Пилотируемая экспедиция на Марс

Автор X, 17.12.2003 17:40:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

ЦитироватьПосему закон сохранения вещества в полном порядке  :) .
Да куда же он денется?  :lol:
Просто салата вырастет на считанные проценты от веса всей системы.
А можно было вместо всей это бандуры взять ЧИСТОЙ ЖРАТВЫ, ровно столько же по весу :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

unihorn

ЦитироватьДо "замкнутой СЖО на основе экологического круговорота" - как до Китая раком. Это уж точно должен помнить каждый.

Салата в любом случае получится меньше, чем будет весить обороудование для его выращивания, вода и удобрения. Всесто этого оборудования и удобрений лучше взять просто еду, чистую, сублимированную еду. И воду к ней.

Ну не как до Киева. Действующие образцы подобных "грядок", строят уже давно (к примеру они использовались в советских, наземных, экспериментах по изучению возможности дальнего полета (про эти эксперименты, я думаю, также все помнят), и эта "грядка" не сложнее тех.

По поводу воды и удобрений. Вода в КК и так уже давно рециркулируется. А откуда  в подобных системах берутся удобрения, я думаю, все помнят :) .

И того, весовая разница между кораблем с такой "грядкой", и кораблем без "грядки", но под завязку забитым сушеным салатом, будет приличнойт (в пользу "грядки").
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

frost_ii

ЦитироватьДо "замкнутой СЖО на основе экологического круговорота" - как до Китая раком. Это уж точно должен помнить каждый.

Салата в любом случае получится меньше, чем будет весить обороудование для его выращивания, вода и удобрения. Всесто этого оборудования и удобрений лучше взять просто еду, чистую, сублимированную еду. И воду к ней.

Моя ИМХА мне подсказывает, что грядки нужны не столько для еды, сколько для занятия космонавтов каким-то делом. Летишь в бочке из алюминиевой фольги за триста млн. км от земли (её и не видать-то), в течении двух лет - свихнуться можно. А тут травка зелёная растёт - умиротворяет...

unihorn

Ну все-таки, про возможность долговременного режима с малой силой тяжести на центрифуге первого БО, кому-нибудь известно? Или только кратковременный, с большой? Просто интересно, а то дискуссия неного не туда ушла  :) ?
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

V.B.

О как!:
ЦитироватьВопрос о полете будет обсуждаться в начале апреля. Достаточно подробный проект путешествия к Красной планете внесен на рассмотрение Научно-технического совета Федерального космического агентства. От принятого решения будет во многом зависеть судьба марсианской экспедиции.[/size]
Интересно, что решили?

А известно об этом НТС стало после того, как Виталий Головачев опять с В.Ф. побеседовал: Труд за 18.03.2006. Молодец, ведет тему!
ЦитироватьПолет до Красной планеты займет 290 суток, не считая времени "раскрутки" вблизи Земли. Корабль выйдет на марсианскую орбиту. Для этого потребуется еще 56 суток. В корабле останутся трое космонавтов, а еще трое членов экипажа на спускаемом аппарате достигнут поверхности планеты. Чуть более месяца они будут жить на Марсе и исследовать его (а ночевать в спускаемом аппарате). Затем вернутся на корабль. Обратный путь до Земли с учетом разгона и выхода с марсианской орбиты окажется более долгим - 330 суток и еще 71 день для снижения орбиты в окрестностях нашей планеты. Общая же продолжительность экспедиции более двух лет.[/size]

Олигарх

http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_degests.asp?id=17433                    
                        Миссия выполнима!

10.05.2006  Подмосковному Королеву Марс становится все ближе.

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке об этом до сих пор достоверно ничего не известно. И тем не менее на Марсе жизнь будет! Не так давно ученые из подмосковного Королева выступили с амбициозным проектом, пообещав отправить экспедицию на околомарсианскую орбиту к 2014 году. Примерно в 2020 году Россия будет готова высадить на поверхность Красной планеты людей, опередив тем самым американцев. А там уже и рукой подать до осуществления заветной мечты человечества — переселения землян на другие планеты. Это не фантастика. Во всяком случае, так считает главный научный сотрудник Ракетно-космической корпорации "Энергия" профессор Леонид Горшков.
— Сорок пять лет наша страна отправляет людей в космос, и эти годы не прошли даром. Накоплен огромный опыт, который, по сути, являлся подготовкой к будущему межпланетному старту, — говорит Леонид Алексеевич Горшков. — Многие этапы будущего межпланетного перелета детально нами отрепетированы во время длительных орбитальных полетов. Так что мы, россияне, вполне готовы лететь на Марс.

— Наших читателей интересует, как будет выглядеть схема полета?

— Корабль на Марс стартует не с Земли, а с околоземной орбиты, от которой ему легче оторваться. Сборка корабля будет произведена в космосе, его по частям выведут на орбиту ракеты "Протон", для чего понадобится порядка 20 запусков. Там модули состыкуют. Позже на борт марсианской станции доставят экипаж из 4 человек. Какое-то время межпланетный корабль будет раскручиваться на околоземной орбите, чтобы приобрести необходимое ускорение. Затем отрыв, выбор курса, и — движение к Красной планете.
На подлете к Марсу корабль начнет "скручиваться", а потом выйдет на околомарсианскую орбиту, то есть затормозится. От него отделится спускаемый модуль с двумя космонавтами на борту. На поверхности они проведут от 2 до 4 недель. Выполнив миссию, вернутся на основной корабль, который будет их ждать на орбите. Путь домой, движение в обратном порядке. Корабль тормозится на околоземной орбите и продолжает свое вращение вокруг нее в режиме искусственного спутника, члены экспедиции пересядут в спускаемую капсулу и приземлятся в заданной точке. — Сколько времени займет путешествие к Марсу и обратно?
   
