NASA думает про сверхтяжелый носитель

Автор Agent, 13.04.2004 05:21:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hcube

На самом деле надо определиться, что именно нужно. Одноразовая ракета или полностью многоразовый носитель. Если первое - то да, сделать тяжелый носитель на одном RS-68 и двух РД-180 или РД-170, и не заморачиваться. Если же многоразовик - то наоборот надо СНИЖАТЬ ПН. И разработать экстремально ресурсные двигатели - типа улучшенного SSME. Чтобы те ходили 100 часов работы и 1 час между переборками (то есть порядка 10-20 запусков). После чего вместо запусков перейти к рейсам - 'транспортный рейс N15-21 Земля-Орбита отправляется с третьей взлетной полосы космопорта им. Кеннеди...' - то есть довести регулярность пусков небольшой ПН до одного рейса в ДЕНЬ как минимум. С раскладкой примерно 1 запуск в неделю для каждого носителя, с увеличением до 1 запуска в 2-3 дня. Тогда запуск телекоммуникационного спутника к примеру будет выгдлядеть так - спутник выводится на опорную орбиту 300 км, следующим пуском (на следующий день) к нему выводится бустер, стыкуется и полученая связка отправляется на ГПО. Как вариант - можно использовать МКС или что-то подобное на экваториальной орбите, с проведением монтажных и стыковочных операций на борту станции, в монтажном доке.
Звездной России - Быть!

Agent

Чего можно точно спрогнозировать, так это то что на этот этап (Луна) никаких двигателей для РН разрабатываться не будет. Со всеми вытекающими.

Бродяга


 Господа, вы опять забываете этот Идеологический момент - почему шаттлы дороги.
 Шаттл нельзя, например, просто "завалить" без общественного резонанса, это пилотируемый корабль и потеря его не только деньги.
 Кто знал об испытаниях Н-1? - Никто не знал, а это угробленные громаднейшие носители. Это финансовая потеря, но и только.

 Допустим мы хотим переделать систему управления - поставить новые компьютеры. Если это шаттл, нам надо всё просчитывать с "параноидальной надёжностью пилотируемых носителей", а если это грузовая модификация - многоразовая или нет, не так важно - нет этого давления "возможной политической неудачи".
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]


Бродяга

Из этих картинок не очень понятно - будет ли Shuttle-C совершать ещё какое-то довыведение ПН на более высокую орбиту.

 Я считаю, что в этом случае его надо разбить на два модуля - модуль с маршевыми двигателями сразу сажать, а "орбитальный контейнер" может быть вообще одноразовым, эдакий разгонный блок и обтекатель одновременно.
 Хотя можно его и посадить "как шаттл обычны" - он здоровенный, а масса маленькая, потому мощной теплозащиты не потребуется.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Streamflow а вы что думаете о строительстве Shuttle-C?
 Вы вроде говорили как-то, что "этого не будет".
;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Игорь Суслов

ЦитироватьStreamflow а вы что думаете о строительстве Shuttle-C?
 Вы вроде говорили как-то, что "этого не будет".
;)

Я, конечно, не Поток :)
Но что то мне подсказывает, что Shuttle-Cargo и не будет... Мысль, конечно, хорошая - почти задарма тяжелый носитель, вот только НА ФИГ ОН НИКОМУ НЕ НУЖЕН. (Я исхожу из того, что призыв Буша "назад, на Луну" - предвыборный бред, но это, конечно, мое частное мнение).
Спасибо не говорю, - уплачено...

VK

ЦитироватьНо что то мне подсказывает, что Shuttle-Cargo и не будет...

Имхо, Shuttle-C должен появиться как замена Шаттлу обычному - ибо как раз С способен дать многое из того, чего не дал пропиаренный в свое время Шаттл, в частности, снижение стоимости килограмма на LEO. Да и работ по переделке не так много.
А ПГ появятся, когда будет носитель такой мощности (надеюсь).

Игорь Суслов

ЦитироватьИмхо, Shuttle-C должен появиться как замена Шаттлу обычному

У нас два разных ИМХА :)


ЦитироватьА ПГ появятся, когда будет носитель такой мощности (надеюсь)

А вот это стратегически неверно. Цель должна оправдывать средства, но никак не наоборот.
На ум приходят СРАЗУ два афоризма:
1."Русский человек может решить любую проблему, если конечно не будет задаваться вопросом "А зачем?"." (С)
2."Те, кто знает "зачем?", всегда будут руководить теми, кто знает "как?" (С)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Agent

Была презентация сегодня в Калифорнии.
Шишки дали свое видение.
Mike Kahn, vice president of ATK Thiokol's - горой за Шаттл-С с кучей разных вариантов. Вплоть до груза сверху и вешать новый челнок.
Оно понятно - бустеры для Шаттла их основной хлеб.

