Системы ориентации КА

Автор Form1, 23.10.2006 11:33:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьСмотрю я на вас и думаю: а почему нельзя сделать по человечески? В смысле как на самолёте?
 Кстати, интересно, а как сделано на шаттле? А на американском сегменте?
На самолетах тоже не по человечески. Когда самолет падает мордой вниз (тангаж -90), то очень трудно понять какой у него крен. Пилоту-то пофигу ему самолет выводить надо, а вот у БЦВМ деление на ноль случиться может или еще что похуже.
Вот потому я и говорю, что врядли самолетная БЦВМ считает ориентацию в углах.

Sattel

Народ.
Расскажите плиз, а на спутниках "Горизонт" система ориентации какая стояла?  если вообще стояла.

Старый

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСмотрю я на вас и думаю: а почему нельзя сделать по человечески? В смысле как на самолёте?
 Кстати, интересно, а как сделано на шаттле? А на американском сегменте?
На самолетах тоже не по человечески. Когда самолет падает мордой вниз (тангаж -90), то очень трудно понять какой у него крен. Пилоту-то пофигу ему самолет выводить надо, а вот у БЦВМ деление на ноль случиться может или еще что похуже.
Вот потому я и говорю, что врядли самолетная БЦВМ считает ориентацию в углах.
Она никак не считает ориентацию. Она берёт её от гироскопических датчиков.
 И потом - какое нафиг деление на нуль? Где это в законах управления деление на нуль? В законах управления воббще ничего не делится на курс, крен, тангаж.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Кстати, про деление на нуль. Вобщето у самолёта нормальный режим полёта с нулевым креном и тангажом. И ничего, пока ещё не то что БЦВМ а даже ни один автопилот на магнитных усилителях от этого не завис. :)
 Но это офтопик.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Старый, текущую ориентацию БЦВК действительно берет от датчика, курсовертикали, или от ГСП, или от БИНС (если БИНС применяют). А вот как просчитать потребные углы отклонения рулей и сопел двигателя с УВТ? Без модели движения самолета вокруг ЦМ не обойтись. Вот тут и нужны такие параметры ориентации, чтобы кинематическая модель не вырождалась.

PS
Автопилотприбор примтивный, это просто исполнительный орган для САУ. В нем виснуть нечему. Тем более, если он на магнитных усилителях  :D  Интересно, АП-28 еще летает где-нибудь?

Старый

ЦитироватьА вот как просчитать потребные углы отклонения рулей и сопел двигателя с УВТ?
Как как? По законам управления, естественно.

ЦитироватьБез модели движения самолета вокруг ЦМ не обойтись. Вот тут и нужны такие параметры ориентации, чтобы кинематическая модель не вырождалась.
Не знаю что нужно тут но у самолётов абсолютно ничего никуда даже и не пытается вырождаться. Даже вопроса такого не возникает. И вобще законы движения вокруг ЦМ это тьфу по сравнению с тем чем действительно приходится заниматься автопилоту. Аэродинамика там такое наворачивает, что по сравнению с ним повороты вокруг ЦМ это детский лепет.

ЦитироватьАвтопилотприбор примтивный, это просто исполнительный орган для САУ. В нем виснуть нечему. Тем более, если он на магнитных усилителях  :D  Интересно, АП-28 еще летает где-нибудь?
Вобщето грубо говоря автопилот это САУ и есть. САУ отличается только тем что к автопилоту добавлена навигационная часть которая указывает ему куда лететь. Ну типа как Курс в космическом корабле. А летит т.е. рулит самолётом исключительно сам автопилот.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Насколько я понимаю в Джеминае была применена полностью "авиационная" идеология управления. И отлично летали.
 Интересно, а в шаттле как?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Старый, АП это просто несколько каналов стабилизации с перекрестными связями. А САУ, к примеру АБСУ-154 это нечто иное. В ней АП это просто исполнительный орган и не более того. Кстати, навигация - это отдельная система. Просто они работают вместе. А что касается авиационного подхода к СУ на Джемини, то это ничего не значит. Летали и летали. "Союзы" тоже летали, хоть и с другим подходом. И продолжают летать. Ты путаешь мнемонику для пилота с законами управления, зашитыми в ЭВМ. И вообще, Джемини делался для летчиков. Под них и заточен. А "Союз" делался для инженеров. Подходы к построение систем ориентации могут быть разные, это неважно. Важен результат.