— Два с половиной года. Причем самой сложной стадией перелета, как нетрудно догадаться, будет посадка на поверхность Марса и взлет с нее. Здесь все зависит от надежности спускаемого модуля. Мы перебрали несколько возможных вариантов, пока не остановились на самом простом. Это должен быть аппарат массой до 35 тонн с несущим планирующим корпусом и тормозными жидкореактивными двигателями — как на "лунниках". Однако как он себя поведет, может показать только его эксплуатация в марсианских условиях. Сначала нужно совершить посадку на Марс в автоматическом режиме, произвести автоматический старт, получить замечания, доработать конструкцию, повторить высадку. Короче, добиться, чтобы все прошло без сучка и задоринки. Ведь у экипажа спускаемого аппарата не будет резерва времени на устранение ЧП, там все происходит очень быстро. Поэтому первый десант на поверхность нашего космического соседа будет беспилотным. Лишь когда мы окончательно убедимся в неуязвимости "челнока", в его кабину сядут люди.

— Американцы тоже заявили о своей готовности лететь к Марсу, однако их план полета выглядит гораздо экзотичнее нашего. Как сказал президент Буш, для этого они построят на Луне космодром и стартуют оттуда.

— Впоследствии он поправился. Доставлять на Луну марсианский корабль и оборудование для его запуска тяжело и нерационально. Специалисты НАСА, так же как и мы, планируют стартовать с околоземной орбиты. Они собираются построить семейство новых тяжелых ракет — главным образом для полетов на Луну и на Марс. Использоваться будут, по всей вероятности, одинаковые ракеты-носители, просто марсианский корабль будет состоять из большего количества элементов. Его сборку американцы также намереваются произвести на орбите. Судя по докладам и публикациям, корабль будет оснащен ядерным реактивным двигателем, что позволит совершить перелет по маршруту "туда и обратно" за полтора года. По возвращении в околоземное пространство, в то время как спускаемая капсула с экипажем отделится и вернется на Землю, марсианский корабль с двигательной установкой пролетит мимо Земли и станет спутником Солнца. Иными словами, марсианский корабль у американцев получится одноразовым. Эта его особенность продиктована выбором двигателя, что предопределяет разницу в подходах двух стран к организации полета на Марс.

Дело в том, что российские ракетостроители от использования ядерных силовых установок на марсианском корабле по принципиальным соображениям давно отказались.

При наземных испытаниях они дают мощную радиоактивную струю, которую сложно изолировать от атмосферы. Кроме того, бортовые реакторы корабля надо удалять от жилых отсеков и закрывать их специальными защитными экранами, а это утяжеляет конструкцию. Поэтому мы решили, что российский корабль понесут к Марсу электрореактивные двигатели с использованием солнечной энергии. Они компактные, легкие и экологически чистые. Из 400 двигателей будет связан пакет, который обеспечит тягу порядка 30 килограммов — этого более чем достаточно для перелета. Даже если в космосе произойдет отказ нескольких двигателей, сбой никак не скажется на ходовых качествах корабля. Впрочем, у электрореактивных двигателей есть существенный минус — они "тише" ядерных, из-за чего путешествие займет не полтора года, как обещают американцы, а два с половиной. Но есть и свой большой плюс. Их применение позволяет сделать марсианский корабль многоразовым.

— Леонид Алексеевич, вы всю жизнь занимаетесь в РКК "Энергия" разработкой плана полета на Марс. Интересно, а как он выглядел в самом начале, при Королеве?

— План экспедиции, о котором я рассказал, это тот самый проект, который был разработан нами в 1960 году. Мы продолжали совершенствовать его все эти годы, и проект постепенно видоизменялся. В процессе работы нам пришлось умерить наши аппетиты: вместо пяти аппаратов на Марс стал садиться один. Количество членов экипажа с шести уменьшилось до четырех. Ядерная электростанция в 1988 году была заменена на солнечную и так далее. Конечно, сейчас технические решения образца 1960 года кажутся нам наивными. Еще бы! За 45 лет мы стали намного умнее, мы получили большой опыт, работая с орбитальными станциями. На этих станциях мы отрабатывали многие элементы будущего марсианского корабля.

— А как же яблони, которые будут цвести на Марсе?

— В романтичные 60-е возникали очень красивые идеи. Например, высадить на Марс поезд-вездеход с буровой платформой, возвращаемым модулем, собственным ядерным реактором и разведывательным конвертопланом. Экипаж должен был погрузиться в поезд и колесить по поверхности Красной планеты в течение года.

— Так чем все-таки притягивает людей Красная планета, если человечество готово идти на риск и издержки, лишь бы побывать там?

