Захват Луны - кто первый, того и тапки?

Автор SpaceR, 07.12.2006 04:44:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lev

Бродяга писал(а):
ЦитироватьГиперзвуковой парашют это не конический экран на носу.
А Вы по рисунку определили, что к ЛОС именно парашют пририсован?
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

ЦитироватьБродяга писал(а):
ЦитироватьГиперзвуковой парашют это не конический экран на носу.
А Вы по рисунку определили, что к ЛОС именно парашют пририсован?
То, что там пририсовано похоже на НТУ, НТУ и гиперзвуковой парашют это не одно и то же. :)
 Я не знаю, что там пририсовано и зачем оно. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Цитировать
ЦитироватьБродяга писал(а):
ЦитироватьГиперзвуковой парашют это не конический экран на носу.
А Вы по рисунку определили, что к ЛОС именно парашют пририсован?
То, что там пририсовано похоже на НТУ, НТУ и гиперзвуковой парашют это не одно и то же. :)
 Я не знаю, что там пририсовано и зачем оно. :)

Похоже, что посередине сама станция. Справа челночный лунный корабль для перелетов между станцией и поверхностью Луны, а слева - челночный корабль между ЛОС и орбитой Земли. Конус, это экран для торможения в атмосфере Земли, после чего эта штука довыводится на круговую орбиту ИСЗ и стыкуется с ОКС. Затем дозаправка, смена экипажа и по новой ... Я так это расшифровываю.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Бродяга

ЦитироватьПохоже, что посередине сама станция. Справа челночный лунный корабль для перелетов между станцией и поверхностью Луны, а слева - челночный корабль между ЛОС и орбитой Земли. Конус, это экран для торможения в атмосфере Земли, после чего эта штука довыводится на круговую орбиту ИСЗ и стыкуется с ОКС. Затем дозаправка, смена экипажа и по новой ... Я так это расшифровываю.
Да, довольно экономичная схема, не требуется каждый раз выводить на орбиту КК Земля-Луна, он может быть большого объёма и т. д.
 Но требует отработки этого нырка с довыведением, естественно.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

Александр Шлядинский писал(а):
ЦитироватьПохоже, что посередине сама станция. ... а слева - челночный корабль между ЛОС и орбитой Земли. Конус, это экран для торможения в атмосфере Земли, после чего эта штука довыводится на круговую орбиту ИСЗ и стыкуется с ОКС. Затем дозаправка, смена экипажа и по новой ... Я так это расшифровываю.
Делай что должен и будь что будет

Dude

А как насчет разницы в плоскостях ЛОС и ОКС?
ИМХО, эта штука должна обеспечить и полный аирбрейкинг с последующим отделением спускаемого модуля(без серьезной теплозащиты).

SpaceR


SpaceR

ЦитироватьА как насчет разницы в плоскостях ЛОС и ОКС?
ИМХО, эта штука должна обеспечить и полный аирбрейкинг с последующим отделением спускаемого модуля(без серьезной теплозащиты).
Ну, я подозреваю, что этот корабль на Землю вообще не садится, находясь постоянно в космосе. Возможно, что на случай нахождения на нём экипажа он сидит в отдельной капсуле, для спуска, а корабль летит к станции-"сборочному заводу" для восстановления. Хотя возможно, что этот корабль вообще одноразовый.
Есть и ещё вариант: концепция данного корабля пока проработана не полностью, и такой вид он имеет, просто чтобы продемонстрировать сам факт использования аэробрейкинга для такого типа кораблей.

Что же касается попадания в плоскость околоземной ОКС, то эта проблема действительно не очень проста, но решаема.
В основном за счет повышения точности орбитальной навигации, физически Луна пересекает эту плоскость каждые 14 дней.

Бродяга

Мне кажется, "челнок" надо оснастить отсеком для аварийного спасения в экстренной ситуации, а именно, если этот челночный корабль Земля-Луна-Земля по какой-то причине промахнётся и войдёт в атмосферу.
 Отсек может быть компактным, пребывание в нём необходимо только в момент облёта Земли с касанием атмосферы.

