round of main injector testing in late 2014. 
Earlier this summer, the company and the E-2 Test Stand team achieved another milestone, completing a full-power test of the oxygen preburner component for the new engine.
Additional preburner testing has continued throughout the summer. "This is a very exciting and unique partnership," explained NASA Project Manager Randy Holland, who manages the SpaceX test collaboration at Stennis. 
"Other test partnerships involve private companies that are funded from NASA, but this project is strictly private industry development for commercial use." 
The company is developing a Raptor staged combustion engine to eventually power unprecedented flights to Mars. 
As envisioned, the methane-fueled engine will be one of the highest-performing in the world, said Jeff Thornburg, senior director of propulsion engineering for SpaceX.
The article being tested is the first preburner component developed by SpaceX and the first full-scale component developed for the Raptor engine. 
Hitting the full-power mark in June was a major milestone.
 "With a preburner, you're always focused on reliable ignition and proper temperature distribution for the pump turbines," Thornburg explained. "In this case, the test article and test facility performed very well. The two teams really have worked well together and are hitting their stride. This is just a great spot to do development testing." 
The preburner was installed on the E-2 stand in midApril. By the end of August, SpaceX and the Stennis test team had conducted 76 hot fire tests on the component, totaling 399.36 seconds. "This is pure research and development testing," said Stephen Rawls, who is NASA test conductor for the project. 
"You focus on firing the article at a steady state and collecting performance data." "There are not a whole lot of high-pressure test facilities around, and we wanted to find a site and team that were small and nimble," Thornburg noted. 
"Also, the interplay between the test article and test facility is no trivial matter; it must be right to ensure collection of good data. Considering all factors, Stennis is really the best spot for us to be." 
Both Holland and Thornburg are optimistic about the partnership continuing with future testing projects. SpaceX has made it no secret that it hopes to launch humans to Mars during the 2020s. 
If that goal is achieved, Stennis will have played a key role in enabling the flights.

- прошло полгода.  Чой то не слышно про fuel rich pre burner for the methane.
Уж не перешёл ли Маск к ДОГГ  ? :o
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Искандер

Да он много чего обещает... Любитель этого дела... А потом РН в ДР взрываются.;)
Тьфу-тьфу-тьфу, пусть у него все получится! :)
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Seerndv

ЦитироватьВследствие того что узлы и агрегаты двигателя-демонстратора С5.86 № 2 из-за ограниченного финансирования были оптимизированы не в должном объеме, не удалось решить в полной мере ряд задач, в том числе:
    [/li]
  • уточнение теплофизических свойств СПГ как охладителя;
  • получение дополнительных данных для проверки сходимости характеристик основных агрегатов при моделировании на воде и работе на СПГ;
  • экспериментальная проверка возможного влияния состава природного газа на характеристики основных агрегатов, в том числе трактов охлаждения камеры сгорания и газогенератора;
  • определение характеристик ЖРД в более широком диапазоне изменения режимов работы и основных параметров как при единичном, так и при многократных включениях;
  • оптимизация динамических процессов при запуске.
- насчёт моделирования на воде - это к насосной части ТНА?  [IMG]
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

АниКей

Судьба проекта ракеты "Союз-5" самарского РКЦ "Прогресс" может решиться во второй половине 2016 года  
   26.04.2016 09:43  
 САМАРА. 26 АПРЕЛЯ. ВОЛГА НЬЮС. ОБЗОР СМИ.
 Читали: 7
  Версия для печати
 
