Впятером на "Союзе": туда и обратно!

Автор Николай, 27.04.2004 02:12:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

avmich

В стыковочном узле может испортиться сам узел, если его спускать с орбиты без теплозащиты. А теплозащита ест массу. Сделать его выдвигаемым не поможет - масса та же... А выкидывается он - потому что его сделать дёшево, а массу экономит. Здесь срабатывает та же союзовская идеология - ненужное (малонужное) на посадку не тащить.

Двигательный отсек - а чем сам Фрегат-то (или похожие вещи) плох? Зачем что-то делать?

То есть, если делать двигательный отсек как Фрегат - то он не нужен, так как есть Фрегат. Если делать со стыковочным узлом - то он нужен только для Клипера. Больше ни для чего, Союзу тоже не подойдёт. В чём идея-то?

Николай

Согласитесь, взять ОО от Союза и запихать его в агрегатный отсек, а потом сверху насадить отсек, который напоминает увеличенный СА Союза, только падает боком, есть в этом что-то недодуманное, недомысленное? :?:
Nikero

avmich

Мне так не кажется...

Больший СА - большая многоразовость, больший неразделённый объём; удобно.

Стыковка в корме, имеется шлюзовой отсек, к тому же - целый модуль, отработанный на Союзе. Самое то... Если надо, этот модуль можно заменить на больший...

И так далее... Чтобы реально взвесить "за" и "против", понадобятся существенные численные данные, а их мало :( .

X

мне кажется здесь есть недопонимание.  наверное "Клипер" это только модуль ("кабина от Бурана" если хотите) который можно будет к чему угодно прицепить, к ракете он не особенно привязан, будут в будующем одноступенчатые многоразовые носители ну ничего наверное ни помешает на этом чуде и "Клипер" возить. с крыльями, без крлыльев.  и по форме он мне кажется более универсальным.

VK

ЦитироватьЧтобы реально взвесить "за" и "против", понадобятся существенные численные данные, а их мало :( .

Это у нас мало, а в РККЭ, я надеюсь, все посчитали. И не один раз.

avmich

Вот именно поэтому нам и трудно оценивать их результаты. У них и данных больше - что именно они хотят сделать - и знаний больше, как правило, как это делать и как оценивать, и занимаются они этим дольше. А мы, пожалуй, только грубые просчёты или гениальные находки можем замечать.

Николай

В Клипере как преимущество выставляется большая грузоподъемность "вниз". А зачем? Если будет большой СА Союз, то пригнать корабль пустым, как Прогресс, а потом набить его (СА) чем надо и бросить на Землю! Кстати: разрабатывать большой СА лучше начинать как возвращаемый грузовик! А там глядишь и на МКС начнут что-нибудь полезное производить в приличных количествах!
И вообще: разве можно в современных российских экономических и политических условиях говорить о разработке принципиально новых КК и РН? Мне попрежнему кажется, что большой СА - это реально неплохо. Такой аппарат открыл-бы много интересных тем!
А на счет управляемого спуска - интересно, можно присабачить к большому (или маленькому) СА Союза небольшие отклоняемые рули-крылышки сверху, со стороны люка, и рулить ими вправо-лево?
Nikero

Bell

ЦитироватьА на счет управляемого спуска - интересно, можно присабачить к большому (или маленькому) СА Союза небольшие отклоняемые рули-крылышки сверху, со стороны люка, и рулить ими вправо-лево?
Решетчатые стабилизаторы.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

avmich

У Клипера преимущество большей грузоподъёмности "вниз" перед Союзом, а не перед "большим" Союзом. Второй корабль ещё делать надо, у него другие недостатки. Например, большие перегрузки при посадке.

Вообще, по одному параметру трудно КК сравнивать. Я предлагал как-то выписать плюсы и минусы; может, всё же так и сделаем? А то ходим по кругу.

Старый

Интересно, если у Клипера чтото глюкнет с системой управления, и прийдётся идти на баллистический спуск, что тогда?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ааа

ЦитироватьЯ предлагал как-то выписать плюсы и минусы; может, всё же так и сделаем? А то ходим по кругу.

Я за работой форума слежу ровно два года. Хождение кругами - неотъемлемая черта. Это уже, наверное, десятый топик про то, "что будет после "Союза".
Ну раз все, то и я. Выложу во второй или третий раз то, что писал полтора года назад.
Начинать нужно, как учит РДА, с определения цели космической деятельности. Но поскольку цели определяем не мы, то нужно быть готовыми ко всему, а для этого составить список возможных вариантов развития отечественной пилотируемой космонавтики:



 
ЦитироватьМодели пилотируемой космонавтики на ближайшую перспективу.

