Системы ориентации КА

Автор Form1, 23.10.2006 11:33:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

Это в книжке приврали немного для лишнего драматизму. Выбивание гироплатформы ничем кораблю не грозило, её можно было выставить заново по звёздам. Так и случилось на Аполлоне-12 когда при взлёте платформу вырубило ударом молнии.

 А вобще очень странно что платформа была с ограничениями. На самолётах такого не бывает. Видимо здесь предельно экономили на массе и сэкономили на дополнительной рамке. "Авиационная" идеология тут не при чём, это чисто конструкционный вопрос. Насколько я понимаю у лунного модуля такой ерунды не было.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

ЦитироватьЭто в книжке приврали немного для лишнего драматизму. Выбивание гироплатформы ничем кораблю не грозило, её можно было выставить заново по звёздам. Так и случилось на Аполлоне-12 когда при взлёте платформу вырубило ударом молнии.

 А вобще очень странно что платформа была с ограничениями. На самолётах такого не бывает. Видимо здесь предельно экономили на массе и сэкономили на дополнительной рамке. "Авиационная" идеология тут не при чём, это чисто конструкционный вопрос. Насколько я понимаю у лунного модуля такой ерунды не было.
Старый, что такое ориентация в космосе тебе рассказали. Теперь расскажи, что ты подразумеваешь под "авиационным подходом" :-)

N2H4

ЦитироватьЭто в книжке приврали немного для лишнего драматизму. Выбивание гироплатформы ничем кораблю не грозило, её можно было выставить заново по звёздам. Так и случилось на Аполлоне-12 когда при взлёте платформу вырубило ударом молнии.
 

Ну как в действительности на Аполлон-13 было сказать не могу, но в книжке весь напряг построен на том, что проверить ориентацию по звездам не удавалось, потому как их из-за мусора их не было видно.

ЦитироватьНасколько я понимаю у лунного модуля такой ерунды не было.

Опять же судя по этой чудесной книжке в лунном модуле была такая же ерунда.

ЦитироватьПока Суиджерт поспешно занимался своими отключениями, Лоувелл и Хэйз оживляли ЛЭМ. Первым делом требовалось запустить его систему ориентации. "Водолей" имел три гироскопа, по существу идентичные гироскопам "Одиссея". Прежде, чем задействовать систему ориентации, в соответствии с ее протоколом включения требовалось, чтобы Суиджерт, пилот командного модуля, записал ориентацию и координаты аналогичной системы главного корабля и через туннель передал их командиру ЛЭМа. Затем командир должен выполнить несложные вычисления, чтобы учесть разницу в ориентации ЛЭМа и командного модуля, и ввести полученные числа в бортовой компьютер ЛЭМа. Если не успеть произвести эти вычисления и ввод данных прежде, чем отключится питание "Одиссея", информация в его компьютере будет потеряна навсегда
...
ЦитироватьЛоувелл дал команду, чтобы Хэйз ввел эти числа в компьютер, а сам продолжил получение остальных координат от Суиджерта. В следующие несколько минут экипаж работал в неистовом темпе, щелкая выключателями, тумблерами, поворачивая разные ручки и диски для того, чтобы перенастроить оба модуля. Процесс был весьма хаотическим: Земля выкрикивала команды астронавтам, астронавты громко задавали вопросы, и эти потоки фраз часто сталкивались на канале связи, мешая передавать полезную информацию в обоих направлениях. Глинн Ланни, ненадолго потерявшись в этой перекрестной болтовне, нечаянно приказал отключить каналы ориентации "Одиссея", прежде чем аналогичные каналы были включены в "Водолее", и на небольшой момент "Водолей" находился в опасности случайной блокировки осей гироскопа.
...
ЦитироватьКак только Лоувелл начал работать с пультом управления, индикаторы ориентации на борту ЛЭМа и индикаторы углов в Хьюстоне начали регистрировать беспорядочные перемещения корабля. В Центре управления забил тревогу следивший за системами навигации посадочного модуля на терминале ЛЭМа Хэл Лоуден, когда обнаружил движение на своих приборах. Благодаря этому бесконтрольному движению бешено прыгали показания индикаторов всех трех гироскопов, повышая вероятность блокировки осей. Если произойдет блокировка, то будут потеряны данные ориентации, которые Лоувелл с таким трудом перебросил из компьютера "Одиссея", а тогда резко сократятся шансы на удачный исход запуска двигателя.