Далее

Dan Collins, Boeing vice president and Delta program manager, agreed a shuttle-derived vehicle is a "very viable option." But Collins and Lockheed Martin vice president and space transportation manager Michael Gass believe their evolved expendable launch vehicles - the Delta 4 and Atlas 5 - offer many of the same benefits without relying on 1970s-era technology.


Коллинз сказал, что навесив бустеры на Дельту хэви и модифицировав Центавр, можно выводить с уже существующих стартов  до 50 тонн. Дальше придется сторить новый старт или серьезно переделывать имеющиеся.

По Атласу - 5 комон коре с 2 движками каждый будут как Сатурн вытаскивать. С промежуточными вариантами. Но работы там поболее.
Нужно все делать 5м диаметром.
Кстати, Атлас хэви все таки в разработке и сам по себе. Будет к 2006.

Боинг еще представил проект абсолютно новой ракеты с керосиновой первой ступенью и водородной второй или вобще без второй ступени.

Все это тут подробно расписано
http://www.spaceflightnow.com/news/n0404/28rockets/

Бродяга

Вот, "груз или новый шаттл сверху" - нормальное решение.
 А под "гибридный носитель" действительно надо новый старт, что есть Большие Деньги.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Agent

Про то что Шаттл-С будет дешевле резко перестали упоминать. Видно посчитали уже. Упор идет в основном на быстроту такого решения.

Бродяга

ЦитироватьПро то что Шаттл-С будет дешевле резко перестали упоминать. Видно посчитали уже. Упор идет в основном на быстроту такого решения.

 Почему вы так решили? Вам просто не нравится эта идея. ;)
 Дешевле-дороже зависит от числа пусков.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Agent

Цитировать
ЦитироватьПро то что Шаттл-С будет дешевле резко перестали упоминать. Видно посчитали уже. Упор идет в основном на быстроту такого решения.

 Почему вы так решили? Вам просто не нравится эта идея. ;)
 Дешевле-дороже зависит от числа пусков.
Последней упоминавшейся цифрой было 3-4 млрд на создание. И около 2 за 10 пусков в год. имхо, 10 чет многовато выглядит

А сама себе идея неплоха. Только есть еще лучше - ограничиться 50 тоннами и развить ссовременные EELV.

Agent

Я как то упустил еще один момент. Пустить через НАСА коммерческую ПН практически нереально - нада через конгресс протаскивать. Никто с этим заморачиваться не будет. То есть потенциально исключает возможное развития рынка в сторону сверхтяжелых аппаратов.

avmich

Интересно, что подразумевается под одноступенчатой керосиновой ракетой, с чистого листа.

Впрочем, Дельта на 50 тонн ПН и Атлас - на 100 звучат тоже неплохо... Насколько это серьёзно, узнать бы? :)

X

Из статьи:

"... That approach also would enable survivable engine-out scenarios in first stage powered flight. Gass said the Atlas 5, like the Delta 4, could be scaled up to Saturn 5-class performance by bolting five core vehicles together, each one equipped with two powerful RD-180 engines. ..."

Agent

ЦитироватьИнтересно, что подразумевается под одноступенчатой керосиновой ракетой, с чистого листа.

Впрочем, Дельта на 50 тонн ПН и Атлас - на 100 звучат тоже неплохо... Насколько это серьёзно, узнать бы? :)

Сегодня открылся некий 41st Space Congress
Перед ним была презентация этих проектов.
А принятие конкретного решения ожидаеться к концу года. Вполне возможно, что и раньше - НАСА очень раскритиковали позавчера по поводу отсутствия конкретики по Луне и далее. Высказались в духе - не будет плана - не будет увеличения бюджета.

ЗЫ: Дельта на 100 тоже возможна. 50 - это с минимальнымы изменениями и на существующих стартах

X

Частота - фактор только при наличии рынка/конкуренции.  Нет, если НАСА будет и ракеты строить, грузы к ним, и летать на них же.  Рынок (даже если ограничится Боингом и Локхидом) сейчас в несколько подавленном состоянии.  Есть идея использовать новую программу для создания исскуственного спроса пока $/кг не снизятся (и новичков развить вроде фалкона и орбитал).  Это может привести к появлению серьёзного частного (корпоротивного) спроса.  "Завести" рынок таким способом.  В итоге и НАСА хорошо, и мощная конкурентноспособная индустрия на самообеспеченнии появляется.  "шаттл-с" на данный момент выглядит как чейто любимый проект с которым жалко расстатся.  "Не пропадать добру же"

Бродяга

Шаттл-С - "правильная схема". Это многоразовая ракета "сама по себе" и любая ПН.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]