Семейство разгонных блоков ДМ

Автор mescalito, 11.12.2006 12:23:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SpaceR

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПоскольку довыведение, как правило, осуществляется импульсами в районах перигея и апогея, т.е. при полете с околонулевыми углами наклона траектории, гравитационные потери все равно будут небольшими.
Относительно первой ступени - несомненно. А вот относительно РБ, работающих на скоростях выше круговой - другой вопрос...
Не забывайте о силе тяжести. Она "загибает" скорость вниз, и чем дольше участок - тем сильнее.
На Зените-3SL емнип половина рабочего запаса ДМ уходит только на доразгон до опорной круговой.
Вообще, траекторию можно здорово оптимизировать. Например, выводить КГЧ не в апогей переходной орбиты, а ниже, вводя пассивный участок КГЧ, и уже РБ включать в районе апогея. Ну, а то что сила тяжести загибает траекторию - это неизбежно, но нестрашно: спутники так и летают :D
Вы думаете Зенит летает по неоптимизированной траектории?  :shock:
При его вечном недостатке энергетики и желании запускать самые крупные КА из имеющихся на рынке?
То, что Вы описываете, при оптимизации траекторий уже было использовано в максимально возможной степени.

Salo

Нет там никакого хитрого гелиевого контура. Используется охлаждение жидким кислородом в рубашке КС.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

ЦитироватьВчера прикинул пуск Зенита с экватора на ГСО, оптимальная тяга керосинового РБ получилась чуть больше 4 тс.
Так здесь не тот случай.
Во-первых, практически все миссии не на ГСО, а на ПГСО, а у него масса КА вдвое больше, и недобор до орбитальной скорости тоже заметно больше - оба эти фактора играют на необходимость увеличения тяги.
А во-вторых, тут нет возможности выбирать оптимальный РБ с оптимальными массами и тягами: ДМ берётся как есть.
А у того ДМ, что уже есть, нельзя за счет снижения тяги линейно уменьшить массу ЖРД. ;)
Скорее всего масса движка будет почти такой же, а если учесть хитрую схему с гелиевым контуром, то возможно даже станет больше. И выигрыш может быть только за счет существенного повышения УИ.

Но в графиках же нарисована кривая! И я не верю, что на участке тяги от 5 до 8 тонн была реально рассчитана хотя бы одна промежуточная точка.

SpaceR

Сергей, прошу прощения - хотел поправить свой ответ и теперь две его части поменялись местами. :)
ЦитироватьНет там никакого хитрого гелиевого контура. Используется охлаждение жидким кислородом в рубашке КС.
Ну ок, про гелий это я немного попутал варианты модификаций. Там где написано "гелиевый", читать "кислородный", остальное не меняется.

Salo

Т.е. взяли лекалом нарисовали кривые и нам лопухам втирают?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Т. е. взяли три точки и по ним построили кривую средствами Эксела.
У меня такое впечатление создается. Но только если речь о конкретно применении блока ДМ с конкретной заправкой, а не вольное манипулирование всеми тремя составляющими его массы.
При этом втором раскладе можно, вероятно, и по набору точек такой чудесный график получить.

Дмитрий В.

ЦитироватьВы думаете Зенит летает по неоптимизированной траектории?  :shock:
При его вечном недостатке энергетики и желании запускать самые крупные КА из имеющихся на рынке?
То, что Вы описываете, при оптимизации траекторий уже было использовано в максимально возможной степени.

Я ничего не говорил про оптимальность траектории Зенита :wink:  Я имею в виду, что гравпотери при довыведении малы, если импульсы выдавать в районе пери- и апоцентров.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17690
ЦитироватьИнтервью руководителя Роскосмоса В.А.Поповкина газете "Коммерсантъ"[/size]

— После неудачного запуска тройки спутников ГЛОНАСС-М в декабре 2010 года из эксплуатации был выведен разгонный блок ДМ-03. Вы собираетесь вводить его снова в строй?

— ДМ-03 — это новый разгонный блок, хотя, по сути дела, это основа старого блока с заменой элементной базы. После неудачного запуска аппаратов ГЛОНАСС не только было выяснено, почему при заправке перелили топливо. Было проанализировано, как вообще велась его отработка. И после скрупулезного анализа подготовлен целый комплекс мероприятий по его доводке. Правильно утверждают в поговорке: обжегшись на молоке, дуют и на воду. Необходимо, чтобы его показатели надежности соответствовали предъявляемым требованиям. Когда план по доводке будет выполнен, тогда этот блок и будет использоваться дальше. По всей видимости, он будет исполнен либо до конца этого года, либо в первом квартале следующего. А пока октябрьский ГЛОНАСС-М полетит на разгонном блоке "Бриз". Кстати, этот пример подтверждает, что должна быть инвариантность. Ведь если бы разгонный блок ДМ-03 был единственным и незаменимым, то мы бы сейчас просто стояли со всей космической программой, с ракетами "Протон", коммерцией, военными спутниками, которые должны запускать.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Цитироватьhttp://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=17690
ЦитироватьИнтервью руководителя Роскосмоса В.А.Поповкина газете "Коммерсантъ"[/size]

— После неудачного запуска тройки спутников ГЛОНАСС-М в декабре 2010 года из эксплуатации был выведен разгонный блок ДМ-03. Вы собираетесь вводить его снова в строй?