Старый

ЦитироватьСтарый, АП это просто несколько каналов стабилизации с перекрестными связями.
Да уж какже! А не слабо к примеру одним нажатием кнопки сделать разворот на обратный курс? Причём таким образом чтоб трасса полёта в обратную сторону проходила параллельно трассе "туда" на заданном интервале? И если расстояние между трассами меньше чем двойной радиус разворота то автопилот должен сначала повернуть в другую сторону, отойти на необходимое расстояние и потом уже делать разворот. И это делает простенький автопилотик образца 60-х гг на магнитных усилителях.
 А вобще "стабилизация" и управление это и есть самое сложное. Ибо какраз там и проявляется вся эта аэродинамика, плескания топлива, перекрёстные связи и прочая, и прочая, и прочая. Определить куда нужно лететь т.е. какие углы, высоты и скорости стабилизировать это тьфу. Вообще не проблема. Оно сдерживалось только отсутствием на борту самолётов соответствующих навигационных систем. Как только появились первые РСБНы так их сразу же соединили с автопилотами и получились первые САУ.
 Вобщем грубо говоря сделать навигационную часть САУ гораздо проще чем управляющую.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Я ж говорю, мое развитие остановилось на АП-28, кстати, он на Ан-24 вроде был, значит и на твоем пепелаце должен был быть. В общем, все верно. Только АП получает текущую информацию от курсовертикали. И если у нее нет 4 кольца подвеса, то получишь ограничения на углы разворота. А четырехколечный подвес - это вес, стоимость изготовления и т.д. Головная боль одним словом. БИНС+БЦВК гораздо лучше.

Старый

ЦитироватьЯ ж говорю, мое развитие остановилось на АП-28,
Дык и моё - АП-28Л1Ф. :)
ЦитироватьА четырехколечный подвес - это вес, стоимость изготовления и т.д. Головная боль одним словом. БИНС+БЦВК гораздо лучше.
Ну лишняя рамка - далеко не самая дорогая и тяжёлая деталь в гировертикали. Однако для идеологии управления вобщем то не имеет значения что является источником информации. На современных самолётах вовсю применяют БИНС (правда не на наших) но идеология всё равно остаётся "авиационной".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Fakir

Цитировать
ЦитироватьБез модели движения самолета вокруг ЦМ не обойтись. Вот тут и нужны такие параметры ориентации, чтобы кинематическая модель не вырождалась.
Не знаю что нужно тут но у самолётов абсолютно ничего никуда даже и не пытается вырождаться. Даже вопроса такого не возникает. И вобще законы движения вокруг ЦМ это тьфу

Андрей, речь, видимо, о вырождении, которое получается в случае "обнулений" при использовании углов Эйлера либо Крылова для описании движения тела вокруг ЦМ? То самое, из-за которого кватернионное описание стали применять? Тогда понятно, почему у самолётов даже вопросов таких не возникает (по крайней мере, у транспортников, которым пилотаж крутить по должности не положено :) ) - они ж не совершают таких эволюций, при которых происходило бы вырождение, с гарантией практически не совершают.

А.Коваленко

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьБез модели движения самолета вокруг ЦМ не обойтись. Вот тут и нужны такие параметры ориентации, чтобы кинематическая модель не вырождалась.
Не знаю что нужно тут но у самолётов абсолютно ничего никуда даже и не пытается вырождаться. Даже вопроса такого не возникает. И вобще законы движения вокруг ЦМ это тьфу