— Наверное, возможность обнаружить на Марсе признаки жизни. Существует такое понятие — эволюция планет. По всей вероятности, Марс — наш самый близкий сосед, эволюционирует приблизительно так же, как и Земля, однако он находится на каком-то другом этапе развития, нежели мы. На каком именно? Это нужно понять. Последние данные, переданные исследовательскими зондами и автоматами, показали, что в прошлом на Марсе концентрировались большие запасы воды. Сейчас они находятся там в связанном состоянии — в виде полярных шапок и льда. Так что же случилось? Куда все исчезло? Почему пересохли реки, русла которых видны на фотоснимках?
Если когда-то на поверхности Марса плескался океан, вероятно, там была жизнь. Возможно, простейшие виды имеют место быть и сейчас. И то, что зонды и роботы их не сумели достать, еще ни о чем не говорит. Для выполнения этой миссии на Марсе должен побывать человек. Сначала побывать, а затем поселиться, построить постоянные базы, города и колонии. Наличие на Марсе запасов воды позволяет говорить об этой перспективе с известной долей оптимизма.

— Да, но на Марсе царит вечный холод..

— Это еще не все. Там очень большие перепады температур для дня и ночи (более 100 градусов) и сильное галактическое излучение, которое представляет основную опасность для человека. На Земле мы защищены от него радиационными поясами и атмосферой. Чтобы от него спрятаться на Марсе, нужно будет зарываться в грунт, уходить под поверхность, создавая на глубине подземные города и привычную для человека среду обитания. Разумеется, люди там полностью будут зависеть от искусственных систем жизнеобеспечения.

— Лично для вас не существует вопроса: лететь на Марс или не лететь? А вы уже подсчитали, сколько грузов нужно будет брать с собой в экспедицию?

— Основную нагрузку составят запасы топлива — порядка 250 тонн, всего общая масса снаряженного корабля будет равна 500 тоннам. Продуктов питания нужно будет везти где-то около 5 тонн, а вот создавать на борту дополнительные запасы кислорода, воды не потребуется: все это регенерируется из естественных выделений и испарений человеческого организма. Давно не секрет, что в космосе питьевую воду добывают из мочи, а кислород можно получать из выдыхаемого углекислого газа.

— Это действительно не проблема. Проблема в другом: сколько будет стоить реализация марсианского проекта России?

— Около 14 миллиардов долларов. Стоимость проекта, так же как и сроки его осуществления, взяты не с потолка. Цифры были просчитаны в ходе всесторонней технической и экономической проработки проекта, они опираются на инженерно-конструкторские и производственные возможности российской космической отрасли. Ежегодные траты на них составят около 1,5 млрд. долларов в год. Это почти в три раза больше годового бюджета Федерального космического агентства. Но если учесть совокупный инновационно-технический потенциал проекта, который в дальнейшем будет востребован экономикой, то затраты на марсианскую экспедицию, безусловно, окупятся. Страна в результате получит передовые технологии, а это нечто большее, чем нефтедоллары.
Я уверен, что рано или поздно Россия отправит на Марс людей. Лучше рано, чем поздно.

СПРАВКА "МК"
Освоение планет Солнечной системы человечество начало с Луны, куда в 1969 году высадились американские астронавты. С тех пор попытки побывать на Луне не возобновлялись. Однако три года назад США заявили о своих намерениях отправить на спутник Земли 4 астронавтов к 2018 году. В дальнейшем в районе южного полюса американцы собираются развернуть постоянную лунную станцию.
   Однако, как следует из последнего заявления главы РКК "Энергия" Николая Севастьянова, Россия способна создать станцию на Луне еще раньше — к 2015 году. По словам Севастьянова, чуть позже там может развернуться промышленная добыча редкого изотопа — гелия-3, служащего топливом для термоядерной энергетики.

СПРАВКА "МК"
Один из естественных ресурсов для постройки подземных убежищ на Марсе — лавовые трубки, которые в силу малой гравитации могут быть раз в шесть крупнее, чем их земные аналоги. Так считают ученые из Массачусетского технологического института, которые работают над проектом "Марсианская усадьба". Уже известно, что из местного марсианского сырья вполне возможно производить кирпичи, стекловолокно и пластмассы, которые понадобятся для создания герметичных и прочных жилищ.
Проекты домов, а точнее, связанной сети строений предусматривают множество воздушных шлюзов не только для выходов на поверхность, но и для перемещений между группами помещений, дабы в случае потери герметичности можно было изолировать другие участки системы. Дома будут частично, а местами полностью заглублены в грунт, возможно — в склоны холмов. Это поможет защитить жителей Марса от радиации.
Что касается искусственной атмосферы, то специальная кислородно-аргонная смесь уже разработана в Институте медико-биологических проблем РАН. Апробировать ее планируется в ходе эксперимента, который начнется в этом году.