1. «Традиционная». Россия вместе с партнерами продолжит строительство и эксплуатацию МКС, а в перспективе - другой станции. В рамках данной модели потребуются ПКК  в качестве транспортного корабля и спасательной шлюпки (для всей МКС или российского сегмента), транспортные грузовые корабли, целевые модули, свободнолетящие корабли-модули.
2. «Оптимистическая». Россия создаст собственную станцию (станции) следующего поколения типа «большого» «Мира-2». Потребуются те же типы КА, что и в предыдущей модели. Большой грузопоток потребует создания транспортных кораблей тяжелого класса. В связи с увеличением численности экипажей таких станций потребуется дежурство аварийно-спасательных кораблей для оперативной замены части экипажа.
3. «Умеренно пессимистическая». Россия создаст собственную небольшую станцию типа «Салют-7», новую, либо на базе РС МКС. Потребуются транспортные ПКК, грузовые корабли, возможно, модули на их базе.
4. «Пессимистическая». Россия не будет иметь собственной орбитальной станции. Это не обязательно  означает невостребованность КК: они могут использоваться для выполнения автономных полетов либо в составе иностранных станций. Возможно также создание беспилотных КА  различного назначения на их базе.


Принципы, закладываемые при создании нового космического корабля.

1.   Экипаж 4-5 чел.
2.   Масса корабля 11...14 тонн.
3.   По возможности многократное использование всего корабля либо его частей.
4.   Изделия на базе КК должны максимально охватывать номенклатуру КА в существующей модели.
5.   По возможности должно использоваться стандартное технологическое и испытательное оборудование.
6.   По возможности должны использоваться существующие РН.


Одноразовый или многоразовый?

На форуме журнала «Новости космонавтики» вопрос о том, какой нам нужен корабль, кажется, уже заочно решен в пользу небольшого (массой 10-15 т.) орбитального самолета, запускаемого РН с вертикальным стартом. Многоразовость орбитальной ступени, а в перспективе и ступеней РН (например, МРУ «Байкал») с экономической точки зрения действительно выглядит заманчиво, однако, оценим возможности такого КК с учетом очерченного в предыдущей главе круга задач.
1.   Транспортный корабль  для смены экипажей ОС. Космический самолет для этих целей подходит прекрасно. Позволит помимо смены экипажа в несколько человек доставлять на ОС расходные материалы и возвращать на Землю результаты исследований. Еще лучше подходит для роли корабля-спасателя, так как можно эвакуировать значительное количество космонавтов (в специальном отсеке), а небольшие перегрузки при спуске благоприятствуют возвращению больных и раненых.
2.   Корабль для автономных полетов. Также подходит идеально. Грузовой отсек позволяет установить полезную нагрузку с учетом конкретных задач полета и возвратить ее обратно. Сюда же можно отнести полеты с целью обслуживания КА на орбите (например, СЛК или спутников, требующих ремонта), а также вывода на орбиту и снятия с орбиты полезных нагрузок.
3.   Спасательная шлюпка. Можно представить себе длительно пристыкованный к ОС космический самолет (типа Х-37), но шлюпке совсем необязательно быть многоразовой, так как частота ее полетов мала и экономически это вряд ли окупится.
4.   Грузовой транспортный корабль. Как было отмечено в п.1, КС хорошо подходит для доставки грузов. Но как быть с топливом? Установка емкостей с АТ-НДМГ в грузовом отсеке (вблизи стыковочного узла) представляется крайне нежелательной с точки зрения безопасности, а других мест для размещения сколько либо значительных запасов топлива просто нет.
5.   Модули ОС. Бессмысленность применения КС в качестве модуля очевидна.

Таким образом, в рамках «оптимистической», «традиционной» и «умеренно пессимистической»  моделей  КС позволяет решить лишь некоторые из задач и наряду с КС потребуется использование других типов кораблей и модулей.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

avmich

Вот очень хотелось бы знать, что будет при сваливании в баллистический спуск. В интервью Семёнова в 5-м номере НК этого нет.

Устойчивое планирование насколько сложно достичь для таких кораблей? Может, киль надо выпускать?..

VK

ЦитироватьА мы, пожалуй, только грубые просчёты или гениальные находки можем замечать.

Причем нередко путая их между собой.  :D

RDA

В параллельной ветке про Клипер я уже писал о том, что вначале надо озаботиться о задачах для КК, а уж исходя из этого, приступать к его проектированию. Мне же VK заявил, что основная цель разработки – чтоб не развалилось КБ. Но простите, это же прямой путь РККЭ расстаться с первыми двумя буквами своей аббревиатуры. И перепрофилировать свою деятельность так же, как это сделал "Цеппелин" ( www.zeppelin.de ). Вот уж действительно, с неба на землю. Трудно более наглядно представить то, к чему стремится Энергия с подобными разработками.

Вернемся к задачам. Разработка транспортного КК полностью зависит от облика и назначения ОС. Нужно ли дальше тиражировать конструкцию "Мира" или искать что-то новое?
Автономные полеты. С какой целью? Ремонтные и обслуживающие работы? Сейчас в США и Японии прорабатываются альтернативные решения, не требующие непосредственного человеческого участия.