 В остальном этот челночный корабль может вполне быть многоразовым, почему бы и нет? :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Boo

Бродяга
А масса? И смысл, более точно, чем отличается от штатного заменяемого каждую экспедицию "шарика"?
Аффтар, съешь еще этих мягких французских булочек да выпей царской водки!

Бродяга

ЦитироватьБродяга
А масса? И смысл, более точно, чем отличается от штатного заменяемого каждую экспедицию "шарика"?
Массу спасательной капсулы мы выводим один раз вместе со всем челноком Луна-орбита Земли и масса такой аварийной капсулы может быть минимальна — она не должна обеспечивать комфортность и высокую точность посадки, это система экстренного спасения.

 Относительно СА заменяемого каждый раз, я рассматриваю вариант, когда есть ОС на околоземной орбите и на неё экипаж доставляется космическим кораблём для полётов  на орбиту Земли, у него может быть выше комфортность, слабее теплозащита, приземление на посадочную полосу и вообще он может быть РАЗНЫЙ! :D
 Кроме того, заменять каждый раз эту капсулу означает перестыковку челнока Луна-орбита Земли, это дополнительные операции на орбите. Новая капсула должна будет каждый раз тестироваться уже в составе челнока Луна-орбита Земли, при этом, в случае отсутствия промаха, приводящего к попаданию челнока Луна-орбита Земли в плотные слои атмосферы Земли, она НЕ ДОЛЖНА ПРИМЕНЯТЬСЯ НИКОГДА, в случае нормального полёта на ней никто на Землю садиться не будет. :)
Разумеется, её надо будет менять иногда, но не каждый раз. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Boo

Если я правильно понял, в таком варианте мы будем иметь ДВЕ ТЯЖЁЛЫЕ капсулы в составе полётного комплекса?
Тяжёлые они потому, что должны входить в атмосферу с одноразовой теплозащитой.
И ещё немного... Перестыковка с использованием ОС - не есть ли те самые "дополнительные операции на орбите" ??
Думаю, проще и надёжнее будет схема типа "Паром-Л"+"Союз-ТМЛ" с дозаправкой "Союза"...
Аффтар, съешь еще этих мягких французских булочек да выпей царской водки!

Бродяга

ЦитироватьЕсли я правильно понял, в таком варианте мы будем иметь ДВЕ ТЯЖЁЛЫЕ капсулы в составе полётного комплекса?
Тяжёлые они потому, что должны входить в атмосферу с одноразовой теплозащитой.
И ещё немного... Перестыковка с использованием ОС - не есть ли те самые "дополнительные операции на орбите" ??
Думаю, проще и надёжнее будет схема типа "Паром-Л"+"Союз-ТМЛ" с дозаправкой "Союза"...
Да нет же, вариант такой, есть что-то вроде "Клипера", или любой другой корабль для доставки на орбиту. Разные страны и разные фирмы как-то доставляют на орбиту экипаж. Этот КК многоразовый, например, но не может в штатном варианте осуществлять полёт к Луне.
 Он стыкуется с орбитальной станцией, и с ней же стыкуется челночный корабль до Луны.
 Да, в конечном итоге мы тащим на орбиту эту аварийную капсулу в качестве бесполезного груза, но мы не таскаем туда каждый раз корабль для прямого возвращения с Луны.
 Зачем такая схема? - "Два в одном" получится хуже, по крайней мере с точки зрения идеи этой системы. :)

 Относительно дополнительных операций на орбите.
 Если к "челноку" цеплять весь КК, то ОС вообще не нужна, проще лететь вообще сразу к Луне.
 Идея с ОС подразумевает, что "удобства" корабля находятся в челночной части - большой объём и совершенная СЖО, в случае прямого полёта нам нечто подобное надо будет каждый раз выводить на орбиту.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Alex_II

ЦитироватьИдея с ОС подразумевает, что "удобства" корабля находятся в челночной части - большой объём и совершенная СЖО, в случае прямого полёта нам нечто подобное надо будет каждый раз выводить на орбиту.
А главное - ее не нужно будет каждый раз сжигать в атмосфере... Хотя конус с ТЗП для аэробрейкинга придется наверное время от времени менять...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Dude

ЦитироватьЧто же касается попадания в плоскость околоземной ОКС, то эта проблема действительно не очень проста, но решаема.
В основном за счет повышения точности орбитальной навигации, физически Луна пересекает эту плоскость каждые 14 дней.