СПРАВКА "МК"
Несмотря на то что люди научились адаптироваться к условиям невесомости и месяцами работают в космосе, межпланетный супермарафон является серьезным испытанием для человеческого организма. Абсолютный рекорд по продолжительности пребывания вне Земли принадлежит сейчас врачу-космонавту Валерию Полякову (438 суток на орбите). Участникам российского полета на Марс придется провести в космосе свыше 900 суток. За это время длительное воздействие жесткой радиации, уменьшение кальция в костной ткани и атрофия мышц может привести к их бесплодию. Поэтому Валерий Поляков однажды высказался в том смысле, что посылать на Марс предстоит людей в возрасте от 60 лет. "Подвергать подобной опасности молодых людей просто жестоко".
Некоторые медики в США придерживаются более радикальной позиции. По их мнению, в состав марсианской экспедиции должны входить женщины, а не мужчины. Согласно последним исследованиям, женщины намного лучше переносят условия длительных космических полетов, чем мужчины. У 40-летних и 30-летних мужчин, которых в настоящее время чаще всего посылают в космос, в длительной "командировке" на Марс скорее разовьются сердечные заболевания. Физическое состояние молодых женщин, благодаря иному гормональному профилю, делает их сердечно-сосудистую систему более устойчивой к длительным перегрузкам. Кроме того, благодаря меньшей массе тела им не требуется много пищи, а это немаловажно в условиях космического марафона.
У женщин есть всего одно противопоказание для полета на Марс — критические дни. Во время выходов в открытый космос они увеличивают опасность возникновения кессонной болезни.

http://www.mk.ru

           
   Товарищ Горшков - подвижник и фанат идеи полета к Марсу.
   А подвижникам свойствено концентрироваться на своих идеях
   и не учитывать контексты - экономический, политический, психологический, ...
   в рамках которого возможна реализация их идей.

   Ну а что же руководство РККЭ?



   Что Россия собирается делать в космосе?
   19:00 | 18/ 04/ 2006
 
 
Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.

Без сомнения, текущий год в России можно без преувеличения назвать годом
космоса. 45 лет со дня первого в истории полета человека на орбиту Земли,
60 лет отечественной ракетно-космической промышленности.
Кроме того, -  признанное лидерство России в запусках спутников на орбиту.
 
И, наконец, - начало реализации самой масштабной за последнее время
космической программы,  рассчитанной на целое десятилетие и  охватывающей
все направления космонавтики, как пилотируемые полеты, так и автоматические
аппараты.  ЭТО ОН ПРО ФКП 2006-2015? :)

Вместе с тем, полярность высказываний официального Роскосмоса и руководства
флагмана российской космонавтики – Ракетно-космической корпорации «Энергия»
(РКК) заставляет поставить вопрос, вынесенный в заголовок.  
...
...
Таким образом, единственной точкой приложения усилий наших космонавтов
остается Международная космическая станция (МКС) как конечная остановка,
во всяком случае, на длительную перспективу.

Однако у «Энергии» совсем другие планы.
В середине апреля руководство Корпорации представило концепцию программы
развития пилотируемой космонавтики в России на ближайшие 25 лет.

Документом предусматривается, что первый этап пилотируемой лунной программы
будет осуществляться с использованием кораблей «Союз», ракет-носителей «Союз-ФГ»
и «Протон», разгонных блоков типа ДМ.
«Российский сегмент Международной космической станции при этом должен
использоваться как сборочная площадка для межорбитального космического комплекса
 перед его полетом к Луне», - считают в РКК.
«Такой подход позволит уже в ближайшее время реализовать высадку
первых экспедиций на Луну», - полагают в РКК.

На втором этапе лунной программы предполагается создать постоянно действующую
 многоразовую лунную транспортную систему. В нее войдут пилотируемые
космические корабли на базе перспективного корабля  «Клипер» и межорбитальные
 буксиры с жидкостными реактивными двигателями для организации перелетов
пилотируемых кораблей между околоземной и окололунной орбитальными станциями. Для транспортировки больших грузов планируется использовать буксиры с электрореактивными двигателями и крупногабаритными солнечными батареями. На этом же этапе предполагается создать постоянную лунную орбитальную станцию с базирующимся на ней многократным лунным взлетно-посадочным модулем.

На третьем этапе - на Луне будет создана постоянная база, с которой начнется
промышленное освоение спутника Земли.    

C лунной программой тесно увязана и марсианская.

«При разработке марсианского комплекса мы частично используем уже наработанные
 за десятилетия технологии, в частности, двигатели на базе электрореактивной
тяги, которые уже применяются на спутниках связи. Большие солнечные батареи
были отработаны на орбитальном комплексе «Мир»,
- заявил руководитель «Энергии» Николай Севастьянов.

Новый марсианский комплекс «с большим запасом топлива-ксенона сможет
доставлять пилотируемые экспедиции на Марс», подчеркнул глава РКК.

Севастьянов, однако, отметил, что необходимо создать и новые элементы
- взлетно-посадочный модуль для поверхности Марса.
Он сообщил, что программа
освоения Марса будет проходить в три этапа:
испытание комплекса при полете на Луну,
пилотируемый полет к Марсу, но без высадки экипажа на поверхность,
и только затем высадка людей на Марс.

Средствами выведения элементов комплекса на орбиту до 2010 года будут
служить ракеты-носители «Союз-ФГ» и «Протон»,
а после 2010 года - модернизированные «Союзы-2» и новые ракеты «Ангара».

Обслуживать создание комплекса на орбите до 2015 года будут пилотируемые
корабли «Союз» и грузовые «Прогрессы», а с 2015 года предполагается ввести
в эксплуатацию систему «Клипер».

Первую экспедицию на Марс в РКК «Энергия» планируют осуществить
в 2020-30 годы.