Андрей, речь, видимо, о вырождении, которое получается в случае "обнулений" при использовании углов Эйлера либо Крылова для описании движения тела вокруг ЦМ? То самое, из-за которого кватернионное описание стали применять? Тогда понятно, почему у самолётов даже вопросов таких не возникает (по крайней мере, у транспортников, которым пилотаж крутить по должности не положено :) ) - они ж не совершают таких эволюций, при которых происходило бы вырождение, с гарантией практически не совершают.
Да, речь именно уб углах Эйлера-Крылова. И дело не только в ограничениях на углы разворота. В конце концов, есть же авиагоризонт АГИ-1, к примеру, у него нет ограничений на углы разворотов. Хотя он не на много сложнее, чем АГБ. Но это автономные гироскопические приборы. А как начинаешь вязать комплексную систему, да еще и без ограничений, да еще и в связке с навигацией, то тут и всплывает необходимость делать БИНС. А в ней об углах можно забыть. разве что, оставить их для индикации пилоту. А если пилота нет, то и отображать нечего :) Кстати, по кватерниону на дисплее "Союза" или "Прогресса" нет большой проблемы понять, как корабль ориентирован относительно базовой системы координат. И скорость понятна, с ней вообще просто все. Я вообще не понимаю, в чем смысл спора.

Старый

ЦитироватьДа, речь именно уб углах Эйлера-Крылова. И дело не только в ограничениях на углы разворота. В конце концов, есть же авиагоризонт АГИ-1, к примеру, у него нет ограничений на углы разворотов. Хотя он не на много сложнее, чем АГБ.
Что значит "есть"? Есть разве что в музее. Я в авиации в 1977 году таковых не застал. АГБ ещё сохраняется на вертолётах Ми-8. Как исторический раритет. Ну ветролёту пилотаж точно не грозит. Вобще в исторически обозримые времена применяется авиагоризонт АГД-1 который имеет лишнюю рамку и выбивание ему абсолютно не грозит. Но и это только в качестве резервного или на таких древних сараях как Ан-12//30. А так уже лет 40 как везде гировертикали и курсовертикали.

ЦитироватьНо это автономные гироскопические приборы.
 А как начинаешь вязать комплексную систему, да еще и без ограничений, да еще и в связке с навигацией, то тут и всплывает необходимость делать БИНС.
Платформенная или безплатформенная инерциальная система - не имеет никакого принципиального значения. Разница чисто техническая, типа БИНС легче и занимает меньше места.

ЦитироватьА в ней об углах можно забыть. разве что, оставить их для индикации пилоту. А если пилота нет, то и отображать нечего :)
А если допустим фотоапарат на объект навести? Или вектор тяги двигателя в нужном направлении?

ЦитироватьЯ вообще не понимаю, в чем смысл спора.
А кто собственно спорит? Я спросил почему в космонавтике не применяют авиационную идеологию ориентации, а со мной оказывается уже спорят...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

ЦитироватьЯ спросил почему в космонавтике не применяют авиационную идеологию ориентации, а со мной оказывается уже спорят...
Исторически сложилось. В СССР основы управления ориентацией КА заложил Б.В.Раушенбах. А он был математик, а не авиационный инженер. Ну и аэродинамика отсутствует как таковая, многие вещи можно сделать проще. Американцы пошли по другому пути, у них управление КК шло от управления самолетом, так как авиационные фирмы делали, да и NASA зародилась из авиационных организаций. Но в итоге они пришли к тем же принципам, что и у нас. На орбитальных станциях, на МКС в частности. Там их и наши системы говорят на одном языке. И европейцы на ATV используют ту же идеологию.

Старый

Ну станция ладно. Станция зверь большой, неманеврирующий (в общепринятом понимании этого слова). А вот на космических кораблях? И прочих активно маневрирующих и ориентирующихся аппаратах типа АМС или спутников наблюдения?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