Вообщем, смысл в том, что с ориентацией по гироскопам, по крайней мере в космосе :) , надо быть аккуратнее.

А.Коваленко

Меня всегда удивляло, почему при таком высоком уровне развития вычислительной техники в США, там в пилотируемой космонавтике применялись такие примитивные решения. К примеру, что стоило сделать электроразъемы в стыковочные узлы и обеспечить передачу навигационной информации (хотя бы вектора состояния) и параметров ориентации из СУД CSM в СУД LM? Нет, надо записывать даные на бумажку, передавать их из рук в руки, потом делать "несложные вычисления", диктовать их результаты в MCC, там перепроверять, потом вручную вводить в бортовой компьютер. Ну ладно, в 60-х годах это, наверное, было невозможно, техника не позволяла (???), но ведь до недавнего времени они, примерно так же, и на Шаттле летали!

N2H4

Так фирмы разные CSM и LM делали, более того конкурирующие, вот и не договорились. Это ж надо какие-нибудь совместные испытания проводить, делиться информацией. Чистой воды психиатрия на мой взгляд :)

А.Коваленко

А кто-нибудь знает, на CSM и LM навигационные компьютеры вообще одинаковые были?

hazard

Да, одинаковые.

http://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_Guidance_Computer

ЦитироватьА кто-нибудь знает, на CSM и LM навигационные компьютеры вообще одинаковые были?

N2H4

ЦитироватьА кто-нибудь знает, на CSM и LM навигационные компьютеры вообще одинаковые были?

Вроде одинаковые, только в лунном модуле еще одна система была, для аварийного удирания с Луны, бесплатформенная кстати.

Вот интересное описание Аполонов,  правдо какое-то однобокое, зато по русски
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/raketostr3/obl.html

N2H4

Вот как получается компьютеры одинаковые, навигационые системы почти одинаковые, а межмашинного обмена нет.

Хотя зачем на бумажку было углы писать, если они через телеметрию доступны на Земле были. А оттуда бы сообщили если в CM компьютер раньше времени сдох. Эдакий межмашинный обмен через Землю и пилотов (выступающих в роли перфокарты).

Старый

ЦитироватьМеня всегда удивляло, почему при таком высоком уровне развития вычислительной техники в США, там в пилотируемой космонавтике применялись такие примитивные решения. К примеру, что стоило сделать электроразъемы в стыковочные узлы и обеспечить передачу навигационной информации (хотя бы вектора состояния) и параметров ориентации из СУД CSM в СУД LM?
Через разъёмы в стыковочном узле это может и слишком сложно, но через кабель просовываемый в тунель - не пойму почему нельзя было. Бросил в тоннель кабель, подоткнул концы к двум компам и дело в шляпе. Может до такой степени вес экономили?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Гидразин.
Однако "блокировка осей" про которую говорится в книге скорее всего означает аретирование а не выбивание. Если гироприбор начинает выдавать неадекватные показания его для начала аретируют.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Старый, американцы не любят прокладывать кабели в свете люка. И мы тоже не любим. И это правильно. Опасно. При необходимости срочного закрытия люков (например, при разгерметизации) кабели будут мешать. Резаки могут потеряться, впрочем, есть рассекатели для быстрого разрезания кабеля. Но все это не уменьшает время на закрытие.
Про гироскопы. Там врядли рамки могли сложиться, скорее речь шла о вставании рамки на упоры для предотвращения сложения рамок. Но в любом случае, если рамка встала на упор, прибор неработоспособен. А арретир тут не при чем. Он позволяет привести прибор в исходное состояние, но информация уже будет потеряна.