 
Судьба проекта новейшей российской космической ракеты "Союз-5", разрабатываемой инженерами самарского РКЦ "Прогресс" на замену действующим версиям "Союзов", может решиться уже во второй половине 2016 г., пишет gazeta.ru.
Проект перспективной ракеты "Союз-5", которая будет летать на горючем сжиженном природном газе (СПГ), создают на смену ныне эксплуатируемым и хорошо зарекомендовавшим себя ракетам семейства "Союз". В частности, она примет на себя задачи по доставке в космос полезной нагрузки, которую сегодня запускают на "Союзах-2.1а" и "Союзах-2.1б".
Как сообщил изданию гендиректор "Прогресса" Александр Кирилин, в настоящий момент по проекту "Союз-5" разрабатывается инженерная записка, а уже во второй половине года проект будет рассмотрен комиссией.
"Во второй половине 2016 г. запланировано проведение расширенного научно-технического совещания по рассмотрению данного проекта с участием широкого круга специалистов ракетно-космической промышленности. В дальнейшем планируется заключение контракта с государственным заказчиком", — сказал Кирилин.
Как ранее сообщалось, Роскосмос запланировал работы по созданию ракеты-носителя среднего класса нового поколения, проект получил название "Феникс". Самарский РКЦ планирует предложить "Союз-5" в рамках тендера по "Фениксу".
Вероятно, в тендере будет участвовать и средняя версия ракеты семейства "Ангара", предложенная в проекте Центром Хруничева "Ангара-А3". По мнению действительного члена Российской академии космонавтики им. Циолковского Александра Железнякова, логично было бы включить "Союз-5" в проект "Феникс", так как РКЦ "Прогресс" традиционно создавал ракеты среднего класса и имеет большой опыт: "Лучше, если средние ракеты будет делать тот, кто уже на этом руку набил, то есть РКЦ "Прогресс". Полезнее в проекте "Феникс" было бы использовать предложение самарцев, потому что переводить все наши пуски на ракеты семейства "Ангара" хоть и заманчиво, но опасно. Всегда лучше иметь в запасе альтернативный вариант для вывода на орбиты, нежели ориентироваться на носители одного класса", — сказал он "Газете.Ru", отметив, что решение все равно будет приниматься, исходя из экономической выгоды.
Стоимость производства "Пятерки" будет меньше, чем у нынешних "Союзов-2", так как количество деталей и элементов сборки у нее будет вдвое меньше.
Новый "Союз" проектируют по тандемной схеме, у него будет две ступени. Стартовая масса ракеты около 270 тонн. "Пятерка" сможет выводить на низкую круговую орбиту (200 км) груз массой 9 тонн, что превышает возможности действующего "Союза-2.1б". В принципе, ракета сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты.
Интерес представляет то, что новая ракета будет экологически чистой.
Двигатели для нее предстоит создать совершенно новые — они должны работать на сниженном природном газе и жидком кислороде, то есть самом чистом топливе, которое существует, кроме водородного.
 
По словам Кирилина, на сегодняшний день, решение о том, кто будет изготавливать двигатель для "Союза-5" еще не принято, но предложения уже поступили.
"В настоящее время рассматриваются различные проекты двигателя на сжиженном природном газе разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (АО КБХА) и Энергомаш", — сказал он "Газете.Ru".
Ранее сообщалось, что первый летный образец "Союза-5" может быть создан в 2021-2022 годах. В эскизном проекте разработчики рассматривали несколько вариантов стартовых комплексов для "Пятерки". В частности, возможно как создание совершенно новых стартовых столов специально под "Союз-5", так и доработка стартов ракет "Союз-2", уже имеющихся на космодромах Байконур, Плесецк и Гвианском космическом центре "Куру". Безусловно, рассматриваются и варианты запуска новой ракеты с космодрома Восточный.
РКЦ "Прогресс" предлагает свою иницативную разработку как Роскосмосу, так и Минобороны. В частности, летом 2015 года глава РКЦ рассказал о "Союзе-5" заместителю министра обороны РФ по вооружению Юрию Борисову. Борисов, в свою очередь попросил предоставить материалы эскизно-технического проекта на рассмотрение. "Мы оценим возможность по критерию "цена-качество" использования этого носителя в интересах космической группировки Минобороны", — сказал тогда замглавы военного ведомства.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

silentpom

а почему такой слабый? почему хотя бы до зенита его не донятнуть?

Seerndv

Потому что менять будут  прогрессовский "Союз", а не южмашевский "Зенит", и предполагаемые движки - 360 т.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

ЦитироватьАниКей пишет:
Двигатели для нее предстоит создать совершенно новые — они должны работать на сниженном природном газе и жидком кислороде, то есть самом чистом топливе, которое существует, кроме водородного.
 