Да, в случае чего, попросим их задержать дыхание на две недели.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьБродяга
А масса? И смысл, более точно, чем отличается от штатного заменяемого каждую экспедицию "шарика"?
Массу спасательной капсулы мы выводим один раз вместе со всем челноком Луна-орбита Земли и масса такой аварийной капсулы может быть минимальна — она не должна обеспечивать комфортность и высокую точность посадки, это система экстренного спасения.

 Относительно СА заменяемого каждый раз, я рассматриваю вариант, когда есть ОС на околоземной орбите и на неё экипаж доставляется космическим кораблём для полётов  на орбиту Земли, у него может быть выше комфортность, слабее теплозащита, приземление на посадочную полосу и вообще он может быть РАЗНЫЙ! :D
 Кроме того, заменять каждый раз эту капсулу означает перестыковку челнока Луна-орбита Земли, это дополнительные операции на орбите. Новая капсула должна будет каждый раз тестироваться уже в составе челнока Луна-орбита Земли, при этом, в случае отсутствия промаха, приводящего к попаданию челнока Луна-орбита Земли в плотные слои атмосферы Земли, она НЕ ДОЛЖНА ПРИМЕНЯТЬСЯ НИКОГДА, в случае нормального полёта на ней никто на Землю садиться не будет. :)
Разумеется, её надо будет менять иногда, но не каждый раз. :)
Да, в случае использования "в тандеме" с многоразовым околоземным КК  это вполне правильное и удачное решение.
Для второго этапа Лунной Транспортной Системы, с многоразовым "челноком" ОЗО-ОЛО.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьИдея с ОС подразумевает, что "удобства" корабля находятся в челночной части - большой объём и совершенная СЖО, в случае прямого полёта нам нечто подобное надо будет каждый раз выводить на орбиту.
А главное - ее не нужно будет каждый раз сжигать в атмосфере... Хотя конус с ТЗП для аэробрейкинга придется наверное время от времени менять...
Ну, придётся ли его часто менять, зависит от применяемой технологии ;)  При желании вполне реально снизить тепловые нагрузки до уровня, достаточного для использования многоразового ТЗП.

ЦитироватьДа, в случае чего, попросим их задержать дыхание на две недели.
На "случай чего" должно быть аварийное средство - это описанная Бродягой упрощенная капсула.
Конечно, она съест часть полезной нагрузки, но в остальном более предпочтительна, чем полноценный универсальный СА, спроектированный для автономных полетов. Хотя бы за счёт экономии массы.
А таскать с собой аварийный СА всё равно придётся в каждом полёте, так же как боевым лётчикам - катапульту и парашют.

В случае аварийного возвращения экипажа вернуться можно и на орбиту в другой плоскости, тогда многоразовым лунным челноком придётся или "пожертвовать", или организовать для его возвращения отдельный полет на его нештатную околоземную орбиту корабля-буксира.

oby1

Биотехнология : Кислород из лунного камня



 

Ученые из Кембриджа разработали реактор, который может производить кислород из лунного камня. Это жизненно важная технология на случай, если планы создать базу на Луне станут реальностью.


Лунные камни могут стать в будущем источником кислорода для базы на Луне (фото NASA).