Старый

ЦитироватьСтарый, американцы не любят прокладывать кабели в свете люка. И мы тоже не любим. И это правильно. Опасно. При необходимости срочного закрытия люков (например, при разгерметизации) кабели будут мешать. Резаки могут потеряться, впрочем, есть рассекатели для быстрого разрезания кабеля. Но все это не уменьшает время на закрытие.
Выдернуть разъём из гнезда - дело секунды. Опять же кабель только на время синхронизации навигационных систем. Вряд ли в этот момент случится ещё и разгерметизация.

ЦитироватьПро гироскопы. Там врядли рамки могли сложиться, скорее речь шла о вставании рамки на упоры для предотвращения сложения рамок. Но в любом случае, если рамка встала на упор, прибор неработоспособен. А арретир тут не при чем. Он позволяет привести прибор в исходное состояние, но информация уже будет потеряна.
Достижение упора и выбивание это фактически одно и то же. Но судя по контексту речь шла именно об аретировании.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Ошибаешься. Если кабели будешь прокладывать перед каждой синхронизацией данных, а по окончании операции будешь их демонтировать, то это непроизводительная трата времени, а оно в полете очень дефицитно. Разъем в космосе это не несколько секунд, а несколько минут. Это ведь не RJ-45, его надежность в космосе никакая. Да и при экстренной ситуации (разгерметизации) экипажу есть чем заняться и без расстыковки разъемов. А если рассчитывать на то, что во время синхронизации данных ничего не случится, то тогда можно вообще ни о чем не беспокоиться, все делать на авось :-)

Что касается гироскопа, то что в лоб, что по лбу. В любом случае данные потеряны, начинай сначала.

N2H4

Интересно, а когда штатно LM шел на Луну, компьютер синхронизировался как-то с CM или с чистого листа выставлялся по звездам.

А.Коваленко

ЦитироватьИнтересно, а когда штатно LM шел на Луну, компьютер синхронизировался как-то с CM или с чистого листа выставлялся по звездам.
Вопрос интересный. Я думаю, раз не загружали исходные данные из CSM в LM в этом случае, то и штатно, скорее всего либо врукопашную, либо после расстыковки выполняли астроориентацию. Других вариантов нет. Скорее всего второй вариант. В общем, ничего плохого в этом нет. LM не тащит за собой "мертвого носорога". Поймать опорные звезды и провести астрокоррекцию базиса - дело нескольких минут. Я пробовал это делать на тренажере (планетарии) в ЦПК. При том, что я не подготовлен к такой операции, мне удалось провести режим со звездным секстантом. Правда, топлива мы затратили слишком много, на грани допустимого. И когда вышли из тренажера, вестибулярный аппарат был расстроен :-)

N2H4

Еще более интересно как баллистику в LM да и в CM закладывали. Специальный канал с Земли или через пилотов.

В CM там секстант был, который позволял по Земле и Луне понять свое положение в пространстве (хотя сомнительно, что обеспечивалась хорошая точность), а в LM только труба для коррекции ориентации.

Ну и для полного счастья надо бы понять как синхронизация БШВ была организована. Тоже вручную.А то там на приборной панели какие-то подозрительные кнопки Mission Timer Start и Reset.

А.Коваленко

Про БШВ я и не подумал... А ведь от этого зависит точность ориентации и навигации. Причем, все это очень серьезно. Я вообще ничего не читал об использовании командных радиолиний на Apollo и на LM в частнсти. Может быть, там был высокостабильный генератор и стандарт частоты. Тогда установка и коррекция БШВ может вообще не выставляться. Весь полет длился несколько суток. С другой стороны, должен быть предусмотрен резерв для восстановления БШВ из "холодного" состояния. Вообще, для американских КК традиционно использование полетного времени, которое отсчитывается от момента старта (по нашему, от "Контакта подъема"). На Шаттле до сих пор в стартовом времени летают.

N2H4

ЦитироватьС другой стороны, должен быть предусмотрен резерв для восстановления БШВ из "холодного" состояния.

Должна быть, LM то холодным на орбиту вылетал и только там его стыковали к CSM.

N2H4

Вот таймер в CM и его управление с кнопкой старт стоп и резет


А вот такие таймеры в LM


А кнопки только такие