Если эта программа найдет понимание в Роскосмосе, то вопрос о месте России
в «большом космосе» отпадет сам собой.  


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


КАК БУДТО ДЕЛО ТОЛЬКО В ТОМ, товарищ Кисляков,  
найдет ли программа понимание в Роскосмосе ... :)

Концепция пилотируемой космонавтики, представленная руководством
предприятия ТРАНСПОРТНОГО машиностроения РККЭ, носит очень
ТРАНСПОРТНЫЙ характер :)

О контекстах, политических, экономических и др., реализации этой концепции
очень мало и неубедительно, в части марсианской экспедиции - ничего.

Возможно, для руководителей РККЭ пилотируемая экспедиция к Марсу
- что-то ритуальное, к действительности не имеющее отношение.
Но об этом ритуальном надо периодически говорить, напоминая о себе
как о ведущей космической фирме.

Для этой экспедиции можно выделить три контекста:
- политический, внутренний и международный;
- Экономический;
- обоснованность с научной точки зрения

Мне кажется, если проанализировать эти контексты,
то появляются шансы для такой экспедиции.
Но сама экспедиция должна выводиться из этих контекстов!

Насчет последнего контекста.
Пилотируемая экспедиция должна быть вписана, встроена
 в существующую и
заявленную программу изучения МАрса, усиливая ее таким образом,
чтобы не было сомнений в целесообразности пилотируемой экспедиции.

И, кажется, логика программы изучения Марса дает основания
для такого встраивания.  
 
С форума http://www.unmannedspaceflight.com/

BruceMoomaw  Feb 12 2006, 11:56 PM Post #3  

 The flaw with Richard's proposal
(Предлагался луноход как основное средство изучения Луны)

is that -- thank to the very short radio-signal time delay between Earth and
 moon -- you can run an automated rover almost as well directly from Earth,
without the stupendous additional cost of putting humans on the Moon.

You just have to do things slightly more slowly.

In the case of other planets, it's a different matter. !!!!

At the Mars Strategic Roadmap meeting back in January 2005,
a NASA spokesman told us that any manned expedition to Mars is going to take
 a radically different !!!!
form from what most people think

-- instead of having astronauts clumbering around on the surface in spacesuits
 (which was difficult on the Moon, and will be even harder in Mars' higher gravity),
 most of the exploration efforts will be done using robots remote-controlled
 from the central manned Mars base, or from inside the cabins of
nearby pressurized manned rovers.

And then there's the variation on this, driven by the problem that
any manned Mars lander will instantly and very seriously !!!!
contaminate the very biological evidence which is virtually
the only possible scientific goal
that could justify something as vastly expensive
as a manned Mars trip -- namely,

the idea that any manned Mars ship will remain in Mars orbit !!!
(or on one of the moons),
running a network of sterilized robots and unmanned sample-return vehicles
by radio.

This idea is becoming increasingly popular, !!!
assuming that we ever get to Mars at all.

По сути, речь идет о повторном рождении идеи пролетных
и орбитальных межпланетных экспедиций, которая была популярна в 60-е годы
и в то время предлагались немало проектов таких типов.

Но задачи, которые тогда должны  были решать эти экспедиции,
были очень хорошо решены автоматами!

Сейчас же естественно формируется основная задача таких экспедиций
- быть ЦУПом,
точнее дополнением наземных ЦУПов для ряда автоматов, тем самым
ЗНАЧИТЕЛЬНО повышая их научную отдачу!

Я думаю, что для сборки такой экспедиции на LEO и отправки
ее со второй космической будет достаточно одного запуска
сверхтяжелого носителя, который NASA разрабатывает для Луны,
и несколько запусков РН типа Протон и Союз.
И можно обойтись без ЯРД и ЭРД.

Дмитрий Виницкий

Уфф, а покороче нельзя? А вообще, это дайджест форума.
+35797748398

V.B.

В 4-м номере журнала "Российский космос" напечатана та же статья Виталия Головачева, что и в "Труде" за 18 марта. Но в "Российском космосе" она сопровождается иллюстрациями, дающими дополнительную информацию к размышлению. Особенно заинтриговали схемы полета З-М и М-З. Бросилось в глаза их внешнее сходство с представлением результатов в программе EPOCH Ballistician-a. Времена перелетов З-М и М-З на этих схемах и общее время экспедиции (612 суток) совпадают с двухкорабельным вариантом 2002 года (см. статью И. Афанасьева в НК 10/2002).

unihorn

В продолжение темы о  "грядках":