 По словам Кирилина, на сегодняшний день, решение о том, кто будет изготавливать двигатель для "Союза-5" еще не принято, но предложения уже поступили.
"В настоящее время рассматриваются различные проекты двигателя на сжиженном природном газе разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (АО КБХА) и Энергомаш", — сказал он "Газете.Ru".
- почтенный "перегрев" писал по запросу не менее почтенного Salo:
ЦитироватьЦитата: Salo от 06.01.2016 19:03:35
Вопрос к перегреву:
В свете подчинения КБХА Энергомашу и слухах о Фениксе на РД-171, что слышно о перспективах РД0164?
И почему в презентациях ЦСКБ схему РД0164 обозначают аббревиатурой ДВВГ?


Э-э-э, тут дело вот в чем - в связи со сменой руководства и личными обстоятельствами я уволился, поэтому о перспективах РД0164 ничего сказать не могу Думаю, что в свете создания двигателестроительного холдинга во главе с Энергомашем о перспективах РД0164 в частности, и КБХА в целом (как разработчика ЖРД) можно смело начинать забывать. Единственная ниша где у КБХА нет конкурентов это водород, т.е., РД0146 и 70ти тонник на Ангару, где без КБХА не обойтись, но эти проекты то ли будут, то ли нет. По Двине-КВТК Калиновский просто отказался оплачивать выполненные и принятые работы за полтора года от сегодня... Ну по крайней мере так было на момент моего увольнения


Цитата: Цитата
И почему в презентациях ЦСКБ схему РД0164 обозначают аббревиатурой ДВВГ?


Да хрен его знает. Было несколько вариантов схемного решения. С дожиганием окислительного газа, с дожиганием восстановительного газа, вариант "газ-газ", с водородным ГГ... Может "Двигатель с водородным восстановительным газогенератором (газом)... Не знаю... Могли и просто ошибиться.
- с тех пор новостей не было да и в общем "всё совсем".  :(
А тут опять КБХА звучит ... по инерции что ли?  :o   :oops:
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Leonar

Цитироватьsilentpom пишет:
а почему такой слабый? почему хотя бы до зенита его не донятнуть?
Во во...
Надобно его делать двукамерным
Вот 2 штуки в формфактор зенита влезли бы

Leonar

ЦитироватьSeerndv пишет:
Потому что менять будутпрогрессовский "Союз", а не южмашевский "Зенит", и предполагаемые движки - 360 т.
               
                  
было бы классно чтоб и то и се поменять...
т.е. вот так

vlad7308

ЦитироватьАниКей пишет:
Судьба проекта ракеты "Союз-5" самарского РКЦ "Прогресс" может решиться во второй половине 2016 года
 26.04.2016 09:43
 САМАРА. 26 АПРЕЛЯ. ВОЛГА НЬЮС. ОБЗОР СМИ.
...........переводить все наши пуски на ракеты семейства "Ангара" хоть и заманчиво, но опасно. Всегда лучше иметь в запасе альтернативный вариант для вывода на орбиты, нежели ориентироваться на носители одного класса...........
забавно
помнится, когда хоронили Русь-М, из уст десижн мейкеров звучали точно такие же доводы, только с точностью до наоборот.
тогда это звучало так: "слишком дорого для России иметь две разные РН с одинаковой или близкой грузоподъемностью"
это оценочное суждение

Mark

Не забавно а очень серьезно, РУС-М это вчерашний снег.

Союз-5 будет для замены Союза-2, при около 20 запусков на год будет экономически эффект на около 600-700 %. Да, это многие деньги которые пойдут на другие проекты. Да, это только с метаном возможно.

Кроме того Союз-5 будет и элементом для сверхтяжа, ето будет уже оптимальное решение.
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

Seerndv

ЦитироватьСейчас КБ химмаш завершает изготовление нового экземпляра С5.86 для испытаний на максимально возможный ресурс по времени работы и количеству включений. Он должен стать прототипом реального двигателя на топливе «ЖК + СПГ», который придаст новое качество верхним ступеням ракет-носителей и вдохнет жизнь в многоразовые транспортные системы. С их помощью космос станет доступным не только для исследователей и изобретателей, но, возможно, и просто для путешественников.
Алексей Яковлев, главный конструктор по криогенным двигателям КБ химмаш имени А. М. Исаева
 