Bell

По списку:

1. Экипаж 4-5 чел - Клипер: 2-6 человек
2. Масса корабля 11...14 тонн - Клипер 14 т
3. По возможности многократное использование всего корабля либо его частей - Клипер "в-основном-многоразовый"
4. Изделия на базе КК должны максимально охватывать номенклатуру КА в существующей модели - Комбинация Клипер + Союз + семейство Прогрессов
5. По возможности должно использоваться стандартное технологическое и испытательное оборудование - к вашим услугам практически вся Союзо/Прогрессо/Бураностроительная промышленность
6. По возможности должны использоваться существующие РН - Зенит + Союз/Протон

Еще я бы добавил:
7. Возможность полетов к Луне - Союз (полностью) + Клипер (с натяжкой)

Если подходить к делу основательно, то никаких Онег нам не надо. Получив так или иначе Зенит и построив Ангару-7 Россия обеспечит себя носителями для решения любых задач в ближайшем будущем.

Цитировать3. Спасательная шлюпка. Можно представить себе длительно пристыкованный к ОС космический самолет (типа Х-37), но шлюпке совсем необязательно быть многоразовой, так как частота ее полетов мала и экономически это вряд ли окупится.
2-3 Союза без ОО легко закроют эту нишу
Цитировать4. Грузовой транспортный корабль. Как было отмечено в п.1, КС хорошо подходит для доставки грузов. Но как быть с топливом? Установка емкостей с АТ-НДМГ в грузовом отсеке (вблизи стыковочного узла) представляется крайне нежелательной с точки зрения безопасности, а других мест для размещения сколько либо значительных запасов топлива просто нет.
Частично Клипер, частично - Прогресс-Хэви. Они друг друга прекрасно дополнят.
Цитировать5. Модули ОС. Бессмысленность применения КС в качестве модуля очевидна.
Некорректно вопрос поставлен. Модули ОС - штука достаточно специфическая и если ТКС удалось превратить в модуль МКС, то это только случайность и никак не закономерность.

Получаются 2 линейки кораблей:
1. Грузо-пассажирский Клипер - порядка 60-70% полетов. РН - Зенит (+ Ангара на Луну)
2. Универсальная платформа (АО), которая может использоваться с пилотируемой капсулой (спасательный Союз, Союз-Л с ОО) или набором грузовых контейнеров (семейство Прогрессов) грузоподъемностью до 15 т. РН - Союз + Протон + Ангара, в зависимости от конфигурации.
ЦитироватьНужно ли дальше тиражировать конструкцию "Мира" или искать что-то новое?
В ближайшие 10-20 лет ОС с идеологией Салюта/Мира/МКС позволют решать достаточно широкий круг задач. Для создания "чего-то нового" надо сначала придумать подходящую задачу. Таковых нет, имхо.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

МиГ-31

ЦитироватьВот очень хотелось бы знать, что будет при сваливании в баллистический спуск. В интервью Семёнова в 5-м номере НК этого нет.

Устойчивое планирование насколько сложно достичь для таких кораблей? Может, киль надо выпускать?..
Я думаю, что аэродинамически - это довольно тривиальная(но не обязательно простая) задача. Игрой между положением ЦТ и ЦД можно добиться делаемой ориентации СА относительно потока. А путем  придания СА определенной конфигурации - достижения бОльшей или мЕньшей устойчивости СА в полете.
Я думаю, что фара на баллистическом спуске тоже не строго лбом вперед летит. Есть у нее хоть малюсенькая, но альфа?
Даешь Старого по-новой!

Бродяга

ЦитироватьВот очень хотелось бы знать, что будет при сваливании в баллистический спуск. В интервью Семёнова в 5-м номере НК этого нет.

Устойчивое планирование насколько сложно достичь для таких кораблей? Может, киль надо выпускать?..

 То же самое будет, ничего оригинального.
 Вообще примерно одно и то же будет для Любой формы корабля - если это простое тело.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьВот очень хотелось бы знать, что будет при сваливании в баллистический спуск. В интервью Семёнова в 5-м номере НК этого нет.

Устойчивое планирование насколько сложно достичь для таких кораблей? Может, киль надо выпускать?..
Я думаю, что аэродинамически - это довольно тривиальная(но не обязательно простая) задача. Игрой между положением ЦТ и ЦД можно добиться делаемой ориентации СА относительно потока. А путем  придания СА определенной конфигурации - достижения бОльшей или мЕньшей устойчивости СА в полете.
Я думаю, что фара на баллистическом спуске тоже не строго лбом вперед летит. Есть у нее хоть малюсенькая, но альфа?

 Она летит точно так же, как при управляемом спуске, но её закручивают для нейтрализации подъёмной силы.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий Виницкий

Мне кажется, что итогом всех этих разговоров будет признание того факта, что два пуска по 3 человека - проще и дешевле всех попыток загнать 5 человек в рамки Союза.
+35797748398

X

Да сразу было ясно, что загнать 5 человек в 1 Союз нереально. Настолько же, насколько нереально одновременно запустить 2 Союза.

Клипер форэвэ!  :D