ЦитироватьНу станция ладно. Станция зверь большой, неманеврирующий (в общепринятом понимании этого слова). А вот на космических кораблях? И прочих активно маневрирующих и ориентирующихся аппаратах типа АМС или спутников наблюдения?
На кораблях понятие рыскание, крен и тангаж имеют смысл только при полете в орбитальной системе координат. А она не всегда удобна. Например, когда нужна ориентация на объекты, неподвижные в инерциальнгм пространстве, звезды или Солнце, например. Все астрономические инструменты, типа HST или Chandra ориентируются в ИСК. А в этой системе координат углы теряют смысл, так как нет плоскости горизонта, к которой можно привязаться. Точнее, она есть, но не нужна. При стыковке кораблей выгоднее использовать инерциальную ориентацию, так как в этом случае во время сближения и причаливания не меняется освещенность мишеней или оптический и телевизионных приборов. Если стыковаться в ОСК, то с освещенностью будут проблемы. С математической точки зрения не важно, какая СК выбрана в качестве базовой. Так как машина все равно все сосчитает. Но в случае использования в качестве кинематических параметров углов Эйлера-Крылова могут быть проблемы вырождения при нулевых углах или при углах, равных 90 градусов. Хотя, и в космических системах могут использоваться углы. При построении ориентации методом трех последовательных плоских разворотов. Но такой метод не выгоден, лучше строить сразу один пространственный разворот. Один набор скорости, одно торможение. А не три, как в первом случае. Это принципиальное отличие от самолета, где присутствует аэродинамика. Там, где нужна постоянная ориентация на Землю, там выгоднее использовать орбитальную ориентацию, иногда с подкруткой за Солнцем. Там могут быть использованы другие методы управления ориентацией, но они тоже будут далеки от авиационных.
Примерно так.

PS
Все, что я тут понаписал - очень приблизительно и поверхностно. Если интересно, то лучше книжки почитать. Например, "Управление ориентацией КА" Раушенбаха и Токаря, для начала.

Sattel

Народ.
Я знаю, авиация вещь очень увлекательная, вы мне про "Горизонты" ответте.

N2H4

ЦитироватьНасколько я понимаю в Джеминае была применена полностью "авиационная" идеология управления. И отлично летали.
 Интересно, а в шаттле как?

Вот интересно в Аполлоне авиационная идеалогия или какая? А то там как-то совсем не отлично получилось, если судить по книжке, которую тут недавно рекламировали про Аполлон-13.
Командир рулил кораблем, а ему все напоминали про шар №8, на котором красные зоны, чтоб не зарулился случайно.


ЦитироватьПрибор, на который с беспокойством смотрел Суиджерт, являлся шаровым индикатором ориентации корабля, известным как шар номер 8. Он представлял собой маленькую сферу, на которую были нанесены вертикальные метки отсчета углов и горизонтальные линии уровня. Сферой управлял гироскоп, являвшийся сердцем навигационной системы корабля. Для того чтобы экипаж мог проложить курс в космосе, необходимо было постоянно знать ориентацию корабля по отношению к какой-либо точке на небе. Для этого на корабле была установлена система ориентации, содержащая гироскоп, сохранявший инерциально фиксированное положение в космосе по отношению к звездам. Гироскоп был подвешен на нескольких кардановых осях-опорах, которые двигались синхронно с перемещениями корабля. Система ориентации постоянно передавала в бортовой компьютер изменения в положении корабля по отношению к гироскопу, а значит и по отношению к звездам. Шар номер 8 отображал ту же информацию для экипажа.
Для космического корабля, который должен выдерживать свою траекторию до Луны на протяжении четверти миллиона миль с точностью до долей градуса, система работала очень хорошо, за одним исключением. Если корабль по какой-то причине отклонялся в крайнее правое или крайнее левое положение угла рысканья, то проявлялось неприятное свойство опор гироскопа: две оси устанавливались параллельно друг другу и как бы блокировались в таком положении, не позволяя бортовому компьютеру узнать текущее положение корабля. Мало кому понравится корабль без этого вестибулярного аппарата. Меньше всего – пилотам, которые надеются вернуться на нем домой. Поэтому шар номер 8 разработан, чтобы показывать экипажу, насколько близко к блокировке находятся оси гироскопа. Для этого на шаре помимо линий углов и уровней были нанесены два красных диска размером с монету на расстоянии 180 градусов друг от друга. Когда в окошке прибора появлялся красный диск, это означало, что оси гироскопа близки к блокировке. Когда диск появлялся в центре окошка, то оси гироскопа уже были заблокированы, информация об ориентации корабля утеряна. И сам корабль был утерян, если выражаться навигационным термином.

А.Коваленко

На Apollo была обычная классическая гиростабилизированная платформа с ограниченными углами прокачки. Насколько я помню со студенческих лет (делал УИРС по комплексным гироскопическим системам) там была ГСП с очень хорошими поплавковыми интегрирующими гироскопами на двойных микросинах.