 
- что-то я сбился со счёта:
1. С5.86 
2. С5.86 № 2
3. С5.86 № 2А ( модернизация С5.86 № 2)
4. С5.86 № 3 ?
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

http://www.mashin.ru/eshop/journals/avto_gazo_zapravochnyj_kompleks/
Международный научно-технический журнал «Авто Газо Заправочный Комплекс»
Текущий номер:2016 / 04
ЦитироватьРоскосмос создаст ракетный двигатель на метане

Роскосмос планирует начать разработку ракетного двигателя на природном газе в ближайшее время. Финансирование соответствующей разработки заложено в проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 гг. (ФКП), направленном на согласование в министерства. Работы по созданию двигателя на метане предусмотрены опытно-конструкторской работой "Двигательные установки средств выведения" (ДУ СВ).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

ЦНИИмаш забраковал метановую ракету для Восточного


Но работы по созданию двигателя на природном газе головная научная организация «Роскосмоса» планирует продолжить



Головная научная организация ракетно-космической отрасли — ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ЦНИИмаш) — не поддержала проект строительства масштабного ракетно-космического комплекса с метановыми двигателями на космодроме Восточный. Тем не менее работы по метановой тематике ЦНИИмаш предлагает продолжить, создавая двигатели со сжиженным природным газом (СПГ) для ракеты сверхлегкого класса. 
— В 2014 году самарский «Ракетно-космический центр «Прогресс» разработал аванпроект «Космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса», в котором рассматривался вариант двухступенчатой ракеты-носителя (РН) грузоподъемностью на уровне 90 т, использующей СПГ и жидкий кислород в качестве компонентов топлива на обеих ступенях, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦНИИмаша. — Из ракетных блоков первой ступени диаметром 3,6 м предполагалась возможность создания семейства с РН-лидером «Союз-5» среднего класса.
В отзыве на самарский аванпроект ФГУП ЦНИИмаш отмечено, что применение нового компонента топлива СПГ потребует «создания дополнительной инфраструктуры на космодроме Восточный, ориентированной на крупномасштабное производство и хранение данного вида криогенного топлива, а также сертификацию СПГ (с содержанием метана не менее 98%) как нового компонента топлива для ракетно-космической отрасли».
В итоге на Восточном метановый ракетный комплекс строить не планируют — там проектируют стартовую позицию для носителей «Ангара» с кислород-керосиновыми двигателями и в перспективе — с верхней водородной ступенью (для пилотируемого комплекса).
Но идея метанового двигателя не отвергнута: в ЦНИИмаше рассчитывают на продолжение разработок в двух направлениях. 
— В рамках действующей Федеральной космической программы (ФКП) в научно-исследовательской работе (НИР) «Авангард» планируется  разработка системного проекта по космическому ракетному комплексу (КРК) с ракетой среднего класса нового поколения на кислородно-керосиновом топливе, где в качестве альтернативного варианта может быть рассмотрено и метановое топливо, — заявили в ЦНИИмаше. — Эти системные исследования планируется проводить в 2017 году с привлечением ведущих КБ отрасли: РКЦ «Прогресс», РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ГРЦ им. академика В.П. Макеева. По результатом исследований будет разработан проект тактико-технического задания на создание КРК с носителем среднего класса нового поколения в части разработки в 2018 году эскизного проекта в обеспечение опытно-конструкторской работы «Феникс».
В целом в руководстве ЦНИИмаша считают целесообразным начать внедрение и отработку нового экологически безопасного компонента топлива — СПГ с создания ракеты-носителя сверхлегкого класса. 
— В ФКП в рамках НИР «Авангард» («Флагман») запланирован выпуск системного проекта по такому типу носителя, — подчеркивают в пресс-службе предприятия.
Возможность использования метана в качестве ракетного топлива изучалась еще в СССР. В России тема метановых двигателей прорабатывалась химкинским НПО «Энергомаш», воронежским Конструкторским бюро химавтоматики и самарским ЦСКБ «Прогресс». В 2012 году в НПО «Энергомаш» прошел научно-технический совет по созданию ракетного двигателя, работающего на природном газе, где было предложено начать разработку однокамерного двигателя тягой в 200 т на топливе «жидкий кислород — сжиженный метан».
 