15.06.2006  Экипаж экспедиции к Марсу сможет выращивать на борту своего космического корабля лук, чеснок, цикорий, петрушку и свеклу.
   Об этом говорится в материалах к докладу на ХШ конференции по космической биологии и авиакосмической медицине, подготовленному группой российских ученых из Института медико-биологических проблем (ИМБП).
   "Нами предлагается комплексная система использования растений для обогащения рациона членов экипажа свежей растительной биомассой, а также кондиционирования воздушной среды корабля за счет выделяемых растениями кислорода и высокоэффективной психологической разгрузки", - говорится в докладе.
   По мнению российских ученых, для получения свежей растительной биомассы на борту космического корабля могут быть использованы три различных способа: получение проростков из семян, выгонка зелени (лук, чеснок, цикорий, свекла, петрушка) и выращивание овощных культур в оранжерейных установках.
   "Проведенное ранее сравнение эффективности этих способов получения витаминной зелени показало, что по критериям удельной производительности установок на единицу потребляемой энергии и единицу объема установки она минимальна при выращивании овощных растений в оранжерее", - отмечает один из авторов проекта Маргарита Левинских.
   Оранжерея для марсианской экспедиции будет сконструирована с учетом опыта создания исследовательских автоматических космических оранжерей "Свет" и "Лада".
   "К настоящему моменту нами разработана в длительных полетных экспериментах аппаратура контроля и управления параметрами среды обитания растений, а также технологии их культивирования. Размеры, особенности конструкций и энергопотреблений для оранжереи марсианской экспедиции будут определены после проведения дополнительных испытаний", - отмечается в докладе.
   В настоящее время в условиях космического полета на МКС в оранжерее "Лада" продолжается исследование особенностей роста, развития различных растений - возможных кандидатов для выращивания на борту марсианского космического корабля. В условиях космического полета в оранжерее "Лада" также запланировано проведение испытаний разрабатываемого в настоящий момент нового блока освещения.
   Кроме того, в рамках наземного эксперимента по длительной изоляции человека в рамках подготовки марсианской экспедиции "500 дней" предполагается провести окончательный выбор сортов и видов овощных, а также декоративных растений, причем не только по биологическим и технологическим критериям, но и с учетом вкусовых предпочтений всех членов экипажа.
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

Bell

Цитировать"Проведенное ранее сравнение эффективности этих способов получения витаминной зелени показало, что по критериям удельной производительности установок на единицу потребляемой энергии и единицу объема установки она минимальна при выращивании овощных растений в оранжерее", - отмечает один из авторов проекта Маргарита Левинских.
А на единицу массы установки относительно единицы массы сублимированной и консервированной пищи?  :wink:

И потом витамины в таблетках наверно тоже несколько превосходят по "удельным характеристикам" эту самую "витаминную зелень" ;)


А вообще я не пойму, надо ли обязательно в первом же полете везти с собой на Марс яблони?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

unihorn

По моему мы уже говорили о том, что сушенного салата придется взять больше, чем вознобнавляемого? Благо вода рециркулируется в аппаратах, начиная (еслм не ошибаюсь), чуть ли не Востока (и доведена до логического совершенств на Мире (правда на МКС, не помню по каким причинам, эта установка отсутствует)), да и удобрения, также понятно, откуда берутся (так-что основные возражения не имеют силы)....

А по поводу витаминов в таблетках..., любой диетолог скажет, что злоупотреблять ими отнюдь не полезно для здоровья (в том смысле, что они не могут заменить "живые"). Да и к томуже, их явно придется взять много...

Да и в необходимости психологической разгрузки (ради чего, это, главным образом и делается), думаю никто не сомневается...
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

Bell

ЦитироватьПо моему мы уже говорили о том, что сушенного салата придется взять больше, чем вознобнавляемого?
Нет, мы говорили о том, что возобновляемый салат не возмется "из нечего". Науке еще не известны методы выращивания растений на чистых фекалиях и моче, поэтому массу салата все равно придется брать с собой в виде удобрений и т.п., плюс - масса оранжереи.

ЦитироватьБлаго вода рециркулируется в аппаратах, начиная (еслм не ошибаюсь), чуть ли не Востока (и доведена до логического совершенств на Мире (правда на МКС, не помню по каким причинам, эта установка отсутствует)),
Хм... А слово "Электрон" вам известно?

Цитироватьда и удобрения, также понятно, откуда берутся (так-что основные возражения не имеют силы)....
Конечно понятно - из грузового отсека.

ЦитироватьА по поводу витаминов в таблетках..., любой диетолог скажет, что злоупотреблять ими отнюдь не полезно для здоровья
Дык надо меру знать :)

Цитировать(в том смысле, что они не могут заменить "живые").
Могут, могут. Переспросите своего диетолога.

ЦитироватьДа и к томуже, их явно придется взять много...
Не больше, чем вы обещаете в салате. В лучшем случае (для салата) то на то и выйдет.

ЦитироватьДа и в необходимости психологической разгрузки (ради чего, это, главным образом и делается), думаю никто не сомневается...
Ну вот и я говорю - психологическая разгрузка - единственное, что остается полезного во всей этой огородной затее :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

STEP

Белл! Рекомендую Вам посидеть на консервах и разных сушеностях в течение двух лет, эксперимента ради. А когда отсидите, то я с Вами и поговорю. А то ведь для других предлагать экономию разводить, это мы все умеем. А для себя небось разносолы под водочку любите???
 :D  :D  :D
Лично я на Марс без свежих овощей не согласен.
Дурят нашего брата, дурят ...

unihorn

ЦитироватьНет, мы говорили о том, что возобновляемый салат не возмется "из нечего". Науке еще не известны методы выращивания растений на чистых фекалиях и моче, поэтому массу салата все равно придется брать с собой в виде удобрений и т.п., плюс - масса оранжереи.

Ну раз "науке не известно", то в средневековье использовали супер современные, химические удобрения, а не "фекалии с мочой", пишеые, и прочие органические отходы (другими словами компост), (небось Мерлин из нашего времени тырил)...