Извлекая ископаемые Луны или используя этот спутник в качестве стартовой площадки для более глубокого исследования космического пространства, обитатели любой лунной базы в будущем будут нуждаться в кислороде. Доставка огромного количества этого газа на Луну окажется слишком дорогим мероприятием. По некоторым оценкам, одна тонна кислорода, возможно, будет стоить 100 млн. американских долларов. Поэтому ученые ищут более дешевые способы получения кислорода непосредственно на Луне.

В течение нескольких лет учеными NASA проводился поиск способов получения кислорода из лунного камня. В 2005 г. в рамках программы, рассчитанной на столетний период (Centennial Challenges programme), это агентство назначило грант в 250 тысяч долларов команде, которая первой разработает метод, с помощью которого можно будет получить пять килограмм кислорода из искусственного лунного камня за восемь часов. Несмотря на увеличение суммы приза до 1 млн. долларов в 2008 г. при поддержке Космического Агентства штата Калифорния, грант остается невостребованным. Помимо этого, в рамках программы Агентства по использованию ресурсов In Situ (на месте) рассматривается несколько различных технологий по получению кислорода из лунного камня.

В настоящее время Дерек Фрей (Derek Fray), специалист по химии материалов из Университета Кембриджа (Великобритания) (the University of Cambridge, UK), и его коллеги нашли потенциально возможное решение проблемы, изменяя течение электрохимического процесса. Этот метод ученые изобрели в 2000 г. для получения металлов и сплавов из оксидов металлов. Он основан на использовании оксидов, аналогичных найденным на Луне, в качестве катода, а анодом служит углерод. Для осуществления технологического процесса в системе электроды помещаются в раствор электролита - расплавленного хлорида кальция (CaCl2), распространенной соли с температурой плавления почти 800 градусов Цельсия.

Эродирующий анод

В ходе процесса происходит отщепление атомов кислорода от частиц окисла металла, которые ионизируются и растворяются в расплавленной соли. Отрицательно заряженные ионы кислорода двигаются через расплав соли к аноду, где они отдают свои внешние электроны и взаимодействуют с углеродом с образованием углекислого газа. В результате этого процесса происходит разрушение анода, а чистый металл осаждается на катоде.

Чтобы система производила кислород, а не углекислый газ, Фрею понадобилось сделать инертный анод, что было крайне важно, поскольку, по мнению изобретателя, «без таких анодов это не работает». Он обнаружил, что титанат кальция, сам по себе являющийся слабым проводником электрического тока, стал намного лучшим проводником при добавлении к нему небольшого количества рутената кальция. Из этого соединения и был сделан анод, который незначительно разрушается лишь через 150 часов работы реактора. Фрей вычислил, что анод будет стираться примерно на 3 см в год.

В своих опытах Фрей и его команда использовали модель лунной породы, так называемую JSC-1, созданную NASA. Фрей предполагает, что трех реакторов, каждый высотой в один метр, будет достаточно, чтобы производить тонну кислорода в год на Луне. Для получения каждой тонны кислорода необходимо три тонны породы. В экспериментах исследователи наблюдали почти 100%-ое восстановление кислорода. Фрей представил эти результаты на прошлой неделе на Конгрессе Международного Союза чистой и прикладной химии (ИЮПАК) в Глазго (Congress of the International Union of Pure and Applied Chemistry in Glasgow).

Фрей отмечает, что для нагрева реактора на Луне понадобится лишь небольшое количество энергии, а сам реактор может быть термоизолирован для предотвращения потери энергии. «Это не составит проблемы», – говорит он. Этим трем реакторам понадобится примерно 4,5 киловатта энергии, что не намного больше, чем для нагрева спирали домашнего бойлера. Такое количество энергии может быть обеспечено солнечными батареями или даже маленьким ядерным реактором, помещенными на Луне.

Фрей говорит, что при увеличении суммы еще на 10 млн. евро он смог бы создать опытный образец более мощного реактора, которым можно будет управлять дистанционно. В настоящее время он работает в данном направлении совместно с Европейским Космическим Агентством (European Space Agency).