— ДМ-03 — это новый разгонный блок, хотя, по сути дела, это основа старого блока с заменой элементной базы. После неудачного запуска аппаратов ГЛОНАСС не только было выяснено, почему при заправке перелили топливо. Было проанализировано, как вообще велась его отработка. И после скрупулезного анализа подготовлен целый комплекс мероприятий по его доводке. Правильно утверждают в поговорке: обжегшись на молоке, дуют и на воду. Необходимо, чтобы его показатели надежности соответствовали предъявляемым требованиям. Когда план по доводке будет выполнен, тогда этот блок и будет использоваться дальше. По всей видимости, он будет исполнен либо до конца этого года, либо в первом квартале следующего. А пока октябрьский ГЛОНАСС-М полетит на разгонном блоке "Бриз". Кстати, этот пример подтверждает, что должна быть инвариантность. Ведь если бы разгонный блок ДМ-03 был единственным и незаменимым, то мы бы сейчас просто стояли со всей космической программой, с ракетами "Протон", коммерцией, военными спутниками, которые должны запускать.[/size]

Любит у нас начальство неправильно использовать красивые (на его взгляд) термины :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hecata

Гыгыгы, енерал, блин. Или он так хитро лоббирует хруников - мол бриз - это наш инвариант ;)

Старый

Если бы был только ДМ то следующий запуск состоялся бы через месяц т.к. причины аварии были известны через неделю а на их устранение требуется час.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Хруников он лоббирует явно и неявно:
1. Процесс поглощения ЦСКБ и Энергомаша приостановлен, а хруникам Усть-Катав отдают.
2. По пилотируемой космонавтике высказался весьма пессимистично.
2. Ангару уже продвигают на Восточный.

Ну и траблы с ДМ-03 в ту же тему.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

ЦитироватьХруников он лоббирует явно и неявно:
1. ...
4. Когда звездюли за ГОЗ-2010 вешали, ЦиХа там не было
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Старый

Цитировать4. Когда звездюли за ГОЗ-2010 вешали, ЦиХа там не было
А он чтото не выполнил по ГОЗу? Протоны вроде регулярно поставляет...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ZOOR

Цитировать
Цитировать4. Когда звездюли за ГОЗ-2010 вешали, ЦиХа там не было
А он чтото не выполнил по ГОЗу? Протоны вроде регулярно поставляет...
И регулярно обещает Ангару через два года. А еще можно вспомнить ГЕО-ИКа и что все Космосы на Рокоте пошли вправо на год  :wink:
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Старый

ЦитироватьИ регулярно обещает Ангару через два года. А еще можно вспомнить ГЕО-ИКа и что все Космосы на Рокоте пошли вправо на год  :wink:
А на Ангару разве есть ГОЗ?  :shock:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ZOOR

ОФФ: Судя по тому, что Гарпун с Бака пускается - уже нет  :cry:
Но за Муссон я бы вставил  :?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Gradient

ЦитироватьОФФ: Судя по тому, что Гарпун с Бака пускается - уже нет  :cry:
А чё, "Гарпун" должен был на "Ангаре" лететь?  :roll:
Частоты под Гарпун в IFRB зарегистрировали лет за десять до того как начали рисовать чебурашку-протоангару

SpaceR

Цитировать
Цитировать. . .
То, что Вы описываете, при оптимизации траекторий уже было использовано в максимально возможной степени.
Я ничего не говорил про оптимальность траектории Зенита :wink:  Я имею в виду, что гравпотери при довыведении малы, если импульсы выдавать в районе пери- и апоцентров.
Нет, тут Вы не правы, Дмитрий.
Гравпотери при довыведении ощутимо зависят от времени полета. На самой оптимальной траектории - чем меньше время, потраченное на доразгон, тем меньше и гравпотери. У жидкостных РН, имеется в виду (у твердотопливных может появиться выигрыш и от небольшого пассивного участка, и в этом случае тяга уже менее критична).
Но конкретно по ДМ на Зените зависимость строгая:
Меньше тяга => больше время => больше гравпотери => меньше ПГ. И траектория уже оптимальней некуда.
Соответственно если задросселировать движок до 5 тонн (при прочих тех же характеристиках), то будет проигрыш по массе ПГ, причём довольно ощутимый.

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
Цитировать. . .
То, что Вы описываете, при оптимизации траекторий уже было использовано в максимально возможной степени.
Я ничего не говорил про оптимальность траектории Зенита :wink:  Я имею в виду, что гравпотери при довыведении малы, если импульсы выдавать в районе пери- и апоцентров.
Нет, тут Вы не правы, Дмитрий.
Гравпотери при довыведении ощутимо зависят от времени полета. На самой оптимальной траектории - чем меньше время, потраченное на доразгон, тем меньше и гравпотери. У жидкостных РН, имеется в виду (у твердотопливных может появиться выигрыш и от небольшого пассивного участка, и в этом случае тяга уже менее критична).
Но конкретно по ДМ на Зените зависимость строгая:
Меньше тяга => больше время => больше гравпотери => меньше ПГ. И траектория уже оптимальней некуда.
Соответственно если задросселировать движок до 5 тонн (при прочих тех же характеристиках), то будет проигрыш по массе ПГ, причём довольно ощутимый.

Если просто задросселировать имеющийся ЖРД (т.е. при неизменной его массе), то, разумеется (и это очевидный факт), масса ПГ упадет из-за роста гравпотерь и соответствующего увеличения РЗТ. Однако автор обсуждаемой публикации исходит из того, что ЖРД разрабатывается заново. В условиях закономерности "масса ЖРД пропорциональна его тяге" вполне разумна постановка задачи оптимизации тяги (тяговооруженности) РБ по массе ПГ: поскольку при увеличении тяги уменьшаются гравпотери, но растет конечная масса блока. СМоответственно, оптимальная тяга может оказаться существенно меньше, чем у 11Д58М.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!