А так, насколько я помню, все многочисленные эксперименты в этой области (по крайней мере советские "наземные звездолеты"), то даже с учетом массы оранжиреи, массовая выгода очивидна (плюс, на сколько я разбираюсь в кулинарии, и диетологии, часть названных растений (а список, как я понял, будет ко всему прочему, еще и  расширен) ценны не только витаминами, но и питательными веществами, (что, вполне вероятно, означает возможность взять меньше продовольствия))).

Грубо говоря, съеденные растения, согласно закону сохранения вещества, не испарятся, и того, не смотря на то, что сейчас, пока не возможно достичь полной замкнутости, ее кофициент, полностью позволяет достич массовой экономии (и это, как я уже говорил, потверждено многочисленными экспериментами (эту идею очень долго проверяли в эксперементальных установках)).

ЦитироватьХм... А слово "Электрон" вам известно?

Я боюсь ошибится..., но "Электрон" производит кислород (хоть и с помощью электролиза), а не воду рециркулирует. Воду рециркулирует (в том числе и из мочи), другая установка (не помню как называется), которой, насколько я помню на МКС нет (или, по крайней мере, долго не было).

ЦитироватьКонечно понятно - из грузового отсека.

Естественно понятно, главным образом, из "фекалий и мочи", пищевых, и прочих органических отходов, переработаных в компост.
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

FarEcho

ЦитироватьНу раз "науке не известно", то в средневековье использовали супер современные, химические удобрения, а не "фекалии с мочой", пишеые, и прочие органические отходы (другими словами компост)...
...Естественно понятно, главным образом, из "фекалий и мочи", пищевых, и прочих органических отходов, переработаных в компост.

Что ни говорите, а компостная куча, как элемент интерьера межпланетного модуля экспедиции к Марсу, вызывает живейший интерес  :D

unihorn

ЦитироватьЧто ни говорите, а компостная куча, как элемент интерьера межпланетного модуля экспедиции к Марсу, вызывает живейший интерес  :D

Компост, необязательно в кучах хранить. Есть места более приспособленные, для этого, и вы это прекрасно понимаете  :wink: .
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

unihorn

05.07.2006  В состав экипажа марсианской экспедиции решено включить не менее шести человек, у каждого из них будет своя отдельная каюта, где при желании можно изолироваться от остальных участников полета.
    Количество участников увеличилось за счет двух научных сотрудников.
   Применительно к марсианской экспедиции будет создана уникальная система отбора, подготовки и комплектования экипажа, учитывая специфику длительного межпланетного перелета.
   Психологи считают, что во время подготовки к экспедиции каждый член марсианского экипажа должен овладеть двумя или более новыми профессиями. Кроме того, система управления психическим состоянием экипажа будет включать в себя аутогенную тренировку и медикаментозные средства.
   Как сообщает РИА Новости, созданию благоприятной психологической атмосферы на борту помогут и живые растения. Экипаж марсианской экспедиции сможет выращивать на борту своего космического корабля лук, чеснок, цикорий, петрушку и свеклу.
   По их мнению, для получения свежей растительности на борту могут быть использованы три различных способа: получение проростков из семян, выгонка зелени и выращивание овощных культур в оранжерейных установках.
 

Если верить этой новости, то ожидается некоторе, конструктивное, изменение МЭКа. Сейчас, коли память мне не изменяет, в основном модуле, присутствуют только две каюты-пенала (и так, вроде, было со времен первого Салюта)... А тут говорят уже о шести....

Хотя может они их (мои домыслы) в отсеке с центрифугой поместят (этакие пенальчики на "центрефужном" полу, с "дверкой" в ногах) :) )?  Тогда вполне может быть режим, с долговременным, слабым уровнем тяжести, и кратковременными земными (и основной модуль, переделывать не надо будет) ...
Мир ищу, где волки агнцам служат,
И нету слуг верней.
Где слезы никого не душат.
Не ведают смертей.

V.B.

ЦитироватьВ апреле 2006 года планировалось рассмотреть различные аспекты пилотируемой экспедиции на заседании научно-технического совета Роскосмоса. Но обсуждение перенесено на позднюю осень, так как появились новые интересные идеи, на проработку которых требуется время.[/size]
"Труд" за 18.07.2006

ЦитироватьВо время первой экспедиции экипаж совершит облет Марса. На его поверхность отправят без экипажа, но телеуправляемый космонавтами взлетно-посадочный комплекс (ВПК). Он останется там на многие годы в качестве резервного взлетного модуля для последующих экспедиций. Цель первого рейса: подтвердить в реальных условиях безопасность межпланетной командировки для экипажа из 4 человек по маршруту Земля - Марс - Земля и надежность посадки ВПК.

Для второй экспедиции определена другая программа: два члена экипажа останутся в корабле на марсианской орбите, а двое опустятся на поверхность, где в течение 15 суток будут проводить исследования, в том числе бурить грунт, брать его пробы. Совершат три поездки в марсоходе - на 5 километров, 10 и 12. Скорость - от 4 до 10 километров в час.

Во время третьей экспедиции двое или трое космонавтов проведут на поверхности чужой планеты уже 30 суток.

Члены четвертой экспедиции должны, помимо выполнения широкой программы исследований, выбрать место, где будет создаваться временный аванпост, необходимый для организации марсианской базы.