Самосборка

Подобная технология для получения кислорода разрабатывается и Дональдом Сэдоуэем (Donald Sadoway) в Массачусетском технологическом институте в Кембридже, в штате Массачусетс (Massachusetts Institute of Technology in Cambridge, Massachusetts), но в ней процессы осуществляются при значительно более высокой температуре (свыше 1600 градусов Цельсия). Это подразумевает, что лунная порода является расплавленной массой и сама по себе может служить в качестве электролита. Она содержит расплавленный металл, в том числе и железо, находящийся на дне породы. Фрей говорит, что его технология более эффективна, поскольку осуществляется при более низкой температуре, но Сэдоуэй утверждает, что для осуществления электролиза расплавленной соли (так называется метод) требуется дополнительная высокая температура. «В процессе Дерека расплавление соли дает возможность действовать в диапазоне намного более низких температур, но остается необходимость консолидации лунной породы в твердый конгломерат. И это очень трудная задача, поскольку лунная порода имеет исключительно песчаную природу», – считает Сэдоуэй.

Реактор Сэдоуэя способен к самоорганизации. Внутренней частью мог бы служить реголит, порошкообразный щебень (который формирует поверхность Луны), нагретый с помощью электричества для превращения в расплав. Внешняя часть реактора может быть образована твердым охлажденным реголитом. «Мы формируем стенку реактора посредством замораживания расплавленного реголита», – говорит Сэдоуэй. Но он признает, что для запуска процесса имеются определенные препятствия.

Исследователь также отмечает, что при достаточном финансировании он смог бы усовершенствовать свою технологию в течение двух лет. Его проект был внесен в список допущенных к конкурсу проектов NASA и получает некоторое финансирование от Агентства. «Как только мы решим финансовые вопросы в лабораторном масштабе, мы сможем двигаться вперед гораздо быстрее», – заключает он.

По материалам
NatureNews со ссылкой на первоисточник Chen, G. Z. et al., Nature 407, 361-364 (2000).

SpaceR

oby1
Тема безусловно интересная, но ей вероятно место в обсуждении с другим заголовком - например, тут: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10522 ;)

 Здесь же я пытался акцентироваться на теме юридических претензий на лунные территории и их ресурсы.
Пока в результате обсуждения выяснилось, что существующие на данный момент международные договоренности не дают кому-либо права законно захватить и присвоить участки на Луне, что бы там ни заявляли разные продающие их аферисты.

С одной стороны, это повод для спокойствия, с другой - отсутствие какого-либо стимула для развития лунных поселений. :(
США, судя по последним тенденциям, свою запланированную программу лунной базы "слили", ссылаясь на дороговизну и недостаточную оправданность ожидаемыми результатами.

Интересно, если бы была юридическая возможность претендовать на лунные ресурсы, насколько бы это изменило прогресс землян в космонавтике?  :roll:
Как по мне, так лучше бы возможность захвата по праву первопришедшего была. Потому как направление, в которое волокут нашу цивилизацию прогресс в микроэлектронике и химии, мне категорически не нравится.  :evil:

zyxman

Цитировать
А вы не думали, что было-бы, если-бы не было космической гонки 1960-х?

- Понимаете, есть такой эффект в рекламе, что когда вместо постоянного рекламного шума в газете появляется просто чистая страница, то мааленькие буковки в углу обязательно будут прочитаны :wink:

У нас-же ситуация, что практически с 1957 года (если не с 1945-го) постоянно идет нагнетание напряженности, и народ естественно уже перестал на это все реагировать.
То есть если-бы все делалось неспешно, как оно и должно было быть, то как раз сейчас, когда стали очень явно ощущаться стенки "кастрюли", и возник-бы вопрос о Луне, и ИМХО делалось-бы это все очень неспешно и основательно.

Вот из-за того что был тот рывок, теперь прийдется ждать, когда уже будет мало свидетелей тех темпов, и тогда люди (на нынешнем уже опыте), вновь начнут понимать насколько это все тяжело, и по крайней мере не будут мешать на космосе зарабатывать.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!