ЦСКБ «Прогресс» представило свое видение метановой ракеты будущего, подчеркивая, что предлагаемое горючее обладает по сравнению с керосином более широкой сырьевой базой и низкой стоимостью. Это является важным моментом, учитывая срок создания и планируемый период эксплуатации комплекса, а также возможные (прогнозируемые) проблемы производства керосина через 30–50 лет.
В ЦСКБ уже ощущают проблемы производства ракетного керосина. Ракеты «Союз», которые делают в Самаре, сейчас летают на искусственно созданном топливе, потому что изначально для создания керосина для этих ракет использовались только определенные сорта нефти из конкретных скважин. В основном это нефть Анастасиевско-Троицкого месторождения в Краснодарском крае. Но нефтяные скважины истощаются, и ныне используемый керосин является смешением композиций, которые добываются из нескольких скважин. По оценкам экспертов, проблема дефицита здесь будет только усугубляться.
 
В ЦСКБ «Прогресс» посчитали, что использование двигателей на СПГ позволит «обеспечить относительно низкую стоимость пуска — в 1,5–2 раза ниже, чем на керосиновых двигателях, высокую экологичность, более высокие удельные характеристики, единый тип двигателя и топлива «СПГ + жидкий кислород», что значительно упростит наземную инфраструктуру».
 
Главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов ранее заявлял «Известиям», что с конструкционной точки зрения метан привлекателен при создании многоразовых носителей.
 
— Чтобы освободить полости двигателя, нужно только пройти цикл испарения — то есть двигатель легче освобождается от остатков продуктов, — пояснял Чванов. — За счет этого метановое топливо более приемлемо с точки зрения создания двигателя многоразового использования и летательного аппарата многоразового применения. В то же время удельный импульс у двигателя на СПГ высокий, но это преимущество нивелируется тем, что у метанового топлива меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество.
 
Метановый двигатель упоминают применительно к полетам на Марс: считается, что марсианскую ракету есть смысл комплектовать метановым двигателем, так как метан можно синтезировать из воды и двуокиси углерода из атмосферы Марса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

#2635
ЦитироватьИван Чеберко пишет:
В России тема метановых двигателей прорабатывалась химкинским НПО «Энергомаш», воронежским Конструкторским бюро химавтоматики и самарским ЦСКБ «Прогресс».
Ивану о существовании КБХМ кто-нибудь расскажет? Ионин с Моисеевым, видимо, о таком не слышали.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2636
http://www.mashin.ru/eshop/journals/avto_gazo_zapravochnyj_kompleks/2017/03/
Международный научно-технический журнал «Авто Газо Заправочный Комплекс»
2016 / 03
ЦитироватьТатарстан – первый в России создает сеть по заправке транспорта сжиженным природным газом

Татарстан станет первым субъектом России, где появится инфраструктура для производства и реализации сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива.
http://www.mashin.ru/eshop/journals/avto_gazo_zapravochnyj_kompleks/2016/08/
2015 / 08
ЦитироватьПилотный СПГ-проект

19 июня в рамках Петербургского международного экономического форума ООО "Газпром газомоторное топливо" и ОАО "КАМАЗ" подписали Дорожную карту проекта по созданию сети КриоАЗС на пилотном маршруте Набережные Челны – Магнитогорск. Строительство сети будет синхронизировано с внедрением СПГ-транспорта производства ОАО "КАМАЗ" на данном логистическом маршруте. Срок реализации проекта – IV квартал 2017 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Искандер

России избыток газа грех не использовать - давно пора развенчать домыслы о безумной дороговизне СПГ. Мирный СПГ в каждый дом!;)
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Salo

#2638
Предлагаете от Набережных Челнов, до Магнитогорска газопровод вдоль трассы протянуть?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Искандер

#2639
Зачем? Тут же речь о криогенных транспортах на Камазах. Чем шире используется СПГ тем меньше будет психов по-поводу "безумно дорогой" криогенной инфраструктуры СПГ/метана, а это хорошо.
Хотя идея газопровода с министанциями сжижения на каждой заправке мне тоже нравится. Только дорого будет.
Сейчас в Одессе. Весна, каштаны в цвету... Классный у Вас город! :)
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.