Эту базу должны построить космонавты пятой экспедиции. Они проведут на поверхности Красной планеты 30 - 60 суток. Экипаж - 6 человек. Запланированы дальние поездки на марсоходе.[/size]

George

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/RusMars/Configuration.jpg

Просмотрев ветку, я еще больше укрепился во мнении, что этот проект надо серьезно дорабтать. Связано это с огромными СБ. Их надо отвергнуть, и вот по каким причинам:

1). Их огромные размеры. Это значит, что корабль с таким "парусом" не сможет существовать на низкой околоземной орбите приемлемое время.

2). Сложность сборки и связанным с ней нештатных ситуаций, наихудший из них – разрыв пленки с кремнием (такая предлагется). Про сложность наземной отработки этого изделия можно обойтись без комментариев. Уверен, что количество РН, надобное для сборки СБ, велико (к сожалению, авторы проекта не привели цифр).

3). Солнечное давление на такую конструкцию будет достаточно велико по отношению к тяге ЭРДУ.

4). Зависимость выработки электроэнергии от расстояния (возле Марса чуть ли не вдвое меньше).

5). Сложность обслуживания СБ в полете. Нештатные ситуации на СБ велики из-за невозможности отработки его в наземных условиях. (Тот же разрыв пленки, а вероятнось этого события отнюдь не равна нулю).

6). Взаимодействие такой СБ с магнитным полем Солнца и связанным с ним наведение тока, который может достигать значительных величин, чреватыми непредсказуемыми последствиями для электронного оборудования корабля. Это влечет за собой монтаж утстройств, сбрасывающих разность потенциалов на СБ. (Полет "Колумбии" в 1995 году с итальянским привязным спутником, номера не помню). Последствия этого не просчитаны.

Как альтарнатива, уже многократно обсуждаемая, был бы запуск специального модуля с атомным реактором. Его единственная задача – поставлять электроэнергию кораблю и его ЭРДУ. Реакторный модуль может располагаться в отдалении от жилых модулей, отделенный от них модулями с рабочим телом для ЭРДУ и модулями с топливом для ЖРД. Защита экипажа обеспечивается биологической защитой реактора и модулями с топливом. Также на случай аварии реактора можно предусмотреть аварийное отделение реакторного модуля. Взрыв реактора маловероятен, так как существуют технологии,  позволяющие гарантированно заглушить реактор.

Реактор должен быть дублирован другим, поменьше, тоже в отдельном модуле. Этим достигается требуемая надежность. Второй реактор нужен для аварийного питания корбаля для достижения им Земли. Можно еще добавить небольшие СБ, как на СМ "Звезда", либо чуть большими.

Почему ЭРДУ а не ЯРДУ? Этим исключается загрязнение околоземного пространства и самого корабля радиоактивными выбросами. Это позволяет собирать МЭК на орбите МКС, если не на самой станции.

Запуск реакторного модуля может быть реализован РН, оборудованной системой САС, как на пилотируемом корабле. При аварии РН, САС возвращает реакторный модуль на Землю в целости. Технологии сохнанения ядерных материалов при высоких ударных нагрузках известны. Это также будет аргумент в споре с "зелеными", который неизбежно возникнет. Их надо убедить широкомасштабной испытательной программой и схемой запуска, а также политиков, трясущихся за свои задницы.

Корабль существенно упростится, повысится его надежность и диапазон его использования. Я уже не говорю о его шансах быть реализованным в отличии от фантастической СБ.

V.B.

Цитировать1). Их огромные размеры. Это значит, что корабль с таким "парусом" не сможет существовать на низкой околоземной орбите приемлемое время.
Кто-то говорил, что реактор по каким-то там соглашениям можно выводить не ниже чем на 800 км, и что якобы под это специально носитель для CEV затачивают. Что касается МЭК, то вот слова В.Ф. Семенова: "Собирать 400-тонную конструкцию целесообразно на околоземной орбите, на высоте 450 км."

Цитировать2). Сложность сборки и связанным с ней нештатных ситуаций, наихудший из них – разрыв пленки с кремнием (такая предлагется). Про сложность наземной отработки этого изделия можно обойтись без комментариев. Уверен, что количество РН, надобное для сборки СБ, велико (к сожалению, авторы проекта не привели цифр).
Продолжение вышеприведенной цитаты В.Ф. Семенова: "Туда ракеты доставят с Земли 20 блоков, которые в автоматическом режиме, по командам Центра управления, будут пристыковываться один к другому." (Это про количество РН для сборки всего МЭК, включая СБ). Что до разрыва пленки при сборке, то эта беда - не беда. Натянут новую.

Цитировать3). Солнечное давление на такую конструкцию будет достаточно велико по отношению к тяге ЭРДУ.
Отлично, значит еще и парусом поработают :)

Цитировать5). Сложность обслуживания СБ в полете. Нештатные ситуации на СБ велики из-за невозможности отработки его в наземных условиях. (Тот же разрыв пленки, а вероятнось этого события отнюдь не равна нулю).
СБ будут модульными. Отказ нескольких модулей некритичен.

К плюсам больших СБ следует отнести также возможность длительное время наблюдать за таким кораблем в телескоп, что особенно должно радовать астрономов-любителей :D